VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам об экономических преступлениях

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W001597
Тема: Порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам об экономических преступлениях
Содержание
      Министерство образования и науки Российской Федерации
      Федеральное государственное бюджетное образовательное
      Учреждение высшего образования
      ВЯТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
      ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
      
      
      Кафедра  судебных экспертиз
      
      ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА
      По учебной дисциплине: «Судебная финансово-экономическая экспертиза»
      Тема:
      «СУДЕБНО-БУХГАЛТЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ»
      
      
      
      
      
      















      Содержание
Введение……………………………………………………………..................… 3
Глава 1. Понятие и общая характеристика судебно-бухгалтерской экспертизы ...………...............................................................................................................… 5
1.1. Понятие и общая характеристика объектов судебно-бухгалтерской экспертизы ………………………………………………………………………..
1.2. Порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам об экономических преступлениях ………………………….
1.3. Производство судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам ……………………………………………………………………………….
Глава 2. Заключение эксперта-бухгалтера, его оценка следователем и судом………………………………………………………………………………
Глава 3. Особенности производства судебно-бухгалтерской экспертизы по незаконной предпринимательской деятельности и совершенствование методики. ……………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………………….....69
Библиографический список …………...……………………………………...... 70
      















Введение
      В настоящее время в России наблюдается ряд неблагоприятных явлений, среди которых отдельное место занимают рост экономической преступности, изменение ее структуры и возникновение новых способов совершения преступлений. Данная ситуация определяет необходимость повышения качества работы правоохранительных органов. 
      Раньше данный вид правонарушений или способы их совершения были техническими по своей природе, а сейчас, в основном, они носят интеллектуальный характер. Доказывание по делам об экономических преступлениях становится практически невозможным без использования специальных знаний об отражении операций в документации организаций и предприятий, в которых можно выявить следы данного вида преступления.
Один из процессуальных способов использования данных знаний 
является проведение судебно-бухгалтерской экспертизы. Ее 
результаты являются источником доказательств, с помощью 
которых устанавливаются обстоятельства, подлежащие доказывания по делу.
      Изучение данной темы представляется достаточно актуальным направлением для исследований.
      Целью исследования является всестороннее рассмотрение судебно-бухгалтерской экспертизы с целью дать ей объективную оценку.
      Объектом исследования являются – цели, порядок назначения и производства судебно-бухгалтерской экспертизы, а также объекты данной экспертизы (нормативно-правовые акты, регламентированное ведение бухгалтерского учета, налогового учета, статистического учета и составления бухгалтерской, налоговой, статистической и иной формы отчетности; бухгалтерские документы, финансовые документы, бухгалтерско-финансовая и налоговая отчетность организаций (предприятий)).
      Предмет исследования - судебно-бухгалтерская экспертиза, как исследование, требующее специальных познаний. 
      Целью исследования является всестороннее рассмотрение судебно-бухгалтерской экспертизы с целью дать ей объективную оценку.
      Задачи исследования:
      Методологическую основу работы составили общенаучные и специальные методы познания. К общенаучным относится всеобщий диалектический метод, синтез и анализ. К специальным методам, применяемым в работе, относятся формально-юридический, формально-логический и метод системного анализа.
      Нормативной основой исследования явились Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, федеральные законы РФ, положения по бухгалтерскому учету. 
      Работа состоит из введения, пяти глав, заключения, списка литературы. 
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      
      




      Глава1. Понятие и общая характеристика судебно-бухгалтерской экспертизы
1.1. Понятие судебно-бухгалтерской экспертизы.
      Судебно-бухгалтерская экспертиза - это прoцессуальное действие, направленное на проведение экспертом-бухгалтером исследования и дачу заключения по поставленным вопросам, касающимся специальных познаний в бухгалтерском учете.
      Чаще всего судебно-бухгалтерская экспертиза назначается при расследовании уголовных дел, в ходе которых следователь (лицо, ведущее дознание) обязаны, раскрыть преступление и на основании собранных по делу доказательств установить лиц, виновных в его совершении, определить сумму причиненного ими ущерба предприятиям, кооперативам, общественным организациям или отдельным гражданам, предпринимателям.
      Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается в соответствии со ст. 57, ст. 195-207, ст. 269,282 и ст. 283 УПК РФ.
      Для проведения экспертизы следователь формирует перед экспертом вопросы, требующие разрешения. В каждом определенном случае при осуществлении судебно-бухгалтерской экспертизы используется не вся сумма бухгалтерских знаний, а только те, которые нужны для ответов на поставленные вопросы, при этом эксперт-бухгалтер должен обладать необходимой квалификацией и быть компетентным в поставленном перед ним вопросе. 
      Деятельность эксперта-бухгалтера регламентируется процессуальным законодательством Российской Федерации.
      В силу п. 1 ст. 57 УПК Российской Федерации эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное для производства судебной экспертизы и дачи заключения.
      Работа эксперта-бухгалтера состоит из двух частей:
1) исследование документов и иных материалов дела, представленных эксперту-бухгалтеру следователем или судом;
2) составление заключения, которое является результатом исследования и передается следователю или суду.
        Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы – хозяйственные операции, отраженные в первичных документах, учетных регистрах, ставшие объектом исследования предварительного расследования или судебного рассмотрения, и относительно которой эксперт-бухгалтер дает заключение по вопросам, поставленным перед ним следователем, прокурором или судом.  
      Следовательно, предмет судебно-бухгалтерской экспертизы является совокупность признаков, которые характеризуются:
      - связаны с хозяйственной деятельностью;
      - имеют отражение в бухгалтерском учете;
      - их пределы определяются вопросами, поставленными следователем;
      - заключение по ним дается специалистами в области бухгалтерского учета.
      Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы принято подразделять на вещественные, документальные и другие доказательства. К ним можно отнести протоколы следственных действий, в которых зафиксированы исследования обстоятельств дела.
      Задачи судебно-бухгалтерской экспертизы предполагают разрешение вопросов по установлению:
1) фактических данных, которые связанны с недостачей, излишком товарно-материальных ценностей, денежных средств и суммой материального ущерба;
2) правильности документального оформления операций приема, хранения, реализации товарно-материальных ценностей и денежных средств;
3) соответствия отстранения бухгалтерских документов хозяйственных операций требованиям бухгалтерского учета и действующим нормативным актам;
4) обоснованности отпуска и списания готовой продукции, товаров, денежных средств;
5) документальные обоснования размера сумм по искам и кругу лиц, за которыми числились товарно-материальные ценности и денежные ценности. 
      Правовой основой судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам является Конституция РФ, которая закрепляет основные принципы, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, так как в нем закреплены порядок познания и производства экспертизы, а также права и обязанности эксперта. И другие законы, нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие порядок судопроизводства и порядок бухгалтерского учета.
1.2. Понятие и общая характеристика объектов судебно-бухгалтерской экспертизы
      Бухгалтерский учёт реализует сплошное и непрерывное наблюдение за различными хозяйственными операциями и процессами, совершающимися на предприятии. В бухгалтерском учете основанием для отражения информации о совершенных хозяйственных операциях являются первичные документы. Они представляют источник сведений, необходимый для принятия управленческих решений, обладают юридической силой при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, обеспечивают контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта для целей экономического анализа и контроля.а
      Основанием для отражения информации о совершённых хозяйственных операциях в бухгалтерском учёте являются первичные документы. Они являются источником сведений, необходимых для принятия управленческих решений, обеспечивают контроль за сохранностью материальных ценностей и денежных средств, обладают юридической силой при возникновении споров или предъявлении претензий и исков, являются источником информации о финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта для целей экономического анализа и контроля.
             Ни один факт хозяйственной деятельности не может быть совершен и отражен в бухгалтерском учете без подтверждения его первичным документом.
      Документом (от лат. dokumentum — «свидетельство, доказательство») в бухгалтерском учете является письменное свидетельство законности и реальности совершенной хозяйственной операции или доказательства совершения экономических преступлений.
      Значение бухгалтерских документов в правоприменительной деятельности:
      1) имеют большое значение при проведении документальных ревизий и проверок по уголовным и гражданским делам;
      2) бухгалтерские документы в процессе наведения справок оперативными работниками могут принести пользу при решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности и в итоге послужить основанием для возбуждения уголовного дела;
      3)оказывают помощь в установлении истины по уголовному либо гражданскому делу, хозяйственному спору и имеют важное значение в качестве доказательств, а также в процессе судебного следствия при их оглашении судом.
