VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Правовая база страхового мошенничества

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: M000467
Тема: Правовая база страхового мошенничества
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

     Страховое мошенничество - это противоправное поведение субъектов договора страхования, направленное на получение страхователем страхового возмещения путем обмана или злоупотребления доверием, либо внесение меньшей чем необходимо при нормальном анализе риска страховой премии, а также сокрытие важной информации при заключении или в период действия договора страхования, в также отказ страховщика от выплаты страхового возмещения без должных, вытекающих из закона и правил страхования и гарантий, в результате чего субъекты договора страхования получают возможность незаконно и безвозмездно обращать его в свою пользу.
     Актуальность проблеме выявления и предотвращения страхового мошенничества придаёт тот факт, что в последние годы наблюдается заметный рост преступлений в сфере мошенничества.
     Мошенничество в кредитно-финансовой сфере является достаточно серьезной проблемой. В мировом масштабе за последние 10 лет не наблюдалось значительного снижения уровня экономических преступлений, а сейчас, в после кризисный период, идет достаточно существенный рост мошенничества на предприятиях.
     В частности, мошенничество в сфере страхования как было, так и остается актуальным явлением. Проблема страхового мошенничества является одной из наиболее обсуждаемых сегодня в кругу специалистов российского страхового рынка.
     Страховое мошенничество состоит в хищении чужого имущества или приобретении права на него в сфере заключения, действия или выполнения договора об обязательном или добровольном страховании, совершенном способами обмана или злоупотребления доверием, причинившими имущественный ущерб собственнику или законному владельцу.
     Главная задача страховых организаций по противодействию страховому мошенничеству – предотвратить незаконные выплаты страхователю. Это можно сделать, выявив попытку (факт) обмана или злоупотребления доверием. Противодействие страховому мошенничеству и у нас в стране, и за рубежом строится на сочетании профилактических мероприятий, а также таких видов работы, которые специалисты называют страховым сыском или страховым расследованием. Профилактика страхового мошенничества направлена на снижение риска быть обманутым. Для этого используются в основном организационно-управленческие меры, например: правила страхования, инструкции и методические разъяснения, информирование населения о разыскиваемом страховщиками имуществе, ведение "страховой истории" клиента и т.д.
     Страховое расследование требует соответствующих профессиональных навыков и умения действовать, что называется "по горячим следам", когда необходим анализ произошедшего страхового случая на наличие признаков правонарушения. Здесь определяющим является не только практика работы в правоохранительных органах, но и знание специфики страхового бизнеса.
     Вступление в силу Закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств обусловило рост числа мошенничеств и, соответственно, увеличение размера имущественного ущерба. Несмотря на отсутствие точных официальных данных о числе мошенничеств в сфере страхования и объемах ущерба от их совершения, можно констатировать наличие поступательной динамики их роста.
     Объектом мошенничества в сфере страхования выступают общественные отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков, то есть общественные отношения в сфере страхования.
     Предметом данного преступления является чужое имущество, то есть денежные средства страхового фонда, находящегося в распоряжении страховщика, на которые виновное лицо незаконно посягает. В некоторых случаях предметом может являться и конкретное имущество, если условиями страхования имущества и (или) гражданской ответственности в пределах страховой суммы предусматривалась замена страховой выплаты (страхового возмещения) предоставлением имущества, аналогичного утраченному имуществу.
     Целью моей выпускной работы является: изучение проблемы страхового мошенничества
     В результате выполнения выпускной квалифицированной работы реализуются следующие задачи:
     Определить правовую оценку страхового мошенничества
     Изучить практику выявления страхового мошенничества
     Рассмотреть методы пресечения на примере работы Омских страховых компаний
     При написании работы использовались учебные пособия и законодательные акты, ресурсы сети Интернет.
     Данная дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений, в которых последовательно рассматривается поставленная проблема.


