VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовые проблемы антиалкогольной политики современной России

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010800
Тема: Правовые проблемы антиалкогольной политики современной России
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
"Курганский государственный университет" (КГУ)

Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права


Правовые проблемы антиалкогольной политики
современной России

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Студент группы ЮЗ-50114в                                                              А.С. Бабулин

Направление - Юриспруденция 40.03.01

Руководитель
к.ю.н., доцент                                                                                   Ж.С. Жайкбаев

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент                                                                                       Л.Н. Чертова





Курган 2017
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
	1.1. Антиалкогольная политика до 1914 года и "Сухой" закон в 	Российской Империи.
	1.2. Антиалкогольная кампания в СССР.
2. АЛКОГОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
	2.1. Состояние современной алкогольной ситуации в России.
	2.2. Развитие алкогольной ситуации в современной 	России.
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОЙ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
	3.1. Концепция реализации антиалкогольной политики Российской 	Федерации на период до 2020 года.
	3.2. Правовое обеспечение борьбы государства за сокращение 	потребления алкоголя в России.
4. ОСНОВНЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ





ВВЕДЕНИЕ
     
      На сегодняшний день в Российской Федерации существует огромное количество неразрешённых проблем, которые периодически озвучиваются в гражданском обществе, Президентом в посланиях Федеральному Собранию, а также в научной и различной публицистической литературе. Кроме проблем с бедностью, низким уровнем жизни населения, высоким уровнем преступности, возросшим процентом инвалидности россиян, демографией, также отмечается проблема алкоголизации нации.
 	B условиях обострившихся в России социально-экономических и политических противоречий наблюдается устойчивая тенденция к расширению масштабов пьянства и алкоголизма. C середины 1980-х годов происходит непрерывный рост производства отечественной и ввоза зарубежной алкогольной продукции. K середине 1990-х годов совокупная мощность производящих спиртные напитки фирм в России превзошла показатели 1990 г. в 2,2 раза, а в начале 2000-х годов уже превысила в 5,3 раза.
 	Алкогольная продукция стала мощным отрицательным фактором, вызывающим деградацию многих граждан, усугубляющим негативные социальные процессы. B России значительно сократились средняя продолжительность жизни, рождаемость, увеличилась смертность по причинам, непосредственно зависящим от потребления спиртных напитков.
 	Большая проблема алкоголизации населения напрямую связана с ростом преступности. B России более чем 80% тяжких преступлений совершается лицами в состоянии алкогольного опьянения. B пьяном виде ежегодно совершают преступления каждый третий взрослый и каждый шестой несовершеннолетний преступник. Нарастающие масштабы алкоголизации населения усиливают криминальную напряженность. В настоящее время в многих регионах Российской Федерации (Ингушетия, Калмыкия, Хакасия, Алтайский Край, Магаданская, Пермская, Северная Осетия-Алания, Сахалинская, Томская, Тюменская область, лидируют Якутия и Карелия) более половины всех раскрытых криминальных проявлений совершаются пьяными преступниками, меньше же всего "пьяного" криминала происходит в Санкт-Петербурге.
 	По статистике за 2016 год в Российской Федерации было совершено более 15 тысяч ДТП по вине нетрезвых водителей, что на порядок больше чем в предыдущие года.  
 	Русский народ на протяжении столетий был одним
из самых трезвых народов Европы, вплоть до 60-х годов ХХ века. Тогда был преодолён критический уровень потребления алкоголя в 8 литров
на душу населения в год, за которым следует необратимое угасание этноса.
В настоящее время уровень потребления алкоголя в 18 литров привёл
к такому кризису общественного здоровья, который Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала беспрецедентным для индустриально развитой страны в мирное время1.
 	Основная проблема сохранения и улучшения здоровья населения Российской Федерации сейчас особенно актуальна и выходит на первое место среди приоритетных отраслей, требующих государственного регулирования. В соответствии с Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, алкоголизм является одним из факторов демографического и социального кризиса в России и представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, общества, государства.
   	В вышеуказанной Концепции определено, что целями реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации являются: значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции; повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией; повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Достижение указанных целей базируется на следующих принципах: 
   1. обеспечение приоритетности защиты жизни и здоровья граждан по отношению к экономическим интересам участников алкогольного рынка; 
   2. взаимодействие органов государственной власти, общественных организаций и религиозных объединений, представителей бизнеса и граждан, не связанных с алкогольной индустрией; 
   3. информационная открытость результатов проведения мер, направленных на снижение масштабов злоупотребления алкогольной продукцией.
   	Причинами для разработки как целей, так и принципов реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации является достаточно сложная ситуация. Она выражается в высокой смертности от злоупотребления алкогольной и спиртосодержащей продукцией. В связи со злоупотреблением алкогольной и спиртосодержащей продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти. От причин непосредственно связанных с алкогольной продукцией (алкогольная кардиомиопатия, случайные отравления алкоголем, алкогольная болезнь печени, хронический алкоголизм, алкогольные психозы, дегенерация нервной системы, вызванная алкоголем, хронический панкреатит алкогольной этиологии) в 2016 г. умерло 68,6 тыс. человек, из которых 50,5 тыс. мужчин и 18,1 тыс. женщин. Неумеренное потребление алкоголя наиболее очевидным образом связано с высокой смертностью от внешних причин смерти, однако связь прослеживается и когда речь идет о преждевременной смертности от многих заболеваний, в этиологии которых искусственно усиливается экзогенная составляющая. Специалисты Росстата выяснили, что в 2016 году россияне выпили около 4,5 миллиарда бутылок водки (31,5 бутылки на каждого жителя РФ, включая детей) и это только по официальной информации, но как нам известно также существует и "черный" рынок алкоголя, точных данных по которому нет. Согласно исследованию Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), уровень потребления спиртного на душу населения РФ составляет 18 литров в год. По этому показателю Россия занимает четвертое место в мире, уступая Молдавии, Чехии и Венгрии. Относительно безопасным уровнем специалисты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) называют 8 литров алкоголя на душу населения, среднемировой показатель составляет 6,1 литра. Следовательно, все вышесказанное определяет актуальность выбранной темы исследования. 
	Таким образом, необходимо более детально проанализировать актуальную алкогольную ситуацию в России. Кроме того, требует оценки как опыт прошлого нашей страны по борьбе с алкоголизмом, так и современный подход к антиалкогольной политике. Так же необходимо разработать пути совершенствования правового регулирования антиалкогольной политики. Такой системный подход к исследованию правовых проблем антиалкогольной политики в современной России будет способствовать не только приращению знаний, но и позволит разработать практические рекомендации, реализация которых поможет преодолеть пагубные последствия пьянства для России. 
	Степень разработанности темы. Теоретическую основу работы составили труды ученых - правоведов: Дмитриева В.К., Норова В., Барк П., Введенского И.Н., Мендельсон А., Кирюшенко А.Г., Петровой Ф.Н., Магорова А.Н., Заиграева Г.Г., Халтуриной Д.А., Коротаева А.В., Немцова А.В., Кошкиной Е.А. и других.
	Объектом исследования является антиалкогольная политика как определенное общественное отношение.
	Предмет исследования - снижение потребления алкоголя в России.
	Цель настоящего исследования заключается в анализе динамики алкогольной ситуации в России.
	В соответствии с указанной целью исследования были определены следующие задачи:
- выявление проблем в антиалкогольной политике XIX-XX веков;
- анализ алкогольной ситуации в современной России;
- исследование нормативно-правовых основ современной антиалкогольной политики  в России;
- разработка путей совершенствования правового регулирования антиалкогольной политики Российской Федерации.
	Методологическая основа исследования. В основу изучения проблемы антиалкогольной политики в рамках настоящей работы положен диалектический метод познания социальных явлений и органично связанные с ним общенаучные и частные методы исследования: социологический, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, логический, системного анализа, синтеза, абстрагирования.
	Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованных источников.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   1. ПРОБЛЕМЫ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И СОВЕТСКОМ ГОСУДАРСТВЕ.
   1.1. Антиалкогольная политика до 1914 года и "Сухой" закон в Российской Империи.
   
   
   	Антиалкогольная политика до 1914 года включала в себя следующие мероприятия:
1. Разрешение на создание общественных организаций (обществ трезвости), занятых антиалкогольной пропагандой и борьбой с нелегальной торговлей алкоголем. Первые общества появились в более благополучных, западных Ковенской и Виленской губерниях. 
2. Постепенное увеличение акцизных сборов, которые с 1870 по 1894 удвоились2. 
3) Позволение местным властям ограничивать торговлю алкоголем. 
4) В период 1895-1901 гг. была введена государственная монополия на водочную торговлю, которая, однако, не привела к сокращению потребления алкоголя, главным образом, из-за большого числа частных мест продажи казенного вина и развития нелегальной виноторговли3.
	Владимир Рогоза в еженедельнике «Школа жизни» говорит, что в бюджет Российской империи в 1914 г. был заложен доход от винной монополии в размере 1 млрд руб. Деньги по тем временам были солидные, но получались они за счет человеческих жизней — с 1911 по 1913 год потребление водки выросло на 17%. 1913 год в истории Российской империи был признан одним из самых пьяных. В прессе и в Государственной думе бюджет открыто называли пьяным, а власть обвиняли в целенаправленном спаивании народа. Проблема потребления алкоголя на самом деле стояла очень остро. Финансовые потери от преступлений, травматизма и прогулов, связанных с пьянством, были значительными. Но главное — пьянство начинало угрожать здоровью нации и существованию российской цивилизации.
	В этом же году император Николай II перешел к открытой поддержке крепнущего народного трезвеннического движения и проведению политики системного ограничения потребления алкоголя — в памяти была недавняя печальная история: в 1905 году, когда началась война с Японией, многие резервисты запили, что называется «по-черному», и страна не сумела в нужные сроки отмобилизовать армию.
	Разумные и думающие люди не только выступали за трезвость против активного спаивания народа, но и подкрепляли свои слова практическими действиями. За шесть месяцев 1914 г. (с февраля по июль) правительство Российской империи утвердило 800 просьб сельских обществ запретить продажу алкоголя на их территории. Это на 200 обращений больше, чем за весь период с 1895 по 1906 г. В мае 1914 г. в Думе активно обсуждался вопрос о том, что, если начнется война, нужно будет ввести существенные ограничения на торговлю спиртным, а то и сухой закон. 22 мая в соответствии с указом царя был издан приказ по военному ведомству № 309 о мерах против потребления алкоголя в армии. Согласно приказу, офицеры, появившиеся в нетрезвом состоянии где бы то ни было, подвергались строгому дисциплинарному воздействию вплоть до увольнения со службы. Работа начальствующего офицерского состава оценивалась по степени трезвости подчиненных.
	18 июля 1914 г., когда было известно, что Россия будет участвовать в войне, император Николай II предоставил право местным органам самоуправления по их усмотрению и под их ответственность закрывать алкогольную торговлю. И в течение трех дней по всей России торговля алкоголем была почти полностью прекращена. Когда в стране начали проводить мобилизацию, оказалось, что принятых мер недостаточно. 16 августа 1914 г. сухой закон ужесточили и продлили до завершения военных действий4. Алкоголь использовался только в медицинских целях для нужд фронта. Никто тогда не мог предположить, что ограничение будет действовать почти десять лет. Именно об этом периоде английский общественный деятель Ллойд Джордж писал: «Это самый величественный акт национального героизма, который я только знаю».
	Первоначально Министерство финансов планировало возобновить продажу крепких алкогольных изделий с 7 августа, затем с 16 августа и, наконец, с 1 сентября. Но 4 августа в Москве Николай II провел заседание Совета министров. «Сообщив нам,— пишет в мемуарах П. Барк,— о многочисленных полученных им просьбах, государь добавил, что он еще утром принял депутацию от крестьян, которая умоляла его не открывать вновь винных лавок, и посему он желал бы выслушать мнение Совета министров, насколько такое желание осуществимо. Все присутствующие министры в принципе ответили утвердительно»5. 16 августа 1914 г. председатель Совета министров уведомил министра юстиции, что император Николай II с 22 августа продлил сухой закон до окончания военного времени6. А 30 августа 1914 г. Николай II издал указ о прекращении выдачи чарки вина солдатам и матросам, увеличив им в счет этой суммы выдачу продовольственного пайка7. Как пишет В.С. Пикуль в своем романе «Нечистая сила», именно по инициативе министра финансов П.Л. Барка законом от 16 сентября 1914 г. торговля водкой на время войны была полностью прекращена.
	Пиво в начале боевых действий еще не было запрещено, и эту лазейку использовал алкогольный бизнес. Власти это понимали и хотели каким-то способом сократить потребление пива. 11 ноября 1914 г. вышло распоряжение правительства «О повышении акциза с пивоварения», которое спровоцировало значительное повышение цен на пиво, что сделало его менее доступным8.
	В тот же период времени по инициативе императрицы Александры Федоровны и при активном участии Всероссийского Александро-Невского братства трезвости в Российской империи было прекращено издание литературы, пропагандирующей потребление алкоголя, в частности в 1914–1915 годах прекратили существование «Журнал Бакинско-Дагестанского комитета виноградарства и виноделия», «Вестник винокурения», «Вестник спиртовой промышленности», «Отчеты Главного управления неокладных сборов и казенной продажи питий». Кроме того, закрылся ряд винокуренных предприятий «Донской областной комитет виноградарства и виноделия», «Липский И.В.», «Одесское товарищество пивозаводчиков», «Редерер Генрих», «Русский пивовар», «Российское общество винокуренных заводчиков», «Южно-Русское акционерное общество пивоваренных заводов» и многие другие.
	Первым результатом введения "принудительной трезвости" стало, по мнению психиатра Введенского, резкое сокращение числа вновь заболевших алкоголизмом9. С другой стороны, тот же Введенский отмечал большой рост отравлений суррогатами алкоголя. Население быстро осваивало методы очистки денатурата.
	Влияние трезвой жизни быстро сказалось на улучшении здоровья людей, состоянии общества, работы предприятий, порядка в городах
и деревнях. Подводя итоги годового опыта трезвости, доктор медицины
А. Мендельсон пишет: «…дальнейшая добровольная трезвая жизнь получила в свою пользу аргумент, равного которому не было в истории человечества»10. 
	Результаты принятых мер были ошеломляющими. В 1915 году потребление алкоголя сократилось до 0,2 литра на душу населения. Производительность, труда повысилась на 9-13%, несмотря на большое количество призванных в армию. На 27-30% снизились прогулы. В разы сократился производственный травматизм. Число арестованных в пьяном виде во втором полугодии 1914 года сократилось на 70%. Число доставленных в вытрезвители сократилось в 29 раз. Число самоубийств на почве алкоголизма в Петрограде упало на 50%. Подобные же результаты были получены ещё по 9 губерниям России. 
	Число денежных вкладов в сберкассы увеличилось, прирост составил 2,14 млрд. руб., против 0,8 млрд. руб. в прежние годы, до введения запрета. Народ, в своей основной массе, горячо поддержал идею всеобщей трезвости, одобрение которой наиболее чётко изложено было в законопроекте крестьянских депутатов «Об утверждении на вечные времена трезвости в России».
	08 ноября 1917 года Петроградский Военно-революционный комитет (ВРК) издал Приказ, гласивший: «Впредь до особого распоряжения воспрещается производство алкоголя и всяких алкогольных изделий»11. В 1918 г. в Петрограде были ликвидированы все алкогольные запасы, которые хранились с 1914 года. 19 декабря 1919 года Совет народных комиссаров (СНК) РСФСР принял Постановление «О запрещении в РСФСР без разрешения производства и продажи спирта, крепких напитков и не относящихся к напиткам спиртсодержащих веществ».
	Вот что сообщал в «Сборнике против пьянства» в 1926 году первый нарком здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко: «Результаты сразу же сказались после действия запрета. Исчезло пьянство, а с ним и драки, убийства, пожары в деревнях, несчастные случаи на фабриках и заводах; уменьшилось количества смертей, на которых пьянство вредно отражается (воспаление лёгких, чахотка, сифилис), меньше стало душевнобольных (сумасшедших)»12. 
	Вместе с тем, необходимо признать, что в период с 1921 по 1924 год  наблюдался рост производства самогона. На основании этого делаются попытки признать несостоятельными и неэффективными все законодательные меры, предпринимавшиеся правительством в тот период. 	Однако если в 1913 г., к моменту введения ограничений, душевое потребление составляло 4,7 литра, то в 1923 г. вместе с самогоном — почти
в 6 раз меньше. Если же брать во внимание только государственный алкоголь, то уровень его потребления в 1913 году был достигнут только к 1963 году. Можно сделать вывод, что эффект действия ограничительных мер действовал 50 лет.


1.2. Антиалкогольная кампания в СССР.


	В наше время наибольшей известностью пользуется антиалкогольная кампания в период 1985—1987 гг., перед началом и в самом начале Перестройки. Однако борьба с пьянством велась и при предшественниках Горбачёва, тем не менее, потребление алкоголя в СССР неуклонно росло.
	В 1958 году было принято Постановление ЦК КПСС и советского Правительства «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях торговли общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха13.
	Позже последовала новая антиалкогольная кампания, которая началась в 1972 году. 16 мая было опубликовано Постановление № 361 «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков. Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно; из фильмов вырезали сцены с употреблением спиртных напитков. Лозунг кампании: «Пьянству — бой!».
	В мае 1985 года началась новая волна кампаний против алкоголя. 7 мая 1985 были приняты Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма» и Постановление Совмина СССР N 410 «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения», которыми предписывалось всем партийным, административным и правоохранительным органам решительно и повсеместно усилить борьбу с пьянством и алкоголизмом, причём предусматривалось значительное сокращение производства алкогольных напитков, числа мест их продажи и времени продажи. 16 мая 1985 вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом, искоренении самогоноварения», который подкреплял эту борьбу административными и уголовными наказаниями. Соответствующие Указы были приняты одновременно во всех союзных республиках. В выполнение этой задачи втягивались также в обязательном порядке профсоюзы, вся система образования и здравоохранения, все общественные организации и даже творческие союзы (союзы писателей, композиторов и т. д.). Исполнение было беспрецедентным по масштабу. Государство впервые пошло на снижение доходов от алкоголя, которые были значимой статьёй государственного бюджета, и стало резко сокращать его производство.
	Магазины, в которых продавалось спиртное, могли делать это лишь с 14.00 до 19.00. В связи с этим бытовала поговорка: "В шесть утра поёт петух, в восемь — Пугачёва, магазин закрыт до двух, ключ — у Горбачёва"14.
	Задействованы жёсткие меры против распития спиртного в парках и сквериках, а также в поездах дальнего следования. Пойманные в пьяном виде имели неблагоприятные последствия на работе. За употребление спиртного на рабочем месте — увольняли с работы и исключали из партии. Были запрещены банкеты, связанные с защитой диссертаций, стали пропагандироваться безалкогольные свадьбы. Появились так называемые «зоны трезвости», в которых спиртное не продавалось.
