- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K011328 |
Тема: | Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Факультет права Кафедра трудового права и права социального обеспечения Профиль 12.00.05 – Трудовое право; право социального обеспечения Вступительный реферат на тему: Правовое регулирование труда лиц, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда Работу выполнил: Шафранова Елена Игоревна Москва 2017 Оглавление 1. Постановка исследовательской проблемы, формулирования гипотез 3 2. Цели и задачи, методология исследования 8 3. Актуальность темы исследования 9 4. Степень научной разработанности проблемы 10 5. Теоретическая и практическая значимость темы исследования 11 6. Литература 12 Постановка исследовательской проблемы, формулирование гипотез Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что труд и здоровье людей охраняется государством (ст. 7, 41), каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37) [1]. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ включает положение об обеспечении права каждого работника на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, в число основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2), а также закрепляет обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников в качестве основного направления государственной политики в области охраны труда (ст. 210) [2]. Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы, срок действия которого продлен на 2017 год, обеспечение безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности признается одним из национальных приоритетов в целях сохранения человеческого капитала, при этом сторонами данного соглашения принимаются в том числе обязательства по обеспечению совершенствования нормативно-правовой базы в целях повышения эффективности систем оценки условий труда и улучшения здоровья работающих, выявления и оценки профессиональных рисков и управления ими, стимулирования работодателя к замещению рабочих мест с вредными условиями труда, принятие новых норм и правил и внесение изменений в действующие нормы и правила в сфере охраны труда, их гармонизацию с международными нормами, по обеспечению внедрения системы специальной оценки условий труда, по разработке комплекса мер, направленных на экономическое стимулирование технического перевооружения и модернизации производства в целях улучшения условий труда, по совершенствованию системы обеспечения работающих современными средствами индивидуальной защиты [3]. Принимая во внимание определяющую роль права на безопасные условия труда, на отдых и охрану здоровья, закрепленного в вышеназванных нормативных правовых актах, правовое регулирование отношений, связанных с реализацией данного права, требует не только установления мер, направленных на охрану здоровья работников непосредственно в процессе трудовой деятельности, но и установления для лиц, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, дополнительных гарантий и компенсаций, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды. К числу таких гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, относятся, в том числе, сокращенная продолжительность рабочего времени (ст. 92), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 117) и повышенная оплата труда (ст. 147), устанавливаемые работникам с учетом результатов проведенной специальной оценки условий труда (СОУТ). При этом для работников, на рабочих местах которых условия труда отнесены к вредным 1 степени предусмотрена только повышенная оплата труда, для работников, условия труда которых отнесены к вредным 2 степени – повышенная оплата труда и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, для работников, условия труда которых отнесены к вредным 3 или 4 степени либо опасным условиям труда - повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенная продолжительность рабочего времени. Таким образом, в Трудовом кодексе РФ в действующей редакции предусматривается дифференциация устанавливаемых работнику гарантий и компенсаций в зависимости от условий труда на рабочих местах. Данный подход при более детальном рассмотрении вызывает ряд вопросов. Во-первых, согласно классификации условий труда, приведенной в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» [4], подкласс 3.1. (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья. Иными словами, работникам необходимо больше времени для восстановления, чем при обычной продолжительности рабочего дня. Исходя из этого, кажется очевидным, что применение повышенной оплаты труда не может рассматриваться как механизм, ослабляющий негативное воздействие на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды. Аналогичный вывод можно сделать и для подкласса 3.2. Во-вторых, принимая во внимание достаточно обширную судебную практику по данному вопросу [5,6,7], можно сделать вывод о значительном количестве случаев «игнорирования» работодателем требований Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (ст. 15) [8] о сохранении порядка и условий осуществления компенсационных мер, реализуемых в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, до 01.01.2014, при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер. В-третьих, некоторые исследователи в своих работах [9] отмечают, что внесенные Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ и Федеральным законов от 28.12.2013 № 421-ФЗ изменения в Трудовой кодекс РФ противоречат положениям ратифицированной Российской Федерацией Европейской социальной хартии. Следует также отметить, что нормативные правовые акты в области санитарно-эпидемиологического благополучия, определяющие конкретные критерии безопасности условий труда, не в полной мере соотносятся с другими источниками трудового права. Согласно Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» [10] к нормативным правовым актам, содержащим требования охраны труда, относятся, в том числе и государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса). Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [11] предусмотрено, что условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека, требования к обеспечению безопасных условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 25). При этом значительное число санитарных правил и нормативов не допускает превышения установленных нормативов и допустимых уровней для факторов производственной среды. Так, «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и производственного сырья. СанПиН 2.3.4.1079-01», утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001 [12] предписывают соблюдение предельно-допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны (п. 4.9.), обеспечение соответствия параметров микроклимата производственных помещений гигиеническим нормативам (п. 4.2.), обеспечение соответствия показателей освещенности, допустимых уровней шума и вибрации на рабочих местах установленным нормам (п. 4.16., 4.18). «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. СП 2.2.2.1327-03», утвержденные главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23.05.2003 [13], также предусматривают обеспечение соответствия параметров микроклимата, уровней физического воздействия, содержания пыли и вредных веществ в воздухе рабочей зоны гигиеническим нормативам (п. 2.8). Кроме того, «СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиена труда. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы», утвержденные Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 № 32 [14], обязывают предоставление для практически здоровых женщин рабочих мест с допустимыми условиями труда (уровни факторов трудовой среды и трудового процесса не превышают установленных гигиенических нормативов) (п. 1.7, 1.9). Вместе с тем, в Федеральном законе от 30.03.1999 № 52-ФЗ содержится требование о приостановке либо о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей или юридических лиц или работы отдельных цехов, участков, эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнения отдельных видов работ и оказания услуг, в случае если нарушаются санитарные правила (ст. 24). Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что четкая позиция о возможности превышения гигиенических нормативов и предельных уровней воздействия на рабочих местах законодательно не определена. Кроме того, существующая система правового регулирования в целом не содержит эффективных механизмов улучшения условий труда работников, в связи с чем, согласно данным мониторинга, опубликованным на официальном сайте Минтруда [15], количество работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда увеличивается с каждым годом. Принимая во внимание вышеизложенное, можно сформулировать гипотезу, что система правового регулирования труда лиц, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда должна в первую очередь обеспечивать улучшение условий труда работников до оптимальных или допустимых, и допускать работу во вредных и (или) опасных условиях труда исключительно в случаях невозможности снижения уровня воздействия факторов производственной среды на современном уровне технического прогресса. Устанавливаемые в данном случае гарантии и компенсации должны в полной мере выполнять функцию механизма, ослабляющего негативное воздействие на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды, а также должен быть обеспечен контроль за правильностью установления гарантий и компенсаций для недопущения умышленного и непредумышленного сокращения объема предоставляемых гарантий и компенсаций. Кроме прочего, система правового регулирования труда лиц, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, должна основываться на принципах и нормах международного права. Все нормативные правовые акты, регулирующие труд лиц, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, должны соотноситься друг с другом, являться частями единой системы и не вступать в противоречие. Цели и задачи, методология исследования Целью планируемого исследования является комплексный анализ норм законодательства Российской Федерации, связанных с регулированием труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и разработка комплекса мер, направленных на повышение эффективности правового регулирования и улучшение условий труда работников. Для достижения данной цели предлагается решение следующих задач: определить виды нормативных правовых актов, регулирующих труд лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, их взаимосвязь, раскрыть систему обеспечения безопасных условий труда и охраны труда работников в Российской Федерации; рассмотреть проблемы совершенствования российского законодательства, регулирующего труд лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основе международных трудовых норм; рассмотреть особенности и выявить проблемы практического применения законодательства Российской Федерации, регулирующего труд лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе, путем анализа судебной практики); определить механизмы совершенствования законодательного регулирования труда лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, его гармонизации и повышения эффективности; В процессе работы предполагается использование различных методов научного познания, определенных целью и задачами исследования, как общенаучных (диалектический метод познания, основанный на принципах всеобщей взаимосвязи явлений, развития, системности), так и частнонаучных (формально-юридический метод для исследования категорий, определений, признаков, структуры права, конкретно-социологический метод, включающий в себя способ анализа статистических данных и различного рода документов, и сравнительно-правовой, предполагающий сопоставление юридических понятий, явлений и процессов и выявление между ними сходства или различий). Актуальность темы исследования Согласно данным, размещенным на официальном сайте Росстата [16], удельный вес работников организаций, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда в Российской Федерации на конец 2016 года составляет 38,5% от общей численности работников - каждый третий работник в Российской Федерации трудится о вредных и (или) опасных условиях труда. На конец 2012 года данный показатель составлял 31,8%, что свидетельствует об отсутствии тенденции улучшения условий труда. При этом улучшение условий труда предусмотрено Европейской социальной Хартией (пересмотренной) [17], Программой сотрудничества между Российской Федерацией и Международной организацией труда на 2017-2020 годы [18], а также Государственной программой Российской Федерации «Содействие занятости населения»[19]. Помимо вышеизложенного, вредные и опасные условия труда могут явиться причиной производственных травм и профессиональных заболеваний, влекущих за собой значительные расходы работодателей и государства. Негативный экономический эффект возникает также из-за потерь фонда рабочего времени, обусловленных как производственным травматизмом, так и необходимостью предоставления гарантий и компенсаций в виде сокращенного рабочего дня, дополнительного отпуска и повышенной оплаты труда. Перечисленные выше факторы определяют значительную актуальность темы исследования. Степень научной разработанности проблемы Рассмотрению различных правовых аспектов охраны труда посвящены диссертации Домрачевой О.В., Сабитова А.А., Михайлова А.В., Гудова А.В., Созановой М.В., Неверовой А.С. и др. Однако, с момента указанных диссертационных исследований произошли значительные изменения в законодательстве, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ и Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ. Теоретическая и практическая значимость темы исследования Теоретическая и практическая значимость планируемого исследования заключается в том, что предложения, которые предполагается разработать в ходе выполнения поставленных задач, в первую очередь могут быть использованы в процессе дальнейшего совершенствования трудового законодательства Российской Федерации, в особенности, при разработке соответствующих нормативных правовых актов, относящихся к сфере охраны труда. Будучи внедренными, они помогут значительно сократить число работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, обеспечить сохранение здоровья работников, реализовать конституционное право работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Кроме того, результаты смогут быть использованы в при проведении дальнейших научных исследований в данной области. Литература 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 2. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ // «Российская газета», № 256, 31.12.2001 3. Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы // «Российская газета», № 295, 30.12.2013 4. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 5. «Аппеляционное определение Свердловского областного суда от 24.06.2016 по делу № 33-6870/2016» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru 6. «Аппеляционное определение Московского городского суда от 30 июля 2015 по делу № 33-26906/15» // Справочная правовая система КонсультантПлюс. URL: www.consultant.ru 7. «Аппеляционное определение Кемеровского областного суда от 08.12.2016 по делу № 33-14759/2016» // Интернет-ресурс Судебные и нормативные акты РФ (СудАкт). URL: www.sudact.ru 8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 9. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство: монография / Н.Л. Лютов, Е.С. Герасимова. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Центр социально-трудовых прав, 2015. – 192 с. 10. Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» // Собрание законодательства РФ от 10.01.2011 № 2 ст. 342 11. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ от 05.04.1999 № 14 ст. 1650 12. СП 2.3.6.1079-01. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. – М.: Технонорматив, 2016. - 56 с. 13. СП 2.2.2.1327-03. Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту. - М.: Технонорматив, 2016. - 29 с. 14. СанПиН 2.2.0.555-96. Гигиенические требования к условиям труда женщин. Санитарные правила и нормы. Утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 28.10.1996 г. // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru 15. «Результаты общероссийского мониторинга условий и охраны труда за 2015 год» // Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: www.rosmintrud.ru 16. «Условия труда, производственный травматизм (по отдельным видам экономической деятельности)» // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. URL: www.gsk.ru 17. «Европейская социальная хартия (пересмотренная)» // «Бюллетень международных договоров», 2010, № 4, с. 17-67. 18. «Новая программа сотрудничества между МОТ и Российской Федерацией: приоритеты определены» // Официальный сайт Международной организации труда. URL: www.ilo.org 19. Государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» // Официальный портал Правительства РФ. URL: www.government.ru 14....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: