VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Формирование экологической культуры младших школьников посредством изучения «Окружающего мира

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005232
Тема: Формирование экологической культуры младших школьников посредством изучения «Окружающего мира
Содержание
Министерство образования и науки Российской федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования



«Курский государственный университет»





Факультет педагогики и психологии



Кафедра теории и методики дошкольного и начального образования



Направление подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование



Профиль подготовки: Психология и педагогика дошкольного образования



Заочная форма обучения (3,5 года обучения)







Курсовая работа на тему:

«Формирование экологической культуры младших школьников посредством изучения «Окружающего мира»»





Выполнила:

студентка 2 курса

Круговая Ирина Владимировна

Научный руководитель:

Зайковская Марина Павловна



Курск 2016





Содержание:



Введение………….…………………………………………………..…………3

Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников………………………………………………………....7

Понятие, цели и задачи формирования экологической культуры младших школьников…………………………………………………..7

Содержание формирования экологической культуры младших школьников…………………..…………………………………………13

Основные представления о формировании экологической культуры младших школьников в курсе «Окружающий мир»……………………………………………………………………..20

Вывод I главы…………………………………………………………………26

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию различных форм и методов по формированию экологической культуры младших школьников……………………………………………………………………28
2.1.  Практические основы формирования экологической культуры у младших школьников………..…………………………………………………………...28

2.2.  Диагностика уровня сформированности экологической культуры учащихся 3 класса МБОУ «Куйбышевская средняя общеобразовательная школа» Малогнеушевский филиал…………………………………………..32

2.3.  Мотивация младших школьников к формированию экологической культуры, посредством тренинга…………………………………………...…35 

Вывод по II главе……………………………………………………………….39

Заключение……………………………………………………………………...40

Список использованной литературы…………………………………………..42























Введение

В данное время в современном обществе актуально стоит вопрос загрязнения окружающей среды. Школа, являясь одним из важнейших общественных институтов, должна уделять значительное участие экологическому формированию будущего поколения, задачей преподавателей должно стать увеличение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками расчетливого, бережного использования природных ресурсов, воспитания активной гуманной позиции по отношению к природе.

Начальная школа главный  этап становления личности, вырабатывания экологической культуры, познавательных, эмоциональных и практических связей к природному и общественному окружению, яркого накапливания познаний об окружающем мире. Младший школьный возраст  наиболее подходящее время эмоционального взаимодействия ребенка с природой.

Вопрос экологического образования волновал таких великих преподавателей как Ж.-Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, они боролись за развитие ощущения природы каждого ребенка. Великий русский педагог К.Д. Ушинский свидетельствовал на то, что воздействие природы на формирование личностных качеств ребенка недостаточно оценено в педагогике.

В.А. Сухомлинский в своих работах оценивал природу как «бессрочный родник мысли» и добрых эмоций детей Сухомлинский В.А. Я сердце отдаю детям.  Киев: «Радяньска школа»,1985. С.152.. Разумное и эмоциональное восприятие красоты природы органично объединяется в опытах педагога с моральным воспитанием, с вырабатыванием гражданских чувств, любви к Родине.

Теория экологического формирования как необычное назначение педагогической науки и практики обучения школьников к данному времени довольно разработана. Немало в данном направлении произведено методистами-биологами Н.М. Верзилиным, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебным, И.Д. Зверевым, В.М.Корсунской, Н.Ф. Реймерсом, В.М. Сенкевичем, А.П. Сидельковским, И.Т. Суравегиной, В.А. Ясвиным.

В многообразных странах над вопросами экологического образования обучающихся работали такие ученые, как К. Браунер, Е.Вильямс, Ф. Витвер, В. Энгельхардт, С. Камерон, Дж. Кёчель, А. Макэрлин, Н.Пирсон, У.Шредер, В. Янс и др.

Плодотворные подходы к произведению абстрактной и технологической базы экологического образования младших школьников в данное время заложены Е.Н. Букваревой, О.В. Бурским, А.А. Вахрушевым, Н.Ф. Виноградовой, З.А. Клепининой, Л.Ф. Мельчаковым, Л.В. Моисеевой, А.А. Плешаковым, А.Е. Тихоновой, Д.И. Трайтак, И.В. Цветковой, С.М. Юшковой и другими. Особенный интерес при этом уделен определению наиболее разумных форм, методов и средств экологического образования в условиях обучения в начальной школе, среди каковых значительное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, природоохранной деятельности.