	Действия сопровождались интенсивной пропагандой трезвости. Повсеместно стали распространяться статьи академика АМН СССР Ф. Г. Углова о вреде и недопустимости потребления алкоголя ни при каких обстоятельствах и о том, что пьянство не свойственно русскому народу. Из кинофильмов вырезались алкогольные сцены, а на экран пустили боевик «Лимонадный Джо».
	Жёсткие  и безоговорочные требования отказа от алкоголя стали предъявляться к членам Партии. От членов партии требовалось также «добровольно-принудительное» вступление в Общество трезвости.
	Официально опубликованные продажи спиртного на душу населения в стране за годы антиалкогольной кампании снизились более чем в 2,5 раза. В 1985—1987 годах уменьшение государственной продажи алкоголя сопровождалось ростом продолжительности жизни, ростом рождаемости, сокращением смертности. За время действия антиалкогольного постановления рождалось в год по 5,5 миллионов новорождённых, на 500 тысяч в год больше, чем каждый год за предыдущие 20-30 лет, причём ослабленных родилось на 8 % меньше. Ожидаемая продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2,6 года и достигла максимального значения за всю историю России, снизился общий уровень преступности15. 
	После всех принятых мер реальное снижение потребления алкоголя было менее значительным, в основном за счёт развития самогоноварения, а также нелегального производства алкогольной продукции на государственных предприятиях. Усиление самогоноварения привело к дефициту в розничной продаже сырья для самогона — сахара, а следом — дешёвых конфет, томатной пасты, гороха, круп и прочего, что привело к росту общественного недовольства. Существовавший и ранее теневой рынок кустарного алкоголя получил в эти годы значительное развитие — водка пополнила перечень товаров, которые нужно было «доставать». Немыслимых размеров достигла спекуляция алкоголем, даже продукция крупных Ликеро-водочных заводов (ЛВЗ) полностью скупалась спекулянтами, которые получали до 100—200 % прибыли в день. Несмотря на снижение общего числа отравлений алкоголем, выросло количество отравлений спиртосодержащими суррогатами и неалкогольными одурманивающими веществами, к примеру, широкое распространение получила практика добавления к пиву дихлофоса с целью усилить опьянение, а также увеличилось количество токсикоманов. Тем не менее, рост потребления «нелегального» алкоголя не компенсировал падения потребления алкоголя «легального», в результате чего реальное сокращение общего потребления алкоголя всё-таки наблюдалось, что и объясняет те благотворные последствия, как снижение смертности и преступности, рост рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни, которые наблюдались в ходе проведения антиалкогольной кампании.
	Значительное снижение торговли алкогольной продукцией нанесло серьёзный ущерб советской бюджетной системе, поскольку ежегодный розничный товарооборот в среднем сократился на 16 млрд рублей. Урон для бюджета оказался неожиданно велик: вместо прежних 60 миллиардов рублей дохода пищевая промышленность принесла 38 миллиардов в 1986 году и 35 миллиардов в 1987-м. До весны 1985 года алкогольная продукция давала не менее 25 % поступлений в бюджет от розничной торговли, за счет высоких цен на него удавалось дотировать цены на хлеб, молоко, сахар и другие продукты. Убытки понесенные от сокращения продажи спиртного компенсированы небыли, к концу 1986 года бюджет, фактически, рухнул.
	Массовое недовольство кампанией и начавшийся в 1987 году в СССР экономический кризис вынудили советское руководство свернуть борьбу с производством и потреблением алкоголя. По случаю 20-летия антиалкогольной кампании в 2005 году Горбачёв в одном из интервью заметил: «Из-за допущенных ошибок хорошее большое дело закончилось бесславно»16.
	Обобщая результаты проведенного анализа, отметим, что во время использования попыток по ограничению изготовления и продажи алкогольной продукции во все времена правительство добивалось снижения уровня преступности, несчастных случаев на производстве, количества заболеваний, связанных с алкогольной зависимостью, всегда приводили к улучшению демографических, социально-экономических и морально-нравственных показателей жизни отдельного человека, общества, страны в целом. Но при этом и увеличивались отравления спиртосодержащими суррогатами и неалкогольными одурманивающими веществами. Существенное снижение продаж алкоголя наносило очень серьезный ущерб по бюджету государства.  
	Более ста лет Российская статистика регистрирует людские потери от алкогольной смертности. Примерно столько же времени периодически предпринимались попытки проведения антиалкогольной политики. C точки зрения борьбы с пьянством ни одна из попыток не была успешной, а некоторые, по моему мнению, нанесли вред. Причина неудач, по крайней мере, в последние сто лет, на мой взгляд, в том, что все принимаемые решения основывались на «здравом смысле» руководителей, и в лучшем случае, на опыте других стран. Россия, пожалуй, единственная страна, где проблема негативных последствий потребления алкоголя стоит столь остро, и нет ни одной научной организации, всерьез занимающейся этой проблемой. Международные организации вложили в изучение российских алкогольных проблем больше, чем государственный бюджет. Опасное потребление алкоголя и потребление алкоголя вообще - весьма сложная социальная проблема. Проблема существует много лет и требует не быстрых решений, а тщательного изучения. Далеко не всегда удается объяснить, почему изменение в динамике уровня алкогольной смертности произошло именно тогда, когда оно произошло. К сожалению, не мало активистов борьбы за трезвость считают иначе и требуют незамедлительных мер для предотвращения алкогольной катастрофы в России.
	На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Во-первых, все "сухие" законы в нашем государстве отменялись как "мера временная, необычного свойства". Во-вторых, принятые запреты не решают всю алкогольную проблему, но они системно влияют на одну из главных причин алкоголизации граждан, резко сокращая алкогольный прилавок в стране. В-третьих, в окончании борьбы с алкогольной зависимостью были заинтересованы внешняя и внутренняя алкогольные мафии. В-четвертых, для окончательного решения алкогольной проблемы в государстве единовременно должен применяться как "сухой" закон, так и постоянное всеохватывающее перепрограммирование населения с так называемой культуры пития на культуру трезвости, то есть речь идет о средствах массовой информации. В-пятых, несомненно запреты на производство и торговлю алкоголем являются залогом решения такой проблемы, как самогоноварение, брагоизготовление и варение всяких наливок и прочего нелегального продукта, ведь при запрете сразу видно нарушителей. В-шестых, исторический опыт доказывает, что необходимыми составляющими такой политики должны быть как административно-ограничительные меры (по цене, времени и месту продажи алкоголя и другие), так и масштабные просветительские программы, информирующие о пагубности употребления алкоголя и формирующие мотивы к ведению трезвого здорового образа жизни.
	Для определения существующих проблем в наше время следует провести дополнительные исследования, к которым мы перейдем в следующей главе.
2. АЛКОГОЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ.
2.1. Состояние современной алкогольной ситуации в России.


	Проблема пьянства в начале XXI века приобрела особенно болезненный для общества характер. По своему разрушительному воздействию на общество, судьбы людей, физическое и нравственное здоровье народа нынешние масштабы алкоголизации населения не идут ни в какое сравнение с ее размерами на всех предшествующих этапах развития страны. Наиболее очевидными проявлениями неблагополучия алкогольной ситуации, позволяющими оценить масштабы алкогольных проблем в России, являются высокая заболеваемость алкоголизмом, а также смертность и преступность, непосредственно связанные со злоупотреблением алкоголем. Однако на сегодняшний день большинство исследователей, занимающихся изучением алкогольной ситуации в России, отмечают, что описание и оценка алкогольных проблем – трудная задача в связи с очень низким качеством алкогольной статистики в России.
	Практически по всем своим параметрам: уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве злоупотребления спиртными напитками, распространению алкоголизации подростковой и женской части населения, острота проблемы пьянства приобрела характер, серьезно подрывающий сами социально-экономические, духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества и государства, национальной безопасности. Особенно резко ухудшилась алкогольная ситуация за последние два десятилетия. Так, главный показатель алкоголизации – потребление алкоголя в расчете на душу населения только за минувшие два десятилетия (1989–2010) увеличился в 1,5 раза и достиг 18 литров абсолютного алкоголя (чистого спирта), что в два раза выше того уровня, который Всемирная организация здравоохранения признала особо опасным для здоровья людей.
	По данным медицинской статистики, около 2,7 млн. человек подвержены алкогольному заболеванию. Однако реальное количество больных алкоголизмом намного превышает число находящихся под диспансерным наблюдением. Возможное количество больных алкоголизмом, по оценкам экспертов, составляет около 5 млн. человек, или 3,4% от всего населения России.
	Потребление алкоголя приводит к преждевременной, предотвратимой смерти около пятьсот тысяч человек ежегодно. В России очень высок уровень потерь, связанных с алкоголем: 26% от всех смертей в разной степени связаны с алкоголем, 30% у мужчин и более 15% у женщин в среднем по стране.
	С 1991 г. количество отравлений со смертельным исходом выросло в 2,6 раза, а смертность, по причинам, непосредственно связанным с потреблением алкоголя, более чем в 3 раза. Это значит, что в России из-за алкоголя почти треть смертей мужчин и седьмая часть смертей женщин наступают преждевременно и связаны с алкоголем. В то же время заметный спад алкогольной смертности в 2006 г. произошел впервые за последние 8 лет. Однако он ликвидировал лишь меньшую часть алкогольных потерь. Алкогольная смертность по прежнему представляет собой мощнейший источник демографического неблагополучия и прямую угрозу демографическому развитию страны. По данным и российских, и зарубежных исследователей, смертность от алкогольных отравлений в России самая высокая в мире. При этом официальная статистика занижена на порядок, если сравнивать ее с результатами судебно-медицинских экспертиз17.
	Наряду с общим ростом алкоголизации населения и увеличением заболеваемости алкоголизмом отмечается отчетливая тенденция к росту удельного веса женского алкоголизма по отношению к мужскому. В настоящее время в России зафиксировано 418 тыс. женщин с диагнозом «алкоголизм» и 74 тыс. «выпивающих с вредными для здоровья последствиями»18. По оценкам независимых специалистов, женщин-алкоголиков у нас не менее 5 миллионов. Если же говорить не о клиническом диагнозе, а о тех, кто просто «злоупотребляет», это число может удвоиться. Если десятилетие назад на десять алкоголиков приходилась лишь одна женщина, то сегодня – уже четыре19.
	Возросшая алкоголизация подростков и женщин значительно увеличивает риск алкогольных заболеваний, размеры неблагополучия в семьях, что в свою очередь приводит к безнадзорности и беспризорности детей, к раннему приобщению детей и подростков к алкоголю. На сегодняшний день в многочисленных публикациях указано, что, по данным Генпрокуратуры, в стране 178 тыс. детей-алкоголиков. Эти дети уже знакомы с похмельным синдромом и «белой горячкой». Трагизм ситуации заключается в том, что специалисты-наркологи считают, что даже эти цифры сильно занижены.
	По данным Роспотребнадзора ежедневно в России потребляют алкоголь, включая пиво, 33% юношей и 20% девушек. Злоупотребление алкоголем в юности в 5–6 раз увеличивает риск развития алкоголизма и смерти, особенно насильственной, в будущем. Пик массового приобщения к потреблению алкоголя сместился с возрастной группы 16–17 лет в возрастную группу 14–15 лет, а первые пробы алкоголя, кончающиеся случаями тяжелого опьянения – в 12 лет.
	Исследования показывают, что потребление алкогольной продукции подростками снижает их интеллектуальные способности, ухудшает работу головного мозга, негативно влияет на успеваемость. Пьющие м.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44