VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовой нигилизм и пути его преодоления.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000683
Тема: Правовой нигилизм и пути его преодоления.
Содержание
КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ
«ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПУТИ ЕГО ПРЕОДОЛЕНИЯ»
(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР)
СТУДЕНТ 1 КУРСА ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
КАЧЕГОВ МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
















Содержание:
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                 3
Глава 1. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В РОССИИ
1.1 Понятие правового нигилизма                                                                           6
1.2 Исторические аспекты правового нигилизма в Российской империи         11
1.3 Советский и постсоветский этапы  развития  правового нигилизма           16
Глава 2. ВЫРАЖЕНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
2.1 Социально-психологические формы правового нигилизма                         21
2.2 Формы проявления правового нигилизма                                                      27
Глава 3. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ 
               ПРАВОВОГО       НИГИЛИЗМА
3.1 Источники правового нигилизма                                                                       29
3.2 Пути преодоления правового нигилизма                                                          38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ	42










ВВЕДЕНИЕ
   Я решил посвятить свою курсовую работу «правовому нигилизму», поскольку заинтересовался сложностью данного явления,  проблемами которые вызваны этим деструктивным феноменом и общей оценкой методов по ее искоренению. В нашей Стране, антиправовые установки стали неотъемлемой частью общественного сознания, что не может вызывать опасения, как у правительства России, так и у его граждан. Отношение к праву игнорируется членами правительства, некоторыми категориями граждан, законы не исполняются в полном соответствии с их назначением. Такое положение дел, можно расценивать как показатель нашего общественного уважения к самому государству, как уровень нашей цивилизованности. 
   Актуальность данной темы достаточно давно привлекла внимание нашего государства, некоторых ученых, философов, Юриспруденции, но, к большому сожалению, в учебной и научной  литературе ей отведено незначительное внимание, более тщательно, она не рассматривалась. Видимо потому, что всем известны причины появления правового нигилизма, но методы, принимаемые для устранения этого недуга, идут в противоположном направлении относительно друг друга. Появлялись отдельные статьи, работы некоторых научных деятелей, сведения в средствах массовой информации о необходимости бороться с правовым нигилизмом, но полный научный подход к решению этой проблемы выработан не был. Общепринятой оценки правового нигилизма не существует, необходимо признать, что это явление приобрело массовый характер, несет  крайне неблагоприятные последствия, но при этом, правовой    нигилизм является объективной оценкой положения дел в Стране,  нередко приводит к тем или иным реформам.
   В Конституции Российской Федерации строго закреплено положение, согласно которому - Россия есть демократическое правовое государство, а это значит, что в таком государстве основную роль играют закон,  право,  порядок, уважение прав и свобод человека, которые являются высшей социальной ценностью и их защита  является святой обязанностью государства. Нельзя допускать того, чтобы законы нарушались, игнорировались, не исполнялись, не ценились, это неизбежно приводит к хаосу, противоправным действиям, беспорядку и, что немаловажно тормозит развитие правовой системы. Процесс развития правового нигилизма препятствует выполнению демократических реформ в России. Наибольшая часть наших граждан не умеют или не хотят пользоваться предоставленными законными правами, для того чтобы противостоять нарушениям. От того насколько правильно будет сформировано правовое государство зависит наше будущее, займет ли оно достойное место в мировом сообществе. Значительный прогресс в нашей Стране возможен тогда, когда начнут уважать право и закон, ценить его. 
   В пределах своей курсовой работы, при исследовании темы правового нигилизма, как явления негативного характера, будут проанализированы следующие аспекты: определения и понятия этого общесоциального явления, рассмотрена сущность  и его социальная природа, затронуты важные исторические события связанные с ним, рассмотрены формы в которых выражается феномен в качестве негативного свойства отечественной правовой сферы, причины его возникновения и предложен комплекс профилактических действий по борьбе с правовым нигилизмом.
