- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Правовая природа институт главы государства в зарубежных странах
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W014326 |
Тема: | Правовая природа институт главы государства в зарубежных странах |
Содержание
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ» Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Факультет юридический Направление подготовки 40.04.01 «Юриспруденция» Магистерская программа «Конституционно-правовые и административные основы организации государственной и муниципальной власти» Курс 2 Форма обучения очная ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА (МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ) Лазарев Сергей Юрьевич на тему: «Правовая природа институт главы государства в зарубежных странах» Научный руководитель – кандидат педагогических наук Филиппова Вера Петровна Работа допущена к защите Руководитель магистерской программы д.ю.н., профессор Демидов М.В. Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Демидов М.В. Чебоксары 2018 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3 ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ ………………………………6 1.1. Понятие, основные признаки и место института главы государства в системе высших органов государственной власти…………………..………6 1.2. Зарождение института главы государства и его эволюция в зарубежных странах……….……….……………………………………………40 1.3. Порядок замещения поста главы государства….…………………45 ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ……………………………………………………………………….61 2.1. Глава государства - Монарх…………………………………………61 2.2. Глава государства - Президент……………………………………..71 2.3. Коллективный глава государства………………………………….88 2.4. Особенности конституционно-правовой ответственности главы государства………………………………………………………………….......90 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………95 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ………97 2 ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы диссертационного исследования. Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных государствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Во всех развитых демократических государствах осуществление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчетливо. В некоторых странах, например в США, на главу государства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых стран глава государства этих функций не выполняет. В этом случае вряд ли оправдано рассматривать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен решаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей конституционного строя, урегулированности положения главы государства действующей Конституцией, национальным законодательством и практикой функционирования государственных институтов. Предварительная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конкретный анализ. Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматривает институт главы государства в качестве гаранта национального единства, 3 обеспечивающего единовременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие различных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы государства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить баланс государственных властей, а, следовательно, исказить применение самого принципа разделения властей. Таким образом, теоретической и практической значимостью многообразных отношений, складывающихся в процессе закрепления юридического статуса и деятельности главы государства в зарубежных странах, определяется актуальность настоящего исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, характеризующие институт главы государства в зарубежных странах. Предмет исследования образуют нормы конституций и законодательства зарубежных стран, определяющие функции, компетенцию, ответственность глав стран, правоотношения, возникающие на их основе, а также акты конституционного законодательства, определяющие правовую природу и место актов главы государства в системе законодательства. Цель исследования заключается в комплексном изучении теоретических, правовых и практических основ статуса главы государства в зарубежных странах. В рамках достижения указанной цели поставлены следующие задачи: 1. Проанализировать понятие, основные признаки и место института главы государства в системе высших органов государственной власти. 2. Рассмотреть зарождение института главы государства и его эволюцию в зарубежных странах. 3. Исследовать порядок замещения поста главы государства. 4. Определить место и роль главы государства - Монарха. 5. Определить специфику конституционно-правового статуса главы 4 государства – Президента. 6. Охарактеризовать особенности правового положения коллективного главы государства. 7. Выявить особенности конституционно-правовой ответственности главы государства. Методологическая база включила в себя совокупность способов и методов научного познания, основное место среди которых занимает диалектический метод познания. Использованы также такие методы, как аналитический, формально-логический, сравнительно-правовой, системно-структурный. Теоретическая основа исследования заключается в том, что в ходе исследования были использованы научные труды российских и зарубежных авторов по вопросам, имеющим отношение к институту главы государства. Для решения задач, поставленных в настоящей работе, потребовалось обращение к научной литературе по теории права, конституционному и муниципальному праву, административному праву. Эмпирическую базу научного исследования составили нормативные правовые акты, результаты отечественных и зарубежных исследований, результаты анализа правоприменительной практики в исследуемой области, а также источники информации, размещенные на сайтах различных органов и организаций, занимающихся данными проблемами. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что сформулированные в ней теоретические положения, полученные результаты исследования могут использоваться в целях дальнейшего изучения актуальных проблем конституционного и административного права. Практическая значимость исследования состоит в возможности использования сформулированных в работе теоретические положений, выводов, предложений и рекомендаций в учебном процессе преподавания курсов «Конституционное право России», «Конституционное право 5 зарубежных стран», «Конституционное право стран СНГ», а также при разработке учебно-методических пособий. Структура исследования и объем определяются содержанием темы и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы. ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТА ГЛАВЫ ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 6 1.1. Понятие, основные признаки и место института главы государства в системе высших органов государственной власти Глава государства как часть общего механизма государственной власти упоминался еще древними философами, такими как Аристотель и Платон. В трудах о государстве известные мыслители рассматривали различные формы правления, а также проблемы государства во взаимоотношении его высших органов. В то же время, они не уделяли внимания определению главы государства. На первый взгляд, кажется, что «глава государства» – это понятное и не вызывающее дискуссий понятие, и нет ничего сложного в его правильной формулировке. В то же время, если исследователь дает, как он считает, единственно правильное определение главы государства, то тут же на него обрушивается вал критики, и, скорее всего, такое определение окажется неверным, вернее не сможет учесть всю специфику и глубину вопроса. Проблема здесь заключается в том, что такое понятие как «глава государства» в применении к какой-либо национальной системе может быть ассоциировано только лишь с главой этой национальной системы. Например, исследования, проведенные до революции, которые посвящены главе государства, связаны исключительно с правовым положением монархов, хотя в то время институт президентства уже был известен государству и праву. В юридической литературе отмечается, что необходимо четко понимать содержания самого понятия «глава государства» и унификацию его употребления. В то же время, и в теории права и государства, и в конституционном праве, и в нормативно-правовых актах, и в государственной практике не сложено до сих пор общепринятого понятия «глава государства», и употребление этого понятия происходит в 7 различных смыслах и значениях в различных источниках. Прежде всего, «глава государства» определяется зачастую как наивысшее государственное должностное лицо, которого считают верховным представителем государства. При этом «главу государства» ставят над существующими тремя - законодательной, исполнительной и судебной, властями и, так выводят из системы разделения властей, тем самым получая особый статус, имеющий дополнительные полномочия1. Кроме того, понятие «глава государства» употребляется в качестве синонима понятия «глава исполнительной власти». Также, «глава государства» может быть определен, как конституционный орган и в то же время как высшее должностное лицо в государстве, которое представляет государство внутри и вовне страны и является символом государственности народа. Отечественная учебная литература по государственному праву называет главой государства официальное должностное лицо, которое занимает высшее место во всей иерархии государственных институтов, и которое осуществляет верховное представительство страны в отношениях с другими государствам и во внутриполитической жизни. Профессор А.С. Автономов утверждает, что главой государства называется лицо, занимающее формально высшее место в иерархии государственных должностей и осуществляющее верховное представительство, и во внутриполитической жизни, и на международной арене. Глава государства, при этом, выступает как носитель исполнительной власти, которая осуществляется им единолично, или совместно с правительством. Исходя из этих определений, можно показать такие базисные признаки в понятии «глава государства»: 1 Юридический словарь / Под ред. А.Ю.Никитина. М.: Юрист. 2012. 295 с. 8 - среди государственных должностей глава государства находится на самом высшем месте; - внутри страны и в международных отношениях глава государства имеет верховное представительство; - он является носителем исполнительной власти, которую сам единолично и осуществляет либо вместе с правительством. Часто данный термин единовременно употребляется сразу в нескольких значениях, еще чаще данную категорию «глава государства» ассоциируют с главой исполнительной власти, или Президентом, или монархом страны. Это вызывает понятийную неопределенность, и на практике приводит к трудности понимания данного института. Кроме того, следует учесть, что есть разные модели в государственном управлении, которые могут напрямую влиять на содержание данного феномена «глава государства» в каждом отдельном государстве1. Определяя понятие «главы государства» следует рассмотреть взгляды в различных правовых формах и системах государственного управления на данный институт. Конституционно-правовой институт главы государства в странах современного мира состоит обычно из норм, которые: - определяют роль и место в государственном механизме главы государства и его взаимоотношения с другими органами в государстве; - закрепляют полномочия, имеющиеся у главы государства; устанавливают порядок замещения поста и прекращения полномочий главы государства; - предусматривают возможную обязательство, которую несет глава государства в случае нарушения конституции или государственной измены. 1 Ильинский И.П. Основные тенденции конституционного развития на современном этапе. //Государство и право, 2005., № 15. – 109 с. 9 Эти нормы, как правило, включаются в конституцию, и конкретизируются в текущем законодательстве. Многие современные государства имеют главу государства, который является или главой исполнительной власти, или неотъемлемым ее атрибутом. Например, согласно Конституции США 1787г., разд. 1 ст. II, исполнительную власть осуществляет Президент Соединенных Штатов Америки, в Конституции Греции 1975 г., ст. 26, п.2, провозглашены субъектами исполнительной власти и Президент, и правительство. В таком случае, глава государства рассматривается именно как элемент исполнительной власти. По-другому институт главы государства рассматривался в социалистических государствах. Принцип разделения властей не признавался, а все органы государства разделялись на органы государственной власти, главу государства и правительство. Рассматривались они не как единый механизм исполнительной власти, как во многих других странах, а разделялись на две группы государственных органов. Правительство считалось высшим распорядительным и исполнительным органом государственной власти, который возглавлял систему органов государственного управления. «Глава государства» выступал в качестве дополнительного элемента исполнительной власти. А.И. Черкасов подчеркивает, что научная литература социалистических стран неоднократно выражала сомнения в употреблении самого термина «глава государства», потому что, соответственно социалистической государственно-правовой доктрине, система государственных органов должна возглавляться «высшим органом народного представительства». Тем не менее, этот термин включали в конституции целого ряда 10 социалистических стран, Румынии, Кубы, КНДР и использовали в научных работах. Но, как утверждает А.И. Черкасов, здесь речь скорее шла не об институте, как таковом, главы государства, а об органах государственной власти, которые выполняли функции главы государства1. Было бы неправильно приравнивать «главу государства» и «главу (элемент) исполнительной власти», потому что глава государства в ряде стран представляет собой неотъемлемую часть парламента, а, следовательно, относится к законодательной ветви власти. Например, разбирая точный смысл британской конституции, парламент – это триединое учреждение, которое включает не только Палату Лордов и Палату Представителей, но и самого монарха. В данном случае глава правительства является главой исполнительной власти. И в тоже время, в целом ряде стран «глава государства» не входит в какие-либо ветви власти, например, в Италии и Германии, или же является только лишь символом государственности, как в Японии, или властным арбитром в отношении других институтов государства, как во Франции, или же единоличным властителем, как в Саудовской Аравии и Омане2. Обнаруживается закономерный вопрос, а есть ли необходимость в формировании такого единого понятия как «глава государства», которое бы охватило все разнообразие существующих форм государственного управления и устройства, политические и исторические традиции? Очевидно, что существующие условия не дадут выработать такой единый подход к этому определению. Помимо этого, в отдельных источниках юридической литературы высказывают точку зрения, по которой, современное правовое государство, определяя понятие «глава государства», тем самым вносит определенную путаницу во взаимоотношения между законодательной или 1 Черкасов А.И. Глава государства и правительство в странах современного мира. Конституционно-правовое регулирование и практика. М.: Экзамен. 2011. – 256 с. 2 Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных государств. Учебник. М.: Юрист. 2012. – 145 с. 11 представительной и исполнительной властями, и неоправданно завышает значение и роль «главы», по существу, исполнительной власти, и ставит его даже выше законодательной ветви власти. Потому во многих западных государствах, которые развиваются в сторону правового государства, уже отказались от такого понятия, как «глава государства». В современных конституциях многих стран, где принята республиканская форма правления, такое понятие как «глава государства» вообще не содержится. Можно согласиться с теми исследователями, которые констатируют, что такое понятие как «глава государства», не может оптимально интерпретироваться также и с позиций требований принципа разделения власти. На основании изложенного можно сказать, что такое понятие как «глава государства» подходит в большей степени для авторитарных стран, где власть сосредоточена в руках единого правителя, например, монарха, а для правовых, демократических стран более правильным будет употребление понятия «глава исполнительной власти». Институт главы государства во всех современных государствах – это неотъемлемая составная часть механизма осуществления власти. Главой государства называют официальное лицо или орган, который обычно занимает формальное высшее место во всей иерархии государственных институтов и осуществляет верховное представительство страны в отношениях с другими государствами и во внутриполитической жизни. Юридически подтвержденные исключения такого правила встречаются очень редко, например, в Иране. Главой государства можно назвать и конституционный орган, и высшее должностное лицо государства, которое представляет данное государство внутри и вне страны, и представляет собой символ 12 государственности народа. В разных странах главы стран рассматривается в соответствии с конституциями этих стран. Глава государства рассматривается в качестве составной части парламента, законодательной власти, поскольку законы недействительны без его подписи, как монарх в Великобритании или Президент в Индии, также в качестве главы исполнительной власти и единовременно главы государства, как в Египте или США, лица, являющегося только главой государства и не входящее в одну из ветвей власти, как в Германии и, Италии1. Также он может выступать символом государственности, например, монарх в Японии, властным арбитром в отношении других институтов государства, как Президент во Франции, или же единоличным властителем, как в Омане и Саудовской Аравии. Глава государства может быть коллегиальным и единоличным. Единоличный – это Президент или монарх, а коллегиальный – это избираемый парламентом, постоянно действующий орган. В прошлом такими были президиумы представительных высших органов, государственные советы, постоянные комитеты в странах тоталитарного социализма – в СССР, Венгрии, Болгарии, Польше и т.д. В настоящее время таким органом можно назвать Государственный совет на Кубе, где отсутствует Президент. Там по конституции главой государства является председатель Государственного совета. По китайской конституции глава государства – это избираемый парламентом председатель республики, и многие свои функции как главы государства он совместно выполняет с Постоянным комитетом парламента, а отдельные такие функции исполняет сам Постоянный комитет. В Иране такие полномочия разделяются между Руководителем 1 Арановский К.В. Государственное право зарубежных государств. / Учебник для вузов.- М.: «ФОРУМ- ИНФРА*М»,1998. – 265 с. 13 государства, который избирается особым образом среди высших духовных лиц – мусульман, а также Президентом республики. Функции главы государства в Швейцарии исполняет правительство, а парламент избирает Президента на один год и при этом не имеет существенных полномочий. В ОАЭ существует так называемый «коллективный монарх», в Малайзии есть выборный монарх1. Многие страны британского Содружества, такие как Канада и Австралия и др., оставили полномочия главы государства британскому монарху, но их осуществляет его представитель – Генерал-губернатор. По рекомендации местного правительства он утверждается монархом, а в Папуа- Новой Гвинее его избирает парламент. Если происходят военные перевороты, то функции главы государства переходят к хунте, военному или революционному совету, а в дальнейшем к назначаемому ею или избираемому Президенту. Так было в истории многих стран Латинской Америки, Азии и Африки2. Иногда руководитель хунты может сам провозгласить себя Президентом. В случае коллегиальной формы президентуры, основные полномочия главы государства осуществляет коллеги, а, церемониальные, менее значительные, такие как прием верительных грамот от иностранных дипломатов – председателем коллегии либо его заместителем. Глава государства, вне зависимости от разновидности, имеет и общие для всех стран полномочия. По отношению к парламенту – это созыв сессий, публикация законов, право его роспуска, а иногда – право вето. Глава государства сформировывает правительство, иногда лишь формально утверждая его, имеет право уволить министров и отправить правительство в отставку, назначать судей, предоставлять право убежища и 1 Государственная власть и общественно-политическая структура в Арабских странах. – М., 2010. – 345 с. 2 Иностранное конституционное право. / Под ред. В.В. Маклакова. – М.,1996. – 367 с. 14 гражданство, ратифицировать и заключать разного рода международные соглашения, назначать дипломатов, награждать, миловать осужденных и т.п., но осуществление всех этих полномочий зависит и от формы правления, и от реального положения главы данного государства. Также, в государстве с любой формой правления некоторые полномочия глава государства реализовывает самостоятельно, а другие только с согласия или утверждения парламента, как, например, при назначении послов в США, или даже правительства в парламентарной республике. В парламентарных республиках и монархиях, а также иногда и в полу президентских республиках, чтобы некоторые акты Президента или же монарха были действительны, премьер-министр должен в обязательном порядке скрепить их своей подписью, называемой контрасигнатура. Иногда вместе с подписью премьера должна быть также и подпись министра, который отвечает за исполнение акта Президента или же монарха. В развитых демократических государствах государственная власть основана на принципе разделения законодательной и исполнительной, а также судебной властей. Каждая из ветвей власти отличается своей определенной самостоятельностью, хотя все они и взаимодействуют между собой в процессе исполнения власти. Место, которое занимает глава государства в этой тройке, не всегда можно проследить достаточно отчетливо и ясно. В отдельных странах, как, например, в США, осуществление функций исполнительной власти возлагается на главу государства. Но большинство развитых стран не предоставляют таких прав главе государства. Так, из 15 стран-членов ЕС только в одной из них, во Франции, глава государства принимает участие в осуществлении исполнительной власти и в таком качестве входит в состав Европейского Совета - высшего руководящего органа ЕС. В таком случае не стоит рассматривать главу 15 государства в качестве составной части исполнительной ветви власти1. Правовой статус главы государства должен всегда определяться в зависимости от особенностей данного конституционного строя, от определения положения главы государства в действующей Конституции, в национальном законодательстве и в практике функционирования данных государственных институтов. Априори оценивать место и роль главы государства, относить его к той или другой ветви власти неоправданно. Здесь нужен конкретный анализ. Конституционно-правовая теория в разных странах считает, что институт главы государства, как правило, выступает гарантом национального единства страны, который должен обеспечить стабильность и наследственность государственной власти, а также взаимодействие различных ее ветвей. В таких условиях ассоциирование главы государства с одной из ветвей власти может привести к нарушению баланса государственных властей, и, как следствие, исказить принцип разделения властей. Правовой статус главы государства и реальная роль его в процессе исполнения власти находятся в зависимости от характера политического режима и формы правления. Там, где глава государства наделяется широкой правительственной властью, он может осуществлять реальное руководство государственными делами, формулировать политический курс и обеспечивать воплощение его в жизнь. В государствах с парламентарными формами правления глава государства не принимает непосредственного участия в управлении государственными делами. Но и в этих странах он может оказывать существенное влияние на политические процессы, а при возникновении чрезвычайных или 1 Демишель А., Демишель Ф., Пикемаль М. Институты и власть во Франции. – М., 1997. – 356 с. 16 кризисных ситуаций его степень воздействия на государственные органы и активность могут заметно возрасти. Юридически в системе высших органов власти глава государства находится на первом месте, хотя и фактическая роль его во многих случаях совсем не соответствует такому положению. Он возглавляет государственную машину и обладает, согласно букве конституции, обширными полномочиями, а кроме того и такими особенностями, как несменяемость, безответственность и нейтральность. Глава государства обычно рассматривается в качестве носителя исполнительной власти и высшего представителя государства в международных отношениях. Он возглавляет государство и представляет его, находясь вдали от повседневной политики, вдали от партийных сделок, парламентских скандалов, избирательных переживаний. Хотя глава государства – это институт современной демократии, но появлением своим он обязан абсолютной монархии, а точнее позднефеодальному политическому учреждению. Во время создания буржуазной государственности мышление господствующей элиты было существенно ограничено историческими рамками той эпохи, что и нашло свое выражение в сильном воздействии на общественное сознание политических и других учреждений абсолютизма. Правящая элита тогда не могла, вводя демократическую республику, как самую прогрессивную буржуазную форму правления, полностью избавиться от всего монархического. Создание института главы государства было данью и преклонением перед короной. Главой государства в современных зарубежных странах, согласно общепринятому правилу, выступает или избранный Президент, или наследственный монарх. Редко можно встретить монарха, который занимает свой пост после выборов, как например, в Малайзии или Объединенных Арабских Эмиратах. 17 Коллегиальные главы стран практически исчезли из конституционной практики, в небольшой степени таким можно назвать Федеральный совет Швейцарии. В отдельных странах Латинской Америки, Африки и Азии лица, которые занимают пост главы государства и именуются Президентами, не были избранными, а назначались военными или другими политическими группировками после государственных переворотов, пронунциаменто1. Значительная часть развитых современных стран единоличным главой государства считают монарха. Около половины западноевропейских стран до сих пор сохраняют монархическую форму правления. Это Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Дания, Норвегия, Швеция и т.д., в Испании в 1947 г. реставрировали монархию. Очень своеобразен институт монархического главы государства у бывших доминионах, таких как Канада, Новая Зеландия, Австралия и т.д.1. Формально здесь глава государства – это британский монарх, который представлен генерал-губернатором, хотя условия его назначения или избрания, а также объем его полномочий определен в национальном законодательстве и находится в зависимости от распределения в стране политических сил. В освободившихся странах преобладающей тенденцией является отказ от монархии как формы правления, и замена избранным Президентом наследственного главы государства. Так поступило подавляющее большинство в прошлом британских доминионов в Африке и Азии, такие как: Пакистан, Индия, Шри-Ланка, Нигерия, Кения и т.д. Были ликвидированы монархии также и в Ливии, Эфиопии, Южном Йемене, Афганистане и т.д.2 Несмотря на это, институт монархического главы государства все 1 Юрг Штайнер. Европейские демократии. – Мн., 1996. - 234 с. 2 Юдин Ю.А. Высшие органы государства государств Тропической Африки. – М., 1980. – 128 с. 18 еще играет заметную роль в странах Востока. В этих странах показательна активная роль монарха в управлении делами и руководстве государством. В его руках находится исполнительная власть. Монарх также имеет большие полномочия в судебной и законодательной областях. Таким, в частности, и является глава государства при дуалистических монархиях, как например, в Марокко, Кувейте, Иордании. При абсолютной монархии глава государства располагает неограниченной властью. Монарх иногда может выступать не только как светский, но и как религиозный глава своих подданных, как например, в теократической монархии в Саудовской Аравии. В ряде зарубежных стран факт сохранение монарха как единоличного главы государства показывает заинтересованность их правящих кругов в использовании этого института, который мало подвержен влиянию конъюнктурных изменений при расстановке сил и при этом его формирование не связано с риском выборов.1 Имея высокую степень приспособляемости, монархия в современном мире все-таки утрачивает свои позиции. Страны, где антифеодальные революции в прошлом имели сильный радикальный характер, а также и страны, где последующее национально-освободительное или общедемократическое движение достигло большого подъема, предоставили место института наследственного монарха институту выборного Президента. На современном этапе избранный Президент является главой государства в абсолютном большинстве зарубежных стран: США, Франция, Португалия, Италия, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Индия, Шри-Ланка и т.д. Институт единоличного главы государства также получил распространение и в странах Восточной Европы и странах СНГ. Значительная часть стран мира сохраняет монарха как единоличного 19 главу государства, и это вызвано конкретными историческими причинами. Важную роль для сохранения такого института как наследственное и единоличное правление играют исторические традиции, а также специфика национального правосознания и национальной культуры. В данном случае речь идет о приверженности не к какой-то определенной личности, иногда особа монарха не пользуется большой популярностью, а именно о приверженности самому институту, рассматриваемому в качестве одного из атрибутов национальной государственности. Значительную роль играет то обстоятельство, что монарх может рассматриваться общественным мнением как нейтральная политическая фигура, которая стоит выше столкновений разных политических сил и выступает как своего рода арбитр в конфликтах между исполнительной и законодательной властями. Большую заинтересованность в сохранении такого института монарха показывает и политическая элита, а особенно в случаях, когда это может исключить риск политических неожиданностей и политической борьбы в замещении института главы государства. И все же, преобладающей тенденцией при развитии института главы государства, продолжает оставаться сокращение числа монархий и увеличение количества стран, имеющих республиканскую форму правления. Здесь причины могут быть разные. Целью освободительных антифеодальных революций, как правило, была ликвидация абсолютистской власти и произвола, порождаемого ею. В случаях, когда революционные выступления имели особенно радикальный характер, их следствие было, как правило, ликвидация монархии и появление выборного единоличного или коллегиального главы государства, избираемого на определенный срок. Существование такого института давало видимость надежной гарантии от реставрации произвола 20 и абсолютизма. В случаях, когда антифеодальные освободительные выступления носили более спокойный характер, они нередко получали завершение в виде сохранения монархии, но при единовременном значительном ограничении полномочий и власти монарха. Все же, общественное мнение многих стран, а в каких-то случаях и конституционно-правовая теория сохранила такую точку зрения, согласно которой наиболее демократическим и последовательным решением вопросов об организации государственных властей является не сохранение единоличного монарха, а именно создание института избранного главы государства. Присутствующие опасения, которые порождены существованием единоличного главы государства, привели также к тому, что во многих странах с таким институтом, на конституционно-правовом уровне установлены существенные ограничения, целью которых является предотвращение и даже исключение возможности концентрации, а тем более и узурпации власти этим единоличным главой государства. В результате такого подхода в парламентских республиках появилась специфика института избранного главы государства, чье положение во многом может напоминать положение главы государства в парламентарных монархиях. Такое положение обычно описывают формулой: «царствовать, но не управлять». Такого рода гарантии оказались достаточными и действенными только лишь в развитых демократических государствах. Но их оказались совсем недостаточно для развивающихся стран, где многие их них использовали институт выборного единоличного главы государства, чтобы утвердить авторитарный режим и монократическое правление. В таких условиях институт главы государства приобрел антидемократический характер, а единоличная диктатура своим 21 утверждением вызвала репрессии и эксцессы, повлекшие за собой многочисленные жертвы, а иногда даже крушение национальной государственности. Такого рода примерами могут быть кровопролития в Либерии или Сомали, которые сопровождались массовыми жертвами, последующим воцарением анархии и полной деградацией всех государственных структур. В таких условиях нормальная государственная власть и законность не могут функционировать. О таких правителях, которые именовали себя императорами или президентами, м....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: