- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Повышение экологической культуры школьников посредством организации активного экотура в нп «нижняя кама».
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K001711 |
Тема: | Повышение экологической культуры школьников посредством организации активного экотура в нп «нижняя кама». |
Содержание
Группа: 55 СЕМАКИНА ВИКТОРИЯ Повышение экологической культуры школьников посредством организации активного экотура в нп «нижняя кама» Оглавление ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОТУРИЗМ 1.1. Методы формирования экологической культуры школьников 1.2. Особенности организации эколого-туристских маршрутов для школьников 1.3. Анализ эколого-туристского потенциала НП «Нижняя Кама» (республика Татарстан) Резюме по 1 главе ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ЭКОМАРШРУТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛЫЙ БОР» (НП «НИЖНЯЯ КАМА») 2.1. Методы и организация исследования 2.2. Направления работы туристско-рекреационного комплекса «Малый бор» с учащимися 2.3. Результаты опроса школьников в целях выявления уровня экологической культуры и заинтересованности в посещении ТРК «Малый Бор» 2.4. Разработка и проведение активного экомаршрута «Путешествие в тридевятое царство» для учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» Резюме по 2 главе ВЫВОДЫ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Актуальность. В ХХ веке кардинально изменяется роль и место человека в мире. Человек начинает осознавать, что он должен выполнить важную биосферную функцию, взять под свой контроль и регуляцию основные биосферные процессы. В 70-х годах XX века возникает наука - социальная экология, которая изучает взаимоотношение между обществом и природой. Центральное место в социальной экологии занимает вопрос о формировании экологической культуры. Формирование экологической культуры предполагает перестройку мировоззрений человека, формирования новой системы ценностей, отказ от потребительского подхода к природе, отношение к ней как к самоценности. Экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении человека достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и обществом. Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из актуальных задач, стоящих перед обществом. В настоящее время туризм предъявляет особые требования к состоянию окружающей среды. Это объясняется главной целью туристской деятельности, которая может быть достигнута при соблюдении определенных условий: сохранение природы; регулирование антропогенных воздействий на окружающую среду; создание экологически эффективных технологий; экологизация всех сфер деятельности; формирование нового экологического мировоззрения людей. Экологическая безопасность является одним из главных факторов, определяющих степень удовлетворенности путешествием, отдыхом, поездкой. Экологические и социально-экологические знания имеют фундаментальное значение и помогают формировать общие принципы поведения и экологической культуры как организаторов туризма, так и самих туристов. Цель формирования экологической культуры школьников состоит в воспитании ответственного, бережного отношения к природе. Достижение этой цели возможно не только в образовательном процессе, но и во внеучебной деятельности, например в организации активного отдыха на природе. Экотуризм как форма активного отдыха в малоизмененные (не тронутые человеком) места, под которыми в первую очередь понимают ООПТ, представленные национальными парками и заповедниками, полезен каждому ребенку. Поэтому проблема повышения экологической культуры школьников становится актуальной не только в рамках системы непрерывного образования, но и в сфере туризма. Степень разработанности темы дипломной работы. Основы экологического туризма рассматриваются такими исследователями как Дроздов А.В., Колбовский Е.Ю., Косолапов А.Б., Самойленко А.А., Сергеева Т.К., Храбовченко В.В. и др. По вопросам социальной экологии и формирования экологической культуры учащихся можно выделить труды таких авторов как Буковская Г.В., Дерябко С.Д., Захлебный А.Н., Зверев И.Д., Маркович Д.Ж., Суравегина И.Т., Петров К.М., Ясвин В.А. Проблема организации туристско-рекреационных комплексов в заповедных зонах и национальных парках выделяется такими авторами как Забелина Н.М., Кулешова Л.В., Прыгунова И.Л., Чижова В.П. и др. Противоречие исследования заключается в несоответствии между потребностью в разработке новых активных экологических туров для школьников в национальные парки и отсутствием данных предложений у турагентсв республики Татарстан. Проблема исследования состоит в решении вопроса разработки новых востребованных экологических туров для школьников в рамках национальных парков в целях повышения у них экологической культуры. Объект исследования – формирование экологической культуры школьников через экотуризм. Предмет исследования – организация активного экотура для детей среднего школьного возраста в НП «Нижняя Кама». Гипотеза исследования заключается в предположении, что разработанный экотур для школьников в НП «Нижняя Кама» позволит: – развить новые направления в детском познавательном активном отдыхе на природе; - повысить уровень экологической культуры школьников посредством получения новых знаний о природе и экологии своего края в интересной интерактивной форме, а также мотивацию в природоохранной деятельности и активном участии в различных экомероприятиях своего региона; – реализовывать в дальнейшем данный экотур на базе турагентств г. городов республики Татарстан в целях популяризации активного детского отдыха на территории заповедных зон республики. Цель исследования – разработать и провести активный экотур для детей среднего школьного возраста в НП «Нижняя Кама». Задачи: 1. Рассмотреть теоретические вопросы формирования экологической культуры школьников через экотуризм; 2. Проанализировать эколого-туристский потенциал НП «Нижняя Кама»; 3. Провести опрос методом анкетирования среди учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» для выявления уровня экологической культуры и заинтересованности в активном экомаршруте в НП «Нижняя Кама»; 3.Разработать и апробировать активный экомаршрут для учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» в туристско-рекреационный комплекс «Малый Бор» (НП «Нижняя Кама»). Методы исследования: * анализ научно-методической литературы; * проектирование; * опрос (анкетирование); * математическая обработка данных. Практическая значимость заключается в том, что разработанный активный экомаршрут для детей среднего школьного возраста в НП «Нижняя Кама» может быть неоднократно реализован на базе турагентств республики Татарстан. Экомаршрут «Путешествие в Тридевятое царство» для учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» прошел апробацию в апреле 2016 г. Данный тур может стать показательным примеров экологического просвещения школьников и эффективного использования НП «Нижняя Кама» в туристско-рекреационных, просветительных и культурных целях. Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов, списка литературы и приложений. Дипломная работа изложена на 80 страницах. Список литературы включает в себя 39 источников. ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ АКТИВНОГО ЭКОМАРШРУТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ В ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «МАЛЫЙ БОР» (НП «НИЖНЯЯ КАМА») 2.1. Методы и организация исследования В работе использовались такие методы исследования: * анализ научно – методической литературы; * проектирование; * опрос (анкетирование); * математическая обработка данных. Анализ научно – методической литературы. Во время исследования нами было изучено и проанализировано содержание … источника по теме исследования. При анализе литературы мы получили информацию об экологическом туризме, экологической культуре и их особенностях. Также выявили и определили эколого-туристский потенциал НП «Нижняя Кама». Проектирование предполагало разработку активного экомаршрута для учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» - детей 10-12 лет, занимающихся велоспортом. Исходя из целесообразности по вместимости транспорта (микроавтобус), удобства прохождения экотропы и возможности активного участия каждого в интерактивном экологически-просветительном путешествии «Тайны волшебного леса» количество человек в группе составило 12 детей и 1 сопровождающий (тренер). Дата экомаршрута была приурочена к Международному Дню Земли (22 апреля). Маршрут был рассчитан на 1 день без проживания. Была определена нитка маршрута из г. Набережные Челны в ТРК «Малый Бор», проезд осуществлялся на микроавтобусе, бесплатно предоставленном ДЮСШ «Яр Чаллы», проезд в одну сторону составил 20 км. Во время проезда с детьми велась познавательная беседа, посвященная Международному Дню Земли. Программа активного экомаршрута «Путешествие в Тридевятое царство» включала следующие составляющие: посещение ТРК «Малый Бор», чаепитие на природе, участие в интерактивной программе «Тайны волшебного леса» со сказочными персонажами, обед в чайном домике, прохождение экологической велотропы, посещение Музея Природы, мастер-класс в гончарной мастерской. В ходе подготовки были разработаны: нитка маршрута, составлена программа экомаршрута, смета, контрольные тексты познавательных бесед. Нитка маршрута «Набережные Челны – Малый Бор» на микроавтобусе, предоставленном ДЮСШ «Яр Чаллы» - составила 20 км. Опрос - анкетирование На первом этапе (март 2016г.) проектирования активного экомаршрута в ТРК «Малый Бор» был проведен опрос методом анкетирования среди учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы», детей от 10 до 12 лет, активно занимающихся велоспортом. Данная категория респондентов была выбрана не случайно, исходя из целесообразности привлечения детей к экотуризму, которые уже ведут активный образ жизни. Опрос проходил в форме анкетирования и тестирования. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Это позволяет в итоге сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа). Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Данный опрос преследовал две цели и состоял соответственно из двух групп вопросов (вопросы см. приложении 1) Математическая обработка данных. Для расчета стоимости экомаршрута и обработки полученных результатов были использованы методы математической статистики по общепринятой методике. Организация исследование. Исследование включает следующие взаимосвязанные этапы: На первом этапе была проанализирована научно-методическая литература по теме исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи, а также были выбраны методы для решения задач. На втором этапе проведено анкетирование и тестирование среди учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы» в возрасте 10-12 лет и их родителей с целью оценки уровня экологической культуры детей и выявления их желания и готовности участия в активном экомаршруте в НП «Нижняя Кама». Третий этап предусматривал разработку экомаршрута, калькуляцию и проведение активного познавательного экомаршрута в ТРК «Малый Бор» в апреле 2016 год. 2.2. Направления работы туристско-рекреационного комплекса «Малый бор» с учащимися Статус национального парка дает возможность сочетания функций охраны и восстановления природных комплексов и использования их в рекреационных, просветительских и культурных целях. Для достижения этих целей в национальном парке в комплексе ведутся работы по нескольким направлениям – это охрана и соблюдение природоохранного режима; лесохозяйственная деятельность; научные исследования и мониторинг природных экосистем; экологическое просвещение населения и организация регулируемого туризма. В НП «Нижняя Кама» важное значение имеет эколого-просветительская деятельность среди населения, основная задача которой показать примеры грамотного отношения к природе, научить понимать ее и ценить, бережно относится и, наконец, понять роль национального парка в сохранении заповедной природы. Экологическое просвещение и пропаганда является важным элементом деятельности национального парка. Расширены контакты с образовательными структурами городов и районов, идет тесное сотрудничество по экологическому образованию с педагогами и учащимися, как в общеобразовательных учреждениях, так и высших. Особое внимание отводится работе со школьниками. На протяжении многих лет национальный парк «Нижняя Кама» ведет работу по проведению экологических экскурсий и тематических занятий с детьми и взрослыми. Посещение экологических троп становится ярким запоминающимся событием для каждого посетителя. Специалисты национального парка, обладая высокой профессиональной подготовкой, становятся частыми гостями на многих природоохранных праздниках, научно-практических конференциях, в экологических лагерях. Наличие экологических троп и Музея природы национального парка «Нижняя Кама» привлекает множество посетителей, желающих стать ближе и подружиться с матушкой-природой, научиться понимать лесных обитателей. С апреля 2015 года сотрудниками отдела науки, экопросвещения, рекреации и туризма встречено более 50 групп экскурсантов. В том числе 1120 человек посетили Музей природы НП «Нижняя Кама». Ребята из всех елабужских школ посетили музейные экспозиции в рамках уроков биологии, пришкольных лагерей. Также гостями стали школьники Бехтеревской, Танайской, Лекаревской и Новокумазанской средних школ. НП «Нижняя Кама» плодотворно ведет сотрудничество с образовательными структурами городов Татарстана по следующим направлениям: - проведение тематических стационарных и передвижных выставок (выставки лучших конкурсных работ, фотовыставки, выставки литературы на природоохранную тему, экспозиции чучельного фонда и т.д.); - лекции на разные природоохранные темы, познавательные экскурсии по территории национального парка «Нижняя Кама», проведение регионального обучающего семинара для педагогов по экообразованию и научно-исследовательской работе; - методическое обеспечение общеобразовательных учреждений; - проведение консультаций педагогов, учащихся средних и высших учебных заведений; - реализация программ совместной деятельности с библиотеками; - участие в семинарах, конференциях, фестивалях, слетах и т.д. - совместное участие с педагогами в проектах; - разработка программ по совместному сотрудничеству. НП ведет также активную работу с общественными организациями: - при НП работает региональное отделение Союза охраны птиц России (СОПР) – «Нижняя Кама», которое ведет деятельность по вовлечению населения в области изучения орнитофауны, защиты и охраны птиц; - деятельность организации «Союз друзей национального парка «Нижняя Кама» - сотрудничество с детскими и взрослыми общественными организациями в рамках проведения природоохранной деятельности (экоотряд «Лесные друзья», «Союз друзей природы», «Союз наследников Татарстана», «Защитники природы», Общество «Охраны природы», клуб любителей природы «Экозаман» и др.). Инфраструктура и разработанные экомаршруты в ТРК «Малый Бор» представлены на рис. 1. Рис. 1. Экологические маршруты ТРК «Малый Бор» Рассмотрим подробнее направления работы ТРК «Малый Бор» с детьми и подростками. 1. Экотропа «Малый бор». Экотропа приглашает школьников совершить путешествие в царство природы. Пройдя пешком по лесной тропинке, можно поближе познакомиться с достопримечательностями Малого бора, узнать много нового и интересного о природе своего региона, подышать свежим воздухом соснового леса, познакомиться с историей края и с деятельностью национального парка. Паспорт экотропы. Местоположение: Елабужский лесохозяйственный участок, Танаевский лес, кв. 8 Географические координаты начала экотропы: N55.77100 E52.15171 Ценные рекреационные объекты: 1. Мемориальное место, связанное с картиной И.И. Шишкина «Святой ключ близ Елабуги» (1872) 2. Святой ключ Пантелеймона Целителя – источник, освященный православной церковью Функциональная зона: особо охраняемая зона Время прохождения маршрута: 45 мин (с остановками) Способ передвижения: пеший Сезонность использования: апрель-октябрь Начало и конец маршрута: «Екатерининская дорога» - Святой ключ Пантелеймона Целителя Протяженность: 1,3 км Предельно допустимая нагрузка: не более 2 групп в день (всего 42 - 48 чел.) Доступность: автодорога (трасса) Елабуга – Набережные Челны Карта-схема экологической тропы представлена на рис. 2. Рис. 2. Карта-схема экологической тропы «Малый бор» В июле 2014 года на территории НП «Нижняя Кама» начал реализовываться проект экологической велотропы «Малый Бор», утвержденный Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Это не просто велотропа, это целый туристско-рекреационный комплекс, который расположен в одном из самых красивых мест национального парка. Его строительство удалось осуществить всего за один год. На реализацию проекта «Малый бор» было затрачено около 6 млн. рублей. Из них 4,2 млн. рублей - это средства Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На эти деньги были построены здания фитобара, сувенирной лавки, смотровая площадка на тропе, беседки для занятий на свежем воздухе, детская площадка. Есть здесь парковка на несколько десятков машин, обустроена часть велотропы до Святого Ключа для пеших, велосипедных, а в зимнее время - лыжных прогулок, закуплены горные велосипеды и лыжи. В 2015 году ТРК «Малый бор» посетило 8000 человек. Детям всех возрастов в ТРК «Малый бор» предлагается активный и познавательный отдых, в том числе и посещение мастер-классов в Тереме мастеров, знакомство с забавными домашними животными. С 2015 года экотропа стала популярной среди посетителей как лыжный маршрут, причем для менее выносливых и самых маленьких туристов создан маршрут, отличный от основного, протяженностью всего 2 км. Для удобства отдыхающих национальный парк построил пункт проката спортивного инвентаря. Зимой дети с удовольствием катаются на снежной горке и в любое время года играют на познавательной интерактивной детской площадке. В чайном домике всех посетителей угощают чаем, блинами и другими лакомствами. За чаепитием можно полюбоваться слайдами о природе и посмотреть фильм о НП «Нижняя Кама». Сувенирная лавка радует искушенных любителей «купить что-нибудь на память». Этот проект рассчитан до 2017 года. НП собирается его расширять и дополнять. Например, планируется завершить обустройство экологических маршрутов «Тропа здоровья» и «Первомайка». 2. Экологический летний лагерь «Лукоморье». Замечательное время с пользой для здоровья могут провести дети разного возраста в палаточном экологическом лагере «Лукоморье», организованном национальным парком «Нижняя Кама» и ООО «Геолайн». Главная задача организаторов состоит в комплексном подходе к организации отдыха детей в условиях лагеря. Работа смены сочетает активный отдых с познавательным в условиях национального парка. Лагерь располагается в живописном уголке Большого Бора на берегу реки Тоймы. Подобные туристические программы устраиваются сотрудниками ООО «Геолайн» и специалистами национального парка на территории Большого бора с 2010 года. Например, в 2015 году лагерь посетило до 40 детей. В первые дни смены ребята осваивают самые первые навыки - установка палаток, разведение костра, преодоление препятствий и оказание первой помощи пострадавшему. Ребята также совершают походы по заповедным местам и экологическим тропам, посещают тематические занятия. Программа пребывания детей в эколагере становится не только эколого-туристической, но и творческой, и спортивной. Обязательная утренняя зарядка, спортивные состязания по волейболу и футболу. В лагере работает рукодельная и театральная мастерские, где ребята учатся шить мягкие игрушки, осваивают навыки плетения амулетов и оберегов. Дети посещают Музей Природы национального парка «Нижняя Кама», где совершают увлекательнейшее путешествие в мир заповедной природы Нижнего Прикамья. В экспозиции музея также представлены экспонаты, изготовленные в гончарной мастерской национального парка. Очень привлекает подростков мастер-класс по раскраске глиняных фигурок. Травница рассказывает ребятам о лекарственных растениях, произрастающих в национальном парке, о полезных свойствах чая из трав, а также угощает ароматным напитком с вкусными угощениями. В завершение палаточного лагеря обычно организуется экологический десант. Соприкоснувшись с миром заповедной природы, ребята чувствуют себя друзьями национального парка. За время смены работники «Нижней Камы» подготовили много интересного и познавательного: экскурсия в музей природы национального парка и в урочище Красная горка, орнитологическая экскурсия, мастер-класс по природной фотографии, викторины и конкурсы. Активное развитие получило спортивное и туристическое направление. Тут, прежде всего, следует упомянуть соревнования по технике пешеходного туризма, которые организовывают специалисты из центра детско-юношеского туризма и экскурсий «Юлдаш» (Елабужский муниципальный район РТ). Прохождение туристической полосы препятствий на скорость устраиввается отдельно для старшей и младшей возрастных групп ребят. Победители получают наградные грамоты. Кроме того, туристы из «Юлдаш» предоставляют возможность пострелять из лука и пневматического оружия. Спортивно-физкультурная жизнь лагеря достаточно насыщенная: ежеутренняя зарядка, турнир по пионерболу, лапта, вечер забытых игр, сабантуй. Конечно же, отводится время и отрядным кострам с песнями и разговорами, и вечерним конкурсам, и даже нескольким квестовым играм. 3. Экологические праздники и конкурсы Туристско-рекреационный комплекс «Малый бор» стал хорошим подспорьем при проведении экологических акций и праздников народного календаря. Здесь успешно прошли «Ярмарка мастеров народного промысла» (региональный семейный конкурс-выставка декоративно-прикладного творчества), «Украсим ёлочку в лесу» (республиканский конкурс на лучшее ёлочное украшение), «Новогодняя сказка», «Хеллоуин в Тридевятом царстве», «Экологическая масленица», «Праздник валенка». Например, с 15 декабря по 15 января 2016 в Тридевятом царстве проходила новогодняя программа «Перезаморозка» (цена билета - 800 рублей). В стоимость входило: театрализованное сказочное представление в «Волшебном лесу» рассчитанное на 1,5-2 часа, подарок от Деда Мороза, посещение мини-зоопарка. Осенью проводятся такие праздники как Осенний маскарад, День учителя. Летом – Яблочный Спас, конкурс детских рисунков «Дары лета», который проходит ежегодно по 4-м возрастным категориям (от 6 и до 18 и старше лет). 4. Экологические акции. «Марш парков» – международная акция по оказанию поддержки особо охраняемым природным территориям (ООПТ) России и сопредельных стран. Цель «Марша парков» – привлечение внимания властей, средств массовой информации, бизнеса и всего общества к проблемам ООПТ, оказание им реальной практической помощи, пробуждение в сознании соотечественников чувства гордости за наше природное и культурное достояние. Во время «Марша парков» заповедники, национальные парки, а также другие природоохранные, неправительственные и образовательные организации инициируют и проводят круглые столы, пресс-конференции, дни открытых дверей, публикации в прессе, трансляции радио- и телепередач, детские экологические мероприятия, тематические выставки, акции волонтерской помощи и сбор благотворительных средств в поддержку охраняемых природных территорий. Ежегодная экологическая акция «Марш парков» - акция для широкого круга участников. В организации мероприятий помимо работников НП принимают участие: специалисты библиотек, домов культуры, участники детских и студенческих экологических движений, волонтеры, спонсоры и просто любители природы. Шесть тысяч человек приняли участие в акции в 2015 году. В экологических десантах приняли участие 400 волонтеров, в основном это школьники, студенты и педагоги г. Набережные Челны и Елабуга. В День Земли 22 апреля по своему традиционному маршруту в г. Набережные Челны прошел «Экологический» трамвай, украшенный красочными детскими рисунками и плакатами на тему охраны родной природы. Девиз акции «Марш парков – 2016»: «Природе важен каждый. Сохраним биологическое разнообразие!» Сотрудниками НП «Нижняя Кама» ежегодно проводятся следующие акции: - «Белая берёза» (апрель-май) (патрулирование, СМИ, конкурсы, беседы, изготовление и распространение агитлистовок); - «Первоцветы» (апрель-май) (конкурсы, СМИ, распространение листовок, познавательные экскурсии, беседы, игры); - День охраны окружающей среды (5 июня) (СМИ, проведение мероприятий совместно с образовательными учреждениями, участие в экологическом слете, выступление агитбригад, лекции, показ фильмов об ООПТ); - «Муравейник» (июнь-июль) (конкурсы рисунков, листовок, информация в СМИ, экскурсии к муравейнику, огораживание муравейников, беседы с детьми); - «Дым в лесу» (апрель-октябрь) (изготовление пресс-релизов, беседы, встречи с сотрудниками, информация в СМИ); - «Чистый лес» (апрель-октябрь) (организация экодесантов по расчистке родников, лесных массивов территории НП, распространение агитлистовок, лекции, информация в СМИ); - «Птицы» (в течение года по этапам: весенний, летний, осенний, зимний): Весенний этап (День Птиц, месячник встречи птиц, Весенние дни наблюдений птиц (1-10 мая); Летний этап (операция «Тише! Птицы на гнёздах!», летние наблюдения за птицами); Осенний этап (Праздник День Журавля (1-е воскресение сентября), Всемирные Дни наблюдений птиц (первые выходные октября), акция «Покормите птиц зимой» (конкурс кормушек, распространение листовок, пресс-релизов и т.д.); Зимний этап (Акция «Покормите птиц зимой!» - зимняя подкормка птиц, зимние учеты птиц, наблюдения за птицами); - «День заповедников и национальных парков» (14 октября) (информация в СМИ, проведение мероприятия «Национальный парк – жемчужина Татарстана», показ фильма о НП, беседы, викторины) - «Ель» (декабрь) (проведение конкурсов, раздача агитлистовок в защиту живой ели, беседы, экологические уроки, информация в СМИ, творческие представления по теме и т.д.); - Программа «Юный рейнджер» (июнь-август) (совместная деятельность с загородными и пришкольными лагерями, проведение экологических игр, познавательные экскурсии по территории парка, проведение конкурсов, помощь в очистке леса от бытового мусора, помощь в обустройстве экотроп, проведение исследовательских работ совместно с сотрудниками НП и т.д.). 5. Программы в Музее природы. В экопросветительной деятельности НП «Нижняя Кама» большая роль отводится активной работе Музея природы, организованного в 2009 году. Школьники всех возрастов являются наиболее активными посетителями Музея. Именно со школьного возраста формируются азы экологической культуры у детей, т.е. осознанно-правильное отношение к животному и растительному миру. Научить детей видеть красоту прироы, воспитать любовь к ней и желание беречь ее – вот основные задачи, которые ставят перед собой специалисты Музея. На базе Музея природы проволдятся разнообразные формы эколого-познавательной деятельности: экскурсии тематические иобзорные, музейные занятия, экологические праздники, лекции, мастер-классы, выставки, конкурсы, встречи с интереными людьми. Особой популярностью пользуется эколого-познавательная программа «В мире животных», которая направлена на формирование экологической культуры, привлечение внимания подрастающего поколения к проблемам охраны и защиты животного мира НП; воспитания позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения на природе. Данная программа была введена в практику с 2011 учебного года. С 2011 года тематические занятия посетили более 11 тыс. чел. Программу занятий, стоимость и фото см. в Приложении 1. 6. Ремесленная мастерская гончарного искусства. Не менее интересен проект «Гончарная мастерская». С 2014 года НП стал сотрудничать с опытными мастерами гончарного дела. Рядом с родником Параскевы Пятницы им выделили пустующий лесной кордон. На первом этапе была разработана обширная и очень интересная программа, в рамках которой уже реализованы несколько выставок, где мастера смогли принять участие со своими глиняными изделиями; проведены ознакомительные мастер-классы в дошкольных учреждениях; изготовлены выставочные образцы гончарных изделий для Музея Природы и сувенирная продукция с символикой нацпарка. В дальнейшем планируется на месте старого кордона создать небольшой уютный комплекс с музеем, павильоном, беседкой для приема посетителей и организации мастер-классов, а также всей необходимой инфраструктурой для туристско-экскурсионного комплекса. 7. Сказочная инсталляция «Тридевятое царство» Национальный парк подписал договор о сотрудничестве с культурно-развлекательным центром «Каляда». Для детей дошкольного и школьного возраста подготовлена культурно-познавательная программа «Тридевятое царство». Созданы инсталляции к русским народным сказкам и разработаны программы тура с использованием сказочных персонажей с экопросветительским уклоном. В настоящее время совместными усилиями с КРЦ «Каляда» НП продолжает развивать различные направления в туристско-рекреационном комплексе. Инфраструктура «Тридевятого царства» включает в себя: * Волшебная тропа сказок 2D; * Царское подворье (мини-зоопарк); * Велопрокат; * Сказочные герои; * Сказочная детская площадка; * Сувенирная лавка; * Терем мастеров; * Кафе «Чайный домик». Всех посетителей ждет увлекательное путешествие по «Волшебному лесу». Экскурсионная учебно-познавательная программа «Волшебный лес» - это хорошо зарекомендовавшее себя мероприятие. В ходе экскурсии по экологической лесной тропе посетители узнают много нового о лесных обитателях, о представителях редкой флоры и фауны нашего края. Для особо увлеченных полезна становится информация об уникальных растительных сообществах Малого Бора. Гости «Волшебного леса» становятся участниками викторины, конкурсов, интерактивных игр. Самые активные участники получают призы. Летом гостям предлагаем культурно-познавательную театрализованную программу «По неведомым дорожкам…». Это приглашение в страну, где живут настоящие сказочные герои: Илья Муромец, Баба-Яга, Старик Хоттабыч, Аладдин и красавица Жасмин. Гости «Тридевятого царства» совершают прогулку по волшебному лесу, принимают участие в интерактивных командных играх и пробуют угощение из настоящей русской печи. В экскурсионной экологической программе «В гостях у Малого Бора» задействован обустроенный велосипедный маршрут «Малый бор». Старинная Екатерининская дорога, вымощенная природным камнем, говорит об историческом прошлом купеческой Елабуги. Лесная тропа проводит через сосновый лес к Святому Ключу целителя Пантелеймона, запечатленному еще в 1886 году И.И. Шишкиным на картине «Святой Ключ близ Елабуги». Экскурсионная программа изобилует интересными фактами о жизни древних людей в Ананьинскую эпоху, об истории торфодобычи и лесозаготовок в Малом Бору во время Великой Отечественной войны. Особо наблюдательные смогут увидеть многочисленных представителей фауны торфяного болота и леса в целом. Святой Ключ каждому испившему целебной водицы дарит радость. А самые смелые путешественники смогут окунуться в хрустальной чистоты воды родника. Для этого на роднике есть благоустроенная купель. Длительность каждой из программ - не более двух часов. У всех посетителей остается время на посещение сувенирной лавки, домашнего минизоопарка, «Терема мастеров», где можно принять участие в мастер-классах по изготовлению игрушек и сувениров. Для каждого участника предусмотрено угощение в «Чайном домике». 2.2. Результаты опроса школьников в целях выявления уровня экологической культуры и заинтересованности в посещении ТРК «Малый Бор» На первом этапе (март 2016г.) проектирования активного экомаршрута в ТРК «Малый Бор» был проведен опрос методом анкетирования среди учащихся ДЮСШ «Яр Чаллы», детей от 10 до 12 лет, активно занимающихся велоспортом. Данная категория респондентов была выбрана не случайно, исходя из целесообразности привлечения детей к экотуризму, которые уже ведут активный образ жизни. Опрос проходил в форме анкетирования и тестирования. Анкетирование – метод множественного сбора статистического материала путем опроса испытуемых. Анкета может быть рассчитана на получение материала, касающегося или непосредственно испытуемого, или третьего лица. По содержанию анкета должна охватывать только определенную проблему. Это позволяет в итоге сделать не только количественный, но и качественный анализ. По форме вопросы могут быть: закрытыми (с приведением полного набора вариантов ответов); открытыми (не содержат подсказок и не «навязывают» вариант ответа). Тестирование – исследовательский метод, в основе которого лежат определенные стандартизированные задания. Данный опрос преследовал две цели и состоял соответственно из двух групп вопросов (вопросы см. приложении …) Анкета содержала 10 вопросов, направленных на выявление потребности в активном отдыхе на природе, желании посетить ТРК «Малый Бор» и Музей природы, принять участие в эколого-просветительных мероприятиях. А также определялась степень владения навыками велосипедной езды и общей физической подготовки в целом. Цель – выявить готовность и потребность участия в активных экомаршрутах. Тест «Природа родного края» – оценивал уровень экологической культуры респондентов по следующим критериям (тестовые задания см. в приложении…): - знания о природе родного края; - умения выживания в природе; - культура и правила поведения в лесу; - навыки ухода за растениями и животными; - степень готовности практического участия в природоохранной деятельности и экоакциях. Цель – определить уровень экологической культуры учащихся. Также было проведено анкетирование родителей (см. Приложение 2) с целью выявления степени приобщения ребенка к экологическим ценностям, бережному отношению к природе, сформированных в семье. Исследование проводилось на базе ДЮСШ «Яр Чаллы» в марте 2016 года. В эксперименте приняли участие дети в возрасте 10-12 лет в количестве 30 человек. Данные представлены в таблице 1. Таблица 1 Количество и п....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: