- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W008335 |
Тема: | Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания |
Содержание
14 Оглавление Введение……………………………………………………....…………......2 Глава I . Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………………………......................................5 1.1 Становление института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России………………………………………………….............5 1.2 Понятие и значение условно-досрочное освобождение от отбывания наказания………………………………………………………………………..…..8 Глава II. Основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………………………………………….........…...............12 2.1 Основания и условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………...........................……...12 2.2 Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания……………………………………………………………...............18 Глава III. Правовые последствия и условия отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания…………………………………………………………………........................23 3.1 Правовые последствия условно-досрочного освобождения......…….23 3.2 Основания и порядок отмены условно-досрочного освобождения...26 Заключение…………………………………………………..........……….30 Библиографический список……………….........................................….32 ВВЕДЕНИЕ Установление в законе и реализация на практике оснований для освобождения от отбывания наказания составляют одну из наиболее важных проблем уголовной политики, потому что дифференциация уголовной ответственности предполагает не только усиление меры уголовного наказания по степени увеличения общественной опасности или повтора преступлений, но и смягчение или полное освобождение от нее в зависимости от достижения целей наказания. Действующее уголовное законодательство сочетает в себе жесткость наказания в отношении лиц, обладающих повышенной общественной опасностью, совершивших преступные деяния, и в то же время регламентирует разнообразные меры смягчения ответственности и освобождения от дальнейшего отбывания наказания осужденных, когда их исправление достигается до истечения установленного приговором суда срока уголовного наказания. Наиболее актуальным является не только применение кары, но и выделение из общего числа осужденных тех лиц, которые осознали пагубность преступного деяния и больше не нуждаются в полном отбытии назначенного судом наказания, а их дальнейшее исправление может осуществляться без изоляции от общества. Гуманным целям борьбы с преступностью и исправлению правонарушителей соответствуют гуманные средства. В списке гуманных целей важное место занимает уголовно-правовой институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Этот институт, сочетая метод убеждения и принуждения, тем самым выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принцип организации социальной системы воздействия на преступность в развитом гражданском обществе. В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2008 года Президент РФ подчеркнул и указал на необходимость гуманизации закона и порядка его применения. «Судам следует более взвешенно и внимательно относиться к избранию мер пресечения в виде ареста и к назначению наказаний, связанных с изоляцией преступников от общества. Но не стоит забывать о том что, правоохранительная и судебная системы должны обеспечивать действенную защиту прав и интересов лиц, которые пострадали от совершенных преступлений». В связи с этим особое значение приобретает доскональное совершенствование порядка применения условно-досрочного освобождения как меры, направленной на сокращение срока изоляции осужденного от общества при соблюдении особого ряда условий, среди которых важное место занимает полное либо частичное возмещение этим осуждённым ущерба, причиненного преступлением. Институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания представляет собой одну из форм прекращения отбывания наказания и является своеобразным актом правосудия и государственного поощрения, мерой положительной общественно-политической, нравственно-этической и юридической оценки, позитивных изменений в поведении осуждённого, происшедших в нем в период отбывания наказания. Этот институт, сочетая методы убеждения и принуждения, выражает гуманность и социально-политическую рациональность как принципы организации, социальной системы воздействия на преступность в современном гражданско-правовом обществе. Глава I. ИНСТИТУТ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 1.1 Становление института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России В начальный период становления советской власти, институт условно-досрочного освобождения закреплялся в разных нормативно-правовых актах. Одним из первых это- Декрет ВЦИК от 7 марта 1918 года № 2 «О суде», предоставлявший право на досрочное освобождение, который не регламентировал основание и порядок его осуществления и применения. В соответствии с постановлением НКЮ от 25 ноября 1918 года «О досрочном освобождении», условно-досрочное освобождение осуществлялось по отношению к любым категориям осуждённых, но по отбытии половины срока назначенного наказания. В свою очередь, Декрет СНК от 21 марта 1921 года «О лишении свободы» уже подробней регламентировал назначение наказания в случае совершения досрочно освобожденным нового преступления в период не отбытой части наказания. Причем вновь совершенное преступление должно быть такого же рода, что и преступное деяние, за которое лицо было осуждено. Согласно УК РСФСР 1922 года, условно-досрочное освобождение применялось к лицам, которые реально шли на путь исправления . Но оно отменялось, если осуждённый в течение не отбытой части наказания совершал тождественное или схожее по характеру преступление. Согласно УК РСФСР 1926 года, условно-досрочное освобождение применялось, как и раньше, к лицам, обнаруживающим тенденцию к исправлению, но теперь оно одновременно заключалось и в освобождении от дальнейшего отбывания наказания и, в замене более мягкой мерой . При этом условно-досрочное освобождение допускалось по отбытии осужденным не менее одной трети срока определенной судом меры социальной защиты. В то же время, его отмена связывалась с совершением преступного деяния, которое должно было быть не менее тяжким, чем то, за которое была назначена первоначальная мера социальной защиты. Следующим наиболее значимым этапом развития положений условно-досрочного освобождения стало принятие 25 декабря 1958 года Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. Теперь условно-досрочное освобождение могло применяться к лицам, осуждённым не только к лишению свободы, но и к исправительным работам, ссылке, высылке или направлению в дисциплинарный батальон. Основанием для условно-досрочного освобождения являлось доказательство осуждённым своего исправления, которое подтверждалось примерным поведением и доброжелательным отношением к труду. Кроме этого, необходимо было отбыть не менее половины срока, а лицам, осуждённым за особо опасные государственные преступления, а также другие тяжкие преступления - не менее двух третей назначенного судом срока наказания. Так же условно-досрочное освобождение не применялось к особо опасным рецидивистам. Условно-досрочное освобождение отменялось, если осужденный в течение не отбытой части наказания совершал однородное или не менее тяжкое преступление по сравнению с тем, за которое он отбывал наказание. В дальнейшем принятие УК РСФСР 1960 года и его изменения, связанные с институтом условно-досрочного освобождения, касались разделения срока, необходимого отбыть перед освобождением, категории лиц, к которой оно не применяется, а также требований, которые предъявляются к поведению освобожденных во время не отбытой части наказания. Но стоит заметить, что по-прежнему главную роль при определении возможности условно-досрочного освобождения не маловажную роль играло именно исправление осужденного, которое он должен был доказать примерным поведением и честным отношением к труду. Во времена коммунистического(советского) режима институт условно-досрочного освобождения также существовал, но практически не использовался, а если пользовался , то избирательно, и освободиться условно-досрочно было очень сложно. Поэтому, в 1990 года только малая часть менее 13 000 граждан была освобождена из мест лишения свободы до окончания назначенного судом срока отбывания наказания при общей численности тюремного населения почти в 2 миллиона человек. В 1999 года условно-досрочно освободились более 93 000 граждан (общая численность заключенных - 1,04 миллиона человек). В 2003 году условно-досрочно было освобождено 139 031 человек, что составило 55,1% от общего числа освобожденных. Ежегодно, число условно-досрочно освобожденных увеличивается, однако в этой тенденции кроется своеобразная опасность, так как введение такого мощного стимулирующего поощрения как условно-досрочное освобождение до уровня простой формальности может подорвать сам этот институт и все его стереотипы. Не для кого не секрет, что уровень рецидивной преступности в России очень высок (по разным оценкам он составляет 40%). Исходя из этого нужно более жестко и строго подходить к критериям, которые предъявляются к условно-досрочно освобождаемым гражданам. 1.2 Понятие и значение условно-досрочное освобождение от отбывания наказания В современных условиях гуманизации и либерализации уголовной политики государства, предусматривающий значительное сокращение численности осужденных, содержащихся в уголовно - исполнительной системе, существенно возрастает роль всех институтов прогрессивной системы, в том числе и института условно-досрочного освобождения. Освобождение от наказания - это своего рода отказ государственных органов , которые осуществляют уголовное преследование, от реального применения мер уголовного наказания к осуждённому лицу, в отношении которого был вынесен обвинительный приговор суда, либо от полного отбывания назначенной меры наказания. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания является очень значимым поощрением, применимым к осужденным лицам . Институт условно-досрочного освобождения позволяет прекратить дальнейшее отбывание наказания, если поведение осуждённого в период уже отбытого срока свидетельствует об успешном развитии процесса исправления так, что необходимость в полном отбывании наказания на данный момент полностью отсутствует. Но при этом: условно досрочное освобождение может применяться в любом случае, когда наказание связано с лишением или ограничением свободы; снят запрет применения такого освобождения к отдельным категориям осуждённых; и не требуется доказанности полного исправления. Условно-досрочное освобождение — это один из видов освобождения от наказания. Его суть заключается в освобождении осужденного от последующего реального отбывания наказания при условии обязательного соблюдения ряда предписаний, которые перечислены в законе и установлены судом в соответствии со статьями 79 и 93 Уголовного Кодекса РФ. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено только к лицам, твердо вставшим на путь воспитания и исправления. И действительно, если очевидно, что цель исправления осуждённого достигнута без полного отбывания назначенного ему наказания, то дальнейшее исполнение наказания просто нецелесообразно. Процедура установленная законом, дать человеку возможность подвергнуться досрочному освобождению от отбывания наказания является, с одной стороны, средством поощрения осуждённых, вставших на путь исправления, а с другой стороны —это реальный стимул для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и в дальнейшем последующего освобождения от него. Орган, который исполняет наказание представляет суду свою сложившуюся оценку поведения осуждённого, которая свидетельствует о добросовестном отношении к обязанностям, связанным с отбыванием наказания и примерном поведении, что связано, как правило, с отсутствием взысканий и наличием поощрений в том числе, с отсутствием претензий к поведению во время краткосрочного отпуска и иного пребывания вне территории учреждения. Оценка поведения должна охватывать значительно большой период времени, а не один - два последних месяца. Для наибольшей и надёжной гарантии от ошибок при условно-досрочном освобождении УК РФ устанавливает своего рода ступенчатый перечень обязательной доли наказания, подлежащей отбытию до освобождения осуждённого. В зависимости от категории и тяжести преступления, это не менее одной третей, половины, не менее двух третей, не менее трёх четвертей срока назначенного наказания. Даже для пожизненного заключения также предусмотрена возможность условно досрочного освобождения по отбытии не менее 25 лет лишения свободы. Это сделано для того, чтобы сохранить и для этой категории осуждённых перспективу улучшения положения, пусть очень отдалённую. Институт условно-досрочного освобождения, очень хорошо и благоприятно, стимулирует позитивное поведение в период отбытия наказания осуждённым лицом. Чтобы закрепить эту тенденцию после освобождения ведь исправление ещё не завершено, суд вправе возложить на освобождённого исполнение определённых обязанностей, таких же, как при условном осуждении. Следовательно предусмотрен и контроль специализированного органа за поведением освобождённого лица. Эта форма представляет собой освобождение от продолжения отбытия наказания осуждённого, доказавшего свое исправление примерным поведением и честным и искренним отношением к труду в процессе отбывания наказания. В таких случаях продолжение отбывания наказания как бы теряет свой смысл, так как лицо уже не создаёт общественной опасности и, если освободить его от наказания, тем самым дать возможность жить в качестве полноправного гражданина.. Условно-досрочное освобождение применяется в отношении лиц, отбывающих содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы. Условно-досрочное освобождения от наказания - это один из важнейших элементов уголовно-исполнительного права, это материальная предпосылка и основание освобождения от реального наказания. По своему содержанию оно является видом наказания на стадии его отбывания. Таким образом, не отбытая часть наказания является специфическим испытательным сроком для условно-досрочно освобождаемого и важнейшим стимулом к его исправлению. Условно-досрочное освобождение - один из видов освобождения от наказания. Его суть заключается в освобождении осуждённого от дальнейшего отбывания наказания но с условием обязательного соблюдения ряда предписаний, перечисленных в законе и установленных судом. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может применяться только к лицам, твердо вставшим на путь исправления. Значит только в подобном случае можно считать, что этим лицам для их окончательного исправления нет необходимости полностью отбывать наказание назначенное судом. Установленная законом возможность подвергнуться досрочному освобождению от реального отбывания наказания является, с одной стороны, как средство поощрения осужденных, вставших на путь исправления, а с другой - это стимул для примерного поведения осужденных во время отбывания ими наказания и последующего освобождения от него. В этом виде освобождения от наказания наиболее ярко нашли отражение принципы гуманизма и справедливости. Условно-досрочное освобождение является одним из наиболее часто применяемых видов освобождения от наказания, поскольку оно может применяться к лицам, совершившим преступления любой категории, и не ограничено категориями осуждённых. Глава II. ОСНОВАНИЯ, УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ 2.1 Основания и условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания Как мы видим в соответствии с частью 1 статьи 79 УК РФ лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части или лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, при условии если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Приведенная выше формула предполагает существенные позитивные изменения личности осужденного, благодаря которым он утрачивает общественную опасность либо ее степень снижается до такого уровня, при котором становится нецелесообразным дальнейшее исполнение наказания. О позитивном изменении личности осужденного могут свидетельствовать соблюдение правил режима отбывания наказания, добросовестное и честное отношение к труду, обучению (особенно в отношении несовершеннолетних) и др. Согласно части 3 статьи 175 УИК РФ в представлении об условно-досрочном освобождении должны содержаться данные, которые характеризуют личность осужденного, а также его поведение и отношение к учебе и труду, а равно к совершенному им деянию. С другой стороны, то, что условно-досрочное освобождение может применяться при незавершенном процессе исправления, о чем свидетельствует положение, регламентированное в частью 2 статьи 79 УК РФ. Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью 5 статьи 73 УК РФ, которые он должен им исполнять в течение оставшейся не отбытой части наказания. Суд, так же, может возложить на освобождённого условно-досрочно обязанности о запрете смены постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего исправление осужденного, а так же запретить посещать определенные места и пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, осуществлять материальную поддержку семьи. Суд может возложить на освобожденного условно-досрочно исполнение и других обязанностей, которые будут способствовать его исправлению. Условно-досрочное освобождение от наказания применяется после фактического отбытия осужденным установленной законом части назначенного наказания. Согласно части 3 статьи 79 УК РФ оно может применяться по отбытии осужденным: а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести; б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление; в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено в связи с нарушением общественного порядка, злостным уклонением от исполнения возложенных на него судом обязанностей или в связи с совершением нового преступления; г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2 и 210 Уголовного Кодекса. При отбытии осужденным установленной законом части срока администрация (орган исправительного учреждения или командование дисциплинарной воинской части) обязана в течение месяца либо внести представление в суд об условно-досрочном освобождении, либо вынести постановление об отказе. В части 4 статьи 79 УК РФ установлено, что фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев. Если лицо осуждено по совокупности преступлений различной категории тяжести либо по совокупности приговоров, то при решении вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене не отбытой части наказания более мягким видом стоит исходить из окончательного срока наказания, назначенного по совокупности. При исчислении от этого срока той его части, после фактического отбытия которой возможно применение условно-досрочного освобождения следует применять правила, которые предусмотрены частью 3 статьи 79, частью 2 статьи 80, статьей 93 УК РФ для наиболее тяжкого преступления, входящего в совокупность. В УК РФ 1996 года была впервые предусмотрена возможность условно-досрочного освобождения лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы. Если судом будет признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы, суд может освободить его условно-досрочно (часть 5 статьи 79 УК РФ). Но стоит отметить что к условно-досрочному освобождению не представляются следующие категории осуждённых: - совершившие новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы (часть 2 статьи 176 УИК РФ); - злостно нарушавшие установленный порядок отбывания наказания в течение предшествующих 3 лет (часть 5 статьи 79 УК РФ). Условия применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте несколько мягче, нежели ко всем остальным заключенным. Так, например, согласно статье 93 УК РФ, условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия: - не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление; - не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление. Следующим условием для условно-досрочного освобождения является отбытая часть срока наказания в зависимости от тяжести совершенного преступления. На это условие указывается в часть 3 статьи 79 УК РФ. В соответствии с частью 3 статьи 79 условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным определенной части срока наказания, назначенного судом. Стоит отметить, что суды при решении вопроса об условно-досрочном освобождении складывают все периоды содержания под стражей, учитывают это как лишение свободы и, даже вопреки судебному приговору, начинают отсчет части срока наказания, установленного статьи 79 УК, со дня задержания или заключения под стражу. В соответствии с частью 1 статьи 79 УК лицо, отбывающее уголовное наказание, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Под исправлением осужденных понимается некий процесс формирования у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (часть 1 статьи 9 УИК РФ). Критерии, по которым должна производиться всесторонняя оценка личности осужденного, определены в части 3 статьи 175 УИК РФ. Это данные, характеризующие личность, его поведение, отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию. Суды не имеют права отказывать в условно-досрочном освобождении по основаниям, не предусмотренным уголовным законом, таким, например, как прошлая судимость, мягкость назначенного наказания, кратковременность пребывания осуждённого в данном исправительном учреждении и т.п. Если новый закон об условно-досрочном освобождении, введенный в действие после осуждения лица, ограничивает его применение, то должен применяться закон, действовавший на момент осуждения. Этот вывод основывается на положении, изложенном в части 1 статьи 10 УК РФ. При условно-досрочном освобождении суд не должен устанавливать какой-либо испытательный срок (как это имеет место при условном осуждении), поскольку таким сроком является не отбытая часть наказания. Рассматривая вопрос об условно-досрочном освобождении от основного наказания осуждённых, к которым были применены дополнительные наказания, суды во всех случаях, в том числе и по своей инициативе, они обязаны обсуждать вопрос о возможности освобождения осуждённого и от дополнительного наказания. Если от основного наказания осуждённый освобождается только в не отбытой части, то от дополнительного наказания он может быть освобождён либо полностью, либо частично. В соответствии с части 1 статьи 79 УК РФ осуждённые могут освобождаться от любого дополнительного наказания без какого-либо ограничения. Контроль за поведением осуждённого, освобождённого условно-досрочно, осуществляется лицом которое уполномочено на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих - командованием воинских частей и учреждений (часть 6 статьи 79 УК РФ). Так же, в настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ изменился и порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания. Теперь осуждённый, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания, может сам обратиться в суд с ходатайством об УДО. Ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осуждённый пишет и подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направляет его в суд с характеристикой на осуждённого. В ст. 175 УИК РФ указано, что в суд в интересах осужденного вправе обратиться адвокат (законный представитель). При этом администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, должна быть поставлена об этом в известность и должна также направить в суд характеристику на осужденного. Решение вопроса, который связан с условно-досрочным освобождением от отбывания наказания, разрешается судом изучив документы, представленные администрацией исправительного учреждения или органа, исполняющего наказание. Так же отмечается, что «администрации исправительных учреждений необходимо исключить практику, тех случаев когда дисциплинарные взыскания с осужденных снимаются слишком или быстро, и как правило перед подачей ходатайств об условно-досрочном освобождении». 2.2 Порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания Порядок оформления условно-досрочного освобождения регламентируется Уголовно-Исполнительным Кодексом РФ. Порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания регламентирован статьей 175 УИК РФ. Согласно пункту 1 статьи 175 УИК РФ, осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочное освобождение. В ходатайстве должны содержаться сведения, свидетельствующие о том, что осуждённый не нуждается в полном отбывании наказания, так как, отбывая срок, он полностью или частично возместил причиненный ущерб или иным образом загладил причиненный им вред и раскаялся в содеянном. В ходатайстве могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. Осуждённый свое ходатайство в суд подает через администрацию исправительного учреждения. В тех случаях, когда ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания подано адвокатом по соглашению с родственниками осужденного или другими лицами, суд в судебном заседании обязан выяснить у осужденного, поддерживает ли он данное ходатайство. В случае его отказа от ходатайства суд своим постановлением прекращает производство (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены не отбытой части наказания более мягким видом наказания» от 21 апреля 2009 года). Администрация исправительного учреждения не позднее, чем через 10 дней обязана направить ходатайство об условно-досрочном освобождении в суд. К ходатайству администрация прилагает характеристику на осужденного. В характеристике должны содержаться следующие сведения об осуждённом: а) о его поведении; б) о его отношении к учебе и труду; в) об отношении к совершенному преступлению. Самовольно напрашивается вопрос, а по каким критериям можно судить о хорошем поведении? Очевидно, можно говорить о том, что если осуждённый не допускает нарушений режима содержания и, соответственно, не имеет взысканий, его поведение можно назвать примерным. Безусловно, наличие поощрений свидетельствует о том, что осуждённый, стремясь освободиться как можно быстрее, старается как можно быстрее приблизить этот момент доступными ему способами (например, активным участием в общественной жизни, добросовестной работой, сотрудничеством с администрацией). Но вместе с тем неучастие осужденного в какой-либо секции, в художественной самодеятельности и в других схожих мероприятиях не является показателем того, что поведение осужденного не является примерным. Очень сложно в настоящий момент обстоят дела с трудоустройством. Как известно, безработица по самым разным причинам затронула исправительные учреждения в большей степени, чем население страны в целом. Поэтому зачастую осужденному довольно сложно реализовать его законную возможность освободиться условно-досрочно, так как работа (причем добросовестная) является обязательным условием, которое не всегда можно выполнить просто из-за отсутствия работы в колонии. Характеристика на лицо, отбывающее наказание, заканчивается заключением администрации исправительного учереждения о целесообразности или нецелесообразности применения условно-досрочного освобождения к этому лицу. Законом также не предусмотрены никакие ограничения в условно-досрочном освобождении для лиц, имеющих иски или алименты. Поэтому отказ в условно-досрочном освобождении по причине того, что осужденный имеет иск, или алименты, либо задолженность по их выплате, является неправомерным. Наличие семьи, родственников, жилья, возможности трудоустройства на конкретном предприятии являются положительными факторами, но отсутствие таких данных не является основанием для отказа в условно-досрочном освобождении. Исходя из вышесказанного, действия администрации исправительного учреждения, затягивающие представление дела в суд по причине отсутствия подобных сведений, неправомерны и нарушают права и законные интересы осуждённых. Кроме того, неправомерными являются и отказы администрации представить дело в суд по мотивам, не указанным в законе - мягкость назначенного наказания или кратковременность пребывания осужденного в данном исправительном учреждении. Характеристика на осужденного пишется за весь период отбывания им наказания, а не только за тот период, который он отбывает в данном конкретном исправительном учреждении. Если для определения возможности условно-досрочного освобождения осужденного очень мало либо недостаточно данных личного дела, то просто необходимо сделать запрос на характеристику в учреждение, из которого осужденный прибыл. Написав ходатайство в суд, осужденный сдает его (а также другие имеющиеся у него документы - различные справки, ходатайства и прочее) начальнику отряда, приложив, если у него имеются, копии приговора и судебных постановлений. Администрация исправительного учреждения все остальные документы оформляет самостоятельно. Окончательное решение о возможности применения или отказа в применении условно-досрочного освобождения к каждому конкретному осужденному принимается начальником исправительного учреждения на основании характеристики и других документов. В исправительном учреждении приказом начальника могут создаваться комиссии, которые подробно анализируют поведение осужденных и представляют начальнику свои рекомендации. Но создание таких комиссий обязательным не является. При положительном решении в суд направляется личное дело осужденного со всеми материалами. В случае отказа в представлении к условно-досрочному освобождению осужденному указываются его мотивы, но ходатайство об условно-досрочном освобождении со всеми материалами все равно направляется в суд. Следует учитывать, что производство по рассмотрению и разрешению вопросов, связанных с исполнением приговора, происходит в суде первой инстанции. В ходе судебного заседания суд вправе истребовать от администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, дополнительные документы, которые могли бы способствовать правильному принятию судом решения об условно-досрочном освобождении. Суд рассматривает все эти материалы в судебном заседании по месту отбывания наказания осужденным. Участие осужденного в суде по рассмотрению вопроса об его условно-досрочном освобождении не является обязательным. Решение об этом принимает суд. В то же время, если осужденный участвует в судебном заседании, он вправе: знакомиться с представленными администрацией исправительного учреждения в суд материалами; участвовать в рассмотрении представленных администрацией исправительного учреждения материалов; заявлять ходатайства и отводы; давать объяснения; представлять документы, с которыми, по мнению осужденного, должен ознакомиться суд (пункт 3 статьи 399 УПК РФ). Адвокат тоже имеет право участвовать в суде и представлять интересы осужденного (пункт 4 статьи 399 УПК РФ). По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Участие прокурора в суде, рассматривающем дело об условно-досрочном освобождении, обязательным не является (пункт 6 статьи 399 УПК РФ). В тех случаях, когда осужденный или же администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, а также прокурор не будут согласны с решением суда по вопросу об условно-досрочном освобождении, они вправе обратиться в вышестоящий суд в кассационном порядке, что предусмотрено статьей 401 УПК РФ. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении повторное внесение в суд представления может иметь место не ранее чем по истечении шести месяцев со дня отказа. В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению свободы повторное обращение с ходатайством может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня вынесения постановления суда об отказе (часть 10 статьи 175 УИК РФ). Рассматривая институт условно-досрочного освобождения, следует отметить следующее. Само решение вопроса об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания происходит только после вступления приговора суда в законную силу. Согласно части 1 статьи 49 Конституции Российской Федерации каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. До тех пор, пока обвинительный приговор суда не вступил в законную силу, осужденный считается невиновным, даже если он, например, находится в следственном изоляторе, и, следовательно, в отношении его не может применяться условно-досрочное освобождение от отбывания наказания, так как о....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: