VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Порядок и момент заключения электронного договора

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006130
Тема: Порядок и момент заключения электронного договора
Содержание
2



министерство образования и науки
российской федерации

Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«Пермский государственный национальный исследовательский университет»

Юридический факультет

Кафедра уголовного права
и прокурорского надзора



ДОГОВОР КУПЛИ-ПРОДАЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ















Выпускная квалификационная работа бакалавра

студентки 4 курса

дневного отделения

направления «юриспруденция»

Медяковой Дины Анатольевны

Научный руководитель:

кандидат юридических наук,

старший преподаватель

Пушин Василий Васильевич 

Пермь 2017






ОГЛАВЛЕНИЕ

	ВВЕДЕНИЕ	3

	ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ	6

	1.1. Предмет договора купли-продажи	6

	1.2. Форма договора купли-продажи	11

	1.3. Формы договора купли-продажи, заключаемые посредством сети Интернет	17

	ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ	27

	2.1. Порядок и момент заключения электронного договора	27

	2.2. Идентификации сторон договора	34

	ЗАКЛЮЧЕНИЕ	41

	СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ	44

	






ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Сегодня сделки по купле-продаже – самые распространенные договоры в повседневной жизни, поскольку все материальные блага имеют свое выражение в товарной форме.

Быстрый темп развития информационных технологий предоставил российскому обществу особый вид договора - электронный. В зарубежных странах, например в США, он получил широкое распространение ввиду отсутствия каких-либо сложностей и предрассудков населения при его использовании. Электронные договоры "полностью встроены в существующее правовое регулирование гражданско-правового оборота". В России же ввиду более позднего введения в оборот данного вида договора и, как следствие, отсутствия четкой правовой регламентации сферы электронной торговли и низкого уровня правовой осведомленности населения наблюдается обратная ситуация.

Специалисты отмечают, что заключение договора купли-продажи через Интернет является одной из актуальных проблем российского гражданского права. Следует отметить, что действующим законодательством такой способ заключения договоров прямо не урегулирован и так же нет разъяснений Верховного суда по данной проблеме, это порождает трудности в сфере заключения договоров розничной купли-продажи через Интернет.

В нашей стране основу регулирования купли-продажи составляет Гражданский кодекс (Глава 30), а наряду с ним большую роль играют законы и подзаконные нормативные акты (например, Закон «О защите прав потребителей»), указы президента, акты органов власти субъектов Российской Федерации и т.д. 

Сфера применения договора купли-продажи в сети интернетдостаточно широка. Он связан с удовлетворением разнообразных потребностей граждан и юридических лиц и потому совершается ежедневно и ежечасно в массовом масштабе. 

Правовая и социально-экономическая ценность договора купли-продажи заключается в том, что он является юридическим основанием для перехода права собственности от одного субъекта к другому и потому выступает как необходимый элемент предпринимательской и коммерческой деятельности. Реализация этого договора связана с правомочием собственника распоряжаться своим имуществом по собственной воле и в своих интересах, как для удовлетворения своих потребностей, так и для получения прибыли.

Целью данной работы является всестороннее изучение договора купли-продажи в интернете, его содержания и основных моментах заключения данного вида договоров.

Для достижения поставленной цели работы необходимо решение следующих задач:

- Проанализировать правовое регулирование договора купли-продажи и предмет договора купли-продажи;

- Проанализировать форму договора купли-продажи;

- Охарактеризовать способ форму договора купли-продажи в интернете;

- Рассмотреть особенности заключения договора купли-продажи в интернете;

- Обозначить особенности идентификации сторон в договоре купли-продажи в интернете.

Разработанность темы достаточно высокая, ей посвятили свои работы такие авторы как Жаров А.К., Зенин И.А., Козинец Н.В., Пальцева М.В.

Нормативная база. Для написания данной курсовой работы в качестве основного источника был использован Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ), а также прочие нормативные акты.

Теоретическая и практическая значимость заключается в содержащихся в работе выводах и положениях, которые могут быть использованы для последующего научного исследования института договора купли-продажи в сети интернет.

Цель и задачи обусловили структуру работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.




ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ

1.1. Предмет договора купли-продажи

Договор купли-продажи является одним из типов договоров, регулирующих обязательства по передаче имущества. Истоки отношений по купле-продаже следует искать в договоре мены, априори появившемся задолго до экономико-правовой формулы «товар - деньги - товар». Только с появлением денег можно связывать появление самого договора купли-продажи. Данный договор относится к числу традиционных обязательств гражданского права, имеющих многовековую историю развития. Еще в римском праве начинают складываться правила заключения консенсуального контракта emptio et venditio, под которым понимался договор, посредством которого одна сторона - продавец (venditor) обязуется предоставить другой стороне - покупателю (emptor) вещь (merx), а покупатель обязуется уплатить продавцу за эту вещь определенную денежную цену (premium). Условия о товаре и его цене признавались существенными элементами договора купли-продажи.

Что касается истории развития договора купли-продажи в России, то здесь можно выделить три основных этапа.

Первый этап - дореволюционный, когда предметом договора купли-продажи признавалось лишь движимое имущество. Продажа недвижимого имущества была отнесена законом не к договорам, а к способам приобретения прав на имущество и рассматривалась в качестве акта перенесения права собственности на недвижимость. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский отмечают, что термин «купля-продажа» в то время был признан неудачным как буквальный перевод латинского emptio et vendito, не соответствующий духу русского языка.

Второй этап - советский период. Советская правовая наука выработала понятие единого двустороннего договора купли-продажи как движимого, так и недвижимого имущества, поскольку в основе приобретения права собственности на продаваемую вещь во всех случаях является соглашение сторон. Вместе с тем и законодательством, и гражданско-правовой доктриной советского периода признавалось, что сфера действия договора купли-продажи ограничивается лишь вещами физическими и не включает в себя имущественные права, поскольку с юридической точки зрения в последнем случае нет покупки или продажи, а есть только передача, уступка прав.

Третий период, постсоветский, начинается с 90-х гг. прошлого века, с появлением ГК РФ. Договор купли-продажи в ГК РФ заметно обогатился. К объектам купли-продажи добавились бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

По гражданскому законодательству Российской Федерации договор купли-продажи - это договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (п. 1 ст. 454 ГК РФ).

Таким образом, в предлагаемой дефиниции купли-продажи законодатель ставит знак равенства между вещью и товаром. Но, как нам представляется, в данном обязательстве недопустимо отождествлять термины «товар» и «вещь». Так, объекты нематериального мира могут быть товаром (например, бездокументарные ценные бумаги), в то время как вещью они не являются. Вместе с тем некоторые исследователи гражданского права полагают, что имущественные права не являются товаром, однако общие положения о договоре купли-продажи применяются и к продаже имущественных прав. С точки зрения сократовской маевтики можно прийти к выводу о том, что если к имущественным правам применяются нормы о купле-продаже, то эти имущественные права суть товар, хотя вещью они не являются. Данный вывод согласуется и с законодательной дефиницией договора купли-продажи, в результате которого продавец обязуется передать покупателю именно вещь или товар.

ГК РФ выделяет отдельные типы договора купли-продажи: розничная купля-продажа, поставка, контрактация, энергоснабжение, купля-продажа недвижимости, предприятий, ценных бумаг, имущественных прав и другие типы договора. Поэтому объект исследуемого договора весьма обширен.

Существенными условиями договора купли-продажи являются условия о предмете. Это означает, что договор купли-продажи будет, как правило, считаться заключенным, если стороны согласовали предмет договора. В этом случае отсутствие любых других условий договора может быть восполнено с помощью диспозитивных норм ГК РФ. Однако для отдельных разновидностей купли-продажи, предусмотренных § 3-8 гл. 30 ГК РФ, перечень существенных условий договора расширен и может включать в себя, наряду с условием о предмете, цену (например, при продаже товара в кредит или продаже недвижимости), срок (например, договор поставки).

В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора в требуемой форме.

В цивилистической науке сегодня не существует единого мнения о предмете договора купли-продажи. М.И. Брагинский и В.В. Витрянский под предметом указанного договора видят только действия сторон одноименного обязательства. Ряд исследователей отстаивают точку зрения, согласно которой предметом договора купли-продажи является товар, который, в свою очередь, суть имущество, не изъятое из гражданского оборота. При этом М.И. Брагинский и В.В. Витрянский постулируют, что такой подход противоречит учению о предмете договора как обязательства. 

О.С. Иоффе выделял три составляющие предмета договора купли-продажи: а) материальный объект, под которым понимается продаваемое имущество; б) юридический объект, рассматриваемый как действия сторон по передаче имущества и уплаты денег; в) волевой объект, т.е. индивидуальная воля продавца и покупателя.

Поскольку договор купли-продажи представляет собой одно из обязательств гражданского права, то предметом обязательства следует рассматривать действия сторон (продавца и покупателя). Однако действия сторон не могут носить абстрактного характера. Они должны быть юридически значимыми. Продавец берет на себя обязательства передать покупателю не некую абстрактную вещь (товар), а именно ту, в которой у покупателя имеется интерес. Следовательно, предмет договора купли-продажи как существенное условие договора должен включать в себя и действия сторон, и передаваемый объект. Исходя из вышесказанного, можно констатировать, что помимо предмета договора следует выделить и самостоятельный объект. 

Категория «объект договора» является более узкой, чем «предмет договора». Объект рассматриваемого обязательства представляет собой не что иное, как товар. Однако еще раз подчеркнем, что товар не следует отождествлять с вещью. Товар может не иметь овеществленной формы, в то время как вещь всегда воплощена в объекте материального мира. Объект обязательства по купле-продаже есть товар, который продавец обязуется передать покупателю.

В некоторых случаях объектом купли-продажи могут выступать и вещи, изъятые из оборота, например, когда на стороне покупателя и продавца выступают два государства. В современном цивилистическом представлении об объекте купли-продажи материальная вещь не является обязательной составляющей предмета договора купли-продажи.

В гражданском обороте могут участвовать вещи, работы, услуги, нематериальные блага и т.д. К сожалению, товар не указан среди объектов гражданских прав, перечисленных в статье 128 ГК РФ, однако определение товара как предмета договора купли-продажи предусмотрено в пункте 1 ст. 455 ГК РФ, где закреплено, что товаром может быть любая вещь. Отсюда следует вывод, что любая вещь есть товар, но не любой товар есть вещь. Категория «товар» шире категории «вещь».

Так, в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» потребителем будет являться гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий товар (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Гражданин может приобрести для личных целей и животных, которых указанный Закон тоже именует товаром. Единственным исключением из перечня возможных товаров являются деньги (кроме иностранной валюты), что обусловлено самой природой договора купли-продажи. Можно дать следующее определение вещи: это объект материального мира, по поводу которого возникают имущественные отношения. Вещь приобретает свойства товара, когда она становится вовлеченной в гражданский оборот, непосредственно в процесс перемещения предметов. Объектом купли-продажи могут являться вещи, которые на момент заключения договора уже принадлежат продавцу на праве собственности, но также могут быть и вещи, которые будут созданы или приобретены продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ).

Согласно пункту 2 ст. 454 ГК РФ купля-продажа ценных бумаг и валютных ценностей имеет свои особенности и осуществляется в соответствии с § 1 главы 30 ГК РФ, если законом не установлено иное. Так, в отношении ценных бумаг особые правила закреплены Федеральными законами «О рынке ценных бумаг» и «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг». Оборот валютных ценностей регулируется в основном на подзаконном уровне. Однако наличие специальных нормативных актов не исключает применения к вышеуказанным сделкам норм ГК РФ.

Купля-продажа вещей, ограниченных в обороте, возможна, если она не нарушает их специального правового режима. Это значит, что покупателем такого товара может быть только лицо, имеющее право владения соответствующей вещью.

Имущественные права впервые в отечественном законодательстве включены в объект обязательства купли-продажи (п. 4 ст. 454 ГК РФ). Цивилистическая наука допускает возможность отчуждения некоторых вещных прав в отрыве от продажи соответствующей вещи. Данный вывод вытекает из толкования пунктов 2 и 3 ст. 216 ГК РФ. Однако в судебной практике подобные договоры встречаются достаточно редко, поскольку возмездная уступка прав владения и пользования (либо только пользования) на определенное время охватывается понятием аренды вещи.

Имущественные (прежде всего исключительные) права на результаты творческой деятельности могут быть предметом купли-продажи в случаях, когда это не противоречит природе таких прав и не запрещено специальным нормативным актом.

Подводя итог вышесказанному, отметим следующее: значение договора купли-продажи состоит в том, что он является универсальной формой товарно-денежного обмена. Поскольку законодательство допускает применение при купле-продаже имущественных прав и нематериальных благ норм ГК РФ о купле-продаже, следовательно, их можно отнести к товарам, хотя вещью они не являются. Отсюда вещь и товар являются гетерогенными юридическими категориями. Рассматривая предмет договора купли-продажи как существенное условие договора, следует учитывать, что он включает в себя как действия сторон обязательства, так и передаваемый продавцом покупателю объект.

1.2. Форма договора купли-продажи

Согласно требованиям действующего законодательства для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в требуемой форме (п. 1 ст. 432 ГК). Так как договор является одним из видов сделок, к его форме применяются общие правила о форме сделок. В соответствии с п. 1 ст. 434 ГК договор может быть заключен в любой форме, которая предусмотрена для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Форма договора - внешнее выражение взаимного волеизъявления сторон. Для того, чтобы согласованное волеизъявление стало договором, необходимо, чтобы внутренняя воля сторон была выражена вовне, то есть объективирована в доступной для восприятия форме.

Таким образом, форма – это  выражение воли сторон, зафиксированная в отдельном документе, либо иным образом объективированная в доступной для восприятия форме. Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным только после придания ему оговоренной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. В качестве примера можно привести договор аренды между гражданами на срок до 1 года, который  может быть заключен в устной форме  в силу положений п. 1 ст. 609 ГК. Однако если стороны при заключении договора аренды условились, что он будет заключен в письменной форме, то до того момента, как этому договору будет придана  письменная форма, он не может считаться заключенным.

Для заключения реального договора требуется не только облеченное в требуемую форму соглашение сторон, но и передача соответствующего имущества (п. 2 ст. 433 ГК). При этом передача имущества также должна быть надлежащим образом оформлена. В качестве надлежащего оформления может быть составлен акт  приемки - передачи, выдана заемная расписка и т.д.

В тех случаях, когда в силу требований законодательства или  по соглашению сторон договор должен быть заключен в письменной форме, он может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (п. 2 ст. 434 ГК). 

Несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

В 2012 году А. продала К. принадлежащий ей на праве собственности дом. В 2009 году она обратилась в суд с иском о признании договора купли-продажи этого дома недействительным, ссылаясь на следующее. При оформлении сделки у нотариуса она была уверена, что заключает договор купли-продажи с условием пожизненного содержания, К. обязалась содержать ее, и это исполняла в течение трех лет, но затем у них испортились отношения, ей стало известно, что ответчица ее обманула, заключив договор купли-продажи без условия пожизненного содержания.

Решением суда первой инстанции иск А. был удовлетворен, договор купли-продажи признан недействительным.

Указанное решение, а также определение суда кассационной инстанции, которым решение оставлено без изменения, отменены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ по следующим основаниям.

Удовлетворяя иск А., суд на основании показаний свидетелей признал установленным, что истица была введена в заблуждение о предмете договора, поскольку считала, что заключен договор купли-продажи дома с условием ее пожизненного содержания.

Однако эти выводы суда признаны неправильными.

В соответствии со ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Как установлено судом, между сторонами заключен договор купли-продажи земельного участка с находящимися на нем объектами недвижимости. В нем нет указания о продаже дома с условием пожизненного содержания продавца. Договор подписан продавцом и покупателем, удостоверен нотариусом и зарегистрирован в БТИ.

Согласно показаниям нотариуса, удостоверившего договор купли-продажи, данным в судебном заседании, заключенным между сторонами по делу договором не предусматривалось условие о пожизненном содержании продавца, договор зачитан истице, она подтвердила факт получения ею денег за дом.

Выводы о том, что К. ввела в заблуждение А. относительно предмета договора (фактически между сторонами был заключен договор купли-продажи с условием пожизненного содержания продавца), письменными доказательствами по делу не подтверждены.

Между тем в соответствии со ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами доказывания.

Договор купли-продажи дома, а также договор купли-продажи с условием пожизненного содержания относятся к сделкам, совершаемым в письменной форме (ст. 161 ГК РФ), а в случаях, предусмотренных соглашением сторон, - в нотариально удостоверенной форме, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась (ч. 2 ст. 163 ГК РФ).

Согласно ст. 162 ГК РФ несоблюдение простой письменной формы сделки лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства.

Суд же сделал свой вывод, основываясь только на показаниях свидетелей.

А. в силу ст. 56 ГПК РФ должна доказать, что договор купли-продажи дома заключен с условием пожизненного содержания продавца; при этом ей необходимо представить письменные доказательства.

Законом, иными правовыми актами и соглашением сторон могут устанавливаться дополнительные требования, которым должна соответствовать форма договора (совершение на бланке определенной формы, скрепление печатью и т. п.), и предусматриваться последствия несоблюдения этих требований (п. 1 ст. 160 ГК). Если же такие дополнительные требования не установлены, стороны при заключении договоров вправе произвольно определять его реквизиты и их расположение в письменном документе. Поэтому порядок расположения отдельных пунктов договора в письменном документе никак не влияет на его действительность.

На практике получило достаточно широкое распространение в отношениях между гражданами и юридическими лицами применение типовых бланков, на которых оформляется письменный договор. Подобные типовые бланки позволяют более оперативно и правильно оформить письменный договор. Отступления, допущенные в процессе заполнения такого бланка от установленной последовательности расположения внутренних реквизитов договора, не влияют на действительность заключенного договора, если в этом письменном документе согласованы все его существенные условия. Например,  стороны не заполнили одну, либо несколько граф типового бланка. Если эти графы не касаются существенных условий договора, то данный договор считается заключенным и действительным.

От типовых бланков, цель которых состоит в облегчении процесса оформления письменного договора, важно отличать типовые договоры. Типовые договоры, утверждаются Правительством Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом в соответствии с п. 4 ст. 426 ГК. Условия таких типовых договоров являются обязательными для сторон и их нарушение ведет к признанию ничтожными либо внесенных изменений или дополнений, либо всего договора в целом.

Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что форма договора призвана закреплять и правильно отражать согласованное волеизъявление его сторон. В жизни, однако, это происходит не всегда. Случается, что содержание договора вызывает неоднозначное его толкование и порождает споры между его участниками. Подобные негативные факты обусловлены тем, что текст договора и его внутренние реквизиты определяются участниками договора, которые порой далеки от юридических тонкостей, нюансов, да и вообще от  юридической техники составления документов. Впрочем, неоднозначность формулировок и несовершенство юридических документов порой встречаются и среди предпринимателей – профессионалов. Правда, причины этих неясностей и неточностей другие. Посредством этого некоторые предприниматели сознательно пытаются  ввести в заблуждение своих контрагентов в тех или иных экономических целях.

Именно для случаев разрешения споров, связанных с толкованием двусмысленных и иных «туманных» формулировок ст. 431 ГК определяет правила толкования договора. При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Таким образом, при уяснении содержания договора решающее значение придается его буквальному тексту и вытекающему из него смыслу. Это ориентирует участников гражданского оборота на необходимость тщательной и детальной работы над текстом договора, который должен адекватно отражать действительную волю сторон, имеющую место при заключении договора.

Лишь в случае, если изложенные выше правила не позволяют с достаточной определенностью уяснить содержание договора, возможен переход толкованию договора, в процессе которого уяснение содержания осуществляется с выяснением «действительной воли сторон с принятием во внимание цели договора, всех сопутствующих заключению и исполнению договора обстоятельств, а также обычаев делового оборота.

1.3. Формы договора купли-продажи, заключаемые посредством сети Интернет

С ростом популярности Интернета и электронной коммерции расширяется практика заключения договоров в электронно-цифровой форме. Однако это сравнительно новое правовое явление вызывает немало вопросов, в том числе связанных с законодательным регулированием.

Существует два вида договоров, заключаемых через Интернет:

		заключаемые через Web-сайты (продажа товаров посредством интернет-магазинов; оказание различных услуг, например финансовых);

		заключаемые по e-mail.

Такие договоры могут заключаться между организацией и физическим лицом (так называемым конечным потребителем), а также между юридическими лицами. И так же, как и при заключении договора привычным образом, клиент и продавец сталкиваются прежде всего с необходимостью соблюдения порядка заключения договора, а именно — вопросами оферты и акцепта.

В ЕС действует директива «Об электронной торговле», которая содержит ряд положений о заключении договоров через Интернет. В Великобритании действуют «Правила об электронной торговле». В России применяются общие правила Гражданского кодекса РФ о заключении договора и постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом».

Какова же правовая природа предложения, размещенного на интернет-сайте. Если мы хотим приобрести определенный товар через Интернет, чем является предложение, которое сделал продавец.

Существует два варианта ответа на этот вопрос: или это публичная оферта — предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица считать себя заключившим договор с любым, кем это предложение будет принято, или только реклама, то есть приглашение делать оферты. 

Понимание этих различий важно для грамотного заключения договоров и возможности избежать спорных ситуаций между сторонами.

В России правила о публичной оферте закреплены Гражданским кодексом и Правилами дистанционной торговли, в которых говорится, что предложение является публичной офертой, если оно достаточно определенно и содержит все существенные условия договора.

Если считать предложение, сделанное на Web-сайте, офертой, то продавец может оказаться в очень неблагоприятной ситуации: В Интернете доступ к сайту, предлагающему те или иные товары, есть у миллионов людей. Соответственно каждый из них может сделать заказ, тогда как у продавца в наличии может быть всего несколько единиц запрашиваемого товара. Поэтому необходимо урегулировать подобный риск. В Великобритании вопрос решен следующим образом: предложение товара, размещенное на сайте продавца, является не публичной офертой, а только приглашением делать оферты. Идеальный вариант решения вопроса — наличие у интернет-магазина условий пользования сайтом, где указано, является ли предложение офертой. Чтобы обезопасить себя от подобных рисков продавцу необходимо тщательно прописывать условия пользования сайтом.

Публичной оферте товара посвящена статья 494 ГК РФ.

1. Предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ), если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

2. Выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т.п.) в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи.

Однако не всякое предложение, размещенное на web-странице — публичная оферта. Существенным условием договора купли-продажи является количество товаров (п. 1 ст. 454, п. 3 ст. 455 ГК РФ). Покупателю дается возможность самостоятельно определить количество приобретаемого товара в бланке заказа. Следовательно, web-страница содержит предложение делать оферты, а заполненный и отправленный бланк заказа — оферту.

Если предложение на web-странице продавца содержит все существенные условия договора, то для заключения договора требуется лишь направление акцепта, которое осуществляется нажатием кнопки-иконки, подтверждающей согласие со стороны лица, получившего оферту и получение акцепта. Договор можно считать заключенным в момент нажатия кнопки «Согласен» или аналогичной.

Но чаще интернет-предложения содержат не все существенные условия договора и являются лишь приглашением для покупателей магазина делать оферты. В этом случае пользователь заполняет форму, определяя в ней недостающие условия, а затем отправляет ее, нажимая, как правило, ту же кнопку-иконку «Согласен». Эта заполненная форма и считается офертой. Чтобы договор считался заключенным, необходимо получение пользователем подтверждения продавца о согласии заключить договор на данных условиях (акцепта). Моментом заключения договора в данном случае следует считать момент, когда акцептовавший получает уведомление о принятии его акцепта (например, сообщение «ваша заявка принята»).

Покупатель при таком дистанционном способе заключения договора, как правило, идентифицирует себя путем регистрации на сайте интернет-магазина. Как правило, все общение поставщика товаров и услуг и их клиентов на web-странице сводится к оформлению бланка заказа, который отсылается на сервер и является единственным документом, закрепляющим сделку.

Продавец должен разместить на сайте ряд сведений не только о товаре, но и о себе.

Онлайн-продавцу при открытии своего интернет-магазина и создании непосредственно сайта объекта торговли нужно обратить внимание на соблюдение требований федеральных законов № 152-ФЗ «О персональных данных» и от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (Закон о рекламе). С учетом правовой специфики дистанционной торговли и положений п. 2 ст. 497 ГК РФ, договор купли-продажи может быть заключен на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара посредством средств связи или иным способом, исключающим возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

В связи с этим, а также в соответствии с требованиями ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» еще до заключения договора продавец обязан предоставить (разместить на сайте интернет-магазина) для потребителя все исчерпывающие сведения о товаре:

потребительские свойства товара;

порядок оплаты товара;

цену и условия приобретения товара;

особенности доставки товара;

место нахождение продавца;

место изготовления товара;

полное фирменное наименование продавца или изготовителя;

срок службы, срок годности и гарантийный срок;

срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Эти сведения могут быть представлены либо в виде рекламы, либо как аннотация к товару, либо в виде публичного договора купли-продажи (публичной оферты), размещенного на сайте продавца.

Также в соответствии с требованиями законодательства о рекламе, при дистанционном способе продажи, в рекламе товаров обязательно должна содержаться следующая информация о продавце:

наименование;

место нахождение;

фамилия, имя, отчество и основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или регистрационный номер записи о создании юридического лица.

За отсутствие в публичной оферте интернет-магазина полной и исчерпывающей информации о продавце и товаре, которые продавец обязан до заключения договора купли-продажи предоставить потенциальному покупателю, предусмотрен штраф для должностных лиц — от одной тысячи до трех тысяч рублей; для юридических лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей (ст.14.15 КоАП РФ).

Но владелец интернет-магазина не может быть оштрафован за непредоставление указанной выше информации, если он не является фактическим продавцом товара и покупатель был поставлен в известность об этом до приобретения товара. Технически такое уведомление чаще всего размещается в тексте Оферты, с которой покупатель знакомится при регистрации на сайте интернет-магазина. Это подтверждается судебной практикой.

Административную ответственность влечет также отсутствие на сайте необходимой информации о рекламодателе (что особенно актуально, когда продажи на сайте производятся различными поставщиками — интернет-биржа, интернет-аукцион и т.п.). Ст. 14.3 КоАП РФ предусматривает за это нарушение штраф: на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. Но интернет-магазины, которые продают товары на своем сайте самостоятельно, не нарушают указанные требования Закона о рекламе.

Каким образом договорные условия должны быть представлены потребителю, чтобы договор считался заключенным, и потребитель был связан этими условиями. Согласно английской судебной практике, условия договора должны быть представлены вниманию потребителя до заключения договора. В России действует общее правило — договор заключен с момента достижения соглашения по всем существенным условиям.

Наиболее распространены три варианта соглашений: «click-wrap», «brows-wrap» и «web-wrap».

«Click-wrap» — соглашения с предоставлением возможности ознакомиться с условиями договора и в случае согласия — нажать кнопку «I accept» (Я согласен). То есть, не нажав этой кнопки, нет возможности завершить сделку.

«Brows-wrap» — клиенту предоставляется возможность перейти по гиперссылке и при желании — ознакомиться с условиями. Здесь возникает множество спорных вопро.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44