VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права, проблемы теоретического анализа

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W013822
Тема: Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права, проблемы теоретического анализа
Содержание







ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Тема: «Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права: проблемы теоретического анализа»































Содержание


Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Право социального обеспечения в системе российского права

    1.1 Социальное обеспечение в российском законодательстве: понятие и функции……………………………………………………………………..…….5
    
    1.2 Теоретическая сущность права социального обеспечения: понятие, предмет и история становления…………………………………………….…..10

Глава 2. Характерные признаки права социального обеспечения как самостоятельной отрасли российского права
    2.1 Особенности метода права социального обеспечения ……………...28
    
    2.2 Система права социального обеспечения: возникновение и становление новых правовых институтов ……………………………………..39
    
Заключение……………………………………………………………………...53

Список использованных источников………………………………………..55




















Введение

     Социальное обеспечение в России рассматривается как составная часть социальной работы. В настоящее время система социального обеспечения находится на стадии совершенствования, которая началась во второй половине 2000-х годов.
     В этот период в действующий Закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» начинают вноситься крупномасштабные изменения, направленные на обновление основ социального, а также на выравнивание дисбаланса, создаваемого чрезмерными (по мнению экономистов) социальными обязательствами государства.
     Однозначно оценить эти изменения нельзя, однако, безусловно, позитивным, считаем тот факт, что одной из основ реформ в сфере социального обеспечения в области здравоохранения стало не только «урезание» конкретных пособий и выплат, а также пересмотр категорий граждан, которым они были положены, но и внимание к качеству оказываемых гражданам социальных услуг.
     Тем самым актуальность данной темы заключается в тщательном изучении правовых моментов социального обеспечения, устанавливая определенные понятия и и предмет права социального обеспечения, а так же изучения её системы и рассмотрение существующих нынешний проблем, которые требуют неотлагательного вмешательства и изучения в подробности.
     Объектом дипломной работы является право социального обеспечения как самостоятельная отрасль российского права.
     Предметом дипломной работы выступает теоретический анализ права социального обеспечения как самостоятельной отрасли российского права. 
     Цель дипломной работы состоит в выявлении проблем теоретического анализа самостоятельности права социального обеспечения как отрасли российского права. 
     Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих исследовательских задач:
     1. Рассмотреть понятие и функции социального обеспечения как предмета правоотношений по праву социального обеспечения;
     2. Исследовать теоретическую сущность права социального обеспечения посредством анализа понятия, предмета и истории становления;
     3. Выявить особенности метода права социального обеспечения;
     4. Охарактеризовать систему права социального обеспечения с позиции анализа её составных частей – отдельных правовых институтов, в том числе обладающих новизной для системы российского социального обеспечения. 
     Цель  и  задачи  работы  определяются  её  структурой.   Курсовая работа состоит из двух логически связанных между собой глав, введения и заключения. Главы разделены на параграфы, позволяющие акцентировать внимание на отдельных проблемах в рамках одного вопроса.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     



     Глава 1. Право социального обеспечения в системе российского права

     1.1 Социальное обеспечение в российском законодательстве: понятие и функции
      Понятие социального государства соприкасается с понятием социальной защиты и социальным обеспечением. Разработка понятия социальной защиты ведется с позиции таких свойств и элементов феномена, которые входят в круг проблем, связанных с предметом науки. В результате этого понятие социальной защиты неоправданно сужается, можно заметить фрагментарный подход к ее организации. Термин «социальная защита» в настоящее время не имеет четко обозначенных рамок, границ, а также объема содержания. 
     Выделяя место «социального» в системе общественных процессов и отношений, следует подчеркнуть, что социальные отношения отражают определенный срез в рамках «общественного». Причем социальная защита личности, социальное обеспечение имеют теснейшую связь с такой категорией, как мораль. Именно по состоянию социальной защищенности и социальному обеспечению личности в обществе можно судить о его моральной стороне. То есть эти социальные факторы выступают в некотором роде критерием зрелости общества, уровнем его нравственных и юридических норм.1
     В широком смысле социальная защита представляет собой совокупность социальных отношений, при которых индивид имеет способность позаботиться о себе самостоятельно, создать благоприятные условия для жизнедеятельности и духовного развития. Иными словами, он социально «самообслуживается». Данный подход практически совмещает социальную защиту с разветвленной системой гарантий прав человека. В узком смысле социальная защита представляет собой определенную социальную политику государства, цель которой состоит в обеспечении правовыми мерами удовлетворительного или безбедного существования конкретным группам населения, находящимся в особо сложном материальном положении, не способным улучшить его без внешней помощи. 
     Соотношение социальной защиты и социального обеспечения можно более объективно выявить на базе международного опыта правового регулирования обоих этих общественных категорий. Возьмем, к примеру, конвенцию МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», вступившая в силу для России в 1995 г., которая дает перечень девяти видов социальной защиты: медицинское обслуживание, пособие по безработице, пенсии по старости, пособия по производственному травматизму, пособия но беременности и родам, пособия по болезни, семейные пособия. Здесь МОТ устанавливает виды социальной защиты в зависимости от разновидности социальных и несоциальных факторов. Из этого можно сделать вывод, что, во-первых, социальная защита и социальное обеспечение — все же различные категории и, во-вторых, социальная защита может иметь своим объектом и общественные отношения, не связанные с социальным обеспечением.2 Конечно, Конвенция не охватывает все социальные и иные проблемы, требующие социальной защиты граждан, однако она рассчитана на государства, находящиеся на этапе позитивного (нормального) социального развития. Россия же пока к таким странам не относится. Нашей стране сегодня необходима более широкая и эффективная система органов социальной защиты.
     Некоторые авторы отождествляют социальную защиту с общим понятием социальной политики. Полагают, что социальная защита в широком смысле означает круг мероприятий, направленных на создание благоприятных условий работы и жизни в условиях рынка, обеспечение повышения жизненного уровня населения.
     Вывод, на наш взгляд, хотя и логичный (ибо социальная политика социального государства должна быть направлена прежде всего на социальную защиту своих граждан), однако указанный круг мероприятий лишь частично обозначает должные направления социальной защиты. За ее пределами остались такие меры, как предупреждение и борьба с преступностью, защита природы и окружающей среды, меры, направленные на их сохранение.
     Следует отметить, что создание эффективной системы социальной защиты является неотъемлемым условием развития любого общества, особенно в условиях рыночных отношений. Оно выступает необходимой платой общества и бизнеса за социальный мир, стабильность социальной системы и возможность нормальной хозяйственной деятельности. Основное предназначение социальной политики государства — защита всего населения и каждого человека.3 Агрессия рыночных отношений увеличивает основания для социальной защиты, требует отдельного внимания государства к социальной сфере. Вместе с тем по мере стабилизации ситуации и повышения уровня жизни населения идеи социальной защиты являются менее актуальными. Социальная политика особое внимание уделяет проблемам социального развития, а именно обеспечению процветания социальной структуры общества, ее совершенствования. Термин «социальная защита» зачастую воспринимается уничижительно по отношению к экономически активному населению, что является неверным. В той или иной степени все категории населения нуждаются в социальной защите, государственном содействии при получении профессии, покровительстве государства, в создании условий для предпринимательства и т.д. Социальное государство как раз и обеспечивает такую социальную защиту.
     Однако решить проблему социальной защищенности в рамках одной правовой отрасли невозможно, поскольку она выходит одновременно на несколько отраслей права, таких, как:
     Трудовое право — это проблемы безработицы, занятости и трудоустройства различных слоев населения. (Регулируется согласно N 197-ФЗ ТК РФ.)4
     Гражданское право — государственная поддержка, охрана и защита частной собственности, поддержка индивидуального частного предпринимательства и т. д. (Регулируется согласно N 51-ФЗ ГК РФ)5
     Жилищное право — вопросы, связанные с обеспечением жильем, улучшением жилищных условий. (Регулируется согласно N 188-ФЗ ЖК РФ)6
     Семейное право — это вопросы государственной поддержки института брака и семьи, установление в законодательном порядке прав и обязанностей родителей, детей и супругов и т.д. (Регулируется согласно N 223-ФЗСК РФ)7
     Экологическое право — это проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для нормальной жизнедеятельности членов общества и т. д. (Регулируется согласно N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»)8
     Вместе с тем основные вопросы социальной защиты российских граждан относятся к праву социального обеспечения. Все институты этой правовой отрасли направлены на защиту различных слоев населения от социальных рисков.
     К основным нормативным правовым актам, регулирующим социальное обеспечение граждан, относятся Федеральный закон от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»9, Федеральный закон от 12 января 1995 № 5-ФЗ "О ветеранах"10, Федеральный закон от 17 июля 1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"11, Федеральный закон от 24 ноября 1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"12, Федеральный закон от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"13 и др.
     Исходя из изложенного совершенно очевидно, что приятие «социальная защита» значительно шире понятия «социальное обеспечение», так как последнее входит в категорию первого.
     Предназначение системы социального обеспечения проявляется в его функциях. В правовой литературе акцентируются 4 основополагающие функции социального обеспечения:  политическая, экономическая, социально-реабилитационная, демографическая.
     1.	Экономическая функция проявляется в оказании материальной поддержки гражданам в тяжелой жизненной ситуации, в поддержке формированию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому, финансовому подъему зон приоритетного развития и т.д.
     2.	Политическая функция ориентирована на сплочение социального уровня многообразных слоев населения, создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь каждому человеку. Она вызвана сбалансировать общественные отношения в области социальной защиты населения.
     3.	Демографическая функция содействует контркондиционированию роста населения страны,  росту продолжительности жизни граждан, воспроизводству здорового поколения, и т.д.
     4.	Социально-реабилитационная функция социального обеспечения сопряжена с удовлетворением специфических потребностей нетрудоспособных и престарелых граждан. Она проявляется в формировании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и защите здоровья всех граждан.14
     Нам представляется, что социальное обеспечение осуществляет еще 1 безмерно значительную функцию — защитную. Первоначально всего конкретно эту задачу определяет перед собой общество, оказывая социальное обеспечение своим гражданам, так как защита их в тяжелой жизненной ситуации, помощь в разрешении всевозможных проблем (физических, материальных,   возрастных, психологических, и т.д.) представлены основополагающим направлением социального обеспечения.

     1.2 Теоретическая сущность права социального обеспечения: понятие, предмет и история становления
     Право социального обеспечения представляет собой обособленную, самостоятельную отрасль права. Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, по возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях15.
     Право социального обеспечения в России развивалось на протяжении большого периода времени. Можно выделить три этапа становления права социального обеспечения16.
     Во-первых, досоциалистический этап. Ему свойственно несформировавшаяся система законодательства, отсутствие принципа всеобщности, поэтому социальное обеспечение не охватывало всех категорий нуждающихся граждан. Характерной чертой данного этапа является сословно-классовый подход к определению категорий нуждающихся граждан.
     Во-вторых, буржуазный период. В этот период были внесены некоторые позитивные коррективы. Примером этого могут быть право наемных работников на социальное страхование и получение пенсий по инвалидности. Таким образом, был существенного изменен и расширен круг оснований и субъектов – получателей социального обеспечения. Данный период сочетал в себе элементы феодально-монархического и более прогрессивного буржуазного подходов к социальному обеспечению. Он является переходным к социалистическому этапу не только по временным критериям, но и зарождающимся предпосылкам формирования идей, доктрин права социального обеспечения социалистического типа. 
     В-третьих, социалистический этап. Он характеризуется стремлением к разрушению старых общественно-экономических устоев. В первые годы советской власти пенсионному обеспечению подлежали рабочие, военнослужащие Красной армии, а также отдельные категории чиновников дореволюционной администрации. Однако Декретом СНК от 11 декабря 1917 г. выплата последним была отменена, если ее размер превышал 300 рублей в месяц17. Значительная масса населения того периода, состоящая из крестьян права на государственное пенсионирование не получили. В 1964 г. право на государственное пенсионное обеспечение получили члены колхозов. При этом данное право было предоставлено не на основе революционных преобразований, а по причине того, что сельскохозяйственная политика, проводимая на протяжении почти полувека, лишила крестьян средств к самообеспечению в случае прекращения трудовой деятельности в общественном хозяйстве.
     Реформы начала XX в., как и реформы в его последнее десятилетие лишь изменяют состав участников правоотношений, сокращают или увеличивают количество определенных видов помощи, вносят коррективы в способы формирования финансовой основы социального обеспечения, сохраняют при этом его государственно-правовой характер.
     Поскольку имеется, какая либо большая сфера отношений между людьми, постольку имеется и специальная отрасль права, которая стабилизирует отношения в данной области. Стало быть, социальное обеспечение как общественно необходимую деятельность и как комплекс общественных отношений должна координировать особая отрасль права.
     Следовательно, отраслью права в общей теории права понимают объективно сформировавшуюся внутри целой системы права обособленную часть в виде группы правовых норм и институтов, стабилизирующих конкретно схожие общественные отношения на основе установленных принципов и специфическим методом, при чего приобретающую относительную самостоятельность, автономность и устойчивость функционирования.18
     Для того чтобы конкретную группу правовых институтов и норм позволительно было именовать отраслью права, необходимо, чтобы данная группа отвечала выраженным общей теорией права признакам отрасли.
     В процессе обсуждения вопроса о системе советского права в 1982 г. основная масса ее участников в свойстве таких признаков отметили следующие:
     1) особые метод и предмет правового регулирования;
     2)комплекс институтов и норм выражает определенную юридическую целостность, т. е. предоставленная группа правовых норм представляет перед лицом всех других отраслей права как «нерасчленяемое» единое;
     3)способность предоставленной группы норм взаимодействовать с иными отраслями права как элементами единой системы, быть одного с ними уровня;
     4) специфические отраслевые принципы;
     5) количество юридических норм, достаточное для перехода их в особое, отраслевое качество;
     6) существование независимого, как правило, кодифицированного законодательства;
     7) особенная заинтересованность государства и общества в правовом регулировании некоторой сферы общественных отношений на уровне отрасли права;
     8) особенность структуры правовых предписаний;
     9) подрастающая значимость установленных групп общественных отношений.19
     Собственно подобным признакам отрасли права отвечает комплекс правовых подотраслей, норм и институтов, стабилизирующих социально-обеспечительные отношения. Данную совокупность и наименовали отраслью права социального обеспечения.
     Следовательно отрасль права социального обеспечения обладает такими признаками, которые отличительны для любой самостоятельной отрасли.
     К данным надлежит отнести следующее:
     1) однородность общественных отношений между физическими лицами и компетентными органами в целях осуществления права на социальное обеспечение. Данное право осуществляется посредством разделения между субъектами части валового внутреннего продукта с помощью метода оказания компетентными органами видов социального обеспечения в порядке, установленном российским законодательством, для защиты нарушенного права и возмещения причиненного ущерба;
     2) особенность способов правового регулирования социально-обеспечительных отношений, которая предусматривает распределительность, адресность и добровольный характер данных отношений, т. е. особенный метод правового регулирования;
     3) нормы права, осуществляющие социально обеспечительные отношения, имеют равноправной юридической силой с нормами отраслей как частного, так и публичного права и благополучно взаимодействуют с ними. 
     4) в основание регулирования общественных отношений по социальному обеспечению допущены общие руководящие начала — общеотраслевые принципы, которые отражают сущность отрасли — правовыми средствами предоставить социальную справедливость общества ко всем членам;20
     5)введение законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое дозволило им получить новое качество — признаки права социального обеспечения как отрасли;
     6) социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объемом нормативных правовых актов, который стал значительной предпосылкой для принятия и формирования  кодифицированного акта. Нынче данный акт не принят, но целесообразная и активная деятельность законодателя в данной тенденции создают уверенность в том, что формирование кодифицированного акта, осуществляющие регулирование социального обеспечение, весьма возможно;
     7) явная потребность общества в регулировании предоставленного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Подобная потребность определена тем, что в качестве субъектов отношений выражает все население страны и при помощи системы социального обеспечения делится часть всенародного достояния (валового внутреннего продукта), определенная для обеспечения каждому достойного уровня жизни.
     Согласно с названными выше признаками позволительно выразить научную дефиницию права социального обеспечения.
     Право социального обеспечения является российской отраслью права, роль которой заключается в комплексе норм, правовых институтов и подотраслей, стабилизирующих отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, однако, и  органами местного самоуправления, государственными органами РФ и субъектов РФ,— с другой, по материальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за средства бюджетной системы нашей страны.21
     Таким образом, роль социального обеспечения заключается в ряде общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета для удовлетворения потребностей физических лиц при потери трудового дохода или заработка, несения дополнительных расходов по воспитанию и содержанию детей, помощи других членов семьи, имеющих необходимость в уходе, неимения средств в размере прожиточного минимума по объективным социально существенным причинам, а в свою очередь по социальному обслуживанию и оказанию медицинской помощи.
     Как известно, предмет любой самостоятельной отрасли права является самостоятельная группа общественных отношений, которые образуются посредством внутреннего единства. Вместе со специальными методами предмет отрасли права служит для отграничения одной отрасли от иных отраслей права.
     Право социального обеспечения, как и любая самостоятельная отрасль отечественного права, имеет предмет права. Так, в теории права под предметом понимается ряд общественных отношений, регулируемых и реализуемых определенной отраслью права. Поэтому понятие предмет права социального обеспечения напрямую сопряжен с сущностью и содержание понятия социального обеспечения. В настоящий момент предмет права социального обеспечения является рядом групп общественных отношений. Данные отношения очень оригинальны и различаются друг от друга, первоначально всего собственной формой, содержанием и целенаправленностью.22
     В прошлом проблема видов общественных отношений, вступающих в предмет права социального обеспечения, была весьма дискуссионной. Сущность проблемы содержалась в необходимости теоретически доказать те критерии, в связи которых разнообразные общественные отношения, зарождающиеся в области социального обеспечения, имеют родовыми признаками, которые позволяют анализировать их в черте единого объекта правового регулирования.
     Проанализируем кратко предложенные критерии:
     — одним из субъектов данных отношений представляется гражданин, а другим — государство в лице профсоюзов либо его органов, обретая государством соответственными полномочиями;
     — отношения между субъектами вынашивают алиментный характер, при этом обязанным оказывать соответственные виды обеспечения выступает в роли государство;
     — при помощи данных отношений обеспечение реализуется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, финансируемых на здравоохранение и просвещение.
     При этом полагалось, что в случае если определенное отношение не отзывается отмеченным критериям, то его не нужно вводить в предмет права социального обеспечения. Таким образом, к примеру, отношения по управлению социальным обеспечением — к административному праву, а отношения, зарождающиеся при сборе средств на социальное обеспечение, касаются к финансовому праву.
     По мнению многочисленных ученых, вышеназванные критерии сохраняют собственную научную ценность и в современный нынешний период времени. Учитывая новые социально-экономических обстоятельств, изменения механизмов финансирования, выражения новых социальных опасностей и иных условий они в несколько реорганизованном виде по-прежнему могут и соответственно должны предназначаться основополагающими ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.
     Наиболее дискуссионным, спорным из перечисленных критериев является алиментарный характер рассматриваемых отношений. А значит, что алиментация в российском законодательстве была и осталась базой алиментных обязательств исключительно в семейных отношениях. 
     Однако, термин алиментация, многочисленные ученые справедливо считают, ни сейчас, ни тогда, когда самостоятельность права социального обеспечения как отрасли уже никем не оспаривается, не применяется в законотворческой деятельности. И все благодаря тому, что алиментация — это не законный способ регулирования социально-обеспечительных отношений. Как известно, алиментарными отношениями позволительно именовать социальное обеспечение человека, исполняемое без учета его трудового вклада. Однако несмотря на все вышесказанное отношения по социальному обеспечению сотрудника или членов его семьи в порядке обязательного социального страхования (ОМС) алиментарными именовать невозможно. Обеспечение материального блага по данным отношениям не считается  без эквивалентным, безвозмездным и без каких либо встречных обязательств лица, обладающего право на социальное обеспечение. Однако финансирование ОМС исполняется за средства страхователей и самих застрахованных, а не за счет бюджетных средств23.
     Рассмотрение научных (академических) работ по праву социального обеспечения предоставил выразить признаки современных социально-обеспечительных отношений.
     1.Одним из субъектов данных отношений должно быть физическое лицо, а иным — государство в лице учреждений и его органов, или фонд (организация) вне зависимости от формы собственности. При всем этом последние выступают в роли обязанными оказывать соответственные виды социального обеспечения.
     2.Накопительный и распределительный характер. Распределение средств на социальное обеспечение осуществляется за счет валового государственного продукта для стабилизации частных доходов граждан и предупреждения сокращения их уровня жизни, а накопление исполняется страховщиком за счет отчисления на накопление части страховых взносов страхователей или самих застрахованных по ОМС.
     3.Свойственная особенность юридических фактов. Как правило, это события, а не действия как полагают. Такие события называются в широком смысле социальными рисками. При всем этом их перечень определённо установлен законом и расширительному, экстенсивному толкованию не подлежит.
     4.Объект социально-обеспечительного отношения — это постоянно материальное благо. Оно возможно быть дано лицу в виде финансового обеспечения ( пособия, пенсии,), натуральной, естественной помощи (вода, предметы гигиены и санитарии, дрова, и др.) и социальных услуг (обслуживание на стационарной обстановке или на дому, консультационная и правовая помощь, и др.).
     5.Размер и объем обеспечения, определенный нормами права, стабилизирующими определенные виды и роды социального обеспечения, не могут быть преобразованы, в случае если они финансируются из федеральных социальных фондов или бюджета.24
     Видов общественных отношений, соответствующих отмеченным выше признакам, которые регулируются правом социального обеспечения, довольно много. Следовательно классификация социально-обеспечительных отношений представляется очень трудной задачей, и затруднительность ее складывается в том, что имеется весьма много оснований деления единой системы отношений по праву социального обеспечения, при всем этом сделать акцент весьма трудно какое то одно универсальное основание.
     Следовательно, это отмечает уязвимость и проблемы всех в настоящее время существующих классификаций социально-обеспечительных отношений. Их недочет складывается в том, что эти отношения разделяются не по одному какому то признаку (основанию), и в них не отчеются формы деления ( классы, роды,   группы, виды,).
     Все отношения, регулируемые правом социального обеспечения, классифицируют на 3 блока:
     1) отношения, образующиеся в связи с денежными выплатами по системе социального обеспечения;
     2) отношения, образующиеся в связи «натуральных» видов социального обеспечения;
     3) вспомогательные (дополнительные) отношения процессуального и процедурного характера, объективно требуемые для нормального (стандартного) функционирования основных 2-ух групп материальных отношений
     Из этого позволительно сделать вывод что, классификация социально-обеспечительных отношений не должна отклоняться и исажаться от классификации правоотношений, общепринятых в общей теории права, и должны соответственно быть следующего вида.25
     Совершенно все отношения по социальному обеспечению в связи от способа регулирования их правом разделяются на 2 больших блока: процедурные и материальные. 
     Вторые составляют комплект собой права и обязанности субъектов право обеспечительных отношений и дают ответы на вопрос что?, вторые — определяют способы, правила реализации, осуществлении первых и дают ответы на вопрос каким образом, как?
     Оба вышеназванных блока социально обеспечительных отношений в равноправной степени разделяются на классы (роды) отношений в связи от рода социального обеспечения.
     Таких родов отношений пять:
     1)социально-обеспечительные отношения по социальному страхованию;
     2)обеспечительные отношения по социальной поддержке;
     3)отношения по государственному пенсионному обеспечению;
     4)обеспечительные отношения по социальному обслуживанию;
     5)обеспечительные отношения по оказанию государственной социальной помощи.26
     Впрочем, причиной деления социального обеспечения на классы стал особенный круг лиц, обладающих правом на какое-либо обеспечение.
     Сложность предмета права социального обеспечения обусловливает необходимость не только родовой, но и внутриродовой и даже внутривидовой классификации отношений, возникающих по поводу обеспечения физических лиц. Суть такой классификации заключается в том, что каждый род социально-обеспечительных отношений делится на виды, а виды на подвиды.
     В границах первого рода отношений — социально-обеспечительных отношений по обязательному социальному страхованию — виды отношений определяются в соответствии со ст. 8 «Виды страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию» Закона об основах обязательного социального страхования. На основе действующего законодательства отношения по обязательному социальному страхованию в зависимости от вида страхового обеспечения делятся на виды отношений по оплате медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; обеспечению пенсиями по старости; обеспечению пенсиями по инвалидности; обеспечению пенсиями по случаю потери кормильца; обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности; обеспечению пособиями в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; обеспечению пособиями по беременности и родам; обеспечению ежемесячными пособиями по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; обеспечению единовременными пособиями женщин, вставших на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; обеспечению единовременными пособиями при рождении ребенка; обеспечению социальным пособием на погребение; оплате путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
     Таким образом, отношений по обязательному социальному страхованию столько, сколько видов страхового обеспечения.
     Род отношений по государственному пенсионному обеспечению27 в соответствии со ст. 5 Закона о государственном пенсионном обеспечении в зависимости от вида пенсии делится на виды отношений по:
     1) обеспечению пенсиями за выслугу лет федеральных государственных служащих и военнослужащих;
     2) обеспечению пенсиями по старости граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
     3) обеспечению пенсиями по инвалидности военнослужащих по призыву, участников Великой Отечественной войны и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
     4) обеспечению социальными пенсиями нетрудоспособных граждан;
     5) обеспечению пенсиями по случаю потери кормильца в случае смерти военнослужащих по призыву и граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф.28
     Обеспечительные отношения по социальной поддержке как род отношений включает многие виды отношений в зависимости от вида поддержки. Так, в соответствии с видами социальной поддержки ветеранов и инвалидов, установленными законами о ветеранах и о социальной защите инвалидов, видами отношений по социальной поддержке могут быть отношения по выплате пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; получению ежемесячной денежной выплаты; получению и содержанию жилых помещений; оплате коммунальных услуг; медицинскому, протезно-ортопедическому обслуживанию; реабилитации инвалидов и др.
     Как видно из приведенного перечня, указанные виды социальной поддержки можно объединить в один род отношений только по кругу обеспечиваемых субъектов, определенных законом.
     Обеспечительные отношения по оказанию государственной социальной помощи также делятся на виды в зависимости от видов этой помощи. Виды социальной помощи определены Законом о государственной социальной помощи: это — социальные услуги; денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты); натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).29
     В соответствии с ними возникают и соответствующие им виды социальных отношений по оказанию государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном законе: отношения по предоставлению социальных услуг; отношения по обеспечению пособиями, а также по предоставлению субсидий и других выплат; отношения по предоставлению жизненно необходимых товаров.
     Каждый из названных видов отношений как система делится на подвиды, которые, будучи рассмотренными как самостоятельное явление, тоже являются видами.
     Например, отношения по предоставлению социальных услуг делятся на:
     1) отношения по оказанию дополнительной бесплатной медицинской помощи и
     2) отношения по предоставлению бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
     Все виды отношений по оказанию государственной социальной помощи объединяются в один род на основании главного критерия — круга обеспечиваемых лиц, определенного законом.30
     Одним из субъектов обеспечительных отношений, но социальному обслуживанию являются лица, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Как и в других родах социального обеспечения, виды отношений определяются видами обеспечения, которыми в данном случае являются виды социального обслуживания (услуг). Эти виды определены законами о социальном обслуживании гра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44