- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Познавательные УУД структура, содержание, этапы развития у младших школьников
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008195 |
Тема: | Познавательные УУД структура, содержание, этапы развития у младших школьников |
Содержание
Введение Глобальная информатизация общества ставит перед системой образования проблему подготовки подрастающего поколения к самостоятельному принятию решений, воспитанию ответственности за свои поступки, к профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, эффективному использованию ее возможностей. Обучение в школе должно обеспечивать формирование у обучающихся информационной компетенции, умений и знаний, а также способов информационной деятельности, которые будут необходимы в будущем. Помимо этого, образовательный стандарт нового поколения предполагает развитие универсальных учебных действий в течение всего периода обучения в школе. Универсальные учебные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в целеполагании, планировании, самоопределении, прогнозировании, контроле, структурировании и т.д. Одной из эффективных с этой точки зрения образовательных технологий является технология веб-квест. Что такое квест? «Quest» в переводе с английского означает поиск. Кроме того, этим словом принято называть жанр компьютерных игр, в которых главную роль играют сложный сюжет и замысловатые загадки. Образовательный веб–квест (webquest) - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся (обычно в группах), выполняя проблемное задание с элементами ролевой игры. Web-квест можно рассматривать как проект с использованием интернет-ресурсов. Разработка таких веб-квестов осуществляется для максимальной интеграции Интернета в разные предметы на разных уровнях обучения. Ими охватывается отдельная проблема, тема, учебный предмет. Но они бывают и межпредметные. Главная особенность образовательных веб-квестов заключается в том, что вся информация (или ее часть) для групповой или самостоятельной работы учеников находится на разных веб-сайтах в интернете. Веб-квест, являясь образовательной технологией, опирается на таком подходе к обучению, в ходе которого конструируется новый подход. В соответствии с данным подходом, учитель становится координатором, организатором и консультантом учебно-познавательной, исследовательской, проблемно-ориентированной деятельности учащихся. Учитель создает условия для самостоятельной творческой и умственной деятельности учеников и поддерживает их инициативы. Ученики становятся полноправными "соучастниками" процесса обучения, разделяя с учителем ответственность за результат и процесс обучения. В условиях введения ФГОС нового поколения особое внимание в организации образовательных веб-квестов акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов. Метапредметные результаты обучения – это показатели освоения программы основного общего образования. Если достижение предметных результатов осуществляется в ходе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, как и личностных результатов, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, поскольку ученики выбирают ее исходя из своих мотивов и интересов. Среди метапредметных универсальных учебных действий особое значение для младших школьников имеют познавательные УУД, т.к. именно от их становления зависит результативность всего последующего образования человека. Познавательные универсальные учебные действия, которые включают в себя логические и общеучебные действия, а также действия постановки проблем и их решения, готовят школьников к решению любых задач-проблем. Но на современном этапе развития начального общего образования некоторые педагоги высказывают сомнение в возможности одновременного освоения школьниками содержания учебного материала и организации специальной деятельности по формированию УУД. Другие педагоги испытывают некоторые трудности в организации специальной деятельности учеников. Обозначенная проблема по изучению возможностей уроков математики в формировании у детей младшего школьного возраста познавательных УУД одновременно с освоением детьми содержания начального курса математики привели к выбору темы выпускной квалификационной работы: «Веб-квест по математике как средство развития у младших школьников познавательных УУД». Объект исследования – учебно-познавательный процесс в начальной школе. Предмет исследования – особенности формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики, при прохождении веб-квеста. Цель исследования заключается в выявлении особенностей формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики, при прохождении веб-квеста. Гипотеза исследования: формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения математике в начальной школе будет происходить более эффективно, если использовать технологию веб-квеста в процессе обучения. Достичь поставленной цели и проверить выдвинутую гипотезу можно путем решения следующих задач: Изучение методической и психолого-педагогической литературы по данной проблематике. Анализ передового педагогического опыта и выявление педагогических условий формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста на уроках математики. Определение диагностических методик по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста. Разработать собственный веб-квест по математике с целью развития познавательных УУД. Теоретическая значимость работы заключается в аналитическом исследовании различных аспектов данной проблемы. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что были выявлены особенности формирования познавательных УУД младших школьников на уроках математики, а также разработан веб-квест для развития познавательных УУД у учащихся начальных классов. Структура выпускной квалификационной работы определена темой, целью и задачами исследования. Работа включает в себя введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы и приложения. Познавательные УУД: структура, содержание, этапы развития у младших школьников В современных условиях, характеризующихся модернизацией образования и реализацией новых ФГОС, на первое место в образовательных учреждениях выходит проблема формирования у детей младшего школьного возраста познавательных интересов и, соответственно, освоение ими универсальных учебных действий. Актуальность указанной проблемы обусловлена тем, что основная задача по ее решению возложена на педагогов, непосредственно работающих с детьми. При этом отметим, что вопросу подготовки специалистов (педагогов-психологов, педагогов) к данной работе уделяется недостаточно внимания. Информатизация общества приводит к постепенному повышению объема знаний и информации, которой должен владеть каждый индивид, включая школьников. С каждым годом увеличивается «насыщенность» школьной программы. В нее включаются все новые и новые знания о жизни, материи и мире. Некоторые знания со временем устаревают, утрачивая свою актуальность. Поэтому по окончании школы образование, обычно, не прекращается. Возникает тенденция «обучения через всю жизнь». Наряду с изменением и расширением взглядов на мир, происходит изменение и законодательной базы образования. Так, после введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), произошел ряд существенных изменений в образовании на разных ступенях его получения. В качестве основных результатов обучения, в соответствии с данным стандартом, выступают не предметные, а метапредметные и личностные универсальные учебные действия (УУД). Так, школьное обучение направлено на формирование у детей УУД, при помощи которых ученики смогут самостоятельно и продуктивно учиться (т. е. «уметь учиться»). Достичь этой цели можно только посредством активного и сознательного присвоения школьниками социального жизненного опыта. Имеющиеся навыки, умения и знания являются производными соответствующего вида целенаправленных действий, т. е. они производятся, используются и хранятся в тесной взаимосвязи с активными действиями самих школьников [2]. Проблему формирования УУД младших школьников рассматривают в своих работах многие отечественные ученые, приводя разные подходы к данной проблеме. Но в проанализированных нами работах не содержится однозначного решения указанной проблемы. В научных исследованиях авторов приводятся разные техники для развития разных сторон ребенка: внимания, моторики и иных познавательных процессов, но не каждая техника адаптирована к введению ФГОС, что сегодня является наиболее актуальным. В связи с этим, ключевой проблемой нынешней системы обучения младших школьников продолжает оставаться формирование у них УУД [5]. Рассмотрим, как исследуется изучаемый нами вопрос с позиции педагогической проблемы. Проблема формирования и последующего развития познавательных интересов у учеников обладает сегодня повышенной актуальностью. Решение данной проблемы необходимо для того, чтобы построить единую систему обучения детей с опорой на их самообразование и стремление к расширению кругозора и познанию нового. Безусловно, эта задача стоит перед каждым педагогом. Исследованием указанной проблемы занимались такие отечественные ученые как: Давыдов В.В., Эльконин Д.Б., Венгер Л.А., Цукерман Г.А., Гальперин П.Я. и другие. Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), разработанная на базе системно-деятельностного подхода (Эльконина Д.Б., Леонтьева А.Н., Гальперина П.Я., Выготского Л.С.). В ней раскрыты основные закономерности формирования и развития УУД у детей на различных этапах возрастного развития. Наряду с этим, подходы формирования УУД рассматривали такие специалисты, как Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А. и другие. Эти авторы имеют свой профессиональный взгляд на рассматриваемую проблематику [3]. Обратим внимание на еще один важнейший аспект, определяющий формирование познавательных УУД у детей младшего школьного возраста. Это формирование у детей умения учиться. Этим вопросом занимались многие педагоги и психологи, в частности: Рубинштейн С.Л., Маркова А.К., Леонтьев А.Н., Давыдов В.В., Бабанский Ю.К. и другие. Они пришли к выводу, что умение учиться предполагает овладение обобщенными способами действий (общими учебными умениями), способными обеспечить самостоятельное эффективное выполнение учебной деятельности. По мнению Асмолова А.Г., УУД формируются в процессе усвоения учащимися разных дисциплин, запланированных в учебном плане. При этом каждая отдельная тема и каждый изучаемый предмет обладает своими специфическими особенностями формирования УУД, исходя из формы и содержания организации учебной деятельности [1]. Осмоловская И.М. подчеркивает, что в ходе обучения детьми усваиваются познавательные и предметные действия. Можно утверждать, что учебная деятельность (как и любая другая) состоит из нескольких элементов — задач, мотивов, операций и действий. Выделим основные характеристики деятельности обучения, отличающие ее от других: – она ориентирована на освоение учебного материала и на решение учебных задач; – изучение способов действий и научных понятий; – обучение способствует личностному изменению в самих учащихся; – эти изменения происходят в поведении и психике учащихся и зависят от личной включенности в процесс обучения, а также от применения собственных сил и действий [4]. Проводя анализ проблематики формирования познавательных УУД у детей младшего школьного возраста, отметим, что разработан довольно объемный пласт теоретического материала, который может выступать в качестве основы работы педагогов в решении рассматриваемой проблемы. Тем не менее, в настоящее время остро стоит проблема практического внедрения знаний в работу образовательных учреждений. Отсутствуют какие-либо конкретные механизмы работы по решению указанной проблемы. Кроме того, большинство теоретических разработок уже устарели по причине изменившейся ситуации в современной системе образования. Рассмотрим данный вопрос с позиции психологической точки зрения. Понятие об УУД исходит из психологии, поскольку им предваряются изменения в сознании и психике ученика. В целях более качественной оценки и целенаправленного планирования учебных занятий выделяется несколько видов УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (включая саморегуляцию) и личностные. В настоящей работе рассмотрено формирование познавательных УУД, как наиболее значимых и важных для освоения ребенком необходимых объемов знаний. В них входят логические и общеучебные действия, а также действия постановки задач и их решения. Познавательные УУД являются главным фактором достижения успеха в обучении в школе и высшем учебном заведении. Кроме того они влияют на эффективность и развитие разных видов деятельности, самоопределение и самооценку учащихся. Возникает вопрос, что именно включают в себя познавательные УУД? К их числу относятся такие умения: – умение читать и осмысливать тексты различных жанровых и стилевых категорий; – умение производить логические действия для нахождения причинных связей, обобщения, анализа и сравнения; – умение находить и выделять принципиальные отличия в явлениях и предметах; – умение применять базовые понятия, которые изучаются на разных предметах; – умение пользоваться разными знаково-символическими средствами для предоставления информации; – умение творчески решать проблемы, стоящие перед учащимся, умение находить самостоятельное решение [1]. Формирование вышеперечисленных умений в контексте формирования познавательных УУД способствует включению различных видов памяти, развивает у учащегося наблюдательность, способность делать выводы, сравнивать, анализировать. Гальпериным П.Я. была сформулирована теория поэтапного, планомерного формирования понятий и действий. Также ученый выделил несколько этапов формирования УУД, т. е. интериоризации действия: - создание мотивационной основы; - формирование позитивного отношения учащихся к задачам и целям усваиваемого действия, а также к содержанию изучаемого материала. Необходимо понимать, что в процессе формирования познавательных УУД нужно обращать особое внимание на установление связи между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом учеников. Это позволит ученикам легче увидеть, осмыслить и воспринять учебный материал. Итак, конкретизируем содержание познавательных УУД, формируемых на уроках математики: осознание того, что представляют собой свойства предмета – общие, достаточные, необходимые, несущественные, существенные, различные; моделирование; использование знаково-символической записи математических понятий; овладение приёмами синтеза и анализа объекта и его свойств; индуктивное умозаключение; выведение следствий из определения понятия; умение приводить контрпримеры. Важнейшим познавательным УУД является умение решать задачи и проблемы. Усвоение общего приёма решения задач в начальных классах основывается на