VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовые и социальные аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010724
Тема: Правовые и социальные аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 
высшего образования
«Московский педагогический государственный университет»
(МПГУ)

Институт истории и политики

Кафедра истории России


Григорьева Ксения Олеговна


Правовые и социальные аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века

Код и направление подготовки: 44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы: 
История
История


Выпускная квалификационная работа 
бакалавра



Научный руководитель –
Профессор, профессор  кафедры истории России, доктор исторических наук
Т. В. Антонова



Заведующий кафедрой 
___________________
доктор исторических наук, профессор
М.Ю. Лачаева


Проверка на объем заимствований:
_______% авторского текста




Москва
2017 год 
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………...3

1.    Правовые аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века.15
1.1 Предпосылки востребованности правового регулирования труда несовершеннолетних, проекты и основные положения законодательства с нач.60-ых до  нач.80-ых г. XIX века………………………………………………15
1.2  Законы регулирующие труд детей и реализация этих правовых актов в нач. 80г. XIX в. -  нач. XX в……………………………………………………….…….21

2.    Cоциальные аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века……………………..….36
2.1  Условия труда и заработная плата несовершеннолетних рабочих во второй половине ХIХ века……………………………………………………………..…...36
2.2 Влияние условий труда на здоровье несовершеннолетних рабочихво второй половине ХIХ века……………………………………………………………….…49

Заключение………………………………………………………………………….55
Библиографический список………………………………………………………..61


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется необходимостью выделить в современном мире, среди всевозможных политических, социальных, экономических вопросов, проблему социального и правового положения несовершеннолетних рабочих во второй половине XIX века.И применить исторический опыт того времени, для решения проблем современности. Так как дети - это будущее страны и их правовая защита, социальное положение, охрана труда и здоровья, отразятся на дальнейшем развитии всего государства в целом. Поэтому, так важно обратить внимание на  правовые и социальные аспекты положения  несовершеннолетних во второй половине XIX в., ведь именно в этот период начинаются первые шаги в области правовой защиты детского труда в фабрично-заводском производстве. В России во второй половине XIX в. сложились необходимые условия для перехода экономики страны на капиталистический путь развития. Освобождение крестьян от крепостной зависимости 19 февраля 1961 г. послужилосперва причиной упадка фабрично-заводской промышленности в 60-ых годах, а затем, в виде целой массы безземельных пролетариев, сформировало благоприятные условия  для развития крупной промышленности.Широкое  распространение машинного производства, на которомбеспощадно эксплуатировали труд рабочих, а так же, что наиболее важно для данной работы, труд детей, как наиболее выгодную рабочую силу,Что привело к обострениюпроблем в  отношении работника и работодателя. Для решения, которых,было необходимовмешательство государства в фабрично-заводскую жизнь. Так впервые под влиянием экономических кризисов, в 80-ые годы, появляется законы, регулирующее отношения между предпринимателями и рабочими, первым из которых был закон 1июня 1882г. «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах».
Исторический анализ данной темы,позволит расширить представления о процессе формирования рабочего класса и его состава, об экономических изменениях того периода.Будет способствовать переосмыслению определенных фактов истории и пониманию реалий сегодняшнего дня.Предоставит возможность глубже понять суть и обоснованность государственной политики в сфере труда. Позволитобозначитьее недостатки, а соответственно будет полезным, как исторический опыт в политике правового регулирования труда несовершеннолетних в нынешних условиях.А так же поможет обратить внимание на социальное положение, детей современности.По Уложению о наказаниях уголовных и исправительных от 15 мая 1845 г.,  под малолетними понимались дети до 7 лет, под несовершеннолетними дети от 7 до 14 лет  и подростки от 14 до 21 года. Но с 1885 г. поУложению о наказаниях уголовных и исправительных п.1 ст. 137 малолетними считаются дети до 10 лет, под несовершеннолетними дети от 10 до 14 лет и подростки от 14 до 17 лет. 
Объектом исследования являются несовершеннолетние рабочие фабрично-заводской промышленности в к. XIX - нач. XXв.
Предметом исследования являются социальное и правовое положение несовершеннолетних в указанный период.
Цель данной работы -  проанализировать правовое и социальное положение несовершеннолетних рабочих во второй половине XIX века.
Для реализации данной цели определены следующие задачи:
- изучить проекты и основные положения законодательства с нач.60-ых до  нач.80-ых г. XIX века.
- проанализировать законодательство и его реализацию на практике в период с нач. 80-ых г. XIX в. - до нач. XX в.
- показать условия труда и заработную плату несовершеннолетних во второй половине XX в.
- выявить влияние условий труда на здоровье несовершеннолетних рабочих.
Хронологические границы дипломного исследования по рассматриваемой теме определены нами как период с нач.60-ых гг. XIX вв. до нач. XX века. Именно с 60-ых гг. началась преобразования, способствующие в дальнейшем разработки законодательствафабрично - заводской промышленности России. А закон 1903 г. явился шагом вперед, по сравнению с общегражданскими нормами защиты населения Российской империи. Закон приблизил Россию к европейским государствам в отношении страхования рабочих. 
Территориальные рамки данного исследования охватывают границы Российской империи во второй половине XIX века.
Методологическу основу дипломной работы составляют такие основополагающие принципы исторического исследования,как объективность,  научность, историзм. Осуществление этих принципов способствует рациональности выводов и обобщений, сделанных на основе необходимых исторических источников. Помимо этого, в  данной работе использовалисьметоды исследования фактического материала, такие как сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, системно-структурный. В ходе исследования важное методологическое значение также имели методы математической обработки однородного количественного материала.
Документальную основу работы составляют источники различных типов.Работа формировалась на основе использования опубликованных документов и материалов. Во-первых, это нормативные документы, включающие в себя законодательные акты и постановления. Которые регламентировали правовое положение и охрану труда несовершеннолетних, работавших на предприятиях фабрично-заводской промышленности во второй половине XIX века.Были рассмотрены 8 законодательных актов, начиная с 01.06.1882 «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах» и до02.06.1903 г. когда были утверждены «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности».Они нашли отражение в Полном Собрании Законов Российской Империив частности Собрание 3.1Рассмотрение этих законов интересно тем, что они отражают динамику государственно политики в сфере фабрично-заводской жизни, а так же дают представление о темпах реализации законов.Дополнительныематериалы, включающие в себя законы и подзаконные акты, касающиеся регламентации труда несовершеннолетних в фабрично-заводской промышленности помогли заполнить имеющиеся пробелы в понимании аргументации государственной политики и обоснованности законов.2
Во-вторых, это материалы текущего делопроизводства, включающие в себя информацию о степени применения и условиях труда, продолжительности рабочих часов, заработной плате, травматизме, интенсивности забастовочного движения, исследуемой категории рабочих.Первые оценки фабричных законов, практики применения и проблем их реализации были даны в отчетах инспекторов первого призыва:П.А. Пескова. И.И. Янжула.3Ни делопроизводство, ни тем более статистика не раскрывают перед нами столь яркой картины фабричной жизни.В воспоминаниях выражены искренние чувства сожаления и сочувствия неустроенности промышленного быта. Фабричные инспекторы, как никто другой, знали трудности и нужды рабочих. Работы Янжула И.И. имеют наибольшую ценность для исследования. Он не только описывал положение рабочих на фабриках, но и предлагал пути решения возникших проблем. Создавая при этом полную картину фабрично-заводской жизни.4 В процессе своей деятельности Инспектора внесли большой вклад в сбор различных статистических сведений. Представленные данныеявляются уникальным источником по численности и составу фабрично-заводских рабочих.5
В - третьих, не менее полезными стали публицистические источники, авторы которых выступали за активное приведение законов в сфере труда в жизнь.Непосредственно проблеме эксплуатации труда детей была посвящена работа E.H. Андреева, в которой автор проанализировал процесс принятия закона 1 июня 1882 г. и изучил численность, условия труда детей в период 1882г.а также приводил сравнительные показатели правового положения малолетних рабочих в России и Западной Европе.6В работе Гвоздева С.А. ценным является материал о заводских порядках, нравах и проблемах, которые передает автор при редком сочетании критичности и непредвзятости. Гвоздев С.А. напрямую указывает на пороки фабрикантов, на бессмысленность фабричной инспекции из-за недостатка полномочий.Прямолинейность, позволяет прочувствовать проблему положения несовершеннолетних изнутри.7В очерке Н.Е. Волкова хорошо представлены законодательные инновации Александра III, законодательные акты даны в систематическом изложении. Ознакомление с очерком позволило системно представить законодательную политику с нач. 80 до нач. 90 гг. XIX в., а так же всю ситуацию, приведшую к появлению каждого закона.8Исследование условий труда с разделением фабричных рабочих по категориям рассматривается в работе Е.М. Дементьева, автором анализируется и сравнивается продолжительность рабочего дня, среднемесячная заработная плата взрослых рабочих, женщин, детей и подростков. Это исследование основывается на данных трех уездов Московской губернии. Одновременно с изучением экономических основ работы детей и женщин в России и европейских странах проводились исследования по выявлению влияния трудовой деятельности на детский и женский организм и на их роль в жизни общества.Из этого источника, в дипломной работе были использованытаблицы.9Таль Л.С. в своем очерке учитывает произошедшие изменения в гражданском праве. В приложении публикуются разработанные министерством труда Временного правительства проекты законов о трудовом договоре, о расчетных книжках, положения о найме на фабрично-заводские работы и о стачках. Все это позволяет глубже изучить сферу трудовых отношений того времени.10
В-четвертых, одной из особых групп источников является пресса, так как в ней отражалась общественная точка зрения. Проблеме придавался характер общественной полемики.Так в журнале «Вестник Европы»  широко обсуждались вопросы законодательства об охране труда рабочих, в том числе и несовершеннолетних, что привлекло наше  внимание.11Был рассмотрен сборник статей, характеризующий в частности детскую преступность, что помогло представить всю серьезность данного вопроса, а так же указывает на высокий процент преступности у несовершеннолетних рабочих, еще раз доказывает, что положение несовершеннолетних детей было безвыходным, невыносимо тяжелым.12
В-пятых, наибольшую ценность представляют документы личного происхождения. Большим достоинством, является их фактическая достоверность.Так в воспоминаниях И.И. Янжула, хорошо просматривается реальность проводимой политики в сфере труда. В его работе четко обозревается, тот факт, что реализации законов, в той мере, в какой она была необходима, не происходило. В дневнике П.А. Валуева, освещается достаточно полно последний период подготовки отмены крепостного права – обсуждение проекта, а так же утверждение в России капиталистической формации. Во всем документе прослеживается отсутствие веры в справедливость и перспективность, существующей государственной системы.13
В-шестых, статистический материал. Так в работе В.Е.Варзара указаны данные о количестве стачек  и  их составе. Что показывает не совершенность законодательства второй половины XIX века.14 В работе А.В Погожева представлен учет численности рабочих и их состав, не ограничиваясь только фабрично-заводскими рабочими. Статистика очень фрагментарная, интересного материала по несовершеннолетним практически нет, но для понимания общего положения дел, работа была полезна.15 Так же в ряде других документов были рассмотрены данные о работе несовершеннолетних, об их значительном численном составе на фабриках и заводах, о  тяжелых условиях труда и антисанитарной обстановке.16Статистические данные о несчастных случаях17 свидетельствуют, о необходимости законодательства, которое  регулировало бы ответственность предпринимателей за несчастные случаи на производстве. Подробная информация о месте рождения, социальном положении несовершеннолетних, содержится в переписи Москвы за 1882г.18  Данные о численности, половозрастном составе имеются в общероссийской  переписи 1897г.19
Степень изученности темы: Историографию проблемы можно разделить на три периода:
а) дореволюционный - вторая половина XIX -начало XX;
б) советский -1917 г. - конец 1980-х гг.;
 в) современный начало 1990-х гг. - настоящее время.
В дореволюционный период происходит накопление фактического материала и исследование зарубежного опыта по разработке подходов к решению рабочего вопроса. В работах этого времени в основномрассматривались вопросы социально-экономического и правового положения рабочих на рубеже XIX - XX веков. Так, например, в работе М.И. Туган-Барановского большое внимание уделяется анализу фабричного законодательства, но так же описывается деятельность правительственных комиссий, занимавшихся разработкой законопроектов, в том числе по регулированию несовершеннолетних детей  и подростков.20
Вопросы становления фабричной инспекции с момента ее появления волновали и общественных деятелей, и практиков, реализовавших установленное законодательство. Такие дореволюционные  авторы, как А.Н. Быков, В.П. Литвинов-Фаленский, В.А. Поссе21 и др.,не замалчивая существенных недостатков законадательных актов, они признавали и их положительное значение. Так, А.Н. Быков, подчеркивая личную роль министра финансов, пишет: «как только во главе Министерства финансов стал высокопросвещенный финансист Н.Х. Бунге, вопрос был сдвинут с мертвой точки». Важным этапом изучения фабричного законодательства в связи с деятельностью инспекции стала книга В.П. Литвинова-Фаленского, в которой он подробно рассматривает фабричное законодательство и описывает суть деятельности органов надзора. Но в этих трудах в трудах не дается оценки уровня реализации законодательства. Такие попытки были предприняты в исследованиях С.Н. Прокоповича.22Большой вклад в изучение вопроса организации и структуры фабричного надзора внесла работа окружного фабричного инспектора A.A. Микулина «Фабричная инспекция в России 1882-1906». В этом исследовании на основании многолетнего личного опыта изложены основные этапы развития фабричной инспекции, так же отражены вопросы положения фабричной инспекции, ее штата и круга обязанностей.23
б) советский (1917 г. - конец 1980-х гг.)
После 1917 г. сбор материалов о тяжелом положении рабочих и их революционной борьбе за свои права, был наиболее актуальным. Вопрос положения детей-рабочих, привлекает к себе внимание, и появляютсяработы, посвященные этой проблеме. Вопросы законодательной охраны труда и жизни, условия труда, численность и состав несовершеннолетних рабочих подробно рассматриваются в работах В.Ю. Гессена. Содержащиеся в работе материалы и статистические данные носят, в основном, обобщающий характер или отражают состояние дел в главным образом Московской, Санкт-Петербургской и Владимирской губерниях.24 Основные вопросы социально-экономического положения несовершеннолетних рабочих России до и после революции анализируются в работах И. Волошина и В.А. Зайцева.25
Гораздо более широко исследование темы фабричного законодательстваи положения рабочих развернулось в послевоенные десятилетия. В своих работах И.И. Шелымагин доказывал, что меры по урегулированию отношений предпринимателей и рабочих правительство принимало исключительно под давлением рабочего движения, игнорируя и замалчивая усилия государства и местных властей в этом направлении.26
Интересные данные о труде и быте рабочих приведены в работах Э.Э. Крузе.27Авторы анализируют данные о численности, продолжительности рабочего дня, заработной плате рабочих, в том числе и детей. Проблемы труда несовершеннолетних рабочих и их участия в революционной борьбе посвящена монография А.Н. Ацаркина.28
в) современный (начало 1990-х гг. - настоящее время).
В современной историографии, в отечественной исторической науке появился ряд исследований, которые посвященны некоторым вопросам рабочей истории. Это работы A.M. Соловьевой, JI.B. Куприяновой.Кроме того, ученые рассматривают новые аспекты истории рабочего класса, такие, как исследование культурно-образовательного уровня, облика рабочих, их взаимоотношения с интеллигенцией, предпринимателями и государственной властью.29В ходе этих исследований, внимание привлекает деятельность фабричной инспекции, как посредника по рассмотрению трудовых споров рабочих и предпринимателей30 и как механизм реализации трудового законодательства.В работах А.Л. Боренштейна, Т.Я. Валетова, А.В. Хохлова системно представлена информация о содержании  законов 80-ых -90-ых гг.XIX века.31 Отмечается стремление историков расширить базу источников своих исследований, активно привлекать архивные данные, в том числе из региональных архивов.32Так же рассматривается проблема травматизма на фабриках и заводах второй половины XIXвека. Так в статье Ашмарина С.В., Бородкин Л.И. подробно описывается положение горнозаводских рабочих, масштабы травматизма,положительные моменты и недостатки законодательного акта 1903 г. «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». Отдельных сведений о несовершеннолетних, не представлено, но использовано много полезной информации для понимания проблемы. 33Работа Н.В. Пануриной, наиболее объемно представила в различных аспектах положение несовершеннолетних. Вопросы заработной платы, антисанитарных условий труда и быта освещены в данном исследовании.34
Структура дипломной работы состоит из  введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и библиографического списка.












1. Правовые аспекты положения несовершеннолетних рабочих на российских фабриках во второй половине ХIХ века

1.1 Предпосылки востребованности правового регулирования труда несовершеннолетних,проекты и основные положения законодательства с нач.60-ых до  нач.80-ых г. XIX века.
Вторая половина 19 века для России, наполнена огромным количеством масштабных перемен, это время отмены в России многовекового крепостного права и целой серии реформ, затрагивающих все стороны общественной жизни. Эти преобразования создалипочву для активного развития капиталистических отношений. И зародили крупные промышленные центры, свободный рынок труда, неравномерную концентрацию производства, огромный класс пролетариата, множество противоречий в рабочем вопросе.
С развитием технологий необходимость в ручном труде отпала, и домашние хозяйства приносили все меньше прибыли, а вот на заводах, которые активно начали строиться благодаря индустриализации, не хватало рабочих рук. Этими руками могли бы стать крестьяне, но они не имели права уйти от помещиков, что вызвало волну бунтов. В 1859-61 годах крестьянские бунты возникали по всей стране и достигли своего пика. И наконец-таки, перелом, намечавшийся еще в 50-ых годах, закончился манифестом 19.02 1961 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости.С 1861 г. капитализм стремительно, начал утверждаться как господствующая общественно-экономическая система, сохраняя традиционную структуру в экономике и социально-политической сфере.Быстрое развитие капитализма в пореформенный период умножало ряды наемных рабочих, превращало их в класс российского общества.  Что  неразрывно связано и с промышленной революцией, происходившей в стране в 50-90-е годы XIX века.35Как и при крепостной зависимости, взрослые члены семьи не могли прокормить всех других нетрудоспособных, и детям приходилось работать, наравне с взрослыми, для существования себя и совей семьи. А предприниматели вынужденные перейти к труду вольнонаемному, значительно более дорогому, старались использовать дешевую рабочую силу несовершеннолетних детей и подростковв полной мере.36Что доказывают данные за 60-ые годы,в одном Петербурге на фабриках и заводах работало 1200 детей в возрасте от 10 до 12 лет.37Согласно переписи в 1869 году,  на предприятиях Петербургской губернии работало 139 290 чел., малолетних.Из них в возрасте 10 и менее лет было 451 чел., 11 лет-747 чел, 12 - 13 лет- 4636 чел, 14-15-7752 чел.В итоге, на петербургских фабриках дети в возрасте от 10 до 15 лет составляли 10% от общего числа рабочих, и составляли уже  13 587 человек. А подростков  в возрасте от 16 до 19 лет работало 19 694 человека. По данным той же переписи, малолетние и несовершеннолетние чаще всего работали на бумагопрядильных, бумаготкацких и табачных фабриках. Еще больше детей и подростков работало в Московской губернии, из-за технического отставания от Петербургских заводов и фабрик. Так по данным 1871 года на 188 853 рабочих малолетних приходилось 29 144 чел., что составляет около 15% от общего числа рабочих.Под малолетними понимаются дети, не достигшие 14 лет, а под   несовершеннолетними - подростки от 14 до 18 лет.38
Быстрый рост капитализма в России, сопровождавшийся беспощадной эксплуатацией детей, как дешевой рабочей силы, угрожало будущему существованию нации и государства. К тому же, являлось невыгодным для дальнейшего развития промышленности.Среди рабочих росло влияние радикальных идей, в связи с их тяжелым, несправедливым положением, появилось множество классовых противоречий, урегулировать которые могло, так необходимое, рабочее законодательство.39В правительственных кругах понимали, что необходимо создать правовую основу для развития промышленности и смягчения последствий индустриализации. Поэтому, для решения этих проблем,  государству необходимо было создать правовые основы применения и охраны труда несовершеннолетних рабочих. Но ограничение детского труда затрагивало интересы буржуазии. Диаметральные интересы государства и буржуазии, были одной из главных проблем, при разработке фабричного законодательства. Для достижения взаимопонимания между этими субъектами права, необходимо было разработать закон, удовлетворяющий обе стороны. И в 1859г, под влиянием либеральных проектов о крестьянской реформе, была создана комиссия при Санкт-Петербургском генерал-губернаторе. Члены комиссии обследовали положение взрослых и малолетних рабочих и обнаружили, что последние страдают от чрезмерной и тяжкой работы, в условиях самого грубого к ним отношения.40 Вскоре комиссия предоставила "Проект правил для фабрик и заводов в С.-Петербурге и уезде", которые регламентировали условия труда рабочих и ответственность предпринимателей. В проекте: 
- запрещалось принимать на работу детей ранее 10-ти летнего возраста,
- для 10-12- летних ограничивалось рабочее время до 6 часов, 
- малолетние от 12  до 14 лет должны были  работать не более 12 часов в сутки, 
- а для не достигших 10-ти лет запретить работу в период от 8 вечера до 5 утра.41
Петербургские фабриканты одобрили эти предложения. Но в дальнейшем проект передали на рассмотрение в Москву, где он вызвал волну резкой критики. Большинство предпринимателей высказались против правительственной инспекции фабрик. Крайне негативно, отнеслись они к  предоставлению фабричному инспектору, посещать промышленные предприятия "в любое время суток". Наиболее удобным вариантом для фабрикантов, было бы предоставить надзор Мануфактурному совету, а это означало бы, что надзор за рабочими будут осуществлять сами фабриканты. Многие промышленники, открыто заявляли, что «надзор за фабрикантами должен быть вверен самим фабрикантам»42.Мануфактурный совет , поддержал  , а Московское отделение активно выразило свое согласие осуществлять функции контроля с взаимодействием полиции.43
В том же 1859г, создана еще одна комиссия Штакельберга, по пересмотру фабричного и ремесленного уставов. Используя материал петербургской комиссии, выработали свой проект, где  статьями 113 и 114 запрещалось брать  на работу детей до 12-летнего возраста. Для детей 12-18 лет ограничить 12 часами в сутки. А ночную работу с 8 вечера до 5 утра, запретить для всех не достигших 18 лет.44
Этот законопроект, безусловно, имел либеральный характер, но как и большинство аналогичных проектов, реализован не был. Так как обходиться старыми законами и административно-полицейскими мерами, еще представлялось возможным. Так же учитывалось и давление московских предпринимателей. Однако главным обстоятельством не утверждения закона,стала обстановка в стране. В условиях реформирования 60-х годов главное внимание правительственных кругов, и настроения в обществе сосредоточивались на других реформах, и прежде всего на крестьянской реформе. Окончательное рассмотрение законопроекта предоставленного комиссией Штакельберга осуществилось в 1866 году. Но правительство на тот момент свертывало курс на прогрессивные реформы. Политика была направлена на усиление реакции. Так к.1860 – нач. 1870-х г. можно охарактеризовать нарастанием недовольства рабочих и как следствием усилением рабочего движения. Отношения между предпринимателями и рабочими обостряются, особенно в ведущей отрасли -  хлопчатобумажной.
Большую огласку получила стачка на Невской бумагопрядильне в Петербурге в мае 1870 г., в ней приняло участие 800 ткачей и прядильщиков, которые требовали  увеличить сдельную оплату труда. После судебного разбирательства над зачинщиками, жуткий произвол на фабриках, увенчался всеобщим разглашением.Присяжные заседатели в качестве наказания выдвинули зачинщикам несколько дней ареста, а судебная инстанция вообще всех оправдала. Впоследствии правительство запретилопубликацию сведений о стачках и издание секретного циркуляра. А так же губернаторам необходимо было высылать зачинщиков в административном порядке и не предавать дела огласке. 45
Выдающимся событием рабочего движения была громадная стачка на Кренгольмской мануфактуре в августе 1872 г. 
Стачки, волнения, страх революционной угрозы, способствовали активным обсуждениям о необходимости законодательства, регулирующего отношения рабочих и предпринимателей.
И в 1870г, создается комиссия генерал-адъютанта Н.П. Игнатьева, члена Государственного Совета, а в прошлом петербургского генерал-губернатора.Для разработки проекта, который регламентировал бы правила использования труда несовершеннолетних.По вопросам, касавшимся продолжительности рабочего времени и возрастного ценза малолетних, подвергся в промышленных кругах большой критике. Проект комиссии с замечаниями министерства внутренних дел, был отправлен на рассмотрение в комиссию П.А.Валуева, учрежденную в 1874 г. при Министерстве внутренних дел. П.А.Валуев самостоятельно занимался сведением в единый документ предыдущих проектов и наработок, исключаяпри этом все либерально настроенные статьи. При этом он целенаправленно исключал статьи, которые или содержали либеральные настроения его предшественников, или допускали развитие "самодеятельности" рабочих. Статьи о рабочих книжках стали центральными в работе комиссии, а положения об артелях были  исключены . В итоге были разработаны три законопроекта: "Положение о найме рабочих", "Правила о найме прислуги" и "Правила об отдаче и приеме в обучение ремеслам, мастерствам и техническим производствам".  Но многолетняя деятельность комиссии П.А.Валуева, так же как и ее предшественниц, закончилась безрезультатно.46
     Комплекс буржуазных реформ, осуществленных вслед за отменой крепостного права в России, мало затронул рабочих. Анализируя деятельность различных комиссий, видно, что все они признавали необходимость ограничения возраста и количества рабочих часов дневной и ночной работы для малолетних рабочих на фабриках и заводах и принятия мер для умственного и религиозно нравственного образования малолетних рабочих.47 Комиссия А.Ф. Штакельберга (1859—1862), комиссия П.Н. Игнатьева (1870—1872), комиссия П.А Валуева (1874—1875),разработала проекты которые, законодательной санкции не получили. Но все основные элементы охранительно-попечительской рабочей политики складывались именно в этот период. Решающее значение в действительности имели условия социально-экономической и  политической жизни, которые не раз меняли судьбу готовившихся реформ.

1.2  Законы регулирующие труд детей и реализация этих правовых актов в нач. 80г. XIX в. -  нач. XX в.
Необходимость разработки фабричного законодательства  появилась еще в 50-ых годах XIX века, соответственно создаются проекты фабричных законов. Но благодаря промышленному подъёму 70-ых годов, проекты не были реализованы. 12 мая 1880 г. Государственным Советом было принято уделить внимание и вырабатывать законодательные проекты не по всем вопросам личного найма а только по тем что наиболее актуальны.48 Одним из них был признан вопрос регулирования труда несовершеннолетних.
Вначале 80-х гг. XIX в. Финансовое ведомство проявляло активную деятельность в рабочем вопросе, и в сентябре 1880г. министр финансов Н.Х. Бунге отмечал,чтоРоссия законов регулирующих наемный труд не имеет, т.е. определяющих возраст малолетних рабочих, продолжительность ночных и дневных работ- законов, оказавшимися столь благодетельными в Англии , где они составляют оплот против распространения социализма между рабочим сословием.49
В министерстве финансовв 1881  началась работа над проектом правил о регламентации детского труда.За основу были взяты материалы Комиссий П.И. Игнатьева, П.А Валуева. Подготовленный и прошедший обсуждения в других ведомствах проект, направили в Государственный советдля подписания: министром финансов- Н.Х. Бунге, министром юстиции-Д.Н.Набоковым, министром народного просвещения - А.П. Николаи, и  министром внутренних дел- Н.П. Игнатьевой.50
Перепроизводство, породившее жёсткий кризис, начавшиеся брожения среди рабочих, пугали предпринимателей. И сделали фабрикантов центральных губерний,  для которых использование дешевого детского труда,  было очень выгодным и удобным вариантом, более уступчивыми. И в конце концов, пройдя еще ряд обсуждений  в 1.06.1882 г. Александром III был утверждензакон «О малолетних, работающих на заводах, фабриках и мануфактурах».Закон устанавливал запрет на работу детей до 12 лет, для детей 12–15 лет ограничивал время работы 8 часами в день (притом не более 4 часов без перерыва) и запрещал ночную (от 21.00 до 5.00) и воскресную работу, а также запрещал применение детского труда во вредных производствах. Владельцы предприятий должны были «предоставлять возможность» детям посещать школы не менее 3 часов в неделю.Но в качестве временной меры,в течение двух лет,после введения этого закона в действие, по согласованию министра финансов и министра внутренних дел, разрешалось допускать детей к работам на заводах, мануфактурах, фабриках с 10-ти лет и малолетним от 12 до 15 лет ночную работу не больше 4 часов в сутки. Эти условия были возможны для предприятий на которых это по роду производства  не сможет причинить вреда детскому здоровью и будет необходимым. Распространение этого условия, касалось тех ремесленных заведений на которых это было возможно и полезно. Тем же законом учреждалась с 01.07.1882 фабричная инспекция в обязанности которой входило: 1) наблюдение за исполнением постановлений о занятиях малолетних рабочих и о посещении ими начальных училищ; 2) составление при участии местной полиции протоколов  о нарушении названных постановлений и передача протоколов в судебные инстанции; 3) обвинение на суде виновных в совершении указанных поступков. 51
Подробные положениякасающиеся обязанностей и порядка действий инспекторов должны были быть установлены инструкцией. Должности главного инспектора и четырех окружных  инспекторов должны быть введены  с 1.06.1882г. а статьи закона в отношении работы и обучения малолетних рабочих с 1.05.1883г. Но введение данного закона в действие было отсрочено, по ходатайству предпринимателей центральной губернии, до 1.05.1884г.52 Но  по-настоящему стал применяться это закон только с 1890 года.
Наконец, с учетом всех изменений, в  дополнение закона 1882 г., 12.06.1884г. Александром IIIутвержден закон «О школьном обучении малолетних, работающих на заводах, фабриках, мануфактурах, о продолжительности их работы и о фабричной инспекции».Этот закон, так же как и предыдущий носил характер временной меры. Он вносил некоторые разъяснения, касающиеся обнаруженных ранее пробелов. По этому, законодательному акту, дети должны были посещать школы, открываемые при предприятиях или же находящиеся вблизи народные училища. Контроль за выполнением данных указаний был возложен на фабричную инспекцию и местное учебное начальство. С целью надзора за работой и обучением малолетних рабочих закон учредил 9 фабричных округов с одним инспектором и одним помощником в каждом, и касался в общей сложности предприятий в 58 губерниях Европейской России.  Так, новоизданный закон определял, что в случае отсутствия вблизи промышленного учреждения народного училища, школа должна быть открыта самим учреждением на средства его владельца.Главного инспектора, окружных инспекторов и помощников, обязаны были допускать к осмотру заведений, оказывать содействие и исполнять законные требования.53 Но так же в качестве дополнения, «в виде временной меры  в течение первых  двух лет с введения в действие Высочайше утвержденного 1.06..1882г. мнения Государственного совета о малолетних работающих  на заводах, фабриках, мануфактурах предоставить министру внутренних делразрешать занятия малолетних находящихся в возрасте от 12 до 15 лет работать по 6 ч. подряд в тех случаях, когда по роду производства это оказывается необходимым, а по свойству возлагаемой на малолетних работы, 6-тичасовой непрерывный труд не может причинить вреда их здоровью и с тем условием, чтобы в этих случаях общая продолжительность работы малолетних не превышала 6 ч.»54Идея обучения малолетних рабочих, которую предусматривал данный закон, столкнулась с проблемой первоначального финансирования для ее строительства,.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44