- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Нормативно-правовая база природоохранной деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W004830 |
Тема: | Нормативно-правовая база природоохранной деятельности |
Содержание
титульный лист ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..4 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ…………………………………………6 1.1. Обоснование необходимости рационального природопользования........6 1.2. Нормативно-правовая база природоохранной деятельности …………...9 1.3. Основные направления использования новых технологий по охране окружающей среды………………………………………………………........14 1.3.1. Механические методы очистки выбросов в атмосферный воздух...14 1.3.2 Физико-химические методы очистки выбросов в атмосферный воздух ………………………………………………………………..............16 1.3.3 Методы очистки сбросов в водные объекты………………………...19 1.4. Зарубежный опыт по снижению воздействия на природные объекты……………………………………………………………………........22 1.4.1 Топочные технологии подавления оксидов азота…………………...23 1.4.2 Технологии химической очистки дымовых газов…………………...25 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ……………………………………………………………....28 2.1. Природно-географическая характеристика объекта исследования........28 2.2. Оценка существующего состояния компонентов окружающей среды в районе расположения объекта…………………………………………..........31 2.3. Методы исследования…………………………………………………….34 2.4. Оценка воздействия объекта исследования на окружающую среду………………………………………………………………………........36 ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СНИЖЕНИЮ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ…...………………………...44 3.1. Обоснование экологической безопасности проекта………………........44 3.2. Предложения по совершенствованию природоохранной деятельности и защите окружающей среды…..……………………………………………….47 3.3. Социально-экономическая составляющая предложенных мероприятий………………………………………………………………........49 3.3.1 Эксплуатационные затраты новой котельной……………….............49 3.3.2 Экономическое и экологическое обоснование проекта…….............52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….57 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………59 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….63 ВВЕДЕНИЕ Актуальность проблемы ухудшения состояния окружающей среды на сегодняшний день становится все больше и больше из-за антропогенной деятельности человека. Воздействие человека на природу нарушает приобретенную в процессе эволюции замечательную способность к саморегулированию. Видимые искусственные изменения в природной среде часто приводят к коренным изменениям связей в экосистемах и прогрессирующему разрушению биосферы. Стратегические задачи, которые сегодня стоят перед Россией в области охраны окружающей среды, заключаются в улучшении жизни и здоровья людей путём: снижения влияния вредных факторов на окружающую среду; защите и улучшении функционировании экосистем; сокращении уязвимости людей перед экологическими рисками, такими, как стихийные бедствия, погодные колебания, изменение климата [4]. В современных условиях, отличительной чертой загрязнения окружающей среды является его ярко выраженная многокомпонентность, а негативное влияние на человека происходит при комплексном комбинированном воздействии химических, физических и биологических факторов. Одним из таких факторов, которые неблагоприятно влияют на здоровье людей, является загрязнение воздуха, которое обусловлено выбросами от стационарных и передвижных источников, а также в результате трансграничного переноса воздушных масс. Все более острыми по мере исторического развития общества становятся проблемы загрязнения окружающей среды, т.к. стремительно увеличивается влияние на природу, в связи с научно-техническим прогрессом. Состояние окружающей среды значительно не изменится от небольшого количества выбросов загрязнений в окружающую среду, так как она имеет способность самоочищаться, но проблема состоит в том, что, как правило, количество загрязнений очень велико и окружающая среда не может справиться с их обезвреживанием. Так и предприятие по изготовлению ковровых изделий ООО «Белка», располагающееся в г.Дмитров, оказывает негативное воздействие на окружающую среду в города. Основным видом деятельности ООО «Белка» является производство и реализация ковров и ковровых изделий. Предприятие выпускает самый большой объем 8-цветных двухполотенных жаккардовых ковров среди предприятий отрасли стран СНГ. Значительную долю в производстве занимают прутковые ковры, которые являются самыми долговечными и надежными в эксплуатации. Большой объем продукции составляют синтетические прошивные ковровые покрытия. Для обеспечения защиты окружающей среды от промышленных предприятий, необходимо проводить природоохранные мероприятия. Поэтому тема выпускной квалификационной работы: «Разработка мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду предприятия ООО «Белка» является актуальной. Целью данной выпускной квалификационной работы является уменьшение негативного воздействия ООО «Белка» на окружающую природную среду. Для достижения цели, поставлены следующие задачи: Определить воздействие сточных вод предприятия на окружающую среду. Определить степень воздействия отходов, образующихся на предприятии, на окружающую среду. Определить воздействие выбросов от котельных предприятия на окружающую среду. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ 1.1 Обоснование необходимости рационального природопользования Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономное использование природных ресурсов и условий, более эффективный порядок их воспроизводства с учетом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей [4]. Цель рационального природопользования - достижение оптимальных пропорций, в масштабах общего использования, охраны, воспроизводства природных ресурсов. Рациональное природопользование требует усовершенствованные технологии производства, всего цикла использования природных ресурсов, для более полного извлечения полезной части ресурса, уменьшения отходов, развития производств с замкнутыми циклами, внедрения вторичного применения сырья и отходов, очистки промышленных выбросов и изучения новейших форм энергии. Рациональное природопользование преследует двоякую цель: обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха; иметь возможность обеспечивать непрерывный урожай полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления [6]. Экологически сбалансированное природопользование возможно только при применении «экосистемного подхода, учитывающего все виды взаимосвязей и взаимовлияний между средами, экоценозами и человеком». Нерациональное природопользование, в конечном итоге, приводит нас к экологическому кризису, а экологически сбалансированное природопользование помогает выйти из него. Предприятия, которые загрязняют окружающую среду, много десятилетий причиняли большой вред окружающей среде. Скорее всего, с их вредным воздействием придётся считаться и в будущем. Дальнейшее увеличение населения и промышленного производства однозначно приводит к увеличению опасности загрязнения. Существуют 3 основных источника образования газообразных загрязнений: сжигание горючих материалов, промышленные производственные процессы природные источники. Предприятия легкой промышленности на территории России располагаются в большом количестве, с этим и связано загрязнение атмосферы и окружающей среды разными видами отходов от производства и переработки текстильных, нетканых и полотняных материалов [5]. Продолжающийся рост объемов накопления отходов ведет к экологической дестабилизации и представляет серьезную угрозу здоровью населения. Образуется около 800 видов отходов с большим спектром физико-химических свойств, в том числе опасных. На хранение и захоронение удаляется основная часть отходов [5]. На конец 2016 г. объем накопившихся отходов составил 743,7 млн.т, в том числе около 22,9 млн. т токсичных, из них 1-3 классов опасности - 247,5 тыс. т. Более 96% накопленных отходов - отходы производства калийных удобрений. Проблема их использования требует специальных решений и, в первую очередь, на основе внедрения технологий по складированию галитовых отходов в выработанном пространстве [5]. Обычные бытовые отходы (твердые бытовые отходы - ТБО) и отходы промышленных производств (промышленные отходы) в больших объемах относятся к проблемным отходам. Несмотря на спад производства, остается высоким уровень загрязнения окружающей среды. Именно поэтому стратегической целью государственной экологической политики в соответствии с Экологической стратегией развития России до 2030 года становится решение социально-экономических задач, которые обеспечат экологически ориентированный рост экономики, сохранят благоприятную окружающую среду и обеспечат экологическую безопасность. При этом задачами первоочередной важности, направленными на достижения данной цели являются формирование эффективной системы управления экологической безопасностью и совершенствование нормативно-правового обеспечения в этой области. В России за последние три года значительно изменились подходы к сохранению качества окружающей среды, здоровья населения и обеспечению экологической безопасности [10]. Введено в действие новое экологическое законодательство, ведется разработка подзаконных нормативно-правовых актов, которые соответствуют новым природоохранным требованиям, так же вводятся современные механизмы управления состоянием окружающей среды, среди которых: оценка экологических рисков при обосновании принятия управленческих решений, ужесточение ответственности за несоблюдение природоохранного законодательства, экологическое нормирование на основе технологических нормативов при условии обеспечения приемлемого риска для окружающей среды и здоровья населения, взимание платы за негативное воздействие на окружающую среду с учётом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий, внедрение единой автоматизированной государственной системы экологического мониторинга [10]. Причем, в государственном фонде результатов измерений единого экологического мониторинга должны сохраняться как данные со стационарных и передвижных постов экологического мониторинга атмосферного воздуха, так и результаты измерения массовых выбросов промышленных предприятий, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду. 1.2. Нормативно-правовая база природоохранной деятельности В последнее время в РФ формируется экологическое законодательство по таким процедурам, как экологическая экспертиза, экологический аудит и сертификация. Одной из процедур управления состоянием окружающей среды является мониторинг окружающей среды. Место мониторинга в этой системе заключается в интеграции представлений о наблюдении за состоянием окружающей среды обобщении этой информации и разработке прогноза. Организация исполнительно-распорядительной деятельности компетентных государственных органов по осуществлению экологического законодательства, разработка и проведение в жизнь государственной экологической политики, является государственным управлением в области природопользования и охраны окружающей среды. Система государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды установлена Конституцией РФ, которая в ряде статей фиксирует разносторонние положения организации и функционирования экологического управления. В первую очередь, закрепленное в Конституции РФ федеральное устройство государства определяет два уровня государственного управления - федеральный и субъектов Федерации (субъектный). На данных уровнях имеются правительственные и другие административные структуры по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, которые должны действовать по принципам субординации, в духе сотрудничества, на основе целесообразного распределения административных полномочий и функций. На федеральном уровне созданы и функционируют министерства и ведомства, которые наделены экологической компетенцией. На уровне субъектов Федерации действуют соответствующие административные образования, которые иногда именуются территориальными органами федеральных министерств и ведомств. В свою очередь, в качестве структур территориальных органов могут создаваться местные субрегиональные и межрегиональные подразделения. В совокупности все это образует единую систему экологического управления. Однако следует помнить, что образуемые органами местного самоуправления административные структуры природоохранительного назначения не входят в систему органов государственного экологического управления (ст. 12 Конституции РФ). Принцип взаимодействия государственных органов экологического управления закреплен в Постановлении Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. "О специально уполномоченных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды" (Заменено Постановлением Правительства от 30.12.98 № 1594). Особенной чертой государственного экологического управления, получившей отражение в законодательстве и административной практике, является такое построение управленческих структур, при котором подразделения, выполняющие функции регулирования природопользования и контроля за соблюдением экологических требований, являются относительно независимыми от подразделений, отвечающих за коммерческую, производственную эксплуатацию природных ресурсов и инвестиционную деятельность. В настоящее время систему органов экологического управления образуют федеральные министерства и ведомства и их территориальные организации, образованные в соответствии с Указами Президента от 14 августа 1996 года №1177 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", от 17 марта 1997 года №249 "О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти", от 9 июля 1997 года №710 "0 признании утратившими силу некоторых указов Президента Российской Федерации и внесении изменений в структуру федеральных органов исполнительной власти, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177. Наконец, 17 мая 2000 г. в соответствии с указом Президента РФ Комитет по охране окружающей среды был ликвидирован и его функции переданы Министерству природных ресурсов РФ [9]. Для каждого из министерств и ведомств утверждены Положения, которые подробно определяют их статус, полномочия и функции. Таким образом, в Российской Федерации функционирует на федеральном уровне довольно сложная система государственного экологического управления, которая охватывает практически все стороны регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Она в определенной степени включает и систему территориальных органов, действующих в субъектах Федерации. Но в то же время субъекты Федерации имеют право и многие из них фактически создали органы по регулированию природопользования и охране ОС, подчиненные непосредственно правительствам (администрациям) субъектов Федерации и не входящие в систему федеральных органов. Структура федеральных и региональных органов власти предопределяет структуру экологического мониторинга, который осуществляется на общегосударственном, федеральном уровне, в частном случае это может быть бассейновый уровень, на уровне субъекта федерации и на локальном уровне (орган местного самоуправления, чаще всего город, крупное предприятие, объект природной среды) Мониторинг окружающей природной среды представляет собой систему мер по непрерывному наблюдению за состоянием природной среды и оценке ее возможных изменений под влиянием человеческой деятельности. Мониторинг - это физический, преимущественно инструментальный контроль за человеческими воздействиями на природу. Постановлением Правительства РФ "О создании Единой государственной системы мониторинга окружающей среды" от 24 ноября 1993 г. общее руководство деятельностью этой системы возложено на Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ. Этим же постановлением утверждено распределение функций между центральными органами федеральной исполнительной власти, принимающими участие в этой Единой системе. В настоящее время эти функции осуществляет Министерство природных ресурсов, осуществляющее также мониторинг лесов, мониторинг геологических процессов [22]. Помимо МПР России, в ней участвуют: Росгидромет (ведет комплексный фоновый и космический мониторинг состояния природной среды, координирует подсистемы фонового мониторинга, обеспечивает государственный фонд данных о загрязнении окружающей природной среды), Роскомзем (ведет мониторинг земель), Роскомрыболовство (ведет мониторинг рыб, других водных животных и растений), Роскомвод (ведет мониторинг водной среды в местах водозабора и сброса сточных вод), Роскартография (осуществляет картографическое обеспечение мониторинга), Госгортехнадзор (координирует подсистемы мониторинга геологической среды, эксплуатируемой добывающими отраслями промышленности), Госкомсанэпиднадзор России (ведет мониторинг воздействия факторов среды обитания на состояние здоровья населения), Минобороны России (осуществляет мониторинг военных воздействий на природную среду), Госкомсевер России (организует мониторинг в районах Арктики и Крайнего Севера), Комитет по проведению подводных работ особого назначения (проводит мониторинг подводных источников воздействия на природную среду). Мониторинг окружающей среды в своих сферах деятельности осуществляют также: Минсельхозпрод России, Минатом, Минтопэнерго, Роскоммаш, Госкомоборонпром, Роскомнефтепром, Роскомметаллургия [22]. В соответствии с 219-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду подразделяются на четыре категории: I категория. Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий. Для таких объектов должны быть разработаны нормативы допустимых выбросов и технологические нормативы, т.е. нормативы выбросов, устанавливаемые с применением технологических показателей (из расчета на единицу времени или единицу производимой продукции). Кроме того, обязательным условием для таких объектов является получение комплексного экологического разрешения, в которое входит согласованная программа производственного экологического контроля. При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и технологических нормативов для объектов I категории дополнительно разрабатывается программа повышения экологической эффективности. II категория. Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду. Для данных объектов необходим расчет нормативов допустимых выбросов и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду, которая также должна содержать информацию о программе производственного экологического контроля. В случае невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов для предприятий II категории должен быть разработан план мероприятий по охране окружающей среды. III категория. Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду. IV категория. Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду. Предприятие ООО «Белка» относится к III категории негативного воздействия на окружающую среду [20]. 1.3. Основные направления использования новых технологий по охране окружающей среды Экология в современном обществе имеет огромное значение. К сожалению, за последний век она значительно ухудшилась: сказалось наступление научно-технической революции и стремительное развитие технологий без особой заботы о состоянии окружающей среды. Восстановление и поддержка экологии (а также исчерпаемость привычных ресурсов) стали причиной возникновения, в первую очередь, восполняемой энергетики — использования таких ресурсов как солнечная энергия, ветер, волны, вода и тепловая энергия Земли для питания тепловых и электростанций. Однако на таких альтернативных источниках в современной России могут работать лишь отдельные частные предприятия. Всем остальным производители предлагают использование экологического топлива в котельных [9]. 1.3.1 Механические методы очистки выбросов в атмосферный воздух Механические методы основаны на использовании сил тяжести (гравитации), сил инерции, центробежных сил, принципов сепарации, диффузии, захвата. К этой группе методов относятся: инерционное пылеулавливание, мокрое пылеулавливание, фильтрация [18]. На предприятии по производству ковровых изделий используются инерционное пылеулавливание, мокрое пылеулавливание. Инерционное пылеулавливание. Принцип действия заключается в следующем, при увеличении скорости движения запыленного газа (скорость запыленного газа на входе в аппарат составляет 5-15 м/с) на частицы пыли одновременно действуют силы тяжести и инерционные силы. Если резко изменить направление движения газа, то частицы пыли будут продолжать свое движение по инерции, что приведет к выделению пыли из газового потока. Изменение направления движения газа достигается с помощью перегородки. При этом частицы пыли по инерции направляются вниз, а очищенный газ выводится сверху. Для запыленного газового потока с размерами частиц 25-30 мкм степень очистки достигает 65 - 80%. Такие аппараты находят применение в металлургической промышленности для первичной очистки газовых потоков от пыли. Преимущество – простота конструкции, небольшие размеры; недостатки - затраты энергии на вращение и большой износ частей аппарата пылью [21]. Мокрое пылеулавливание. Он состоит из цилиндрической камеры, имеющей в нижней части бункер конической формы для осаждения шлама. Внутри камеры расположены конус-рассекатель и цилиндрический отражатель. Конус-рассекатель и отражатель имеют на концах плавные переходы к поверхности воды. В результате обеспечивается плавное соприкосновение запыленного потока с водной поверхностью под определенным углом. Цилиндрический отражатель соединен с диффузором. Конус-рассекатель крепится к корпусу камеры с помощью лапок. В верхней части корпуса для удаления обеспыленого воздуха из пылеуловителя устанавливаются патрубки, воздух проходит через каплеуловитель. Для удаления накопившегося шлама служит патрубок. Мокрые пылеуловители имеют ряд достоинств и недостатков в сравнении с аппаратами других типов. Достоинства: небольшая стоимость и более высокая эффективность улавливания взвешенных частиц; возможность использования для очистки газов от частиц размером до 0,1 мкм; возможность очистки газа при высокой температуре и повышенной влажности, а также при опасности возгораний и взрывов очищенных газов и уловленной пыли; возможность наряду с пылью одновременно улавливать парообразные и газообразные компоненты. Недостатки: выделение уловленной пыли в виде шлама(смесь грязи с водой), что) требует дополнительной очистки, т.е. пылеулавливание более затратным; при охлаждении газов до температуры, близкой к точке росы, пыль может оседать на дымососах, газопроводах, системе вентиляции и вызывать их засорение; при очистке агрессивных газов аппаратура и коммуникации могут подвергаться коррозии. 1.3.2 Физико-химические методы очистки выбросов в атмосферный воздух Физико-химические методы основаны на физико-химических взаимодействиях загрязнителей с очищающими агентами.К таким методам относятся: абсорбция, хемосорбция, адсорбция, каталитический метод, термический метод. На предприятии по производству текстиля применяются метод абсорбции и каталитический метод [18]. Абсорбционные методы характеризуются непрерывностью и универсальностью процесса, экономичностью и возможностью извлечения больших количеств примесей из газов. Недостаток этого метода в том, что насадочные скрубберы, барботажные и даже пенные аппараты обеспечивают достаточно высокую степень извлечения вредных примесей (до ПДК) и полную регенерацию поглотителей только при большом числе ступеней очистки. Поэтому технологические схемы мокрой очистки, как правило, сложны, многоступенчаты и очистные реакторы (особенно скрубберы) имеют большие объемы [18]. Адсорбционные методы применяют для различных технологических целей - разделение парогазовых смесей на компоненты с выделением фракций, осушка газов и для санитарной очистки газовых выхлопов. В последнее время адсорбционные методы выходят на первый план как надежное средство защиты атмосферы от токсичных газообразных веществ, обеспечивающее возможность концентрирования и утилизации этих веществ. Адсорбционные методы основаны на избирательном извлечении из парогазовой смеси определенных компонентов при помощи адсорбентов - твердых высокопористых материалов, обладающих развитой удельной поверхностью Sуд (Sуд - отношение поверхности к массе, м2/г). Промышленные адсорбенты, чаще всего применяемые в газоочистке, - это активированный уголь, силикагель, алюмогель, природные и синтетические цеолиты (молекулярные сита). Основные требования к промышленным сорбентам - высокая поглотительная способность, избирательность действия (селективность), термическая устойчивость, длительная служба без изменения структуры и свойств поверхности, возможность легкой регенерации. Чаще всего для санитарной очистки газов применяют активный уголь благодаря его высокой поглотительной способности и легкости регенерации. Адсорбцию газовых примесей обычно ведут в полочных реакторах периодического действия без теплообменных устройств; адсорбент расположен на полках реактора. Когда необходим теплообмен (например, требуется получить при регенерации десорбат в концентрированном виде), используют адсорберы с встроенными теплообменными элементами или выполняют реактор в виде трубчатых теплообменников; адсорбент засыпан в трубки, а в межтрубном пространстве циркулирует теплоноситель. Наиболее перспективны непрерывные циклические процессы адсорбционной очистки газов в реакторах с движущимся или взвешенным слоем адсорбента, которые характеризуются высокими скоростями газового потока (на порядок выше, чем в периодических реакторах), высокой производительностью по газу и интенсивностью работы. Общие достоинства адсорбционных методов очистки газов: глубокая очистка газов от токсичных примесей; сравнительная легкость регенерации этих примесей с превращением их в товарный продукт или возвратом в производство; таким образом осуществляется принцип безотходной технологии. Адсорбционный метод особенно рационален для удаления токсических примесей (органических соединений, паров ртути и др.), содержащихся в малых концентрациях, т.е. как завершающий этап санитарной очистки отходящих газов. Недостатки большинства адсорбционных установок - периодичность процесса и связанная с этим малая интенсивность реакторов, высокая стоимость периодической регенерации адсорбентов. Применение непрерывных способов очистки в движущемся и кипящем слое адсорбента частично устраняет эти недостатки, но требует высокопрочных промышленных сорбентов, разработка которых для большинства процессов еще не завершена. Каталитические методы очистки газов основаны на реакциях в присутствии твердых катализаторов, т.е. на закономерностях гетерогенного катализа. В результате каталитических реакций примеси, находящиеся в газе, превращаются в другие соединения, т.е. в отличие от рассмотренных методов примеси не извлекаются из газа, а трансформируются в безвредные соединения, присутствий: которых допустимо в выхлопном газе, либо в соединения, легко удаляемые из газового потока. Если образовавшиеся вещества подлежат удалению, то требуются дополнительные операции (например, извлечение жидкими или твердыми сорбентами) [18]. Каталитические методы получают все большее распространение благодаря глубокой очистке газов от токсичных примесей (до 99,9%) при сравнительно невысоких температурах и обычном давлении, а также при весьма малых начальных концентрациях примесей. Каталитические методы позволяют утилизировать реакционную теплоту, т.е. создавать энерготехнологические системы. Установки каталитической очистки просты в эксплуатации и малогабаритны. Недостаток многих процессов каталитической очистки - образование новых веществ, которые подлежат удалению из газа другими методами (абсорбция, адсорбция), что усложняет установку и снижает общий экономический эффект. 1.3.3 Методы очистки сбросов в водные объекты К сточным водам предприятий по изготовлению ковровых изделий применимы методы механической, химической и биохимической очистки; каждый из них обеспечивает различный санитарный эффект. В зависимости от местных условий первые два метода могут применяться как для предварительной, так и для окончательной очистки сточных вод. Механическая очистка сточных вод путем отстаивания в течение 2 ч приводит к снижению содержания взвешенных веществ на 40 - 50%; снижение БПК при этом не превышает 810%, снижение цветности 15 - 20% [7]. Химической обработкой сточных вод достигается выделение 90 - 95% взвешенных веществ; БПК при этом снижается ка 20 - 50%, а цветность до 50% и более [2]. В качестве коагулянтов применяются сернокислый алюминий, сульфат железа, известь, хлорное железо и хлорная известь; в последнее время делаются попытки применить полиакриламид, однако надежные данные, характеризующие эффективность этого коагулянта, еще не получены. Дозы коагулянтов, зависящие от их вида, концентрации жидкости и ее активной реакции, колеблются от 500 до 5000 мг/л. Выбор наиболее эффективного коагулянта и его дозы во всех случаях проектирования химической очистки следует производить на основе экспериментальных данных. Большой расход реагентов и большое количество образующихся осадков ограничивают применение методов химической очистки. Она применяется при обработке отдельных концентрированных стоков (например, стоков красильных или отбельных отделений), при спуске производственных сточных вод в маломощные канализации или при выделении из сточных вод ценных и ядовитых примесей; химическая очистка общих стоков, как правило, нецелесообразна. Полная очистка сточных вод достигается биохимическими методами. Однако непосредственная биохимическая очистка одних производственных сточных вод в большинстве случаев затрудняется их высокой гидратной щелочностью и недостатком биогенных элементов. Поэтому биологической очистке, как правило, должна предшествовать предварительная механическая или химическая обработка стоков [2]. Из сточных вод предварительно должно быть выделено волокно, способное засорять канализационные сети и сооружения, а также должны быть извлечены ценные компоненты (шерстный жир из шерстомойный сточных вод, хром и медь из вод пропитки брезентов). Большие неравномерности физико-химического состава некоторых сточных вод могут потребовать усреднения их состава до очистки. Надежным и проверенным методом является совместная биохимическая очистка производственных и бытовых сточных вод на очистных сооружениях городских канализаций. В этих случаях прием сточных вод предприятий текстильной промышленности в городские канализации производится с учетом ряда требований, обеспечивающих нормальный ход биохимических процессов. Особо важное значение имеет присутствие в водах текстильной промышленности синтетических поверхностноактивных веществ. При концентрации их в очищаемой смеси свыше 10 мг/л (ОПЮ; сульфанол НП1), свыше 20 мг/л (алкилбензолсульфонат; алкилтолуолсульфонат); свыше 100 мг/л биохимические процессы в искусственных окислителях резко замедляются, даже в случаях снижения нагрузки на сооружения. Поэтому допускать более высокие концентрации детергентов при биологической очистке сточных вод нецелесообразно. Нельзя не учитывать также влияния детергентов на скорость и полноту процесса сбраживания осадков. Имеющиеся данные показывают, что при количестве детергентов свыше 1% от веса сухого вещества осадка процесс сбраживания практически не идет. Действующими в настоящее время нормами допускается их присутствие в количестве 100 мг на 1 л осадка. Снижения высокой концентрации органических веществ в шерстомойных сточных водах можно достигнуть путем анаэробного их сбраживания. В процессе сбраживания за время до 25 суток достигается снижение БПК сточных вод на 90 - 95%. Сбраживание может производиться по одно и двухступенчатой схеме. Природной ступени метантенков начальная концентрация обрабатываемой сточной жидкости может достигать 15 г/л (по БПКП]. Продолжительность сбраживания велика и составляет до 25 суток. Эффект снижения концентрации при этом достигает 93%. Более полно и быстро протекает процесс при двух ступенях метантенков. Начальная концентрация стоков в этом случае может быть повышена до 20 г/л; продолжительность же сбраживания уменьшается до 10 - 20 суток. БПК поли выходящей из метантенков сточной жидкости в обоих случаях колеблется от 1100 до 1200 мг/л, т.е. практически одинакова. Обработанные таким образом сточные воды могут доочищаться в аэротенках. Большие трудности представляет обесцвечивание сточных вод предприятий текстильной промышленности. Так, например, при очистке сточных вод сернистого крашения совместно с 25 - 50% бытовых сточных вод на биологических фильтрах достигается снижение окисляемости и БПК сточных вод на 65 - 90%; происходит и некоторое снижение интенсивности окраски жидкости, однако цветность в значительной степени сохраняется. Увеличение количества красильных сточных вод в очищаемой смеси приводит к неудовлетворительному снижению окраски очищенной жидкости, причем окраска фильтрата почти не отличается от цвета исходной воды. Эффективность обесцвечивания значительно повышается в тех случаях, когда бытовые сточные воды составляют более 50 - 75% и когда применяются двухступенчатые биофильтры или аэротенки [3]. 1.4. Зарубежный опыт по снижению негативного воздействия на природные объекты В большинстве развитых стран основным загрязнителем воздуха техногенными оксидами азота является транспорт. Опыт США и Японии показал, что совершенствование автомобильных двигателей и использование каталитических нейтрализаторов позволяет уменьшить долю выбросов NOx транспортом до 45- 50 % [17]. В Германии долю теплоэнергетики в валовом выбросе NOx удалось снизить на 68 % за счет внедрения топочных мероприятий и использованы в азотоочистных установок на ТЭС. В итоге доля ТЭС в общем объеме выбросов NOx упала с 24,6 до 11,5 % [17]. Современные методы снижения выбросов NO, за счет совершенствования автомобильных двигателей и использования каталитических нейтрализаторов достаточно подробно представлены в монографии. Современные способы снижения выброса NOx, применяемые на ТЭС, включают: специальные технологии сжигания, основанные на снижении температуры в топке и ступенчатой подаче воздуха и топлива, а также сжигании топлива в кипящем слое и др.; технологии химической очистки дымовых г....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: