VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Потребительский кредит и его развитие в современных условиях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W012256
Тема: Потребительский кредит и его развитие в современных условиях
Содержание
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего 
профессионального образования
ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(ОмГУПС (ОмИИТ))
Институт менеджмента и экономики
Кафедра «Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит»


К ЗАЩИТЕ ДОПУСТИТЬ
Заведующий кафедрой ФКБУА:
______________ Кувалдина Т.Б.
«____»  _____________  2015г.




ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА 
на тему:
«Потребительский кредит и его развитие в современных условиях»



Выполнила: Студентка гр. – 51д
Дашковская 
Алина Олеговна
_________________             
«___» ___________ 2015 г.


Руководитель:
______________ Барынькина Н.П.      
«___» ___________ 2015 г.










Омск 2015
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
ФГБОУ ВПО ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ        (ОмГУПС(ОмИИТ))

Факультет ИМЭК                                                                        Кафедра Финансы, кредит, бухгалтерский учет и аудит
«Утверждаю»

Заведующий кафедрой _______________ Т.Б. Кувалдина              «____» __________ 2015г.
                                                                                                                                    (дата)

ЗАДАНИЕ ПО ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА
Дашковской Алины Олеговны


Тема работы «Потребительский кредит и его развитие в современных условиях»
2. Срок сдачи студентом законченной работы « 8 » июня 2015г.
3. Календарный план

Наименование разделов ВКР
Срок выполнения
Примечание
Введение
1 Теоретические основы потребительского кредита
  1.1 Понятие потребительского кредита 
  1.2 Виды потребительских кредитов 
  1.3 Особенности российского законодательства о потребительском кредите в современных условиях
2 Оценка современного состояния и перспективы развития потребительского кредита в ПАО «Банк Москвы»
  2.1 Характеристика ПАО Банка Москвы
  2.2 Анализ  потребительского кредитования ПАО Банка Москвы
  2.3 Проблемы и перспективы потребительского кредитования ПАО Банка Москвы
Заключение
Библиографический список
Приложения

27.04.15
06.05.15


12.05.15



19.05.15

28.05.15

05.06.15

Выполнено

Выполнено


Выполнено



Выполнено

Выполнено

Выполнено

                                                                          
		
		Студент ____________________
(подпись)
                                                                                         Руководитель_______________
(подпись)





Реферат
     УДК 33.336
     
     Выпускная квалификационная работа содержит 62 страницы, 10 рисунков, 10 таблиц, 2 приложения.
     Ключевые слова: кредит, потребительский кредит, перспективы потребительского кредитования.
     Целью выпускной квалификационной работы является оценка перспектив развития потребительского кредита на рынке банковских услуг в РФ на примере  ОАО Банк Москвы. 
     Объект исследования –потребительский кредит коммерческого банка.
     Предметом исследования выступает потребительский кредит ОАО «Банк Москвы».
     В качестве рекомендаций предложен проект мероприятий по совершенствованию потребительского кредита ОАО «Банк Москвы» .
     В процессе исследования применялись следующие методы: изучение нормативно-правовой базы, сравнение, структурный анализ, обобщение и классификация.
     Выпускная квалификационная работа выполнена в текстовом редакторе Microsoft Word 2007 и представлена на диске в конверте на обороте обложки.
     














Содержание
Введение……………………………………………………………………...
5
1. Теоретические основы потребительского кредита……………..............
8
	1.1 Понятие потребительского кредита………………………..…....
8
	1.2 Виды потребительских кредитов………………………………..
15
	1.3 Особенности  Российского законодательства  о потребительском кредите в современных условиях……..……………….....................
22
2. Оценка современного состояния и перспективы развития потребительского кредита в ОАО «Банк Москвы»………………………...............
33
	2.1 Характеристика ОАО Банка Москвы……………………………
33
	2.2 Анализ процесса потребительского кредитования в ОАО Банке Москвы г. Омска ......................................................................................

41
	2.3 Проблемы  и перспективы процесса потребительского кредитования в ОАО Банке Москвы г. Омска......................................................

56
Заключение …………………………………………………………………
60
Библиографический список………………………………………………...
62
Приложения…………………………………………………………....…….
63


      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
Введение

     Практика потребительского кредитования занимает важное место в финансовой системе любой национальной экономики. С одной стороны, в настоящее время потребительское кредитование в большинстве экономически развитых стран не только является основной формой улучшения экономического положения и уровня жизни граждан, но и оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране в целом. С другой стороны, система потребительского кредитования представляет сегодня сложнейший механизм, состоящий из взаимосвязанных между собой кредитных учреждений, а также предприятий торговли и сферы услуг.
     Актуальность исследования определяется востребованностью кредита среди населения в процессе реализации своих потребностей (приобретение бытовой техники, затраты на образование, лечение). Потребительское кредитование выступает существенным фактором экономического и социального развития страны. Для постоянного роста совокупного производства необходимо постоянное увеличение внутреннего совокупного спроса страны, который в значительной мере определяется потребительскими расходами населения. Все это позволяет говорить о том, что изучение вопросов потребительского кредитования представляет практический интерес и требует глубокого рассмотрения. В экономической литературе широко освещаются вопросы процесса потребительского кредитования. Различные аспекты этой проблемы рассматривались в работах как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов: О.Е. Лаврушин, М. В. Романовский, А.Н. Трошин, Е.В. Тихомирова, В.А. Шевчук, А.И. Милюков и др.
     Таким образом, проблема совершенствования процесса потребительского кредитования является весьма актуальной, что и определило тему выпускной квалификационной работы. 
     Объектом исследования является потребительский кредит коммерческого банка. 
     Предметом исследования выступает потребительский кредит ОАО «Банк Москвы».
     Цель выпускной квалификационной работы  –  изучение и совершенствование  потребительского кредита в ОАО «Банк Москвы». Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
     – дать определение потребительского кредитования и изучить виды потребительских кредитов;
     – изучить правовые основы потребительского кредитования;
     – проанализировать процесс ипотечного кредитования на Омском рынке ипотечных кредитов;
     – провести анализ омского рынка потребительского кредитования и определить конкурентные позиции ОАО «Банк Москвы»;
     –  выявить слабые и сильные стороны потребительского кредитования в банке и разработатьперечень рекомендаций по улучшению потребительского кредитования в ОАО «Банк Москвы».
     Методологической базой работы стали общенаучные принципы исследования. Приемы исследования включают в себя изучение и обобщение знаний, полученных из теоретических источников, выполнение расчетных процедур, проведение анализа по оценке финансового состояния организации.
     Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.
     Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, библиографического списка и приложений.
     Во введении определены актуальность, цели и задачи, объект и предмет исследования, характеристика степени разработанности темы, методическая и информационная база.
     В первом разделе рассмотрены теоретические основы потребительского кредитования. Представлено развитие потребительского кредитования. Понимание  и трактование потребительского кредита зарубежными и российскими исследователями. Представлены достоинства и недостатки потребительского кредита, рассмотрены его виды и дана обобщённая классификация видов потребительского кредитования. Изложены основные положения нормативных документов о потребительском кредите.
     Во втором разделе дается общая характеристика ОАО «Банк Москвы», анализируется  его финансовое состояние,  проводится мониторинг омского рынка потребительского кредитования, определяются недостатки в потребительском кредитовании рассматриваемого банка и предлагаются рекомендации по усилению позиции банка на этом рынке.
     В заключение работы сформулированы выводы и предложения по результатам проведенного исследования. Дана оценка достигнутости поставленной цели и решённости сопутствующих задач.









      
      
      
      
      
      
      
     1 Теоретические основы потребительского кредита
     
     1.1 Понятие потребительского кредита
     
     Активное развитие товарно-денежных отношений предъявляет все новые требования к развитию системы кредитования. Постоянно появляются все новые формы кредита, которые берут на себя новые функции и способствуют общему ускорению оборота капитала. Одной из активно развивающихся форм банковского кредита является потребительское кредитование.
     За рубежом потребительское кредитование наибольшими темпами стало развиваться с середины 20 века. В этот период наблюдался рост потребительского поведения населения. Компании, производители потребительских товаров, стимулировали спрос с помощью маркетинга, наращивали объемы массового производства товаров длительного пользования. Коммерческие банки поддержали этот процесс роста потребления развитием и появлением новых форм потребительского кредитования.
     В Российской Федерации потребительское кредитование получило широкое распространение относительно недавно. В советский период потребительское кредитование существовало, но объемы его были очень ограничены. В советское время активное потребительское поведение не поощрялось и соответственно спрос на потребительский кредит не мог быть высоким. В постсоветский период коммерческие банки сначала активно кредитовали юридических лиц – это было связано с тем, что предприятия могли брать большие кредиты и выплачивать высокие проценты по ним. Кредиты физическим лицам в этот период не занимали значительную долю в общем объеме банковского кредитования.
     Быстрый рост потребительского кредитования начал наблюдаться с начала двухтысячных годов. В результате кризиса 1998 г. предприятия стали осторожнее в получении коммерческих кредитов, и этот сектор кредитования перестал показывать высокий рост, но рынок потребительского кредитования был совершенно не освоен. Тогда коммерческие банки и направили свои усилия на развитие потребительского кредитования. 
     Рассматривая понятие потребительского кредита с экономической точки зрения, можно отметить, что в целом оно имеет ряд общих черт с юридическим пониманием, рассмотренным в работе далее. Ниже мы представим понятие потребительского кредита с экономическими особенностями в трактовании. Так, В.А. Шевчук подчеркивает то, что:
– субъектом потребительского кредита являются частные лица;
– банковская ссуда предоставляется на потребительские цели;
– основным объектом потребительского кредитования выступают товары длительного пользования;
– срок потребительского кредитования составляет до 3 лет;
– за использование потребительского кредита взимается высокий рентный процент;
– потребительский кредит реализуется в двух формах: или в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, или в форме представления банковской ссуды [33, с.43].
     В.А. Шевчук детализирует  все аспекты потребительского кредита, тем самым он вносит безоговорочную ясность в сущность потребительского кредита.
     Т.М. Ковалева и А.Н. Трошин сходятся во мнении с В.А. Шевчуком, что потребительский кредит имеет ряд специфических особенностей, в тоже время особо подчёркивая функции потребительского кредита: 
     – увеличение товарооборота;
     – усиление платежеспособного спроса [14, с.23].
     С ростом предложения у населения растёт необходимость потребления, возникающая по различным объективным и субъективным причинам. Поэтому растут и объёмы кредитования. 
     Однако, нельзя полностью согласиться с мнением Т.М. Ковалёвой и А.Н. Трошина, что рост кредитования населения усиливает платёжеспособный  спрос. Так как потребительское кредитование в настоящее время отличает определённая доступность, кредитом могут воспользоваться любые, в том числе материально необеспеченные слои населения, которые будут формировать группу риска невозврата кредитной задолженности.
     Инфраструктура кредитных отношений с населением призвана обеспечивать развитие процессов потребительского кредитования, то есть удовлетворения нужд населения в кредитных ресурсах.
     К определению более узкой категории кредита  – потребительского кредита – в отечественной литературе нет единства мнений, и у различных авторов можно встретить достаточно разные подходы. Так, например, Г.Г. Коробова выражает мнение о том, что «ссуды предоставляемые населению, в России принято называть потребительскими ссудами. При этом потребительский характер ссуд определяется целью предоставления ссуды (объектом кредитования) – к потребительским ссудам относят любые виды ссуд, предоставляемых населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и др.»[16].
     Российские исследователи М.Л. Дьяконова, Т.М. Ковалева определяют потребительский кредит как «экономические отношения между кредитором и заемщиком по поводу кредитования конечного потребителя. В качестве заемщика выступают физические лица, кредитором являются банки» [14].
     Особенностью данного определения является то, что авторы значительно ограничили область потребительского кредитования, исключив из нее небанковские финансово-кредитные учреждения.
     Кроме того, в представленном определении не уточняется назначение потребительского кредита и, следовательно, из него не понятно, можно ли относить к потребительским кредитам ссуды на покупку, ремонт и строительство жилья. 
     Другой российский исследователь О.И. Лаврушин отмечает, что «потребительские ссуды  – это любые виды ссуд, предоставляемые населению, в том числе ссуды на приобретение товаров длительного пользования, ипотечные ссуды, ссуды на неотложные нужды и пр.» [23, с.57]. В данном определении, в отличие от предыдущего, к потребительскому кредиту относятся и ипотечные ссуды.
     Г.Н. Белоглазова определяет потребительский кредит как «особую форму кредита, которая заключается в предоставлении рассрочки платежа населению при покупке товаров длительного пользования. Он предоставляется торговыми фирмами и специализированными финансовыми компаниями» [10, с.35].
     Необходимо отметить явно прогрессивный характер данного определения в той части, где упоминаются специализированные финансовые компании. Таким образом, раскрывая сущность потребительского кредита, автор не ограничивается одной лишь банковской формой его существования.
     Помимо отмеченных выше, общим недостатком всех представленных определений является отождествление потребительского кредита и товарного кредита. Однако данная точка зрения не совсем корректна.
     Мы полагаем, что потребительский кредит не может быть предоставлен в товарной форме, так как в соответствии со ст. 822 Гражданского кодекса РФ по договору товарного кредита одна сторона обязуется предоставить другой стороне вещи, определяемые родовыми признаками, а последняя обязуется возвратить аналогичное количество вещей того же рода и качества.
     Таким образом, предметом товарного кредита являются вещи, но не денежные средства. В связи с этим мы разделяем точку зрения Е.А. Павлодского, утверждающего, что «товарный кредит может быть предоставлен любым лицом, за исключением кредитных организаций. Банки и иные кредитные организации, предоставляющие кредит исключительно денежными средствами, не могут быть кредиторами по данному договору» [31].
     Итак, потребительский кредит включает в себя отношения между физическим лицами и финансовыми организациями (как банковскими, так и небанковскими) и не может быть предоставлен в товарной форме.
     В дополнение к вышеизложенным определениям, Е.Ф. Жуков отмечает, что «потребительский кредит переплетается с банковским постольку, поскольку торговые компании используют долговые обязательства потребителей для получения взамен ссуд от банков» [15, с.47].
     Помимо разногласий в части определения сущности потребительского кредитования, современные исследователи до сих пор не пришли к компромиссу относительно назначения потребительского кредита. Так, ряд авторов полагает, что в группу потребительских кредитов входят как кредиты на строительство, ремонт и приобретение жилья, так и кредиты, призванные удовлетворить текущие потребительские расходы. 
     Г.С. Панова трактует потребительский кредит как кредиты населению в целом, без относительно конкретного назначения кредита [25, с.17].
     Другие авторы, например З.Л. Гарипова и А.А. Белова, придерживаются иной точки зрения и трактуют потребительский кредит более узко – как кредит, который привлекается исключительно для приобретения потребительских товаров и бытовых услуг в целях их последующего непроизводственного потребления [12, с.12].
     При этом в отдельную категорию авторы выделяют ссуды, выданные на строительство и приобретение жилищ. Очевидно, что данное различие следует из западного понимания сущности ипотечных кредитов, которые выдаются банками частным лицам на приобретение или строительство жилищ. Подобные ипотечные кредиты имеют иные факторы риска, а также отличные от потребительских условия предоставления и возврата ссуды.
     На наш взгляд, трактовка сущности потребительского кредита, предложенная в работах З.Л. Гариповой и А.А. Беловой, является наиболее правильной.
     Разграничение кредитов, предоставляемых на приобретение, ремонт или строительство жилищ, с одной стороны, и на приобретение потребительских товаров и бытовых услуг, с другой, позволяет осуществлять соответствующий риск-менеджмент в отношении указанных двух видов кредитов, диверсифицировать приобретения потребительских товаров и бытовых услуг, их наиболее существенные условия и, следовательно, более эффективно управлять основными параметрами данных видов кредитов.
     В то же время мы предлагаем несколько расширить трактовку сущности потребительского кредита, предложенную в работах З.Л. Гариповой и А.А. Беловой.
     Во-первых, потребительский кредит может быть предоставлен не только коммерческими банками, но и иными, небанковскими финансово-кредитными учреждениями, например торговыми предприятиями (если речь идет о кредите в товарной форме) или ломбардами. 
     В определенные периоды времени (чаще всего – в кризисные периоды) на первый план выходят иные, небанковские формы кредитования, осуществляемые ломбардами, ростовщиками и пр.
     Во-вторых, мы предлагаем не ограничивать назначение потребительского кредита исключительно как кредита, который привлекается для приобретения потребительских товаров и бытовых услуг в целях их последующего непроизводственного потребления.
     В качестве назначения потребительского кредита может выступать и покрытие краткосрочного дефицита личного бюджета физических лиц, например – удовлетворение потребности в срочном возврате долга в денежной форме и пр.
     Итак, можно сказать, что в современной литературе, под потребительскими кредитами понимают кредиты, предоставляемые банками и иными кредитными учреждениями населению в целях приобретения потребительских товаров и бытовых услуг, а также в целях покрытия краткосрочного дефицита личного бюджета. 
     Как любая банковская услуга, для кредитора и заемщика кредит имеет ряд достоинств и недостатков. В таблице 1.1 они показаны в наглядной форме.
     Таблица 1.1 – Достоинства и недостатки потребительского кредита
Преимущества
Недостатки
Возможность быстро получить средства
Высокие проценты, недлительный срок кредитования;
Возможность использовать финансы на свое усмотрение
Наличие поручителей при высоком займе

Получить кредит можно на карту, счет, товаром, наличными
Присутствие скрытых комиссий

Присутствие минимальных требований к потенциальному заемщику
Наличие штрафных санкций
Возможность тратить полученные финансы, как заблагорассудится
Имеется мораторий на возможность досрочного погашение кредита, в рамки берется определенный промежуток времени
Открытая первичная информация по андеррайтингу.
Достаточно высока стоимость сопутствующих услуг по кредитованию
     
     И так, в таблице 1.1 очевидно отражены положительные моменты – самостоятельное распоряжение средствами, быстрая скорость и возможность получения кредита любым удобным способом. 
     Однако, все эти достоинства сопровождаются существенными недостатками:  высокая стоимость заемных средств, штрафные санкции, временное пользование деньгами. Поэтому делая выбор в пользу получения кредита, заемщик должен взвешивать все положительные и отрицательные моменты и решать оправдывает ли цель средства.
     Таким образом, делая выводы по теоретическому анализу понятия потребительского кредита, можно сказать, что потребительское кредитование, как банковская услуга, возникло несколько позже, чем кредитование юридических лиц, но с течением времени прочно вошло в спектр банковских услуг и нашло свою нишу на финансовом рынке.
     На основе приведенных определений сформулируем определение потребительского кредита, которое будем использовать в рамках данной работы. Потребительский кредит – это краткосрочная ссуда частному лицу для целей приобретения потребительских товаров или услуг, которая предоставляется либо в форме банковского кредита, либо в форме продажи товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины, с целью роста розничного товарооборота и удовлетворения потребностей заемщика.
     
     1.2 Виды потребительских кредитов
     
     Потребительское кредитование характеризуется особым разнообразием: традиционно любой коммерческий банк предоставляет несколько видов потребительских кредитов. Такое разнообразие потребительских кредитов, прежде всего, связано с разнообразием товаров и услуг, приобретаемых населением. Покупка разных товаров и услуг, естественно, требует различных сумм кредита и различных сроков его погашения. 
     Кроме того, в настоящее время на рынке потребительского кредитования наблюдается высокий уровень конкуренции между коммерческими банками. Конкуренция на рынке потребительского кредита усиливается еще и за счет того, что на этот рынок активно выходят небанковские кредитные организации и микрофинансовые организации. Небанковские кредитные организации обычно могут предоставлять кредиты небольших размеров, и по этой причине сектор коммерческого кредитования предприятий для них не доступен. 
     В тоже время потребительское кредитование как раз обычно требует небольших сумм и непродолжительного срока кредитования. Микрофинансовые организации предоставляют ссуды очень маленького размера и на абсолютно различные цели. Их сегментом также является именно население, а население, чаще всего, берет деньги или на покупку каких-либо товаров, или на приобретение каких-либо потребительских услуг. 
     Также на рынке потребительского кредитования традиционно присутствуют ломбарды, которые кредитовали население еще в советское время. В настоящее время они также сохраняют свои позиции и продолжают кредитовать население. Традиционно кредиты, предоставляемые ломбардами, – это кредиты небольшого размера, на очень короткий срок и под залог каких-либо ценностей.
     Разные авторы, изучающие вопросы кредитования, приводят различные классификации кредита вообще и потребительского кредита в частности.
     Прежде всего, следует отметить, что потребительский кредит сам является одной из разновидностей кредита вообще. Так, А.М. Ковалева приводит классификацию кредитов по субъектам, предоставляющим и получающим кредит:
     – коммерческий кредит, когда кредит предоставляется одним предприятием другому; 
     – банковский кредит, когда банк предоставляет кредит предприятиям, банкам или государству;
     – потребительский кредит, когда банк или торгующая организация предоставляет кредит физическим лицам;
     – государственный кредит, когда население, банки и предприятия кредитуют государство;
     – межбанковский кредит, когда один коммерческий банк кредитует другие коммерческие банки;
     – международный кредит, когда банки или правительство одного государства предоставляет кредит банкам, правительству или компаниям другого государства.
     А.Н. Трошин  к перечисленному списку добавляет еще, как самостоятельную форму, бюджетный и синдицированный кредит. Их можно рассматривать как дополнительные типы отношений в кредитовании [31, с. 124].
     – бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.
     – синдицированный кредит предоставляется за счет объединения ресурсов нескольких банков.
     Таким образом, потребительский кредит занимает особое место в системе кредитных отношений в соответствии с особенностями субъекта и объекта кредитования.
     В.А. Шевчук делит приведенные основные виды банковских ссуд на направления кредитования по их целевому назначению. Для банковских кредитов физическим лицам предлагается выделять три направления кредитования:
– ссуда на потребительские цели;
– ссуда на приобретение или строительство объектов недвижимости;
– ссуда на приобретение личного автотранспорта.
      Схожим образом рассуждает и Г.С. Панова, которая на основе изучения зарубежного опыта, выделяет две группы потребительского кредита:
      – целевые ссуды;
      – нецелевые ссуды.
      Исходя из выше изложенного мы можем сделать вывод о том, что цель в потребительском кредите имеет важное значение.
     А.Н. Трошин  предлагает особо разделять разовое зачисление денежных средств на основании стандартного кредитного договора и кредитные линии. Кредитная линия предполагает многократное предоставление заемных средств отдельными траншами в пределах определенного лимита кредитования.
     Несмотря на то, что кредитные линии в обычном виде преимущественно предоставляются предприятиям, некоторые физические лица также могут получать кредит в таком виде. Особенно это относится к VIP-клиентам, которые имеют большие суммы сбережений, большие обороты по банковским счетам и имеют потребность в предоставлении им денежных средств в разных валютах. Также к методу подобному кредитной линии можно отнести потребительское кредитование с использованием банковских пластиковых карт.
     Особо А.Н. Трошин выделяет такой вид кредитования, как овердрафт. В случае его открытия возможно оперативное предоставление денежных средств клиенту или оплата его счетов при недостатке средств на его расчетном счете. Овердрафт, как и кредитная линия, предполагает наличие лимита кредитования, в пределах которого могут предоставляться кредитные ресурсы. И овердрафт также может быть особой формой потребительского кредитования, т.к. такой договор может быть привязан к обычному счету до востребования или зарплатному счету физического лица [31, с.78].
     Кроме того, разные авторы предлагают делить кредиты, по различным классификационным признакам: по срокам, по форме оплаты и другие признаки. Некоторые эти классификации можно прямо отнести и потребительскому кредитованию, некоторые нужно трансформировать и изменить в соответствии с отличительными особенностями потребительского кредита. 
     С нашей точки зрения, потребительские кредиты могут быть разнообразными по своим целям, по форме, по срокам и другим отличительным чертам. 
     Рассмотрим несколько основных классификаций потребительского кредитования, которые позволят оценить все многообразие данной банковской услуги.
     Е.В. Тихомирова предлагает классификацию видов потребительского кредита по четырем основаниям: 
     – по цели кредитования (целевой/нецелевой);
     – по обеспеченности кредита (обеспеченный / необеспеченный);
     – по форме предоставления (традиционный / кредитная карта / интернет-банкинг);
     –по способу погашения (дифференцированный / аннуитетный / единовременный) [30, с.89]. 
     Считаем, что Е.В. Тихомирова  качественно дополняет классификацию потребительского кредитования внося в нее способ погашения, так как в настоящее время он играет не последнюю роль в кредитном процессе. Однако, данный автор не заостряет внимание на цели потребительского кредитования, а именно она отличает его от других форм кредита.
     Все вышеизложенные классификации расширяет В.М. Романовский [27, с.54].
     Так, рассматривая субъектный состав кредита, В.М. Романовский  градирует субъектов по видам кредитора и видам заемщика: по виду кредитора – это ссуды предоставляемые банками; торговыми организациями; ломбардами, пунктами проката и др., по виду заемщика – это ссуды, предоставляемые: всем слоям населения; определенным социальным группам; различным возрастным группам; группам заемщиков, различающихся по уровню доходов, кредитоспособности и платежеспособности.
     В определении целевой направленности ссуд, В.М. Романовский придерживается традиционного мнения, что потребительский кредиты могут быть строго целевые (на образование, лечение, строительство или приобретение жилья, на приобретение товаров длительного пользования и т.д.); без указания цели (на неотложные нужды, в виде овердрафта).
     Оценивая срочность кредитования, В.М. Романовский, устанавливает конкретные сроки: краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).
     По нашему мнению наиболее полную и развернутую классификацию потребительского кредита, предлагает Р.С. Ковтун.
     Р.С. Ковтун  к видам заемщика, целевой направленности, срокам кредитования, к обеспеченности и методу погашения и взимания процентов, порядку предоставления, добавляет ряд новых критериев. Таковыми критериями являются:
     – характер оборота (разовые / возобновляемые);
     – технология предоставления (единовременный / кредитная линия);
     – уровень кредитного риска (низко-, средне-, высокорисковый);
     – вид объекта потребления (выполнение работ / оказание услуг).
     Предложенная Р.С. Ковтуном обновленная классификация, позволяет более широко оценивать кредитный процесс. Так, введенное классификационное основание «технология предоставления кредита» дает возможность заемщику выбрать подходящий вариант кредитования. Внесение уровня риска позволяет кредитору проанализировать возможные негативные варианты предоставления кредита. В зависимости от подхода и цели классификационного деления, потребительские кредиты также можно классифицировать по образовавшейся задолженности, по категории качества, по созданию резервов на возможные потери по ссудам. 
     На рисунке 1.1 автор отразил десять различных оснований деления на группы видов классификаций потребительского кредита.
     Эта обобщенная классификация даст возможность наглядно оценить все многообразие подходов к классификационным признакам потребительского кредитования. Благодаря такой развернутой классификации можно разрабатывать различные кредитные продукты, предназначенные для разных заемщиков и целей. 
     
     
     
     
     
     
Потребительский кредит



По целям	По субъекту	

      
      Потребительские                                                         Вид кредитор
      Недвижимость                          Вид заемщика(граждане / не граждане)
      Транспорт
      Овердрафт


По срокам                                                                                           по хар-ру оборота

	
      Краткосрочные (до 1-го года) 	 разовые
      Среднесрочные (до 3-х лет)	                               Возобновляемые
      Долгосрочные (до 5-ти лет)

                                                                                                     
По обеспечению                                                                По уровню кредитного риска	
      
      
          Обеспеченный	                                                          Низкорисковые
          Необеспеченны                                                        Среднерисковые
                  		                                                         Высокорисковые


По форме предоставления	По обр.зад-сти
	По процентам
      
      Традиционный                                                по сумме основного долга
      Кредитная карта(линия)                                                      Комплексный
      Интернет Банкинг
                                                                                                                                 
По способу погашения 
                                                                                                По категории качества
      
      Дифференцированный                                                   стандартный
      Аннуитетный                                                                  нестандартный
      Единовременный					       сомнительный   
      
Рисунок 1.1 – Обобщенная классификация потребительского кредита
     Таким образом, можно сделать вывод о том, что потребительский кредит выделен в отдельную классификацию как самостоятельный вид банковской услуги. А также сам потребительский кредит имеет огромное количество классификаций, рассматривающих его с различных точек зрения. Различные вариации также имеют место быть по разным причинам: широкий выбор товаров и услуг на рынке, высокая конкуренция среди финансовых организаций, невысокий уровень жизни населения Автором данной работы обобщены некоторые, наиболее важные критерии в единую классификацию потребительского кредита.
     
     1.3 Особенности российского законодательства о потребительском кредите.
     
     Потребительское кредитование, как уже было отмечено выше, в Российской Федерации существует уже не первый год и особый рост предоставления таких кредитов наблюдался с начала двухтысячных годов. Тогда же, по сути, и обозначились основные проблемы потребительского кредитования: коммерческие банки в различных формах дискриминировали непрофессиональных заемщиков, какими являются обычные граждане, берущие потребительский кредит. 
     Особенности потребительского кредитования и в особой степени невысокая фи.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44