- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Экстремизм в современных условиях
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | R000195 |
Тема: | Экстремизм в современных условиях |
Содержание
Заказ № 1431833189 Ваш E-mail: skl88@mail.ru Цена: 400 руб. Информация: Количество страниц:? 83 страниц(ы) Дата: 17.05.2015 Система антиплагиата: Антиплагиат.ru / Антиплагиат.ВУЗ СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ: ПОНЯТИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1.1 Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом 1.2 Правовое регламентирование противодействия экстремизму в РФ 1.3 Опасность экстремизма и возможность уголовно правовых мер борьбы с ним ГЛАВА 2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ 2.1Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии экстремистской деятельности 2.2 Органы местного самоуправления как субъект противодействия экстремизму 2.3 Правоохранительные органы как субъект противодействия экстремизму 2.4 Совершенствование правового регулирования противодействия экстремизму ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования. Необходимо признать, что в российской юридической науке до сих пор нет четкой позиции по поводу определения экстремизма. Отсутствует единый взгляд на его виды и формы, нет четкого разграничения смежных с экстремизмом явлений. История развития общественных отношений убедительно доказала, что экстремизм обладает способностью проникать во все сферы жизни общества. При этом под экстремизмом традиционно принято понимать приверженность к крайним радикальным взглядам, идеям и целям, достижение которых осуществляется нелегитимными, насильственными средствами и методами. В российском законодательстве нормы, которые являлись бы основой обеспечения защиты граждан и общества в целом от самых различных проявлений экстремизма, до недавнего времени отсутствовали. И только с принятием 25 июля 2002 г. Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" (далее – Закон) было дано законодательное определение экстремизма. Позже в новой редакции указанного Закона от 27 июля 2006 г. понятие экстремизма претерпело незначительные изменения. Как нам представляется, данное определение достаточно полно раскрывает содержание экстремистской деятельности, однако в нем не нашли отражения основные виды экстремизма. В указанном Законе осуществляется лишь простое перечисление деяний, относящихся к экстремистской деятельности, при этом о видах экстремизма не говорится ни слова. По нашему мнению, это обстоятельство затрудняет осуществление правоохранительными органами противодействия различным проявлениям экстремизма. Криминологические аспекты данного исследования требовали обращения к базовым разработкам науки криминологии, уголовного права, и при рассмотрении вопросов, касающихся правовой политики противодействия экстремизму, эффективности применения уголовно-правовых норм, сущности и эффективности уголовного наказания и иных общетеоретических проблем уголовно-правового воздействия, использовались труды В.А. Бурковской, А.Я. Винникова, Н.М. Гиренко, О.Н. Коршуновой, Е.Б. Серова, В.Г. Узунова, В.В. Мальцева, П.И. Панченко, Ю.Е. Пермякова и др. Цель и задачи исследования. Целью исследования является проведение криминологического научного анализа экстремизма, а также разработка на этой основе предложений по совершенствованию норм действующего законодательства. Поставленная цель обуславливает необходимость решения в процессе исследования следующих задач: - исследование экстремизма как нового (в юридическом смысле) социально опасного явления; - определение сущности преступного экстремизма; - рассмотрение общего содержания преступного экстремизма с учетом норм Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" и Уголовного кодекса РФ; - исследование оснований и принципов криминализации экстремизма в современных российских реалиях; - формулирование предложений по совершенствованию уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления, связанные с осуществлением экстремистской деятельности. Объект и предмет исследования. Объектом исследования является преступный экстремизм как новый (в юридическом смысле) вид отклоняющегося поведения с криминальным содержанием. Предметом исследования являются юридические нормы, содержащие понятие экстремизма; нормы, предусматривающие различные виды юридической ответственности за осуществление экстремистской деятельности; практика применения таких норм; уголовное законодательство зарубежных стран; научная литература, посвященная тематике исследования; статистические данные. В процессе работы использованы философско-диалектические (общенаучные) методы познания - исторический, логический, системно-структурный, сравнительно-правовой (компаративистский), конкретно-социологический, формально-юридический и эмпирический. Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, международно-правовые акты, регламентирующие различные меры, предпринимаемые международным сообществом в борьбе с терроризмом, федеральные конституционные, федеральные законы, иные нормативные правовые акты федерального и регионального уровней, направленные на противодействие экстремистской деятельности и терроризму, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Эмпирическую базу исследования составляют:данные официальной статистики; материалы уголовных дел по преступлениям, связанным с осуществлением экстремистской деятельности, рассмотренным Верховным Судом РФ, судами Владимирской области, Краснодарского края, Чеченской республики; результаты социологических исследований, проведенных Всероссийским центром изучения общественного мнения; материалы периодической печати. Дипломная работа подготовлена в соответствии с приказом начальника Омской академии МВД России от 18 ноября 2008 г. №744. ГЛАВА 1. ЭКСТРЕМИЗМ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ:ПОНЯТИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1.1 Международно-правовое сотрудничество государств в борьбе с экстремизмом Принцип сотрудничества между государствами играет важную роль в обеспечении международной коллективной и национальной безопасности. Как отмечает О.И. Тиунов, "его следует рассматривать как обязанность государств развивать сотрудничество друг с другом во всех областях в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Компонентами сотрудничества являются равенство, взаимное доверие, добрососедские и дружественные отношения, международный мир и безопасность. Выгоды, порождаемые сотрудничеством, должны быть доступны для всех государств". Это особенно важно с учетом тех негативных тенденций глобализации, которые четко высвечивают попытки определенных сил насильственного захвата власти в различных регионах мира, свержения государственного строя нелегитимными способами и дестабилизации государственного функционирования крайне радикальными методами. Расширение географии и увеличение опасности терроризма, неурегулированность порождающих терроризм и экстремизм региональных и локальных вооруженных конфликтов, растущее участие структур транснациональной организованной преступности в осуществлении международной террористической деятельности, расширение масштабов незаконного оборота наркотиков и оружия представляют в современных условиях глобальную угрозу для международного мира и безопасности. Экстремизм в Концепции национальной безопасности РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24, назван в ряду основных угроз национальной безопасности России. Само понятие экстремизма можно рассматривать в широком и специальном юридическом смысле. В широком смысле экстремизм (от лат. extremus - "крайний") определяется как "приверженность к крайним взглядам, мерам (обычно в политике)", как "идеология, предусматривающая принудительное распространение ее принципов, нетерпимость к оппонентам и насильственное их подавление". При анализе объективных и субъективных сторон данного состава деяния в научной литературе выделяют следующие признаки экстремизма: отрицание инакомыслия и нетерпимость к сторонникам иных взглядов (политических, экономических, конфессиональных и др.); попытки идеологического обоснования применения насилия по отношению не только к активным противникам, но и к любым лицам, не разделяющим убеждения экстремистов; апелляция к каким-либо известным идеологическим или религиозным учениям, претензии на их "истинное" толкование или "углубление" и в то же время фактическое отрицание многих основных положений этих учений; доминирование эмоциональных способов воздействия в процессе пропаганды экстремистских идей, обращение к чувствам и предрассудкам людей, а не к их разуму; создание харизматического образа лидеров экстремистских движений, стремление представить их непогрешимыми, а все их распоряжения - не подлежащими обсуждению. Осуществление эффективного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма связано с перспективами научной разработки понятия "международный экстремизм", его форм и проявлений, позволяющих выделить международный экстремизм как самостоятельное социальное явление. С точки зрения международного права все формы экстремизма как антиправовые действия в том случае, если они способны нанести вред и представляют угрозу международному миру и безопасности, одинаково опасны и требуют в равной степени усилий государств в противодействии данному злу. Отсюда четко прослеживается необходимость актуализации международно-правового сотрудничества государств в сфере противодействия экстремизму как угрозе международной, коллективной и национальной безопасности. В соответствии со ст. 1 Дополнительного протокола II 1977 г. к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающегося защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера, любой вооруженный конфликт немеждународного характера можно расценивать как международный экстремизм, если его участники, выступающие оппозицией правительственному режиму, не соблюдают общепризнанные принципы и нормы международного права, в частности Протокол не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения обстановки внутренней напряженности, таким, как беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия и иные акты аналогичного характера, поскольку таковые не являются вооруженными конфликтами. Спорадический характер военных действий путем вылазок и других нерегулярных действий, отсутствие прямо выраженной и открыто заявленной общегражданской программы, использование запрещенных международным правом средств и методов ведения войны, а также иные действия, идущие вразрез и с национальным правом государства, грубо нарушающие общепризнанные принципы и нормы международного права, ставят экстремизм на одну "доску" с терроризмом, который уже стал глобальной угрозой международному миру и безопасности, выйдя на уровень трансграничной опасности мирового масштаба. Активизация усилий государств в борьбе с международным экстремизмом в последние годы выразилась в принятии ряда международно-правовых актов, направленных на противодействие экстремизму, сепаратизму, международному терроризму в аспекте регионального сотрудничества государств. В этой связи особо следует отметить Декларацию о создании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) (подписана в Шанхае 15 июня 2001 г. главами государств Республики Казахстан, Китайской Народной Республики, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан). Целями ШОС являются укрепление между государствами-участниками взаимного доверия, дружбы и добрососедства, поощрение эффективного сотрудничества между ними в политической, торгово-экономической, научно-технической и иных областях, совместные усилия по поддержанию и обеспечению мира, безопасности и стабильности в регионе, построение нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; она не является союзом, направленным против других государств и регионов, и придерживается принципа открытости. Важным результатом в борьбе государств с проявлениями экстремизма стало принятие в рамках ШОС Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г., которая вступила в силу для Российской Федерации 29 марта 2003 г. В части 1 ст. 1 Шанхайской конвенции раскрывается определение экстремизма, под которым понимается "какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них, и преследуемые в уголовном порядке в соответствии с национальным законодательством Сторон". Конвенция предусматривает, что Стороны в соответствии с положениями самой Конвенции, другими международными обязательствами, а также с учетом их национального законодательства осуществляют сотрудничество в области предупреждения, выявления и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма, для чего создают центральные компетентные органы, которые, в частности, оказывают друг другу содействие путем обмена информацией, выполнения запросов, оперативно-розыскных мероприятий, разработки и принятия мер для предупреждения и пресечения международного терроризма, сепаратизма и экстремизма. По вопросам реализации Шанхайской конвенции 5 июля 2005 г. в г. Астане принята Концепция сотрудничества государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом, которая определяет базовые цели и принципы сотрудничества государств в данной области в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, что прямо отражено в разд. 1 "Общие положения". Концепция рассматривает терроризм, сепаратизм и экстремизм как антиправовые явления, которые не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, независимо от их мотивов, а лица и организации, виновные в совершении таких действий, согласно Конвенции должны быть привлечены к ответственности. Концепция подчеркивает свою приверженность Уставу ООН. В рамках Концепции предусмотрены основные формы сотрудничества государств - членов ШОС по вопросам противодействия международному экстремизму, которые будут базироваться на проведении согласованных профилактических мероприятий, оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий, совместных антитеррористических мероприятий, обмене оперативно-розыскной, справочной, криминалистической информацией, создании банков данных и систем связи, оказании правовой помощи и других действиях. Для Российской Федерации наиболее приоритетным является в настоящее время развитие отношений по вопросам коллективной безопасности с ближайшими государствами-соседями. В 2000 г. в г. Астане главы пяти государств - членов Таможенного союза (России, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана), констатировав положительные результаты работы Таможенного союза, объявили о переходе к новому, третьему этапу полномасштабной интеграции - создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). 25 января 2006 г. Протокол о присоединении к нему подписала Республика Узбекистан. Вопросы безопасности не являются профильными для ЕврАзЭС, что непосредственно вытекает из Договора о его учреждении. Поэтому между государствами-членами заключены немногочисленные договоренности в данной области. Среди них наиболее значимым является Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств - членов ЕврАзЭС от 21 февраля 2003 г., заключенный между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан. Согласно ст. 2 данного Договора Стороны осуществляют сотрудничество по пресечению на внешних границах актов терроризма, незаконного перемещения оружия и боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, наркотических и психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов контрабанды, а также в борьбе с незаконной миграцией и проявлениями религиозного экстремизма. Российская Федерация ратифицировала Договор Федеральным законом от 19 декабря 2005 г. № 165-ФЗ. Гармонизация законодательств государств - членов сообщества по вопросам коллективной безопасности на сегодняшний день требует больших усилий государств, поскольку за исключением отдельных областей (например, пограничной безопасности) государства-члены регулируют эти вопросы самостоятельно, без соотношения с законодательством других государств-членов. Более того, отдельные государства не скрывают своей заинтересованности в участии в иных интеграционных объединениях по вопросам коллективной безопасности (например, в НАТО). В связи с этим главным направлением гармонизации законодательства является первичная ориентация на двусторонние и трехсторонние соглашения между государствами - членами Евразийского экономического сообщества. Вторым существенным аспектом, который необходимо учитывать при рассмотрении вопроса о сотрудничестве государств в сфере противодействия экстремизму и другим угрозам международной и национальной безопасности, является то, что все страны - члены сообщества являются участниками Договора о коллективной