VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование договора франчайзинга

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K001725
Тема: Правовое регулирование договора франчайзинга
Содержание
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

"Национальный исследовательский университет 
"Высшая школа экономики"

Факультет права
Кафедра гражданского и предпринимательского права

КУРСОВАЯ РАБОТА

На тему: Правовое регулирование договора франчайзинга. 
Legal Regulation of Franchising Agreement. 


Студент группы № 137
Сурпкелов Улугбек Хабденович
                       

Научный руководитель-
Старший преподаватель кафедры гражданского и предпринимательского права Осипов Дмитрий Евгеньевич 







	Москва, 2016 год	

Содержание:

Введение	3
Глава 1. Правовое регулирование франчайзинга	4
1.1. Понятие франчайзинга	4
1.2. Сущность договора франчайзинга	9
Глава 2. Характеристика договора франчайзинга	13
2.1. Обязанности сторон по договору франчайзинга	13
2.2. Прекращение договора франчайзинга	16
Заключение	24
Список используемой литературы	27

     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Актуальность темы настоящего исследования заключается в следующем.
     Одной из поименованных договорных форм, обязательств по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности является договор коммерческой концессии. Вопрос о правовой природе и практическом применении рассматриваемого договора особенно актуализировался после принятия части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. Впоследствии нормы о правовом регулировании договора существенно изменились.
     Франчайзинг терминологически не закреплен в российском законодательстве. Также нет единообразного подхода к его регулированию и на международном уровне. При этом в международной практике выделяют два основных вида франчайзинга (они известны в настоящее время и российской практике).
     Целью данной курсовой работы является исследование договора франчайзинга.
     В настоящей курсовой работе необходимо решить следующие частные задачи:
 1.  дать понятие франчайзинга
 2.  раскрыть понятие франчайзинга
 3. охарактеризовать обязанности сторон по договору франчайзинга
 4. рассмотреть прекращение договора франчайзинга

	Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе исследования договора франчайзинга.
     Предметом исследования является договор франчайзинга.
     Нормативной основой данной работы являются положения общей теории права, конституционного права, гражданского права и других отраслей действующего законодательства.
     
     Глава 1. Правовое регулирование франчайзинга
     1.1. Понятие франчайзинга
     Как справедливо отмечается, "...в условиях развития современного гражданского законодательства... возрастает роль и значение договорного регулирования в гражданском обороте, что обусловливает необходимость повсеместного изучения гражданско-правовых договорных конструкций"1.
     Одной из таких интересных для исследования договорных конструкций выступает договор коммерческой концессии - яркий пример правомерной координации экономической деятельности предпринимателей, осуществляемый ими в рамках закона через согласованные действия.
     Некоторые исследователи, например Р.И. Зименков и В.Б. Кудряшова2, связывают начало развития франчайзинга в мировой практике с серединой XX века. Е.А. Суханов отмечает, что франчайзинг развился "в прошлом веке, в США"3. В основном все правоведы сходятся во мнении, что франчайзинг зародился и стал развиваться в период со второй половины девятнадцатого до начала двадцатого века. Так, С.А. Сосна и Е.С. Васильева говорят о том, что первой "чистый" франчайзинг в 1863 г. начала практиковать фирма изобретателя знаменитых швейных машинок Й. Зингера4.
     Обобщая различные мнения, можем утверждать, что франчайзинг, или коммерческая концессия - для России, в современном виде наиболее активно развивался на крупнейших предприятиях США.
     В российском дореволюционном праве, как и в праве социалистическом, договор коммерческой концессии по объективным причинам не мог быть, да и не был представлен как институт гражданского права. Принятие в 1996 году главы 54 Гражданского кодекса РФ5, посвященной непосредственно договору коммерческой концессии, можно рассматривать как состоявшийся этап эволюции российского гражданского законодательства и его правовой теории в целом.
     Зарождение истории коммерческой концессии в России можно отнести к началу и середине 90-х годов прошлого века. Первые схемы взаимодействия контрагентов строились с использованием арендных отношений и включением в договоры передачи арендаторам права на использование товарного знака, принадлежащего компании. Подобный способ осуществления предпринимательской деятельности достаточно часто и активно использовали нефтяные компании. Возможно, именно популярностью и эффективностью франчайзинга было продиктовано стремление законодателя урегулировать соответствующие общественные отношения6.
     Законодатель приступил к разработке положений главы 54 ГК РФ в начале 90-х годов прошлого века, на тот период практики использования договора коммерческой концессии в России не было7. Рыночная экономика России после распада СССР достаточно активно развивалась, и стало ясно, что ряд положений ГК РФ, касающихся договора коммерческой концессии, препятствуют становлению и полноценному развитию отношений, возникающих из этого договора.
      Глава 54 ГК РФ имела ограничения, касающиеся прав сторон договора. В ходе практической деятельности они затрудняли использование коммерческой концессии как новой и перспективной формы ведения предпринимательской деятельности. Так, до октября 2011 года в соответствии со ст. 1030 ГК РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии могло выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором8. Это означало, что невозможно одновременно использовать в договорах начальный (паушальный) взнос и периодические платежи, хотя и мировая и отечественная практика указывала на целесообразность их сочетания.
     Существовали также некоторые противоречия с более современными российскими законами: например, в соответствии со ст. 12 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" с июля 2009 г. разрешалось координировать цены внутри франчайзинговой сети, а ст. 1033 ГК РФ напрямую указывала на ничтожность условий договора, в силу которых правообладатель приобретал право определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых (оказываемых) пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен.
     Нормы статьи 1035 ГК РФ предусматривали, что пользователь, надлежащим образом исполняющий свои обязанности, имеет по истечении срока договора коммерческой концессии право на заключение договора на новый срок на условиях, предусмотренных предыдущим договором. Такое положение не имеет аналогов ни в мировой практике франчайзинга, ни в других областях российского гражданского права и делает неоправданно высокими риски правообладателя9.
     Несовершенство многих положений главы 54 ГК РФ привело к тому, что на практике субъекты предпринимательства, заинтересованные в подобных правоотношениях, строили работу в обход ее, опираясь на общие положения Гражданского кодекса о перепродаже товаров и услуг, а также на нормы о предоставлении права использования на отдельные объекты интеллектуальной собственности. В результате, по данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента), в год регистрировалось менее тысячи договоров коммерческой концессии, тогда как реальная численность российских предприятий, использующих данную форму, фактически была во много раз больше.
     По этой причине, а также в целях поддержки и развития предпринимательских отношений в целом и в частности в сфере коммерческой концессии возникла острая необходимость привести в соответствие действующее законодательство и практику работы ведущих организаций и предприятий.
     Федеральным законом N 216-ФЗ10 в главу 54 ГК РФ были внесены существенные изменения.
     Под коммерческой концессией (ст. 1027 ГК РФ) понимается договор, в силу которого одна сторона (правообладатель) обязуется на возмездной основе предоставить другой стороне (пользователю) на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).
     Договор коммерческой концессии также называют франчайзингом, отмечая, что "франчайзинг считается одной из самых эффективных форм организации бизнеса в мире"11, и "в практике рыночных отношений он все чаще применяется, как правовое средство повышения эффективности предпринимательской деятельности"12.
     В связи с этим можно согласиться со следующим высказыванием: "При сопоставлении понятий, соответствующих терминам "коммерческая концессия" и "франчайзинг", при рассмотрении конкретного смыслового содержания, вкладываемого в каждое из них, становится очевидным, что по договору коммерческой концессии предоставляются права, аналогичные тем правам, которые предоставляются по договору франчайзинга"13.
     Об этом же свидетельствует тот факт, что "понятие "коммерческая концессия" было использовано при подготовке ГК как наиболее соответствующее по смыслу английскому "franchising"14.
     Франчайзинг сходен с лицензионным договором, но отличен, прежде всего, тем, что выполняет функцию координации экономической деятельности в целях удовлетворения интересов всех субъектов координации.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1.2. Сущность договора франчайзинга
     1. Субъектный состав договора.
     Согласно ГК РФ сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, то есть только профессиональные предприниматели.
     2. Объекты гражданских прав, выступающие предметом договора.
     По этому договору пользователь приобретает возможность использовать два вида объектов гражданских прав разных групп:
     1) объекты ИС определенного вида (товарный знак, знак обслуживания) и другие предусмотренные договором объекты (коммерческое обозначение15, секрет производства (ноу-хау) и др.);
     2) особые нематериальные блага: деловая репутация и коммерческий опыт правообладателя.
     Например, согласно заключенному между ООО "Тонус-клуб" (правообладатель) и ООО "Тонус" (пользователь) договору коммерческой концессии, пользователь получал от ответчика Систему, в том числе: слоган "Тонус-клуб - легкий путь к красоте и здоровью!", право на использование товарного знака, а также: право на доступ к Системе, а именно информационным и графическим материалам (в электронном виде); право на комплект продукции с фирменной символикой; право на консультации по выбору помещения, по планировке и оформлению, по маркетинговой кампании, по управлению предприятием и функционированию; право на обучение персонала истца по программе подготовки; право на проведение ответчиком периодических проверок и оценок деятельности предприятия истца16.
     Отметим, что в комплекс предоставляемых исключительных прав входят права двух групп:
     1. Обязательно предоставляемые права: права на строго определенные законодателем средства индивидуализации - объекты ИС: товарный знак или знак обслуживания, которые должны быть обязательно предоставлены пользователю в рамках данного договора, а при их непредоставлении договор не будет считаться договором коммерческой концессии.
     Например, АС города Москвы, отказав истцу в признании договора коммерческой концессии ничтожной сделкой из-за отсутствия его государственной регистрации, признал заключенный договор лицензионным договором. Вынося решение, суд исходил из того, что основным признаком договора коммерческой концессии является предоставление исключительного права на товарный знак, а если такое право не предоставлено, то это не коммерческая концессия, а лицензионный договор.
     То же указано в п. 3.4.1 Приказа Роспатента от 29.12.2009 N 186 "Об утверждении Рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на РИД или средства индивидуализации": договор, предоставляющий право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу-хау) и не предоставляющий право на использование товарного знака, не может рассматриваться как договор коммерческой концессии и не подлежит регистрации в Роспатенте.
     2. Факультативно предоставляемые права: по договору могут быть предоставлены правомочия использования других объектов исключительных прав (коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау)), но их непредоставление не делает договор незаключенным.
     Для подтверждения сказанного приведем п. 3 статьи 1037 ГК РФ: "В случае прекращения принадлежащего правообладателю права на товарный знак, знак обслуживания или на коммерческое обозначение, когда такое право входит в комплекс исключительных прав, предоставленных пользователю по договору коммерческой концессии, без замены прекратившегося права новым аналогичным правом договор коммерческой концессии прекращается".
     Таким образом, несмотря на то, что договор нацелен на предоставление именно комплекса исключительных прав, коммерческой концессией будет являться и договор, по которому пользователю предоставлено только правомочие пользования товарным знаком (знаком обслуживания) правообладателя, то есть не комплекс прав, а единичное право.
     3. Обязательность встречного предоставления по договору в виде денежного вознаграждения.
     Согласно ГК данный договор может быть только возмездным, но вид вознаграждения и порядок его выплаты стороны вправе определить по своему усмотрению.
     К примеру, вознаграждение может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых и (или) периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором.
     4. Сфера действия и направленность договора.
     Данный договор является исключительно предпринимательским договором, так как предоставляемая по нему возможность использования комплекса исключительных прав на объекты ИС, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя может быть реализована только в предпринимательской деятельности пользователя.
     5. Форма и регистрация договора коммерческой концессии.
     В этой части закон устанавливает два императивных требования:
     1. Согласно статье 1028 ГК РФ договор должен быть заключен в письменной форме, в противном случае договор является недействительным, а именно - ничтожным.
     2. Согласно действующему ГК РФ предоставление права использования объектов ИС правообладателем пользователю по данному договору подлежит государственной регистрации в Роспатенте, а при несоблюдении этого требования такое предоставление считается несостоявшимся.
     Отметим, что по ранее действующему законодательству государственной регистрации в Роспатенте подлежал сам договор и последствие невыполнения этого требования было иным - договор считался ничтожным.
     Например, АС Ханты-Мансийского автономного округа - Югры признал подписанные сторонами 16.10.2012 договоры N 03 и N 04 коммерческой концессии (франшизы) ничтожными сделками на основании статьи 168 ГК РФ в силу отсутствия их государственной регистрации в Роспатенте17.
     Теперь же, в силу произошедших в ГК изменений, невыполнение требований о государственной регистрации предоставления права использования будет трактоваться как неисполнение правообладателем обязанности по договору и являться основанием для предъявления требования об исполнении им этой обязанности.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Глава 2. Характеристика договора франчайзинга
     2.1. Обязанности сторон по договору франчайзинга
     Данный договор отличен тем, что его стороны принимают на себя особые обязанности, координирующие их совместную деятельность, устанавливающие взаимодействие при осуществлении предпринимательской деятельности. При этом надлежащее исполнение сторонами предусмотренных прав и обязанностей имеет равную значимость как для правообладателя, так и для пользователя. 
     Объясняется это в первую очередь тем, что предоставление правомочий использования комплекса прав правообладателем по договору не устраняет с рынка услуг самого правообладателя и для него имеют значение добросовестность и качество осуществления деятельности его подопечным. В свою очередь, пользователь также заинтересован в качественной деятельности своего "координатора", так как его прибыль зависит в том числе от репутации уже зарекомендовавшего себя на рынке правообладателя.
     Обязанности правообладателя можно подразделить на две группы:
     - подлежащие обязательному исполнению им в силу прямого указания закона;
     - подлежащие исполнению, если иное не установлено договором18.
     К обязательно исполняемым относятся обязанности:
     1) передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить информацию, необходимую для осуществления прав, предоставленных ему по договору;
     2) проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав.
     К обязанностям, которые должны быть исполнены правообладателем, если это не изменено договором, относятся обязанности:
     1) обеспечить государственную регистрацию предоставления права использования по договору;
     2) оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;
     3) контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора.
     Пользователь в свою очередь также имеет ряд обязанностей, подлежащих обязательному исполнению в силу указания ГК:
     1) использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности разрешенные к использованию договором объекты ИС только указанным в договоре образом;
     2) обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем;
     3) соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав;
     4) оказывать покупателям (заказчикам) все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая (заказывая) товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя;
     5) не разглашать ноу-хау правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию;
     6) информировать покупателей (заказчиков) об использовании объектов ИС в силу договора коммерческой концессии.
     Кроме этого, на пользователя договором может быть возложена обязанность предоставить оговоренное количество субконцессий.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     2.2. Прекращение договора франчайзинга
     Бессрочный договор коммерческой концессии в случае одностороннего отказа правообладателя или пользователя от его исполнения может быть прекращен по инициативе любой из сторон, но не ранее чем через шесть месяцев после получения уведомления о желании прекратить обязательство. Данное требование законодатель формулирует как императивное, следовательно, условие договора о более коротком сроке, нежели шесть месяцев, является не соответствующим закону, равно как и условие, исключающее возможность одностороннего отказа любой из сторон от бессрочного договора.
     Помимо указанного общего правила, законом предусмотрена возможность сокращенных сроков согласования сторонами условия о прекращении договора коммерческой концессии. Вне зависимости от того, является ли договор срочным или нет, каждая из сторон может отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону не позднее чем за тридцать дней, если договором предусмотрена возможность его прекращения уплатой денежной суммы, установленной в качестве отступного. Данная норма учитывает интересы как правообладателя, так и пользователя, если кто-то из них, например, желает в кратчайшие сроки сменить вид деятельности или контрагента (что вовсе не исключено).
     В ряде случае правообладатель имеет возможность отказаться от исполнения договора коммерческой концессии полностью или частично. Для этого должна быть соблюдена установленная процедура: правообладатель должен направить пользователю письменное уведомление об устранении нарушений. Если пользователь в разумный срок не исполняет требование правообладателя или совершает такое же нарушение в течение года после направления ему требования, правообладатель имеет возможность одностороннего отказа от договора. Как представляется, разумным сроком здесь является либо срок, определенный самим правообладателем в письменном уведомлении, либо срок, обычно необходимый для устранения нарушений в аналогичных случаях (т.е. известный из коммерческой практики).
     Данное правило распространяется не на всякое нарушение условий договора, а только на те случаи, которые указаны в законе:
     - нарушение пользователем условий договора о качестве производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
     - грубое нарушение пользователем инструкций и указаний правообладателя, направленных на обеспечение соответствия условиям договора характера, способов и условий использования предоставленного комплекса исключительных прав;
     - нарушение пользователем обязанности выплатить правообладателю вознаграждение в установленный договором срок.
      Для государственной регистрации досрочного расторжения в одностороннем порядке зарегистрированных лицензионного договора, договора коммерческой концессии, если такая возможность предусмотрена договором (п. 1 ст. 450 ГК РФ19), представляются заявление о регистрации в одном экземпляре; документ, подтверждающий уплату пошлины в установленном порядке; доверенность, удостоверяющая полномочия представителя, в случае ведения дел через представителя.
     В случае расторжения зарегистрированного договора на основании решения суда к указанным документам прилагается соответствующее решение суда.
     Если исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации принадлежит нескольким лицам (п. 2 ст. 1229 ГК РФ), то в представляемых документах должно быть зафиксировано волеизъявление всех лиц, которым оно принадлежит, относительно возможности распоряжения данным исключительным правом (п. 3 ст. 1229 ГК РФ).
     Согласно п. 3 ст. 450 ГК РФ, в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
      Особенностью прекращения договора коммерческой концессии является связь с прекращением прав на товарный знак, коммерческое обозначение без замены их аналогичными правами. Если такое прекращение происходит по вине правообладателя, то он обязан по требованию пользователя возместить убытки, возникшие у него в соответствии с досрочным расторжением договора. При изменении коммерческого обозначения, товарного знака, знака обслуживания пользователь вправе потребовать расторжения договора, а также взыскания убытков, причиненных досрочным расторжением, или соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.
     При прекращении договора коммерческой концессии в отношении коммерческого обозначения, а также товарного знака, знака обслуживания прекращается его действие в отношении других объектов исключительных прав (любых других объектов, предусмотренных в договоре), в том числе не подлежащих государственной регистрации, например секрета производства (ноу-хау)20.
     В случае прекращения прав на иные объекты, в том числе с заменой их аналогичными правами, пользователь вправе не продлевать договор на новых условиях (новый предмет договора), а потребовать расторжения договора и возмещения убытков либо в случае продления требовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.
      Прекращение договора коммерческой концессии возможно и по иным основаниям. Так, договор прекращается при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным.
     Так, общество с ограниченной ответственностью "Ресторанная объединенная сеть и новейшие технологии евроамериканского развития "РЕСТОРАНТС" (далее - общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатенту) о признании недействительным решения Роспатента от 20.01.2014 N 2013Д23177/42 об отказе в государственной регистрации расторжения договора коммерческой концессии о предоставлении права использования товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 270508, зарегистрированного 11.09.2008 за N РД0040728.
     Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.04.2014, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.07.2014, заявленные требования удовлетворены.
     Роспатент, не согласившись с названными судебными актами, обратился в Суд по интеллектуальным правам с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
     Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей заявителя и заинтересованного лица, проверив в соответствии со статьями 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов имеющимся в деле доказательствам и установленным судами обстоятельствам, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
     Как установлено судами, 11.09.2009 Роспатентом зарегистрирован договор коммерческой концессии N РД0040728 в отношении товарного знака по свидетельству Российской Федерации N 270508, заключенный между обществом "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС" и обществом с ограниченной ответственностью "ЗАРЯ-КОНДИТЕРСКАЯ" (далее - общество "ЗАРЯ-КОНДИТЕРСКАЯ") на срок до 06.01.2014.
     Общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС" 18.11.2013 обратилось в Роспатент с заявлением N 2013Д23177 о расторжении названного договора коммерческой концессии в одностороннем порядке.
     По результатам рассмотрения указанного заявления Роспатентом принято решение от 20.01.2014 N 2013Д23177/42 в форме уведомления об отказе заявителю в государственной регистрации расторжения договора коммерческой концессии.
     Общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС", полагая, что указанное решение является недействительным, нарушает его права и законные интересы, обратилось в суд с настоящим заявлением.
     Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
     Исследовав и оценив в совокупности и взаимосвязи представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанции установили, что в соответствии с пунктом 18.2.2 договора коммерческой концессии от 01.08.2008 N 03/08ИП правообладатель (общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС") вправе в случае неисполнения пользователем (обществом "ЗАРЯ-КОНДИТЕРСКАЯ") своих обязательств по настоящему договору и/или существенного нарушения пользователем настоящего договора при условии предварительного уведомления пользователя за 14 календарных дней в одностороннем порядке расторгнуть настоящий договор.
     Общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС" 01.10.2013, в порядке, предусмотренном названным пунктом договора коммерческой концессии, направило в адрес общества "ЗАРЯ-КОНДИТЕРСКАЯ" уведомление от 30.09.2013 N 79-13/FBU о расторжении договора с 21.10.2013 в одностороннем порядке, которое было получено последним 03.10.2013.
     При таких обстоятельствах, суды пришли к выводу о том, что спорный договор коммерческой концессии был расторгнут в предусмотренном им одностороннем порядке, а не по соглашению сторон, в связи с чем оснований для отказа в государственной регистрации такого расторжения договора у Роспатента не имелось.
     Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанции в связи со следующим.
     Таким образом, правообладатель вправе расторгнуть договор коммерческой концессии в одностороннем порядке. При этом досрочное расторжение договора подлежит государственной регистрации в уполномоченном органе, что по своей сути представляет собой технические действия Роспатента по внесению сведений о расторжении договора в соответствующий реестр.
     Вместе с тем законодательством не предусмотрено расторжение договора, прекратившего свое действие.
     Как установлено судами первой и апелляционной инстанций общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС" в одностороннем порядке досрочно расторгло спорный договор коммерческой концессии 21.10.2013, в связи с чем обязательства по названному договору между сторонами были прекращены с указанной даты.
     Общество "РОСИНТЕР "РЕСТОРАНТС" обратилось в Роспатент с заявлением о регистрации расторжения договора коммерческой концессии в пределах срока его действия. То есть, на момент обращения заявителя в Роспатент, он имел соответствующие права, поскольку срок действия спорного договора не истек.
     При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции полагает ошибочным вывод Роспатента о том, что расторжение спорного договора противоречит пункту 2 статьи 453 ГК РФ, в связи с тем, что на момент расторжения договора обязательства сторон уже были прекращены и стороны не обладали правом его повторного прекращения.
     Само по себе расторжение спорного договора заявителем в одностороннем порядке совершено 21.10.2013, что подтверждается материалами дела. Вопреки доводу кассационной жалобы, согласно пункту 2 статьи 453 ГК РФ расторжение спорного договора заявителем в одностороннем порядке являлось досрочным прекращением обязательств, а не повторным.
     Учитывая, что договор коммерческой концессии заключается в простой письменной форме, то в силу изложенных выше положений Роспатент, как регистрирующий орган, должен был лишь совершить технические действия, направленные на регистрацию расторжения спорного договора в одностороннем порядке, что не является формой такого расторжения и повторным расторжение спорного договора. С этого момента договор считается прекращенным для третьих лиц.
     Суд кассационной инстанции полагает, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права.
     Несогласие заявителя кассационной жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций связано с неверным толкованием им норм материального и процессуального права, что не свидетельствует о судебной ошибке.
     Таким образом, обжалуемые судебные акты являются законными, обоснованными и отмене не подлежат. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется21.
     







     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Заключение
     Итак, мы выполнили все задачи, поставленные в настоящей курсовой работе.
     Из всего вышеизложенного необходимо сформулировать соответствующие выводы.
     Являясь самостоятельным поименованным гражданско-правовым договором, договор коммерческой концессии обладает рядом признаков, индивидуализирующих его в системе однотипных отношений:
     1. сторонами договора могут выступать только лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обладающие специальным правовым статусом (коммерческие организации или индивидуальные предприниматели), т.е. договор является предпринимательским;
     2. предметом договора является предоставление правообладателем пользователю комплекса исключительных прав;
     3. пользователю предоставляется право использовать исключительные права, принадлежащие правообладателю, без непосредственной уступки соответствующих прав контрагенту (что ставит под сомнение оправданность использования термина "концессия", так как concessio означает собственно уступку);
     4. договор, как правило, включает в себя условия о ряде ограничений деятельности пользователя;
     5. пользователь сохраняет полную юридическую самостоятельность, действуя в обороте от своего имени (информируя при этом третьих лиц о факте использования прав правообладателя);
     6. целью заключения договора является извлечение прибыли (осуществление предпринимательской деятельности);
     7. договор коммерческой концессии является консенсуальным, двусторонним и принципиально возмездным.
     Заключение договора коммерческой концессии подразумевает передачу прав на использование результатов интеллектуальной деятельности. Такая передача прав не подразумевает включения в договор условия о соответствии качества товаров, работ или услуг определенным нормативам. Несмотря на то, что по умолчанию правообладателю комплекса исключительных прав предоставлено право контроля качества, в договор можно внести условие, устанавливающее иные формы кооперации.
     Франчайзинг в то же время подразумевает более высокий уровень взаимодействия между обладателем прав и предпринимателем, получающим право на использование исключительных прав, в том числе императивно установленную поддержку (оказание пользователю постоянного технического и консультативного содействия) и контроль за действиями последнего. Существующая законодательно установленная система взаимоотношений между сторонами договора подразумевает принципиально диспозитивный характер взаимодействия сторон. Следовательно, в данном случае справедливо использование термина "коммерческая концессия". Именно по это.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44