- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Предупреждение правонарушений, как вид правоохранительной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009553 |
Тема: | Предупреждение правонарушений, как вид правоохранительной деятельности |
Содержание
Оглавление ВВЕДЕНИЕ 1 Глава 1. Предупреждение правонарушений, как вид правоохранительной деятельности 5 1.1. Понятие и значение предупреждения преступности. 5 1.2. Правовые основы предупреждения преступлений. 10 1.3. Виды и формы профилактики экономической преступности. 28 ГЛАВА 2. Деятельность ОВД по предупреждению экономических преступлений 40 2.1. Участие ОВД в профилактике преступлений в сфере экономической деятельности. 40 2.2. Применение ОВД специальных мер профилактики оперативно-разыскного характера в целях предупреждения преступлений в сфере экономики. 49 Заключение 53 ВВЕДЕНИЕ Предупреждение является стратегическим направлением в борьбе преступностью и реализуется целой системой государственных и общественных организаций в пределах установленной для них компетенции. Важная роль в осуществлении предупреждения преступлений отводится органам внутренних дел. Однако в качестве конкретной функции предупредительная деятельность сформировалась в 50-х – 60-х годах, после того, как разработкой данной проблемы занялась целая группа научных и практических работников. Почти одновременно, параллельно с этим процессом, в оперативно-розыскной деятельности все большее обоснование и распространение получает мнение о необходимости развития и совершенствования системы раннего предупреждения правонарушений с использованием возможностей оперативно-розыскной деятельности. В 60-е – 70-е года большой вклад в развитие профилактики преступлений органами внутренних дел внесли ученые, занимающиеся вопросами оперативно-розыскной деятельности (А.И. Алексеев, Б.Е. Богданов, Д.В. Гребельский, А.Г. Лекарь, В.А. Лукашов, С.С. Овчинский, В.Г. Самойлов, Г.К. Синилов и др.) Их научные разработки позволили определить новых подход к организации и тактике оперативно-розыскной профилактики. Результаты проведенных организационных и практических мер послужили основой для выделения оперативно-розыскной профилактики как составной части профилактики преступлений, осуществляемой органами внутренних дел в целом. Вместе с тем изменяющееся тенденции в самой преступности (повышение организованности преступных формирований, проведение ими контрразведывательных мероприятий, усиление агрессивности при совершении преступлений и т.п. ) требует развития и совершенствования всей оперативно-розыскной деятельности, в т.ч. и организации оперативно-розыскных профилактических мероприятий. Большая роль в развитии и совершенствовании оперативной профилактики в последний период принадлежит таким ученым как И.И. Еасецкий, И.П. Козаченко, С.С. Овчинский и др. Как итог проделанной работы в начале 80-х годов на основе обобщения практики деятельности органов внутренних дел и теоретических разработок оперативно-розыскной деятельности, наряду с выявлением лиц и фактов, представляющих оперативный интерес и оперативной разработкой. На современном этапе оперативно-розыскная профилактика входит в общую систему предупреждения преступлений в качестве специальной профилактики, осуществляемой органами внутренних дел, под которой понимается основанный на законах и ведомственных нормативных актах комплекс оперативно-розыскных и иных мероприятий гласного и негласного характера, проводимых с целью предупреждения преступлении. Задачами оперативной профилактики являются: 1) выявление условий, способствующих совершению преступлений и принятие мер по их устранению в пределах установленной компетенции. 2) выявление конкретных лиц, от которых, судя по достоверности установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, и оказание на таких лиц необходимого воспитательного воздействия с целью предупреждения с их стороны преступлений. В соответствии с этими задачами выделяются такие виды оперативно-розыскной профилактики, как общая и индивидуальная. Общая профилактика, осуществляемая оперативными аппаратами отличается от проводимой другими субъектами, прежде всего источниками получения информации об условиях, способствующих совершению преступлении. Они в подавляющем большинстве случаев негласного характера: конфиденциальные источники, разведопрос, личный сыск и т.п. По объему работы общепрофилактическая деятельность аппаратов уголовного розыска и ЭБиПК не является значительной и проводится, как правило, в процессе или по результатам мероприятий направленных на раскрытие преступлений. Наиболее значительное место в деятельности оперативных аппаратов занимает индивидуальная профилактика, под которой подразумевается непосредственное воздействие на конкретных лиц, могущих совершить преступление. Особенностью данного вида профилактики является активное использование в процессе профилактической работы, прежде всего, конфиденциальных источников, имеющих подходы к данному лицу, а также других оперативно-розыскных средств и методов. Безусловно, каждый из этих видов профилактик имеет свои особенности, специфические методы, что не исключает их одновременного осуществлении. Вся деятельность по профилактике преступлений оперативными аппаратами ОВД основывается на строгом соблюдении законности и направлена только на обеспечение интересов общества, прав и свобод граждан. Оперативно-профилактическая работа требует обширных познаний в области криминологии, психологии, экономики, педагогики; умение предвидеть развитие преступного индивидуального и группового поведения, знать его механизм. Глава 1. Предупреждение правонарушений, как вид правоохранительной деятельности 1.1. Понятие и значение предупреждения преступности. Предупреждение преступности - это целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения вовлечения в преступность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений. Термин «предупреждение преступности» не является бесспорным хотя бы потому, что нельзя предупредить уже имеющееся. А преступность — это то, что уже есть. С этой точки зрения термин безусловно уязвим, но он вошел в научный оборот, и вряд ли имеет смысл «революционно» ломать устоявшийся понятийный аппарат. Главное в нем — акцент на причинность и детерминацию преступности, на удержание людей от преступлений. Наряду с термином «предупреждение» часто употребляются другие: «профилактика», «предотвращение», «пресечение». Одними авторами понятия «предупреждение» и «профилактика» трактуются как синонимы, другие — при трехчленном понимании «предупреждения» и имея в виду прежде всего предупреждение преступлений, а не преступности в целом — рассматривают профилактику как часть «предупреждения», относя к последнему также предотвращение и пресечение преступлений1. При предотвращении речь идет о своевременном обнаружении фактов замышления преступлений, приготовления к их совершению, при пресечении и реагировании на начавшееся преступное поведение, и прежде всего в стадии приготовления, т. е. при приискании, изготовлении или приспособлении лицом средств или орудий совершения преступления, приискании соучастников преступления, сговора на совершение преступления либо при ином умышленном создании условий для совершения преступления. В этом смысле предотвращение и пресечение являются как бы мостиком между предупреждением в указанном выше классическом смысле или профилактикой при трехчленном понимании предупреждения преступлений и правоохранительной деятельностью. Можно сказать, что предотвращение и пресечение преступлений бывают даже ближе к правоохранительной деятельности, поскольку относятся к таким стадиям механизма преступного поведения, как принятие решения о преступлении, его планирование, подготовка и начавшееся исполнение решения. Выделение стадий предотвращения, пресечения, профилактики весьма значимо применительно к предупреждению именно преступлений. Когда же речь идет в целом о преступности как о социальном явлении, распространено употребление в целом термина «предупреждение преступности» с выделением в последнем разных видов и этапов предупредительной деятельности. Ряд авторов в понятия предупреждения, профилактики преступлений включают и аналитическую деятельность по изучению причин и условий преступлений , однако такую деятельность целесообразнее рассматривать в системе общей организационной деятельности по борьбе с преступностью как необходимую предпосылку и предупредительной, и правоохранительной деятельности. Следует иметь в виду то огромное значение, которое имеет предупреждение преступлений и преступности в целом. Именно оно позволяет не допускать массового криминального поведения со всеми его отрицательными последствиями. В частности, позволяет предупреждать отчуждение субъектов преступлений от ценностно- нормативной системы общества и государства, разрыв социально полезных связей преступников при их изоляции от общества, либо преимущественном замыкании на криминальной и деморализованной среде во время ведения антиобщественного образа жизни, при поисках источников дохода и т. п. Если человек социализирован в рамках криминального общества, существующих в нем отношений и правил поведения, ему крайне трудно утвердиться и успешно решать свои проблемы в официальном обществе и государстве с его нормативно-правовой системой. В обществе с высоким уровнем преступности огромные средства затрачиваются на системы охраны людей, имущества, общественного порядка, на обеспечение системы разоблачения и наказания многочисленных преступников. И все меньше средств остается на своевременное оказание социальной помощи нуждающимся в ней детям, семьям, имеющим детей, другим субъектам, на образование и культуру. В результате создается замкнутый круг: такая ситуация приводит к становлению на преступный путь все новых и новых людей и к расширению правоохранительной системы, затрат на нее все более масштабных средств. Нельзя забывать, что правоохранительная деятельность осуществляется тогда, когда уже имеются десятки тысяч покалеченных и убитых, материальный ущерб исчисляется огромными цифрами. А предупредительная деятельность направлена на то, чтобы этого не допустить. Значение предупреждения преступлений отмечали еще Платон и Аристотель, Монтескье и Беккариа, Вольтер и К. Маркс, другие мыслители. «Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни», писал Чезаре Беккариа. Все виды деятельности по предупреждению преступлений подразделяются на две части: * уголовная репрессия, то есть предупреждение, которое осуществляется в рамках уголовного правосудия; * профилактика или превенция, в которую входят все виды антикриминогенного воздействия, находящиеся за рамками уголовного правосудия. Уголовная репрессия - необходимое и очень весомое средство, но еще никто не доказал ее исключительность и преимущество перед другими. Признание специфичности уголовно-правового предупреждения ничего не меняет. Свои особенности имеет также предупреждение преступности средствами, предусмотренными административным, трудовым и другими отраслями законодательства, которые изучаются соответствующими правовыми науками. Экономические средства влияния на преступность, например, не менее специфичны и эффективны, чем уголовно-правовые. Предупреждение преступности средствами, которые предоставляет уголовное законодательство, должно протекать в сфере криминализации и декриминализации, предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия. Исследователи ФРГ пришли к выводу о том, что уголовно-исполнительные учреждения открытого типа применительно ко многим осужденным гораздо эффективнее и выгоднее «закрытых». Например, материальные затраты на исполнение лишения свободы и применение амбулаторных мер соотносятся между собой как 5:1. Одной из задач Уголовного кодекса является "предупреждение преступлений” (ст. 2 УК РФ), а одной из целей уголовного наказания - "предупреждение совершения новых преступлений" (ст. 43 УК РФ). Криминологическая теория предупреждения преступности - это учение о совокупности всех законных видов, форм, способов, средств и методов контроля над преступностью независимо от того какой отраслью права они предусмотрены. Предупреждение преступности является специфической разновидностью социального управления. Рассматривая систему деятельности по предупреждению преступности, можно выделить объект, субъект и меры предупреждения. Специфика деятельности по предупреждению преступлений состоит в том, что значительная ее часть связана с принуждением, сопряжена с вмешательством в сферу личной жизни, с ограничением конституционных прав и свобод личности. Эта принудительная часть должна быть жестко регламентирована законом. Отсюда следует, что кроме принципов социального управления (целеполагания, системности, объективности, основного звена, оптимальности и эффективности) предупреждение преступности должно соответствовать правовым принципам, важнейшим из которых является принцип законности. Предметом предупреждения преступности – является комплекс общественных (правовых) отношений, направленных на предупреждение (профилактику) преступности в целом и отдельных преступлений. Деятельность по предупреждению преступности должна быть направлена на: * выявление, устранение либо ослабление или нейтрализацию неблагоприятных факторов формирования личности, затрудняющих процесс социализации; * выявление и пресечение начавшегося процесса неправильного формирования личности и ее коррекцию; * недопущение перехода на преступный путь лиц с явной антиобщественной направленностью; * предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления. 1.2. Правовые основы предупреждения преступлений. Предупреждение преступлений следует рассматривать как вид деятельности органов внутренних дел, осуществляемой в пределах их компетенции в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ “ Об оперативно-розыскной деятельности ”Приказом МВД России от 17.01.2006 N 19 (ред. от 20.01.2016) "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" (вместе с "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений") и другими нормативными актами, путем проведения мероприятий по предупреждению, предотвращению и пресечению преступности в целях защиты жизни, здоровья, нрав и свобод личности, всех форм собственности и обеспечения общественной безопасности. Тем самым согласно ст. 2 ФЗ «Об ОРД» одной из задач оперативно-розыскной деятельности является - выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших. Т.е. предупредить можно только общественно опасные деяния, которые еще не совершены. Предупредить преступление означает непосредственно воздействовать оперативно-розыскными средствами на лицо (лиц), вынашивающее намерение совершить преступление и предпринимающее для этого определенные действия, либо на причины и условия, позволяющие совершить преступление. Цель предупреждения преступления состоит в том, чтобы предотвратить преступление еще до того, как соответствующее лицо (лица) приступит к его непосредственному осуществлению. Основанием для предупреждения служат сведения о подготовке определенного лица (лиц) к совершению преступления. Предупреждение может быть осуществлено как в отношении конкретного лица(лиц), так и в отношении неопределенного круга лиц. Важная роль в предупреждении преступлений принадлежит лицам, оказывающим органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, содействие на конфиденциальной основе или внедренным в организованные преступные группы. В настоящее время в России сформирована комплексная государственная система профилактики правонарушений, которая соответствует нынешним социально-экономическим отношениям и включает в себя органы представительной и исполнительной власти субъектов РФ, контролирующие, правоохранительные органы, общественные организации, бизнес, т.е. все без исключения субъекты власти, экономики, управления и представителей общественности. Важную роль в осуществлении специально-криминологических мер по предупреждению преступлений экономической направленности осуществляют ОВД: а) участковые уполномоченные полиции оказывают содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики; б) сотрудники подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства осуществляют выявление и документирование административных правонарушений, а также преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым необязательно; в) сотрудники специально созданных в структуре МВД России подразделений по борьбе с экономическими преступлениями: * выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики, вносят соответствующие предложения по своевременному информированию заинтересованных субъектов о необходимости их устранения; * проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлениями к преступлению и покушениями на преступления в сфере экономики; * проводят мониторинг состояния экономической преступности; * осуществляют комплексные мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц; г) сотрудники подразделений ОВД на транспорте: * разрабатывают и совместно с другими подразделениями органов внутренних дел проводят оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению экономических преступлений на предприятиях и в организациях транспорта; * не реже одного раза в полугодие проводят анализ процессов акционирования железнодорожного транспорта, вырабатывают и вносят руководству подразделений по борьбе с экономическими преступлениями предложения по пресечению и нейтрализации криминогенных процессов в данной сфере экономики. Кроме того, в Инструкции об организации проведения комплексных оперативно-профилактических операций в системе МВД, утв. приказом МВД России от 13 августа 2002 г. №772, содержится определение комплексной оперативно-профилактической операции как совокупности oпeративно-разыскных мероприятий, контрольно-надзорных, предупредительно-профилактических и иных мероприятий, осуществляемых органами внутренних дел не только самостоятельно, но и при необходимости совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с законодательными и иными нормативными актами РФ в масштабах страны, одного или нескольких субъектов РФ по единому замыслу для достижения конкретной цели. Структуру профилактического мероприятия можно представить в виде следующих элементов: * принципы, цели и задачи профилактики преступлений; * нормативная база (правовые основы) профилактики преступлений; * объекты предупредительной деятельности; * субъекты профилактики преступлений. Как и любая другая область социального управления, профилактика преступности должна отвечать принципам законности, демократизма, гуманизма и справедливости. Законность деятельности по предупреждению преступлений предполагает наличие и развитие правовой базы, неуклонное исполнение ее требований, иными словами, наличие достаточного правового регулирования на уровне закона и иных нормативных актов задач, методов, форм профилактики, прав и обязанностей субъектов (участников) этой работы, гарантий законных прав и интересов лиц, в отношении которых она осуществляется. В предмет их регулирования должны быть включены такие актуальные вопросы, как компетенция органов и лиц, осуществляющих меры по предупреждению преступлений, механизм их взаимодействия, участие общественных объединений, коммерческих и иных хозяйствующих организаций, источники ресурсного обеспечения, основания, формы и пределы использования элементов государственного принуждения, уровни, этапы, направления, виды профилактической работы. Органы внутренних дел в своей деятельности по предупреждению преступлений руководствуются Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральными конституционными законами, международными договорами РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами МВД России. Правовое регулирование проводится в трех основных направлениях: материально-правовом, процессуально-правовом и организационно-управленческом. Материально-правовое направление включает в себя правовые нормы, предусматривающие как меры воздействия на отдельных лиц и причины и условия совершения преступлений, направленные на предотвращение преступлений, устранение их причин и условий, так и меры стимулирования активности граждан в предупреждении и пресечении преступлений. В ч. 1 ст. 2 УК РФ предупреждение преступлений называется одной из основных задач. В гл. 6 "Неоконченное преступление" законодательно закреплены три его формы: приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30), покушение на преступление (ч. 3 ст. 30) и добровольный отказ от преступления (ст. 31); в гл. 11 регламентируются такие меры, как освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием (ст. 75), освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76). В соответствии с нормами Особенной части УК РФ освобождение от уголовной ответственности применяется, например, согласно п. 3 примечания к ст. 178 "Недопущение, ограничение или устранение конкуренции", п. 2 примечания к ст. 198 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица" или п. 2 примечания к ст. 199 "Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации". Профилактический и восстановительный эффект имеет ст. 104.1 УК РФ о конфискации имущества. Конфискации согласно данной статье подлежат, в частности, деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений, которые могут быть использованы преступником для продолжения своей противоправной деятельности либо финансирования преступных организации. При решении вопроса о конфискации имущества в первую очередь решается вопрос о возмещении вреда, причиненного законному владельцу. Процессуально-правовое направление правового регулирования представляют нормы, регламентирующие порядок выявления объектов профилактики преступлений, применения мер воздействия, взаимоотношений субъектов и объектов профилактической деятельности и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет основания и регулирует порядок осуществления процессуального принуждения, носящего превентивный характер, в отношении конкретного лица (разд. IV). Так, для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества, указанного в ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (см. ст. 115 и 116 УПК РФ). Не менее значимыми для профилактической деятельности являются нормы КоАП РФ, в котором предупреждение правонарушений определено одной из его основных целей (ч. 1 ст. 3.1). В ст. 29.13 Кодекса содержится норма, согласно которой "судья, орган, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствующих его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий". Здесь же закрепляется и обязанность соответствующих организаций и должностных лиц рассмотреть такое представление и в течение месяца сообщить о принятых мерах его инициатору. Кроме того, в КоАП РФ включена норма, устанавливающая административную ответственность в виде штрафа за "непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения" (ст. 19.6). В профилактике правонарушений в сфере экономической деятельности административная ответственность имеет немаловажное значение, так как преследует цель предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ). Такие виды административных наказаний, как предупреждение, административный штраф, конфискация, дисквалификация и другие могут быть применены в установленном порядке и в отношении лиц, состоящих на профилактическом учете в подразделениях ЭБиПК. Организационно-управленческое направление правового регулирования характеризуется нормами, определяющими круг субъектов предупреждения преступлений, их правовой статус, материально-техническое обеспечение и т.д., а также круг объектов профилактической деятельности, в частности категории лиц, подлежащих взятию на учет в целях наблюдения за ними и оказания на них предупредительного воздействия, виды учета и т.д. Правовые нормы, регулирующие отношения в области профилактики, содержатся и в Федеральном законе "О полиции", где среди основных направлений деятельности полиции наряду с защитой личности, общества, государства от противоправных посягательств, закреплено предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (п. 1 и 2 ст. 2). Кроме этого в Федеральном законе от 23 июня 2016 года № 182-ФЗ « Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации», в ст.6 п.11, п. 12 сказано, что так же профилактика правонарушений осуществляется по направлениям обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции, выявление и устранение причин и условий ее возникновения и одним из субъектов профилактики являются подразделения ЭБиПК. Преступность как сложное социальное явление имеет типичные закономерности, тенденции и формы развития, характерные не только для одного государства, но и многих других стран. Поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов имеет важное значение. Основные усилия по борьбе с преступностью в международном масштабе взяли на себя ООН, Интерпол и другие международные организации. В процессе своего исторического развития человечество использовало два основных способа противодействия преступным посягательствам на права и законные интересы личности, общества, государства: наказание за совершенные преступления и профилактика преступлений. Борьба с преступностью продолжает оставаться одной из самых злободневных и актуальных проблем в мировом сообществе. Так, на фоне усилий, предпринимаемых во всем мире по борьбе с терроризмом, излишне говорить о важности решения этой наболевшей проблемы в наши дни, когда терроризм из академической дефиниции превратился в страшную повседневную реальность, не имеющую национальных границ. По существу, все государства становятся объектом широкомасштабной криминальной деятельности преступных сообществ и организованных групп. Пожалуй, в настоящее время не найдется ни одной страны, которая могла бы заявить о полной победе над преступностью. Вместе с тем, за последние годы ряд зарубежных стран (Япония, Швеция, Дания, Испания и др.) достигли определенных успехов в предупреждении преступности, опыт которых мог бы быть востребован для его применения в условиях казахстанской действительности. Этому способствуют успешно проходящие в Республике Казахстан рыночные реформы, которые позволили сформировать смешанную многоукладную экономику, возродить частную собственность, в результате чего создана социально-экономическая основа, которая присуща развитым зарубежным государствам. В целом, изучение зарубежной практики предупреждения преступности может способствовать: во-первых, сравнению антикриминальной работы, проводимой зарубежными государствами с деятельностью по предупреждению преступности, осуществляемой в Казахстане; во-вторых, уяснению механизма (форм, мер, используемых средств) проведения работы зарубежных государств по предупреждению преступности; в-третьих, определению возможности и целесообразности заимствования зарубежного опыта в рассматриваемой сфере с целью его применения на территории Республики Казахстан. Анализ зарубежной практики противодействия преступности показывает распространение в большинстве зарубежных стран двух направлений предупреждения преступности: социальном и ситуативном. Социальное направление охватывает меры воспитательного характера в отношении несовершеннолетних лиц, других категорий населения, являющихся наиболее уязвимыми с точки зрения возможного совершения преступлений - лиц, злоупотребляющих алкогольными напитками, наркоманов, токсикоманов, безработных, а также лиц, имеющих психические отклонения. Однако основной акцент делается на совершенствовании форм работы местных общин, образуемых по месту жительства населения. При этом роль местных общин в реализации задач по предупреждению преступности из года в год повышается. Это обусловлено активной работой, проводимой ими среди всего населения, усилением роли и авторитета закона во всех сферах общественной и государственной деятельности, взаимовлиянием сфер борьбы с преступностью с другими сферами социальной деятельности. Ситуативное направление заключается в создании условий, позволяющих предотвратить совершение преступлений или не допустить возможности реализации преступных намерений. Это относится к формированию соответствующей правовой базы, организационных основ, экономических, информационных, технических и методических механизмов противодействия совершению преступлений. В отличие от социального направления ситуативное предполагает работу государственных структур, и в первую очередь органов полиции и юстиции. В целом, как социальное, так и ситуативное направления борьбы с преступностью позволили развить активность населения в сфере противодействия преступным проявлениям, установить приоритет предупреждения преступности в деятельности органов полиции и юстиции, улучшить взаимодействие органов правопорядка с местными общинами. Главным приоритетом уголовной политики в Японии, Франции, Великобритании, Дании и многих других является предупреждение преступности - как первичной, так и повторной, т.е. создание условий для того, чтобы человек не вставал на преступный путь, а вставший, но сошедший с него (добровольно или по принуждению властей), не оказался на нем еще раз. Вместе с тем, осуществление мер по предупреждению преступности неодинаково у зарубежных государств. Теми «общими чертами», которые объединяют эти системы являются разработка и принятие национальных законов, государственных и локальных программ по предупреждению преступности; организация единого координирующего органа по предупреждению преступности; вовлечение населения в предупреждение преступности; участие в международном сотрудничестве по предупреждению преступности, поэтому рассмотрим их более подробно. Значительным достижением в опыте зарубежных государств необходимо признать большое количество законов, специально направленных на предупреждение преступности. Например, в США приняты ряд законов, направленных на предупреждение преступности. В частности, в 1970 году США первыми в мире приняли Закон о контроле над организованной преступностью, который предусматривает систему мер по пресечению подлежащих федеральной судебной юрисдикции следующих категорий преступлений: убийства, подлоги, ограбления, взяточничество, организация азартных игр, мошенничество. В 1976 году принят Закон о контроле над преступностью, регламентирующий меры по борьбе с т. н. «отмыванием» криминальных доходов, защитой денежных знаков от подделок, предупреждению жестокого обращения с детьми, незаконного обращения с оружием и др.; в 1980 году - Закон о контроле над насильственной преступностью несовершеннолетних; в 1984 году - Закон о всеобъемлющей борьбе с преступностью, предусматривающий реализацию комплексных мер борьбы с наркоманией, преступностью несовершеннолетних и компьютерной преступностью. Позже, в 1994 году, принят Закон об усилении борьбы с преступностью, в котором предусмотрены ужесточение наказания, расширение применения смертной казни и развернутая система профилактических мер. Предупреждение преступности в США осуществляется на двух уровнях: общегосударственном (через правительственные программы борьбы с преступностью, решение вопросов координации, финансирования и т.д.) и региональном (проведение профилактической деятельности на уровне штатов путем принятия местных программ, организация предупредительной деятельности силами полиции и местного населения). Представляет большой интерес концепция восстановительного правосудия, принятая в США в 90-х годах XX столетия, согласно которой приоритетное значение в воспитании правонарушителя имеет его позитивно характеризующееся социальное окружение, а не органы полиции. Что касается последних, то их усилия также больше направлены на предупреждение преступлений, а не реагирование на уже совершенное преступление. Это подтверждается работой американских полицейских, которые регулярно осуществляют патрулирование улиц, проводят активную разъяснительную работу среди граждан по недопущению совершения правонарушений в общественных местах, взаимодействуют с населением на предмет получения информации о правонарушителях и преступниках. Наличие достаточного финансирования органов полиции США позволяет им привлекать население для охраны правопорядка. Это достигается следующими способами: выплата денежных вознаграждений гражданам, активно содействующим органам полиции в розыске преступников, организация на добровольной основе клубов общественных помощников органам полиции, выдача различных грамот, призов, памятных знаков и т.д. Предупреждение преступности не может быть эффективным, если оно не мобилизует все возможности общества на плановой, систематической и скоординированной основе. Именно поэтому, во многих странах - членах Европейского Союза (Бельгии, Дании, Франции, Великобритании, Нидерландах, Норвегии, Швеции и т.д.) еще в 60-80-х годах XX столетия были созданы национальные организации, различающиеся по структуре и форме, для планирования и координации превентивной деятельности на всех уровнях. Эти организации, включающие представителей различных государственных и общественных организаций, слу....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: