VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Избирательное право в системе российского права- отрасль, подотрасль или институт

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011353
Тема: Избирательное право в системе российского права- отрасль, подотрасль или институт
Содержание
3



МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное

 образовательное учреждение высшего образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»  



Институт истории и права

Кафедра государственного права













Курсовая работа



(по дисциплине:«Конституционное право России»)

на тему: «Избирательное право в системе российского права: отрасль, подотрасль или институт»





















                                                                               Выполнила: Ондар Ч.С

                                                                                    студентка группы ЮЗ-131(с)

                                                                               Научный преподаватель:

                                                                               Валеева Н.О

















Абакан, 2017г

Введение

     В данной работе рассматривается вопрос об избирательном праве и его месте в системе Российского права, на наш взгляд, является острым на сегодняшний день, ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В каждом субъекте Федерации есть свой закон о местном самоуправлении.

     Основы современного избирательного права Российской Федерации заложены в ее Конституции 1993 года. И хотя в ней отсутствует специальная глава, посвященная  избирательной системе, но основные положения,  которых вложены все избирательное право и строится избирательная система, установлены: высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы, граждане России обладают правом избирать и быть избранными. Конституцией РФ очерчен круг федеральных государственных органов, избираемых гражданами России, и проводится разграничение компетенции между Федерацией и ее субъектами в сфере избирательного законодательства. В общих чертах определен механизм защиты избирательных прав граждан.

     Цель исследования данной работы – провести комплексный анализ об определении места избирательного права в системе права России.

Задачи:

- рассмотреть понятие избирательного права;

- исследовать содержание избирательного права;

- исследовать источники избирательного права;

- определить предмет и методы правового регулирования избирательного права;

- проанализировать систему избирательного права.

     Объектом данной работы является: общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования избирательного права.

     Предмет исследования является нормы права, которые содержатся в комплексе федеральных законов, определивших порядок и процедуры реализации соответствующих избирательных прав граждан. 

     Методологическую основу исследования составляет диалектический метод познания, а также системно-структурный, сравнительно-правовой, логико-теоретический и частно-научные методы изучения социально правовх явлений. Для достижения объективности результатов исследования данные методы применялись комплексно.

     Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется возможностью использования рекомендаций, содержащихся в данном исследовании для совершенствования законодательства в сфере принятия избирательного кодекса.

     Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.





















1. Избирательное право: понятие и содержание

1.1. Понятие избирательного права в объективных и субъективных смыслах

     Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции Российской Федерации выступает ее многонациональный народ. Народ реализовывает свою власть напрямую, а также через органы государственной власти и местного самоуправления. Высшим естественным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

     К основам конституционного строя Конституция Российской Федерации (статья 32)  фиксирует за гражданами Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (изъятие из этого права установлено только для граждан, признанных судом недееспособными, а также находящихся по приговору суда в местах лишения свободы).

     Зафиксировав отдельные базовые положения в сфере прямого народовластия, Конституция предусматривает необходимость детализировать их нормами федеральных законов. Отраслевая принадлежность данных норм довольно очевидна: связанными с конституционным правом и будучи в его предметной области, они имеют в его рамках свой существенный степени независимый статус и действуют в его рамках в качестве подотрасли. Предметом правового регулирования данной отрасли выступают обозначенные общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением субъективного избирательного права, конструкционный состав которого содержит два выделяемых в теории конституционного права вида:

- активное избирательное право (право избирать);

-пассивное право (право быть избранным).

     Избирательное право в объективном смысле,  можно определить, как систему правовых норм, регулирующих в качестве подотрасликонституционного права,  общественные отношения  по осуществлению гражданами права избирать и быть избранными  в органы государственной власти и местного самоуправления.

     Данная дефиниция  в полной степени отражает предметную характеристику и специфику избирательного права, регулируемые им отношения  по осуществлению активного и пассивного избирательного права граждан.  

     Организационно-правовые отношения по обеспечению реализации данного субъективного права со стороны государственных и муниципальных органов и иных субъектов, имеющих в соответствии с законодательством статус участникаизбирательных правоотношений. 

В субъектном составе данных отношений основная роль принадлежит носителям субъективного избирательного права, поскольку реализация последнего выступает в качестве цели правового регулирования, осуществляемого на основе соответствующих норм, образующих рассматриваемую подотрасль конституционного права.

     Будучи систематизированными в рамках нормативных правовых актов и классифицированными по определенным критериям, данные нормы образуют систему избирательного права и являются его источником.















1.2. Источники избирательного права

     По юридической силе нормы избирательного права подразделяются на законы и подзаконные акты. Верхнюю позицию в иерархии занимает  Конституция Российской Федерации, закрепившая субъективные избирательные права как  создавшую основу для более детально - правового регулирования посредством законотворчества. 

     Данное регулирование содержится в комплексе федеральных законов определивших порядок и процедуры реализации соответствующих прав граждан; выдвижение кандидатов и списков кандидатов, инициирование и назначение референдума, голосование за кандидатов и списки кандидатов на основе принятой избирательной системы, голосование по вопросам референдума, установление результатов голосования и т.д. 

     Основополагающими в числе таких законов являются:

     - Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;

     - Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 года № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

     - Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и другие.

     В связи с наличием законодательной базы  доля подзаконных актов в системе нормативной регуляции избирательного права достаточно невелика. 

     При этом они, как правило, не содержат комплексного регулирования,  а содержат отдельные нормы избирательного права, призванные конкретизировать некоторые положения законодательства.

     В качестве примера таких подзаконных актов можно привести:

 - Положение о  Консульском учреждении  Российской Федерации (утвержден  Указом Президента Российской Федерации от 05 ноября 1998 года № 1330).  Закрепившее в качестве одной из функций консульских учреждений,  оказание содействия гражданам Российской Федерации находящимся за ее пределами, в реализации их избирательных прав и права на участие в референдуме;

- Указ Президента Российской Федерации от 30 мая 1997 года № 535  «Об обеспечении избирательных прав сотрудников:органов Внутренних дел Российской Федерации;органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;работников органов прокуратуры Российской Федерации»;

- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июля 2003 года № 391 «О порядке выдачи гражданам Российской Федерации, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, справки для участия в выборах или в референдуме».

     Кроме того, Президент издает указы о назначении выборов в Государственную Думу, однако эти акты являются не нормативными, а правоприменительными и принимаются в порядке реализации Президентом его конституционного полномочия по назначению выборов.

     С точки зрения уровня принятия нормативные акты классифицируются на федеральные, нормативные акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Федеральный уровень представлен рассмотренными выше законами и подзаконными актами.

     Нормативная база субъектов Российской Федерации занимает значительное место. На муниципальном уровне принимаются акты (положения) о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц (главы городов и других муниципальных образований), о местном референдуме.

     В зависимости от характера и специфики отношений, регулируемых в целях реализации субъективного избирательного права, нормы объективного избирательного права в соответствии с общетеоретической классификацией могут быть регулятивными (материальными и процессуальными) и охранительными.

     Материальные нормы избирательного права закрепляют праваи обязанности субъектов избирательных правоотношений, процессуальные нормы предназначены для определения процедуры реализации этих прав и обязанностей. Охранительные нормы устанавливают ответственность за нарушение прав и неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. 

     Последние права содержатся не только в нормах конституционного права и избирательного права как его подотрасли, но и в нормах других отраслей (административное, уголовное).

     Что придает избирательному праву в соответствующих случаях статус комплексного образования в общей системе права. 

     В избирательном законодательстве значительное количество процессуальных норм свидетельствует  об их институционализации.

     В системе избирательного права институт избирательного процесса является в соответствии с законом деятельность носителей избирательного права и других уполномоченных субъектов по подготовке и проведению выборов. 

     Данная деятельность включает в себя определенные стадии (назначение выборов, инициирование референдума, выдвижение и регистрация кандидатов, агитация, голосование, установление его результатов).

    В  заключении  данной главы дается  определение избирательного права которое является наиболее полным: 

  Современное российское избирательное право - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту прав  граждан (в установленных законом случаях - иностранцев). Избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.





















2. Избирательное право: институт, отрасль или подотрасль и его место в системе российского права

     С конца 80-х - начала 90-х годов в России идет конституционная реформа. Переход России к новой политической системе, организации государственной власти, создание новых институтов (президента, конституционной юстиции, политических партий и т.д.) повлекли за собой и изменения в правовой системе. Объем нормативного регулирования до определенного момента не позволял выделить автономное структурное подразделение, собрав воедино нормы, регулирующие институт выборов. Сегодня появляются основания для выделения избирательного права, но не в роли отдельной отрасли права, а в качестве комплексной составной части конституционного права.

     Ученые-правоведы все больше внимания уделяют избирательному праву уже не как институту, отрасли, а как подотрасли российского права. Развитие указанной законодательной базы приводит к образованию избирательного права.

     В известной мере право отстает от фактических общественных отношений. Право легитимизирует уже сложившиеся общественные отношения.  

     После принятия Конституции Российской Федерации  1993 года,   роль избирательного права занимает одно из центральных мест. Тем не менее вопрос о существовании такой подотрасли права является весьмадискуссионным, многие исследователи обоснованно рассматривают проблемы российского избирательного права в рамках конституционного права России. 

     Одна группа авторов (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин, М.В. Баглай, А.С. Прудников, К.В. Арановский, С.Г. Сергеев) рассматривает избирательное право в качестве института конституционного права.

     Другая группа авторов (С.В. Васильев, В.А. Виноградов, В.Д. Мазаев, Ю.А. Тихомиров, А.Е. Постников, А.Н. Кокотов, А.А. Югов, В.Е. Чиркин) считает избирательное право подотраслью конституционного права.

     Существует и третье мнение (В.И. Лысенко, А.В. Иванченко) о том, что избирательное право - это многоуровневая и упорядоченная совокупность правовых норм, являющихся отраслью права.

     Стоит согласиться с ведущими российскими учеными, определяющими конституционное право, как ведущую отрасль российского права, представляющую собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство, целостность общества. 

     Нормы избирательного права в количественном плане достигли колоссального размера. Они содержатся в уставах субъектов Российской Федерации, Конституций субъектов Российской Федерации, а также законах субъектов о выборах, в  законодательных(представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Роль  избирательного права возрастает посредством развития которое начиная с 1997 г  (принятия рамочного закона - Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации») .

     Избирательное право – это  динамично развивающаяся подотрасль российского права, на ее построение оказывают влияние конкретная политико-правовая ситуация в обществе, научные оценки, практика применения законодательства и т.д. Стоит подчеркнуть, что избирательное право имеет «властеобразующий» характер.







2.1 Предмет и методы правового регулирования избирательного права

     Избирательное право имеет определенную специфику предмета и метода правового регулирования - основных критериев, используемых при построении права, регулирует как материальные отношения, так и процессуальные отношения.

     В объект избирательного права входят общественные отношения, складывающиеся в процессе подготовки, организации и проведения выборов, а также затрагивающие межвыборный период.

     Исключительный интерес с точки зрения теории и практики представляют вопросы о форме (источниках) избирательного права, избирательных процедурах и технологиях.

     Предметом регулирования являются конкретные нормы законодательного обеспечения, складывающиеся в процессе выборов, включающие в себя: Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Конституции, уставы и законы субъектов Федерации; указы Президента Российской Федерации, подзаконные акты, ведомственные нормативные акты, а также сложившаяся практика их применения.

     В отличие от многих зарубежных конституций, российская не содержит специальной главы об избирательном праве. Хотя отдельные главы, посвященные избирательному праву, содержались во всех Конституциях СССР и РСФСР.

     В течение 90-х гг. XX в. сложилась довольно объемная и постоянно расширяющаяся система источников избирательного права. 

     Систему нормативных правовых актов, регулирующих избирательный процесс, можно подразделить на федеральные, региональные и местные (муниципальные).

     Особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определяются соответственно законами субъектов Федерации и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством. Некоторые вопросы избирательного процесса в том числе урегулированы указами Президента Российской Федерации.

     Комплексность избирательного права как подотрасли права характеризуется тем, что нормы избирательного права носят комплексный характер, т.е. содержат и нормы других отраслей права.

     В частности нормы финансового, банковского, бюджетного, административного права. При этом нормы избирательного права имеют приоритет над другими нормами. Например, приоритет норм избирательного права над финансовым и банковским правом проявляется при открытии специальных избирательных счетов. Если в «обычной практике» требуется особый набор документов для открытия и ведения счета юридическим лицом (в том числе сведений напредмет противодействия «отмывания» незаконных денежных средств), то при открытии избирательного счета этого не требуется.

     Нормы избирательного права также  соотносятся с нормами уголовного, уголовно-процессуального  и административного правах, в соответствии с которыми привлечение зарегистрированного кандидата, члена избирательной комиссии допускается только с согласия прокурора.

     В настоящее время в научных кругах широко обсуждается и разрабатывается единый свод избирательных норм - избирательный кодекс Российской Федерации, а в ряде регионов он уже принят и действует.

     Например, Кодекс Республики Башкортостан о выборах; Избирательный кодекс Республики Татарстан; Кодекс Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов и другие.

     Особое место в источниках избирательного права занимают международно-правовые акты, устанавливающие международные избирательные стандарты.

     Другим характерным признаком избирательного права как подотрасли права является наличие институтов. Систему этих институтов можно представить в виде двух звеньев:

     I. Институты общей части:

     - институт политических партий.

     Толчком к развитию данного института послужила конституционная реформа 14 марта 1990 г. Из преамбулы и ст. 6 Конституции СССР были исключены положения о монополии одной партии. Конституция Российской Федерации принятая 12 декабря 1993 г., провозгласила идеологическое многообразие и многопартийность (ст. 13). 

     Внесенные изменения в Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ (ст. 7) предусматривают формирование нижней палаты российского парламента исключительно по партийным спискам;

- институт финансирования выборов.

     В советский период практически все Конституции РСФСР и СССР неизменно содержали норму о государственном финансировании выборов. Однако, введение в политическую борьбу элемента состязательности, а также переход помимо публичного на частное финансирование выборов, введение элементов как прямого, так и косвенного финансирования избирательных кампаний повлекли за собой выделение этих норм в самостоятельный институт. 

     Правоотношения, возникающие по вопросам финансирования выборов, регламентируются не только на федеральном, региональном и местном уровне, но и подзаконными нормативными актами.

   Например, инструкциями Центрального банка России, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. По сравнению с первыми избирательными кампаниями современной России роль финансового ресурса постоянно возрастает;

     - институт избирательных комиссий.

     Роль избирательных комиссий в избирательном процессе перестает быть технической, что отмечают многие исследователи. Повышению роли избирательных комиссий в избирательном процессе способствовало установление их статуса как органа государственной власти.   

     Избирательные комиссии субъектов  Российской Федерации  в соответствии   принятыми законами субъектов  являются государственными органами субъектов Федерации. А некоторые из них, например в Республике Башкортостан, Калмыкия, Читинской, Костромской, Магаданской, Московской, Оренбургской, Самарской, Сахалинской, Смоленской, Тамбовской, Томской, Ульяновской областях и Ямало-Ненецком автономном округе, наделены правом законодательной инициативы. Деятельность комиссий регламентируется специальными законами субъектов Российской Федерации, что повышает их правовой статус;

     - институт информации и агитации на выборах; институт доверенных лиц; институт наблюдателей на выборах.

     II. Институты особенной части:

- институт избрания президента.

     Развитию данного института послужилаконституционная реформа 14 марта 1990 г., внесшая соответствующие изменения в Конституцию СССР. 

     Нормы Конституции Российской Федерации,  об избрании Президента России получили развитие в отдельных федеральных законах:

     «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»;«О выборах Президента Российской Федерации»,  представляют собой группу однородных норм, регулирующих однородные общественные отношения;

    - институт избрания депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

     - институт избрания законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

     - институт избрания органов местного самоуправления;

     - институт голосования по открепительным удостоверениям на выборах региональных парламентов;

 - институт досрочного голосования.

  Если беспредельно расширять предмет избирательного права, то можно прийти к выводу о том, что в структуру избирательного права следует включать все правовые нормы, регулирующие различные формы непосредственного народовластия. Но это, думается, будет излишне.

Из общей теории права известно, что, несмотря на взаимосвязь и единство, отрасли права не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли. Подотрасль права объединяет несколько однородных правовых институтов, которые регулируют большую однородную часть общественных отношений.

      Повысилась значимость избирательного права как важнейшего инструмента демократии в нашей стране, и небывалое развитие получили нормы избирательного права и по объему, и по сложности регулирования. Избирательное право - «не придуманнаяподотрасль права», а рожденная из политических, социальных и практических потребностей.

     Проводя аналогии с муниципальным правом, можно указать на общие этапы выделения ряда институтов из конституционного права в самостоятельные подотрасли права. 

   Выделение муниципального права было во многом обусловлено принятием Конституции Российской Федерации (ст. 12), которая органы местного самоуправления обособила из системы органов государственной власти.

     Таким образом, избирательное право, как таковое не отнесено ни к ведению Российской Федерации, ни к совместному ведению, ни к исключительному ведению субъектов РФ. Согласно Конституции РФ, нафедеральном уровне должно осуществляться только регулирование избирательных прав (устанавливаться цензы избирательного права).  

          Однако де-факто федеральный законодатель вместо установления общих основ избирательных отношений произвел весьмаподробное регулирование избирательных отношений. 

     Также и административное, трудовое право России являются едиными.

     В целом, большинство гарантий избирательных прав определено именно на федеральном уровне. Избирательное законодательство России носит централизованный характер, что вытекает из централизованного характера российской модели федерализма.

     Авторы, выступающие за выделение федерального, регионального и муниципального избирательного права, нередко ссылаются на зарубежный опыт. 

     Действительно, в зарубежных странах отдельные избирательные кодексы содержат специальные главы, посвященные особенностям проведения национальных, региональных и местных выборов (например, в Армении). 

   В некоторых субъектах РФ также избирательные кодексы содержат подобные разделы. Однако это обстоятельство не позволяет нам сделать вывод, что существует региональное и муниципальное избирательное право. По нашему мнению, указанная группировка норм обусловлена лишь приемами законодательной техники. 

     Так, в Избирательном кодексе Тюменской области в главе «Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления» лишь 10 статей. 

     В них уточняется конкретное число подписей, необходимое для регистрации кандидатов, предельные размеры расходования средств из избирательных фондов и пр. Эти положения конкретизируют рамочные нормы Закона «Об основных гарантиях...» и содержат даже не все элементы правовых норм, а лишь частички диспозиций. Так, рамочный Закон установил, что для регистрации кандидат обязан собрать не менее 10 подписей, но не более чем 2 процента от общей численности избирателей в соответствующем избирательном округе. В статье 112 Избирательного кодекса Тюменской области указано, что на местных выборах необходимо собрать 1 процент подписей. 

Как видно из примера, региональный законодатель определил лишь размер подписей, но он не имел права установить новый вид поддержки выдвижения кандидатов (внесение избирательного залога, например), освободить от сбора подписей кандидатов, представляющих национальные меньшинства, продлить срок сбора подписей, изменить саму процедуру сбора подписей, так как эти вопросы уже урегулированы на федеральном уровне.

     Таким образом, по нашему убеждению, в избирательном праве России можно выделить две части: общую и особенную. 

     В общей части избирательного права, как  и во многих отраслях российского права, содержатся нормы-принципы, нормы-дефиниции, статусные нормы, коллизионные нормы. 

     В особенной части содержатся нормы, регламентирующие избирательный процесс на выборах и в федеральные, и в региональные, и в местные органы власти. 

     В особенной части присутствуют институты, соответствующие  стадиям избирательного процесса (назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов их списков и пр.). 

     А также подынституты, устанавливающие особенности совершения указанных избирательных действий на различных федеральных, региональных и местных выборах. 

     В силу этого большинство современных учебных пособий так и называются: «Избирательное право и процесс Российской Федерации». Подобное расположение нормативного материала имеет место в Избирательных кодексах Свердловской области, г. Москвы и др.

     Таким образом, в особенной части избирательного права не стоит объединять в качестве институтов или иных структурных образований федеральное, региональное и муниципальное избирательное право, что объясняется,  централизованным характером российского избирательного законодательства. 

     Федеральный рамочный закон «Об основных гарантиях...» в ч. 1 ст. 3 поставил себя выше всех иных федеральных законов, регулирующих избирательные правоотношения. Таким образом, он по своей сути является избирательным кодексом. В силу этого отпадает сама необходимость принятия Избирательного кодекса России, так как от смены названия мало что изменится. К тому же, как указал Конституционный Суд РФ, в системе права России нет такого особого нормативно-правового акта, как кодекс. Все существующие кодексы вводились в силу федеральными законами и имеют соответствующую силу.

     Более того, избирательное законодательство, де-факто будучи централизованным, де-юре остается децентрализованным, так как избирательное законодательство состоит из актов, принятых навсех трех уровнях публичной власти в России (на федеральном, региональном и местном уровне). Принятие Избирательного кодекса РФ позволит систематизировать лишь федеральные избирательные законы, но не все акты вообще. Так, проект Избирательного кодекса, разработанный А.Е. Любаревым и А.В. Кыневым, содержит общие гарантии избирательных прав и особенности при проведении федеральных выборов. Следовательно, такой Кодекс изначально не выполнит задачу кодификации. 

Причем, в отличие от трудового, семейного и административного законодательства, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. 

     Избирательное законодательство по этому признаку схоже с муниципальным правом, однако в России Муниципальный кодекс до сих пор не принят и вряд ли будет принят в обозримом будущем. Поэтому мы считаем, что в идее разработки Избирательного кодекса России скорее прослеживается политическая, чем юридическая цель. 

     Аэту цель можно решить иным образом:

     -  внести поправки в существующее федеральное избирательное законодательство 

     - устранить из него нормы, не соответствующие принципам демократического и правового государства.

   А по авторскому определению, избирательное права -  это сформировавшаясяподотрасль российского права;

     - представляющая собой совокупность правовых норм, которыми устанавливается избирательная система;

     - регулируются общественные отношения, возникающие в процессе избрания должностных лиц, представительных (законодательных) органов государственной власти и местного самоуправления.























Заключение

     В современное российское избирательное право – это; 

     - совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, охватывающие осуществление и защиту права граждан (в установленных законом случаях - иностранцев),

     - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

     - участвовать в иных избирательных действиях и порядок реализации этого права в процессе организации и проведения выборов и в межвыборный период.

     Из общей теории права известно, что, несмотря на взаимосвязь и единство, отрасли права не равнозначны по своему значению, объему, роли в процессе воздействия на общественные отношения. Поэтому в рамках наиболее крупных правовых отраслей выделяются подотрасли.

Подотрасль права объединяет несколько однородных правовых институтов, которые регулируют большую однородную часть общественных отношений. Повысилась значимость избирательного права как важнейшего инструмента демократии в нашей стране, и небывалое развитие получили нормы избирательного права и по объему, и по сложности регулирования. Избирательное право - «не придуманнаяподотрасль права», а рожденная из политических, социальных и практических потребностей.

     Проводя аналогии с муниципальным правом, можно указать на общие этапы выделения ряда институтов из конституционного права в самостоятельные подотрасли права. Например, муниципальное право, как и избирательное право, - относительно недавно сформировавшаясяподотрасль конституционного права.

     По нашему мнению, в избирательном праве России можно выделить две части: общую и особенную. В общей части избирательного права, как, впрочем, и во многих отраслях российского права, содержатся нормы-принципы, нормы-дефиниции, статусные нормы, коллизионные нормы (нормы, определяющие порядок применения норм в пространстве и во времени). В особенной части содержатся нормы, регламентирующие избирательный процесс на выборах и в федеральные, и в региональные, и в местные органы власти. 

     В особенной части присутствуют институты, соответствующие стадиям избирательного процесса (назначение выборов, выдвижение и регистрация кандидатов их списков и пр.), а также подынституты, устанавливающие особенности совершения указанных избирательных действий на различных федеральных, региональных и местных выборах. В силу этого большинство современных учебных пособий так и называются: «Избирательное право и процесс Российской Федерации». Подобное расположение нормативного материала имеет место в Избирательных кодексах Свердловской области, г. Москвы и др. 

     Таким образом, в особенной части избирательного права не стоит выделять в качестве институтов или иных структурных образований федеральное, региональное и муниципальное избирательное право, что объясняется централизованным характером российского избирательного законодательства. Федеральный рамочный закон «Об основных гарантиях...» в ч. 1 ст. 3 поставил себя выше всех иных федеральных законов, регулирующих избирательные правоотношения. Таким образом, он по своей сути является избирательным кодексом. В силу этого отпадает сама необходимость принятия Избирательного кодекса России, так как от смены названия мало что изменится. К тому же, как указал Конституционный Суд РФ, в системе права России нет такого особого нормативно-правового акта, как кодекс. Все существующие кодексы вводились в силу федеральными законами и имеют соответствующую силу.

     Более того, избирательное законодательство, де-факто будучи централизованным, де-юре остается децентрализованным, так как избирательное законодательство состоит из актов, принятых на всех трех уровнях публичной власти в России (на федеральном, региональном и местном уровне). Принятие Избирательного кодекса РФ позволит систематизировать лишь федеральные избирательные законы, но не все акты вообще. Так, проект Избирательного кодекса, разработанный А.Е. Любаревым и А.В. Кыневым, содержит общие гарантии избирательных прав и особенности при проведении федеральных выборов. Следовательно, такой Кодекс изначально не выполнит задачу кодификации. Причем, в отличие от трудового, семейного и административного законодательства, которое отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, избирательное законодательство таковым не является, так как ряд нюансов при проведении местных выборов может регулироваться лишь уставами муниципальных образований. Избирательное законодательство по этому признаку схоже с муниципальным правом, однако в России Муниципальный кодекс до сих пор не принят и вряд ли будет принят в обозримом будущем. Поэтому мы считаем, что в идее разработки Избирательного кодекса России скорее прослеживается политическая, чем юридическая цель. А эту цель можно решить иным образом - внести поправки в существующее федеральное избирательное законодательство и устранить из него нормы, не соответствующие принципам демократического .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44