Актуальность темы: История человечества неразрывно соединена с историей природы. На современном этапе проблемы традиционного взаимодействия ее с человеком поднялись в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они загубят себя. А для этого надо вырабатывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в данное время приобретенные познания могут в дальнейшем реорганизоваться в крепкие взгляды. Я думаю, что экологическое воспитание - самое величественное в нашу эпоху. Обучающиеся, приобретшие установленные экологические представления, будут бережней, относится к природе. В будущем это может воздействовать на оздоровление экологической ситуации в нашей области и в стране.

Цель исследования: анализировать конфигурации организации экологического образования младших школьников.

Объект исследования: процесс формирования экологического образования младших школьников

Предмет исследования: экологическое образование младших школьников.

Гипотеза исследования: формирование экологического образования младших школьников будет довольно эффективным, если применить различные конфигурации его организации.

Задачи: 

1. Изучить педагогическую литературу по теме изыскания.

2. Обнаружить существенное представление, цели и задачи экологического образования.

3. Проанализировать взгляды, методы и приемы экологического образования младших школьников.

4. Раскрыть содержание экологического образования.

5. Обобщить и сформулировать выводы

Методы исследования:

1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.

2. Описание.

3. Анализ УМК.







































Глава I. Теоретические основы формирования экологической культуры младших школьников

Понятие, цели и задачи формирования экологической культуры младших школьников



Одна из существенных задач современной школы – увеличение экологической грамотности обучающихся, вооружение их навыками расчетливого, бережного применения природных ресурсов, развитие деятельной человечной позиции по отношению к природе, т.е. развитие у школьников экологической культуры. Далее сравним несколько определений:

Экологическое образование - процесс и результат усвоения систематических знаний, умений и навыков в области воздействия на окружающую среду, состояния окружающей среды и последствий изменения окружающей среды. [Снакин, В.В. Экология и охрана природы: Словарь-справочник. / Под ред. акад. А.Л. Яншина. - М.: Academia, 2000. С. 281]

Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения, направленный на усвоение, систематизацию знаний об окружающей среде, приобретение умений и навыков природоохранной деятельности и формирование общей экологической культуры. [Ефремов К., Теория и практика экологизации образования// Народное образование. - №8. - 2005.]

Экологическое образование - это формирование у школьников заботливого, бережного отношения к природе и всему живому на Земле, развитие понимания непреходящей ценности природы, готовности к рациональному природопользованию, к участию в сохранении природных богатств и жизни вообще. [Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология

 Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. С.123.]

Экологическая культура - наследуемый опыт жизнедеятельности человека в его взаимодействии с окружающей средой, способствующий здоровому образу жизни, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека. [Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования: Дис. … канд. филос. наук : 24.00.01. — М., 2001. — 162 с. — РГБ ОД, 61:01-9/453-6.]

На основе данных определений можно выделить свои определения:



Экологическое образование – постоянный процесс обучения, который обращен на изучение и фиксацию познаний, умений и навыков об окружающей среде и воспитание у школьников бережного отношения к природе, ко всему, что их окружает, разумное использование природных ресурсов.



Экологическая культура – морально-этические нормы человека в суждении «Человек-Природа». Это отметка своего положения в окружающей среде. Подобным образом, несмотря на различие определений, суждение ученых совпадает в том, что имеется два обстоятельства воспитания экологического сознания:

1. Усвоение теоретических знаний - взгляды, представлениями, фактами и так далее.

2. Введение обучающихся в практико-ориентированную деятельность по исследованию действительной экологической обстановки в своей местности и  несложное участие в ее совершенствовании.

Целью и предполагаемым итогом экологического образования, по мнению А.Н.Захлебного, являются сформированность ответственного взаимоотношения к природной среде, умение понимать и дорожить красотой и богатством природы. Способность реализовывать экологически грамотные воздействия, занимать деятельную актуальную позицию, проявлять нетерпимость к проявлениям ответственного отношения к природе Захлебный А.Н. [Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников.  М.: Педагогика, 2001. С. 34.]

По суждению И.Д. Зверева, целью природоохранительного образования возникает формирование высокой культуры поведения человека и гражданской ответственности за разумное употребление природных ресурсов и природной среды во всех наружностях общественно-трудовой деятельности. [ Зверев Н.Д. Экология в школьном обучении.  М.: «Академия», 2003. С.78.]

И.Д. Зверев, А.Н. Захлебный, И.Т. Суравегина, Л.П. Симонова и другие полагают, что целью экологического образования является становление экологической культуры личности и общества. Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде, надо анализировать как сложный комплексный процесс, который во многом зависит от возрастных особенностей и потенциалов обучающихся. Первым возрастным периодом обучения является начальная школа. Конкретная цель экологического образования младших школьников может быть сформулирована вытекающим образом: становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного взгляда к окружающей среде, к здоровью на основе целостности чувственного и разумного познания природного и общественного окружения.

Преподавателями экологическая культура разбирается как культура единения человека с природой, согласованного слияния общественных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием среды. Например, Л. П. Симонова характеризует человека, овладевшего такого рода культурой, как личность, подчиняющую все силы своей деятельности заявкам разумного природопользования, заботящегося об совершенствовании окружающей среды, не допускающего ее разрушения и загрязнения. Поэтому ему нужно овладеть научными познаниями, освоить нравственные ценностные ориентации по отношению к природе, а также развить практические умения и навыки по сохранению подходящих обстоятельств окружающей среды. [Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе. М.: «Академия», 2000. С. 34]

Главной задачей экологического образования является преодоление у школьников утилитарно-потребительского взаимоотношения к природе, вырабатывание ответственного отношения к ней в постоянной связи с мировоззренческой, моральной, художественной, правовой сферами социального разума. Эта общественная задача заключается из конкретных образовательных и воспитательных задач:

1. Общеобразовательные задачи заключают в себя:

· систему знаний о единстве человека, общества и природы и способах оптимизации природопользования;

· систему идеологических, моральных и эстетических экологических ценностных ориентаций;

· умение употреблять нравственные и правовые убеждения, нормы и правила отношения к природе в действительном поведении;

· умение употреблять знания о способах охраны природы и бережного отношения к ней в общественно-полезной работе.

2. Воспитательные задачи предусматривают развитие:

· потребности общения с живой природой, интереса к познанию ее законов;

· установок и аргументов деятельности, обращенной на осмысление универсальной ценности природы;

· убеждений в необходимости сбережения природы;

· потребности участия в труде по исследованию и охране природы, пропаганде экологических идей.

В системе экологического образования А.Н. Захлебный выделяет 4 взаимосвязанных компонента:

- научно-познавательный;

- ценностный;

- нормативный;

- практически-деятельностный.

[Зверев И.Д.Кудрявцева Е.М. Экологическое образование школьников. ? М.: Педагогика, 2001. С. 57.]

Научно-познавательный компонент может быть представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их разнообразие, связи между ними.

Ценностный компонент призван открыть детям разнообразную существенность изучаемых объектов в жизни природы и человека.

Нормативный компонент регламентирует правило (установки и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и общественном окружении. Содержание этого аспекта должно обоснованно подводить обучающихся к выводу: нужно поступать так и почему именно так.

Практически-деятельностный компонент играет не менее значительную роль в экологическом образовании. Практическая деятельность - исходный итог отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. Однако младший школьник в силу ограниченных физических потенциалов недостаточно вовлечен в деятельность природоохранного характера.

Московский профессор Н.Ф.Виноградова в своей книге «Окружающий мир в начальной школе» полагает, что «процесс ознакомления младшего школьника с окружающим миром происходит в тех же организационных формах, которые применяются при обучении родному языку, математике и др.» [Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.64]

Ленинградские же экологи С.Д.Деребко и В.А.Ягвин полагают нужным «разрабатывать отдельный объект «экология», который необходимо вводить в содержание образования не эквивалентно биологическому, хотя они и располагаются в тесной взаимосвязи.» [Деребко С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2006. С.136.]



Таким образом, проблема экологического образования порождала заинтересованность многих ученых, какие, несмотря на отличие в своих взглядах, встречаются во взгляде, что ребенок должен овладеть не только теоретическими, но и практическими знаниями. Целью же экологического образования является развитие экологической культуры в ребенке, что говорит о тесной взаимосвязи образования и воспитания. Имеются разнообразные точки зрения ученых на модели организации экологического образования: С.Д. Деребко и В.А. Ягвин предлагают разработать отдельный предмет «экология», Н.Ф.Виноградова полагает необходимым введение экологической информации в традиционные школьные дисциплины.



























1.2 Содержание формирования экологической культуры младших школьников

В настоящее время вместе с укреплением взглядов нового гуманистического типа экологической культуры все больший смысл приобретает вопрос о том, какие именно мнения о биосоциальной системе «человек-общество-природа» руководствуется, прежде всего, вводить в экологическое образование и воспитание, а какие взгляды прежней потребительской культуры должны быть объектом критического пересмотра.

В эпоху перехода на новые учебные планы и программы, особенный смысл приобретают вопросы гармонизации взаимоотношений социума с окружающей средой, становления и воспитания ответственного отношения к ней. Фундамент ответственного отношения к окружающей среде формируется в начальной школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников.

В основе построения нынешних курсов с экологическим направлением располагаются следующие целевые предписания:

- развитие целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- формирование умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного внимания и способности к причинному истолкованию при разборе фактов и явлений окружающей реальности;

- обучение младших школьников методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

Зарождение современных тенденций экологического образования в начальной школе можно отнести к концу шестидесятых - началу семидесятых годов двадцатого века, когда она испытывала целый ряд основательных перестроек, в подробности, введение в учебный план нового предмета «Природоведения». Эти реформы проходили в эпоху актуализации проблемы охраны природы, поэтому, несмотря на замысел разработчиков курса - создать интегрированную дисциплину естественнонаучного цикла, в нём нашли отображение отдельные вопросы взаимоотношений человека с природным окружением.

Начальное естественнонаучное образование, обладающее в российской школе глубокие и крепкие традиции и богатый арсенал практического опыта, в последние годы испытывает существенное обновление. В отношении с актуальностью данной проблемы цельного подхода к её осуществлению нет. Имеются разнообразные программы и методики преподавания природоведения, где учитываются вопросы экологического образования и воспитания. В «Программно-методических материалах начальной школы» предлагаются программы нескольких авторов, где традиционный курс природоведения разбирается под многообразными названиями. Рассмотрим некоторые из них.

Приоритетной целью нынешнего начального образования является воспитание личности ребёнка. Эта цель достигается через гуманизацию процесса обучения, через организацию возможности устойчивого развития ребёнка. Частью такого потенциала является курс «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой.

Первая задача состоит в том, чтобы дать обучающимся общие познания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении ребёнка и о отношениях в системах «человек - человек», «природа - природа», «природа - человек».

Вторая задача обращена на улучшение познавательной и практической учебной деятельности детей.

Третья задача состоит в воспитании личностных качеств ребёнка: научного мировоззрения, экологической, санитарно-гигиенической и моральной культуры, чувств, творческих способностей, ощущения патриотизма и так далее.

Программа «Природа и люди» сохраняет в обновленной версии все позитивное, что было накоплено в многолетней практике преподавания курса природоведения, и совместно с тем учитывает идеи развивающего обучения. Она устанавливает цель - сообщить обучающимся элементарные познания о живой и неживой природе, познакомить с многообразными явлениями, обучить детей проводить наблюдения за изменениями в природе, дать познания о смысле охраны природы и мероприятиях по сохранению природных богатств, развить начальные гигиенические знания и навыки личной гигиены, воспитывать чувство прекрасного и гуманный взгляд к природе. Немалое место в программе отводится вопросам охраны природы. Содержание предмета обращено на создание условий для прямого участия младших школьников в природоохранной деятельности.

Особенное внимание уделяется экскурсиям в природу, во время которых обучающиеся наблюдают за явлениями природы, изменениями, происходящими с растениями, поведением животных и т.д. Наблюдения помогают школьникам получить верное представление о природе, взаимосвязях, имеющихся в ней, способствуют накоплению знаний о родном крае.

В последующих классах вырабатываются важнейшие природоведческие представления и понятия, согласно образовательному стандарту.

Структурные программы:

Ознакомление с окружающим миром (основной курс). I - II класс.

Природоведение (основной курс). III, IV класс.

Экология для младших школьников (факультативный курс).

Планета загадок (факультативный курс).

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» систематизирование и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, обогащение их морального опыта, воспитание бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

В программе для I класса начинают складываться первоначальные экологические и природоохранные представления: смысл окружающей природы для жизни, ее загрязнение и необходимость бережного к ней отношения.

Учебный материал II класса логически продолжает освоенное в первом классе. Высокое внимание уделяется экскурсиям, тематика которых может быть разнообразна, на усмотрение преподавателя, как, например, экскурсии на водоем, изучение рельефа свое местности, сезонные экскурсии.

Важнейшая цель курса «Природоведение» (III - IV классы) - формирование гуманной, творческой, социально-активной личности, ответственно касающейся к богатствам природы и общества. Приоритеты в программе переданы экологическому образованию и воспитанию. Наравне с этим длится развитие знаний о предметах и явлениях природы, начатое в первых двух классах.

Существенно разнообразнее становятся формы организации учебного процесса. Если при прохождении окружающего мира важнейший формой служил урок, лишь с эпизодическими экскурсиями, то теперь это уроки в природе, и практические занятия, и полевые практикумы, и большая домашняя работа. Высокая роль отводится наблюдениям в природе, показу опытов, экскурсиям.

Таким образом, содержание формирования экологической культуры  было рассмотрено на основе четырех видов программ.

Программа «Природа и люди», разработанный З.А. Клепининой, сберегает в обновленной версии все основательное, что было накоплено в долголетней практике преподавания курса природоведения, и совместно с тем учитывает идеи формирующего обучения.

Программа «Мир и человек» автора А.А. Вахрушева, А.С. Раутеан - новый интегративный курс естествознания для начальной школы, включающий усвоение некоторых оснований жизни человека и человечества.

Основной целью программы «Окружающий мир» авторов Н.В. Виноградовой, Г.Г. Ивченковой, И.В. Потапова является развитие общественного опыта школьника, осмысление простого взаимодействия в системе «человек - природа - общество», формирование правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней.

Система учебных курсов под названием «Зелёный дом» разработана А.А. Плешаковым, представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью, отыскивают идеи многообразия и экологической целостности природы, единства природы и человека.

Для младшего школьного возраста свойствен когнитивный субъектно-непрагматический тип субъективного отношения к природе.

В связи с актуальностью формирования экологической культуры младших школьников в наши дни учебник "Природоведение", разработанный А.А.Плешаковым является несвоевременным. 

В настоящее время существует множество разработанных программ по формированию экологической культуры  младших школьников. 

Значительные вероятности в формировании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Дидактически игры, по своей, сути предназначаются воспитывающей цели любого образования.

«Удовлетворить детскую любознательность, завлечь ребенка в предприимчивое изучение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями разрешит именно дидактическая игра.» - так считает педагог Л.Павлова. В своей работе «Игры как средство эколого-эстетического воспитания» она предлагает особенно «не загружать» младших школьников ввиду того, что в их возрасте им более интересны будут познания, освоенные в играх.

Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети чувствуют эстетические и моральные ощущения. Игра способствует глубокому переживанию детей, расширению их представлений о мире. Чем многообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и результативнее игровые приемы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Игру на уроке предлагает педагог, этим она отличается от свободной игры. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и интеллектуальных действий осуществляемых ребенком в игре, не понимается им как процесс преднамеренного обучения - ребенок учится играя. [ Л. Павлова «Игры как средство эколого-эстетического воспитания»// Дошкольное воспитание, 10, 2002г., с. 40-49]















 

















1.3 Основные представления о формировании экологической культуры младших школьников в курсе «Окружающий мир»

Уроки «Окружающего мира» представляют  предельные потенциалы для экологического воспитания младших школьников.
Не секрет, что воспитание в широком смысле слова - это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.
На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у младших школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос об их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание, и станут убеждениями этого человека.
В исследованиях психологов и педагогов (например, В.В. Давыдова) выявлено, что уже у старших дошкольников могут быть сформированы обобщенные представления об окружающем мире, о связях между предметами и явлениями в природе. Эти представления успешно развиваются у учеников в курсе `Ознакомление с окружающим миром`(1 класс, I - IV) . Однако наиболее полное развитие они, конечно, должны получать в курсе `Природоведение`.
Какие же экологические связи устанавливаются на уроках данного курса?
Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение позволяет школьникам приобрести основы диалектико-материалистического мировоззрения, способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. При описательном же изучении курса интерес у школьников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если учитель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т.д., поскольку теоретический уровень материала остается, по существу, неизменным. Если же при изучении природоведения раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед учеником, усложняются и это способствует развитию интереса.
Изучение экологических связей, способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе.
Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
В курсе природоведения можно выделить три уровня изучения природы.
Первый уровень: объекты природы рассматриваются в их отдельности, без акцентирования внимания нас связях между ними. Это важный уровень, без которого изучение последующих уровней будет затруднено, но им нельзя ограничиваться.
Второй уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимной связи. Например, изучается, чем питаются различные животные, строятся цепи питания.
Третий уровень: рассматриваются уже не просто предметы природы, а процессы. На предыдущих уровнях изучались предметы, а на этом изменения, которые с ними происходят. Какие природные изменения нас интересуют в природе прежде всего?
Во-первых: сезонные - в их основе лежит действие природных факторов; во-вторых: изменения, вызванные деятельностью человека. Эти процессы возникают в природе благодаря факторам, которые передаются по цепочке существующих связей. Третий уровень изучения природы помогает учащимся на основе экологических знаний объяснить явления природы, а в некоторых случаях и предсказать их.
Для полноценного экологического воспитания необходимо изучение природы на всех трех уровнях.
Рассмотрим некоторые связи, изучаемые на уроках природоведения.
Связи между неживой и живой природой состоят в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями, необходимыми для жизни живых организмов, изменение в действиях этих факторов определенным образом влияет на организмы. Связь эта выражается и в приспособленности живых существ к среде обитания. Например, известно, как ярко проявляются способности живых организмов к жизни в воде. У организмов, обитающих в наземно-воздушной среде, прослеживается очень интересная форма связи с неживой природой: движение воздуха - ветер служит средством распространения плодов и семян целого ряда растений, а сами эти плоды и семена имеют хорошо заметные приспособительные признаки.
Между неживой и живой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Например, изменяют состав воздуха. В лесу, благодаря растениям, в почве больше влаги, чем на лугу, в лесу другая температура, другая влажность воздуха.
Почва образована взаимосвязью неживой и живой природы с живыми организмами. Она занимает как бы промежуточное положение между неживой и живой природой, служит связующим звеном между ними. Многие полезные ископаемые, которые относятся к неживой природе (известняк, торф, каменный уголь и другие) образовались из остатков живых организмов.
Экологические связи внутри живой природы тоже очень разнообразны. Связи между различными растениями наиболее заметно проявляются в косвенном влиянии одних растений на другие.
Например, деревья, изменяя освещенность, влажность, температуру воздуха под пологом леса, создают определенные условия, благоприятные для одних растений нижних ярусов и неблагоприятные для других. Так называемые сорняки в поле или огороде, поглощают значительную часть влаги, питательных веществ из почвы, затеняя культурные растения, влияя на их рост и развитие, угнетая их.
Интересны связи между растениями и животными. С одной стороны, растения служат животным пищей (пищевая связь) ; создают среду их обитания (насыщают воздух кислородом) ; дают им убежище; служат материалом для построения жилищ (например, птичье гнездо). С другой стороны, животные тоже влияют на растения. Например, распространяют их плоды и семена, в связи, с чем у некоторых плодов имеются специальные приспособления (семена лопуха).
Между животными разных видов особенно хорошо прослеживаются пищевые связи. Это отражено в понятиях `насекомоядные животные`, `хищные животные`. Интересны связи между животными одного вида, например, распределение гнездовой или охотничьей территории, забота взрослых животных о потомстве.
Существуют своеобразные связи между грибами, растениями и животными. Растущие в лесу грибы своей подземной частью грибницей срастаются с корнями деревьев, кустарников, некоторых трав. Благодаря этому грибы получают от растений питательные органические вещества, растения от грибов - воду, с растворимыми в ней минеральными солями. Некоторые животные питаются грибами и лечатся ими.
Перечисленные виды связей между неживой и живой природой, между компонентами живой природы проявляются в лесу, на лугу, в водоеме, благодаря чему последние становятся не просто набором разных растений и животных, а природным сообществом.
Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее.
Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей. Вместе с тем они проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Воздействие человека на природу может быть прямым - сбор дикорастущих растений на букеты, истребление животных на охоте; и косвенным - нарушение местообитания живых организмов, то есть нарушение того состояния неживой или живой природы, которое для данных организмов необходимо: загрязнение воды в реке приводит к гибели рыбы, вырубка старых дуплистых деревьев ведет к уменьшению численности птиц, живущих в дуплах и так далее.
Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком уроке и как именно рассматривать. Это может решить только учитель, работающий в конкретном классе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к ученикам, подбора для них заданий разной степени сложности.
Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содерж.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44