   Объектом исследования выступает развитие правового нигилизма в сфере прав человеческой деятельности, закономерностей его формирования, причин влияющих на его возникновение и, непосредственно, путей его преодоления. 
   Предметом исследования является правовой нигилизм,  представляющий собой некую форму деформированного правосознания и вызванные им сопутствующие осложнения.
   Цель работы состоит в  исследовании, рассмотрении методов искоренения и путей преодоления правового нигилизма, (путем теоретического, практического, комплексного анализа этого деструктивного, социально-психологического явления) осуществляемых с применением современных, эмпирических материалов, и в предложенных механизмах преодоления правового нигилизма.
   Задачи исследования:
1. Провести анализ возникновения и развития правового нигилизма в  экономических, социальных, политических и др. условиях, дать соответствующую оценку этому явлению.
2. Проанализировать развитие правового нигилизма на ранних этапах общественно-политической мысли в России, разобрать события, последствия  которых, послужили массовым распространением нигилизма в современной России.
3.  Рассмотреть формы деформации правового сознания, изменение социально-психологического состояния человека под воздействием различных негативных факторов.
4.  Выявить основные источники  правового нигилизма, объясняя их возникновение на различных примерах.
5. Предложить возможные пути преодоления правового нигилизма в нашей Стране.
   В первой главе своей курсовой работы, с помощью известных научных определений,  мнений и высказываний, я расскажу, что представляет собой  «правовой нигилизм», попытаюсь выявить его основополагающие признаки, а затем обратить внимание на некоторые важные исторические аспекты, более активные проявления правового нигилизма в Российской империи и на этапах развития  советского и постсоветского периода. 
   Во второй главе речь пойдет о формах проявления правового нигилизма, основное внимание будет уделено социально-психологическим формам правового нигилизма, поскольку считаю психологическую предрасположенность индивида к закону и праву проблемами  первостепенной важности.
    Третья глава будет посвящена источникам правового нигилизма, конкретным причинам  возникновения этого деструктивного явления, затем  хочу обратить ваше внимание на пути преодоления правового нигилизма, попытки его возможного искоренения. Предлагается целый комплекс мер, которые могут дать положительный результат только при их максимально-возможном применении.  
   В заключении речь пойдет о целесообразности борьбы с правовым нигилизмом, о благотворном влиянии на законодательную систему, все сферы человеческой деятельности, в случае его предотвращения.



Глава 1. ГЕНЕЗИС ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА В РОССИИ
1.1 Понятие правового нигилизма
    Нигилизм 1  — (от латинского nihil ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.
   Нигилизм может быть разнообразен, в зависимости от того какие ценности отрицаются и о какой сфере знаний (культуре, науки, политике, экономике, искусстве и т.д.) идет речь. Он может быть религиозным, политическим, идеологическим, нравственным, бытовым (связанным с незнанием закона), правовым, активным или пассивным, философским, при этом, каждая из разновидностей имеет свою историю. На сегодняшний день в науке существует целый ряд определений правового нигилизма, но многие из них весьма объемны, хотя в целом верны, другие недостаточно полно раскрывают сущность рассматриваемого явления. Определение правового нигилизма данное в Большой Советской энциклопедии 1985 года звучит следующим образом.
   Правовой нигилизм 2 – это направление общественно-политической мысли, отрицающее социальную ценность права и считающее его наименее совершенным способом регулирования обществ, отношений. Это  реакционное  течение  в  буржуазных  странах, которое  выражается  в  отрицании  законов  и  права  как  такового,  юристы западных стран оправдывали часто незаконные действия  властей,  попирая  тем самым правовые нормы. Термин «правовой нигилизм» широко  используется на всех уровнях правового регулирования. В большинстве случаев его употребляют при наличии неблагоприятной правовой ситуации. Для лучшего представления рассматриваемого понятия, его следует отличать от такого явления как «критика права», которая считается научно обоснованной, конструктивной, позитивной, которая содержит в себе практически реализуемые предложения и рекомендации по совершенствованию правовых институтов. В свою очередь правовой или юридический нигилизм не имеет отношения, к каким- либо доказательствам, у него нет определенной программы по разрешению данных
____________________
1 http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/212418 Большой Энциклопедический словарь. 2000. 
