VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001789
Тема: Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей
Содержание
Частное образовательное учреждение высшего образования
«САМАРСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ»
Юридический факультет

Кафедра предпринимательского и международного частного права
Направление подготовки 40.04.01 Юриспруденция


Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности предпринимателей 
Магистерская диссертация

Выполнила студентка
2 курса, группа С-МЮП122
Хилай Ольга Александровна
___________________
(подпись) 


Научный руководитель
к.ю.н., доцент
Грицай Н.В.
___________________
(подпись) 

Допустить к защите
Зав. кафедрой
д.ю.н., профессор Барков А.В. 
___________________
(подпись) 
				«___»______________ 2017 г.

Диссертация защищена
«___»______________ 2017 г.
оценка ______________________

Самара
2017

 СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………..10
1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект правового                    регулирования: понятие, признаки и структура………………………………....21
1.2. Международно-правовое регулирование внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………..21
1.3. Российское законодательство в сфере внешнеэкономической                                           деятельности ……………………………………………………………………….32
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………….41
2.1. Общая характеристика механизма регулирования внешнеэкономической деятельности и его элементов……………………………………………………..41
2.2. Методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности………………………………………………………………………..48
2.3. Негосударственные средства регулирования внешнеэкономической деятельности …………………………………………………………………….…60
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРАВОВОГО               РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ…………………………………………………………………………....67
3.1. Проблемы правового регулирования внешнеэкономической                   деятельности в свете участия РФ во ВТО………………………………………...67
3.2. Правоприменительный процесс и перспективные направления             правового регулирования внешнеэкономической деятельности ……………….78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….….85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………....90

     
     	
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность темы исследования обусловливается изменениями в содержании международного торгового оборота - расширение предметов торговли; усиление роли универсальных международных договоров в сфере торговли, оказании услуг; возникновение новых мировых рынков валюты и капитала. Показателем роста международного торгового оборота является рост современного мирового хозяйства, развитие сотрудничества между разными странами, что приводит к новому видению мировой экономики - она «приобретает черты единого организма, вне которого не может нормально функционировать ни одно государство мира»1
     Бурное развитие мировой торговли, усиливает необходимость и значение единообразного применения норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность (далее ВЭД) каждого государства. 
     Проблемы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в последнее время стали привлекать к себе внимание все большего числа исследователей. ВЭД - это одна из наиболее сложных сфер экономического развития страны, неотъемлемая часть хозяйственных связей и отношений государства. Современная сфера ВЭД рассматривается на двух основных уровнях: 
     • на международном (межгосударственном) уровне, где представлена единая мирохозяйственная система и вся мировая торговля; 
     • на государственном уровне в виде ВЭД конкретного государства, ее структуры и товаропотоков. 
     Вместе с тем, нормы международного экономического права, регулируя межгосударственные отношения во внешнеэкономической сфере, играют все возрастающую роль в регламентации частноправовых отношений. Внешнеэкономические сделки, опосредующие ВЭД, имеют свои особенности, выделяющие их из ряда других сделок и международных отношений в целом. Эта особенность проявляется в тесном взаимодействии правовых норм различной системной принадлежности, то есть норм международного и национального права наряду с взаимодействием норм различной отраслевой принадлежности национального права в рассматриваемой сфере отношений. Эта система норм в целом составляет правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности конкретного государства.2 Исследование внешнеэкономической деятельности в целом и в Российской Федерации в частности, исследование правовой природы и особенностей правовых основ ее регулирования с учетом существующих в международном сообществе правовых механизмов, приобретает особую значимость для России.
     Регулирование внешнеэкономической деятельности каждого государства представляет собой сложный комплекс правовых норм внутреннего права и международно-правовых обязательств этого государства. Первичность и производность источников регулирования ВЭД является темой дискуссий в доктрине международного частного права, проблема эта решается не однозначно, что затрудняет выработку конкретных рекомендаций отечественным участникам внешнеэкономической деятельности по соответствующему правоиспользованию. Нерешенность этой проблемы создает немалую трудность правоприменительным органам при рассмотрении споров, вытекающих из внешнеэкономической деятельности, поскольку именно суды должны решать вопрос о применении той или иной нормы внутреннего, иностранного права или норм международных договоров, в каждом конкретном случае. 
     Обозначенные проблемы делают необходимым проведение комплексного исследования аспектов правового регулирования внешнеэкономической деятельности разного уровня, их соотношения с международными источниками и влияния на правоприменительную практику в каждом конкретном случае. 
     Состояние научной разработанности темы. Проблемы правовых основ внешнеэкономической деятельности в целом и в России в частности являются объектом исследований многих ученых-правоведов, о чем свидетельствует значительное число публикаций на эту и смежные темы. 
     Общетеоретическим вопросам сотрудничества посвящали свои работы С.С. Алексеев, JI.A. Лунц, Д.И. Мейер, B.C. Нерсесянц, А.П. Сергеев, Е.А. Суханов, А.Н. Талалаев, Ю.К. Толстой, Г.Ф. Шершеневич, В.М. Шумилов и др. 
     В разработке основ внешнеэкономической деятельности особое значение имеют труды Л. Абалкина, A. Бузгалина, П. Бунича, А. П. Вершинина, С. Глазьева, Д. Кейнса, А. Козырина, B. Куликова, X. Ламперта, А. Ливщица; Д. Львова, С. Митина, А. Петрова, С. Шаталина, В.А. Беловым, Т.А. Борзенковой, С.А. Бушаенковой, Д.П. Гордеевым, Е.Б. Козловой, В.Н. Литовкиным, И.А. Фаршатовым, Г.Ф. Шешко и других. 
     Отдельные аспекты рассматриваемой тематики исследования анализировались в работах таких отечественных авторов как Э.А. Арустамов, P.C. Андреева, Л.П. Ануфриева, C.B. Бахин, М.М. Богуславский, В.В. Витрянский, И.Н. Герчикова, Л.Н. Голенская, О.И. Дегтярева, Н.И. Диденко, Г.К. Дмитриева, Н.Ю. Ерпылева, H.A. Ефремова, A.C. Кокин, Г.А. Корнийчук, Г.А. Левиков, И.Ю. Ленчевский, Н.И. Марышева, A.A. Пелишенко, Е.Ф. Прокушев, А. Тынель, Я.И. Функ, Г.Ю. Федосеева, В. Хвалей и др. 
     Проблемам коллизионного регулирования внешнеэкономических сделок посвящали в разное время свои труды М.П. Бардина, Н.Г. Вилкова, И.С. Зыкин, A.C. Комаров, В.А. Канашевский, Т.Н. Нешатаева, М.Р. Розенберг, О.Н. Садиков и др. 
     Нормативно-правовую базу настоящего исследования составили Конституция РФ, международные акты, Гражданский кодекс РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти.
     Перечень исследований в сфере правовых основ регулирования трансграничных торговых отношений свидетельствует о том, что отдельные аспекты темы данного диссертационного исследования были достаточно подробно освещены в них, однако комплексное исследование правовых основ регулирования внешнеэкономической деятельности, их взаимодействия и взаимного влияния, является одной из актуальных проблем международного права в современных условиях глобализации мировой экономики. 
     Таким образом, актуальность и степень научной разработанности темы позволили определить цель, задачи, объект, предмет и структуру диссертационного исследования. 
     Предмет исследования представлен нормами действующего законодательства в сфере правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
     Объект исследования - отношения, складывающиеся в сфере внешнеэкономической деятельности различных по своему правовому статусу субъектов.
     Цель диссертационного исследования – комплексное изучение вопросов правового регулирования отношений в сфере осуществления экономической деятельности хозяйствующими субъектами на международном рынке товаров, работ и услуг.
     Задачи диссертационного исследования, основаны на поставленной цели и могут быть сформулированы следующим образом:
     1. Дать общую характеристику российского и международного законодательства, регламентирующего порядок и особенности осуществления внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. 
     2. Изучить особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ. 
     3. Рассмотреть негосударственные средства регулирования, внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. 
     4. Исследовать проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности в связи с участием РФ во Всемирной Торговой Организации (далее ВТО).
     5. Выявить перспективные направления правового регулирования ВЭД на современном этапе развития внешнеэкономических отношений.
     Методологической основой диссертационного исследования следует считать совокупность общенаучных методов научного познания, а также частнонаучных методов характерных для юриспруденции, как самостоятельной отрасли знаний: исторический метод, метод сравнительного правоведения и логического исследования. Работа строится на критическом анализе теоретического материала и подчинена логике правоприменительного процесса. Особо следует отметить сравнительно-правовой метод, который использовался, в том числе при анализе международных договоров и национального права государств при ведении внешнеэкономической деятельности, сравнительном анализе торговых обычаев, применяемых в разных государствах. Комплексный метод позволил автору исследовать рассматриваемые аспекты во всем многообразии их связей и отношений. 
     Научная новизна диссертационного исследования представлена в следующих положениях и выводах, выносимых на защиту:
     1. Обосновывается позиция о том, что соотношение международных договоров и российских нормативных актов не всегда выдерживаются на практике. Можно выделить два основных направления правового регулирования внешнеэкономической деятельности. Первое - использование коллизионного метода регулирования, второе - унификация международного частного права, и, прежде всего, правовых норм, регулирующих внешнеэкономическую деятельность. 
     2. В РФ существует значительная нормативно-правовая база, регулирующая внешнеэкономическую деятельность субъектов. При этом нормативные документы, касающиеся регулирования внешнеэкономической деятельности, претерпевают постоянные изменения, что связано с динамичным развитием международных отношений и, в первую очередь, международной торговли. Исходя из приоритетных направлений развития правового регулирования ВЭД обосновывается первостепенность развития институтов ВЭД, в том числе привидение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики РФ согласно потребностям российских участников внешнеэкономической деятельности с учетом мировой практики; создание институтов участия предпринимательского сообщества в выработке и реализации внешнеэкономической политики посредством получения информации о потребностях связанных с проведением международных сделок; применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий, что в определенной степени противоречит целям Всемирной торговой организации
     3. В настоящее время внешнеторговую деятельность осуществляет широкий круг субъектов, при этом централизованное государственное руководство этой деятельностью отсутствует. Основой формирования торгово-экономических отношений и создания благоприятного инвестиционного климата является развитие внешнеэкономического комплекса и разработка собственной внешнеэкономической политики и стратегии региона. 
     Перспективным направлением развития правового регулирования ВЭД является выявление приоритетных форм ВЭД на территории конкретного региона, разработка комплексных и отраслевых программ развития по каждой форме ВЭД, дорожные карты с мероприятиями по реализации намеченных задач, с указанием исполнителей, источников финансирования, прогнозируемых результатов. Обосновывается целесообразность в каждом регионе создать орган исполнительной власти, отвечающий за развитие ВЭД в регионе. 
     4. Для эффективного использования, полученного в ходе присоединения России к ВТО права применять защитные меры национальной экономики необходимо законодательно устранить имеющиеся недостатки: расширить сферу уже действующих защитных мер; внести в российское законодательство механизм предоставления компенсаций, как предусмотрено нормами ВТО; расширить действующее законодательство по защитным мерам на сферу деятельности сельского хозяйства. 
     5.Необходимо завершить работу над Концепцией национальной системы стандартизации и системы оценки и подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям безопасности и приступить к детальной разработке Программы мер по их реализации, путем разработки необходимой новой нормативной базы и внесения изменений в уже имеющуюся. 
