VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовое регулирование и практика исполнения неимущественных взысканий

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012863
Тема: Правовое регулирование и практика исполнения неимущественных взысканий
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ
     
     Актуальность исследования обусловлена следующим.
     Одной из самых важнейших задач органов судебной и исполнительной власти является решение проблемы исполнимости юрисдикционных актов. Обязательное выполнение требования неимущественного взыскания оказывается целым звеном государственной системы исполнения.
     Неимущественные предписания могут основываться на различных отраслях материального права: семейном, жилищном, трудовом, административном. В связи с этим категории исполнительных документов неимущественного характера, исполняемые в территориальных органах Федеральной службы судебных приставов, самые разнообразные.
     Сегодня принудительно, в частности, исполняются судебные акты, направленные на восстановление трудовых прав, прав на жилье, защиту чести и достоинства, формирование доступной среды для инвалидов, о сносе незаконно возведенных зданий и строений.
     Кроме того, судебные приставы-исполнители службы судебных приставов России на основании решений судов обеспечивают:
     1)  передачу детей от одного родителя к другому или органу опеки и попечительства
     2) установленный порядок общения детей и родителей, 
     3) требование о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника,
     4) требование о выселении должника и вселении взыскателя,
     5)  исполняют административные наказания в виде приостановления деятельности организаций, обязательных и принудительных работ,
     6)  административное выдворение иностранных граждан или лиц без гражданства за пределы Российской Федерации.
     Окончательной стадией длительного процесса при вынесении судебного решения является исполнительное производство. Результат исполнительного дела зависит от процессуального положения судебного пристава - исполнителя и наделенными его соответствующими полномочиями в рамках закона.
     Исполнимость судебных актов не должна зависеть от вида удовлетворенного требования, от характера, который это требование носит, - имущественный или неимущественный. Между тем если исполнение требований имущественного характера, содержащихся в исполнительных листах, достаточно подробно урегулировано законодательством об исполнительном производстве, то об исполнении требований неимущественного характера этого сказать нельзя.
     Под требованиями неимущественного характера в российском процессуальном законодательстве понимается широкий пласт предписаний, которые обязывают должника совершить определенные действия, не связанные с передачей денежных средств или иного имущества, либо воздержаться от их совершения.
     Цель исследования – выявить особенности правового регулирование исполнения неимущественных взысканий, проанализировать практику исполнения данного вида взысканий, предложить пути решения проблем, существующих в данной сфере.
     Задачи исследования:
     1) рассмотреть правовое регулирование исполнения неимущественных взысканий;
     2) сформулировать понятие неимущественных взысканий;
     3) классифицировать требования неимущественного характера;
     4) проанализировать исполнение исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, в частности, определить особенности исполнения исполнительных документов о восстановлении на работе и иным трудовым делам; особенности исполнения исполнительных документов о выселении должника, вселении взыскателя и иным жилищным делам; особенности исполнения требований об административном приостановлении деятельности должника; особенности исполнения исполнительных документов неимущественного характера по брачно-семейным делам; особенности исполнения исполнительных листов о взыскании штрафа, назначенного в качестве наказания за совершение преступления; особенности исполнения исполнительных документов о конфискации имущества.
     Объект исследования – общественные отношения в сфере исполнения неимущественных взысканий.
     Предмет – правовое регулирование и практика исполнения неимущественных взысканий.
     Вопросы обращения взыскания по требованиям неимущественного характера продолжают оставаться актуальными, но в то же время недостаточно разработанными. Относительно небольшое количеств работ и статей является явно недостаточным для столь широкой и сложной области.
