VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятия туризма и методика туристско-географических исследований

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010631
Тема: Понятия туризма и методика туристско-географических исследований
Содержание
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА
1.1. Базисные понятия географии туризма и методика туристско-географических исследований
Туризм – это всестороннее явление. Туризмом называют вариант миграции населения, помимо этого, есть такое понятие как туристский бизнес, туризм – это сектор мировой экономики и хозяйства, сфера межкультурного взаимодействия. Видимо, поэтому за более чем вековую историю он не получил общепризнанного определения. Туризм имеет почти столько дефиниций, сколько и авторов. При всем разнообразии подходов авторы, тем не менее, единодушны в главном: социально-экономической сущности феномена туризма1. 
     В 1936 году Лига Наций определила иностранного туриста как «человека, выезжающего за границу в течение как минимум двадцати четырех часов». Ее преемник, Организация Объединенных Наций, внесла поправки в это определение в 1945 году, включив в него максимальное пребывание в течение шести месяцев2.
     В 1942 году В. Хунцикер и К. Крапф определили туризм как «совокупность явлений и взаимоотношений, возникающих во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного места проживания и работы»3.  Хунцикер рассматривал туризм как одну из ценностей общества, благодаря которой увеличивается понимание других культур и снижается уровень ксенофобии и изоляционизма. Подчеркивая положительные стороны туризма, причем не только в экономическом отношении. 
     В 1976 году Общество туризма Англии дало следующее определение: «туризм - это временное краткосрочное перемещение людей в пункты назначения вне тех мест, где они обычно живут и работают, и их деятельность во время пребывания в каждом пункте».
     В 1994 году Организация Объединенных Наций определила три формы туризма в своих Рекомендациях по статистике туризма: 
* внутренний туризм, предполагающий жителей данной страны, путешествующих только внутри страны;
* въездной туризм, с участием нерезидентов, путешествующих в данной стране;
* выездной туризм с участием жителей, путешествующих в другой стране.
     Термины «туризм» и «путешествие» иногда используются взаимозаменяемо. Давая характеристику понятию «путешествия», специалисты выделяют множество определений, перекрывающих друг друга. Некоторые ученые считают термины «туризм» и «путешествия» эквивалентными. Другие ставят знак равенства между «путешествиями» и «транспортировкой», а к «туризму» причисляют все виды туристской деятельности, не связанные с перевозкой. Третьи уверены, что термин «туризм» является «путешествием с целью отдыха и развлечений», так как образ туриста стойко ассоциируется у них со стремлением к получению удовольствия, а не с бизнесом, образованием или научными исследованиями как мотивами к путешествию. Даже в неспециализированном толковом словаре Уэбстера туризм трактуется следующим образом: «… - это путешествия для удовольствия; бизнес по обеспечению туров и услуг для туристов». Некоторые ученые, чтобы избежать разногласий и научных диспутов вокруг этих двух понятий, предлагают ввести в употребление общий термин - «путешествия и туризм»4. При этом в отношении индустрии, организующей и обеспечивающей услуги для туристов, закрепились разные названия: «индустрия туризма», «индустрия путешествий», «индустрия путешествий и туризма», «индустрия гостеприимства» и даже «индустрия посещений»5. 
     Однако, по мнению М.Б. Биржакова, путешествие необходимо определять как «перемещение людей в пространстве независимо от цели такого перемещения»6 [Биржаков 2006, С. 68]. Таким образом, сравнительный анализ точек зрения на аналогии понятий «туризм» и «путешествие» позволяет сделать следующий вывод: туризм – это одно из видов путешествия. 
     В целом не вызывает полемики то, что человека, совершающего туристское путешествие (туристскую поездку) необходимо называть в общем виде «туристом» или «посетителем».
     В энциклопедии туризма Зорина И.В. и Квартального В.А., содержащей 13 дефиниций туризма, говорится следующее: «туризм проявляется во многих формах и аспектах, поэтому дать ему единственное точное определение практически невозможно». Однако я приведу дополненное определение из Закона РФ «Об основах туристской деятельности в РФ» [Закон РФ, 1996]: «туризм - временные выезды (путешествия) людей с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, образовательных, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».
     Основными критериями для определения «туризма» являются:
     1) изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания;
     2) временное пребывание в месте назначения: место назначения не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев);
     3) туристская цель поездки без оплаты деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте.
     Признанный на Западе авторитет в сфере теоретического изучения туризма Джафер Джафари подчеркивает междисциплинарный характер области знаний о туризме, не сводимой к простой их сумме. Это утверждение нашло графическое выражение в виде небезызвестной «ромашки Джафари» (рис. 1). 
Рис. 1. Туризм как объект междисциплинарных исследований и сфера практической деятельности («ромашка Джафари»):
О – образование; ПКТ – подготовка кадров для индустрии туризма; С – социология; СоцТ – социология туризма; Э – экономическая теория; ЭТ – экономика туризма; П – психология; ТМ – туристские мотивации; А – антропология; ГХ – отношения «гость – хозяин»; Пол – политология; МбГ – мир без границ; Г – география; ГТ – география туризма; Эк – экология; ЭПл – экологическое планирование; СХ – сельское хозяство; СТ – сельский туризм; ПиР – парк и рекреация; РМ – рекреационны менеджмент; ТПл – территориальное планирование; ПТ – планирование и развитие туризма; М – маркетинг; МТ – маркетинг туризма; Ю – юриспруденция; ЗТ – законодательство в сфере туризма; ДА – деловое администрирование; МТО – менеджмент туристских организаций; Т – транспорт; ОТП – основы знаний о транспортных перевозках; ГиР – гостиницы и рестораны; ГУ – место сектора гостиничных услуг в индустрии туризма. 

     Рассмотрим также определение туристских ресурсов. «… Туристские ресурсы – это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил…» [Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», 1996 г].
     Следуя этой формулировке, к туристским ресурсам можно отнести любой объект, если он имеет какие-то уникальные свойства, будь это огромное озеро или небольшой редкий цветок, редкое явление природы или гениальный человек, уникальное инженерное сооружение или старый дом. 
     Что же касается методологии географии туризма, то важно отметить, что она, находясь на стадии становления, вобрала в себя множество самых разнообразных методов исследования, заимствованных у разных наук (как естественных, так и общественных).
     В учебнике «Микроэкономика» Г.С. Вечканова и Г.Р. Вечкановой дано следующее толкование термину «метод»: «термин … происходит от греческого methodos, что в буквальном смысле означает прием, способ или образ действий. Метод – это способ достижения цели, … это конкретный инструментарий научного исследования».
     География туризма оперирует пятью основными методами:
1) оценочный метод;
2) метод опроса;
3) метод классификации;
4) типологический метод;
5) картографический метод.
     Типологический, сравнительно-географический и картографический методы являются традиционными географическими методами для географии туризма. Также в данной отрасли знаний применяются методы социологических обследований туристов и работников туристской индустрии, клинико-физиологических и текущих медицинских наблюдений (анализ влияния климатических факторов и микроклиматических условий, рельефа, растительности и др. на организм человека), математические и математико-статические методы. Полезны полевые и камеральные методы исследований. 
     Рассмотрим подробнее методы, используемые в туристско-географических исследованиях. 
     Оценочный метод. Индустрия туризма относится к отраслям с ярко выраженной ресурсной ориентацией. Определение пригодности ресурсов окружающей среды и их оценка для целей отдыха и туризма – одна из главных задач географии туризма. 
     Существуют три основных типа оценки туристского потенциала: медико-биологическая (физиологическая), психолого- эстетическая и технологическая. Разработаны также экономические методы оценки туристских ресурсов. Для определения интегральной ценности ресурса и форм его рационального использования требуется сочетание всех типов оценки. 
     Медико-биологическая оценка отражает влияние природных факторов на организм человека и характеризует степень их комфортности. Наиболее разработанными являются методические подходы к оценке погодно-климатических условий для отдыха и туризма. Оценка погодно-климатических условий устанавливает зависимость состояния человека от воздействия метеорологических факторов. В современной курортологии большое значение придается не только физическому, но и эмоциональному влиянию погоды на человека. 
     Психолого-эстетическая оценка сводится к определению эмоциональной реакции человека на тот или иной природный комплекс. Эстетическое начало в психологии человека, или потребность в красоте - одно из сильнейших проявлений его духовного мира. Не случайно территории, обладающие большой эстетической ценностью, при равенстве других свойств пользуются повышенным спросом у туристов. В этой связи при оценивании природного потенциала для отдыха и туризма важно дать психолого-эстетическую оценку природного комплекса. 
     Технологическая оценка отражает взаимодействие человека и природной среды посредством «технологии» туристской деятельности и техники. В ней выделяется два аспекта: с одной стороны, выявляется пригодность ресурсов для организации различных видов туризма или целой системы туристских занятий, с другой – возможности инженерно-строительного освоения территории. В данном случае в качестве субъекта оценки выступает индустрия туризма. С точки зрения туристской отрасли природный ресурс должен обладать высокими качествами (комфортностью, целебными свойствами и т.п.), необходимыми и достаточными для организации отдыха и туризма некоего массового контингента населения, а также запасами и площадями, продолжительными с экономической точки зрения периодом эксплуатации. 
     Метод опроса. Метод опроса, заимствованный у социологической науки, получил широкое распространение в географии туризма. Он используется в тех случаях, когда статистическая и картографическая информация об изучаемом объекте отсутствует или ее недостаточно для анализа. Статистическая отчетность и картографические материалы служат основными источниками сведений в географии туризма, но они не в состоянии охватить все стороны этого сложного общественно-экономического явления. Поэтому часть данных о туризме получают с помощью специальных наблюдений, организуемых обычно в виде обследований. Поступающая информация, которая затем систематизируется и обрабатывается, дополняет статистические данные и картографические материалы и позволяет детально изучить отдельные аспекты туристской деятельности. Опрос является наиболее популярным методом обследований. Его особенность состоит в том, что источником первичных данных выступает сам человек – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. В зависимости от формы общения с респондентами (опрашиваемыми), устной или письменной, различают два вида опроса: интервью и анкетные опросы. В ряде случаев обследования опираются на смешанную стратегию: по результатам анкетирования у отдельной группы респондентов берется интервью по углубленной программе. 
     Метод классификации. Одним из методов исследований в географии туризма является метод классификации. По понятийно-терминологическому словарю социально-экономической географии Э.Б. Алаева, классификация - это: «группировка изучаемых объектов по совокупностям (классам), различающимся между собой преимущественно количественными признаками, а наблюдаемое при этом качественное различие между соседними классами отражает, как правило, динамику развития объектов или их иерархический порядок». 
     Деление объектов на классы осуществляется в соответствии с выбранным основанием, т.е. классификационным признаком. От того, насколько ясным будет его предметное и смысловое содержание, а также информационное наполнение, зависит обоснованность классификации. 
     Классификация проводится, как правило, с использованием методов математической статистики, которые позволяют значительно сузить набор анализируемых показателей. Обработка информации может осуществляться с помощью компонентного и кластерного анализа, способами нормирования, методами обработки динамических рядов и т.д.
     Типологический метод. Проблема типологии изучаемых объектов и явлений возникает при решении многих географических задач. Типология – это метод научного познания, который состоит в группировке сложных объектов по совокупностям (типам), в основном, по качественным признакам. В социально-экономической географии различают два подхода к типологическим исследованиям. Первый состоит в обобщении отличительных свойств и признаков объектов и явлений описываемого множества. Другой подход предполагает углубленное изучение одного или нескольких объектов, которые затем рассматриваются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам. Остальные объекты изучаются в сравнении с этими образцами. 
     Типология не является самоцелью в географических исследованиях. Она выступает необходимым инструментом, методическим приемом систематизации изучаемых явлений. В каждом конкретном случае типология определяется предметом исследования, его природой и внутренней структурой, целью исследования, а также познавательными задачами. 
