VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R001673
Тема: Правовое регулирование контрольно-надзорной деятельности
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРАВОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПО ЗАЩИТЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН…………………7
1.1. Понятие жилого помещения и прав граждан на него…………………..7
1.2. Понятие и функции государственного  жилищного надзора  как средства защиты права на жилое помещение…………………………..17
1.3. Актуальные проблемы правового регулирования правил надзора в жилищной сфере…………………………………………………………26
ГЛАВА 2. ПРАВОМОЧИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛИЩНОГО КОНТРОЛЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН……………….43
2.1.  Компетенция органов местного самоуправления в области защиты жилищных прав граждан…………………………………….. ………………...43
2.2. Виды нарушений жилищных прав граждан в сфере повышения тарифов департаментом ЖКХ, управляющими компаниями…………………………54
2.3. Правовое регулирование правил контроля в сфере ЖКХ органами местного самоуправления как способ защиты жилищных прав граждан…..59
	
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..68

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................73



	



ВВЕДЕНИЕ



     В современном российском обществе первоочередной задачей является  эффективное взаимодействие всех элементов организации общества: и государства, и местного самоуправления, и гражданского общества. 
     Для решения этой сложной задачи - разграничения компетенции государственных и муниципальных органов власти – Указом Президента РФ от 16.07.2004 № 910 была образована специальная комиссия по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления, которая представила предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере.1 Данные предложения легли в основу Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131.- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».2
     Государство активно участвует во всех сферах общественной жизни, в этом отношении не является исключением жилищная сфера. Сфера жилищных отношений представляет собой комплексное явление социальной жизни, в которой находятся объекты жилищных прав, граждане, юридические лица, в том числе организации различных форм собственности, органы государственной власти и местного самоуправления. 
     В данной сфере регулируются вопросы управления, использования, эксплуатации жилищного фонда, строительства жилья, регистрации вещных прав на жилые помещения, контроля за сохранностью жилищного фонда и предоставления коммунальных услуг населению, управления, защиты прав, применения мер юридической ответственности. В качестве организующего начала выступает управление данной сферой. Управление в его системном понимании характеризуется в качестве «элемента или функции организованных систем, обеспечивающих сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности и реализацию ее целей». 
     В управлении участвуют два субъекта: управляемый и управляющий. В качестве управляемой стороны выступают объекты жилищных правоотношений, граждане, юридические лица (жилищные, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, строительные организации) и т.д. Управляющие субъекты в первую очередь представлены органами публичной власти, государственными и местными.3
     При этом органы законодательной власти Российской Федерации и её субъектов,  обеспечивают законодательные основы регулирования жилищной сферы. На органы судебной власти возложены функции по обеспечению юрисдикционной деятельности в данной сфере. Основным звеном, обеспечивающим функционирование жилищной сферы в системе органов государственной власти, являются государственные органы исполнительной власти. В Жилищном кодексе РФ содержится значительное количество норм, которые определяют компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере жилищных правоотношений.4
     Контрольно-надзорная деятельность в жилищной сфере стоит на пороге нового развития.Расширяются полномочия региональных государственных жилищных инспекций. Новые полномочия по контролю за деятельностью управляющих организаций и пресечению нарушений предоставляются органам местного самоуправления. Именно поэтому вопросы, связанные с осуществлением систематического и целенаправленного государственного контроля (надзора) в сфере использования жилищного фонда, защиты прав граждан - собственников помещений в многоквартирных домах объективно должно рассматриваться в качестве приоритетных направлений деятельности государственных органов.
     Эффективность организации жилищной сферы имеет принципиальное значение для преодоления многочисленныхи трудноразрешимых вопросов, как в ближайшее время, так и для повышения качества жизни в отдаленной перспективе. Проблемы в жилищной сфере в настоящее время становятся одним из основных препятствий в нормальной социально-экономической жизни общества. Только решив их, можно добиться социальной стабильности в обществе и устойчивого роста в экономике.
     По своей специфике жилищные проблемы актуальны для всех уровней власти в Российской Федерации: федеральной, региональной и муниципальной, что требует их совместной деятельности для их решения. 
     Для обеспечения благоприятной обстановки в жилищной сфере каждый из указанных уровней организации власти, помимо общих, имеет также и свои специфические задачи. Так в соответствии с федеральным законодательством, задачи федеральной и региональной власти связаны преимущественно с осуществлением регулятивной и контрольной деятельности в области государственной политики в жилищной сфере, а органы местного самоуправления призваны осуществлять непосредственную жилищную деятельность на своей территории.
     В условиях формирования контрольной деятельности важное значение приобретает решение теоретических и практических проблем государственного и муниципального контроля (надзора) в жилищной сфере, что обусловило выбор темы настоящей работы.
     Исходя из сказанного, целью настоящей работы является анализ понятий государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля,исследование роли и места государственного контроля (надзора) в современных условиях, анализ полномочий органов и должностных лиц, осуществляющих государственный надзор (контроль), рассмотрения актуальных проблем правового регулирования в области муниципального жилищного контроля.
     Для достижение указанной цели необходимо выполнение следующих задач:          
 - рассмотрение базовых теоретических, методологических и правовых основ жилищной политики;
- анализ действующего федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих жилищную сферу; 
– исследование функциональных аспектов государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля.  
     Объектом исследования являются правила контроля (надзора) в жилищной сфере. 
     Предметом исследования являются система федерального и регионального законодательства, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих различные аспекты государственного и муниципального контроля (надзора).
     Методологической основой исследования стали такие методы как логический, системный, сравнительно-правовой, анализа и синтеза. 
     Теоретической основой работы являются исследования, проведенные в сфере жилищных правоотношений, в том числе государственного надзора  и муниципального контроля, следующими учеными: Д.П. Гордеевым, Д.А. Карпухиным, М.А. Лапиной, С.В. Мошкиным,  И.В. Нечай, А.В. Русиным, Г.В. Шешко, Е.А. Шугриной, О.Ю. Якименкои другими.
     Структура работы включает введение, две главы, 7 параграфов, заключение, список используемых источников. 


 1. 

ГЛАВА 1. ПРАВОМОЧИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЖИЛИЩНОГО НАДЗОРА ПО ЗАЩИТЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 


1.1. Понятие жилого помещения и прав граждан на него



     Жилым помещением, как объектом жилищных правоотношений, согласно п.2 ст.15 ЖК РФ признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). С точки зрения гражданско-правовой классификации жилые помещения являются сложными вещами. Например П.В.Крашенинников отмечает : «По своей сути жилые помещения относятся к сложным объектам, т.е. они образуются из вещей, которые составлены искусственно из нескольких соединенных между собой частей. В состав таких объектов всегда в качестве главной вещи входит само помещение, непосредственно предназначенное для удовлетворения жилищных потребностей граждан. Наряду с помещением в состав объекта входят другие вещи либо имущественные права. При этом их состав зависит от вида жилого помещения»5. 
     К жилым помещениям относятся (ст. 16 ЖК РФ) :	
- жилой дом, часть жилого дома;
- квартира, часть квартиры;
- комната.
     Назначение жилого помещения и пределы его использования регламентированы ст.17 ЖК РФ. 
    Жилые помещения имеют строго целевое назначение. Прежде всего жилые помещения предназначены исключительно для проживания граждан, а осуществление прав собственника по владению, пользованию и распоряжению такими объектами недвижимости должно производиться в соответствии с целевым назначением этих вещей (ст.288 ГК РФ)<…>. Таким образом, не допускается их использование не для проживания без предварительного перевода этих помещений в категорию нежилых, т.е. без изменения их целевого назначения (что, в свою очередь, требует соответствующей перерегистрации их в органах, осуществляющих учет данного вида недвижимости). Использование жилого помещения не по назначению, либо систематическое нарушение собственником такого помещения прав и интересов соседей, либо бесхозяйственное обращение собственника со своим жильем могут стать основанием для принятия судом по иску органа местного самоуправления решения о продаже такого помещения с публичных торгов, т.е. о принудительном отчуждении принадлежащей собственнику недвижимости.6
     До мая 2002 г. жилищное и гражданское законодательство вообще не предусматривало использование жилых помещений для иных целей, т.е. не для проживания граждан. Использование жилья не по назначению влекло соответствующие последствия. Например, ст. 98 ЖК РСФСР и ст. 293 ГК РФ предусматривали выселение граждан из жилого помещения за данное правонарушение. В мае 2002 г. ст. 10 ЖК РСФСР была дополнена двумя частями, которые предусматривали возможность размещения в жилом помещении адвокатского кабинета.
     В части, касающейся недопустимости размещения в жилом помещении промышленного производства, Правила пользования жилыми помещениями повторили не только требование части 3 статьи 17 ЖК РФ, но и положения, закрепленные еще в статье 7 ранее действовавшего ЖК РСФСР. Правда, как справедливо отмечает В.Н. Литовкин, "в прежнем Кодексе установленный запрет касался жилого дома в целом, а в настоящем Кодексе запрет адресован жилым помещениям, что необоснованно сужает сферу действия запрета до конкретного жилого помещения и позволяет разместить промышленное производство в жилом доме, но в его нежилом помещении" <*>.7
     Теперь на основании ч.2 ст.17 ЖК РФ использование жилья не для проживания стало не исключением, а общим правилом. По существу, формулировка о возможности использования жилья для осуществления «профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности» вряд ли имеет какие-либо пределы. Единственным исключением является запрет на размещение в жилых помещениях промышленных производств (п.3 ст.17 ЖК РФ). Этот запрет содержится в законе в целях обеспечения соблюдения требований, которые предъявляются к жилым помещениям. Однако если руководствоваться формулировкой указанной выше части (не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств), то с учетом норм ст.16 ЖК РФ можно сделать вывод, что в многоквартирном доме в нежилом помещении можно разместить и промышленное производство. Иначе говоря, редакция ч.3 ст.17 ЖК РФ является явно неудачной. Однако в ГК РФ сохранился такой запрет : согласно п.2 ст.288 ГК РФ размещение в жилых помещениях промышленных производств не допускается. В данном пункте также закреплено, что размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое.8
     В силу ст. 293 ГК при использовании жилого помещения не по назначению суд может принять решение о продаже жилого помещения с публичных торгов. Дело в том, что законом установлен запрет на размещение в жилом помещении промышленных производств, а размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций, возможно только в случае перевода помещения в нежилое (ст. 288 ГК РФ).
     Мы считаем, что в указанную норму целесообразно внести некоторые коррективы, связанные с закреплением следующего правила: собственник жилого помещения вправе работать в жилом помещении, если характер работы не ухудшает санитарное, противопожарное и техническое состояние жилого помещения, а также не нарушает права и интересы соседей.  Такая работа может быть связана с различными видами наемного труда, осуществлением профессиональной деятельности через компьютерную сеть и другими подобными видами деятельности непромышленного характера.
     Основанием возникновения большей части прав на жилые помещения является договор или иной юридический факт гражданско-правового характера. В целом все права граждан можно систематизировать. Так можно выделить две крупные группы прав на жилище: право собственности и право пользования.
   Среди всех прав на жилище наиболее содержательным и обеспечивающим потребности человека остается право собственности. Способы (основания) возникновения этого права определяются гражданским законодательством. В частности, к ним относится возникновение права собственности на
вновь создаваемое недвижимое имущество.
    Непосредственно у гражданина право собственности на жилое помещение в силу указанного основания возникает в случаях, когда он, обладая необходимыми правами на земельный участок, возводит на нем жилье. В прошедшей жилищной реформе это основание изменения напрямую не затронули.9 Законодатель ставил перед собой задачу сделать возведение жилья одним из доступных способов его приобретения, для чего Федеральным законом от 29 декабря 2004 № 191-ФЗ внесены изменения в ЗК РФ, введен в действие Градостроительный кодекс РФ, а Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 112-ФЗ внесены изменения в ст. 220 Налогового кодекса РФ. 
      Такие изменения в законодательстве безусловно можно отнести к одним из способов защиты жилищных прав граждан. Законодатель создает необходимые условия для реализации гражданами своих прав, в частности, жилищных прав. В связи с этим защита осуществляется не только различными государственными органами, но и путем регламентации в законе таких прав.
   Еще одним основанием возникновения права собственности можно выделить приобретение права собственности на основании сделки об отчуждении жилого помещения (договора купли-продажи, мены, дарения и иных). Трудно что-либо изменить в правовом регулировании этих способов возникновения права собственности, однако российский законодатель предпринял попытку сделать это.10 Так, перемены затронули систему условий приобретения права собственности на жилые помещения по договору купли-продажи с привлечением заемных средств. Правовое регулирование так называемого ипотечного жилищного кредитования претерпело целый ряд изменений. Существенно изменены нормы федеральных законов «Об ипотеке (залоге недвижимости)»11, «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»12, «Об ипотечных ценных бумагах»13, изменены положения Налогового кодекса РФ, части второй ГК РФ14. Принят и вступил в силу с 1 июня 2005 г. ФЗ «О кредитных историях»15. По замыслу законодателя все это  позволит  «снизить стоимость ипотечного кредитования», обеспечить его доступность для населения, с одной стороны, и привлекательность для кредитных организаций, с другой.    Основанием возникновения права собственности на жилое помещение продолжает оставаться полная выплата членом кооператива своего паевого взноса (п. 4 ст. 218 ГК РФ). Соответствующие нормы закреплены также в п. 1 ст. 129 ЖК РФ16 и в ст. 30 ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах»17. А так же специальным способом приобретения права собственности на жилое помещение признается договор участия в долевом строительстве, урегулированный ФЗ от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»18.
     Помимо права собственности, граждане имеют, также, и право пользования жилым помещением, которое возникает из целого ряда оснований.
     Наиболее острым с социальной точки зрения остается вопрос о таком основании возникновения права на жилище, как договор социального найма, который порождает более устойчивое и длительное право пользования жилым помещением, чем договор «коммерческого» найма. В соответствии с новым ЖК РФ основания для предоставления жилых помещений значительно сужены. Правом на получение жилых помещений по договору социального найма (ст. 49 ЖК РФ) обладают следующие физические лица, признанные нуждающимися в жилых помещениях:
     малоимущие граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта РФ, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. В настоящее время в большинстве субъектов Российской Федерации такие законы, определяющие понятие «малоимущий гражданин» в целях предоставления жилища, еще не приняты;
     иные указанные в Федеральном законе или законе субъекта категории граждан. Следует отметить, что действующие федеральные законы, определяющие гарантии права на жилище отдельных категорий граждан, предусматривают, как правило, иной порядок реализации этого права, не связанный с положениями ЖК РФ о предоставлении жилья по договору социального найма.
     Таким образом, в действующем жилищном законодательстве воплотился подход, заложенный в ст. 40 Конституции. Бесплатно (или за доступную плату) жилые помещения предоставляются малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
     Окончательно раскрывается сущность этого правила при дальнейшем анализе норм ЖК РФ, в соответствии с которыми органы местного самоуправления признают граждан малоимущими и нуждающимися в жилом помещении. На различных территориях единого федерального государства появляются фактически разные условия для реализации конституционного права на жилище. Этот принцип жилищной реформы нельзя принять, так как он противоречит основам федерализма.19
   Следует ожидать, что, определяя порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилья и порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, субъекты РФ не преминут воспользоваться возможностью ввести дополнительные ограничения для граждан. Так, уже сейчас в соответствии с Законом г. Санкт-Петербурга «О жилищной политике Санкт-Петербурга» основанием для возникновения обязанностей администрации города по улучшению жилищных условий гражданина выступает постоянное проживание в помещении, относящемся к жилищному фонду города20.
     В соответствии со ст. 6 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»21 субъектами права на заключение договора социального найма продолжают оставаться граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.
     Таким образом, возникшая ранее очередность предоставления гражданам жилых помещений сохранилась. При этом закономерно возникает вопрос о соотношении прав прежних очередников и прав лиц, подающих заявление о постановке их на учет на основании нового законодательства. В особенности трудно соотнести положения о праве на внеочередное предоставление жилья, закрепленные в ст. 57 ЖК РФ и нормы ст.ст. 33, 36, 37 ЖК РСФСР. Представляется, что в условиях дефицита свободных жилых помещений у того или иного публичного субъекта первоначально будут обеспечиваться жильем граждане, принятые на учет по ранее действовавшему законодательству.
     Говоря о ст.57 ЖК РФ необходимо отметить, что жилые помещения, по общему правилу, предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.22 При этом ЖК РФ допускает случаи внеочередного предоставления жилищных помещений лишь следующим категориям: гражданам,  жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или  реконструкции не подлежат; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; гражданам, страдающим  тяжелыми формами хронических заболеваний. Согласно ст. 51 ЖК перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством РФ. Такой перечень был утвержден (более чем с годовым опозданием) постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире"23.
     В этом случае внимания заслуживает норма о возможности выделения отдельной комнаты. При ее применении может возникнуть коллизия с ЖК, определяющим, что основное условие для внеочередного предоставления жилья - лишь невозможность совместного проживания в квартире, даже несмотря на фактическую допустимость выделения отдельной комнаты.24
   Так, в соответствии со ст. ст. 51 и 57 ЖК жилые помещения предоставляются вне очереди гражданам, проживающим в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи есть больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющим иного жилого помещения.
    Оговорка о том, что квартира должна быть занята несколькими семьями, не четкая. Как следует из ст. 2 СК РФ25, ст. ст. 31 и 69 ЖК к членам семьи относятся супруги, родители и дети. Законом не установлено, что дети должны быть обязательно несовершеннолетними. Получается, что совершеннолетний сын и его дети, проживающие в квартире родителей, фактически другая семья, хотя, в соответствии с указанными законами, сын входит в состав одной семьи26.
     Основанием возникновения права пользования жилым помещением может выступать договор безвозмездного пользования (ссуды).
   Договор безвозмездного пользования жилым помещением, регулируемый гл. 36 ГК РФ, заключается в случаях, когда ссудодателем выступает собственник жилого помещения (или иное лицо, уполномоченное на то законом или собственником). Это положение нашло отражение в п. 2 ст. 30 ЖК РФ, который закрепил право собственника на передачу жилого помещения в безвозмездное пользование. Признакам договора ссуды могут отвечать и соглашения, заключаемые собственником жилого помещения с настоящими или с бывшими членами его семьи (ст. 31 ЖК РФ). По таким соглашениям указанные лица получат возможность пользоваться жилым помещением в течение определенного срока безвозмездно. При этом ремонт и оплата расходов, связанных с содержанием жилого помещения, в соответствии со ст. 695 ГК РФ и ст. 31 ЖК РФ могут быть возложены на обе стороны договора.
    Значительное сходство с договором безвозмездного пользования имеют соглашения о вселении временных жильцов. Вселение осуществляют несобственники жилого помещения, однако договор о вселении временных жильцов не является самостоятельным, а должен быть признан одной из разновидностей ссуды. В соответствии с п. 1 ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит «лицам, управомоченным на то законом». К ним относятся: наниматель по договору «коммерческого» найма (ст. 680 ГК РФ); наниматель жилого помещения, предоставленного по договору социального найма (ст. 80 ЖКРФ); член жилищного  кооператива,  не  внесший полностью паевой взнос, но осуществляющий право пользования жилым помещением (ст. 126 ЖК РФ).
    Следует отметить, что наниматель и проживающие с ним члены семьи могут разрешить временное проживание другим гражданам без взимания платы за пользование жилым помещением и без заключения какого-либо договора. Лиц, проживающих на таких условиях, называют временными жильцами.27 Законом (ст. 80 ЖК РФ, ст. 680 ГК РФ) предусмотрены следующие условия такого вселения: во-первых, взаимное согласие нанимателя и членов семьи, во-вторых, предварительное уведомление наймодателя. 
      Наконец, право пользования жилым помещением возникает у членов семьи и бывших членов семьи: собственника жилого помещения (ст. 292 ГК РФ, ст. 31ЖКРФ); нанимателя жилого помещения (ст.ст. 677, 679 ГК РФ, ст.ст. 69, 70 ЖК РФ, п. б ст. 100 ЖК РФ); членов жилищного кооператива.


1.2. Понятие и функции государственного  жилищного надзора  как средства защиты права на жилое помещение


     Основным звеном, обеспечивающим функционирование жилищной сферы в системе органов государственной власти, являются государственные органы исполнительной власти.
     Орган исполнительной власти это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти и, в рамках совей компетенции, решать задачи, которые возникают в процессе государственного управления. 28
     Именно поэтому в жилищной сфере компетенция разграничивается между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления. Система органов исполнительной власти включает два уровня: федеральный и субъектов Российской Федерации.29
     К компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относятся в соответствии со статьей 13 ЖК РФ30:
     1) государственный учет жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
     2) определение порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
     3) установление порядка определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда;
     4) определение иных категорий граждан в целях предоставления им жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
     5) определение порядка предоставления по договорам социального найма установленным соответствующим законом субъекта Российской Федерации категориям граждан жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации;
     6) признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания;
     7) определение порядка ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
     8) осуществление контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда субъекта Российской Федерации, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
     9) иные вопросы, отнесенные к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
     Последние изменения жилищного законодательства коснулись в первую очередь вопросов государственного жилищного надзора. Полномочия органов государственной власти по обеспечению условий для осуществления гражданами права на жилище дополнились полномочием по осуществлению государственного жилищного надзора. 
     В нормативно-правовых актах прослеживается эволюция, в отношении предмета жилищного контроля и надзора. Так, предметом жилищного контроля и надзора в соответствии со ст. 20 ЖК РФ  является использование и сохранность жилищного фонда независимо от его формы собственности, а так жесоблюдение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. 
     Федеральный закон № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», принятый после Федерального закона № 123-ФЗ, расширяет пределы контроля и надзора31. В соответствии с ним к предметам государственного жилищного надзора отнесено предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством.32
     Если Федеральный закон от 04.06.2011 № 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предписывал органамгосударственного жилищного надзора чисто техническую функцию - проверить, насколько правильно содержится жилищный фонд как совокупность жилых помещений и насколько работа по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняется качественно, то Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ "О внесенииизменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"уже предписывает органам государственного жилищного надзора осуществлять контроль и надзор за соблюдением требований жилищного законодательства к созданию и деятельности ТСЖ, управляющих организаций, правомерности заключения договоров, легитимности решений общих собраний собственников помещений о выборе управляющих организаций, об утверждении перечня работ, легитимности решений общих собраний членов ТСЖ и других экономических и юридических вопросов. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эти изменения не только повышают возможности регионального государственного жилищного надзора, но и предъявляют очень высокие требования к качеству работы органов государственного жилищного надзора.33
     Д.В. Гордеев, считает, что предмет государственного жилищного надзора в ст. 20 ЖК РФ (в ред. Федерального закона № 93-ФЗ) обозначен более узко. Если раньше в ст. 20 ЖК РФ в ред. Федерального закона № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) 
и муниципального контроля», конструкция предмета государственного жилищного надзора была сформулирована как “предупреждение, выявление и пресечение нарушений (всех) требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по…”, то действующая конструкция сформулирована как “предупреждение, выявление и пресечение нарушений установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (т. е. не всех) требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованиюи содержанию, использованиюи содержанию общего имущества...”.34
     Именно по этому, для усиления контроля за содержанием жилищного фонда и качеством предоставления населению жилищных и коммунальных услуг, оперативного вмешательства в разрешение критических ситуаций 26 сентября 1994 г. Постановлением Правительства Российской Федерация № 1086 в структуре Минстроя Российской Федерации была образована Главная государственная жилищная инспекция. Главная государственная жилищная инспекция и государственные инспекции субъектов РоссийскойФедерации образуют в Российской Федерации систему органов государственной жилищной инспекции.35
     В соответствии с Положением, принятым постановлением Правительства Самарской области от 21.12.2005 № 156, государственная жилищная инспекция Самарской области  является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданамиобязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов.
     Целью жилищного надзора в Самарской областиявляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
     В соответствии с возложенными задачами Жилищная инспекция Самарской области осуществляет организацию и проведение проверок, принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, выполнения уполномоченным органом деятельности по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области.36
     Государственной жилищной инспекцией Самарской области в 2012 году было установлено 29137 нарушений (в 2011г. – 28225). 28073 нарушения связаны с технической эксплуатацией жилищного фонда (неудовлетворительное состояние кровель, водоотводящих устройств, наружных ограждающих конструкций жилых домов),835 нарушений приходится на некачественное предоставление коммунальных услуг населению. Государственной жилищной инспекцией Самарской области было возбуждено 5 796 дел об административных правонарушениях, наложен административный штраф на общую сумму 52,201 млн. рублей.37
     В отношении отдельных управляющих организаций штрафные санкции исчисляются миллионами рублей: ЗАО «Предприятие тепловых сетей – Сервис»(г.о. Самара) – 529 постановлений, штрафы на сумму 6,078 млн.
рублей; ООО «Альтернатива» (г.о. Самара) – 462 постановления, штрафы на сумму 6,725 млн. рублей; ООО «Департамент ЖКХ» (г.о. Тольятти) – 135 постановлений, штрафы на сумму 3,4 млн. рублей; ООО «УК № 3 ЖКХ» (г.о. Тольятти) – 45 поста.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.