VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятия «театрализованная игра» и «детский кукольный театр»

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W005876
Тема: Понятия «театрализованная игра» и «детский кукольный театр»
Содержание
Содержание



Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические аспекты театральной деятельности как  средства эстетического воспитания младших школьников. 

Театральная деятельность как средство развития ребенка.................  6

Взгляды педагогов на театрализованную деятельность младших школьников……………………………………………………………………8

Основы театральной культуры…………………………………………..11

Театрализованные игры и их классификация…………………………..14

Глава 2.  Роль детского кукольного театра и его место во внеклассной работе.

2.1.	Понятия «театрализованная игра» и «детский кукольный театр»…….17

2.2. 	Роль педагога в эстетическом развитии младшего школьника при организации театрализованной деятельности……………………………….19

2.3. 	Неотъемлемым компонентом театрализованной деятельности является эстетическое восприятие детей…………………………………………………24

2.4. 	Театрализованная деятельность во внеклассной работе……………… 26

2.5. 	Особенности театральных кукол……………………………………….27

2.6. 	Этапы обучения приёмам кукловождению……………………………..31

2.7.	Результаты проведённой работы………………………………………...34

Заключение……………………………………………...…………......………36
Список литературы……..………………………………………….…….....38













Наша жизнь, в сущности, кукольное представление. Нужно лишь держать нити в своих руках, не спутывать их, двигать ими по своей воле и самому решать, когда идти, а когда стоять, не позволять дёргать за них другим, и тогда ты вознесешься над сценой.

Хун Цзычен,  афоризмы старого Китая



Введение



Новый ФГОС НОО ориентирует педагогов на формирование важнейших умений, которые позволят каждому ученику реализоваться в жизни, быть успешным. Потребность рассмотреть проблему эстетического воспитания младших школьников возникла в результате действия негативных социально-экономических, политических и социокультурных факторов, которые значительно ухудшили процесс и результат воспитания подрастающего поколения.  Среди средств, способствующих эстетическому развитию в периоде развития ребенка в условиях обучения, называют театральную деятельность.

Часто театральная деятельность недооценивается в педагогическом процессе, хотя предоставляет широкие возможности для развития детей, в частности, для формирования коммуникативных умений.

В статье 75 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается: «Дополнительное образование детей и взрослых должно быть направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых… Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» [11, с.129].

Театрализованная деятельность школьников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых  опираются на закономерности естественного  развития ребенка. Кроме того, учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие по возможности всех снятия стрессов; раскрепощенность, стимулирующая развитие потенциала и творческой активности; развитие реальных мотивов.

Воспитательные возможности  театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с  окружающим миром через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют ребят думать, анализировать, делать выводы и обобщения, увидеть красоту мира и развивать речь. 

Актуальность исследования заключается в том, что театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач – развитие эстетического вкуса и разностороннее развития ребенка, помогая не только развитию чувств, переживаний и эмоциональных открытий, а это один из способов приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок: познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Возможность использования театральной деятельности, по мнению ряда авторов (А.В.Арбузова, Т.П. Ершова, СЛ. Новосёлова, Ю.В. Колчеева, С. Френе, Ф. Карлгена и др.) рассматривается как действенное средство развития различных умений, в том числе и коммуникативных. Вслед за учеными-исследователями этой проблемы (А.П. Ершовой, Л.В. Артемовой, А.П. Аникеевой и др.) мы учитываем положительные возможности театральной деятельности в комплексном воздействии на развитие ребёнка.

Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать что-то такое, чего не было раньше в индивидуальном и общественном опыте. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое, искусство создания нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я».

Театрализованная деятельность – наиболее распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, так как связана с детской игрой. На примере кукольного театра ребенок сможет представить и увидеть разновидность театрализованной игры. Сам по себе детский театр имеет многолетнюю традицию. Дети очень любят играть с ними, проявляя при этом не только интерес и игровые умения, но и инициативу, творческий подход. Эти игры способствуют вступлению школьников в общение со сверстниками, координировать свои действия с действиями партнёров, развивают мелкую моторику, воспитывают творческого актёра и благодарного слушателя, т.о. способствуют формированию начал ключевых компетентностей детей.

При всей своей распространённости, традиционности использования и доступности для школьников потенциал детского театра ещё до конца не исчерпан. Это касается таких вопросов, как создание условий и планирование театральной деятельности, возможность интеграции театра с другими видами деятельности школьников.

Театральная деятельность, а именно в театральных куклах, в игровых действиях с ними, помогает нам увидеть неисчерпаемый источник не только для развития школьника, но и средство воспитания его души, сферу наивысших возможностей для проявления его творческой инициативы. Исходя из вышеизложенного мы сформулировали следующую цель и задачи.

Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить развитие театрализованной деятельности как средства эстетического воспитания младших школьников.

Объект исследования: эстетическое воспитание младших школьников.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как средство эстетического воспитания младших школьников.

Новизна: интеграция детского кукольного театра с другими видами деятельности школьников.

Гипотеза: систематическая и планомерная организация игр с театральными куклами способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.

В соответствии с целью исследования были выделены следующие задачи:

?  изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;



?  выявить сущность понятий «театрализованная деятельность», «эстетическое воспитание»;



?  раскрыть ключевые положения, идеи, принципы педагогики театральной деятельности;



?  определить действия, направленные на эстетическое воспитание младших школьников;



? экспериментально проверить эффективность выявленных в ходе исследования действий, направленных на эстетическое воспитание младших школьников.;



Методы исследования:

теоретический анализ литературы;

педагогический эксперимент;

внеклассная работа;

анкетирование;

беседа.

	

База исследования: ГБОУ СОШ ЦО №1989 г. Москва. Исследовательской базой выступали учителя начальных классов и родители учащихся.







Глава 1. Теоретические аспекты театральной деятельности как  средства эстетического воспитания младших школьников.

 Театральная деятельность как средство развития ребенка.

В рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования особое место занимает внеучебная работа со школьниками. Театрализованная деятельность как средство воспитания учащихся рассматривается через призму системно-деятельностного подхода. Обсуждаются возможности театрализованной деятельности в формировании личностных и метапредметных результатов. Сформированные личностные новообразования позволяют школьникам осознать свою значимость и неповторимость и, как следствие, приводят к новому качеству общественной и повседневной жизни. 

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся интеллектуального, художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольника.

Особенности  театрально-творческой деятельности младшего  школьного возраста определены общими психологическими особенностями данной возрастной группы и самым непосредственным образом зависят от них. Это положение доказывается существующей общностью особенностей проявления ребенка во всех видах искусства, включая и особенности театрально-творческой деятельности. Сюда мы можем отнести: эмоциональность восприятия и присущая ему фрагментарность (неумение выделить главное, концентрация внимания на деталях); констатация фактов, событий; привычка комментировать происходящее во время творческой деятельности; схематичность изображения, рассказа, действия, характера; отсутствие разработанного замысла и его видоизменение в процессе выполнения творческой задачи и др.

Театрализованная деятельность приобщает ребенка к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сочувствовать персонажам и переживать разыгрываемые события. Следовательно, театрализованная деятельность является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. А это подразумевает наличие определенного уровня взаимоотношений в социуме.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей [1].

Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно – от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. Кроме того, в совместной деятельности педагоги лучше узнают детей, особенности их характера, темперамента, мечты и желания. Создается микроклимат, в основе которого лежат уважение к личности маленького человека, забота о нем, доверительное отношение между взрослыми и детьми. Театр - это синтез искусств, вобравший в себя практически все, что помогает развиваться полноценному человеку, умеющему воспринимать окружающий мир как живой единый организм.

В контексте нашего исследования мы обратились к истории вопроса, к истокам существования театра в школе. В своей работе «Театр в школе: история вопроса и современная ситуация», И.А. Генералова – отмечает следующие тенденции развития театральной деятельности в школе. Еще в самом начале ХIХ в. поднимался вопрос использования театрального искусства в школьном образовании [7].



 Взгляды педагогов на театрализованную деятельность младших школьников.