сформированности логических операций – умении анализировать объект, сравнивать, классифицировать, выделять различное и общее, устанавливать аналогии, осуществлять логическое умножение (мультипликацию), сериацию. По причине сложного системного характера общего приема решения задач указанное УУД можно рассматривать в качестве модельного для системы познавательных действий. Решение задач выступает и средством и целью обучения. Умение ставить задачи и решать их – основной показатель уровня развития учеников, открывающий им путь для овладения новыми знаниями. Таким образом, формирование познавательных универсальных учебных действий, являющихся важнейшим элементом структуры учебной деятельности, считаем главной задачей на начальном, базовом образовании, и от того, насколько они будут сформированы, зависит успешность дальнейшего обучения. Веб-квест как современная технология обучения младших школьников Образовательный квест представляет собой педагогическую технологию, включающую в себя совокупность проблемных заданий с компонентами ролевой игры, для выполнения которых необходимы различные ресурсы (прежде всего, ресурсы Интернета).Разработка квестов осуществляется в целях максимальной интеграции Интернета в разные учебные предметы на различных уровнях обучения в учебном процессе. Ими может охватываться отдельный учебный предмет или проблема, но они также могут быть и межпредметными. Квесты могут использоваться для работы с обучающимися, родителями, коллегами. Но, мало кому известно, каким же образом квесты пришли в образовательный процесс. Можно считать, что первые квесты появились еще в эпоху древних цивилизация и сопровождают человечество всю его историю. Ведь, квест - это головоломка, а головоломки людям приходилось разгадывать во все времена. В разное время люди пытались отыскать клад, зарытый пиратами и оставившими зашифрованную карту или верили, что можно найти сказочное дерево или какой-либо предмет, которые могут принести счастье и т.п. До определенного времени квесты и педагогика существовали параллельно и не были связаны между собой. Революция в этом вопросе произошла благодаря компьютерным технологиям. В педагогику квест-технология пришла из мира компьютерных игр в конце XX века. Компьютерная компания «Sierra» в 90-е годы прошлого века выпустила серию игр King's Quest, Space Quest, Police Quest и т.п., которые пришлись по вкусу геймерам. Все начиналось с квестов, в которых главный герой должен был решить определенную задачу, к примеру, обезвредить дракона. Для достижения этой (или какой-либо другой) цели герою необходимо было выполнить ряд второстепенных заданий (скажем, найти меч или раздобыть снотворное, чтобы усыпить дракона), а выполнение этих задач было в свою очередь сопряжено с рядом следующих действий и т.д. Также по всему миру начали появляться невиданные до этого развлекательные учреждения, где клиентам было предложено попытаться выйти из запертой комнаты, разрешив множество трудных задач. Такие заведения стали называться «эскейп-румами». Таким образом, квесты стали завоевывать сердца людей. Эскейп-рум (Real-life room escape) является видом интеллектуальной игры, в которой игроки заперты в помещении. Выбраться из помещения необходимо за установленное время, попутно решая головоломки, задачи и ища предметы. Некоторые представители жанра могут включать детективный или другой сюжет, чтобы игроки могли погрузиться в уникальную атмосферу. Подобные игры появились из идеи перенесения в реальность браузерного квеста типа escape the room, популярного вначале 2000-х годов (к примеру, Crimson Room). В качестве образовательной технологии термин «квест» впервые был использован в 1995 году Берни Доджем (Bernie Dodge), профессором образовательных технологий американского Университета Сан-Диего. Б. Додж занимался разработкой инновационных приложений Internet для интеграции в учебный процесс при преподавании разных учебных предметов на различных уровнях обучения. Квестом он назвал сайт, который содержит проблемное задание и предполагает самостоятельный поиск информации в интернете. Он определил несколько видов заданий для веб-квестов: - оценка – обоснование конкретной точки зрения; - пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из различных источников в новом формате (рассказ, плакат, презентация); - аналитическая задача – поиск информации и ее систематизация; - проектирование и планирование – разработка проекта или плана на основе заданных условий; - журналистское расследование – разделение фактов и мнений, объективное изложение сведений; - самопознание – абсолютно любые аспекты личного исследования; - компиляция – трансформация формата информации, полученной из различных источников (капсула культуры, капсула времени, виртуальная выставка, книга кулинарных рецептов); - научное исследование – изучение разных фактов, открытий, явления на основе уникальных интернет-источников; - творческие задания – творческая работа в определенном жанре (создание видео, песни, стиха, пьесы); - таинственная история, головоломка, детектив – выводы, основанные на противоречивых фактах; - достижение консенсуса – выработка решения по наиболее актуальной проблеме; - убеждение – склонение на свою сторону нейтрально настроенных людей или оппонентов. Также он предложил использовать ряд критериев, которые позволили бы дать оценку: - письменного текста; - мультимедийной презентации; - творческой и исследовательской работы; - устного выступления; - оригинальности работы и качества аргументации; - навыков работы в микрогруппе и др. Томас Марч предпринял попытки расширения и дополнения определения Берни Доджа, детализировав понятие и представив еще несколько теоретических формулировок, позволяющих еще более глубоко проникнуть в суть технологии квеста. Квест (или веб-квест), - по мнению Т. Марча, - это учебная структура, разработанная и построенная по типу опор, в которой используются ссылки на важные интернет ресурсы и аутентичную задачу для того, чтобы мотивировать учеников к исследованию какой-либо проблемы, имеющей неоднозначное решение. Это развивает умение учеников работать в группе и индивидуально в ведении поиска информации и ее преобразовании в более сложное понимание (знание). Лучшие из квестов достигают это так, что ученики учатся понимать богатство тематических связей. Им становится легче включаться в процесс обучения и размышлять над познавательным процессом. Во многом опираясь на труды Л.С. Выготского Т. Марч считал, что данный вид поисковой деятельности нуждается в «опорах», которые должны быть предоставлены учителем. Под опорами понимается помощь ученикам в том, чтобы они могли работать за пределами их реальных умений. В качестве примера опор могут выступать виды деятельности, помогающие учащимся правильно строить план исследования, вовлекающие их в решение проблемы, направляющие внимание на наиболее значимые стороны изучения. В соответствии с критериями оценки качества квеста, которые были разработаны Томасом Марчем, хороший образовательный квест должен обладать: - интригующим введением; - четко сформулированным заданием, провоцирующим мышление высшего порядка; - распределением ролей, обеспечивающим разные углы зрения на проблему. Учителя всех стран начали пользоваться данной технологией в качестве одного из способов успешного использования Интернета в учебном процессе. Наибольшее распространение данная модель получила в Австралии, Китае, Испании, Бразилии, США и Голландии. В России эта технология только начинает свое распространение. В работах российских ученых не существует единой точки зрения по поводу сущности квеста, что и не удивительно, так как, будучи сравнительно новой технологией в педагогике, квест еще не прошел этап теоретического обоснования. Эта работа только ведется. Проблемой квестов в нашей стране занимаются Андреева М.В., Быховский Я. С., Николаева Н.В. и другие. Педагоги и общеобразовательных школ, и колледжей, и университетов все чаше обращают внимание на квест как инновационную технологию и модель обучения. Разработчик веб-квеста как учебного задания – Б. Додж, занимавший должность профессора образовательных технологий Университета Сан-Диего в Соединенных Штатах. Он определил несколько видов заданий для веб-квестов: - оценка – обоснование конкретной точки зрения; - пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из различных источников в новом формате (рассказ, плакат, презентация); - аналитическая задача – поиск информации и ее систематизация; - проектирование и планирование – разработка проекта или плана на основе заданных условий; - журналистское расследование – разделение фактов и мнений, объективное изложение сведений; - самопознание – абсолютно любые аспекты личного исследования; - компиляция – трансформация формата информации, полученной из различных источников (капсула культуры, капсула времени, виртуальная выставка, книга кулинарных рецептов); - научное исследование – изучение разных фактов, открытий, явления на основе уникальных интернет-источников; - творческие задания – творческая работа в определенном жанре (создание видео, песни, стиха, пьесы); - таинственная история, головоломка, детектив – выводы, основанные на противоречивых фактах; - достижение консенсуса – выработка решения по наиболее актуальной проблеме; - убеждение – склонение на свою сторону нейтрально настроенных людей или оппонентов. Требования к отдельным составляющим веб-квеста и его структура Четкое и недвусмысленное вступление, в котором четко прописан сценарий квеста и главные роли участников. Во вступлении также должен быть описан предварительный план работы и обзор квеста в целом. Центральное задание, которое должно быть понятным, интересным и выполнимым. В центральном задании четко определен конечный результат самостоятельной работы (к примеру, задана серия вопросов, на которые необходимо найти ответы; описана проблема, которую необходимо решить, определена позиция для защиты и указаны другие виды деятельности, направленные на переработку и представление результатов, на основе собранной информации). Перечень информационных ресурсов (в электронном виде - на аудио и видео носителях, на компакт-дисках, в бумажном виде, ссылки на интернет ресурсы, адреса веб-сайтов), необходимых для выполнения заданий. Данный перечень должен быть аннотированным. Описание процедуры работы, которая должна быть выполнена каждым участником квеста при самостоятельном выполнении задания (этапы). Описание параметров и критериев оценки веб-квеста. Критерии оценки будут зависеть от типа учебных задач, решаемых в ходе квеста. Руководство к действиям (описание того, каким образом должна быть организована и представлена собранная информация) представлено в виде направляющих вопросов, организующих учебную деятельность (к примеру, связанных с определением общей концепции, временных рамок, с рекомендациями по использованию электронных источников, представлением "заготовок" веб-страниц и др.). Заключение, в котором суммируется опыт, который ученики получат после выполнения самостоятельной работы над заданиями веб-квеста. Сюда могут включаться риторические вопросы, направленные на стимулирование активности учеников к продолжению своих опытов в будущем. Основные этапы работы над веб-квестом: Начальный этап (командный): Ученики знакомятся с базовыми понятиями по выбранной теме, а также изучают материалы аналогичных проектов. Происходит распределение ролей в команде: от одного до четырех участников на одну роль. Все члены команды должны оказывать друг другу помощь и учить работе с компьютерными программами. Ролевой этап Индивидуальная командная работа, направленная на достижение общего результата. Участники одновременно, исходя из выбранных ими ролей, выполняют задания. Поскольку цель работы не является соревновательной, то в ходе работы над веб-квестом происходит взаимное обучение членов команды умениям работы с интернетом и компьютерными программами. Командой совместно подводятся итоги выполнения каждого задания. Затем участники квеста обмениваются материалами для достижения общей цели, которая заключается в создании сайта. Заключительный этап Команда работает совместно, под руководством педагога, ощущает свою ответственность за результаты исследования, опубликованные в Интернете. По итогам исследования проблемы происходит формулирование предложений и выводов. Затем организуется конкурс выполненных работ, на котором проводится оценка понимания задания, достоверности используемых сведений, отношение используемой информации к заданной теме. Также проводится критический анализ, проверяется структурированность и логичность информации, определенность позиций, подходы к решению проблемы, профессионализм и индивидуальность представления. В оценке результатов участвуют не только учителя, но и ученики. Оценка проводится путем интерактивного голосования или обсуждения. Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные интернет ресурсы. Разработчики веб-квеста как учебного задания – Т. Марч и Б. Додж. Главным преимуществом веб-квестов является использование активных методов обучения. Веб-квест может использоваться как для индивидуальной работы, так и для групповой. При выполнении веб-квестов ученики учатся критическому мышлению, решению сложных проблем на основе анализа обстоятельств и соответствующих сведений, взвешиванию альтернативных мнений, самостоятельному принятию продуманных решений. Благодаря квестам ученики учатся брать на себя ответственность за реализацию своих решений и нередко оказываются в ситуации выбора. Они самостоятельно анализируют каждый шаг (этап) своего учения, ищут причины возникающих затруднений, находя пути исправления ошибок. Ученикам предоставляется право выбирать способы деятельности, выдвигать гипотезы и предложения. Чувство свободы выбора делает деятельность продуктивной, сознательной, осмысленной и повышает ее результативность. В ходе защиты выполненных заданий по веб-квесту ученики реально видят, что по каждой задаче или действию может существовать несколько точек зрения, а не его одна; несколько вариантов решения и совершенно не обязательно, что его вариант решения или точка зрения являются наилучшими и правильными. Учащиеся учатся сравнению, сопоставлению, принятию других точек зрения. В ходе разработки квеста у педагога появляется возможность создавать ситуации, в которых ученикам потребуются навыки поиска, синтеза, обобщения и анализа новой информации, ее передачи и хранения. Благодаря использованию веб-квестов учащиеся становятся более приспособленными к жизни и более самостоятельными. Они учатся ориентироваться в различных ситуациях. Участие в веб-квестах способствует развитию у учеников творческих и познавательных навыков, умения самостоятельного конструирования своих знаний. Ученики учатся ориентироваться в информационном пространстве, у них развивается критическое мышление, навыки информационной деятельности. Благодаря использованию рассматриваемой технологии, у учителя появляется возможность формировать мотивацию учения, творческого осмысления материала и тщательного закрепления знаний. При использовании образовательных Веб-квестов существует как минимум два результата. Первый компонент оценки результата – та видимая часть, которая и является выполненным Веб-квестом. При этом проводится оценка не объема освоенной информации (того, что было изучено), а ее применения в деятельности (как было применено) для достижения поставленной цели. Второй компонент оценки результата заключается в педагогическом эффекте от включения школьников в «добывание знаний» и их логическое применение, т. е. включение их в информационную деятельность. Информационные возможности Интернета просто неисчерпаемы. Здесь можно не только получить любые интересующие сведения, но и поделится собственной информацией с интернет-пользователями со всего мира. На сегодняшний день уже сложно представить работу школьных учреждений без доступа в интернет. Большинство преподавателей осваивают и разрабатывают новые методики обучения, которые в той или иной степени ориентированы на всемирную глобальную сеть. Благодаря информационным технологиям появляется возможность создания новой обучающей окружающей обстановки, в которой учащиеся являются вовлечёнными, способными принимать больше ответственности за свое обучение и конструирование собственных знаний. Главными отличиями веб-квеста от обычного поиска информации являются: наличие проблемы поиск информации по проблеме осуществляется в сети Интернет решение проблемы принимается всеми участниками группы. Таким образом, Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это очень интересный и перспективный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учеников в таком виде проектной деятельности, как Веб-квест, способствует разнообразию учебного процесса, делает его более интересным и живым. Полученный в процессе такой деятельности опыт принесет в будущем свои плоды, так как при работе над данным проектом у учеников развивается целая совокупность различных компетенций, в частности: • использование информационных технологий для поиска необходимой информации, оформления результатов работы в виде веб-сайтов и компьютерных презентаций; • развивается навык публичных выступлений; • развивается навык самоорганизации и самообучения; • развивается навык командной работы (планирование, взаимный контроль, взаимопомощь, распределение функций); • развивается умение находить несколько способов решения проблемной ситуации, ученики учатся определять наиболее рациональный вариант и приводить обоснование своего выбора. Основные типы Веб-квестов: кратковременные - для углубления знаний и их интеграции, рассчитанные на одно-три занятия; долговременные – для углубления и преобразования знаний учеников, рассчитанные на продолжительный период – на четверть или на весь учебный год. Главная особенность образовательных Веб-квестов заключается в том, что вся информация (или ее часть) для групповой или самостоятельной работы учеников находится на разных веб-сайтах. Результат работы с Веб-квестом – публикация работ учеников в виде веб-сайтов или веб-страниц в интернете или локально. Технология Веб-квест при условии ее внедрения имеет ряд преимуществ: Веб-квест дает возможность коллективного творчества, совместного доступа к процессу создания, оценивания, что соответствует требованиям ФГОС; умение работать в группе, проявление творчества, умение планировать свою деятельность, новые формы работы; данная технология мотивирует учащихся, вызывает интерес к познанию большей информации, способствует формированию информационной грамотности. Развивает самостоятельность и ответственность, формирует навыки групповой работы; легче воспринимается материал за счет необычной формы работы; умение работать в группе - взаимовыручка, самоорганизация; новая и незнакомая форма работы. Развивает творческое мышление. Развивает самостоятельность участников. Формирует навыки компетенции учащихся. Формирует навыки публичного выступления; очень хороша технология поиска информации, а когда есть цель, то полученные знания таким образом бесценны; Веб-квест направлен на формирование УУД, соответствует требованиям времени; проблемное обучение, самообучение и самоорганизация, взаимообучение членов команды, реализация креативного потенциала, повышение личностной самооценки учащихся. развивает безграничное творческое мышление. данная технология удовлетворяет всем потребностям современного образования, направлена на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов учащимися. Даже трудный учебный материал можно преподнести ученикам захватывающе. Профессор Берни Додж определил следующие виды заданий для Веб-квестов: - оценка – обоснование конкр....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: