VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016401
Тема: Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ  
НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. Н.И. ЛОБАЧЕВСКОГО»

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
КАФЕДРА ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


 ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
 НА ТЕМУ:
 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА
                         
				
ДОПУЩЕНО К ЗАЩИТЕ:	
Зав. кафедрой правового обеспечения экономической и инновационной деятельности
доктор экономических наук, профессор
_____________ Ю.О. Плехова
                                                            
ВЫПОЛНИЛА:
Студентка группы 35160-П
по специальности СПО 40.02.01
Право и организация социального обеспечения
Чибирева Екатерина Романовна
Подпись _____________


НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
Доцент кафедры правового обеспечения экономической и инновационной деятельности,  кандидат юридических наук
Савкина Марина Анатольевна
Подпись _____________


РЕЦЕНЗЕНТ:
Директор Адвокатского бюро « Сухих и Партнёры »  
Сухих Алексей Геннадьевич
Подпись _____________


Н.Новгород, 2018 г.
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА
1.1. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения
1.2. Функции и система права социального обеспечения
1.3. Принципы права социального обеспечения
ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.1. Понятие и общая характеристика источников права социального обеспечения
2.2. Классификация источников права социального обеспечения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
















ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность исследования: Российское государство считается социальным, оно вызвано гарантировать достойную жизнь и свободное развитие общества. Однако, на сегодняшний день до сих пор еще многие не без основания считают, что эта норма только декларирована, однако не осуществляется на практике, в отличие от наших европейских соседей, где сформирована и эффективно функционирует отрасль права социального обеспечения.
     Причина этому является следующая: наше правительство и право прошли свой, особенный путь и на рубеже ХХ и ХХI веков снова оказались на перекрестке дорог истории. Вроде бы в конце 90-х начале 2000-х годов была сформирована концепция законодательства, однако на сегодняшний день она, согласно мнению большинства специалистов, продемонстрировала свою несостоятельность и малоэффективность. Для того чтобы понять причины случившегося, необходимо рассмотреть общую характеристику права социального обеспечения как самостоятельной отрасли российского права.
     Ввиду вышеизложенного, тема дипломного исследования является достаточно актуальной.
     Основываясь на законодательство, правительство в лице разных специализированных государственных органов охраняет труд, здоровье людей, определяет гарантированный минимальный размер оплаты труда, гарантирует государственную помощь семье, материнства, отцовства и детства, нетрудоспособных и граждан пожилого возраста. Кроме того внутри нашей страны регулярно развивается система социальных служб, формируются пенсии, пособия и другие обязательства социальной защиты.
     С каждым годом в стране увеличивается количество граждан пенсионного возраста, инвалидов, государственных служащих, военнослужащих, матерей и опекунов детей, которым правительство должно оказывать помощь.
     Право социального обеспечения считается достаточно молодой, но все же самостоятельной отраслью российского законодательства, для этого ее необходимо отграничивать от таких смежных отраслей как, трудовое, финансовое, административное и гражданское право.
     Объект исследования – общественные отношения, образующиеся в сфере социального обеспечения, которые следует регулировать, и в которых всегда из одной из сторон считается государство в лице муниципальных организаций либо органов, а с другой стороны считаются граждане, имеющие необходимость в социальном обеспечении.
     Предмет исследования – нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов, осуществляющих социальное обеспечение граждан, а также система российского права и право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права.
     Цель исследования – определение права социального обеспечения как самостоятельной отрасли российского права.
     Задачи исследования:
     - понятие права социального обеспечения;
     - выявление предмета и метода права социального обеспечения;
     - изучение функции и системы права социального обеспечения;
     - рассмотрение основных принципов права социального обеспечения;
     - рассмотрение понятия и классификации источников права социального обеспечения.
     Нормативно-правовую основу исследования составили международно-правовые акты, Конституция Российской Федерации.
     Теоретическая основа исследования составляют положения, концепции, выводы, содержащиеся в трудах известных мыслителей прошлого, современных российских и зарубежных ученых в области теории государства и права, политико-правовых связей и отношений личности и государства (Андреев В.С., Бочарова О.В., Постовалова Т.А., Мачульская Е.Е., Рогачев Д.И., Захаров М.Л., Тучкова Э.Г., и других).
     В качестве методологической основой исследования мы использовали общенаучные методы, которые предполагают исследование всех явлений и действий в их развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также нами были использованы специальные методы. Также в частности применялись методы диалектического материализма, системного анализа, анализа и синтеза, логический, исторический, сравнительно-правовой метод.
     Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя семь параграфов, заключения и библиографического списка.





















ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК ОТРАСЛИ РОССИЙСКОГО ПРАВА

1.1. Понятие, предмет и метод права социального обеспечения

     Российская Федерация – социальное государство, политика которого ориентирована на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека. В России охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, гарантируется государственная поддержка семьи, материнства, инвалидов и граждан пожилого возраста, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и другие гарантии социальной защиты.
     В праве социального обеспечения в общем виде отображены целевые установки и задачи, с решением которых связывается обеспечение достойными условиями жизни всех членов общества и создание, равных и справедливых возможностей для развития каждой конкретной личности. Достижение поставленных целей составляет содержание социальной функции государства, реализуемой в рамках его социальной политики на основе нормативного и организационного механизмов.
     Социальная политика, нацеленная на реализацию конституционных установок по обеспечению достойной жизни и свободного развития человека и общества, считается достаточно широкой категорией. Значимым системообразующим ее компонентом считается социальное обеспечение, представляющее собой систематический государственный, правовой и общественный институт, выступающий в качестве формы распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей, имеющих необходимость в этом членов общества. Общественные отношения, возникающие в связи с предоставлением указанных материальных благ, составляют предмет отрасли права социального обеспечения.
     Право социального обеспечения как отрасль права – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются с соответствующей группой населения и уполномоченными государством органами по поводу обеспечения этих граждан и их семей разными видами социального обеспечения1. 
     До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, административного права. Впервые мысль о том, что право социального обеспечения следует рассматривать как самостоятельную отрасль, высказал В.С. Андреев на Симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1996 году2. Заслуженного деятеля науки профессора В.С. Андреева по праву считают основателем советского права социального обеспечения. Он же разработал учение о предмете и методе данной правовой отрасли, обосновал  систему ее норм, определил принципы социального обеспечения.
     Право социального обеспечения как образование системы российского права предполагает собою комплексную отрасль. Появление и формирование комплексных отраслей обуславливается потребностью правового регулирования общественных отношений, сочетающих в себе публично-правовые и частноправовые начала. Основным характерным признаком комплексной отрасли права считается включение в ее систему норм, имеющих отношение первоначально к другим отраслям.
     Право социального обеспечения образовывается за счет системной интеграции:
     - норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере);
     - норм трудового права (в части определения трудового стажа и иных, сопряженных с трудовыми отношениями, причин социального обеспечения);
     - норм административного права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения);
     - норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и иных договоров, предметом которых считается предоставление услуг по социальному обеспечению);
     - финансового права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению);
     - норм, не вступающих в какие-либо иные отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).
     Проблема предмета правового регулирования как основания классификации норм права по отраслям была актуализирована в Российской Федерации в 1930-х годах, когда появилась потребность в построении системы права с новых экономических, политических и правовых позиций3. В процессе споров по поводу критериев классификации норм права по отраслям, определения количества отраслей, их наименования, разграничения, предмета регулирования было достигнуто согласие, что главным аспектом разделения отраслей права должен быть предмет правового регулирования, то есть вид регулируемых общественных отношений. Любая отрасль связывает такие правовые нормы, которые регулируют особый качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации4. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Основным фактором, обуславливающим различие одной отрасли права от другой, считается особенность общественных отношений, которые регулируются данными отраслями права. Подобные отношения отличаются друг от друга своим содержанием, определенными целями и задачами.
     Таким образом, предмет правового регулирования предполагает собою совокупность качественно однородных общественных отношений, которые регулируются нормами, принадлежащие к той или иной отрасли права.
     Определение предмета такой молодой, но самостоятельной отрасли как право социального обеспечения всегда было достаточно дискуссионной темой. Сущность проблемы в потребности теоретически аргументировать те критерии, в силу которых разнообразные общественные отношения, образующиеся в сфере социального обеспечения, имеют родовые признаки, позволяющие рассмотреть их в качестве единого объекта правового регулирования5. Целостности в суждениях ученых по вопросу классификационных критериев предмета права социального обеспечения не наблюдалось. В качестве критериев предмета, права социального обеспечения черты данных отношений: их распределительный и имущественный характер; особые субъекты; предоставление социального обеспечения за счет средств специальных источников; предоставление обеспечения с целью возмещения утраченного заработка и многое другое.
     В.С. Андреев к числу критериев относил следующее: 
     - субъектами данных взаимоотношений выступают, с одной стороны, государственное учреждение или общественная организация, с другой – гражданин; первый из них должен предоставить последнему обеспечение в установленных законом случаях без какой-либо встречной обязанности, бесплатно; 
     - обеспечение исполняется за счет общественных фондов потребления без каких-либо вычетов из зарплаты граждан; 
     - обеспечение предоставляется в особых случаях, когда лицо в силу нетрудоспособности не может работать и получать за труд, или в силу возраста еще не может трудиться либо уже достаточно трудился, государство дает ему возможность получать обеспечение из общественных фондов6.
     Признаки, отмеченные В.С. Андреевым в качестве критериев отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения, в основном не утратили своей актуальности и на современном этапе, но с учетом тех процессов, которые произошли в социально-экономической жизни государства в конце ХХ и начале ХХI веков, они могут быть конкретизированы следующим образом:
     1. Это общая экономическая сущность отмеченных отношений, так как они носят распределительный характер. Обеспечение материальными благами субъектов рассматриваемых отношений достигается перераспределением валового внутреннего продукта с целью выравнивания индивидуальных доходов людей и предотвращения их обнищания.
     2. Как подчеркивалось В.С. Андреевым, один из субъектов всегда считается государственный или иной уполномоченный либо допускаемый правительством орган, который должен или имеет право предоставить социальное обеспечение. Иным субъектом всегда считается гражданин, наделенный конкретным объемом правомочий. Круг подобных субъектов регулярно видоизменяется и не считается постоянным, так как система социального обеспечения – одна из наиболее активных социальных систем. В таком случае можно отметить и такие «классические» субъекты, как граждане пожилого возраста, нетрудоспособные, женщины-матери, семьи с детьми, безработные, граждане с доходом ниже прожиточного минимума в данном регионе, дети-инвалиды.
     3. Специфика объекта отношений – это всегда материальное благо, предоставляемое гражданину в порядке его социального обеспечения. Причем форма подобного блага может быть разной (в виде денежной выплаты; в виде социального обслуживания бесплатно или на льготных условиях; в виде льгот и многое другое). 
     4. Специфика жизненных факторов, признаваемых социально значимыми, с которыми связано появление, перемена и завершение отношений, вступающих в предмет права социального обеспечения. Список подобных факторов установлен посредством их законодательного закрепления, он закрытый и расширительному толкованию не подлежит. Данные факторы называются социальными рисками.
     5. Строгое законодательное нормирование предоставляемых населению видов социального обеспечения, которые не могут быть изменены субъектами отношений ни в сторону их ухудшения, ни в сторону улучшения, если они финансируются за счет бюджетных средств или внебюджетных фондов социального страхования7.
     Проанализируем, какие же непосредственно виды отношений регулируются правом социального обеспечения как отвечающие указанным выше признакам. Подобных отношений достаточно большое количество. Их разнообразие обусловлено тем, что в праве социального обеспечения не имеется общего отношения, в котором гражданин мог бы осуществить свои права сразу на несколько видов социального обеспечения либо даже на все8. С учетом многообразия отношений они могут быть систематизированы по их объекту на две группы: 
     1. Материальные отношения; 
     2. Процедурно-процессуальные, объективно необходимые с целью функционирования материальных отношений.
     Воспользовавшись методом научной абстракции, внутри каждой из отмеченных групп отношений можно продолжить классификацию. Таким образом, в зависимости от того, предоставляется социальное обеспечение в денежной или в натуральной форме, материальные отношения разделяются на отношения, образующиеся по поводу денежных выплат, и отношения, образующиеся в связи с предоставлением обществу социального обеспечения в натуральной форме.
     Определенный вид материального отношения постоянно обуславливается самим видом социального обеспечения: это отношения пенсионные, отношения по поводу: пособий, субсидий, компенсаций, страхового обеспечения пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, медпомощи и лечения, социального обслуживания, предоставления льгот по системе социального обеспечения. В тех случаях, когда видовой признак обеспечения носит комплексный характер, возникает основание для классификации отношений на подвиды9. Таким образом, к примеру, пенсионные отношения это научная абстракция, так как единого пенсионного отношения не существует. Оно постоянно разделяется на подвиды в зависимости от вида назначенной пенсии: пенсионное отношение в связи с пенсией по старости, пенсией за выслугу лет, пенсией по инвалидности, пенсии по случаю потери кормильца. Это действительно существующие отношения, субъектами которых считаются лица, достигшие пенсионного возраста; лица, имеющие специальный стаж работы в конкретных должностях, профессиях, с особенными критериями работы; граждане, признанные инвалидами; семья, потерявшая кормильца. Подобная классификация свойственна для отношений и по поводу пособий, субсидий, компенсаций. В действительно имеющемся отношении гражданин реализует право на определенный вид: пособия; субсидии; компенсации; медпомощи; социальной услуги; льготы.
     Процедурные и процессуальные отношения в зависимости от их объекта классифицируются на отношения по поводу:
     1. установления юридических фактов;
     2. осуществление прав на тот или другой вид социального обеспечения;
     3. защиты нарушенного права.
     Таким образом, предмет права социального обеспечения – это сложный комплекс общественных отношений как материального, так и процедурно-процессуального характера, образующихся в связи с разделением части валового внутреннего продукта посредством предоставления обществу разных социальных выплат, бесплатной или со скидкой медицинской и лекарственной помощи, социального обслуживания, а также льгот с целью поддержания их полноценного социального статуса.
     Метод правового регулирования наряду с предметом считается юридическим признаком самостоятельности отрасли права. В общей теории права под методом правового регулирования подразумевается комплекс приемов и способов, применяемых законодателем с целью эффективного регулирования конкретного комплекса общественных отношений. Данный комплекс включает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для этой отрасли права.
     На сегодняшний день в науке права социального обеспечения не выработано единого подхода к определению метода этой отрасли права. Е.Е. Мачульская определяет метод права социального обеспечения как «метод позитивного обязательства государственных органов и учреждений предоставить физическому лицу определенный вид социального обеспечения в случаях, определенных законодательством»10. С подобным подходом к категории «метод права социального обеспечения» нельзя согласиться: во-первых, обязательными субъектами в отношениях по социальному обеспечению могут выступать не только государственные органы и учреждения, но и специализированные государственные внебюджетные фонды, негосударственные пенсионные фонды и иные участники; во-вторых, социальное обеспечение предоставляется в случаях, установленных не только законодательством, но и договором11. Другие ученые определяют метод права социального обеспечения посредством комплекса отличительных признаков. Д.И. Рогачев акцентирует внимание на следующие отличительные свойства права социального обеспечения: «совокупность императивного и диспозитивного приемов и способов правового регулирования, при доминировании первого; сочетание централизованного регулирования с региональным, муниципальным и локальным; обусловленность появления, перемены и завершения правоотношений специфическими юридическими фактами; использование правовосстановительных, правоограничивающих, правопресекательных санкций»12.
     К основным признакам метода права социального обеспечения можно отнести следующие:
     1. Императивное регулирование отношений, один из субъектов которых выступает государственный орган или по его поручению другой компетентный орган, сочетающееся с коллективно-договорным регулированием отношений, возникающих на основе корпоративных соглашений;
     2. Совокупность централизованного регулирования с региональным и территориальным;
     3. Обусловленность появления, перемены и завершения правоотношений специфическими юридическими фактами;
     4. Относительная независимость субъектов по отношению друг к другу;
     5. Безусловный характер граждан как субъектов отношений и неприемлемость принятия решений на рассмотрение органом, обязанным предоставлять обеспечение;
     6. Административный и судебный порядок защиты нарушенных прав общества;
     7. Использование правовосстановительных и правоограничительных санкций. 
     Проблема метода правового регулирования общественных отношений в общей теории права – одна из дискуссионных, что предопределило ее дискуссионность и в праве социального обеспечения, о чем свидетельствует отсутствие единства взглядов среди ученых на данную проблему.
     Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была изучена В.С. Андреевым13. Он акцентировал свое внимание на три характерные особенности, которые раскрывают, по его мнению, особенности метода этой отрасли и отображающие особенность самого предмета регулирования.
     Во-первых, все вступающие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение должно правительство в лице его органов управления либо учреждения или по поручению государства профсоюзы и колхозы.
     Во-вторых, одним из субъектов подобных отношений выступает гражданин либо семья, а другим – органы государственной власти либо по поручению правительства РФ профсоюзы либо органы колхозов.
     В-третьих, с помощью данных отношений исполняется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениям, на медицинское обслуживание и лечение.
     В одной из последних своих работ В.С. Андреев14 отказывается от ранее применяемого им термина «алиментарный», обосновывая такой отказ тем, что этот термин подвергся критике со стороны ученых.
     Последующим исследованием проблемы метода права социального обеспечения занимался целый ряд авторов, однако анализ основных точек зрения, высказанных уже на современном этапе, хотя и свидетельствует о сближении позиции, но еще не позволяет констатировать, что найден единый подход к концептуальному обоснованию определения метода права социального обеспечения.
     Таким образом, право социального обеспечения самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет, метод, принципы и источники. Являясь сравнительно молодой отраслью право социального обеспечения находится в непрерывном развитии, кульминацией которого будет систематизация его норм. Предмет права социального обеспечения составляют материальные, процессуальные и процедурные общественные отношения, которые постоянно связаны с предоставлением обществу определенных социальных благ (денежные выплаты, медпомощь, льготы и многое другое). Для права социального обеспечения свойственно использование преимущественно императивного метода, что делает данную отрасль права публичной.

1.2. Функции и система права социального обеспечения
     
     В настоящее время в теории выделяют две концепции функции права: функции правового воздействия и функции правового регулирования. «Воздействие» - наиболее широкое понятие по сравнению с «регулированием». Регулирование считается разновидностью воздействия и подразумевает применение специальных средств15. При исследовании воздействия права акцент делается на содержательный компонент, а регулирования – на формальный компонент. Полагается, что функции правового регулирования дают возможность с огромной четкостью выявить специфические функции права социального обеспечения, которые отображают суть этой отрасли, границы предмета правового регулирования и набор правовых средств, объединяемых методом правового регулирования16.
     Из социального назначения права социального обеспечения вытекают его функции. Под социальным назначением отрасли подразумевается ее общественный характер, назначение и функции, определяющие порядок использования норм права социального обеспечения на практике. Под функциями права социального обеспечения следует понимать процесс распределения социальных благ и услуг лицам, имеющим необходимость в социальной защите. В рамках проводимого исследования будут рассмотрены функции, специфичные для права социального обеспечения и следующие из социального назначения данной отрасли, учитывая, что функции права социального обеспечения играет активную роль по отношению к предмету отрасли, а также создают его и влияют на структуру.
     В советской науке права социального обеспечения, а потом и в современных исследованиях практически всеми авторами называются такие функции права социального обеспечения, как экономическая, политическая, социальная, демографическая17. Несколько авторов дополняют данный список указанием на воспитательную18, информационную19 функции отрасли. Между тем приведенные функции считаются общеправовыми и выражаются в той или иной степени во всех материальных отраслях права. На наш взгляд, специфические отраслевые функции обязаны отображать не только индивидуальные интересы общества, получающих социальные блага, но и публичные интересы. В первом случае имеется в виду функция социальной защиты лиц в случаях, вызванных факторами потери заработка, нуждаемости посредством компенсации, минимизации материальных потерь, социально-значимых затрат в денежной, натуральной форме и в форме социальных льгот. Речь идет об обеспечении лиц пенсиями, пособиями, социальными услугами, предоставлении социальных льгот. Назовем данную функцию защитно-компенсационной. Во втором случае необходимо выделить функции социальной адаптации и реабилитации, которые гарантируют социальную интеграцию в общество указанных граждан. Другими словами, с помощью системы социально-обеспечительных мер необходимо приспособить, адаптировать общество к новым для них обстоятельствам жизнедеятельности, объединять, включить их в общественные процессы, определить на воспитание ребенка в приемную семью, сформировать инвалидам одинаковые с другими гражданами способности участия в общественной жизни и другие. Данная функция ориентирована на защиту от социального отторжения членов общества, имеющих необходимость в социальном обеспечении.
     Из вышесказанного необходимо акцентировать внимание на двух основных функциях права социального обеспечения:
     1. защитно-компенсационной;
     2. социально-адаптационной.
     Важно подчеркнуть взаимосвязь и взаимозависимость данных функций. Правительство обязано гарантировать оптимальный их баланс. В противном случае, достаточно вспомнить российскую историю «нищелюбия», излишнее поощрение нищенства, недостаток целенаправленной государственной политики может привести к печальным результатам.
     Вот несколько характерных примеров из мировой практики. Так, из наиболее светлых и даже впечатлительных побуждений английский король Георг III в 1809-1810 годах утвердил акт о незаконнорожденных. Затраты на содержание таких детей обязаны были нести отец и мать, а приход должен был оказывать материальную поддержку, если отец ребенка был не установлен. Однако процесс установления отцовства подобную вероятность почти исключал. В соответствии с названным выше актом, любая женщина еще до рождения ребенка имела возможность одной голословной клятвой добиваться заключения мужчины в тюрьму до тех пор, пока тот не обеспечит приход от затрат на ребенка, которого приписывают ему. В данной связи типичной стала ситуация, когда по указанию настоящего отца либо приходского чиновника женщина указывала на мужчину, который мог платить пособие на ребенка. Практически никаких подтверждений от женщины для доказательства отцовства не требовалось. Для мужчины это зачастую означало бегство из прихода либо полное разорение, так как размер выплат был существенным. Вот как о последствиях этих, в общем, гуманных актов писал английский ученый Т. Фауль: «Разврат сделался выгодным занятием, так как содержание, получаемое матерью двух либо трех незаконнорожденных детей от их отцов, давало ей возможность жить с большим комфортом, чем жили многие честные семьи … благодаря этой еженедельной пенсии, она считалась хорошей партией. Доход от продажи чести становился брачным приданным»20.
     В благополучной Швеции еще в 70-е годы, прошлого века перекосы в социальном обеспечении, «лишавшие дома старых и малых и их родителей», вызвали к жизни «Компанию в поддержку семьи». Проблема в том, что семьям, пользовавшимся услугами муниципальных детских садов, правительство субсидировало 70% затрат. Воспитывающие детей дома семьи данную субсидию не получали. При этом широкое развитие приобрела система интернатов для воспитания детей, домов престарелых, реабилитационных учреждений и других. Большое количество из них содержалось за счет бюджета с хорошими по европейским меркам условиям содержания21. В результате это поменяло само понятие «шведская семья». Если прежде в него вкладывали несколько фривольное содержание, то теперь это, как правило, семья, состоящая из мужа и жены среднего возраста, максимум с 1-2 детьми школьного возраста. Отсюда и требования части общества «вернуть в дома старых и малых и их родителей», сменив субсидии на содержание детей, инвалидов и граждан пожилого возраста в государственных и муниципальных учреждениях прямыми денежными выплатами семьям. На сегодняшний день стала общим местом констатация кризиса института семьи в Швеции и его связь с определенными аспектами социального обеспечения.
     Немало примеров такого рода затрагивают государственную помощь бедных в США, системы семейных пособий и предоставления социального жилья во Франции и другие22. В настоящее время в России примеры, как правило, противоположного характера, когда многие социальные выплаты не дают возможность сохранять даже биологическое существование. Это затрагивает, прежде всего, пенсии по старости большинства граждан, которые в среднем покрывают всего 26% утраченного заработка, что почти на одну треть меньше общепризнанного мирового стандарта в 40%.23 С учетом весьма невысокого уровня зарплат, размер пенсий многих граждан не покрывает даже размера коммунальных платежей.
     Перед страной на всех стадиях ее развития стояла и стоит проблема пределов уровня социального обеспечения. Чем больше уровень экономического и культурного развития граждан, тем шире круг социальных потребностей, подлежащих удовлетворению. Обеспечение достойного уровня существования означает удовлетворение не только биологических нужд, но и социальных. Однако при этом названное социальное обеспечение не обязано поощрять «иждивенчество» за счет общества. Целесообразно вспомнить о поощрении правительством до Октябрьской революции организации системы трудовой помощи.
     Взаимодействие рассматриваемых парных функций многогранно и циклично на разных исторических этапах. В первые годы советской власти, легализация всеобщей трудовой обязанности существенно деформировала компенсационную функцию социальной защиты населения. Вместе с тем весьма своеобразно принудительно обеспечивалась и социально-реабилитационная функция. На сегодняшний день процесс согласования данных функций не прекращается, и он представляется постоянным, так как на него воздействуют состояние экономики, государственная социальная политика и целый ряд иных факторов. Это отмечается и западными учеными, которые предлагают разные пути улучшения нынешних систем государственной помощи посредством стимулирования перехода «от пособий к трудовой деятельности», объявляют борьбу с так называемой культурой бедности, когда бедность становится образом жизни и «передается» из поколения в поколение. Таким образом, в многочисленных западных государствах, в частности и во Франции, ведется политика по социальной приспособленности общества посредством не только улучшения системы трудоустройства, но и оказания поддержки отдельным гражданам в их интеграции в трудовую деятельность на основе заключенных с ними контрактов социальной адаптации. Понятие «интеграции в активную жизнь», образовавшееся в Западной Европе, основывается на идее, в согласовании с которой демократическое общество не может допустить необязательности исполнения общей для всех системы правил общежития, перевоплощения трудоспособного члена общества в иждивенца.
     Связь компенсационной и реабилитационной функций свойственна не только для правовых режимов государственной социальной помощи и социального обслуживания, но и для обязательного социального страхования. Таким образом, в системе обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний часть средств обязана направляться на профессиональную реабилитацию пострадавших лиц. Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от продолжительности страхового стажа24. Более того размер пособия по временной нетрудоспособности ограничивается максимальными размерами. Установлены также ограничения по продолжительности выплаты названного пособия (не более чем за 75 календарных дней, лицу, заключившему срочный трудовой договор на срок до 6 месяцев). В соответствии с функционирующим пенсионным законодательством гражданину, исполняющему работу либо предустановленную законодательством деятельность, не менее чем в течении 12 месяцев со дня назначения страховой части трудовой пенсии по старости и по инвалидности либо со дня предыдущего перерасчета по его заявлению осуществляется перерасчет размера стразовой части пенсии. Таким образом, функционирующее социально-страховое законодательство стимулирует интенсивную трудовую деятельность общества.
     Компенсационная функция социальной защиты общества и функция социальной адаптации непосредственно связаны между собой, и их сбалансированное осуществление имеет принципиальное значение. Целостность и связь вышеуказанных функций определяет специфику, особый «колорит» отрас.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.