Известна полемика, возникшая вокруг статьи Н.И. Пирогова «Быть и казаться», где автор выступал против использования театра в воспитательных целях и подчеркивал вред публичности спектаклей. Обсуждение данной проблемы продолжалось в периодической печати вплоть до начала ХХ в. В полемике участвовали видные педагоги В.П. Острогорский, Н.Ф. Букатов, К.Д. Ушинский, Н.Н. Бахтин, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, в том числе коммуникативного уровня. Эту точку зрения разделяли и деятели профессионального театра, в частности драматург А.Н. Островский. Проблема художественно-эстетического воспитания детей школьного возраста средствами театрального искусства получила свое дальнейшее развитие. В годы советской власти видными отечественными педагогами были сформулированы принципы театральной работы с детьми:

1) принцип доступности драматического материала и сценического выражения;

2) принцип последовательного и целесообразного накопления художественных впечатлений;

3) принцип единства анализа театральной постановки и изучения литературной первоосновы;

4) принцип опоры на игровую деятельность, что соответствует психическим особенностям ребенка;

5) принцип синтезирования различных видов искусства в ходе театральной работы;

6) принцип правдивого действенного исполнения. Доминантой выступала художественно драматическая деятельность школьников [7].

Театральное искусство занимало большое место в теоретическом наследии В.А. Сухомлинского и С.Т. Шацкого. Последний, например, был глубоко убежден, что «потребность во внешнем выражении душевных процессов, переживаний и впечатлений есть насущная необходимость для детей, и детское искусство – не забава, так себе, между прочим, а часто самая настоятельная потребность, входящая глубоко в личную жизнь ребенка».

Отечественные психологи видели в использовании элементов театрального искусства в общеобразовательной школе возможность развить художественно - творческие способности школьников. П.П. Блонский отмечал, что ребенок при воспроизведении воспринятого стремится к драматизации, поэтому в целях развития творческого, коммуникативного начала в ребенке драматизацию следует широко вводить в практику начальной школы. По его мнению, «творца можно создать лишь посредством упражнения в творчестве».

Попытка обоснования театральной работы с детьми с психолого-педагогической точки зрения была предпринята Л.С. Выготским. Ученый указал путь, по которому должен идти педагог, решивший использовать театральное искусство в своей практике, охарактеризовал основные составляющие детского театрального творчества:

его ценность заключается не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе: «ребенок – плохой актер для других, но прекрасный актер для себя, и весь спектакль надо организовать так, чтобы дети чувствовали, что они играют для себя, были захвачены интересом этой игры, самим процессом ее, а не конечным результатом»;

участие вспомогательных видов творчества (технического, декоративно-изобразительного, словесного) для стимулирования творческого воображения и его воплощения;

использование импровизационных форм работы с детьми, которые будят творческую мысль и фантазию:

организация театрального творчества таким образом, чтобы ребенок был заинтересован процессом игры, получая удовольствие [8].

В последние годы наблюдается интерес к использованию средств театрального искусства в школе. Наиболее законченной сегодня представляется программа по актерскому мастерству для учащихся начальной школы «Уроки театра на уроках в школе», составленная А.П. Ершовой и построенная на принципах реалистического театра, школы переживания. Она представляет традиционное направление в театральной педагогике. По мнению автора программы, занятия актерским творчеством есть элемент системы театрального воспитания и образования, который, в свою очередь, входит в систему эстетического воспитания, а последняя – в систему всестороннего развития. Мы так же, как и ряд специалистов детского театрального творчества (Е.К. Чухман, М.П. Стуль, А.Я. Михайлова, А.П. Ершова, В.М. Букатов), считаем включение театральных занятий в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы теоретически и методически возможным и крайне необходимым.

Проблема использования театрального искусства в педагогическом процессе активно разрабатывалась и современными исследователями: И.JI.Люблинским, Ю.И.Рубиной, В.П.Шильгави, А.П.Ершовой, Н.С.Карпинской, А.Я.Михайловой, Т. Г. Пеня, М. П. Стуль, М.А.Разбаш, Е.К.Чухман. Считая театр важным условием формирования ее всестороннего гармонического развития, художественно-творческих способностей, интереса к искусству, что определяет круг формирования коммуникативных умений.

Мы обратили внимание на такую проблему как организация театральной деятельности, которая в первую очередь позволяет формировать коммуникативные умения обучающихся в коллективе.

Опираясь на мнения ученых: Л.С. Выготского, психологов, педагогов В.П. Острогорского, Н.Ф. Букатова, К.Д. Ушинского, Н.Н. Бахтина. На работы видных специалистов в области театрального искусства Н.И. Сац, С.А. Ауслендер, С.М. Бонди, С.Г. Розанов, которые доказывали возможность и целесообразность проведения театральных занятий в общеобразовательной школе, считая их средством повышения культурного уровня учащихся, что включает в себя обязательный уровень коммуникативных умений. Используя театр как специфический метод художественного развития личности ребенка, мы подчёркиваем и видим возможности театральной деятельности как средство для формирования коммуникативных умений, речи в целом.

Театр - искусство коллективное. И дети постигают здесь то, чего не всегда можно добиться от них во время стандартного общеобразовательного процесса в школе. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения.

Общение, будучи одним из основных видов деятельности людей, не только постоянно выявляет существенные характеристики личности в системе субъект - субъектных отношений, но и влияет на весь ход ее дальнейшего коммуникативного формирования.

Поэтому коллективная основа театрального воспитания - это эффективное средство решения задач социально-художественного развития, а также формирования коммуникативных умений.[10]



 Основы театральной культуры.



Как правило, школьники в наше время редко бывают в театрах. Их опыт ограничен несколькими посещениями в основном кукольного театра. Но дети уже с раннего возраста могут быть очень чуткими и благодарными зрителями. Они готовы с неослабевающим интересом смотреть одну и ту же пьесу несколько раз. Основной задачей по ознакомлению детей с основами театральной культуры является знакомство детей с некоторыми основными понятиями и терминологией театрального искусства.

Реализация этой задачи носила практический характер, т.е. происходила во время театральных игр, упражнений, работы над этюдами, посещения театра в форме диалога в виде вопросов и ответов. Не имеет смысла строго требовать усвоения всего материала каждым ребенком, достаточно того, чтобы дети понимали педагога, использующего театральные термины, и постепенно пополняли свой словарный запас.

На театральных занятиях и репетициях педагог расширяет и систематизирует знания детей о театре по темам:

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

Работа над спектаклем.

Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и зажатость. В ходе подготовки к спектаклю необходимо соблюдать несколько основных правил:

1) не перегружать детей;

2) не навязывать своего мнения;

3) не позволять одним детям вмешиваться в действия других;

4) предоставлять всем детям возможность попробовать себя в разных ролях, не распределяя их среди наиболее способных.

В результате этого дети не должны уставать, и испытывать на  репетициях желание и радость.

Всю работу с школьниками над спектаклем можно разделить на девять основных этапов:

1.Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2.Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3.Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4.Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5.Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6.Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7.Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и

реквизита (можно условными), с музыкальным оформлением.

8.Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпо ритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9.Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю (см. приложение №1). 

Для детей наиболее важным и полезным является период подготовки спектакля, а затем возможность играть его как можно дольше и чаще. Наверно утверждение, что детям надоедает играть одно и то же. Это возможно лишь в том случае, если все в спектакле запрограммировано и юные исполнители слепо выполняют волю режиссера. Но если ребята понимают, что они должны делать на сцене, но пытаются действовать каждый раз по-разному, то это уже элемент творческой импровизации. Кроме того, спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей совершенно меняется, приобретая новые краски и звучание. Каждый вкладывает в нее свой маленький опыт, свои эмоции и ощущения. И здесь задача педагога – раскрыть индивидуальность ребенка, научить его искать свои выразительные средства, а не подражать другим исполнителям.



 Театрализованные игры и их классификация.



Школьники, как правило, бывают рады приезду в образовательную организацию театра  кукол, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие спектакли. Дети, включившись в театральную игру, отвечают на вопросы кукол-персонажей, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Театрализованные игры школьников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности — интонацию, мимику, пантомимику.

Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр:

Настольный театр игрушек: используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

Л.В. Артемова также выделяет несколько видов игр-драматизаций школьников.

Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

В традиционной педагогике игры — драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений.

Рассматривая вопрос о театрализованной игре, необходимо раскрыть классификацию данного вида деятельности в школьном детстве.

Авторы Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова предлагают следующую классификацию театрализованных игр:

игры в кукольный театр:

настольный театр

театр на руке

напольные куклы

стендовый театр

верховые куклы

театр живой куклы

игры-драматизации:

инсценирование потешек

инсценирование небольших

инсценирование песен, сказок

инсценирование небольших литературных текстов

творчество детей

игры-спектакли:

драматический спектакль

музыкально-драматический спектакль

детская опера

спектакль на хореографической основе

спектакль ритмопластики

пантомима

мюзикл

театрализованное действие:

праздники

развлечения

театрализованные шоу

Данная классификация театрализованных игр позволяет разнообразить деятельность детей, обогатить и расширить театрализованные знания и умения.



Глава 2.  Роль детского кукольного театра и его место

во внеклассной работе.



2.1. Понятия «театрализованная игра» и «детский кукольный театр».



В педагогической литературе понятия «театрализованная игра» и «игра-драматизация» очень тесно связаны между собой. Одни учёные считают, что это тождественные выражения, другие утверждают, что игра- драматизация является разновидностью сюжетно-ролевой игры.

По мнению JI.C. Фурминой театрализованные игры – это игры- представления, в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест и походка, разыгрывается литературное произведение. При этом театрально-игровая деятельность дошкольников может принимать две формы: когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы) и когда дети сами исполняют какую-либо роль в определённом образе. Первые игры – это кукольный театр, вторые – игры- драматизации. [5]

Иной подход в работах JI.B. Артёмовой. Все театрализованные игры она делит на режиссёрские и игры-драматизации. К режиссёрским играм относится настольный театр и стендовый. В этих играх ребёнок действует за всех персонажей. В настольном театре используются традиционные: театр игрушек и театр картинок, а также их разновидности: баночный, вязаный, из коробок и т.д. К стендовым видам театра относятся стенд-книжка, теневой и на фланелеграфе. К играм-драматизациям Л.В. Артёмова относит игры, основанные на действиях исполнителя роли — ребёнка, который при этом может использовать надетые на руку пальчиковые куклы, куклы би-ба-бо, элементы костюмов. [2]

А.Н. Леонтьев определяет игру-драматизацию как «предэстетическую деятельность», которая является переходной ступенью к продуктивной, эстетической деятельности. Игру-драматизацию он считает разновидностью художественной деятельности, при которой ребёнок перевоплощается в образы героев, воображает, представляет себя в ином качестве. 

Н.С. Карпинская отмечает, что результаты действий дошкольников ещё не являются искусством, но дети передают образы в доступных для них форме и качестве, а значит игру-драматизацию можно рассматривать как приближение к художественной деятельности. [6]

Очень интересные идеи выдвигает в своей авторской разработке А.И. Буренина. Приводя в пример, высказывание М. Е. Салтыкова-Щедрина, который утверждал, что «из всех существующих в мире тайн тайна куклы — самая загадочная», она считает, что, может быть, это и преувеличение, но, во всяком случае, к театральным куклам важно относиться серьезно, с полной ответственностью и пониманием, что в кукольном театре сокрыто какое-то важное сокровище, тот «золотой ключик» к детской душе, который мы до сих пор ищем и никак не можем найти. [11]

Борис Голдовский, кандидат искусствоведения, театральный критик, руководитель одного из самых больших музеев театральных кукол имени С. В. Образцова, писал: «Люди смотрят на кукол и видят в них отражения самих себя. И если меняются люди, то меняются куклы. Но, с другой стороны, люди — тоже отражение, в данном случае — отражение кукол. А значит, если меняются куклы, то изменяются и люди». В утверждении писателя — особая философия отношения к куклам (и к жизни!). Может, в этом направлении и нужно искать «золотой ключик», столь необходимый в воспитании детей? А.И. Буренина главную идею создания театральной студии видит в воспитании при помощи маленьких «воспитателей» — кукол, в действиях которых дети могут увидеть своё отражение и, таким образом, посмотреть на себя со стороны. Важно также и то, что театральная кукла является как бы своеобразной ширмой для ребенка, у которого еще много проблем (трудности в речевом общении, неуверенность в себе, в правильности своих действий, непонимание взрослых и т. д.). Взаимодействуя в игре с другими детьми при помощи театральной куклы, ребенок как бы прячется за нее и таким образом чувствует себя более защищенным. В таких ситуациях взрослый может  поправить, сделать замечание, обращаясь не к ребенку, а к кукле, и такое воздействие педагога будет значительно мягче и корректнее. [11]

В любом случае в названии «театрализованная игра» заключён смысл искусства игры. 



2.2.  Роль педагога в эстетическом развитии младшего школьника при организации театрализованной деятельности.



Огромную роль в эстетическом развитии младшего школьника при организации театрализованной деятельности играет педагог, умело направляющий данный процесс. Необходимо, чтобы учитель не только выразительно читал или рассказывал что – либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актёрского мастерства, а также основами режиссёрских умений. Именно это ведёт к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей.

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предоставить детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность. Педагог должен строго следить за тем, чтобы своей актёрской активностью и раскованностью не подавить робкого ребёнка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

Совместная театрализованная деятельность может включать как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни.

В процессе реализации комплекса совместной театрализованной деятельности решаются следующие задачи:

— развитие творческих способностей и творческой самостоятельности дошкольника;

— воспитание интереса к различным видам творческой деятельности;

— овладение импровизационными умениями;

— развитие всех компонентов, функций и форм речевой деятельности;

— совершенствование познавательных процессов.

Совместная театрализованная деятельность в основном строится по единой схеме:

— введение в тему, создание эмоционального настроения;

— театрализованная деятельность (в разных формах), где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;

—эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности [11].

Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, рекомендуется использовать разнообразные приемы: выбор детьми роли по желанию; назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей; распределение ролей по карточкам (дети берут из рук педагога любую карточку, на которой схематично изображен персонаж), проигрывание ролей в парах.

Во время внеклассной  деятельности необходимо: выслушивать ответы и предложения детей; если дети не отвечают, не требовать объяснений, а перейти к действию с персонажем, при встрече детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними, в заключении различными способами вызывать у детей радость.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как: творческое задание, постановка проблемы или создание проблемной ситуации; создание креативного поля, переход игры на другой, более сложный творческий уровень, упражнения, этюды.

Театрально-творческая деятельность детей, безусловно, не появится сама собой. В этом огромную роль играет педагог, умело направляющий данный процесс.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому «превращению», т. е. владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Одно из главных условий -эмоциональное отношение взрослого к читаемом . При чтении детям необходимы не столько артистичность, сколько искренность и неподдельность чувств педагога, являющихся для них образцом эмоционального отношения к тем или иным ситуациям. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.

Большая роль педагога заключается в момент передачи обстановки , в которой происходит действие . Словесное описание пробуждает детскую фантазию, воображение .Поэтому нужно как можно чаще и подробнее обсуждать с детьми будущие сценарии .

Нам нужно не забывать, что ребенок школьного возраста - это не профессиональный актер, он всегда «играет в театр». Театрализованная деятельность по своей природе носит творческий характер и должна осуществляться в свободной, легкой форм. Не всегда нужно точно следовать текст, наоборот, можно и нужно отступать от него, прибегать к импровизациям. Наша задача –  побудить «актера» поэкспериментировать , пофантазировать , использовать знания о жизни . Педагог должен обеспечить ребенку свободу действий и умело объединить его фантазии в целостный сюжет [16].

Ни в коем случае нельзя применять никакого давления, сравнения, оценки, осуждения. Наоборот, необходимо предостави.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44