VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование экологической культуры младших школьников средствами этнопедагогики

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000724
Тема: Формирование экологической культуры младших школьников средствами этнопедагогики
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ   

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

«АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет педагогики и психологии

Кафедра естественно-математических дисциплин и методики
их преподавания в системе дошкольного и начального образования

050400.62  Психолого-педагогическое образование

                                             «УТВЕРЖДАЮ»
                                             Заведующий кафедрой
_____________  Б.Х.Панеш
 «____»   __________   2015 г.

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (БАКАЛАВРСКАЯ) РАБОТА

По направлению подготовки  ВПО
050400.62 Психолого-педагогическое образование

    Формирование экологической культуры младших школьников средствами этнопедагогики



Руководитель			_____________         доцент Панеш Б.Х.
Рецензент			        _____________         доцент    Багова Л.Л..
Студентка  3 спец. курса                                         Марина Римма Юрьевна


Майкоп, 2015 г.


Глава 1. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников
1.1. Понятие экологической культуры
     
     Экологическая культура человека проявляется в его отношении к природе, в умении общаться с ней. Формирование этой культуры - длительный процесс, который обычно начинается в семье и продолжается в школе за ее пределами. Достижение этой цели возможно при условии систематической работы школы по формированию у учащихся системы научных знаний, направленных на познание законов природы и общества, процессов и результатов взаимодействия человека, общества и природы, при сформированности у детей потребности в общении с природой и готовности к природоохранительной деятельности. 
     Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы; гармоничность сосуществования человеческого общества и окружающей природной среды; целостный механизм человека и природы, реализующийся через отношение человеческого общества к окружающей природной среде и к экологическим проблемам в целом.
     А сама этнопедагогика вносит огромный вклад в формирование экологической культуры. Экологическая культура – это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов. И поскольку человек часть природы, его жизнь неразрывно связана с окружающей средой. Посредством народной педагогики воспитывается здоровое отношение ко всему, что окружает человека от рождения до смерти.
     Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране. В настоящее время сложилась такая ситуация, что старшее поколение было лишено возможности овладеть основами экологических знаний, и поэтому основная тяжесть ложится на плечи школы, а в частности учителей. 
     Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе. На уроках «Окружающего мира» у учащихся формируются убеждения, что природа - целостная саморегулирующаяся система. Важное звено - изучение и понимание экологических законов и закономерностей существования, формирования биологических систем всех уровней. 
     В формировании мировоззрения личности важную роль играет окружение ребенка, социальная и культурная среда, а также его особенный взгляд на мир с самого раннего возраста.
     Формирование личности, ее социализация связанны с социальным воспитанием. Эта забота общества о своем подрастающем поколении. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в данном обществе. Социальное воспитание связано с образованием, просвещением, обучением и самообразованием ребенка. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования экологической культуры влияют: 
- природа и родной язык;
- общение в семье, в школе, окружающая среда;
- средства массовой информации, искусство, литература;
- образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
     Учёными Г.Н. Аквилевой, З.А. Клепиной разработаны основные принципы формирования экологической культуры:
- принцип природосообразности – изучение задатков и способностей ребенка, содействие в их развитии, необходимо также учитывать национальную культуру, традиции и родной язык ребенка;
- принцип социальной ответственности общества – за реализацию человека в творчестве, приобретении знаний, удовлетворение в общении;
-  гуманности, учитывающий индивидуальность каждого ребенка. 
     Процесс формирования экологически культурной личности можно разделить на такие составные части как теоретическая и практическая [3, с.65].
     Основными компонентами теоретической части должны стать: экологические знаний, экологическое мышление. Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
     - иметь правильное определение и характеристику около 100 терминов и понятий, широко используемых в современной экологии: экология, биосфера, ноосфера, природопользование, естественные (природные) ресурсы и т.д.;
     - знать о жизни и трудах ученых и общественных деятелей, внесших наибольший вклад в становление и развитие экологии, как Вернадский В.И., Геккель Э., Кэнон У., Моисеев Н.Н., Зюсс Э., Одум Ю. и др.;
     - знать организации, движения и общества, которые занимаются природоохранной деятельностью: Всемирный фонд дикой природы, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), Римский клуб, Гринпис, Каспий табигаты и др.; 
     - знать природу своего родного края, а именно: местные природные условия, природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, животных, климат и т.д.;
     - местные охраняемые природные объекты;
     - животных местной фауны;
     - местных птиц;
     - виды рыб местных водоемов;
     - лекарственные растения местной флоры;
     - памятники культуры местного и республиканского значения [6, с.36].
    Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
     Почему в лесу нужно соблюдать тишину? Что будет, если мы начнем рвать цветы и ловить бабочек? Дети активно начинают рассуждать и пытаются анализировать свое поведение и его последствия. Конечно, в их рассуждениях встречаются и ошибки, но и это тоже результат, т.к. идет поиск выхода из моделируемой ситуации. Такие проблемные ситуации помогают при переходе к практической основе – идет обучение экологически оправданному поведению на отдыхе и чувству любви к природе [6, с.37].
     Л.И.Егоренко считает, что поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе, обобщение или избирательность к природе; сознательное или несознательное отношение к природе.
     Экологически культурная личность при познании природы и общения с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы [9, с.118].
     Чувство любви к природе формируется через восприятие мира природы, что включает эстетический уровень восприятия природы; отзывчивость на жизненные проявления природных объектов; эстетическое освоение природы; познание мира природы с обработкой получаемой информации; практическое взаимодействие с миром природы. Личность, обладающая всеми компонентами экологической культуры, при общении с природой может дать психологическую и эмоциональную оценку ее восприятия, вызывая у себя определенные чувства по отношению к миру природы (положительные, отрицательные, нейтральные), тем самым воспитывая у себя любовь к природе [21, с.21]. 
     Для того чтобы у экологически культурной личности возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных реакций (факторов) мира природы [20, с.65].
     Считаем, что именно они вызывают у человека определенные эмоциональные и психологические ощущения. Но для их возникновения и оценки должны быть отложены «механизмы обработки» полученных реакций мира природы. 
     Т.И. Тарасова, Л.П. Симонова считают, что чувства экологически культурной личности под воздействием природы определяют направление и характер формирование экологического мышления и поведения и делают внутренние более содержательными экологические знания. Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможно друг без друга. У личности, обладающей экологическими знаниями, мыслящей и действующей экологически целесообразно, проявление чувства любви к природе гораздо глубже и прочнее.
     Любая деятельность может при определенных условиях способствовать экологическому становлению личности. Так народная педагогика, являясь эффектной деятельностью по формированию экологической культуры, должна стать источником экологической культуры школьников. Эта деятельность богата не только содержанием учебного материала, через который осуществляется приобретение опыта людей, овладение экологическими знаниями; но и содержит в себе больше возможностей для организации и построения опыта практических взаимодействий детей.
     Человек познает мир на протяжении всей своей жизни. В созидании целостности личности, культуры окружающего мира огромную роль играет образование. Особенностью экологического образования было то, что оно появилось в виду жизненной необходимости всех людей на планете [19;22].
     
     1.2.Этапы формирования экологической культуры у младших школьников
     Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: 
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо); 
- выполнения предложенных учителем правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; 
- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках и т.д.; 
- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней [25, с.45].
     Можно выделить следующие показатели сформированности экологической культуры ребёнка на первой ступени начальной школы: 
- ребёнок проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо - плохо; 
- с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности; 
- эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т.п.); 
- старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок и др.; 
- проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям; 
- пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда природе [25, с.50].
     Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Школьники  переходят от простого наблюдения – к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо), соотносить свои действия и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу. Важно, чтобы  школьники были вовлечены в созидательную деятельность взрослых.
     Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются: 
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать; 
- участием в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.);
- общением с представителями животного и растительного мира;
- выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом [25, с.52].
     На третьем этапе личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: участие в общественных делах по охране природы, стремление к познанию законов природы, бережное отношение к представителям животного мира, забота о них. 
     О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям: 
     - представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; 
     - умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой;
     - расширение опыта ребенка в экологически ориентированной деятельности [25, с.54].
     Четвертый этап. Это анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. Осознанное соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенная забота о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества. 
     Показатели сформированности экологической культуры на четвертом этапе: 
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира; 
- доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребенка оказать помощь нуждающимся в ней [25, с.58].
     Как отмечает Т.И. Тарасова, в систему экологических знаний входят два блока:
     1. Блок опорных экологических знаний:
     а) знания о предметах и явлениях природы, их свойствах и многообразии, о связях между ними, то есть весь комплекс знаний об окружающий среде, обо всём, что окружает человека, что составляет понятие «природа»;
     б) экологические знания о биологических системах (лес, луг, водоём и другие), о взаимоотношениях организмов со средой их обитания, о приспособлениях к ней, взаимоотношениях организмов друг с другом и человеком;
     в) знания о ценности, значимости изучаемых объектов в жизни природы и человека;
     г) знания о труде людей по использованию природных богатств.
     Блок опорных экологических знаний изучается младшими школьниками в курсе окружающего мира, что создаёт необходимые условия для изучения другого блока знаний, собственно природоохранительных, не только в курсе окружающего мира, но и при изучении других предметов.
     2. В блок собственно природоохранных знаний входят:
     а) знания об объектах охраны. Эта группа включает в себя знания о широко распространённых растениях и животных родного края, при изучении которых младшие школьники должны прийти к выводу, что любой живой организм нуждается в защите; виды растений и животных родного края, которые становятся редкими; исчезающие, находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и животных;
     б) знания о мотивах охраны растений и животных. Сюда относятся: экономические мотивы («мотивы пользы»), эстетические мотивы («мотивы красоты»), гуманистические мотивы («мотивы доброты»), гражданские мотивы охраны природы, санитарно-гигиенические мотивы («мотивы здоровья»);
в) знания о мерах охраны природы. Эта группа знаний включает знания о законах и постановлениях в области охраны природы, знания о рациональном использовании природных богатств в трудовой и хозяйственной деятельности человека, знания о нормах и правилах поведения людей в природе, знания об охране редких растений и животных, среды их обитания, знания о формах охраны природы, в которых принимают участие школьники, о содержании природоохранительных работ учащихся, способах и правилах их выполнения [38;17].
     Как уже отмечалось, содержание знаний об окружающей среде и экологических взаимодействиях в начальной школе представляет собой несколько содержательных линий.
     Первая содержательная линия «Биосфера – глобальная экосистема» подводит учащихся к выводу, что планета Земля - наш общий дом, что в этом доме есть все, необходимое для жизнедеятельности организмов.
     Выпускник начальной школы должен знать: планета Земля - наш большой дом, дом всего человечества; Солнце - источник жизни на Земле; основные группы живых организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры); влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры).
     Вторая содержательная линия «Экосистемы элементарные» раскрывает жизнедеятельность и взаимодействие живых организмов в естественной природе, в конкретных местах их обитания - в природных сообществах (в лесу, на лугу, в пресных водоемах), в искусственных сообществах (в поле, саду, огороде).
     Младший школьник должен знать: разнообразие организмов в экосистемах (природных сообществах) своей местности, связи между ними (примеры); основные среды обитания живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры); искусственные сообщества своей местности и их отличия от естественных природных сообществ; значение домашних животных и культурных растений в жизни человека, условия их выращивания и необходимость ухода; основные растения поля, сада, огорода и виды домашних животных; организмы, приносящие ущерб хозяйству человека и некоторые меры борьбы с ними (например, прополка).
     По третьей содержательной линии «Человек и человечество в экосистемах Земли» младший школьник должен знать: биосоциальную сущность человека; связи человека с окружающей природной и социокультурной средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека; разносторонние связи людей с окружающей средой; позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе; о необходимости сохранения благоприятной окружающей среды.
     В своей работе под экологическими знаниями мы понимаем знания о разнообразии живых организмов планеты Земля, об условиях жизни, о приспособлении живых организмов к условиям существования, естественных и искусственных сообществах; знания о человеке, об условиях его жизни и связи с окружающей средой.
     Все знания неразрывно связаны с процессом их формирования. Процесс формирования знаний осуществляется в определённой последовательности. И.А.Сорокин выделяет следующие этапы, по которым осуществляется движение учащихся от незнания к знанию:
     1) постановка вопроса перед учащимися и осознания ими познавательных задач, создание необходимой обстановки и стимулов к учению;
     2) восприятие учащимися нового материала в различных формах и из различных источников;
     3) осмысление воспринятого материала, образование обобщений, формирование научных понятий, усвоение законов;
     4) закрепление и совершенствование приобретенных учащимися знаний;
     5) применение знаний;
     6) анализ результатов обучения, проверка усвоения учащимися знаний.
     
Выводы по первой главе
    Проанализировав данные научных источников по теме исследования, мы пришли к выводам о том, что экологическая культура — часть общечеловеческой  культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы. Содержание работы по формированию экологической культуры учащихся включает деятельность учителей, родителей и самих детей по овладению системой знаний о взаимодействии природы и общества, по выработке экологических ценностных ориентаций, норм и правил поведения в отношении к природе, умений и навыков по её изучению и охране.
     Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, во внеклассной работе. Педагогу следует помнить, что на ребенка в процессе формирования экологической культуры влияют природа и родной язык, общение в семье, в школе, окружающая среда, средства массовой информации, искусство, литература, образ жизни самого ребенка, его стремления, планы, роль, которые он выполняет в микросреде.
     Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. Экологически культурная личность при познании природы и общения с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. 
     Когда ребенок приходит в 1 класс, то у него уже есть базовый уровень в развитии экологической культуры, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт: 
- наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо – плохо).
     Во 2 классе ребенок поднимается на новую ступень в развитии своей экологической культуры. Важно, чтобы  школьники были вовлечены в созидательную деятельность взрослых.
     Показатели сформированности экологической культуры у младших школьников на втором этапе дополняются: 
- интересом ребенка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать; 
- участие в той или иной деятельности вместе с взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества (субботники, сбор природного материала, и др.).
     На третьем этапе личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: участие в общественных делах по охране природы, стремление к познанию законов природы, бережное отношение к представителям животного мира, забота о них. 
     О показателях сформированности экологической культуры ребёнка на третьей ступени начальной школы можно судить по следующим проявлениям: 
- представление детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности; 
- умение оценивать результаты взаимодействия людей с природой.
     Четвертый этап. Это анализ наблюдений за состоянием окружающей среды и посильный вклад в улучшение её состояния. 
     Показатели сформированности экологической культуры на четвертом этапе: 
- соблюдение правил поведения в окружающей среде вошло в привычку; ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды; 
- выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира.


Глава 2. Применение  форм, методов и средств этнопедагогики в формировании экологической культуры младших школьников
     
     2.1. Этнопедагогические знания и их роль в формировании экологической культуры младших школьников
     
     Развитие человечества характеризуется наличием глубоких противоречий между обществом и природой, вызвавших тяжелый социально-экологический кризис. В связи с этим усиливается значимость огромного опыта жизни многих поколений людей. Богатейшая, но пока еще всерьез не востребованная философская мудрость, этнопедагогические, этнопсихологические и этноэкологические знания народов, которые собраны в различных источниках, недостаточно используются в практике учебно-воспитательной работы. 
     И.А. Шоров утверждает, что этнопедагогика - наука о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, о морально-этических и экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде. Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Он испокон веков вырабатывал самобытный нравственный уклад духовной культуры [27, с.65].  
     Необходим поиск такой системы методических подходов, приёмов, средств и форм работы, которая способствовала бы формированию экологической культуры младших школьников, включающих бесценный опыт народных традиций.
     К таким методическим подходам следовало бы отнести:
     - изучение богатства содержания экологических традиций разных народов;
     - систематическое, целенаправленное обращение к содержанию народных традиций;
     - раскрытие содержания нравственных понятий через народные экологические традиции;
     - интериоризацию учащимися экологических ценностей своего народа;
     - индивидуальную и коллективную природоохранную деятельность и др.
     Этнопедагогические знания стали основой экологических знаний, навыков и передаются из поколения в поколение посредством механизма преемственности традиций, обрядов, обычаев и праздников. 
     Базисом формирования экологической культуры школьников являются систематизированные этнопедагогические знания, которые необходимо использовать в учебно-воспитательном процессе. Этнопедагогические знания - это результат умственной и познавательной деятельности ученика, выраженный в усвоении основных понятий народной педагогики, отражающихся в его сознании. 
     Ученик получает и усваивает этнопедагогические знания на уроке из учебников, дополнительной литературы, из средств массовой информации, Интернета, от родителей, окружающих его людей [2, с.16]. 
     Афашагова Аминат Амербиевна, к.п.н., доцент, Иванова В.Р., студентка факультета педагогики и психологии ГБУ ВПО РА «Адыгейский государственный университет», в своей работе изложили о нижеследующем:
     «Проведенный анализ позволил выделить и систематизировать средства этнопедагогики, способствующие воспитанию адекватно нравственного отношения к экологии, которых мы объединили в следующие группы:
     а) средства материальной культуры (природа, деятельность, ее результаты); 
     б) средства духовной культуры (слово, общение, фольклор, религия, искусство);
     в) средства соционормативной культуры (традиции, обряды, праздники, игры).
     Представляется, что экологическое воспитание младших школьников будет осуществляться успешно, если при организации целостного педагогического процесса используется опыт этнопедагогики и в практику педагогической деятельности внедряются средства этнопедагогики.
     В рамках совместной деятельности «Школа-ВУЗ» разработан проект инновационной модели формирования экологической культуры младших школьников на основе этнокультурного опыта, предусматривающий три блока направлений: когнитивный блок, включающий познавательно-исследовательскую деятельность младших школьников в рамках проектной методики; практико-ориентированный блок, предусматривающий практическую деятельность младших школьников (совместно с субъектами структурного компонента) по сохранению, восстановлению и охране природы своего региона, как «зоны жизнедеятельности», отвечающего критериям здоровья для всего живого и удовлетворения материальных, духовных и эстетических потребностей человека; досуговый блок направлен на познавательно-игровую деятельность младших школьников (Эко-знаки, Экологический светофор (И. Цветкова), изучение экологических сказок, псевдотестов), туризм, походы и др.» [2, с.4].
     Каждый из обозначенных блоков содержит ряд проектов экологической направленности, которые классифицировались на основании его направленности, взаимозависимости с другими проектами, по результату, форме и методам организации обучения. При этом в процессе использования проектов особое внимание обращалось на наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы-задачи, требующей интегрированного знания; практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность учащихся; наличие этапов; использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий; определение проблемы и задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов; сбор, систематизацию и анализ полученных данных; оформление результатов [25, с.76].
     Формирование экологической культуры средствами этнопедагогики представляют собой совокупность экологических идей, народных и нравственно-экологических понятий, интеллектуальных и практических умений и навыков, опыта творческой природоохранительной деятельности. Оно системно детерминировано и определяется многими факторами, в том числе достижениями народных знаний. Реализация системной дифференциации выдвигает определенные требования к учебным программам по формированию экологической культуры средствами этнопедагогики.
     Важнейшие из них следующие:
     1) Обучение экологической культуре должно начинаться с первого класса, с усвоения знаний, имеющих обобщенный и теоретический характер. В народе испокон веков вырабатывался свой самобытный, нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов много обычаев и традиций, богато устное народное творчество, облагораживающее жизнь. Они проявляются и в отношении к природе. Уже на начальных этапах обучения раскрывается система ведущих идей единство человека и природы, необходимость оптимизации их отношений, изменение природы в результате хозяйственной деятельности. Такое концентрированное и опережающее введение понятий, еще не приводит к их полноценному усвоению. Однако педагогическая ценность данного подхода обуславливается тем, что при этом у ребенка возникает принципиально правильное представление об изучаемом предмете. В сознании и мышлении школьников образуется как бы «образ-каркас», который в дальнейшем последовательно обрастает более частными теоретическими и эмпирическими знаниями.
     2) Чем больше будет участников педагогического процесса, понимающих воспитательное дело и желающих его улучшить, тем будет эффективнее его определяющее воздействие на подрастающее поколение. Народная педагогика масс, всеобщая педагогика. Тем не менее, она важнее всего для педагогов, особенно же – для воспитателей детских садов и учителей начальных классов. Народная педагогика, представляющая собой пансофию воспитания, с ее поклонением матери, с культом ребенка, с верой с всесилием отца, представляет своего рода педагогическую религию.
     3) Обучение должно обеспечивать не только усвоение основных теоретических положений, но и умение конкретизировать важнейшие исходные отношения с помощью примеров. В примере-идеале, как факторе народного воспитания, максимальным образом проявляется пансофическая природа народной педагогики. Пример природы – в ее очеловеченном восприятии применительно к детям, пожалуй, даже в наивных проявлениях антропоморфизма. Удивительно отношение к природе представителей, так называемых диких и полудиких народов. Их отличает гуманное отношение к каждой букашке, к каждому листику, они очеловечивают все живое и неживое в природе.
     4) Экологизация гуманитарных предметов средствами народной педагогики с учетом уровня классов, иначе говоря, при изучении традиционных предметов. Содержание учебных материалов обогащается новыми дополнительными информациями народных знаний, где отражается бережное отношение к природе в пословицах, в поговорках, в сказках, в сказаниях, в легендах. Экологизация предметов в определенной степени зависит от уровня экологического образования учителя – его мудрости и педагогического мастерства, умения во время использовать средства народной педагогики, тем самым заинтересовывая учащихся в изучаемом предмете.
     Особое внимание при подготовке учителей к формированию экологической культуры школьников уделять специальной работе по организации основных форм экологической культуры средствами народной педагогики – это лекции, дискуссии, беседы на темы народной педагогики.
     Мы исходим из того, что сами собой экологические установки обычно формируются из житейских представлений и того, узкого личного опыта, который почти всегда складывается стихийно. Учитель, знающий и умеющий использовать средства народной педагогики, обогатит личный опыт школьника, поможет осознать смысл не только личного опыта, но и опыта общественных отношений, и тем самым ускорит формирование личности в экологической культуре школьника.
     Особое место в формировании экологической культуры средствами народной педагогики должна занять организация экологической деятельности школьника.
     Любая деятельность может при определенных условиях способствовать экологическому становлению личности. Так народная педагогика, являясь эффектной деятельностью по формированию экологической культуры, должна стать источником экологической культуры школьников. Эта деятельность богата не только содержанием учебного материала, через который осуществляется приобретение опыта людей, овладение экологическими знаниями; но и содержит в себе больше возможностей для организации и построения опыта практических взаимодействий детей.
     Мы рекомендуем проводить открытые уроки, классные часы с использованием различных конкурсов (например, на лучшие знания названий русских, адыгских пословиц и поговорок о природе), викторин (например, викторина, основанная на народных праздниках, связанных с природой), олимпиад, КВН направленных на формирование экологической культуры с использованием средств и форм народной педагогики.
     5) В формировании экологической культуры средствами народной педагогики большое значение имеет внеклассная работа. Организация культурной творческой деятельности может быть в виде кружков народного фольклора, названной песни, названного танца, кружков умелые руки, где бы дети изучали бы древние ремесла и учились бы делать своими руками поделки из природного материала.
     Этим условиям отвечает экологический проект «Мой сад – мое дерево», который проводится в три этапа: подготовительный, исследовательский и обобщающий. В качестве объекта исследований сад (дерево) выбран не случайно. Во-первых, как опыт показывает, дети дошкольного и младшего школьного возраста часто не воспринимают деревья как живые объекты. В то же время дерево – прекрасный объект для исследований и фенологических наблюдений. На примере дерева могут быть рассмотрены взаимосвязи растений с окружающей средой. Помимо .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%