      Создавая, принимая, используя и храня первичные документы как для целей бухгалтерского учета, так и налогообложения прибыли, организации руководствуются содержанием ст.9 Федерального закона от 06.12.11 №402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 23.05.16). Первичные учетные документы принимаются к учету в том случае, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 №835 "О первичных учетных документах" установлено, что Госкомстат России по согласованию с Минфином России и Минэкономики России утверждает альбомы унифицированных форм первичной учетной документации. Порядок применения унифицированных форм закреплен постановлением Госкомстата России от 24.03.99 № 20.
      Предъявляются следующие требования к составлению документов:
      1) документы должны быть составлены на специальных бланках;
      2) документы должны строго следовать установленной форме и соблюдать реквизиты;
      3) в документе должен быть разборчиво и четко написан текст и цифры;
      4) незаполненные реквизиты прочеркиваются одной чертой;
      5) денежная сумма указывается цифрами и прописью;
      6) в документе должны быть подписи должностных лиц с указанием должности.
      Для отражения хозяйственных операций используется большое количество документов и их принято группировать по целому ряду признаков.
       Рассмотрим классификацию документов по следующим шести признакам: по назначению, по месту возникновения, по объему содержания, по порядку составления, по способу исполнения и по структуре.
1) По назначению документы бывают 
   а) распорядительные
      Распорядительными называются документы, содержащие задания на проведение хозяйственных операций (приказ на отпуск материалов со склада, чеки на получение наличных денег из банка, приказ на премирование персонала организации, наряд на отгрузку продукции). Но они не подтверждают факта их осуществления.
   б) исполнительные
      Исполнительными (оправдательными) называются документы, которые составляются в момент совершения операции или незамедлительно после ее совершения, и служащие доказательством ее выполнения (акт о приемке основных средств, расходная накладная на отпуск материалов со склада во исполнение распорядительного документа - требования). Данные документы являются основанием для отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете.
   в) комбинированные
      Комбинированные (распорядительно-исполнительные) документы заключает в себе одновременно распоряжение на совершение операции и доказательство о проведении операции (расходный кассовый ордер - содержит в верхней части распоряжение о совершении операции («выдать»), в нижней части - отметку о выплате наличных денег из кассы («получил»)). Использование в бухгалтерском учете комбинированных документов целесообразно, ввиду уменьшения их общего количества, снижения вероятности ошибок и описок в них.
   г) документы бухгалтерского оформления
      Документы бухгалтерского оформления составляются бухгалтерией организации по данным оправдательных документов для учетных целей (расчет о начислении заработной платы, ведомость распределения материалов, расчет о начислении амортизации, калькуляции, учетные регистры). Они не содержат фактов, которые подтверждают совершение хозяйственных операций. Эти документы составляются бухгалтером для подготовки информации с целью отражения ее в учетных регистрах.
2) По месту составления различают документы 
 а) внешние 
      Документы, которые поступили из других организаций (например, счет на продукцию, отпущенную со склада какому-либо заводу). 
 б) внутренние
      Документы, составленные в данной организации (приходная накладная склада готовой продукции, составленная при поступлении продукции из цеха).
3) По объему содержания документы подразделяются на 
 а) первичные 
      Первичный документ используется для фиксации одной хозяйственной операции (акт раскроя материала, накладная на отпуск материала, кассовый ордер).
 б) сводные
       Сводный документ составляют на основе нескольких первичных документов (материальный отчет склада, к которому приложены документы на поступление и расход материалов, сводная ведомость распределения заработной платы за месяц).
      Первичные и сводные документы могут быть составлены как на бумажных, так и на машинных носителях информации. Если документы составлены на машинные носители, то в этом случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, которые осуществляют контроль в соответствии с законодательством РФ, суда и прокуратуры. 
4) По способу исполнения делятся на составленные
 а) ручным способом 
 б) машинным способом
5) По порядку составления документы подразделяются на 
     а) разовые 
      Разовые документы отражают одну хозяйственную операцию (например, расходный кассовый ордер, приходный кассовый ордер, наряд на сдельную работу, накладная на отпуск материалов).
     б) накопительные
      Накопительные документы содержат однородные операции за определенный промежуток времени (неделю, декаду, месяц) (например, лимитно-заборная карта - документ, в котором сделаны отметки об отпуске в течение месяца материалов со склада).
6) По структуре документа 
      Структурой принято называть порядок расположения реквизитов в документе.
а) анкетная 
      При анкетной структуре документа его реквизиты расположены как в обычной анкете. Документ легко заполняется и читается, однако сложно обрабатывается на машинах. 
б) табличная 
      При табличной структуре документа его реквизиты содержатся в определенной таблице, тем самым есть возможность выделить зону для реквизитов, которые легко поддаются машинной обработке. 
в) комбинированная
       Ряд реквизитов располагается по анкетной структуре, ряд - по табличной.
      Каждый бухгалтерский документ может быть классифицирован сразу по всем шести выше перечисленным основаниям.
      Хозяйственная операция, совершенная впервые, фиксируется в первичных документах. В соответствии со ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Те документы, которые отвечают требованиям ст. 9 ФЗ «О бухгалтерском учете», называются полноценными. В случае если в бухгалтерском документе отсутствует хотя бы одно из законодательных требований, то он считается неполноценным (недоброкачественным).
      Неполноценные документы можно разделить на 3 группы:
      1) неправильно оформленные: без необходимых реквизитов, с лишними реквизитами, с ненадлежащими реквизитами;
      2) отражающие незаконные операции: составленные на хозяйственные операции, которые по действующим правовым нормам не должны совершаться;
      3) отражающие вымышленные операции, которые не осуществлялись в действительности. С проведением таких фиктивных операций связано понятие фиктивный документ, то есть вымышленный первичный документ, зарегистрированный в сводном документе, а в действительности никогда не существовал.
      Подложные документы делятся на 2 вида:
      1) фальсифицированные, содержащие материальный подлог, то есть внесение изменений в содержание подложного документа (дописки, подчистки, травления и т.д.);
      2) содержащие заведомо ложные сведения, интеллектуальный подлог, то есть документ, котoрый составлен уполномоченным лицом на незаконную хозяйственную операцию (изменение суммы выданных по платежной ведомости денег путем ее завышения и занижения депонированной заработной платы, например).
      Подложные документы обладают следующими признаками:
      1) несоответствие данных в документах о движении материальных ценностей и товарно-транспортных накладных;
      2) отсутствие у получателя материальных ценностей или же наличие их в меньшем количестве, чем отпущено поставщиком;
      3) отсутствие платежного требования-поручения предприятия-поставщика об оплате стоимости каких-либо материалов;
      4) отсутствие транспортных документов, которые свидетельствуют о транспортировке материалов;
      5) несоответствие показателей в разных экземплярах одного и того же документа, находящихся у поставщика и покупателя;
      6) наличие у поставщика документов о расходе материалов, которые не были в приходе.
      В процессе хозяйственной деятельности руководители и материально-ответственные лица могут вести документы, которые составляются в произвольной форме и наличие которых вызвано рядом причин: они используются в целях дополнительного контроля за 
работой подчиненных лиц; они фиксируют противоправные хозяйственные операции, не нашедшие отражения в официальном бухгалтерском учете (например, книга отвесов неучтенной продукции, направленной сообщникам).
      Такого рода документы называются документами неофициального учета.
      Ведение неофициальных картотек, двусторонних записей товарных и денежных средств часто называется «черновой бухгалтерией» или «двойной бухгалтерией», которая ведется для сокрытия доходов от налогообложения. К документам неофициального учета относятся: акты неофициального снятия остатков, книги черновых отвесов, черновые записи товарных или денежных документов и т.п. Они могут вестись в журналах, на отдельных листах и обрывках бумаги, записных книжках, листах перекидного календаря с целью неофициального контроля за ходом хозяйственной операции.
      Поскольку бухгалтерские документы несут в себе информацию о движении денежных средств и товарно-материальных ценностей, то они могут быть безденежными и бестоварными.
      Безденежным документом является, например, расходный кассовый ордер, по которому в действительности деньги получателю не выдавались.
      Бестоварными называются документы, содержащие все реквизиты, по которым в действительности передача товарно-материальных ценностей не осуществлялась, например, якобы накладная на отпуск товара покупателю.
      Эти документы оформляются с целью представления подложных фактов о расходовании денежных средств и товарно-материальных ценностей, сокрытия излишков и недостач, прикрытия противозаконных действий и т.д.
      В определении объекта судебно-бухгалтерской экспертизы в литературе отмечается множество направлений и мнений. Одни авторы считают, что объектом судебно-бухгалтерской экспертизы являются хозяйственные операции, отражённые в документах бухгалтерского учёта, которые стали объектом следствия и судебного разбирательства. Некоторые считают, что объектом судебно-бухгалтерской экспертизы являются документы бухгалтерского учёта, которые приобщены к уголовному делу. При определении объекта судебно-бухгалтерской экспертизы, необходимо отметить, что каждое направление в литературе по данной проблеме в зависимости от целей исследования может быть верным. 
      На основе проведённого анализа мнений различных авторов, можно сделать вывод, что объектами судебно-бухгалтерской экспертизы, исходя из определения, являются учётные и внеучётные документы, улики и другие материалы и предметы, находящиеся в расследуемом деле, которые имеют прямое или косвенное отношение к поставленным на разрешение экспертизой вопросам.
      В разрезе судебно-бухгалтерской экспертизы под документом следует понимать письменный акт, содержащий определенные реквизиты и отражающий хозяйственные операции и другие факты, с которыми закон связывает наступление экономико-правовых последствий.
      Объекты рассматриваемой экспертизы могут быть классифицированы на общие и специальные.
      К общим объектам исследования эксперта-бухгалтера относятся:
      1) первичные и сводные бухгалтерские документы;
      2) материалы инвентаризации;
      3) документы бухгалтерского оформления (бухгалтерские проводки, накопительные ведомости), записи в регистрах аналитического и синтетического учетов;
      4) документы и записи оперативного и неофициального учетов.
      Специальными объектами исследования могут являться:
      1) акты документальной ревизии;
      2) заключения экспертов в других областях знаний;
      3) протоколы изъятия документов и постановления о приобщении их к делу;
      4) протоколы иных процессуальных действий (допросов, очных ставок, обысков и выемок).
      В хозяйственной деятельности предприятий документы являются носителями как экономической, так и юридической информации. 
      Носителями экономической информации они становятся в силу того, что посредством документов осуществляются первичное наблюдение и первичная регистрация хозяйственных операций. Экономическая информация документа представляет собой сведения о движении материальных ценностей и денежных средств, т.е. в документах отражается динамика изменения собственности. 
            Носителями правовой информации документы становятся в силу того, что как материальные объекты они содержат сведения, необходимые для получения исчерпывающего представления о совершенной операции и обеспечения их доказательной ценности. Документ будет иметь доказательное значение только тогда, когда он облечён в установленную законодательством форму.
      Существует несколько формальных признаков, привлекающих внимание следователя, суда и эксперта-бухгалтера к документу, который более тщательно проверяется по существу его содержания. К числу таких признаков относятся:
      1) составление документа не в соответствии с установленной формой;
      2) не заполнение реквизитов документа - отсутствие номера, наименования организации, даты и т.д.;
      3) взаимное несоответствие отдельных реквизитов;
      4) недооформление документов - отсутствие подписи должностных лиц; наличие подписей лиц, не имеющих права на их подпись; отсутствие печати и др.;
      5) избыточное оформление документа - наличие нескольких резолюций или разрешительных надписей в таком количестве, которое не требуется при нормальном оформлении документа;
      6) отсутствие необходимых приложений при документах;
      7) несоответствие приложений документу - сумма сводного документа не соответствует итогу сумм приложенных к нему первичных документов и т.д.;
      8) расхождения в содержании нескольких экземпляров одного документа, например, в экземпляре расходной накладной, выдаваемой получателю, указывается фактически выданное количество материально-производственных запасов, а в другом экземпляре этой же накладной, но передаваемой в бухгалтерию для их списания, указывается большее количество и т.п.;
      9) наличие искаженных подписей или надписей в документах.
       Ни один из перечисленных признаков сам по себе не свидетельствует о злоупотреблении, но должен привлечь внимание следователя, суда, эксперта-бухгалтера к документу, имеющему такие дефекты. Выявленный дефектный документ подлежит тщательной проверке путем исследования финансово-хозяйственной деятельности (далее ФХД), который им оформлен.
      В тех случаях, когда злоупотребления имеют место не только в первичных документах, но и в самом бухгалтерском учете при разносе этих документов в учетные регистры и финансовую отчетность, работа эксперта-бухгалтера значительно усложняется. Это связано с тем, что работники бухгалтерии, участвующие в совершении таких злоупотреблений, допускают преднамеренные ошибки и нарушения установленных правил ведения бухгалтерского учета при составлении проводок, переносе записей в учетные регистры.
      Основные признаки таких нарушений:
      1) составление бухгалтерских записей, не подтвержденных и необоснованных данными первичных и текущих документов;
      2) соотношение бухгалтерских проводок с корреспонденцией счетов, которые противоречат существующим правилам ведения бухгалтерского учета;
      3) составление исправительных бухгалтерских проводок (дополнительных и корректирующих проводок) без документальных оснований и действительной необходимости;
      4) составление некоторых бухгалтерских проводок, имевших место не в момент обработки учетных документов текущего отчетного месяца, а в следующем периоде;
      5) отсутствие записей в карточках аналитического учета, в оборотных ведомостях, журналах учета;
      6) наличие искаженных записей;
      7) наличие необоснованных и неоговоренных исправлений в учетных регистрах; 
      8) неправильные подсчеты итогов и перенос их в другие документы;
      9) исправление и уничтожение бухгалтерских записей и других данных путем подчисток;
      10) открытие и ведение счетов, не предусмотренных Планом счетов и не утвержденных Рабочим планом счетов;
      11) одновременное искажение суммы двух бухгалтерских проводок (завышение одной и занижение другой);
      12) преднамеренный разрыв между содержанием бухгалтерских проводок и записями, сделанными на их основе в учетных регистрах; несогласованность в записях одних и тех же ФХД в разных учетных регистрах;
      13) отсутствие в делах бухгалтерии учетных регистров и др. 
      Также ни один из этих признаков сам по себе не свидетельствует о злоупотреблениях, однако при выявлении таких документов и записей в бухгалтерском учете они должны быть скрупулёзно проверены путем исследования ФХД, оформленного данным документом или записью. Необходимость таких действий вызвана также и тем, что наличие подобных нарушений влечет за собой составление недостоверной бухгалтерской отчетности. Отчетность, подготовленная и предоставленная с нарушением требований полноты, достоверности и нейтральности, считается искаженной. 
      В этом случае имеет место вуалирование (от франц. voiler - скрывать, затуманивать) отчетности. Такие ситуации возможны из-за наличия ряда особенностей системы регулирования бухгалтерского учета в стране: несоответствия экономического содержания ФХД способу его отражения в бухгалтерской отчетности согласно действующим правилам; наличия у организации "нежесткой" учетной политики; наличия противоречий между нормативными актами.
      Однако вуалирование бухгалтерской отчетности необходимо отличать от ее фальсификации (от лат. falsificare - подделывать), которая имеет место в случаях применения законодательно не оговоренных учетных приемов, не отвечающих действующим требованиям правил ведения бухгалтерского учета. Фальсифицированная финансовая отчетность может быть следствием допущенных бухгалтерских ошибок на всех стадиях учетного процесса. Ошибкой в таких случаях признаются неверная денежная оценка объектов учета (статей финансовой отчетности), неправильные формирование итоговых показателей и их группировка в отчетных формах, распределение доходов и расходов по отчетным периодам и т.д.
      Изложенное выше означает, что целью исследования документов при производстве судебно-бухгалтерской экспертизы является обнаружение деструктивных факторов, проявляющихся в форме специфических документальных несоответствий. При этом документальные несоответствия могут устанавливаться в виде противоречий в содержании: отдельного учетного документа; учетных документов, отражающих одни и те же или взаимосвязанные ФХД; учетных документов, отражающих однородные ФХД.
      При проведении судебно-бухгалтерской экспертизе исследуются не только документы бухгалтерского учета, но и другие материалы дела, которые содержат исходные данные, относящиеся к предмету экспертизы. В их состав включаются вещественные доказательства, протоколы следственных и судебных действий, протоколы допросов свидетелей, потерпевших, эксперта-бухгалтера, акты документальных проверок соблюдения налогового законодательства, заключения аудиторских проверок, акты проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля. Объекты судебно-бухгалтерской экспертизы могут содержаться в документах доследственной проверки, приобщенных к делу. Это акты или протоколы осмотра, акты изъятия документов или других вещественных доказательств.
      Следует отметить, что все документы, которые исследуются экспертом-бухгалтером, передаются ему только после проверки их на относимость, допустимость, достаточность и достоверность.
      Относимость и допустимость означают: относятся ли сведения о факте совершения операции к деянию организации либо физического лица, ответственного за его совершение; соответствует ли период совершения ФХД периоду исследования.
      Достаточность обозначает наличие необходимого количества документов, содержащих сведения о свершившихся ФХД за проверяемый период либо часть его для проведения исследования с целью ответа на поставленный вопрос.
      Достоверность обозначает соответствие или несоответствие сведений о совершенных ФХД данным, отраженным в соответствующих записях первичного, текущего учета, финансовой отчетности.
      Относимость, допустимость, достаточность и достоверность исходных данных, содержащихся в других материалах дела и относящихся к предмету экспертизы, устанавливаются следственными действиями (допросами).
      Объекты исследования судебно-бухгалтерской экспертизы могут содержаться только в приобщенных к уголовному делу доказательствах, перечень которых дан в статьях Уголовно-процессуального кодекса РФ.
      При использовании документов в случае сомнений, содержащих объекты исследования, эксперт-бухгалтер вправе поставить перед следователем вопрос о допросе участников, принимавших участие в каких-либо проверках по рассматриваемому делу или составлении протоколов изъятия, и ссылаться на показания свидетелей в своем заключении. При этом эксперт-бухгалтер в ходе исследования не дублирует показания свидетелей, потерпевших, а отбирает из них исходные данные, относящиеся к предмету судебно-бухгалтерской экспертизы.
      При использовании в качестве объектов исследования сведений черновых записей (книги, тетради, журналы, магнитные носители информации и др.) и содержащих информацию о фактических операциях с денежными средствами, материальными активами, фактами купли-продажи товаров, продукции, выполненных работ, оказанных услуг, вывод эксперта-бухгалтера носит вероятностный характер. В таких случаях в экспертном заключении дается два вывода: однозначный - по официальным документам и вероятностный - с учетом данных, содержащихся в записях оперативного (чернового) учета и протокола следственных действий.
      В случае если в уголовном деле есть копии (ксерокопии) документов, приобщенные в качестве доказательств, то данные документы исследуются экспертом-бухгалтером только после проверки их доказательной силы другими видами экспертиз или следственными действиями. В этом случае также дается вероятностный вывод.
      С целью наиболее полного определения материальных последствий преступления экспертом-бухгалтером проводится анализ достаточности объектов исследования, которые имеются в материалах уголовного дела, для дачи заключения.

1.3. Порядок назначения судебно-бухгалтерской экспертизы по уголовным делам.
      Судебно-бухгалтерская экспертиза является одной из форм применения специальных познаний для использования по делу собранных материалов. Она может назначаться на стадии предварительного расследования дел или при рассмотрении дел в суде (ст. 195, ст.283 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Чаще всего судебно-бухгалтерская экспертиза назначается при расследовании и рассмотрении экономических преступлений. Наиболее часто судебно-бухгалтерская экспертиза назначается, когда:
1) Имеются заключения экспертов о необходимости ее проведения;
2) Имеется необходимость исследования вопросов, требующих применения специальных знаний эксперта-бухгалтера;
3) Имеются расхождения между актами документальной ревизии и материалами, полученными следствием;
4) Имеется обоснованной ходатайство обвиняемого о назначении судебно-бухгалтерской экспертизы;
5) Имеются в наличии спорные документы, непринятые к зачету организацией от должностного лица;
6) Имеются в наличии сомнительные долги.
      Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается после того как следователь будет располагать достаточными документами и сможет поставить перед экспертом конкретные вопросы. К таким документам относится: бухгалтерские документы, постановления на обыск, протокол о производстве обыска, показания свидетелей и обвиняемых, протоколы очных ставок, заключения судебных экспертов.
      Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается лицом, проводившим дознание, следователем, прокурором или судом. Ее назначение оформляется постановлением, которое выносит следователь или суд.
      До момента возбуждения уголовного дела в рамках материала проверки опер уполномоченный имеют право на.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44