ГЛАВА 1. ПРАВОВАЯ БАЗА СТРАХОВОГО МОШЕННИЧЕСТВА

1.1 Регулирование в сфере страхового мошенничества.

   Правовое регулирование страховых отношений охватывает права и обязанности страховщика, страхователя, застрахованного и выгодоприобретателя. Кроме того, в страховании участвуют и другие лица, контрольные, налоговые и правоохранительные органы, органы исполнительной и законодательной власти, действующие на основании законов.
   Правовые отношения, регулирующие процесс формирования и использования страхового фонда, относятся к сфере гражданского права. В качестве объектов страховых отношений выступают имущественные интересы, связанные с сохранением за счет страховых денежных фондов имущества и финансового благополучия, а также нематериальных личных благ человека – его жизнь, здоровья, трудоспособности. Личные блага человека не имеют цены. Но их утрата приводит либо к непредвиденным расходам (например, на лечение), либо к резкому ухудшению качество собственной жизни при утрате трудоспособности или качества жизни близких в случаи смерти кормильца. Восстановление прежнего качества жизни может быть оценено в деньгах. Эта сумма и является основой для расчета страховой суммы при страховании жизни и личного страхования.
   Проблема мошенничества в сфере страхования является одной из наиболее обсуждаемых сегодня в кругу специалистов российского страхового рынка. Наметившаяся в последние годы в России позитивная тенденция интенсивного развития страхования в силу ряда обстоятельств экономического, правового, социально-психологического и иного характера создает благоприятную почву для совершения различных преступлений.
   В структуре преступности в сфере страхования большинство составляют преступления против собственности (по оценкам специалистов – более 50%), среди которых велика доля хищений, совершенных путем мошенничества (около 33% всех преступлений в данной сфере).
   Также достаточно распространенным видом преступных посягательств является хищение, совершаемое путем присвоения или растраты – 29% от общего количества преступлений в сфере страховании. Далее следует уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации – 14,2%; злоупотребление полномочиями – 2,2%; коммерческий подкуп – 1,3%; незаконное предпринимательство – 0,7%. Следует отметить, что мошеннические действия в сфере страхования являются не только самым распространенным видом преступлений. Разнообразие и многочисленность способов совершения преступных действий, сложность и детальное планирование механизма их совершения и, как следствие, трудности в выявлении и своевременном пресечении посягательств, с которыми сталкиваются правоохранительные органы и потерпевшие, позволяют отнести данный вид преступлений к числу наиболее опасных.
   Страховое мошенничество – это род преступлений в сфере страхования. Мошенничество имеет место как со стороны страховых организаций и посредников, так и со стороны страхователей.
Недобросовестность страховщика чаще всего проявляется в игнорировании обязанностей по выплате страхового возмещения. Страхователь (застрахованное лицо) зачастую не может собрать все необходимые документы для подтверждения ущерба или собрать документы в установленный срок. Причем именно страховщик необоснованно завышает требования в этой области.
Мошенничество страховых брокеров заключается в деятельности без регистрации в реестре страховых брокеров.
     Страхователи нарушают правила страховой защиты, пытаясь, например, заключить договор страхования после наступления страхового случая, застраховать имущество, подлежащее конфискации на основании вступившего в законную силу соответствующего решения суда, застраховать имущество у нескольких страховщиков на сумму, превышающую страховую стоимость имущества, и т. п.
     Субъективная сторона мошенничества характеризуется прямым умыслом и корыстной целью.
     Субъектом страхового мошенничества является лицо, достигшее шестнадцати лет.
     Страховой мошенник – как правило, это выходец из обеспеченной семьи, имеющий высокий интеллектуальный потенциал. Это позволяет ему получать относительно высокий уровень общего и специального образования. Специфика этой деятельности обязывает быть весьма хорошо информированными о правилах и условиях страхования. Они неплохо знакомы с практикой определения ущерба и условиями выплат. Крайне сложно установить различия между единичными случаями мошенничества и профессиональным мошенничеством. Дилетант в преступном мире, который несколько раз имел успех в страховом мошенничестве, может превратиться в профессионала. Пробелы в нормах права и сложившаяся практика способствует тому, что даже если мошенничество будет обнаружено, исполнители вряд ли будут наказаны.
     С точки зрения метода его совершения страховое мошенничество является весьма сложным актом, поскольку включает в себя целый комплекс действий преступников, направленных на его осуществление. По правилам страхования есть лишь одна возможность для получения страховой выплаты наступление страхового события. Поэтому лица, планирующие совершение преступления в отношении материальных интересов страховой компании должны искусственно создать страховое событие, то есть инсценировать его.
Можно выделить определенную последовательность совершения мошеннических действий в сфере страхования. Прежде всего, мошенники тщательно продумывают и детально разрабатывают сценарий "страхового события".
     К действиям по подготовке инсценировки страхового события могут быть отнесены следующие:
* выбор страховой компании;
* изыскание объектов страхования;
* выбор места и времени инсценировки;
* заключение договора страхования;
* оплата страховых премий и др.
     Далее мошенники прибегают к реализации мероприятий по осуществлению инсценировки страхового события. Такими "мероприятиями" будут являться:
* перемещение застрахованного имущества;
* создание материальных следов страхового случая;
* создание идеальных следов события;
* ложное заявление,
* заведомо ложные показания.
     Наконец, преступники прибегают к таким способам сокрытия факта инсценировки, как:
* сокрытие реальной стоимости и реального собственника имущества;
* сокрытие материальных следов своего участия в инсценировке страхового случая;
* сокрытие своей заинтересованности в страховом событии;
* выдвижение собственного алиби;
* сокрытие самого застрахованного имущества, "пострадавшего" в результате страхового случая.

1.2  Классификация преступлений в сфере страхования

   Преступления в сфере страхования могут быть классифицированы по различным основаниям: в зависимости от формы, объекта страхования; субъектов, в интересах которых совершается преступление; субъектов, на чьи права осуществляется преступное посягательство.
   В зависимости от субъектов, в интересах которых совершаются преступные деяния, различают преступления, совершаемые в интересах страхователей, страховщиков, служащих страховых компаний.
Мошенничества, совершаемые страховщиками
     Рассмотрим сначала мошеннические действия страховщиков, поскольку именно они наносят наиболее существенный вред развитию страховой культуры в стране. Сама постановка этого вопроса вызывает недоумение и может быть объяснена лишь неразвитостью страхового рынка России. Действительно, трудно понять логику российского бизнесмена-страховщика, подрывающего основы самого страхового бизнеса путем совершения мошеннических действий в своей деятельности.
     Незаконные действия страховщиков можно разделить на две группы. К первой группе отнесем деятельность страховых компаний, функционирующих с определенными нарушениями законодательства (например, по порядку создания, регистрации, лицензирования и т.д.). В данном случае на такие компании могут заводиться уголовные дела по следующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации: ст. 159 «Мошенничество», ст. 171 «Незаконное предпринимательство», ст. 175 «Лже-предпринимательство». Ко второй группе отнесем преступления, совершаемые работниками страховых компаний, которые формально следуют установленным государством правилам, но нарушают права страхователей, застрахованных и других лиц на этапе выплаты страхового возмещения. В таком случае неполучение или неполное получение причитающихся страхователям выплат связано с совершением следующих преступлений: ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием», ст. 196 УК РФ «Преднамеренное банкротство», ст. 197 УК РФ «Фиктивное банкротство», ст. 195 УК РФ «Неправомерные действия при банкротстве».
     К этой же категории правонарушений следует отнести использование института страхования для незаконной выплаты заработной платы в виде страхового обеспечения работникам страхователей - юридических лиц, так называемые «серые зарплатные схемы». В этом случае в результате сговора страховщика и страхователя последний не уплачивает Единый социальный налог (ЕСН), перечисляя страховщику за «услугу» своеобразную «комиссию», существенно меньшую величины ЕСН. В связи с тем, что такие схемы весьма распространены в России, системе государственной социальной защиты наносится существенный финансовый ущерб, так как соответствующие внебюджетные фонды недополучают средства для выплаты социальных обеспечений и пенсий. Следует отметить, что в наибольшей степени от данного вида мошенничества страдают наименее обеспеченные граждане страны, для которых выплаты из соответствующих фондов являются существенной долей их доходов. Тем самым вместо выполнения своей социальной функции страхование выполняет явно асоциальную роль, не говоря уже о криминальной.
     Наблюдается также неоднозначное отношение к новому для нашей страны финансовому перестрахованию, прежде всего, со стороны налоговых органов России. Суть такого перестрахования состоит в использовании института страхования для регулирования и/или корректировки финансового результата страхователя - юридического лица. Данный вид финансовой помощи весьма близок к так называемым схемам «налоговой оптимизации», и, скорее всего, будет караться государством наряду с другими аналогичными схемами. Тем самым финансовое перестрахование в России можно также отнести к числу приемов страхового мошенничества страховщиков.
     В самом начале формирования российского страхового рынка к примерам преступлений, совершаемых страховыми компаниями, относились:
* создание фиктивных страховых компаний без формирования необходимого уставного капитала, открытия расчетного счета, постановки в налоговые органы, осуществление деятельности без лицензии страхового надзора и пр.;
* получение страховых взносов, которые не зачислялись на счета компании, а присваивались ее сотрудниками;
* предложение клиентам «привлекательных схем» страхования жизни с очень высоким инвестиционным доходом и исчезновение страховой компании после получения значительных сумм страховых взносов;
* создание финансово неустойчивых конгломератов, не обеспеченных достаточным финансовым потенциалом, в состав которых входят и страховые компании и т. п.
     Справедливости ради следует заметить, что в настоящее время преступления такого рода являются редкостью для страхового рынка России, однако полностью искоренить данные факты пока не удалось.
     На сегодняшний день существует целый ряд технических приемов, используемых недобросовестными страховщиками, которые могут быть отнесены к мошенническим действиям. Все эти приемы направлены па нанесение материального ущерба страхователю, застрахованному или выгодоприобретателю.
     Наиболее сложно раскрываемым и подлежащим предупреждению является внутрифирменное мошенничество. В последнее время данный вид правонарушений получил название «нелояльность персонала». В рамках данной группы преступлений наиболее распространенным является мошенничество в виде хищения путем присвоения или растраты чужого имущества. Субъектами этих преступлений, как правило, выступают страховые агенты, бухгалтеры, кассиры, а также руководители страховых компаний.
     Самая распространенная схема состоит в присвоении страховыми агентами взносов клиентов-страхователей. Кроме того, страховые агенты, вступая в сговор со страхователями, выписывают полис задним числом, уже после того, как произошел страховой случай, а иногда даже помогают его инсценировать. Также, в частности в ОСАГО, агенты могут давать полисы «напрокат» для прохождения техосмотра и потом сдавать их страховщику как испорченные, или не сдавать в компанию страховой взнос в надежде, что у клиента ничего не случится.
Мошенничества, совершаемые страхователями
     При заключении договора страхования можно выделить следующие противоправные действия страхователей, совершаемые с целью обмана страховщика:
* Заявление страховой суммы выше действительной стоимости объекта страхования. Для этого используются фиктивные справки, берутся на время заключения договора определенные ценности и представляются как собственные и пр.
* Утаивание важной информации, имеющей значение для заключения договора с точки зрения оценки вероятности наступления страхового случая и размера возможного ущерба.
* Многократное и одновременное страхование одного и того же объекта в различных страховых компаниях от одних и тех же рисков и несообщение об этом страховщикам. В данном случае противозаконным будет являться получение при наступлении страхового случая, страхового возмещения, превышающего страховую стоимость объекта страхования.
* Заключение договора страхования после наступления страхового случая (как правило, производится в сговоре с представителем страховщика) и др.
     В период действия договора страхования и при урегулировании претензий могут предъявляться завышенные требования о возмещении ущерба, а также может имитироваться наступление самого страхового случая. Наиболее «привлекательными» для мошенников здесь являются: страхование автотранспорта и ответственности автовладельцев, страхование имущества, а также страхование от несчастных случаев и болезней.
     Как показывает практика, к числу видов мошенничеств, совершаемых при страховании транспортных средств (ТС) по полису КАСКО (угон и ущерб), относятся:
* инсценировка кражи транспортного средства;
* умышленный поджог страхователем или выгодоприобретателем застрахованного транспортного средства;
* инсценировка дорожно-транспортного происшествия (ДТП) с целью обоснования повреждения транспортного средства, которое па самом деле было получено при иных, нестраховых обстоятельствах;
* внесение лиц в список допущенных к управлению транспортным средством «задним числом»;
* инсценировка повреждения транспортного средства, произошедшего якобы в результате противоправных действий третьих лиц;
* подмена лица, реально совершившего ДТП и т. д.
     К формам проявления мошенничества в сфере страхования от огня можно отнести:
* умышленный поджог, совершенный страхователем или выгодоприобретателем;
* способствование распространению огня;
* умышленное уничтожение имущества после пожара или его утрата и т. д.
Список подобных действий можно было бы продолжить. В целом же можно сделать вывод о том, что формы мошеннических действий со стороны страхователей весьма разнообразны, изощрены и зависят от конкретного вида страхования.
Мошенничество страховых посредников
     Под страховыми посредниками будем понимать независимых юридических лиц, оказывающих содействие в заключении и сопровождении договора страхования. К их числу обычно относят брокеров, агентов, сюрвейеров, аварийных комиссаров. Если говорить о последних из перечисленных специалистов, являющихся сотрудниками или заключивших договор возмездного оказания услуг со страховой компанией, то их неблаговидные действия следует рассматривать как внутрифирменное мошенничество, т. е. мошенничество страховщиков.
     Можно ли считать мошенничеством правомерные действия страхового агента, представляющего интересы разных страховых компаний? По мнению большинства страховщиков, такие действия недопустимы. Однако их никак нельзя признать мошенническими, поскольку отсутствует какое-либо хищение имущества или права па пего. Можно согласиться с тем, что такие действия лишь нарушают нормы страховой этики.
     В чем суть возможного мошенничества со стороны страхового брокера, представляющего интересы страхователя? Каким образом страховой брокер может нанести имущественный ущерб клиенту? Ответы на эти вопросы дает рынок: если страховой брокер одновременно выполняет функции страхового агента. Умысел действий брокера-агента состоит в том, что потенциальному страхователю предлагается некий ограниченный, а не лучший набор вариантов страхового покрытия. Такое ограничение связано с агентскими функциями, т. е. страхователям предлагаются только страховые продукты страховых компаний, с которыми у брокера имеются агентские отношения. При этом весьма вероятно, что среди предложенных и в дальнейшем принятых страхователем вариантов будет такой, который принесет ему реальный имущественный ущерб. Такой ущерб может выражаться в необходимости уплаты более высокой страховой премии либо в получении меньшего страхового возмещения, чем это предложили бы в аналогичных условиях другие страховщики. Самым худшим вариантом будет необоснованный или сомнительный отказ в выплате, который вынудит страхователя вести длительную судебную тяжбу со страховщиком.
Законодательство России и большинства развитых стран запрещает подобные действия брокера. Однако до настоящего времени в России нет реального рычага, позволяющего не допускать совмещения агентства и брокерства в страховании. Для пресечения мошеннических действий страхового брокера должна существовать процедура наказания. Это может быть решение об отзыве лицензии, если се наличие законодательно предусмотрено, либо вынесение судебных решений с другими санкциями. В качестве таких санкций может быть, например, уплата значительного штрафа. Практика зарубежных стран приводит примеры вынесения подобных судебных решений по таким случаям.