2 http://bse.slovaronline.com/ Большая советская энциклопедия
вопросов, это голое отрицание и игнорирование правовых ценностей.       Проблемы государства и права существуют достаточно давно, с античных  времен (Греции и Рима), также Древнего Востока, от перехода  первобытнообщинного строя к раннеклассовому обществу усиливалась борьба между различными слоями населения, менялась политическая форма организации общественной жизни, поэтому очень большое значение в урегулировании этих вопросов отводилось законам. По некоторым данным, многие исследователи считают, что термин нигилизм ввел Аврелий Августин для обозначения людей не верующих, либо верующих ложно (еретиков) 1. Выделяют два основных направления в объяснении правового нигилизма. Представители первого, в основном, оценивают его положительно. Так Ф. Ницше  считал, что он уничтожает все иллюзии, т.к. чувство правдивости, развитое христианством,  начинает испытывать отвращение к фальши всех объяснений миру, которые давала эта религия.2 В сущности, высшие ценности теряют свою ценность, нет цели и нет ответа на вопрос «зачем»? Положительную оценку этому явлению дает и Ф. Энгельс, объясняя это тем, что появление буржуазии нашло свое отражение в либерально-конституционном движении, а зарождение пролетариата в идейном течении, которое часто называют нигилизмом. Энгельс принимал его как отрицание либеральных идей. М. Хайдеггер  рассматривал нигилизм как основное европейское историческое движение, назначением которого является бытийная оставленность, т.к. бытие опускается до устраиваемости, такое опускание полностью ставит человека на службу себе и такая служба не носит негативный характер.3
   Второе направление рассматривается весьма негативно, так О. Шпенглер считал, что данное явление представляет собой миронастроение жителей большого города, у которых за спиной законченная культура и нет будущего впереди. А К. Ясперс делает уже более масштабные выводы, распространяя нигилизм  на целую эпоху, признавая современную эпоху эпохой нигилистического кризиса. Он считал, что в нигилизме таятся величайшие опасности, но пройдя его, открываются ____________________
1 Гулина О.Р. Истоки правового нигилизма // Вестник Башкирского университета. 2000. № 2-3. С. 70-72.  
2 http://www. nietzsche. ru/books/book12_1.shtml.Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей.
3 Хайдеггер М. Европейский нигилизм // Время и бытие. М., 1993. С. 63 - 176.
величайшие возможности. С.Л. Франк  понимает под нигилизмом отрицание абсолютных ценностей. В связи с недостатками Российской правовой системы, которые вынуждают задумываться над проблемами развития права, эффективной работы правовых институтов и нигилистического отношения российских граждан, проявляется заметный интерес к изучению явлений связанных с правом. В сознании граждан России антиправовые установки являются частью общественного сознания, отличительной особенностью национальной психологии. 
   Знаменитые русские поэты в своих высказываниях выражали представления русского общества о правовых отношениях: М.Е. Салтыков-Щедрин писал, что «суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения»; Л.Н. Толстой считал право «гадким обманом властей», а  Б.А. Кистяковский утверждал что «русская интеллигенция никогда не уважала права, не видела в нем ценности, из всех культурных ценностей право находилось у нее в наибольшем загоне». Более ярко нигилистические отношения проявляются в русских пословицах и поговорках из сборника В.И. Даля: 1 «Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты.», «Все бы законы потонули, да и судей бы перетопили», «Что мне законы коли (были бы) судьи знакомы »  и пр.  
Правовой нигилизм, по своей сути, является психосоциальным и культурным феноменом, структурообразующим компонентом которого являются идеи, отрицающие легитимные социальные установки и несущие определенную духовную нагрузку, обусловленную не только тенденциями развития общества и соответствующими ценностями, но и рядом психогенных факторов.2 Л.И. Петражицкий вывел теорию права, которая исследовалась им как явление нашей психики, поскольку с точки зрения психологии, можно объективно рассматривать данную юридическую науку, что в дальнейшем могло поставить ее на правильный путь. Методом  самонаблюдения и наблюдения за другими лицами, его пример стал одним из первых в прослеживании  формирования в правосознании ____________________
1     http://www.rodon.org/dvi/prn0.htm#a47  В.И. Даль. Пословицы русского народа.
2 Гуляихин В.Н. Психосоциальные формы правового нигилизма человека // Статья из рубрики        «Антропология права» 2012. - № 3. - С.108-148. 

юридических норм. Для того чтобы понять сущность правового нигилизма,необходимо понять, и сущность  правосознания. Правосознание  – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Своего рода концентрированным выражением правосознания является правовая идеология, которая является системой правовых взглядов, основывающихся на определенных социальных и научных  позициях. Правовой нигилизм более присущ массовому сознанию, в котором чаще всего он и проявляется. Определяется он как состояние общественного сознания в негативной оценке права, юридической некомпетентности, в преобладании  противоправного поведения.
   С.С. Алексеевым была предложена интересная трактовка правового нигилизма. Он называет его «драмой права» и характеризует как «падение права в практических делах и общественном мнении, его бессилии перед сложными и жесткими реалиями жизни, упадок его престижа, утрату былой безусловной веры в него как в универсальное и безотказно действующее решение социальных проблем»1
   Наверное, ни для кого не секрет, что законы российских и законы  других стран далеко не идеальны, они не выражают в полной мере или вовсе оставляют без внимания интересы граждан, они малоэффективны, но нельзя считать, что право целиком и полностью виновно в юридическом нигилизме, и что право является его главной причиной. Несовершенство законов постоянно подпитывают правовой нигилизм, по сути, законы отвергаются гражданами, являются в какой-то мере несправедливыми, но не стоит на основании определенных недоработок делать такие поспешные и обобщающие выводы. То есть недостатки права в целом не могут служить основанием для оправдания правового нигилизма. В данной ситуации подходит высказывание В.И. Червонюка: «То обстоятельство, что правовой нигилизм для нас, скорее, не патология, а норма, хотя и не оптимистично, но, к сожалению, близко к истинному»2
____________________
1 Алексеев С.С. Право на пороге нового тысячелетия. М., 2000. С.188. 
2 Червонюк В.И. Теория государства и права. Учебник. М., 2006. С. 671. 
Правовой нигилизм настолько глубоко засел в сознании многих людей, что стал уже чем-то обыденным, приемлемым, это и вызывает определенные опасения, именно поэтому необходимо бороться с ним. Вся сложность вопроса понятия и определения правового нигилизма  заключается в том, что нет единого выработанного мнения, но это не удивительно, ведь, как и во многих других областях науки существуют разногласия, споры и противоречия, которые тоже в какой-то степени представляют собой норму в понимании и сознании людей. Это сложное, многогранное явление, которое не решается в определенные сроки.      Нигилистические проявления, так или иначе, коснулись всех цивилизованных обществ. Здесь можно привести несколько разнообразных высказываний, к примеру, А.И. Герцена  о том, что «русский, какого бы положения он ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, абсолютно так же поступает и правительство.»1 Более схожие высказывания не менее известных людей Салтыкова-Щедрина: «Суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения», подобные высказывания есть и у B.C. Соловьева, В.О. Ключевского, Б.А. Кистяковского,  И.А. Ильина и др.Нигилизм зародился достаточно давно, но наибольший интерес к проблеме правового нигилизма пришелся  в конце 80-х, начале 90-х годов минувшего столетия, когда вместе с крахом советской системы его проявления приобрели тотальный, массовый характер. Появились первые публикации, посвященные различным аспектам правового нигилизма, в частности, его разрушительному действию. Началось и исследование иных форм нигилистического отрицания - философского, культурного, нравственного, духовного, политического, государственного и др. Укоренился он и на уровне различных эшелонов власти. Еще в 1999 году в Послании Президента РФ Федеральному Собранию говорилось: «Одним из серьезных барьеров на пути к становлению нормальных федеративных отношений по-прежнему остается правовой нигилизм региональных органов власти, несоответствие конституций, уставов и законов ряда субъектов Российской Федерации нормам российской Конституции.»2
________________________________________________________________________________________________
1 Герцен А.И. Соч. Т.7. М., 1950. С.251 
2 Зрячкин А.Н. ;. Правовой нигилизм :Причины и пути их преодоления -Саратов,2007
1.2  Исторические аспекты правового нигилизма в Российской империи
     В российском обществе, реформы Петра 1 стали серьезной предпосылкой к быстрому развитию юридических и экономических отношений, следствием  которых должна была стать модернизация. На этом этапе происходит заимствование некоторых элементов западной культуры, таких как образование, наука, юриспруденция. Но сама модернизация проводилась за счет сильной деспотичной власти, навязыванием норм и способов деятельности, которые шли вразрез с сознанием русского общества, что не могло вызвать у многих людей массу негодования к проводимым реформам. Сам же Петр 1 следовал авторитарным традициям московских царей XV в., сущность которых означала, что царь избран богом и человек, не подчиняющийся власти царя, является преступником и грешником. Именно эти понятия внушались русскому обществу, люди не верили в справедливость и необходимость государственной власти, но принимая во внимание ее деспотический характер, зачастую попросту делали вид, что признают ее и следуют букве закона.
      Подобные решения возникают и в нашей жизни, когда авторитарная направленность общественного развития достигает своего апогея, они встречаются на протяжении всей российской истории, являются особенностью отечественной политико-правовой системы отношений человека и власти. А.И. Герцен утверждал, что «Императорская власть в России оставила далеко позади деспотизм Рима и Византии.»1 В силу заложенной Петром 1 государственной мощи и экономики, был заложен отказ от развития самой личности, при этом предъявляемыми требованиями к людям стали: изобретательность, инициатива, предприимчивость. На тот момент общество не готово было к таким переменам, нововведениям, поэтому люди  расплачивались своей внутренней отсталостью. После проведенных реформ, право отходит на второй план и до 19 века особое внимание уделяется общественной ответственности людей за совершенные правонарушения, что вызывало у населения бурю негодования.
      Во   времена   правления  Петра 1  заметно    расширяется   государственный
____________________
1 Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. М., 1954-1964. Т. 6. С. 209
бюрократический аппарат,  бюрократия стала функционировать по своим  внутренним законам, которая имела слабую связь с интересами общества. Доминирование авторитарности сделало бюрократию неуязвимой и до наших времен. «В условиях российского самодержавия, когда ничем и никем неограниченная воля монарха – единственный источник права, когда чиновник неответственен ни перед кем, кроме своего начальника, создание бюрократической машины стало и своеобразной «бюрократической революцией», в ходе которой был запущен вечный двигатель бюрократии».1 Россия своеобразна еще и тем, что в ней невообразимым образом слились задатки монгольской империи, московская версия византизма и бюрократии, привитая ей немцами, взаимодействие России с Азией и Кавказом, а после и вхождение их народностей в состав нашего государства, что не могло повлиять на деспотические настроения. В 18 веке ярко выраженным примером противоречия между буржуазным способом производства (нуждался в развитии прав и свобод человека) и феодально-авторитарными отношениями (приостанавливали формирование капитализма) стала самая мощная за всю историю России крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева, которая являлась нигилистическим протестом народных масс.  Эта война была направлена против социально-правовых отношений, существующих на тот момент и заставила содрогнуться основы самодержавия. Выходов из этого положения авторитарной власти представлялась два: либо оставить все как было, либо реформировать Страну, убрав самодержавие и крепостничество, приспособив к новому общественно-экономическому укладу. 
     Екатерина 2 предпочла путь консервации феодальных институтов и усиления социального гнета, однако понимала, что деспотично и самовластно править уже будет довольно сложно. И в итоге императрица предоставила свою идею правовой реформы, чьей целью  было установление «законной» монархии. При правлении Екатерины 2 население примерно составляло 45 млн. человек, из которых 200 тысяч дворян владели 21 млн. душами крепостных, а государство владело 15 млн., то есть на тот момент, большая часть населения попросту были 
___________________
1Анисимов Е.В. Петр Первый: Рождение империи // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX в. М., 1991. С. 204-205
рабами,  у  которых были свои правосознание, культура и менталитет. Влиятельные политические люди на тот момент могли легко и беспрепятственно получить многое, в отличие от других людей, многие из которых не могли даже защищать свое право. Взяточничество воспринималось как вполне нормальное явление и какие-либо попытки по его искоренению терпели неудачу. С политической точки зрения считалось подозрительным действовать в соответствии с законом и довольно опасным для тех, кто так поступал.1 Книги считались редкостью, сборники правовых актов и тексты законов трудно было достать, стоимость их была достаточно высокой. Простейшие учебники по праву компиляционного характера были изданы только в последнем десятилетии 18 века, а преподавание юриспруденции было незначительным, т.к. по сути самой юридической русской науки еще не существовало.
      Все эти составляющие показывают, что государственная власть не стремилась к доступности публичного и частного права, поскольку это не соответствовало их интересам, в частности это касается и дворян, которые тоже не хотели бы ограничений нормами права. Какой-то сдвиг против царизма, как считал В.И. Ленин, произошел в 1825 году. Со времени восстания декабристов берет свое начало революционно - освободительная борьба, направленная на гуманность общественного развития. Невосполнимой национальной трагедий является ее поражение,  отбросив нашу Страну на десятки лет назад. 
     Вступление на русский престол Николая 1, принесло с собой наказания любых проявлений свободомыслия, он был авторитарным правовым нигилистом, который не признавал прав и свобод человека, ибо абсолютной являлась для него только монархическая власть, которая по сути себя давно изжила. Он прекратил преподавание государственного права в университетах, не давая молодому поколению пищи  для размышления. Славянофилы же считали, что бюрократия заимствована от немцев, является болезнью русской души. Власть понималась ими как святая обязанность, долг и повинность, а не некая привилегия какой ее видят бюрократы. Славянофилы были сторонниками русского самобытного монархизма, который    не    имел     ничего   общего   с   государственно  -  правовой    системой.
____________________
1 http://www.ex-jure.ru/law/news.php?newsid=119. Э. Аннерс - История европейского права.
Наиболее ярким представителем славянофилов  был А.С. Хомяков, который считался противником смертной казни, поскольку  считал,   что  общество тоже отчасти повинно в совершенном преступлении. Но противоречия по Хомякову, касаемо смертной казни были не с родни русскими по духу, это власть немецко-татарская. Что касается идеи соборности, которая считалась одной из основных во взглядах славянофилов, то она отражала отрицание к объективному праву, поскольку это единство любви, свободы, общинности не имеющее  внешних гарантий. Официальное юридическое закрепление этих высоких понятий представляется для них опасностью, они считали, что у истоков, прежде всего, лежат свобода, добровольность и мир. Народ не нуждается в каких-либо гарантиях, поскольку не признает государственную власть и когда они начинают чувствовать принудительную силу власти, это может означать одно, что власть разлагается. Толчком к разложению, как они считали, стала жизнь по некоему западному образцу,  навязанному еще Петром 1.
     Необходимо признать, что  русскому народу издавна заложена некое недоверие, а отсюда и неподчинение власти, и чем она выше, тем ярче это проявляется,  люди не хотят жить по стандартам, которые им навязывают, они не стремятся проникнуть в политическую власть, т.к. считают ее окончательно разложившимся объектом. И не желая проявить волю народа через эту власть, люди предоставляют возможность царствования деспотической государственной власти, оставляя себе лишь личные нравственные интересы. В лице власти проводятся наказания, пытки, зачастую невиновных людей, это ли не может являться еще одной предпосылкой к антигуманным отношениям власти к народу. 
     При царствовании Александра 2 преобразование экономических и социально-правовых реформ продолжалось до 1914 г, вследствие этих реформ были освобождены крепостные, а крестьяне получили некоторые перспективы в вопросах соблюдения законности в отношении личности, приобретения имущества и семейной жизни. Их социально-экономическое положение, находилось в сфере сельской общины и строго управлялось доверенными лицами. Само же правосознание крестьян устанавливалось исходя из превосходства   общинного приоритета над личным.
     Русский нигилизм возникает в 60-е годы 19 века. Это некое эмансипационное умственное движение, которое неизвестно Западной Европе. Бердяев Н.А. считал, что русский нигилизм отрицал бога, душу, нормы (социальные и правовые), роскошь, богатство и высшие ценности. В его основе лежит мироотрицание и все необходимо отдать на освобождение трудового народа от непомерных страданий для счастливой жизни. Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев были русскими нигилистами и просветителями того времени, которые вели борьбу со всеми историческими традициями, противопоставляя разум всем верованиям и предрассудкам прошлого. Без сомнения, в 19 веке нигилистические элементы были очень сильны.  Работы Чернышевского так заинтересовали  Карла Маркса, что ему пришлось изучать русский язык.
     Бакунин считал, что русский народ всецело ненавидит представителей власти в лице государства, как и само государство, но при этом его удивляласвятая вералюдей в царя, который был для них отцом и благодетелем. Также он считал, что всему государству нет места на нашей земле и все, что связано с юридическим правом должно исчезнуть, поскольку   целью управляющих классов являлось подчинение трудового народа своим интересам. Сопоставлял государство с деревом  и Бердяев в своих высказываниях, о том, что оно достигает своего цветения и плодоношения лишь в случае достижения внутренней вложенной в него идеи. А в 1907 году он обвинил церковь и русское государство в нигилизме, которое проявляется  неверием в силу добра. Леонтьев же в противопоставлениях Бердяеву проповедовал права власти и вождей, против прав народа и независимых личностей. Он считал, что вождей создает не парламентаризм, а реальная свобода, просто нужно уметь властвовать беззастенчиво.
     Наиболее известным правовым нигилистом дореволюционной России, пожалуй, был Л.Н. Толстой. Проявляется этот нигилизм, прежде всего из любви к жизни и человеку, он отрицает антигуманные правовые отношения, в пользу естественных человеческих прав.  Толстой видел во власти некую силу, с помощью которой государство отбирало у людей все, что ему заблагорассудится, пользовалось  успехами их тяжкого труда, посылало на войны. По мнению писателя, международное право – это право слабых стран жить независимо, до тех пор, пока страны, имеющие значимые военные резервы не решат иначе. Осуждению предаются действующие законы, т.к. создаются людьми, которые одобряют насилие, следовательно, и защищают такой закон. Так называемое «право» создается в угоду отдельных людей и действует до тех пор, пока это им выгодно.
     
1.3 Советский и постсоветский этапы развития правового нигилизма
     При Советской России существовал «двухполюсный» правовой нигилизм: нигилизм государства, отрицающего многие права и свободы граждан и нигилизм самих граждан, которые периодически нарушали действующие правовые нормы. Итогом первой мировой и гражданских войн стали миллионы людей, которым стали знакомы ненависть, гнев и насилие. Более настроенной против власти являлась мелкая буржуазия, которая в результате утратила большую часть своего имущества и статуса.  Именно эти люди сыграли важную роль в развитии как «белого» так и «красного» террора, продолжением которого стала череда сталинских кровавых репрессий.  После второго Всероссийского съезда Советов, происходит нигилистическая реакция населения по вопросу принципа равенства в прежней дореволюционной системе. Основным источником права становится «Революционное сознание». На меру наказания, как административного, так и уголовного стала влиять принадлежность к классу имущему или неимущему, а смягчающими обстоятельствами считались состояние голода, несознательности, нужды, которые и были свойственны «неимущему классу». Уже тогда при разрешении дел действовал принцип аналогии, при отсутствии нормы в законе, могли применить аналогичную. Правовое толкование ни к чему хорошему не привело и со временем приводило к негативному отношению общества по отношению к советским государственно-правовым порядкам. Еще больше усугубляя положение, добавились наказания, которые носили морально-психологический характер: бойкот, лишение политических прав, объявление «врагом народа» и т.д. 
     Интересен и тот факт, что советские коммунисты считались врагами капитализма, но на тот момент они представляли как коммунизм, так и социализм в духе капитализма. В социально-экономической системе человек стал слугой государства, а не его главной ценностью. Итогом Сталинского режима как считает А.Д. Сахаров стало то, что самый сильный удар был нанесен против советского народа, его самых честных, активных и способных представителей. По его оценке не меньше 10-15 млн. советских граждан погибли от пыток, казней, в лагерях для кулаков, «подкулачников» и членов их семей, от холода, голода, адского труда и в затопленных трюмах «кораблей смерти». М.К. Мамардашвили утверждал, что «советский человек – раб в детском понимании этого слова, так как он постоянно ищет оправдания. Он говорит: «Нет, нет, я не виноват». С этими идиотскими причитаниями зародыша большевики умирали в тюрьмах КГБ».1
     На протяжении российской истории постепенно менялись духовные ценности, общественно-политические структуры, но несмотря на сложные жизненные ситуации какие-то все же оставались, конечно, они не могли быть всегда постоянными и менялись либо в положительную, либо в отрицательную сторону. Некоторые отечественные романтики считают, что это крепкая православная вера, соборность и общинность.
     При Советском Союзе власть представляла собой единый механизм, в котором существовали разные отделы, отвечающие за те или иные задачи. В России не было разделения власти и любой русский человек говоря о какой-либо конкретной деятельности аппарата, называл ее во множественном числе («власти»). Причем в состав этого понятия мог относиться любой, у кого она есть, поэтому не столь важно какой отдел аппарата носит первостепенный характер. Государственные служащие имели достаточную заработную плату по сравнению с простыми гражданами. В некоторых сферах, к примеру, в торговле, подразумевалось, что работники могут найти альтернативные источники кормления, отчасти и в наше время возможны такие явления. Государство выступало носителем права владения, пользования, распоряжения и определяло функционирование предприятий Страны, уровень материального обеспечения. Все это послужило мощным толчком к развитию экономики, осуществлению индустриализации,  возрождению  народного   хозяйства  и  как  итог обеспечением
____________________
1 Мамардашвили М.К. Жизнь шпиона // Как я понимаю философию. М., 1992. С. 346
победы в Великой Отечественной войне. Но, даже такие успехи не могут привести тоталитарное государство к светлому будущему, в силу ряда геополитических факторов.
      Экономические и экологические проблемы случались больше по вине бюрократов,  которые   больше вредили, чем создавали. Не было развитого гражданского общества, существовала некая дуалистическая  система регуляции социальной жизни, в которой, во-первых, управляли государственно-партийные институты, а во-вторых свод неписаных правил и стандартов поведения. Но при этом люди не были запуганы, они вместе собирались, отдыхали, проводили праздники, помогали друг другу переносить сложности, подобные отношения сохранились и в период постсоветской эпохи. Общественные проявления правового нигилизма были по своей природе реактивными, т.е. как реакция граждан на недостатки экономики того времени. Что касается  международного публичного права, то отношение советского государства к нему было негативное, т.к. считали, что в его основе зало.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44