     Теоретическая значимость исследования состоит в том, что на основе теоретико-правового анализа уточнены и дополнены современные представления о сущности правового регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства. 
     Практическая значимость диссертации. Положения диссертационного исследования призваны пополнить потенциал науки гражданского права, устранить некоторые имеющиеся противоречия в законодательном регулировании внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства в РФ. Полученные в ходе исследования результаты будут актуальны для дальнейших научных исследований по разработке проблем в области теоретических и практических основ внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, а также могут быть использованы органами государственной власти в своей практической деятельности. 
     Структура диссертационного исследования состоит из введения трех глав, заключения и списка использованных источников.
     Апробация темы диссертационного исследования проходила в рамках публикаций статьи в сборнике Х-ой Международной научно-практической конференции «Гражданское общество в современном мире» на тему: «К вопросу о перспективных направлениях правового регулирования внешнеэкономической деятельности», а также в IХ выпуске научного юридического журнала «Юридический факт» на тему «Проблемы правового регулирования внешнеэкономической деятельности в свете участия РФ во Всемирной торговой организации».
     Глава 1. Теоретико-правовые основы регулирования внешнеэкономической деятельности

     1.1. Внешнеэкономическая деятельность как объект правового регулирования: понятие, признаки и структура
     
     Термин "внешнеэкономическая деятельность" в теории и практике хозяйственной деятельности стал употребляться не сразу. Вплоть до 1980-х гг. сделки между гражданами и организациями различных государств осуществлялись в рамках внешнеторговой деятельности. Предпосылки для использования понятия внешнеэкономической деятельности появились лишь тогда, когда сотрудничество между организациями и гражданами различных стран вышло за рамки внешнеторговых операций и начало осуществляться в области международного производственного сотрудничества и кооперации, международной инвестиционной, лизинговой и некоторых других видов деятельности. Последние стали рассматриваться в рамках общей категории - внешнеэкономической деятельности. В литературе дается собирательное понятие внешнеэкономической деятельности, включающее открытый перечень видов такой деятельности, аналогично содержащемуся в ст.1 Закона об экспортном контроле3, либо оно определяется авторами в самом общем виде4, а в экономической литературе еще и как совокупность функций "экспортноориентированных предприятий".5
     Понятие внешнеэкономической деятельности в ст.1 Федерального закона "Об экспортном контроле" определяется как "внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная деятельность)"6. Многие авторы отмечают тот факт, что определение имеет собирательный характер, т.е. закон перечисляет виды деятельности, которые должны составлять понятие внешнеэкономической деятельности7. Однако, Тихомиров Ю.А., Новкшонов И.Б., Реут А.В., Попондопуло В.Ф., Морозов А.Д. считают, что открытый перечень и отсутствие признаков, на основании которых иной вид деятельности может быть отнесен к категории внешнеэкономической деятельности, позволяют сделать вывод о несовершенстве данного определения.8
     Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.9
     По мнению И.В. Ершовой под внешнеэкономической деятельностью понимается внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, валютные и финансово-кредитные операции, в области международного обмена товарами, информацией, работами и услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.10
     Н.И. Диденко в свою очередь пишет, что внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне фирм и предприятий, которые пользуются полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров и услуг для заключения внешнеторговой сделки, в определении цены и стоимости контракта, объема и сроков поставки. Следовательно, внешнеэкономическая деятельность представляет собой совокупность производственно-хозяйственных, организационно-экономических и коммерческих функций фирм и предприятий.11
     Внешнеэкономическая деятельность, по мнению В.В. Гущина и Ю.А. Дмитриева - это вид межгосударственного сотрудничества, и в этом качестве она рассматривается как деятельность государств по развитию сотрудничества в области торговли, экономики, науки, культуры, туризма.12
     Определяя внешнеэкономическую деятельность как «Совокупность взаимоотношений между резидентами и неризидентами в сфере межгосударственного перемещения товаров, работ, услуг (в том числе иностранного туризма), интеллектуальной собственности, а также инвестиционного сотрудничества денежно-кредитных операций и иных видов деятельности»13, А.А. Минаев констатирует наличие авторского определения данного института. 
     Таким образом, на уровне теоретических разработок единого определения внешнеэкономической деятельности не существует. Кроме того, нельзя согласиться с тем, что понятие внешнеэкономической деятельности зависит от того, кто является ее субъектом - государство, физические лица или юридические лица. На наш взгляд внешнеэкономическую деятельность следует определить как предпринимательскую деятельность трансграничного характера.
     В тоже время, внешнеторговая деятельность определяется в законе как деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью, а внешняя торговля товарами - импорт и (или) экспорт товаров. 
     В статье 4 Закона «О регулировании внешнеторговой деятельности» закреплены принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 
     1. Единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики. 
     2. Единство системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и контроля за ее осуществлением. 
     3. Единство политики экспортного контроля. 
     4. Единство таможенной территории Российской Федерации. 
     5. Приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности. 
     6. Равенство участников внешнеторговой деятельности и их недискриминация. 
     7. Защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности. 
     8. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность, нанесения ущерба ее участникам и экономике Российской Федерации в целом. 14
     Существующая нормативная база позволяет выделить два основных признака внешнеторговой деятельности. 
     Во-первых, ввиду коммерческого характера она представляет собой вид предпринимательской деятельности в смысле ч. 3 п. 1 ст. 2 ГКРФ15. 
     Во-вторых, она осуществляется в отношениях между лицами, имеющими различную государственную принадлежность. 
     Базируясь на нормах действующего российского законодательства, под внешнеэкономической деятельностью следует понимать деятельность, связанную с приобретением, изменением или прекращением прав и обязанностей, обусловленных созданием, использованием или отчуждением материальных благ или иных результатов человеческой деятельности, в отношениях между лицами различной государственной принадлежности. Такая деятельность может иметь характер предпринимательской деятельности (когда она направлена на систематическое получение прибыли) или некоммерческий характер (выражаясь, например, в актах благотворительности или оказания гуманитарной помощи). В соответствии с российским законодательством и практикой его применения понятие внешнеэкономической деятельности можно определить как деятельность, направленную на совершение внешнеэкономических сделок.
     Внешнеэкономическая деятельность – это совокупность методов и средств торгово-экономического, научно-технического сотрудничества, валютно-финансовых и кредитных отношений с зарубежными странами. Важнейшей частью внешнеэкономической деятельности выступает внешняя торговля, которая определяется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельности. 
     Внешнеторговую деятельность в данном случае следует рассматривать как один из видов внешнеэкономической деятельности. При этом следует актуализировать особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность:
     Особенности, характеризующие внешнеэкономическую деятельность:
   * под внешнеэкономической деятельностью понимаются действия, которые предполагается осуществлять систематически. Поэтому в качестве ее участников выступают субъекты предпринимательской деятельности: юридические лица, индивидуальные предприниматели, обладающие необходимой правоспособностью. Вместе с тем организации и граждане, не являющиеся предпринимателями, а также публичные образования и международные организации в ряде случаев могут выступать в качестве субъектов внешнеэкономической деятельности. 
   * внешнеэкономическая деятельность - это, как правило, предпринимательская деятельность, хотя иногда может и не быть таковой. В частности, внешнеэкономической является деятельность фонда в случае предоставления иностранным лицам беспроцентных займов под реализацию определенных программ;
   * субъекты внешнеэкономической деятельности совершают фактические и юридические действия, например проведение переговоров и совершение сделок;
   * направленность на совершение внешнеэкономических сделок предполагает наличие иностранного элемента, в качестве которого могут выступать следующие субъекты: иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие место жительства на территории иностранного государства; иностранные юридические лица и иные правоспособные организации; иностранные государства и иные публичные образования; международные организации.
     Структура внешнеэкономической деятельности состоит из следующих элементов: субъект, объект и форма действия субъектов.
     Субъектами внешнеэкономической деятельности являются физические лица; юридические лица и иные правоспособные организации; публичные образования, в том числе государства; международные организации.
     В качестве субъектов внешнеэкономической деятельности могут выступать такие физические лица, как граждане (граждане Российской Федерации), иностранные граждане16 и лица без гражданства.
     Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяется нормами федеральных законов, а в случае урегулирования соответствующих отношений в международном договоре РФ правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства определяется правилами международного договора.
     Иностранные граждане и лица без гражданства в соответствии с российским правом пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, предусмотренных законом (ст.1196 ГК РФ)17. 
     Ограничения правоспособности иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, развития экономики страны, обеспечения обороны и безопасности государства. В частности, Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации"18 (ст.7) в интересах обеспечения безопасности и развития промышленности и энергетики РФ предусматривает возможность введения ограничений на участие иностранных лиц в конкурсах (аукционах) на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов отдельных участков континентального шельфа Российской Федерации, а также проведение конкурсов (аукционов) вообще без участия иностранных лиц. Иностранные граждане, юридические лица и иные правоспособные организации вправе создавать в Российской Федерации юридические лица, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями, которые являются российскими юридическими лицами со всеми вытекающими правовыми последствиями. Личным законом коммерческих организаций с иностранными инвестициями является российское право. Допускается создание юридических лиц со стопроцентным участием иностранных инвесторов.
     В случае учреждения коммерческой организации с иностранными инвестициями возникает вопрос о праве государства, регулирующего отношения между учредителями по созданию юридического лица. Такие отношения в силу ГК РФ регулируются правом страны, в которой учреждается юридическое лицо (ст.1214), поэтому если юридическое лицо с иностранными инвестициями учреждается в Российской Федерации, отношения между учредителями по его созданию подчиняются российскому праву.
     Кроме того, иностранные юридические лица вправе создавать филиалы и открывать представительства в Российской Федерации, которые не являются юридическими лицами. Филиалы и представительства иностранных юридических лиц действуют на территории РФ со дня их аккредитации.
     Помимо иностранных юридических лиц участниками внешнеэкономической деятельности являются иные правоспособные иностранные организации19. Право таких организаций быть участниками внешнеэкономической деятельности предусматривается, в частности, ст.2 Закона о регулировании внешнеторговой деятельности. Такими иностранными организациями, не являющимися юридическими лицами, но имеющими ограниченную гражданскую правоспособность, необходимую для осуществления внешнеэкономической деятельности, являются, к примеру, американские partnership. В этой связи можно также вспомнить российские индивидуальные (семейные) частные предприятия, которые могли не наделяться статусом юридического лица и создание которых допускалось Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности"20, действовавшим до принятия ГК РФ (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")21.
     При рассмотрении споров с участием иностранных юридических лиц и иных правоспособных организаций порядок представления процессуальных документов, удостоверяющих их статус и индивидуализирующих такие организации, установлен Конвенцией по вопросам гражданского процесса от 1 марта 1954 г., Конвенцией, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 г. и постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. N 9132-XI "О мерах по выполнению международных договоров СССР о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам".22
     На практике значительные сложности возникают при определении порядка приобретения юридическим лицом и иной правоспособной организацией гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей и при определении внутренних отношений.
     Правила определения правового положения иностранных юридических лиц и иных организаций содержатся в двусторонних и многосторонних международных договорах Российской Федерации. Например, в соответствии с положениями Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. 23правоспособность юридического лица определяется законодательством государства, по законам которого оно было учреждено (п.3 ст.23).
     Государство и иные публичные образования, хоть и крайне редко, также могут являться участницами внешнеэкономической деятельности. В частности, они могут выступать в качестве участников внешнеэкономической деятельности в случае заключения договора купли-продажи или договора аренды земельного участка за границей, выделяемого под строительство здания посольства (консульства) или под строительство жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства), договора строительного подряда при строительстве зданий посольства (консульства), договора аренды жилого дома для проживания сотрудников посольства (консульства).
     Участниками внешнеэкономической деятельности могут и международные организации, которые являются юридическими лицами. Все международные организации можно условно разделить на две группы:
     1)международные организации, создаваемые в соответствии с международным договором;
     2)иные международные организации.
     Международные организации второй группы, как и все иные юридические лица, создаются в соответствии с правом государства, на территории которого учреждается международная организация, и имеют гражданскую правоспособность, определяемую правом этого государства. В качестве примера таких международных организаций можно назвать Международный олимпийский комитет, ФИФА, УЕФА и др.
     Международные организации первой группы создаются в соответствии с международным договором, а их правоспособность определяется международным договором и правом государства, на территории которого они создаются. Такие международные организации наделяются иммунитетом, основанием для которого является суверенитет государств, заключивших международный договор. Иммунитет международной организации распространяется только на сферу ее публичной деятельности, осуществляемой в соответствии с целями, определенными учредителями при ее создании. Пределы иммунитета международных организаций определяются международным договором. 
     В качестве примера широко известных международных организаций первой группы можно назвать Международный валютный фонд; Европейский банк реконструкции; Всемирную организацию здравоохранения; Международную организацию труда; Всемирную торговую организацию.
     Анализируя сложившееся в настоящее время положение, следует отметить, что внешнеэкономическую деятельность осуществляет широкий круг субъектов, при этом централизованное государственное руководство этой деятельностью отсутствует. 
     В результате неправильного толкования инстанциями норм права, применимого к внешнеэкономическим сделкам, определяющего статус субъектов внешнеэкономической деятельности имеет место необоснованное привлечение к ответственности и участников внешнеэкономической деятельности. 
     Объектами внешнеэкономической деятельности могут являться товары, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности и др. В зависимости от объекта выделяют виды внешнеэкономической деятельности. Виды внешнеэкономической деятельности российских граждан и юридических лиц определяются международными договорами и законами РФ. К их числу можно отнести внешнеторговую деятельность, международное производственное сотрудничество и кооперацию, международную инвестиционную, лизинговую деятельность, а также некоторые другие.
     По своей форме действия субъектов внешнеэкономической деятельности могут быть фактическими или юридическими. Фактические действия не порождают правовых последствий: проверка платежеспособности контрагента, проведение переговоров, мониторинг рынка товаров (работ, услуг) и т.п. Юридические действия, напротив, порождают правовые последствия. В частности, вследствие аккредитации филиала субъект получает право осуществлять деятельность на территории государства аккредитации, вследствие получения лицензии - на занятие видом лицензируемой деятельности. Однако основным видом юридических действий субъектов внешнеэкономической деятельности являются внешнеэкономические сделки.
     Исходным принципом внешнеэкономической деятельности служит коммерческий расчет на основе принципов хозяйственной и финансовой самостоятельности и самоокупаемости с учетом собственных валютно-финансовых и материально-технических возможностей. Ответственность за результаты внешнеэкономической деятельности лежит на самом предприятии не только на части экспортных поставок, но и импортных закупок для развития экспортного и импортозамещающего производства, технической реконструкции. Отношения, возникающие при осуществлении внешнеэкономической деятельности, регулируются национальным законодательством и унифицированными международными правилами, установленными международными организациями. 
     Неопределенность существующая в дефинициях тех или иных понятий создает не вполне благоприятные условия для осуществления, развития трансграничных отношений, порождает необходимость в принятии новых нормативных актов, но при этом не всегда удается избежать коллизий при их применении.
     Вместе с тем, следует отметить особенность российского законодательства. Как гласит  преамбула Федеральных законов 1995 и 2004г. «О правовом рег.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44