безопасности, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 г. Данный Договор подписали также Армения и Грузия. Договор о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г. после распада СССР стал первым документом о создании новой организации по поддержанию коллективной безопасности на базе СНГ. Он, в частности, предусматривает, что государства-участники подтверждают обязательство воздерживаться от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях, обязуются разрешать все разногласия между собой и с другими государствами мирными средствами. Кроме того, согласно ст. 1 Договора государства-участники не будут вступать в военные союзы или принимать участие в каких-либо группировках государств, а также действиях, направленных против другого государства-участника. Договор о коллективной безопасности и принятые на его базе международные соглашения в рамках созданной Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) регламентируют практически все важнейшие вопросы, связанные с коллективной безопасностью (включая создание Вооруженных Сил государств - участников ОДКБ, функционирование Совета коллективной безопасности государств - членов ОДКБ, взаимодействие с Советом Безопасности ООН и иные). В развитие сотрудничества по вопросам противодействия терроризму и другим проявлениям экстремизма 26 августа 2005 г. Совет глав государств СНГ принял решение о Концепции сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма. Документ указывает, что государства - участники СНГ принимают Концепцию сотрудничества в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма в соответствии с принятыми на себя международными обязательствами и национальным законодательством в данной области. Концепция представляет собой систему взглядов на основные направления и формы сотрудничества в области борьбы с терроризмом и экстремизмом в рамках СНГ и определяет цели, задачи и принципы такого сотрудничества. Так, государства - участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом как одну из важнейших задач обеспечения своей национальной безопасности и выступают за дальнейшее усиление взаимодействия на данном направлении. Прямая обязанность каждого государства - защита личности от терроризма и экстремизма, недопущение на своей территории террористической и экстремистской деятельности, в том числе против интересов других государств и их граждан, непредставление убежища террористам и экстремистам, создание эффективной системы борьбы с финансированием терроризма и экстремизма, пресечение террористической и экстремистской пропаганды. Целями и задачами сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и экстремизмом являются: обеспечение защиты государств - участников СНГ, их граждан и других лиц, находящихся на их территориях, от угроз терроризма и экстремизма; ликвидация угроз терроризма и экстремизма на территориях государств - участников СНГ; создание атмосферы неприятия терроризма и экстремизма в любых их формах и проявлениях; выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма и экстремизма на территориях государств - участников СНГ, а также ликвидация последствий преступлений террористического и экстремистского характера; укрепление международного антитеррористического сотрудничества; выработка согласованных подходов государств - участников СНГ к вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом, в том числе по вопросам их предупреждения; совершенствование правовой базы сотрудничества в борьбе с терроризмом и экстремизмом, развитие и гармонизация национального законодательства государств - участников СНГ с принципами и нормами международного права; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества в условиях нарастающих угроз терроризма и экстремизма и др. Российская Федерация поддерживает развитие сотрудничества по противодействию различным проявлениям экстремизма и на двусторонней основе. Из большого числа международных договоров, заключенных Россией с другими государствами, особо отметим Совместную декларацию РФ и КНР о международном порядке в XXI веке, подписанную Президентом РФ и Председателем КНР 1 июля 2005 г. Декларация отмечает, что Стороны руководствуются чувством исторической ответственности за мир и развитие на планете, которую они несут как постоянные члены Совета Безопасности ООН, исходят из своей приверженности формированию многополюсного мира и нового международного порядка, выраженной в Российско-Китайской совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка от 23 апреля 1997 г., выступают за отношения стратегического взаимодействия и партнерства Сторон, закрепленные Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой от 16 июля 2001 г. Необходимо отметить, что на сегодняшний день не все государства выступают за унификацию и гармонизацию подходов и средств противодействия экстремизму и терроризму на базе четкого соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права. Во многих государствах экстремизм до сих пор рассматривается как внутригосударственный конфликт с привнесением в попытки международного регулирования данного вопроса негативного акцента "вмешательства во внутренние дела государства". Ряд стран политически предпочитают "не выносить сор из избы" и считают, что подобных проблем, вынуждающих их пойти на международное сотрудничество в данной области, у них нет, либо, что еще хуже, считают достаточным аккумулировать противодействие экстремизму в собственной стране и собственными силами без учета мнения мирового сообщества. Считаем необходимым максимально подчинить и сделать подконтрольными только международному праву все действия государств, направленные на противодействие терроризму, экстремизму, сепаратизму и другим угрозам с использованием силового варианта воздействия. Необходимо четко осознать и утвердить в мировом сообществе мысль, что только общепризнанные принципы и нормы международного права могут являться базисными механизмами и регуляторами международных отношений даже при разногласии политических национальных доктрин государств по вопросам международной, коллективной и национальной безопасности. 1.2 Правовое регламентирование противодействия экстремизму в РФ Как было отмечено в предыдущем параграфе, существенным условием, которое могло бы препятствовать росту терроризма и экстремизма и способствовать более успешной борьбе с ним, является приведение национального законодательства в соответствие с международными стандартами, разумеется, с учетом российских особенностей терроризма и экстремизма. А поскольку речь идет о нормативном регулировании борьбы с этим явлением, то в первую очередь соответствующие изменения и дополнения должны быть внесены в уголовное законодательство, в котором имеется ряд пробелов и недостатков. 13 февраля 2001 г. Россия ратифицировала Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом, в которой виды оружия классифицируются по степени их общественной опасности. Поэтому соответствующие изменения необходимо внести и в Федеральный закон "Об оружии", так как в нем оружие классифицируется только по назначению, а также в диспозицию ст. 205 УК РФ (терроризм), где применение огнестрельного оружия выступает в качестве квалифицирующего признака. Для решения проблемы антитеррористической деятельности во всем мире были приняты международные акты. Законодатель закрепляет за Министерством внутренних дел РФ обязанность осуществлять "борьбу с терроризмом посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений террористического характера, преследующих корыстные цели". Как можно предположить, такая деятельность требует проведения соответствующих оперативно-следственных и силовых действий. Однако в структуре МВД не предусмотрен специальный антитеррористический центр, который занимался бы всеми вопросами организации и координации деятельности по борьбе с терроризмом и экстремизмом (как, например, Антитеррористический центр в ФСБ). Этими вопросами занимаются различные управления МВД, которые выполняют только те обязанности, которые определяются традиционно решаемыми ими задачами без учета комплексного характера рассматриваемой проблемы в целом, поэтому при осуществлении мер по предупреждению и пресечению террористических и экстремистских проявлений они зачастую действуют разрозненно. Все это снижает эффективность проводимых мероприятий и затрудняет контроль за их реализацией. Четкое разграничение компетенций служб по борьбе с терроризмом и экстремизмом необходимо также между МВД и другими правоохранительными органами. Некоторые упущения законодатель допустил и в гл. 3 Федерального закона "О борьбе с терроризмом", которая регламентирует проведение антитеррористической операции: Закон не определяет максимальный временной интервал проведения контртеррористической операции, ничего не сказано и о том, что необходимо предпринять при затягивании операции и перерастании ее в крупномасштабную с привлечением различных подразделений и техники всех силовых структур. Особое внимание рекомендуется уделить этническим преступным формированиям, занимающимся незаконным оборотом оружия. Освещая вопрос борьбы с терроризмом и экстремизмом, нельзя не обратить внимание на такую актуальную проблему, как финансирование террористической и экстремистской деятельности со стороны частных лиц, кредитных организаций и даже государств. Ни о какой борьбе (тем более успешной) не может идти речи до того, как будут ограничены финансовые потоки, питающие террористическую и экстремистскую деятельность. Одной из основных мер по ликвидации международного терроризма и экстремизма признана борьба с их финансированием. Уголовная ответственность предусмотрена для любого лица, "если оно любыми методами, прямо или косвенно, незаконно и умышленно предоставляет средства или осуществляет их сбор с намерением, чтобы они использовались, или при осознании того, что они будут использованы, полностью или частично для совершения: а) какого-либо деяния, представляющего собой преступление согласно сфере применения одного из договоров, перечисленных в приложении, и содержащемуся в нем определению; б) любого другого деяния, направленного на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта, или причинить ему тяжкое телесное повреждение, когда цель такого деяния в силу его характера или контекста заключается в том, чтобы запугать население или заставить правительство или международную организацию совершить какое-либо действие или воздержаться от его совершения". Несколько недоработанным с этой точки зрения представляется российское уголовное законодательство. Принятие в 1998 г. Федерального закона "О борьбе с терроризмом", по мнению законодателей, должно было разрешить многочисленные проблемы, связанные с организацией контртеррористических операций (КТО). Контртеррористическая операция - это мероприятия, направленные на пресечение террористических акций, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов, а также на минимизацию последствий террористической акции. Для непосредственного управления контртеррористической операцией в соответствии с решением Правительства РФ создается оперативный штаб, возглавляемый представителем Федеральной службы безопасности РФ или Министерства внутренних дел РФ, в зависимости от того, компетенция какого федерального органа исполнительной власти будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. Пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности РФ, а также создаваемой группировки сил и средств. В состав группировки сил и средств могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. КТО - одна из основных тактических форм действий сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск МВД России по пресечению террористической и экстремистской деятельности. Контртеррористические операции могут иметь разведывательный, спасательный, психологический, силовой и другие аспекты, в том числе: получение информации о деятельности, возможностях и намерениях существующих и потенциальных террористических и экстремистских организаций и групп, обнаружение лагерей; предотвращение террористических акций, задержание или уничтожение террористических и экстремистских групп и ликвидация баз террористических и экстремистских организаций до начала их активных действий; воздействие на определенные группы людей и отдельных лиц с целью вызвать у них такое настроение или поведение, которое способствовало бы достижению цели борьбы с терроризмом и экстремизмом; деморализация террористов и экстремистов, дискредитация террористических и экстремистских организаций и террористических и экстремистских методов в глазах общества и формирование у населения благожелательного отношения к контртеррористической политике государства; обеспечение безопасности граждан, находящихся в зоне совершения террористической акции, проведение эвакуации населения и материальных ценностей; пресечение антигосударственной деятельности, направленной на изменение политического или государственного устройства страны насильственными методами; деблокирование объектов, пресечение совершающейся террористической акции, обезвреживание террористов и экстремистов, сохранение или восстановление на отдельных территориях конституционного строя; захват, разоружение или разгром бандитских формирований, уничтожение баз и лагерей их подготовки, ликвидация боевиков, а также лидеров террористических и экстремистских организаций и групп. Процесс управления контртеррористической операцией включает в себя два комплекса функций: а) подготовку и принятие решения; б) организацию его исполнения. Контртеррористическая операция начинается с момента постановки подразделению задач и включает в себя оценку обстановки; отдачу предварительных распоряжений подчиненным и своим заместителям для принятия решения о подготовке подразделения к выполнению поставленных задач; принятие решения (выбор тактики); отдачу боевого приказа (реализация выбранной тактики). Решение на проведение контртеррористической операции является наиболее важным этапом процесса управления операцией. Решение оформляется приказом, в котором указываются, в частности, краткие выводы из оценки обстановки; место, время и цель проведения операции; привлекаемые силы и средства, их исходные позиции и направление (рубежи) действий; задачи группам оперативного построения и их руководителям (указываются на прилагаемой к приказу схеме); порядок взаимодействия; ответственные лица и задачи по всестороннему обеспечению операции; порядок использования боевой техники; месторасположение пункта (пунктов) управления; время и порядок докладов о ходе выполнения задач, а также уточнение порядка применения оружия и спецсредств. Контртеррористическая операция считается оконченной, когда террористическая акция пресечена (прекращена) и ликвидирована угроза жизни и здоровью людей и уничтожению материальных ценностей. Решение об объявлении контртеррористической операции оконченной принимает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией. Правовое обеспечение антитеррористической деятельности является важнейшей предпосылкой успешного противодействия как внутригосударственному, так и международному терроризму и экстремизму. Основным российским нормативным актом в этой области является Федеральный закон от 25 июля 1998 г. "О борьбе с терроризмом", который определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, субъектов этой деятельности, основы их взаимодействия, роль иных государственных и негосударственных органов и граждан в противодействии терроризму. Главными принципами борьбы с терроризмом и экстремизмом признаются: законность, приоритет мер предупреждения терроризма и экстремизма, неотвратимость наказания виновных, приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции, минимальные уступки террористу и экстремисту, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций и некоторые другие. Законодательное закрепление принципов борьбы с терроризмом и экстремизмом является очень важным, поскольку именно этот вид преступления может спровоцировать применение излишне жестоких государственных мер, отступление от законности, способное подорвать доверие к государству, т.е. вызвать эффект, противоположный ожидаемому. 1.3 Опасность экстремизма и возможность уголовно-правовых мер борьбы с ним Несмотря на предпринимаемые правоохранительными органами усилия, экстремизм по-прежнему представляет серьезную угрозу стабильности и общественной безопасности в нашей стране. В последние три года в Российской Федерации происходит неуклонный рост преступлений экстремистской направленности. В связи с этим Президент РФ в Послании Федеральному Собранию призвал усилить ответственность за проявления экстремизма. В идеологическом плане э....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: