- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовое регулирование административных процедур теория и практика
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008509 |
Тема: | Правовое регулирование административных процедур теория и практика |
Содержание
Министерство образования Республики Беларусь УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Частное учреждение образования «БИП – институт правоведения» Кафедра гуманитарных дисциплин Допускается к защите ______________________________ (Ф. И. О. заведующий кафедрой « 21 » мая 2018 г. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА По дисциплине « административное право» На тему: «Правовое регулирование административных процедур: теория и практика» Студент – дипломник 6 курса; гр. № ПВз-121 Факультета правоведение Специальность: юрист Специализация: хозяйственное право Кисилева Ю.В. Научный руководитель Онищук Е.В. ст. преподаватель Могилев 2017 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 3 – 7 1. ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………………… 8 – 21 1.1. Понятие и сущность административной процедуры как вида государственной деятельности органов государственного управления Республики Беларусь…………………………………………………………8 – 14 1.2 Основные элементы административной процедуры………….14 – 17 1.3 Основополагающие начала (принципы) административной процедуры……………………………………………………………………17 – 21 2. ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………………..………22 – 36 2.1 Общая характеристика нормативно-правовой базы Республики Беларусь об административных процедурах…………………………..…22 – 31 2.2. Электронный формат административных процедур и его правовое регулирование…………………………………………………………….…31 – 36 3. ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР: НЕДОСТАТКИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ …………………………………………………………………37 – 51 3.1. Характерные нарушения нормативно-правовых актов при осуществлении административных процедур в Республике Беларусь….37 – 46 3.2. Проблемы правового регулирования электронного формата осуществления административных процедур…………………………....46 – 51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…52 – 55 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….….56 – 65 ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………..66 – 70 ВВЕДЕНИЕ Актуальность дипломного исследования обусловлена необходимостью рассмотрения и внедрения широкого спектра задач, связанных с повышением эффективности государственного управления, совершенствование правового регулирования проведения административных процедур, осуществляемых органами государственного управления Республики Беларусь. Органы государственного управления осуществляют большой объем административных процедур, в том числе и в электронном формате, обеспечивая при этом защиту прав и свобод граждан в части реализации их прав на получение определенных сведений, информации, справок и других официальных документов, подтверждающих юридически значимые факты и действия. Практически каждый орган государственного управления, осуществляя ту или иную административную процедуру, руководствуется ведомственным нормативным актом: приказом, инструкцией, наставлением, положением, регулирующим проведение конкретной процедуры. На сегодняшний день в Республике Беларусь продолжается совершенствование нормативно-правового регулирования административных процедур. Современные условия требуют дальнейшего совершенствования механизма осуществления административных процедур, внедрения новых форм и методов их реализации, расширения возможностей организации работы государственных органов в режиме «одного окна» и в электронном формате. В тоже время нормативное правовое регулирование и техническое обеспечение в этой части пока не достаточно совершенны. К сожалению, приходится констатировать, что в сфере взаимоотношений административных органов и населения все еще сохраняются ряд негативных тенденций: «…большая дистанция и равнодушие по отношению к личным интересам граждан,,..закрытость многих государственных органов и недостаточность информации об их деятельности, сложность в обжаловании принятых решений, волокита и т. д.». [1, с. 7]. Актуальность проблематики настоящего исследования усиливается в связи с объективными, потребностями в дальнейшем совершенствовании организации деятельности органов государственного управления по осуществлению административных процедур. Таким образом, необходимость общетеоретического исследования проблем правового регулирования административных процедур в деятельности органов государственного управления Республики Беларусь, вызывается и рядом других причин: теоретическими – потребностью комплексного анализа сущности и содержания самой административной процедуры как деятельности органов государственного управления, их сходства и различий с публичными услугами, оказываемым гражданам, четкого определения функциональной принадлежности; практическими – необходимостью повышения эффективности правового регулирования и механизма реализации административных процедур; социальными – изменением условий форм осуществления административных процедур. Проблемы механизма осуществления административных процедур и совершенствования их правового регулирования относится к числу тем, которые традиционно привлекают внимание ученых–административистов: Д. Галлигана Е.В., Забелова, В.В. Полянского, П. И. Кононова, И. В. Пановой, В. Д. Сорокина, Ю.Н. Старилова, Т.В. Телятицкой, которые рассматривают административные процедуры наряду с другими видами административно-процессуальной деятельности органов исполнительной власти и государственного управления. Изучением административных процедур занимались Д.Н. Бахрах, Б.М. Лазарев, Ю.М. Козлов, Д.М. Овсянко, Ю.А. Тихомиров, В. А. Юсупов. На эту тему были опубликованы работы и монографии таких исследователей и ученых, как О.С. Беркутова, С.М. Жигалко, В.А. Зюзин В.А., М. О. Ефремов, А.В. Ивановский, Ю.М. Козлов, А.П. Коренев, Н.Н. Кулеш, Г.В. Матвиенко, Н.А. Саванович, Н.Г. Салищева, В,А. Хлабордов. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в Республике Беларусь до сих не произошло должного научного осмысления природы административных процедур, их места в системе правовых понятий и категорий. Отсутствует четкая долговременная стратегия развития данного института законодательства [2]. Анализ и изучение текущей нормативно – правовой базы, регламентирующей механизм реализации административных процедур, показывают, что «…основная тенденция заключается в постепенном усилении законодательного регулирования процессуальной деятельности административных органов при рассмотрении ими административных дел при позитивной управленческой деятельности… и в большом количестве жестко формализованных требований, неисполнение которых влечет административную или дисциплинарную ответственность…»[3]. Следует отметить, что с момента выхода в свет большинства публикаций указанных ученых и других исследователей прошел определенный временной период, за который накопился конкретный теоретический и практический материал, появились новые формы реализации административной процедуры, существенно обновилось законодательство, регулирующее те или иные аспекты их правового регулирования, изменились объективные реалии общественно-политической жизни государства, в силу которых правовое регулирование административных процедур требует переосмысления, анализа и серьезной корректировки с учетом современных условий управления, возможностей государства в обеспечении законности в соблюдении прав граждан, новых тенденций в развитии государственного общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере реализации и правового регулирования административных процедур. Предметом исследования являются: категории, принципы, материальные и процессуальные правовые нормы, в совокупности, отражающие административно–правовой механизм правового регулирования и организации проведения административных; механизм регламентации, формы и методы осуществления административных процедур в Республике Беларусь; государственные концепции, научные труды отечественных и зарубежных авторов по указанной проблематике, правовая практика в этой области. Выбор объекта и предмета исследования обусловлен актуальностью рассматриваемых вопросов и необходимостью совершенствования законодательства в указанной сфере. Цель исследования заключается в комплексном изучении современного законодательства Республики Беларусь и анализе теоретических основ правового регулирования административных процедур, раскрытии основных тенденций и закономерностей развития законодательства в части правовой регламентации административных процедур, обосновании выводов, предложений и рекомендаций по совершенствованию механизма правового регулирования административных процедур в Республике Беларусь. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: раскрыть значение и сущность административных процедур как самостоятельного вида государственной деятельности органов государственного управления и исполнительной власти; исследовать содержание и формы механизма реализации административных процедур; рассмотреть компетенцию органов государственного управления в области правовой регламентации административных процедур; рассмотреть организационные формы, методы и тактические приемы осуществления административных процедур в Республике Беларусь; на основе результатов исследования определить основные направления повышения эффективности правового регулирования административных процедур в сферах государственного управления и разработать, практические рекомендации и предложения по совершенствованию правового регулирования и организации осуществления административных процедур в Республике Беларусь; ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ПРОЦЕДУРЫ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Понятие и сущность административной процедуры как вида государственной деятельности органов государственного управления Республики Беларусь Органы государственного управления и исполнительной власти, осуществляя свою непосредственную деятельность, связанную с государственным управлением реализуют нормативно- правовые акты, предусматривающие иную деятельность, связанную с выдачей юридическим и физическим лицам определенной информации в виде справок, личных, удостоверяющих и иных документов, свидетельствующих о юридически значимых фактах. Сведения о таких фактах, порядок их выдачи и поведение обеих сторон представляют конкретный алгоритм действий, необходимый для решения определенного вопроса. Такой целенаправленный, последовательный, жестко регламентированный правовой нормой, процесс (процедура) реализации с одной стороны административно-властных полномочий, с другой - прав граждан (или юридических лиц) является выполнением управленческой функции органа государственного управления и представляет собой определенную административную процедуру, реализующую разрешение оперативно-исполнительных действий полномочных органов и должностных лиц органов государственного управления или исполнительной власти. В толковых словарях под редакцией С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова, процедура как действие обозначает: 1) Официальный порядок действий, выполнения…. Процедура составления акта [4]; 2) Порядок выполнения, ряд последовательных действий, необходимых для выполнения чего-нибудь [5]. Процедура административная – порядок рассмотрения полномочным органом публичной администрации дел по инициативе граждан, их организаций (юридических лиц) либо по инициативе органов публичной администрации [6]. Любая административная процедура, призвана обеспечить эффективность деятельности и создание благоприятных условий для участия граждан и организаций в публичных правоотношениях. В административно–правовой литературе широко используется термин «административные процедуры», но единообразного представления о признаках, границах и сущности этого явления не сложилось. Во многом это связано с разными подходом и трактовкой основополагающего понятия административного процесса, которое является «… базовым для определения административных процедур, и в зависимости от того или иного варианта его понимания определяется место административных процедур в системе права, а также содержание данного понятия [1, с. 9 ], Российские ученые: Ю.А. Тихомиров, Р.С. Тихий представляют административные процедуры, как «…нормативно установленный порядок последовательно совершаемых действий субъектов права для реализации их прав и обязанностей…» [7, с. 4]. или «…нормативно урегулированную деятельность органов исполнительной власти, которая обеспечивает порядок принятия властных управленческих решений должностными лицами, в том числе рассмотрение и разрешение конкретных административных дел [8, с. 8]. Н.Г. Салищева полагает, что «…административные процедуры – это установленные в нормативном порядке действия органов исполнительной власти и уполномоченных государственных учреждений, направленных на разрешение индивидуальных дел по реализации прав и законных интересов граждан и организаций [9, с. 505]. Ц.А.Ямпольская рассматривает административный процесс «… как порядок правильного, основанного на нормах права разрешения органами государства всех индивидуальных дел в области исполнительной и распорядительной деятельности» [11, с. 19]. Телятицкая Т.В. считает административные процедуры «,,,действием уполномоченного органа, завершаемые на основании заявления заинтересованного лица по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей…» [11, с. 41]. В научной литературе существуют различные взгляды и точки зрения на институт административных процедур: А.П. Коренев,. толкуют административную процедуру как составную часть административного процесса и считают ее его «… разновидностью как части целого» [12, с. 225], либо она является «… составной частью юридического процесса, …урегулированная административно–процессуальными нормами правоприменительная деятельность органов исполнительной власти, направленная на реализацию своих полномочий во взаимоотношениях с не подчиненными им гражданами и их организациями, и не связанная с рассмотрением споров или применением мер принуждения [13, с. 9]. Белорусские ученые: И.И. Мах определяет административную процедуру «…как: выполнение административными органами юридически значимых действий, совершение и соблюдение которых необходимо для принятия или исполнения правового акта нормативного либо индивидуального характера [14, с. 310] или «,,,установленный нормами права порядок (правила) совершения управленческих действий и разрешения органом исполнительной власти конкретных индивидуальных дел, связанных с обращениями частных лиц в целях реализации их прав и законных интересов [14, с. 311]. Д.В. Ивановский, раскрывая сущность административной процедуры, определяет ее как «…урегулированный законодательством порядок деятельности (последовательность действий) административных органов по рассмотрению дел, возникающих из административно-правовых отношений, в отношении неподчиненных им субъектов и принятию административных решений» [1, с. 17]. А.Н. Крамник и О.И. Чуприс представляют административную процедуру как «… действие юридически значимого характера, имеющее свои юридические формы [15, с. 139]. Другие исследователи ученые–административисты рассматривают административные процедуры, как вид любой деятельности, осуществляемой административными органами в процессе государственного управления в соответствии с законодательством [16, с. 10; 17, с. 8-10]. И.М. Лазарев придерживается позиции, что административная процедура выступает в виде «…регламентированной законодательством деятельности административных органов по осуществлению своих полномочий, за исключением взаимоотношений таких органов с подчиненными им гражданами и организациями, а также отношений, связанных с рассмотрением споров или применением мер принуждения [18, с. 6 – 7]. Исходя из вышеназванных определений понятия «административная процедура», можно сделать вывод о том, что в них рассматриваются только позитивные отношения, в которых реализуются административные процедуры. Закон Республики Беларусь 28 октября 2008 г. № 433-З «Об основах административных процедурах» (далее – Закон № 433-3) в своем понятии административной процедуры юридически полно раскрывается ее сущность, понятие и основные черты: административная процедура – «…действия уполномоченного органа, совершаемые на основании заявления заинтересованного лица, по установлению (предоставлению, удостоверению, подтверждению, регистрации, обеспечению), изменению, приостановлению, сохранению, переходу или прекращению прав и (или) обязанностей, в том числе заканчивающиеся выдачей справки или другого документа (его принятием, согласованием, утверждением) (далее – выдача справки или другого документа), либо регистрацией или учетом заинтересованного лица, его имущества, либо предоставлением денежных средств, иного имущества и (или) услуг за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, из имущества, находящегося в республиканской или коммунальной собственности [19]. Исходя из вышеизложенного, можно выделить основные черты административной процедуры: 1) обязательным ее участником с одной стороны является представитель государственного управления или власти, наделенный определенной компетенцией; 2) в рамках ее осуществления реализуются только властные полномочия; 3) сама процедура отражается и закрепляется в конкретном нормативно-правовом акте как алгоритм действий (справка, решение, документ); 4) она связана и направлена на возникновение определенных последствий, т.е. несет юридические последствия; 5) сама процедура как действие имеет определенные временные рамки (продолжительность), представляет собой алгоритм последовательных действий и юридико–организационную взаимосвязь. Соблюдение органом государственного управления алгоритмов проведения административных процедур: 1) уменьшает риск отклонения от цели самого правоотношения; 2) снижает степень усмотрения; 3) обеспечивает более эффективный контроль за деятельностью органов государственного управления; 4) создает единообразие в правоприменительной практике: 5) обеспечивает гласность правоотношения. Проведение каждого вида административной процедуры закрепляется правовыми нормами, и их соблюдение является обязательным для органов государственного управления и власти. Данные нормы «…регулируют как правотворческую (правоустановительную), так и правоприменительную деятельность органов исполнительной власти [14, с. 310]. Глава 4 «Нормативно-правовые акты Совета Министров Республики Беларусь, других органов исполнительной власти, Национального банка Республики Беларусь, и местных советов депутатов» Закона Республики Беларусь от 10 января 2000 г., № 361-З «О нормативных правовых актах» устанавливает «… единый порядок проведения и особенности осуществления процедурной правотворческой деятельности органов государственного управления и власти» [20]. Административные процедуры имеют определенные виды: 1) процедуры реализации права посредством обращения в орган государственного управления или власти (заявление ходатайств, право быть проинформированным о ходе процедуры, право отозвать заявление, регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним и т.д.); 2)контрольно-надзорная процедура (права: знать о проведении проверки и присутствовать при её проведении, право давать пояснения с занесением их в акт проверки и т.д.);3) процедура разрешения споров (присутствовать при разрешении споров, заявлять ходатайства, представлять доказательства и др.);4)конкурсные или аукционные процедуры (право быть проинформированным о проведении конкурса, знакомиться с результатами основных этапов конкурсной или аукционной процедуры, и т.д.);5) регистрационные процедуры (регистрация прав на недвижимое имущество и др.). Правоприменительные процедуры бывают двух видов: 1) юрисдикционные (правоохранительные) процедуры, «…или юрисдикционное производство – это порядок разрешения уполномоченным органом государственной власти административно-правового конфликта в виде административного спора или административного правонарушения; 2) регулятивные процедуры используются для разрешения индивидуальных конкретных управленческих дел позитивного, неконфликтного характера и организационно-исполнительных вопросов, для реализации прав и законных интересов частных лиц в сфере управления [14, с. 311]. Последние представляют ежедневную (оперативную) организационно–исполнительную деятельность органов государственного управления. Законом Республики Беларусь от 9 января 2017г. № 17-З «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Беларусь «Об основах административных процедур» раскрыто понятие нового вида процедур: сложная и многоступенчатая административная процедура – она состоит из нескольких самостоятельных этапов, в которых участвует заинтересованное лицо (заключение договора, получение заключений и согласований и др.) [21]. Перечень сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан, кроме индивидуальных предпринимателей (далее – Перечень), утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13.06.2017 № 445 «Об утверждении перечня сложных и многоступенчатых административных процедур, осуществляемых уполномоченными органами в отношении граждан (кроме индивидуальных предпринимателей)». В Перечень включены 32 административные процедуры, в том числе принятие решений о переводе жилого помещения в нежилое, о сносе непригодного для проживания жилого помещения, о предоставлении одноразовой субсидии на строительство (реконструкцию) или приобретение жилого помещения, о согласовании (разрешении) самовольного переустройства или перепланировки жилого помещения и др. [22]. 1.2 Основные элементы административной процедуры Любая административная процедура – это установленные в нормативно-правовых актах действия государственных органов по рассмотрению, разрешению в соответствии с их компетенцией обращений, заявлений физических и юридических лиц, влекущих для последних определение, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей, либо пересмотр и обжалование принятых решений. Выделение административных процедур в самостоятельный институт административного права, обособленный от норм других правовых институтов, требует его логически обоснованной юридической конструкции, способной обеспечить единство и непротиворечивость нормативного материала [16]. Административная процедура характеризуется составляющими ее элементами. К их числу обычно относят: 1) процедурные правила, предназначенные для легального применения материально–компетенционных норм; 2) набор юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции; 3) стадии деятельности субъектов, последовательность совершения юридических действий. В тоже время мнения ученых–административистов в данном вопросе не однозначно. С.М. Забелов считает, что элементами административной процедуры являются: «…наименование административной процедуры: государственный орган (организация), в который обращается физическое или юридическое лицо; документы, представляемые при обращении; размер платы, взимаемой за совершение процедуры; срок совершения процедуры; нормативные правовые акты, регулирующие порядок процедуры» [23]. О.М. Ефремов выделяет в конструкции административной процедуры «…идеальную модель, включающую в себя ряд характеризующих ее элементов – субъектов, их прав и обязанностей, предмета правоотношений, стадий, принципов, сроков, юридических средств» [16]. По его мнению «совокупность указанных элементов юридической конструкции административной процедуры является наглядной демонстрацией ее внутренней структуры» [16]. Э.В. Талапина и Ю.А. Тихомиров в содержании административных процедур выявляют следующие элементы: «… а) процедурные правила, предназначенные для легального применения материально–компетенционных норм; б) типичный «набор» юридических действий и актов, совершаемых и принимаемых субъектами компетенции; в) стадии деятельности субъектов компетенции и связанных с ними других субъектов права, последовательность совершения юридических действий и их связь; г) временная характеристика (сроки, продолжительность, периодичность)»[7, с. 4]. В Законе № 433-З представлена и полностью раскрыта юридическая конструкция административной процедуры: 1) субъектами (уполномоченным государственным органом, иной организация, а также межведомственной и другого вида комиссии, в компетенцию которых входит осуществление конкретной административной процедуры; заинтересованное лицо – физические лица: не зависимо от гражданства, юридические лица Республики Беларусь, иные организация, обратившиеся (обращающиеся) за осуществлением административной процедуры; 2) сферой действия Закона; 3) законодательством об административных процедурах, предусматривающим объем права и обязанности сторон при осуществлении административной процедуры; 4) конкретной подведомственностью административных процедур; 5) представительством в административной процедуре; 6) сроками осуществления административных процедур и порядком их исчисления; 7) платой, взимаемой при осуществлении административных процедур; 8) строго установленным перечнем документов и (или) сведений, представляемых заинтересованными лицами; 9) стадиями, регулирующими порядок: приема, рассмотрения поданных для осуществления административной процедуры документов и (или) сведений и принятие решения уполномоченным органом, принимаемым при рассмотрении заявления заинтересованного лица (административное решение); вступления в силу административного решения и срок его действия; обжалования административного решения и подачу административной жалобы, ее рассмотрение и принятия окончательного решения; исполнения административного решения; 10) контроля за осуществлением административных процедур [19]. Совокупность элементов административной процедуры представляет собой логически обособленную последовательность «…административных действий при исполнении государственной функции,…,имеющих конечный результат и выделяемых в рамках исполнения государственной функции [1, с. 26]. Она не только определяет порядок действий государственного органа, но и напрямую связана «…с применением типичных административно–правовых мер (нормативно зафиксированных характерных способов и приемов) исполнения унифицированных (приведенных к единообразию) государственных (административно-правовых) функций, возложенных законом, актами…» [24] Президентом и Правительством Республики Беларусь на данные органы. Административные процедуры призваны гарантировать защиту прав и свобод граждан и юридических лиц от произвола административных органов и служат средством контроля за их деятельностью. 1.3 Основополагающие начала (принципы) административной процедуры Административная процедура представляет собой определенную форму управленческой деятельности и базируется на конкретных принципах, определяющих специфические особенности и назначение этого вида деятельности. Эффективная реализация административных процедур в деятельности органов государственного управления во многом зависит от того, на каких принципах строится соответствующий правовой механизм [25]. Принципы административных процедур являются основополагающими моментами, регулирующими административные процедуры, они по своему содержанию и сути представляют сложную и универсальную систему, обеспечивающую осуществление административных процедур и в своем большинстве имеют статус общеевропейских стандартов. Под принципом обычно понимается основное, исходное начало, выражающее сущность того или иного явления [3]. Принципы административных процедур являются наиболее стабильным и универсальным элементом в сфере взаимоотношений органов публичной власти и частных лиц. Характерной чертой каждого из этих принципов является их взаимосвязь. [16]. Поэтому целесообразно «…выделять только такие принципы административного процесса и административных процедур, которые объективно являются основными положениями данных правовых категорий…» [3 ]. Административная процедура представляет собой определенный алгоритм – процесс действий должностного лица, поэтому, несмотря на многообразие административных процедур, они все осуществляются в рамках процедурного производства и основаны на трех видах принципов, к которым относятся: 1) общеправовые, 2) общепроцессуальные , 3) специальные. Административные процедуры базируются на общих принципах права и процесса, так как представляют собой процедурное производство. «При определении системы принципов административного процесса и административных процедур за основу берутся, как правило, принципы, разработанные отраслевыми юридическими науками – уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, а также принципы, разработанные наукой административного права…»[3]. К первой категории принципов относятся принципы, которые составляют «…основу всего правового регулирования, имеют универсальное применение во всех отраслях права…» [13]. Общие процессуальные принципы отражают природу юридического процесса независимо от его принадлежности и проявляются как общие его начала. К такого рода принципам относятся: «…принцип процессуального равенства лиц, участвующих в административном процессе, принцип гласности, то есть открытости административного разбирательства, принцип достижения объективной (материальной) истины, принцип самостоятельности органа, рассматривающего дело, в принятии решения, принцип выбора языка, на котором ведется административное разбирательство, принцип ответственности должностных лиц за нарушение правил процесса» [13]. К числу специальных принципов относятся: «…приоритет интересов заинтересованных лиц, оперативность и доступность административной процедуры, заявительный принцип «одного окна», сотрудничество при осуществлении административных процедур [15, с. 140]. В системе исходных начал реализации административных процедур в Республике Беларусь важное место занимают принципы, которые одновременно являются одним из составляющих элементов института законодательства об административных процедурах. Статья 4. «Основные принципы осуществления административных процедур» Закона № 433-3 содержит перечень таких основополагающих начал: 1) законность – осуществление уполномоченным органом административных процедур в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями, предусмотренными законодательством об административных процедурах; 2)равенство заинтересованных лиц перед законом – при осуществлении административных процедур граждане равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства (места пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, а юридические лица – независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, подчиненности и места нахождения; 3) приоритет интересов заинтересованных лиц – в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта административные решения должны приниматься уполномоченными органами исходя из максимального учета интересов заинтересованных лиц; 4) открытость административной процедуры – предоставление возможности заинтересованному лицу знакомиться с материалами, связанными с рассмотрением своего заявления, и принимать участие в рассмотрении такого заявления лично и (или) через своих представителей; 5) оперативность административной процедуры – осуществление административной процедуры в кратчайшие сроки с представлением заинтересованным лицом в уполномоченный орган минимального количества документов и (или) сведений для осуществления административной процедуры; 6) территориальная доступность административной процедуры – осуществление административной процедуры уполномоченным органом на территориальном уровне, максимально приближенном к заинтересованному лицу; 7) заявительный принцип одного окна – обращение заинтересованного лица с заявлением в один уполномоченный орган с приложением документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административной процедуры, которые могут быть представлены только заинтересованным лицом; 8) сотрудничество при осуществлении административных процедур – взаимодействие уполномоченных органов с другими государственными органами, иными организациями при осуществлении административных процедур посредством направления запросов и получения документов и (или) сведений, необходимых для осуществления административных процедур, а также в других формах [19]. Перечень принципов административных процедур позволяет выделить: «…три конституционных принципа (законность, равенство заинтересованных лиц перед законом, открытость административной процедуры) и четыре специальных принципа (приоритет интересов заинтересованных лиц, оперативность и доступность административной процедуры, заявительный принцип «одного окна», сотрудничество при осуществлении административных процедур). [15, с. 140]. Анализ правовых норм данного Закона позволяет выделить и другие принципы, которые прямо не указаны в данной статье, но усматриваются из текста самого Закона № 433–З: «,,,разграничение компетенции при осуществлении административных процедур, дебюрократизацию, полное всестороннее, объективное и беспристрастное рассмотрение заявлений, доброжелательное, вежливое, внимательное отношение к заявителям, персональную ответственность руководителей за ведение работы по осуществлению административных процедур и др.» [15, с. 140]. Вывод. Административная процедура представляет собой самостоятельную определенную форму управленческой деятельности, имеющую конкретные элементы, принципы, стадии, юридические формы, субъектов, порядок проведения и временные рамки (сроки) осуществления. Административная процедура, как юридически значимое действие представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов, представляющих собой логически обособленную последовательность административных действий при исполнении государственной функции, направленных на определенный конечный результат. Административная процедура – это алгоритм действий должностных лиц, поэтому, несмотря на многообразие данных процедур, они все осуществляются должностными лицами органов государственного управления и исполнительной власти в рамках процедурного производства, регламентируемого нормативно–правовыми актами Республики Беларусь, и основаны на трех видах принципов, к которым относятся: общеправовые, общепроцессуальные и специальные п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: