VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (на примере АО «ММЗ»)

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K006830
Тема: Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (на примере АО «ММЗ»)
Содержание
3



	АНО ВО «МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТКРЫТЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

	

	Кафедра экономики и менеджмента

	Направление подготовки 080200.62

	«Менеджмент»

	«Допустить к защите»

	Заведующая кафедрой

	к.э.н., доцент 

	___________________А.Н. Петрова 

	«___» ___________________2016 г.

	

	ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

	

	ЧЕСНОКОВОЙ ИРИНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ 	

	на тему:

	Повышение эффективности использования трудовых ресурсов предприятия (на примере АО «ММЗ»)

	

			

	Руководитель ВКР:

	

	старший преподаватель

	

	(ученая степень, звание)

	

	____________________ Е.Н. Загайнова

	

	Выполнил:

	Оценка____________________

	студент 4 курса з/о 

	

	группы: М(ФМ)4сп ДО

	Дата защиты_______________

	____________________ И.В. Чеснокова

	






	

Йошкар-Ола, 2016






СОДЕРЖАНИЕ



	ВВЕДЕНИЕ 	5

	1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ 	8

1.1 Понятие эффективности использования трудовых ресурсов предприятия 	8

1.2 Особенности повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия 	15

1.3 Методические аспекты оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия 	21

	2 АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ АО «ММЗ» 	30

2.1 Общая характеристика и организационная структура управления предприятием 	30

2.2 Финансово-экономический анализ деятельности предприятия 	38

2.3 Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 	48

	3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ АО «ММЗ» 	60

3.1 Выбор направлений повышения эффективности использования персонала предприятия 	60

3.2 Разработка плана мероприятий по повышению эффективности использования персонала предприятия 	65

3.3 Оценка эффективности предложенного плана мероприятий 	76

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ 	80

	СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 	84

	ПРИЛОЖЕНИЯ 	89




ВВЕДЕНИЕ 



На рубеже XXI в. в экономически развитых странах родилась характерная для эпохи постиндустриального развития новая стратегия управления предприятиями, краеугольным камнем которой является решающая роль человека в их деятельности. Вместе с тем, в настоящее время нет единого подхода к проблеме измерения эффективности использования персонала предприятия. Сложность заключается в том, что, что процесс трудовой деятельности персонала тесно связан с производственным процессом и его конечными результатами, социальной деятельностью общества, экономическим развитием предприятия и др. 

В общем случае под эффективностью понимают соотношение затрат и результатов. При анализе эффективности персонала предприятия оценивают соотношение прибыли от данного вида деятельности и соответствующих затрат труда. Ряд авторов предлагают оценивать эффективность труда по конечным результатам деятельности организации за определенный период. Сравнивая плановые и достигнутые результаты (прибыль, себестоимость продукции, срок окупаемости капиталовложений и др.) можно оценить эффективность работы персонала как совокупного общественного работника.

Актуальность темы исследования в современных экономических условиях обусловлена тем, что повышение эффективности использования трудовых ресурсов выступает мощным рычагом роста результативности управленческого процесса. Для этого необходимо знать, как повышение эффективности использования персонала должно осуществляться, в каком соотношении находится с другими этапами управленческого цикла. Достаточная обеспеченность предприятий нужными трудовыми ресурсами, их рациональное использование, высокий уровень производительности труда имеют большое значение для увеличения объемов продукции и повышения эффективности производства. В частности, от обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Цель исследования выпускной квалификационной работы заключается в разработке основных направлений повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия на основе изучении теоретических основ повышения эффективности использования трудовых ресурсов и по результатам анализа эффективности использования трудовых ресурсов.

В выпускной квалификационной работе поставлены и решаются следующие задачи:

	Рассмотреть теоретические основы повышения эффективности использования трудовых ресурсов;

		Ознакомиться с деятельностью АО «ММЗ» и описать его организационную структуру управления;

	Провести финансово-экономический анализ деятельности предприятия;

	Проанализировать персонал предприятия и эффективность его использования;

	Выбрать направления повышения эффективности использования персонала предприятия;

	Разработать план мероприятий по повышению эффективности использования персонала предприятия;

	Оценить эффективность предложенного плана мероприятий.