Мошенничество третьих лиц
     Развитие страхового рынка невозможно без нормального функционирования страховой инфраструктуры. Сюда помимо страховых посредников входят и другие организации, для которых страхование не является исключительной сферой деятельности. К ним относятся независимые оценщики стоимости имущества и размера нанесенного ему ущерба; различные ремонтные и строительные организации, занимающиеся, в том числе, и ремонтом поврежденного имущества; жилищно-коммунальные и обслуживающие организации; лечебные учреждения; нотариальные конторы; юридические консультации; банки; биржевые брокеры и др. Особое место среди таких организаций занимают государственные учреждения - компетентные организации, призванные выдавать соответствующие справки и документы, без которых невозможна выплата страхового возмещения. Это бюро регистрации прав недвижимости, различные органы Министерства внутренних дел, МЧС, Минюста, Прокуратуры, Росгидромета, бюро судебно-медицинской экспертизы, проектно-инвентаризационные бюро, суды, судебные приставы и пр. В соответствии с. процессуальным законодательством бремя доказывания необходимости страховой выплаты лежит на страхователе (застрахованном или выгодоприобретателе). Поэтому для реализации своих прав в рамках договора страхования последнему необходимо получение документов, подтверждающих факт, страхового случая, в одном из перечисленных заведений. В связи с тем, что уровень коррупции, как в госорганах, так и в негосударственных учреждениях России чрезвычайно высок, возможность сговора страхователя и работника соответствующего компетентного органа в отношении страховщиков весьма реальна. К счастью для последних, практика подобных мошенничеств в России исчисляется пока единицами случаев. Это в основном корыстная выдача фальсифицированных документов о «страховых случаях» нечестными работниками МВД. Такие действия могут квалифицироваться как «Служебный подлог» (ст. 292 УК РФ) либо «Злоупотребление должностными полномочиями» (ст. 285 УК РФ). Зачастую в данных действиях может присутствовать факт дачи и получения взятки (ст. 290 УК РФ). Здесь также необходимо отметить, что выявлением подобных фактов должна заниматься Прокуратура и передавать такие материалы в суды для принятия решений по наказанию виновных.
     Попытки страхового мошенничества в виде выставления необоснованных счетов страховым организациям за услуги, оказанные страхователям или застрахованным, со стороны ремонтных и лечебных учреждений весьма распространены. В таких случаях у страховой компании есть возможность провести экспертизу и отказать в оплате таких счетов. Фактов обращения в суды со стороны лечебных и ремонтных организаций по поводу таких отказов практически нет. У страховых компаний есть возможность оградить себя от претензий таких организаций путем включения в Правила страхования пункта о том, что услуги страхователю оказывают только те организации, с которыми у страховой организации имеются соответствующие договорные отношения. Наличие такого договора является своеобразной гарантией от попыток мошенническим путем получить незаконную оплату от страховой компании.
Заметим также, что заключение договора между страховой организацией и третьим лицом возможно лишь для добровольных видов страхования. При осуществлении обязательного страхования страховщик должен строго следовать установленным государством правилам страхования, и искусственно ограничить список своих контрагентов уже не удастся. В частности, возможность мошенничества со стороны лечебных организаций проявляется при возмещении оплаты оказанных медицинских и других услуг застрахованным, связанных с вредом жизни, здоровью и трудоспособности в рамках обязательного медицинского страхования (ОМС), обязательного социального страхования (ОСС) и ОСЛГО. Факты подобных мошенничеств со стороны лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) вес чаще обнаруживаются па российском страховом рынке. Проблема состоит в том, что одни и те же страховые риски покрываются в рамках перечисленных обязательных видов страхования, а правила страхования оказались явно несогласованными между собой. Такая ситуация является ненормальной. Государство должно срочно урегулировать данную ситуацию, установив попятные всем и непротиворечивые правила страхования в ОМС, ОСС и ОСЛГО, которые не будут давать возможности проявления страхового мошенничества.

1.3  Экономическая оценка мошенничества

   Мы достаточно внимания уделили правовой стороне мошенничества, теперь пришло время обратить внимание на экономическую. Сколько мы реально теряем от мошенничества? И кому эти деньги достаются, а у кого отбираются?
   Показатели мошенничества на микроуровне (т.е. с точки зрения оценки выгоды (потерь) страхователя или страховой компании), помимо абсолютных значений страховых взносов и выплат, включают еще ряд расчетных показателей, отражающих не только движение денежных средств, но и достигаемый таким образом эффект.
   Для страхователя такими показателями могут служить "абсолютный эффект мошенничества" (АЭ) и "рентабельность мошенничества" (Р), рассчитываемые следующим образом:
АЭ = В - П - З,
где АЭ - абсолютный эффект,
В - суммарные выплаты, получаемые (предполагаемые) за период страхования;
П - уплачиваемая совокупная страховая премия;
З - затраты мошенника на незаконное получение выплаты (взятки, подкупы, расходы на фальсификацию страхового случая, подделку документов и т.п.)
Р = (АЭ/П + З)(1 - Квер), где
Квер = Nраскрытых + Nнезавершенных/Nвсех попыток мошенничества
Самое сложное - это определить коэффициент вероятности разоблачения (Квер), показывающий долю раскрытых и незавершенных преступлений в общем числе попыток. Точное число всех попыток мошенничества (удавшихся и неудавшихся) установить невозможно, однако можно воспользоваться приблизительными экспертными данными, характеризующими уровень наказуемости и раскрываемости мошенничеств по определенным видам страхования, в определенном регионе и т.п.
     Поскольку (в силу латентности) динамику попыток мы достоверно не знаем, чаще всего коэффициент вероятности оценивается экспертным путем. Так, например, в автостраховании, по мнению некоторых экспертов, "удается одно мошенничество из семи". В то же время другой путь - отсчет от показателя латентности. Как уже было отмечено выше, МВД оценивает латентность в 95%. То есть раскрывается и доводится до приговора суда пять мошенничеств из 100, плюс какую-то часть страховщики закрывают своими силами - отказами в выплатах без обращения в полицию.
     Сам же страхователь свою "вероятность попасться" оценивает субъективно, исходя из имеющейся у него информации и психологического "чувства собственной неуязвимости". С учетом того, что оглашение фактов разоблаченного и наказанного в соответствии с Уголовным кодексом страхового мошенничества для нас в отличие от западных стран пока редкость и общественная мораль обман страховщика "простым человеком" косвенно поощряет, привлекательность мошенничества для страхователя крайне велика, а субъективная оценка риска быть разоблаченным и наказанным - низка.
     Для страховщика потери от действий мошенников подразделяются на прямые и косвенные.
     Прямые затраты включают:
* суммы "незаконных" выплат;
* расходы на урегулирование убытков по доказанным и недоказанным мошенничествам;
* расходы на содержание подразделений страховой компании, занятых выявлением случаев мошенничества;
* оплата услуг сторонних лиц и организаций (экспертов и т.п.);
* плата за пользование едиными информационными ресурсами;
* взносы в общественные организации по борьбе с мошенниками и др.
     Косвенные экономические потери страховщика от мошенничеств включают:
* уменьшение сбыта вследствие завышенных (с поправкой на мошенничество) тарифов;
* уменьшение сбыта вследствие непривлекательных, слишком жестких для клиента условий страхования;
* уменьшение сбыта из-за падения репутации компании, замешанной в скандале, связанном с мошенничеством;
* уменьшение сбыта вследствие раскрытия клиентских баз (в процессе борьбы с мошенничеством) и переманивания клиентов конкурентами и др.
     То есть выплаты мошеннику фактически финансирует добропорядочный страхователь. Это за счет уплаченных обычными добросовестными клиентами премий будут производиться выплаты злоумышленникам, ушедшим от наказания. Поэтому в целом обычному клиенту "не все равно", как хорошо поставлена у страховщика работа по предупреждению преступлений, ведь он не заинтересован страховаться в компании с завышенной подверженностью мошенничеству.
     Оценка потерь от мошенничества на макроуровне включает в себя:
* повышение тарифов, удорожание страховых услуг по рынку в целом;
* отвлечение (нецелевое использование) средств страховых резервов, которые принадлежат всем страхователям и должны использоваться на правомерные выплаты (сокращение совокупного страхового фонда общества); перераспределение тарифных надбавок (т.е. финансирование убытков по криминально-опасным видам страхования или группам клиентов за счет других, рентабельных, полисов);
* банкротства страховщиков (мошенничества клиентов не могут быть единственной причиной банкротства страховщика, но в сочетании со злоупотреблениями со стороны персонала, неумелым менеджментом, несоблюдением законодательства и обычаев ведения страхового бизнеса и т.п. вполне способны его спровоцировать и ускорить);
* уменьшение вследствие этого налогооблагаемой базы и недополучение налоговых платежей государством;
* ослабление правосознания граждан и криминализация общества;
* уменьшение спроса на страхование из-за падения репутации страховой отрасли в целом и как следствие - оставление в экономике большого количества незастрахованных объектов и некомпенсируемых убытков и др.
Из вышесказанного следует вывод, что страховые мошенничества - проблема государственная, а не узкоотраслевая, как это можно представить на первый взгляд страховой мошенничество правовой экономический.


ГЛАВА 2. ТИПЫ СТРАХОВЫХ МОШЕННИКОВ И СФЕРЫ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

2.1  Типы мошенников.

   Преступления в сфере страхования обладают повышенной опасностью, поскольку затрудняют или изменяют выполнение его основных задач, связанных с образованием за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенного для возмещения возможного ущерба. Преступления страхового рынка являются помехой выполнению страхованием таких необходимых функций, как повышение постоянства, ограничение экономических рисков, стимулирование предпринимательской инициативы. В публикациях на эту тему приводится довольно подробная многоступенчатая классификация преступлений в сфере страхования.
   В соответствии с данной классификацией все преступления подразделяются:
а) против страховщика
б) против страхователя.
     Преступления против страховщика делятся на внутрифирменные преступления, субъектами которых являются сотрудники страховой компании, и внешние преступления: их субъектами выступают страховые посредники и страхователи (выгодоприобретатели).
     Преступления против страхователя могут совершаться как в сфере реальной страховой деятельности (в данном случае субъектами преступлений являются работники страховых компаний и страховые посредники), так и в сфере фиктивной страховой деятельности (субъекты - создатели и участники фиктивной страховой компании).
     Любое преступление, связанное с мошенничеством должно иметь потерпевшую сторону. Действия преступника относительно пострадавшего имеют опят и технику, но не редко потерпевшее лицо фиктивно приводит ситуацию к страховому случаю и требует возмещения убытков.
     В России также наиболее популярен обман в области авто страхования. Эксперты объясняют это легкостью организации псевдо случая. Кроме того, мошенники часто используют личные связи, например в ГИБДД.
     Самый распространенный способ - застраховать гражданскую ответственность владельца недорогой отечественной машины, инсценировать ДТП с якобы чужим автомобилем и выставить страховщику счет на ремонт. При этом в качестве машины-партнера используется «пожилая» или заранее побитая иномарка (это увеличивает сумму выплат). Любят мошенники страховать автомобили сразу в нескольких компаниях. После подстроенного угона или аварии владелец наживается на каждом страховщике.
     Второе место по популярности делят .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44