     Нельзя не отметить, что проблема низкой исполнимости судебных решений и актов иных юрисдикционных органов, обязывающих должника совершить определенные действия (не связанные с передачей имущества) или воздержаться от их совершения, возникла не сегодня. В частности, эта тема была в центре внимания участников Международной научно-практической конференции "Современная доктрина гражданского, арбитражного процесса и исполнительного производства: теория и практика", состоявшейся 20 - 23 октября 2004 г. в Сочи. Многие ученые и практикующие юристы обращали внимание на эту проблему (О.В. Исаенкова, В.М. Шерстюк, Е.Е. Копорина, В.А. Машанкин, В. Вишинскис, О.М. Соловьева и др.). В частности, Е.Е. Копорина и В.А. Машанкин в своем докладе отмечали, что деятельность судебных приставов-исполнителей по исполнению требований исполнительных документов неимущественного характера наименее регламентирована законодательством об исполнительном производстве, недостаточное внимание этой проблематике уделяет и наука, при этом количество исполнительных документов указанной категории с каждым годом возрастает, а результативность принимаемых судебными приставами-исполнителями мер снижается.
     В одном из последних монографических исследований проблем исполнительного производства В.П. Кудрявцева справедливо отмечает, что вопросы, связанные с исполнением требований неимущественного характера, приобретают все большую актуальность, поскольку число таких притязаний, подлежащих принудительному исполнению, ежегодно увеличивается. Ежегодно не менее трети таких исполнительных производств не завершаются фактическим исполнением1.
     Ценные рекомендации выработаны в ходе 7-й Международной научно-практической конференции, состоявшейся 9 - 11 июня 2016 г. в г. Уфа, Республика Башкортостан.
     Методология. При выполнении исследования использовались общенаучные методы – диалектический метод, анализ, синтез, абстрагирование, переход от общего к частному; специальные – формально-юридический. 
     Структура работы обусловлена обозначенными выше целью и задачами выпускного квалификационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на семь параграфов, заключения, списка использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы. 
     
     
     



     1 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ НЕИМУЩЕСТВЕННЫХ ВЗЫСКАНИЙ
     
     1.1	Понятие неимущественных взысканий
     
     Порядок исполнения судебных актов и пределы полномочий Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных подразделений как органа государственного принудительного исполнения судебных решений регламентированы Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"2 (далее - Закон), Положением о Федеральной службе судебных приставов (утв. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г. N 1316)3 и соответствующим Регламентом ФССП России (утв. Приказом директора ФССП России от 29 мая 2012 г. N 256)4.
     Важным элементом реализации положений вышеназванных нормативных актов являются принцип своевременности совершения исполнительных действий и только при их недостаточной эффективности применение мер принудительного исполнения.
     Согласно Конституции РФ (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Российское правовое государство обязано осуществить справедливое восстановление переступленных прав, а также компенсировать соответствующий ущерб. В Конституции Российской Федерации судебная защита (ст. 46) гарантируется каждому. Для осуществления защиты личных интересов гражданин имеет право обратиться с исковым заявлением в суд. Данные иски подсудны гражданским судам. Иск представляет собой сложную юридическую конструкцию, состоящую из нескольких взаимосвязанных частей. Два основания используется при классификации исков: предмет иска; объект защиты; Базовой классификацией исковых заявлений является разделение исков имущественного и не имущественного характера по их предмету.
     Исполнительные производство, находящееся на исполнении у судебного пристава – исполнителя службы судебных приставов, неимущественного характера  - это производство, в котором установлена обязанность должника, которым может быть как физическое лицо, так и юридическое, совершить установленные действия (воздержаться от совершения действий), не связанные с передачей денежных сумм или иного имущества.
     К требованиям неимущественного взыскания относят все случаи, в которых между субъектами возникают противоречия касательно их обязанностей и прав в материальных правоотношениях, регулируемых гражданским правом. Однако особенность состоит в том, что данным требованиям присуща невещественная природа, то есть отношения неразрывно связаны с создателями или носителям. Так же можно отнести защиту прав и свобод человека и гражданина, а именно неотчуждаемых конституционных права: на здоровье и жизнь, деловую репутацию, частную жизнь и ее неприкосновенность, доброе имя, изображение.
     Следует отметить, что объем исполнительных производств, содержащих требования неимущественного характера, составляет чуть более 1% от находящихся на исполнении в службе судебных приставов исполнительных документов. Это сравнительно небольшой сегмент принудительного исполнения.
     Однако в силу резонансности и исключительной социальной направленности большинства юрисдикционных актов неимущественного характера эффективность работы по принудительному исполнению именно этой категории исполнительных документов зачастую формирует отношение общественности к Федеральной службе судебных приставов.
     При этом количество таких документов, поступающих на принудительное исполнение в ФССП России, с каждым годом возрастает. Если в 2008 г. количество таких исполнительных производств, находившихся на исполнении, составляло порядка 362 тыс., то в 2015 г. их количество превысило уже 837 тыс5.
     Исполнение этой категории судебных решений, как правило, связано с эмоциональной напряженностью и возможностью возникновения различных конфликтных ситуаций. В этой связи отметим, что при их исполнении физическую защиту и безопасность судебных приставов-исполнителей обеспечивают судебные приставы, входящие в силовое подразделение ФССП России.Только в 2016 г. в процессе обеспечения безопасности при совершении исполнительных действий ими 78 раз были пресечены противоправные действия, угрожающие жизни и здоровью судебных приставов-исполнителей.
     В силу специфики требований неимущественного характера в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве" порядок принудительного исполнения исполнительных документов, содержащих такие требования, существенно отличается от исполнения имущественных взысканий.
     В целом принудительное исполнение исполнительных производств неимущественного характера заключается в реализации судебным приставом-исполнителем мер принудительного и административного характера с целью понуждения должника к совершению указанных в судебном акте действий или необходимости воздержаться от совершения определенных действий. При этом судебный пристав-исполнитель должен по общему правилу обеспечить выполнение соответствующих предписаний самим должником.
     Наряду с общими правилами исполнения требований неимущественного характера для каждой категории исполнительных документов, содержащих такие требования (например, о сносе самовольно возведенной постройки или выселении должника из незаконно занимаемого должником помещения), законодательно регламентированы особенности исполнения.
     В связи с расширением сферы применения неимущественных предписаний предусмотренная действующим законодательством Российской Федерации модель уже не в полной мере соответствует современным потребностям участников гражданского оборота. В этой связи она нуждается в реформировании.
     Перспективной для дальнейшего совершенствования законодательства, регулирующего вопросы исполнения предписаний неимущественного характера, является выработка такой системы мер, когда должнику будет выгоднее исполнить судебное решение, нежели уклоняться от его исполнения и ощутить на себе негативные последствия такого неисполнения. Поэтому целесообразно развивать механизмы, позволяющие мотивировать должника на добровольное, самостоятельное исполнение юрисдикционных актов, что может быть достигнуто за счет ограничения его личных неимущественных прав.
     Во многих странах данный институт высоко развит, и мировому исполнительному производству известны гражданский арест, ограничения получения и использования специальных прав, ограничение возможностей передвижения.
     В законодательстве Российской Федерации сегодня предусмотрены уже две меры, ограничивающие личные права должников, - это ограничение на выезд должника из страны и введенное с 15 января 2016 г. ограничение должника в пользовании специальным правом на управление транспортным средством.
     Для России этот институт является сравнительно новым, но результаты его практической апробации свидетельствуют о перспективности использования личных ограничений в процессе исполнительного производства.
     Применение к должникам такой меры, как временное ограничение на выезд из Российской Федерации, в 2015 г. обеспечило исполнение свыше 114,7 тыс. исполнительных производств, что на 37,7% больше, чем в 2014 г. (83,3 тыс. исполнительных производств)6.
     Бесспорную эффективность подтверждают результаты применения ограничения должника в пользовании специальным правом на управление транспортным средством.
     Только благодаря угрозе применения этой меры с момента принятия федерального закона и до его вступления в законную силу было взыскано 19,9 млн руб. в рамках 713 исполнительных производств. За четыре месяца 2016 г. по результатам применения данной меры исполнены требования более 13 тыс. исполнительных производств, взысканная сумма составила более 563 млн руб.
     Эта мера также доказывает свою эффективность при исполнении требований исполнительных документов неимущественного характера.
     Например, в результате применения судебным приставом-исполнителем Управления ФССП России по Омской области к должнику ограничения на пользование специальным правом порядок общения несовершеннолетних детей с бабушкой перестал нарушаться, что позволило исполнить требования данного исполнительного документа7.
     Дальнейшего развития требует ограничение должника в пользовании специальным правом.
     На сегодняшний день в рамках исполнения неимущественных требований эта норма распространяется только на категории дел, связанные с воспитанием детей (например, отобрание и передача ребенка, определение порядка общения с ребенком). Мы считаем, что ее действие может быть распространено и на иные категории исполнительных документов неимущественного характера в отношении должников-граждан. Например, в процессе принудительного исполнения исполнительных документов, связанных с формированием доступной среды для инвалидов, о сносе незаконно возведенных зданий и строений.
     Особенности исполнения требований неимущественного характера определены ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", описывающей общие условия исполнения содержащихся в исполнительных документах требований к должнику совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий), и последующими статьями гл. 13 указанного Закона, устанавливающими особенности исполнения неимущественных требований по отдельным категориям дел, таким как:
     - исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о восстановлении на работе и последствия его неисполнения;
     - особенности исполнения содержащегося в исполнительном документе требования о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций;
     - исполнение содержащегося в исполнительном документе требования о вселении взыскателя;
     - исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном приостановлении деятельности должника;
     - исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
     - исполнение содержащегося в исполнительном документе требования об отбывании обязательных работ;
     - исполнение содержащихся в исполнительных документах требований об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком.
     Следует отметить, что последняя категория была добавлена в Закон об исполнительном производстве относительно недавно.
     В общем порядок исполнения требований неимущественного характера сводится к следующему:
     1) предоставление возможности должнику добровольно исполнить исполнительный документ;
     2) установление нового срока самостоятельного исполнения должником неимущественных требований с взысканием исполнительского сбора;
     3) составление протокола об административном правонарушении и установление нового срока самостоятельного исполнения для должника;
     4) организация судебным приставом-исполнителем самостоятельного исполнения неимущественных требований, если таковое возможно без участия должника.
     Анализ законодательства об исполнительном производстве и практики его применения на сегодняшний день позволяет Д.Х. Валееву выделить следующие актуальные проблемы:
     - необходимость, но отсутствие отдельной от требований имущественного характера регламентации действий судебного пристава-исполнителя;
     - необходимость в более "гибкой" регламентации действий судебного пристава-исполнителя по исполнению требований неимущественного характера;
     - частая несоразмерность административных штрафов реальной "ценности" неимущественного требования;
     - высокая организационная сложность мероприятий по принудительному исполнению неимущественных требований на фоне высокой нагрузки пристава-исполнителя8.
     Не менее значимым является вопрос, связанный со сроками исполнения исполнительных документов неимущественного характера.
     Федеральным законом "Об исполнительном производстве" закреплены конкретные сроки исполнения содержащихся в исполнительных документах требований. Например, общий срок ведения исполнительного производства не должен превышать два месяца. Исполнительные документы о восстановлении на работе уволенного работника или наложении ареста на имущество должника должны быть исполнены в течение одного дня после поступления его в подразделение службы судебных приставов.
     Положения Закона в части соблюдения таких сроков на практике практически нереализуемы.
     Проблематично в течение одного дня фактически восстановить на работе гражданина, если в процессе исполнения будет установлено, что должник - юридическое лицо не ведет деятельности либо находится в другом месте, а иногда даже в другом субъекте Российской Федерации.
     На сегодняшний день система процессуального законодательства Российской Федерации направлена на обеспечение судопроизводства и исполнение судебных актов в разумные сроки. При этом правила определения разумности срока учитывают такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность процесса, поведение участников процесса.
     Сложившаяся на территории Российской Федерации судебная практика не ставит незаконность бездействия судебного пристава-исполнителя в безусловную зависимость от истечения установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве" сроков. Суды прямо указывают на организационный характер данного срока и необходимость проведения в рамках дела об оспаривании бездействия судебного пристава-исполнителя проверки объективности причин, повлекших нарушение установленных фиксированных сроков.
     Данный подход согласуется с практикой Европейского суда по правам человека, которым декларируется идея разумности при определении процессуальных сроков рассмотрения и разрешения судебных дел.
     В целях приведения норм Федерального закона "Об исполнительном производстве" в соответствие с процессуальным законодательством Российской Федерации и с учетом судебной практики полагаем целесообразным рассмотреть вопрос о законодательном закреплении разумных сроков исполнения требований исполнительных документов.
     
     
     1.2	Классификация требований неимущественного характера
     
     Одной из проблем исполнения юрисдикционных требований органов судебной и исполнительной власти в современной России была и есть недостаточная эффективность норм законодательства, обязывающих должника совершить возложенные судебными органами действия либо воздержаться от их совершения. В том случае, если должник не исполняет судебное решение в добровольном порядке, истец получает право требовать от государства принятия мер к его исполнению. В этой связи проблемам исполнительного производства уделяется внимание не только на уровне деятельности государственных органов, но и в работах многих экспертов.
     В ст. 2 Закона об исполнительном производстве сказано, что задачами исполнительного производства являются: правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
     Для реализации этих положений существуют два вида мер в отношении должника: имущественные и неимущественные.
     Под имущественными мерами в соответствии с ч. 1 ст. 68 Закона понимаются меры принудительного исполнения, когда судебный пристав-исполнитель производит действия с целью получения с должника имущества для его последующей реализации либо передачи взыскателю. При этом обращение производится на различные виды имущества: денежные средства, ценные бумаги, периодические выплаты, имущественные права, платежи от поступлений по найму и аренде, средства индивидуализации, результаты интеллектуальной деятельности, а также имущественные объекты должника.
     В свою очередь, под неимущественными мерами понимаются требования:
     - о совершении должником определенных действий либо воздержании от их совершения;
     - о восстановлении на работе;
     - о выселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций;
     - о вселении взыскателя;
     - об административном приостановлении деятельности должника;
     - об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
     - об отобрании или о передаче ребенка, об установлении порядка общения с ребенком.
     Анализируя сложившуюся практику, следует отметить, что основными причинами неисполнения решений суда являются:
     - невозможность исполнения решения в отношении имущества в случае, когда местонахождение должника неизвестно;
     - отсутствие у ФССП России собственного финансирования на оплату работ привлеченной организации по сносу строений либо освобождению земельных участков, в том числе при исполнении решений о сносе самовольной постройки в порядке ст. 222 ГПК РФ;
     - длительность организационных процедур, связанных с проведением экспертизы, составлением сметы, проведением конкурсов в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на отбор подрядных организаций для принудительного исполнения;
     - действия должника по отчуждению имущества иным лицам до момента фактического исполнения решения суда;
     - отсутствие какой-либо системы учета государственными регистрационными органами объектов недвижимости, признанных самовольно возведенными постройками, что позволяет должникам производить регистрацию права собственности на данные объекты.
     Безусловно, большой проблемой являются возводимые гражданами и юридическими лицами незаконные постройки на отведенной для иных целей территории. В связи с этим лицо, в пользовании которого находится возведенный без разрешения и не оформленный надлежащим образом объект, право собственности на него не имеет, поэтому нормы закона о сносе самовольных построек являются предметом отдельного правового регулирования.
     Также следует отметить, что на практике в структурные подразделения УФССП поступают еще и требования об обязании должника совершить определенные действия (не связанные с передачей имущества) или воздержаться от их совершения. Для некоторых из них характерен достаточно длительный процесс осуществления. Допустим, освобождение земельного участка в пятидневный срок исполнить проблематично. Норма о возможности судебного пристава-исполнителя продлить срок добровольного исполнения решения в зависимости от ходатайства должника и принимаемых мерах по исполнению судебного решения позволит соблюсти баланс интересов сторон и исключить формальный подход к применению ответственности виновника.
     В соответствии со ст. 222 ГПК РФ исполнительное производство по делам о сносе самовольного строения может быть произведено как самим обязанным по судебному решению лицом, так и специализированной организацией, привлеченной судебным приставом-исполнителем или взыскателем с последующим взысканием потраченных средств с должника.
     Особую группу образуют исполнительные документы, действия по которым могут быть исполнены только самим должником непосредственно. Например, исполнить решение суда о возведении водоотводящего канала или строительстве очистных сооружений населенного пункта физически невозможно без активных действий должника. В противном случае смысл исполнения судебного акта просто теряется. В связи с этим в случае отсутствия должника процесс исполнения судебного решения становится невозможным и требует приостановления производства.
     Отдельную группу составляют требования, обязывающие должника воздержаться от совершения конкретных действий. Например, собственник земельного участка, обремененного сервитутом, обязан не чинить препятствий лицу, в пользу которого установлен данный сервитут. В том случае, если никаких затрат по пользованию сервитутом иными лицами нести не нужно, проблем с исполнением указанных решений не возникает. В том случае, когда должник не исполняет судебное решение либо местонахождение его неизвестно, также возникают проблемы исполнительского характера9.
     Для устранения перечисленных выше проблем реализации положений исполнительного производства неимущественного характера требуется принятие дополнительных мер принуждения должника к исполнению судебного решения, а также сокращение времени на процедуру исполнительного производства.
     Принимая во внимание, что именно исполнительные листы названы ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в качестве первого вида исполнительных документов, охарактеризуем вопросы исполнения требований неимущественного характера, содержащихся именно в них.
     Под исполнительными листами, содержащими требования неимущественного характера, понимаются исполнительные листы, выданные судами на основании принятых ими решений, в которых устанавливается обязанность должника совершить конкретные действия, не связанные с передачей денежных сумм или иного имущества взыскателю, либо воздержаться от совершения перечисленных в судебном решении действий. Исполнению этих документов посвящена гл. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", включающая в себя всего восемь статей, из которых первая посвящена общим условиям исполнения исполнительных документов, в том числе исполнительных листов, обязывающих должника совершить определенные действия или воздержаться от их совершения, а оставшиеся семь регламентируют особенности принудительного исполнения по девяти категориям дел: о восстановлении на работе, о выселении и вселении должника, об освобождении нежилого помещения, земельного участка, о сносе строения, здания или сооружения либо их отдельных конструкций, об административном приостановлении деятельности должника, об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, требования об отбывании обязательных работ, об отобрании или о передаче ребенка, порядке общения с ребенком. При этом исполнение административного приостановления деятельности должника, административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства производится с учетом того, что это является административным наказанием, и в будущем, судя по структуре Исполнительного кодекса РФ, будет выведено за рамки особенностей исполнения исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, и отнесено к разд. V ИК РФ "Особенности исполнительного производства по исполнению отдельных видов уголовного наказания и административного наказания". И это правильно, тем более что речь идет о постановлении, а не об исполнительном листе, следовательно, в предмет нашего доклада не входит.
     Упомянутый очередной проект структуры ИК РФ был разработан в апреле 2016 (письмо от 6 апреля 2016 г. N 04-388800).
     В нем наличествует целый подраздел, посвященный особенностям исполнительного производства по исполнительным документам, обязывающим должника совершить определенные действия или отказаться от их совершения, состоящий из трех глав. Между тем норм, регулирующих особенности исполнения указанных исполнительных документов, в проекте не так много (11), к уже существующим в действующем исполнительном законодательстве планируется в проекте добавить лишение и ограничение родительских прав, отмену усыновления, розыск ребенка, защиту чести, достоинства и деловой репутации, личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной собственности и, что весьма сомнительно, алиментные обязательства. Трудно себе представить алиментное обязательство неимущественного характера, то есть не связанное с передачей денежных сумм или иного имущества, следовательно, нахождение статьи "Принудительное исполнение исполнительных документов, содержащих требования о выполнении алиментных обязательств" в разделе "Особенности исполнительного производства по исполнительным документам, обязывающим должника совершить определенные действия, или отказаться от совершения определенных действий" является неправильным.
     А вот принудительное исполнение исполнительного листа о защите чести, достоинства и деловой репутации давно нуждается в законодательном регулировании.
     Такие исполнительные листы относятся к группе исполнительных документов неимущественного характера, по которым действия должны быть и могут быть совершены исключительно самим должником. Если же требования, содержащиеся в них, выполняются иными лицами помимо должника, то сущность присужденного судом совершенно изменяется, цель исполнительного производства не достигается, полной защиты прав взыскателя не происходит. В частности, выполнение установленной судом в отношении средства массовой информации обязанности по публикации опровержения, ответа (реплики, комментария) возможно только посредством соответствующих действий должника по публикации указанного судом в исполнительном листе текста. Иное исполнение, например через размещение указанного в исполнительном листе текста на правах рекламного в другом средстве массовой информации с последующим взысканием затраченных на публикацию денежных средств, будет ненадлежащим. Участие должника в таких случаях всегда предполагает обязательные действия по исполнению требований исполнительного документа сотрудников должника (главного редактора, корректора и др.).
     Относительно мер принудительного исполнения следует специально выделить отдельные меры принудительного исполнения в отношении исполнительных документов по неимущественным требованиям, вполне логично дать определение и перечень этих мер, если не исчерпывающий, то хотя бы приблизительный, а затем переходить к основаниям их применения и содержанию.
     Правила применения мер принудительного исполнения в отношении исполнительных документов по неимущественным требованиям предлагается построить по дуалистической схеме разделения мер (при этом первичным всегда будет содержание исполнительного документа):
     1) в зависимости от статуса субъекта исполнительного производства, в отношении кого эти меры принимаются (гражданин, организация);
     2) в зависимости от предмета исполняемого требования, его вида.
     Логика построения правил принудительного исполнения в отношении исполнительных документов по неимущественным требованиям должна соответствовать и отражать особенности в первую очередь тех материальных правоотношений, из которых возникло подлежащее принудительному исполнению вследствие подтверждения его юрисдикционным органом требование. Например, устанавливать порядок исполнения исполнительных документов по трудовым делам необходимо с помощью норм трудового права, а процедуру взыскания алиментов - на основании Семейного кодекса Российской Федерации.
     Исполнительные документы неимущественного характера представляют собой особый вид исполнительных документов, для исполнения которых не требуется передача денежных средств, в том числе имущества, а также их принятие.
     В самом общем виде все требования неимущественного характера можно разделить на определенные группы по содержанию:
     1) требования, вытекающие из семейных правоотношений (например, отобрание ребенка и передача его другому родителю, обеспечение общения с ребенком и пр.);
     2) требования, вытекающие из жилищных правоотношений (например, вселение в жилое помещение, выселение из помещения и пр.);
     3) требования, вытекающие из трудовых отношений (например, восстановление на работе незаконно уволенного работника и пр.);
     4) требования, вытекающие из иных правоотношений (например, выполнение определенной услуги должником, связанной с его профессиональной деятельностью).
     В целом исполнение требований неимущественного характера осуществляется по общим правилам исполнительного производства с учетом особенностей, установленных гл. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Такое фрагментарное регулирование порядка исполнения требований неимущественного характера, а именно лишь некоторых требований, не способствует соблюдению сроков исполнительного производства и своевременному осуществлению мер принудительного исполнения. Порядок исполнения исполнительных документов, содержащих неимущественные требования, требует детальной регламентации с целью повышения эффективности исполнительного производства.

1 Кудрявцева В.П. Исполнение требований неимущественного характера. М.: Статут, 2015.
2Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ"Об исполнительном производстве"(ред.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.