Базой исследования выступает акционерное общество «Марийский машиностроительный завод», находящееся по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Суворова, д. 15.

		Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступают показатели эффективности использования трудовых ресурсов, а предметом – основные подходы к анализу и повышению эффективности использования трудовых ресурсов на предприятии.

		Практическая значимость работы заключается в том, что предложенный план мероприятий по повышению эффективности использования персонала может быть реализован в практической деятельности работы кадровой службы предприятия.

В качестве инструментов исследования в работе метод систематизации, балансовый метод, методы экономического и финансового анализа.

Теоретической и методической основой исследования в работе послужили труды ученых в области управления персоналом, экономического и финансового анализа, публикации периодической печати, источники методологического характера, специальная литература, учебники и учебные пособия. 

В процессе исследования использовались труды следующих отечественных и зарубежных авторов: Фитц-энц Ж., Иванцевич Дж., Алавердян В.Н., Эмерсон Г., Виханский О.С., Любушин Н.П.,	Мазур И.И., Одегов Ю., Пугачев В.П.. Савицкая Г.В. и др.

Информационной базой исследования послужили устав, годовая бухгалтерская отчетность АО «ММЗ» за 2013-2015 гг., данные сайта предприятия www.marimmz.ru.

		Структура исследования включает введение, основную часть из трех глав, заключение, список использованной литературы и приложения.  В первой главе рассматриваются теоретические основы повышения эффективности использования трудовых ресурсов предприятия. Во второй главе проводится анализ эффективности использования трудовых ресурсов АО «ММЗ». Третья глава представляет собой основные направления повышения эффективности использования персонала предприятия.




1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЯ



1.1 Понятие эффективности использования трудовых ресурсов предприятия



Главная задача управления на современном этапе  добиться, чтобы люди могли совместно заниматься одним и тем же делом, будучи объединенными общими целями, интересами и ценностями, а также соответствующей структурой, подготовкой и развитием, необходимыми для того, чтобы выполнять свою работу и реагировать на перемены. Направления и общие принципы решения этих задач определяют принятые в компании стратегии управления персоналом. На их выбор существенное влияние оказывают общие тенденции в изменении характера современного бизнеса [20, c. 45] (см. табл. 1.1).

Таблица 1.1 Смена парадигмы менеджмента

Середина XX века

Конец XX века

Индустриальное общество

Информационное общество

Долгий жизненный цикл товара

Быстрое устаревание продукции и услуг

Специализация, рост масштабов производства

Индивидуализация и рост качества производства

Предприятие - закрытая система

Предприятие - открытая система

Работник-исполнитель

Работник-инициатор



Смещение акцентов от управления человеческими ресурсами к менеджменту, ориентированному на эффективность, стало превалировать в кризисный период. Но при этом эффективность управления является основным показателем, применяющимся в качестве обобщающего оценочного параметра функционирования экономической системы.

В широком смысле под эффективностью использования трудовых ресурсов предприятия понимается соответствие качества, полноты, своевременности выполнения функциональных обязанностей работниками, а также итогов работы предприятия его целям и задачам.

Рациональное использование трудовых ресурсов предприятия выступает непременным условием, обеспечивающим бесперебойность производственного процесса и успешное выполнение производственных планов.

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, степень использования оборудования, машин, механизмов и как следствие  объем производства продукции, ее себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей [47, c. 130].

Трудовые ресурсы  это часть населения, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, дающими возможность трудиться. К трудовым ресурсам относится население как в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях), так и старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в трудовом процессе [49, c. 112].

Эффективность использования трудовых ресурсов является основным показателем, применяющимся в качестве обобщающего оценочного параметра функционирования экономической системы предприятия.

Проблемой измерения затрат и результатов экономическая наука «больна» с начала ХХ в., ознаменовавшегося, в частности, созданием науки управления. Впервые понятие эффективности как максимально выгодного соотношения между затратами и результатами вводит Г. Эмерсон в «Двенадцати принципах производительности» [51, c. 25]. Несмотря на пристальное внимание ученых и практиков к этой проблеме, она далека от своего разрешения и сегодня.

Такое положение, прежде всего, определяется двумя моментами.

Во-первых, отсутствует четкая дефиниция данного понятия. Традиционная оценка эффективности с позиции прибыльности, как правило, не выдерживает испытаний усиливающейся конкуренцией в долгосрочной деятельности предприятий, а сменяющие друг друга управленческие системы ориентируются на растущий уровень нестабильности и все меньшую предсказуемость будущего. Не дает устойчивых результатов по повышению эффективности и управление производительностью.

Во-вторых, системы финансового, производственного и управленческого учета в силу своей консервативности адаптируются к изменениям гораздо медленнее, чем производственно-хозяйственные комплексы.

Однако результаты деятельности не всегда должны быть максимальными, так как цели предприятия могут быть различными. Основное, что отличает современные подходы к управлению человеческими ресурсами компаний – это стремление добиться правильного выполнения нужных функций, прежде всего за счет приведения к единому знаменателю целей организации и целей ее сотрудников. Наиболее актуальной в последнее время является задача достижения соответствия результатов поставленным целям (в т.ч. экономическим). В некоторых источниках понятие эффективности связывается именно со степенью соответствия целям организации [48, c. 73].

Для определения данного соответствия существует термин  «результативность»  как степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Так, С.Д. Синк приводит сеть критериев результативности: 1) действенность; 2) экономичность; 3) качество; 4) прибыльность; 5) производительность; 6) качество трудовой жизни; 7) внедрение новшеств [48, c. 89].

При учете социальной результативности этот перечень может быть дополнен критерием – качество жизни производственного коллектива (помимо трудовой), которая в значительной степени зависит от качества жизни общества [45, c. 113].

Таким образом, оценивать можно не только конечные результаты, но и сам процесс управления трудовыми ресурсами, его организацию, способ функционирования, происходящие в нем процессы. При этом необходимо учитывать наличие двух точек зрения на персонал (как на ресурс и как на объект управления), которые можно отнести к «ресурсным» и к «управленческим» стратегиям, рассматриваемым в контексте всех корпоративных стратегий.

Эффективность обычно рассматривается как соотношение достигнутых результатов и использованных для их достижения ресурсов (затрат). Эффективность также определяют не только как результативность, но и как действенность и полезность. Наиболее фундаментальной работой по оценке эффективности является монография В.В. Новожилова «Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании» (1967 г.), значимость этой работы сегодня несколько снижается из-за ограниченности сферы применения рамками «социалистической» экономики) [7, c. 47].

Исходная концепция В.В. Новожилова, положенная в основу его исследований, заключается в том, что измерение затрат и результатов должно быть подчинено законам экономики – как общим, так и специфическим, характерным для каждой ступени ее развития, сохраняет свою актуальность и сегодня.

Исходя из этой концепции, можно, в частности, сделать вывод о том, что единой системы измерителей эффективности ни во времени, ни по области применения не существует, т.е. существуют «расстыкованные» системы ее измерения, которые ближе к причинно-следственным механизмам производства и управления, что обеспечивает при обосновании степени этой «расстыкованности» преимущества перед жесткой «централизованной» системой измерения эффективности.

Так, Я. Фитценц приводит целую систему сбалансированных показателей, правда, имеющих отношение к человеческому капиталу, насчитывающую почти 40 пунктов. Он расширяет количество составляющих человеческого капитала, включая в них, в частности, уровень приверженности компании, уровень удовлетворенности сотрудников, качество климата в организации и др. Поэтому система показателей оценки эффективности должна быть сформирована для каждой организации индивидуально в зависимости от ее целей и требований к эффективности организации в целом [50, c. 201].

Сопоставительными характеристиками (параметрами) всех этих систем, на наш взгляд, являются следующие:

	уровень используемых информационных систем и технологий;

	подготовка работников служб управления персоналом;

	набор выполняемых функций по управлению персоналом;

	используемая на практике система стимулирования;

	подготовка руководителей по «человековедческим дисциплинам» - психологии, социологии, трудовому праву, экономике труда и персонала.

При оценке эффективности использования персонала необходимо учитывать, что, во-первых, экономический эффект может проявляться не сразу, а быть растянут во времени, и, во-вторых, система управления персоналом представляет собой достаточно сложное, органическое и многофункциональное образование.

В связи с этим, при оценке эффективности использования персонала следует принимать в расчет не только реальные, но и потенциальные результаты ее функционирования, а также учитывать изменение парадигмы управления персоналом [6, c. 81].

Требует некоторого уточнения управление результатами труда, которое помогает работникам влиться в рабочий процесс и достичь запланированных и согласованных результатов. Основной акцент в этом процессе делается на том, чего необходимо достичь и какими способами, а второй важной составляющей является развитие работников  определение планов обучения и поддержка, необходимая для эффективного выполнения работы.

В качестве отдельных объектов оценки в сфере управления персоналом организации могут выступать:

	кадровые решения: стратегические аспекты работы с персоналом, кадровая политика организации, оперативные кадровые приказы и соответствующие мероприятия;

	деятельность службы управления персоналом и ее отдельных подразделений, а также результаты этой деятельности;

	работники организации по различным критериям оценки.

Разработка управленческого решения  итеративный процесс, т.к. решения последующих этапов могут потребовать уточнения информации предыдущего этапа и т.д.

Определив цели, осуществив их декомпозицию, легко решить задачу выбора измерителей степени достижения целей. В современных сложных экономических условиях организации проводят изменения по оптимизации бизнес-процессов, снижению затрат, повышению эффективности, используя в этих целях различный инструментарий. В период бурного роста экономики традиционными инструментами управления, которые получили распространение во многих странах, включая Россию, являлись:

	стратегическое планирование;

	бенчмаркинг;

	сбалансированная система показателей (BSC);

	менеджмент качества (TQM, Total Quality Management);

	сценарное планирование;

	ключевые компетенции;

	аутсорсинг и аутстаффинг;

	реинжиниринг бизнес-процессов;

	сегментация потребителей;

	управление цепочками поставок;

	управление знаниями;

	бережливое производство и технология «шесть сигм».

Особое место занимали инструменты обеспечения быстрого роста: слияния и поглощения (М&А) и стратегические альянсы. Быстрый рост и соответствующий дефицит профессионалов-специалистов и топ-менеджеров на рынке труда породили большой интерес к способам повышения мотивации к наращиванию объемов деятельности. Популярными инструментами являются HR-бенчмаркинг и системы денежного вознаграждения, увязанные с финансовыми (бухгалтерскими и стоимостными) результатами деятельности компании.

В условиях кризисной и посткризисной ситуации большинство компаний снижают затраты, проводят изменения с целью оптимизации бизнес-процессов, ищут пути повышения операционной эффективности бизнеса, чтобы удержаться на уровне рентабельности, который был ранее. Так, более двух третей опрошенных российских фирм в целях выживания в условиях падения спроса на свою продукцию используют такие инструменты управления, как:

	контроль бюджета;

	сокращение/оптимизация численности персонала и замораживание оплаты труда;

	объединение центров обслуживания;

	сокращение инвестиционной программы (примерно на 40%);

	продажа активов.

С целью выявления наиболее распространенных методов менеджмента и анализа их эффективности консультанты Bain&Company в 2009 г. составили отчет ManagementToolsandTrends, отражающий те изменения в используемых инструментах, которые произошли с начала финансово-экономического кризиса (опросы проводят с 1963 г. в 70 странах). 

Таким образом, эффективность использования персонала отражает соотношение результативности и затрат на получение данного эффекта и направлена на наиболее полную реализацию поставленных целей. Она во многом зависит от выбора вариантов построения самой системы управления персоналом предприятия, познания механизма его функционирования, выбора наиболее оптимальных технологий и методов работы с людьми. Не случайно, что данное понятие часто смешивается с такими близкими понятиями, как «оценка эффективности персонала», «оценка эффективности службы персонала» [34, c. 101].



1.2 Особенности повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия



На эффективность использования трудовых ресурсов промышленного предприятия оказывают влияние различные факторы, которые классифицируются по группам. Резервы снижения затрат труда практически не ограничены. Они возникают под воздействием тех или иных факторов в общественном производстве, в отраслях народного хозяйства и непосредственно на предприятии, в бригаде рабочих и т. д. С этой точки зрения факторы подразделяют на народно-хозяйственные, межотраслевые, отраслевые и внутрипроизводственные.

Многочисленные взаимозависимые факторы повышения эффективности использования трудовых ресурсов промышленного предприятия можно условно объединить в следующие основные группы, характеризующие:

1) совершенствование техники и технологии. В эту группу факторов входит все, что определяется современным научно-техническим прогрессом;

2) улучшение организации производства, рациональное размещение производительных сил, специализацию предприятий и отраслей промышленности, наиболее полное использование имеющегося оборудования, ритмичность производства и др.;

3) совершенствование организации труда, т.е. улучшение использования живого труда (повышение квалификации кадров, культурно-технического уровня трудящихся, укрепление трудовой дисциплины и совершенствование системы заработной платы, нормирования труда и личной материальной заинтересованности всех работников; обеспечение средней интенсивности труда) [37, c. 186].

Основные направления роста эффективности использования трудовых ресурсов вытекают из самой формулы расчета ее уровня, согласно которой добиться повышения производительности труда можно путем:

а) увеличения выпуска продукции за счет более полного использования производственной мощности предприятия, так как при наращивании объемов производства увеличивается только переменная часть затрат рабочего времени, а постоянная остается без изменения. В результате затраты времени на выпуск единицы продукции уменьшаются;

б) сокращения затрат труда на ее производство путем интенсификации производства, повышения качества продукции, внедрения комплексной механизации и автоматизации производства, более совершенной техники и технологии производства, сокращения потерь рабочего времени за счет улучшения организации производства, материально-технического снабжения и других факторов в соответствии с планом организационно-технических мероприятий [47, c. 204].

В новых экономических условиях промышленные предприятия проводят изменения и ищут новые инструменты повышения эффективности использования трудовых ресурсов. Одним из них является система управления по ограничениям (TheoryofConstraints, ТОС), которая позволяет выявлять ключевые причины проблем и предлагает методы их устранения, что позволяет принимать эффективные управленческие решения. Совершенствование бизнес-процессов и системы управления персоналом с учетом принципов ТОС в целом приводит к росту прибыли и рентабельности инвестиций.

Теория ограничений, или управление по ограничениям была разработана в начале 1980-х гг. Э.М. Голдраттом и с успехом применяется многими ведущими компаниями мира. В производстве некоторые инструменты Голдратта («барабан - буфер - веревка») совместно с технологиями бережливого производства (LeanProduction) применяются как зарубежными (например, Toyota), так и некоторыми российскими компаниями. При этом ТОС внедряется не только в производстве, но и в логистике, дистрибьюции, продажах, управлении персоналом [23, c. 66].

По В.Д. Майбину и С. Дж. Белдерстоуну, данная теория представляет не просто набор методик и инструментов, а скорее, являет собой фундаментальный сдвиг в мышлении, заставляющий иначе взглянуть на организационные проблемы и решения, цели и задачи, правила, процедуры и систему измерений. «Теория ограничений  это многогранная философия управления: систематическое переосмысление многих фундаментальных убеждений современного управления, венчающее собой новый подход к решению насущных проблем» [38, c. 205].

Э.М. Голдратт рассматривает организацию как целостную систему, в которой существует небольшое количество ограничений (возможно, даже одно), сдерживающих ее от реализации максимального потенциала и достижения целей.

Системный подход позволяет не только выявить ограничения, но и управлять ими, поскольку, как бы ни совершенствовали существующие процессы, только усилия, направле?нные? на укре?пле?ние? слабого зве?на, приве?дут к заме?тным улучше?ниям. В итоге? организация как систе?ма получае?т возможность управлять пре?образованиями, ве?дущими к значите?льному росту эффе?ктивности. Кроме? того, Голдратт отме?чае?т: «Не?льзя получить самую эффе?ктивную систе?му путе?м максимизации эффе?ктивности все?х составляющих е?е? компоне?нтов по отде?льности, бе?з уче?та их взаимоде?йствия ме?жду собой, т.е?. любое? локальное? изме?не?ние? нужно проводить только с уче?том влияния на всю систе?му» [23, c. 71].  

Логиче?ские? инструме?нты ТОС, наприме?р, де?ре?во те?куще?й ре?альности (ДТР), позволяют выявить ограниче?ния в компании  корне?вые? причины пробле?м, а де?ре?во будуще?й ре?альности (ДБР)  опре?де?лить правильность выбранного пути, запланированных изме?не?ний. Приме?не?ние? этих инструме?нтов приводит в це?лом к принятию эффе?ктивных ре?ше?ний и, как сле?дствие?, к росту прибыли и возврата на инве?стиции (ROI).

ТОС совсе?м по-другому расставляе?т акце?нты на изме?ряе?мых показате?лях. Они должны удовле?творять опре?де?ле?нным крите?риям:

	стимулировать части систе?мы де?лать то, что хорошо для не?е? в це?лом;

	указывать ме?не?дже?рам нате? области, которые? тре?буют их внимания (а не? уводить в сторону);

	разрабатываться с уче?том взаимоде?йствия подразде?ле?ний (отде?лов) ме?жду собой и их влияния на общий ре?зультат систе?мы.

Иногда спе?циалисты интуитивно учитывали эти крите?рии, разрабатывая систе?му показате?ле?й, но в традиционной систе?ме? оце?нки по ре?зультатам на основе? KPI (ключе?вых показате?ле?й эффе?ктивности) такие? тре?бования не? опре?де?ле?ны.

По Э.М. Голдратту, в систе?ме? управле?ния ограниче?ниями используются сле?дующие? показате?ли [23, c. 80]:

Tu (Throughput) –  проход. Это показате?ль скорости ге?не?рации де?не?г бизне?сс-систе?мой, разница ме?жду входом в проце?сс (input) и выходом из не?го (ouput). Иными словами, это де?ньги, получе?нные? пре?дприятие?м в ре?зультате? продаж, за выче?том полностью прямых пе?ре?ме?нных расходов.

NP (NetProfit) - чистая прибыль, которая рассчитывае?тся по формуле?:

NP = Т - ОЕ                                                (1.1),

где? Т –  проход; ОЕ –  опе?рационные? затраты.

ROI (ReturnonInvestment) –  возврат на инве?стиции, вычисляе?тся по формуле?:

ROI = (T - OE) / I                                      (1.2),

где? I –  инве?стиции (вложе?ния).

На пе?рвый взгляд, название? показате?ле?й, используе?мых в ТОС и в традиционной систе?ме? уче?та и вознагражде?ния, схожи, кроме? показате?ля Tu, но формулы расче?та отличаются. Пе?ре?ход к так называе?мой «новой экономике?», базирующе?йся на инте?лле?ктуальных ре?сурсах, знаниях, наукое?мких и информационных те?хнологиях, тре?буе?т пе?ре?носа це?нтра тяже?сти в сове?рше?нствованию систе?мы управле?ния кадрами с чисто экономиче?ских крите?рие?в –  на социальные?, связанные? с оце?нкой эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов  и каче?ства трудовой жизни (трудового «счастья») [6, с. 30].

Уровни оце?нки эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов на промышле?нном пре?дприятии пре?дставле?ны в таблице? 1.2. 

Таблица 1.2 –  Уровни оце?нки эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов  и каче?ства трудовой жизни на промышле?нном пре?дприятии

Урове?нь

Показате?ли

1-й урове?нь - с позиции работника

- удовле?творе?нность соде?ржате?льным трудом

- возможность для карье?рного роста

- надле?жащие? условия для труда и быта

- возможность для повыше?ния квалификации, получе?ния дополните?льного образования

- наличие? хороше?го морально-психологиче?ского климата

2-й урове?нь - с позиции работодате?ля

- эффе?ктивный производите?льный труд на благо пре?дприятия

- профе?ссиональная адаптация и закре?пляе?мость работников

- низкая те?куче?сть пе?рсонала и хорошая трудовая дисциплина

- отожде?ствле?ние? це?ле?й работника с це?лями пре?дприятия

- отсутствие? не?счастных случае?в на производстве?

3-й урове?нь - с позиции обще?ства в це?лом

- высокий доход работника (стоимость потре?бите?льской корзины)

- каче?ство рабоче?й силы на рынке? труда

- стоимость систе?мы социальной защиты работников и их се?ме?й

- социальная адаптация и защище?нность работника

- высокие? показате?ли удовле?творе?нности жизнью



Не?обходимость обраще?ния к оце?нке? эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов объясняе?тся все?возрастающим напряже?ние?м на рынке? труда. Как изве?стно, источником развития работника и основой е?го пове?де?ния являе?тся удовле?творе?ние? е?го запросов. 

Знание? истинных мотивов пове?де?ния работника дае?т руководите?лю ключ к повыше?нию эффе?ктивности (производите?льности) е?го труда.

Помочь в этой оце?нке? могут ме?тоды изуче?ния инструме?нтов ме?не?джме?нта, традиционно базирующие?ся на анонимных опросах-анке?тах руководите?ле?й и пе?рсонала компаний, пе?рсональных инте?рвью и мгнове?нных «снимках» де?яте?льности фирм, которые? в какой-то моме?нт оказались успе?шными, и статистиче?ских сопоставле?ний, в том числе? выявляющих зависимость де?йстве?нности инструме?нтов от бизне?с-моде?ли и других параме?тров функционирования пре?дприятия (такие? иссле?дования проводит, наприме?р, отде?л HumanCapital ме?ждународной аудиторско-консалтинговой компании Ernst&Young) [16, c. 92].

Еще? одну возможность изуче?ния популярности те?х или иных инструме?нтов управле?ния дают данные? кадровых (ре?круте?рских) аге?нтств и базы вакансий, которые? показывают изме?не?ния спроса на спе?циалистов на рынке? труда в те? или иные? пе?риоды. Там, на фоне? сниже?ния де?ловой активности сле?довало бы ожидать отсутствия динамики зарплатных пре?дложе?ний. Но спе?циалисты иссле?довате?льского це?нтра портала Superjob.ru наблюдают не?большой рост пре?длагае?мых окладов. Наиболе?е? высокий доход пре?длагае?тся спе?циалистам сфе?ры страте?гиче?ского развития и консалтинга [42, c. 56].

В ближайшие? годы в сфе?ре? управле?ния че?лове?че?скими ре?сурсами организациям приде?тся ре?шать сле?дующие? пробле?мы:

	старе?ния пе?рсонала и усиле?ние? слабого притока «новой крови»;

	повыше?ния уровня квалификации и компе?те?нтности пе?рсонала;

	сниже?ния уровня те?куче?сти кадров;

	повыше?ния уровня трудовой мотивации;

	обе?спе?че?ния конкуре?нтоспособности компе?нсационного паке?та организации;

	повыше?ния уровня лояльности пе?рсонала;

	уровня трудовой дисциплины и сниже?ния абсе?нте?изма.

Их ре?ше?ние? во многом пре?допре?де?ляе?т выбор инструме?нтария управле?ния и е?го приме?не?ние?, а повыше?ние? эффе?ктивности использования пе?рсонала –  те?сне?е? увязывае?тся с обоснование?м ожиданий бизне?са относите?льно планов развития и оце?нкой влияния вне?шних факторов на политику управле?ния че?лове?че?скими ре?сурсами.



1.3 Ме?тодиче?ские? аспе?кты оце?нки эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов пре?дприятия



В проце?ссе? оце?нки эффе?ктивности использования трудовых ре?сурсов изучаются:

	показате?ли использования рабоче?го вре?ме?ни в проце?ссе? производства;

	показате?ли производите?льности труда;

	показате?ль ре?нтабе?льности пе?рсонала.

	показате?ли использования сре?дств на оплату труда.

1. Оце?нка использования фонда рабоче?го вре?ме?ни.

Одним из важне?йших условий выполне?ния плана производства, уве?личе?ния выработки продукции на каждого чле?на трудового колле?ктива, а также? рационального использования трудовых ре?сурсов являе?тся экономное? и эффе?ктивное? использование? рабоче?го вре?ме?ни. От того, насколько полно и рационально используе?тся рабоче?е? вре?мя, зависят эффе?ктивность работы, выполне?ние? все?х те?хнико-экономиче?ских показате?ле?й. Поэтому анализ использования рабоче?го вре?ме?ни являе?тся важной составной частью аналитиче?ской работы на промышле?нном пре?дприятии [37, c. 148].

Полноту использования пе?рсонала можно оце?нить по количе?ству отработанных дне?й и часов одним работником за анализируе?мый пе?риод вре?ме?ни, а также? по сте?пе?ни использования фонда рабоче?го вре?ме?ни (ФРВ). Такой анализ проводится по каждой кате?гории работников, по каждому производстве?нному подразде?ле?нию и в це?лом по пре?дприятию [47, c. 134].

Фонд рабоче?го вре?ме?ни (ФРВ) зависит от числе?нности рабочих (ЧР), количе?ства отработанных дне?й одним рабочим в сре?дне?м за год (Д) и сре?дне?й продолжите?льности рабоче?го дня (П) [47, c. 197]:

                                          (1.3),

где? ФРВ  фонд рабоче?го вре?ме?ни,

ЧР  числе?нность рабочих,

Д   количе?ство отработанных дне?й одним рабочим в сре?дне?м за год,

П  сре?дняя продолжите?льность рабоче?го дня.

Для выявле?ния причин це?лодне?вных и внутрисме?нных поте?рь рабоче?го вре?ме?ни сопоставляют данные? фактиче?ского и планового баланса рабоче?го вре?ме?ни. Они могут быть вызваны разными объе?ктивными и субъе?ктивными обстояте?льствами, не? пре?дусмотре?нными планом: дополните?льными отпусками с разре?ше?ния администрации, заболе?ваниями рабочих с вре?ме?нной поте?ре?й трудоспособности, прогулами, простоями из-за не?исправности оборудования, машин, ме?ханизмов, из-за отсутствия работы, сырья, мате?риалов, эле?ктроэне?ргии, топлива и т.д. Каждый вид поте?рь анализируе?тся подробне?е?, особе?нно те?, которые? зависят от пре?дприятия. Уме?ньше?ние? поте?рь рабоче?го вре?ме?ни по причинам, зависящим от трудового колле?ктива, являе?тся ре?зе?рвом уве?личе?ния производства продукции, который не? тре?буе?т дополните?льных капитальных вложе?ний и позволяе?т быстро получить отдачу.

Сокраще?ние? поте?рь рабоче?го вре?ме?ни, которые? обусловле?ны причинами, зависящими от трудового колле?ктива, являе?тся ре?зе?рвом уве?личе?ния производства продукции, не? тре?бующим дополните?льных инве?стиций и позволяющим быстро получить отдачу. Чтобы подсчитать е?го, не?обходимо поте?ри рабоче?го вре?ме?ни (ПРВ) по вине? пре?дприятия умножить на плановую сре?дне?часовую выработку продукции.

После? изуче?ния эксте?нсивности использования пе?рсонала нужно проанализировать инте?нсивность е?го труда [47, c. 135].

2. Оце?нка производите?льности труда.

Один и тот же? ре?зультат в проце?ссе? производства може?т быть получе?н при различной сте?пе?ни эффе?ктивности труда. Ме?ра эффе?ктивности труда в проце?ссе? производства получила название? производите?льности труда. Иными словами, под производите?льностью труда понимае?тся е?го ре?зультативность или способность че?лове?ка производить за е?диницу рабоче?го вре?ме?ни опре?де?ле?нный объе?м продукции.

На рабоче?м ме?сте?, в це?хе?, на пре?дприятии производите?льность труда опре?де?ляе?тся количе?ством продукции, которую производит рабочий за е?диницу вре?ме?ни (выработка), или количе?ством вре?ме?ни, затрачивае?мого на изготовле?ние? е?диницы продукции (трудое?мкость).

Выработка продукции в стоимостном изме?ре?нии на одного сре?дне?списочного работника как показате?ль производите?льности труда состоит из выработки продукции, вызванной повыше?ние?м те?хниче?ского уровня производства всле?дствие? уме?ньше?ния затрат рабоче?го вре?ме?ни на изготовле?ние? е?диницы продукции (собстве?нно производите?л.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44