     Картографический метод. Задачи развития туризма и географического его изучения требуют соответствующего информационного обеспечения. Картографические произведения (карты, атласы, туристские схемы, буклеты, рекламные проспекты и др.), являясь наиболее емким и концентрированным носителем пространственно-организованной информации, широко используются туристами на разных этапах подготовки и осуществления путешествий, служат эффективным и наглядным средством привлечения потенциальных туристов, а также инвесторов в туристскую сферу. 
     Области применения туристских карт весьма разнообразны. Можно выделить два основных направления в картографическом обеспечении туризма:
* карты для туристов и экскурсантов (собственно туристские карты);
* карты для обеспечения развития индустрии туризма и государственного регулирования туристской деятельности (карты для туристского бизнеса и органов управления в сфере туризма).
1.2. Классификация по видам туризма
     В последние несколько десятилетий в туризме наблюдается тенденция, особенно в Европе, распространения краткосрочных международных поездок. Каждый турист выбирает направление поездки, место назначения в зависимости от своего бюджета и вкусов, в связи с этим получил развитие широкий спектр курортов и отелей для каждой категории населения. Например, некоторые люди предпочитают простые пляжные каникулы, в то время как другие хотят более специализированного отдыха, более спокойных курортов, семейного отпуска или отдыха в отелях класса люкс.
     Развитие технологий и транспортной инфраструктуры, появление гигантских самолетов, относительно недорогих авиакомпаний и более комфортабельных вместительных аэропортов, сделало многие виды туризма гораздо доступнее, чем раньше. 
     Существование и образование все новых видов туризма явилось причиной появления классификации по видам туризма, и для того, чтобы дать наиболее точную и исчерпывающую классификацию, важно оперировать наиболее значимыми критериями, определяющими тот или иной вид туризма, в частности территориальными, целевыми, критерием продолжительности путешествия, состава группы, возраста туристов, основного средства передвижения, используемого в путешествии и т.д.
     Классификационные признаки и соответствующие им виды туризма отображены в табл. 2. 
     
     Табл. 2. Классификационные признаки и соответствующие им виды туризма
Базовый принцип классификации
Виды туризма
Территориальный принцип
Внутренний
Выездной
Въездной
Целевой принцип
Культурно-познавательный
Религиозный
Спортивный
Лечебно-оздоровительный
Деловой
Конгрессно-выставочный
Космический
С целью посещения родственников и друзей
Экологический
Событийный
Транзитный
Продолжительность тура
Краткосрочный
Среднесрочный
Долгосрочный
Организационный принцип 
По участию тур. компаний:
Организованный (плановый)
Неорганизованный (самодеятельный)
По количеству участвующих:
Массовый
Индивидуальный
Возрастной принцип
Детский
Молодежный
Средней возрастной группы
Пожилой возраст
Средство передвижения
Авиатуризм
Железнодорожный
Автомобильный
Автобусный
Морской туризм
Речной
Вело- и мототуризм
Пеший туризм
Комбинированный
Протяженность маршрута
Ближний
Дальний
Соседний приграничный
Межконтинентальный
Кругосветный
Тип туристской дестинации
Природный
Культурный
Городской
Сельский
Прибрежный
Вид используемых туристских ресурсов
Пляжный
Морской
Речной
Горный
Спелеотуризм
     
     Ниже более подробно разберем некоторые виды туризма по тому или иному признаку 
     I. К основным видам туризма, формирующимся в зависимости от территориального признака, относят внутренний (национальный), выездной (пассивный) и въездной (активный) туризм. 
     * Внутренний туризм предполагает перемещение лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, внутри своей страны.
     * Выездной туризм предполагает перемещение лиц, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в другую страну.
     * Въездной – туризм в пределах территории Российской Федерации лиц, не проживающих постоянно на территории страны.
     II. По целевому принципу туризм подразделяется на несколько нижеследующих категорий:
     1. Культурно-познавательный. Данный вид туризма определяют как «перемещения людей в места культурных достопримечательностей вдали от их обычного места проживания с целью сбора новой информации, получения опыта для удовлетворения своих культурных потребностей»7. Культурно-познавательный туризм является одним из видов туризма, связанного с культурой страны или региона, в частности, образом жизни людей в данных географических районах, историей этих людей, их искусством, архитектурой, религией и другими элементами, которые сформировали их образ жизни. Культурный туризм включает в себя туризм в городских районах, особенно в исторических или крупных городах, а также туризм в сельской местности, демонстрирующий традиции местных культурных сообществ, их фестивали, ритуалы, ценности и образ жизни.
     2. Религиозный туризм. Этот вид туризма, также известный как культовый туризм, основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Он является одним из видов туризма, где люди путешествуют индивидуально или группами для паломничества, миссионерства или досуга (общения). 
     3. Спортивный туризм. Его относят к путешествиям, совершаемым с целью наблюдения, либо участия в спортивном мероприятии, проходящем в месте, отличном от постоянного места проживания и работы туриста.
     4. Лечебно-оздоровительный туризм. Данный вид туризма предполагает потребность посетителей в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм относится к лицам, путешествующим в другой регион своей страны, или другую страну, для получения лечения, по каким-то причинам недоступного в своем регионе (стране). 
     Оздоровительный туризм - это более широкий термин для путешествий с целью лечения и использования медицинских услуг. Он охватывает широкую область, ориентированную на здоровье туриста: от профилактического и медико-санаторного лечения до реабилитационных и целебных форм туризма (климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д.).
     5. Деловой туризм. К данному виду туризма относятся поездки с целью установления или поддержания деловых контактов с партнерами. Деловой туризм является наиболее ограниченным во времени и целенаправленным видом туризма8. Во время деловой поездки люди все еще работают и получают зарплату, но делают это вдали от своего рабочего места и дома.
     Некоторые определения туризма, как правило, отрицают командировки как часть делового туризма. Тем не менее Всемирная туристская организация (ЮНВТО) определяет туристов как людей, «путешествующих и останавливающихся в местах, не относящихся к их обычной среде, не более одного года подряд в целях отдыха, работы и в других целях»9.
     6. Конгрессно-выставочный. Данный вид туризма предполагает посещение и участие посетителя в конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д. Специфика турпродукта конгрессного туризма состоит в том, что туристу необходимо предоставить большой объем самых разнообразных услуг, выходящих за рамки традиционных (например, необходим выпуск значительного количества печатной литературы). Необходимо отметить, что реализация конгрессно-выставочного туризма в несезонный период является значительным преимуществом данного вида туризма.
     7. Космический туризм. Основа данного вида туризма - космические путешествия c целью восстановления сил, развлечения, познания, отдыха или бизнеса. На сегодняшний день для туристов доступны только орбитальные космические путешествия, которые осуществляет Российское космическое агентство, хотя в настоящее время продолжаются работы по разработке суборбитальных космических транспортных средств компаниями Blue Origin и Virgin Galactic. Кроме того, SpaceX объявила в 2017 году, что они планируют отправить двух космических туристов по лунной траектории свободного возвращения в 2018 году на своем космическом корабле Dragon V2, запущенном ракетой Falcon Heavy. В качестве альтернативного термина «туризм» некоторые организации, такие как Федерация коммерческих космических полетов, используют термин «личный космический полет». В проекте «Граждане в космосе» используется термин «гражданское исследование космического пространства»10.
     8. Экологический туризм. Экотуризм является одной из форм туризма, предполагающей посещение хрупких, нетронутых и относительно ненарушенных природных территорий, обозначенных как малоэффективная и зачастую маломасштабная альтернатива стандартному коммерческому (массовому) туризму. 
     Как правило, экотуризм занимается взаимодействием с биотическими компонентами природной среды. Он обычно включает поездки в места назначения, где флора, фауна и культурное наследие являются основными достопримечательностями. 
     9. Транзитный туризм. В основе транзитного туризма лежит необходимость пересечь территорию одной страны с целью посещения другой. 
     III. По признаку продолжительности тура туризм делят на краткосрочный (24 часа-7 дней), среднесрочный (8-30 дней) и долгосрочный (2 – 6 месяцев). 



ГЛАВА 2. МИРОВЫЕ И ОБЩЕРОССИЙСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1. Современное состояние и перспективы развития туризма в мире
     Несмотря на войны, политические беспорядки, стихийные бедствия, террористические акты, а также экономические и энергетические кризисы в различных частях мира, международная торговля туристскими услугами заметно возросла с 1970-х годов. В 2016 году число международных туристских прибытий по всему миру достигло 1,235 млрд. человек11. Для сравнения, в 1970 году в мире было всего 166 миллионов международных туристов. Справа представлен график динамики международных туристских прибытий с 2000 года по 2016 год (рис. 2). 
     В 2012 году посетители потратили 1 триллион долларов на поездки (за исключением международных пассажирских перевозок стоимостью 213 миллиардов долларов). Прямо и косвенно их расходы составляли девять процентов мирового ВВП и шесть процентов его экспорта.
     В настоящее время туризм действительно стал глобальной экономической и социальной силой. Сегодня международные доходы от туризма превышают 1 миллиард долларов в год примерно в 90 странах. Во всем мире внутренний туризм, как правило, превышает выездной и въездной. 
     Раньше считалось, что только развивающиеся страны активно занимаются экспортом туризма в качестве ключевой стратегии развития. Например, Япония и Соединенные Штаты исторически уделяли мало внимания тому, чтобы заманить туристов к своим берегам. Но в настоящее время положение изменилось. В обеих странах были осуществлены изменения в политике и упрощены визовые правила для привлечения прибывающих иностранных гостей, создания рабочих мест и стимулирования государственной экономики. В 2016 году Японию посетило рекордное за всю историю количество человек – 20 млн12.  Страна надеется удвоить это число на летних Олимпийских играх в Токио в 2020 году. Соединенные Штаты, которые в силу своих строгих правил въезда широко воспринимаются как страна недружественная к иностранным посетителям, стараются улучшить свой международный имидж. В 2014 году было достигнуто рекордное число прибывающих иностранных туристов - 75 миллионов13, однако президентом Обамой была поставлена цель привлечь 100 миллионов к 2021 году.
     Путешествие – это дорогое удовольствие. Исторически, только богатые люди могли позволить себе выезжать за границу, и они, как правило, отправлялись в богатые страны с качественной туристской инфраструктурой и услугами. Неудивительно, что Европа и Северная Америка были крупнейшими импортерами и экспортерами туризма в мире. Но сегодня положительные тенденции смещаются в сторону развивающихся стран. В последние десятилетия количество туристов в них росло значительно быстрее, чем в развитых. Азиатско-Тихоокеанский регион в данный момент развивается быстрее остальных. Всемирная туристская организация Организации Объединенных Наций (ЮНВТО) прогнозирует, что число международных туристов будет расти на 3,3 процента в год в период между 2010 и 2030 годами и достигнет 1,8 миллиарда человек в целом к 2030 году. В результате этого рынок туризма будет пополняться каждый год в среднем на 43 миллиона международных туристов (8-14 октября 2011 г., Кёнджу, Республика Корея). Ожидается, что рост в развивающихся странах будет в два раза быстрее, чем в развитых. Согласно прогнозам, доля рынка туризма в странах с развивающейся экономикой возрастет к 2030 году до 57 процентов по сравнению с 47 процентами в 2012 году. 
     На мировом рынке возрастет доля Азиатско-Тихоокеанского региона (с 22 % в 2010 г. до 30 % в 2030г.), Ближнего Востока (с 6 % до 8 %) и Африки (с 5 % до 7 %), и произойдет дальнейшее сокращение доли Европы (с 51 % до 41 %) и Американского региона (с 16 % до 14 %), главным образом из-за более медленных темпов роста Северной Америки14.
     К 2030 г. Северо-Восточная Азия станет наиболее посещаемым субрегионом мира, с показателем 16 % от общего объема всех прибытий, превышающим долю Южной и Средиземноморской Европы, составлявшую в 2010 г. 15%.
     Хотя рост благосостояния и снижение реальных путевых расходов стали основными причинами резкого роста числа международных поездок после 1970-х годов, важную роль также сыграли изменения в правительственной политике поездок. Япония является одним из примеров этого явления. Японским гражданам было запрещено выезжать за границу с целью туризма вплоть до Олимпийских игр в Токио в 1964 году, а валютные ограничения на поездки за границу оставались в силе до конца 1970-х годов. Для многих развивающихся стран, включая Японию, запрет на зарубежные поездки в свободное время был предназначен для сохранения дефицитной в ту пору иностранной валюты, необходимой для финансирования индустриализации. Однако уже в конце 1980-х годов японское правительство активно поощряло выезд за рубеж, а к 1989 году Япония возглавила мировую таблицу по международным расходам на туризм. 
     Китай также иллюстрирует эту тенденцию. Страна была по существу закрыта для внешнего мира во время Культурной революции (1966-1976). Её последующее открытие привело к всплеску иностранных прибытий, которые сделали Китай четвертой наиболее посещаемой страной в мире (около 57 миллионов туристов по данным 2016 года15). Китайские туристы также являются крупнейшими тратами в мире, израсходовав 102 миллиарда долларов за рубежом в 2012 году.
     В целом, в 2016 году Всемирная туристская организация сообщила о следующих десяти странах, наиболее посещаемых международными туристами: 
     Табл. 1. Топ-10 самых посещаемых стран мира (по данным 2016 года)
Ранг
Страна
Регион ЮНВТО
Международные туристские прибытия (млн чел.)
1
Франция
Европа
84.6
2
США
Северная Америка
80.3
3
Испания
Европа
75.5
4
Китай
Азия
70.6
5
Италия
Европа
50.70
6
Германия
Европа
36.2
7
Великобритания
Европа
35.8
8
Россия
Европа и Азия
34.0
9
Таиланд
Азия
32.8
10
Греция
Европа
32.7

     По мере того, как барьеры на пути следования туристов постепенно уменьшались, процветал международный туризм, появилось больше критики в его адрес. В средствах массовой информации, в научных работах появилось больше информации о потенциальных негативных последствиях туризма. В последние годы вклад авиационной отрасли в глобальное изменение климата стал широко разрекламированной и спорной мировой проблемой. По данным Фонда Дэвида Сузуки, на авиационную отрасль приходится «от четырех до девяти процентов общего воздействия на изменение климата». По оценкам Европейского союза, с 1990 года объем выбросов парниковых газов авиацией в ЕС удвоился. Однако усилия ЕС по одностороннему введению налогов на выбросы углерода для авиакомпаний, использующих свое воздушное пространство, встретили ожесточенное сопротивление со стороны Соединенных Штатов, Китая, России и других развивающихся стран. Пока неясно, как дальше будет развиваться этот спорный вопрос. 
     Таким образом, отрасль туризма в мировой экономике занимает одно из важнейших мест. Спрос на путешествия растет быстрее, чем мировая экономика в целом, и по прогнозам Всемирной туристской организации количество международных туристов будет расти на 3,3 процента в год в период между 2010 и 2030 годами, достигнув 1,8 миллиарда человек к 2030 году. Наилучшие перспективы роста въездного туризма наблюдаются сейчас в регионах развивающихся стран. В последние десятилетия количество туристов в них росло значительно быстрее, чем в развитых. Однако, с увеличением мировых туристских показателей, возрастает негативное воздействие на окружающую среду, в том числе на климат, претерпевающий изменения из-за авиационной промышленности. Это спорный и требующий внимания вопрос является показателем того, что качество окружающей среды становится определяющим фактором в развитии туристской отрасли мирового хозяйства. 
2.2. Общероссийские тенденции развития туризма
     Бурное развитие туризма в России наблюдается с конца советского периода, сперва внутреннего туризма, а затем и международного. Богатое культурное наследие и великолепное природное разнообразие делают Россию одной из самых популярных туристских дестинаций в мире. В стране насчитывается 26 объектов всемирного наследия ЮНЕСКО (16 культурных и 10 природных), а многие другие находятся в предварительных списках ЮНЕСКО16. 
     Основные туристические маршруты России включают в себя путешествие по Золотому кольцу древних городов, круизы по большим рекам, включая Волгу, и длительные путешествия по знаменитой Транссибирской магистрали. Разнообразные регионы и этнические культуры России предлагают множество необычных блюд и сувениров, а также демонстрируют самые уникальные традиции, в том числе русская баня, татарские сабантуи и ритуалы сибирских шаманов. В 2016 году Россию посетило около 24,5 миллиона туристов17, что делает ее девятой по посещаемости страной в мире.
     Россия имеет огромный потенциал для развития внутреннего и въездного туризма, располагает выдающимися историко-культурными ценностями и природными достопримечательностями, которые позволяют развивать множество видов въездного и внутреннего туризма.
     По результатам данных, опубликованных Всемирным экономическим форумом, по посещаемости туристами в 2008 г. Россия заняла 64 место среди 124 участников, в 2009 г. она заняла 53 место среди 133 государств, в 2011 г. — 59 среди 139 стран, а в 2013 Россия оказалась на 64 месте среди 140 участников18. Таким образом, с 2008 г. до 2013 г. сектор российского туризма остался на минувшем уровне без видимых скачков. Это объясняется тем, что, несмотря на наличие большинства необходимого для развития внутреннего и въездного туризма, выездной туризм в России превосходит въездной. Туристические фирмы получают прибыль за счет инфраструктуры и ресурсов других стран, таким образом, деньги идут за пределы нашей страны. Ежегодно Россия имеет возможность принимать у себя около 70 млн. туристов, но на сегодняшний день этот потенциал используется всего на 30 %.
     Рассмотрим динамику выездных и въездных туристических поездок в 2009 - 2016 гг. (рис. 2).  
     Динамика въездного потока весьма нестабильна, она то растет, то падает. В целом, количество въехавших из-за рубежа с целью туризма в 2000 г. осталось на том же уровне, что и в 2014 г. В 2009 году число зарубежных граждан, въехавших в Россию, достигло своего минимума, составив 2,1 млн. человек.
     С 2000 по 2008 гг. выездной поток стабильно увеличивался, но в 2009 году в связи с финансовым кризисом 2008 года количество граждан, выехавших из России с целью туризма, снизилось с 11,31 млн. человек до 9,54 млн. человек. В 2010 году выездной поток стремительно вырос и составил 132 %. За тринадцать лет, с 2000 г. по 2013 г. количество выехавших граждан за границу с целью туризма выросло в 4,07 раз (с 4,48 млн. человек до 18,29 млн. человек). Уровень въездного потока с целью туризма намного меньше выездного потока. Темпы роста въездного потока невелики - в 2010 г. количество въехавших в Россию туристов составило 2,133 млн. человек, что в 5,9 раз меньше числа граждан РФ выехавших за рубеж. В 2011 г. этот коэффициент вырос до 6,2.
     В 2014 г. въездной туризм значительно пострадал от политической напряженности. Спад турпотока, по подсчетам туроператоров, составил 30–40 % от прошлогоднего показателя. Однако вырос турпоток в Россию из Китая и Турции, в то время как многие европейцы отказались от путешествия в Россию [3]. С каждым годом число граждан России, выезжающих за рубеж, растет. Так, в 2013 г. по сравнению с 2012 г. число выехавших граждан выросло на 2,96 млн. человек. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. число выехавших выросло на 0,84 млн. человек. В 2011 г. по сравнению с 2010 г. — на 1,89 млн. человек. В таком случае, 2014 год оказался трудным для российской туристической отрасли. Ослабление курса рубля, падение цен на нефть и политические конф.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44