VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятия государственного финансового контроля в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K010908
Тема: Понятия государственного финансового контроля в Российской Федерации
Содержание
     Парламентский финансовый контроль, являясь одной из отраслей контроля, осуществляемого в стране, выступает неотъемлемой частью финансовой деятельности государства. Он служит одним из важнейших способов обеспечения целесообразности проводимой финансовой политики, а также проверки законности данной деятельности.
     Актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается тем, что система сдержек и противовесов, которая образуется согласно конституции Российской Федерации при разделении властей, не может достаточно хорошо регулироваться без контрольной деятельности парламента, так как это может вызвать несбалансированность ветвей государственной власти на практике. В частности, парламентский финансовый контроль выступает неотъемлемой частью контрольной деятельностью государственных органов для поддержания сбалансированности в финансовой сфере Российской Федерации. 
     Цель данной курсовой работы – исследование правовых норм, теоретических данный и материалов практики, касающихся вопросов общего понятия государственного финансового контроля в Российской Федерации, а также подробное рассмотрение такого вида контроля, как парламентский контроль в РФ.
     Для достижения поставленной цели представляется необходимым выполнить следующие задачи:
     1. Проанализировать понятие государственного финансового контроля.
     2. Изучить понятие и основные положения парламентского контроля в РФ в целом.
     3. Исследовать контрольные полномочия Счётной палаты РФ.
     4. Изучить парламентский финансовый контроль, осуществляемый непосредственно Советом Федерации РФ и Государственной Думой РФ.
     5. Проанализировать как формы парламентского контроля применяются на практике.
     6. Сделать выводы по данному исследованию парламентского контроля.
     Парламентский финансовый контроль охватывает не только проверку доходов и расходов, предусмотренных законопроектом о бюджете на очередной финансовыйгод, подготовку заключения на проект бюджета, ноиконтроль за рациональным использованиемвсех государственных средств.
     Следовательно, объектом исследования парламентского финансового контроля является система и методы парламентского финансового контроля, а также деятельность Счётной палаты РФ по контролю за исполнением федерального бюджета.
     Предметом исследования данной работы выступает совокупность финансово-экономических общественных отношений, которые возникают в процессе осуществления финансового контроля, проводимого органами законодательной власти.
     В ходе написания данной курсовой работы были задействованы следующие основные нормативно-правовые акты: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», ФЗ «О парламентском контроле», Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» и другие акты, которые регулируютключевыевопросыисоставляютнормативно-правовуюбазу исследования.
     При написании работы были использованы литературные источники следующих авторов: Безруков А.В., Спиридонов А.А., Колесов Р.В., Юрченко А.В., Овчарова Е.В.,Саунин А.Н., Химичева Н.И., Крохина Ю.А. и другие.Результатыихисследованийпослужилитеоретическойбазойданнойкурсовой.
    Структура работы состоит из введения, основной часть, заключения и списка использованной литературы.
     Финансовый парламентский контроль является одним из видов государственного финансового контроля. Он выступает функцией управления, которая имеет свою целевую направленность, а также формы и способы её осуществления.
     Итак, чтобы перейти к анализированию парламентского контроля необходимо рассмотреть понятиефинансового контроля. Это контроль соблюдения законности и целесообразности действий в области образования, распределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов(финансовых ресурсов) публичного характера в целях эффективного социально-экономического развития страны в целом и ее регионов.1
     Согласно ст. 1 Лимской Декларации руководящих принципов контроля, организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом.2
     В первую очередь, финансовый контроль обеспечивает права государства, так как он функционирует практически во всех сферах общественной жизни. 
     Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» устанавливает, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.3
     Непосредственно финансовый контроль является одним из направлений финансовой политики государства. В этом качестве контроль можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, как уже упоминалось, он выступает функцией управления государства, так как при этом обеспечивается контроль за деятельностью участников финансовых правоотношений. Также, финансовый контроль можно рассматривать как обратную связь в сфере финансовой политики государства, потому что после получения информации о противоправных действиях государство проводит корректировку в финансовой сфере. Ну и наконец, финансовый контроль рассматривается как гарант поддержания законности и правопорядке в финансовой сфере Российской Федерации. Последний аспект характеризует основную цель государственного финансового контроля.
     Помимо общих норм финансового контроля существуют ещё и специальные, присущие отдельным институтам Особенной части. Так гл.14 Налогового кодекса РФ подробно регламентирует порядок проведения и исполнения налогового контроля, как одного из видов финансового контроля.4
     Также, в Бюджетном кодексе РФ существует гл. 26, которая регламентирует основы государственного (муниципального) финансового контроля.5
     Теперь охарактеризуем государственный финансовый контроль с точки зрения его объекта, предмета, а также субъектов контроля и подконтрольных субъектов. Объект финансового контроля – движение денежных масс в процессе распределения и использования публичных денежных фондов. Предметом контроля выступают операции с денежными средствами, налоговые декларации, сметы предприятий, бухгалтерская документации и др. Субъектами контроля являются государственные и муниципальные органы, а также к ним моно отнести некоторые негосударственные организации, наделённые полномочиями по контролю за соблюдением финансового законодательства. А подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также организации, учреждения и физические лица, осуществляющие финансовую деятельность.
     Химичева в своём учебнике выделяет такие направления финансового контроля как: проверка деятельности государственных органов по аккумуляции и распределению финансовых ресурсов в соответствии с компетенцией, предусмотренной законодательством; проверка выполнения государственными органами, уполномоченными на финансовый контроль, обязательств перед организациями и гражданами;обратная проверка выполнения обязательств организациями и гражданами перед государственными органами финансового контроля;проверка законности и целесообразности использования денежных ресурсов государственными органами;проверка соблюдения установленных правил соответствующими органами и организациями при осуществлении финансовых операций;выявление внутренних ресурсов производства для более эффективного использования таких ресурсов и повышения рентабельности труда;контроль за соблюдением финансовой дисциплины, а также предупреждение её нарушения;применение к организациям, нарушающим финансовую дисциплину, мер воздействия.6
     Для реализации контрольных полномочий Парламент наделяется соответствующими полномочия законодательством Российской Федерации.
     Спиридонов А.А. рассматривает парламентский контроль в двух различных значениях. Во-первых, парламентский контроль как институт парламентского права можно характеризовать, как совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением Советом Федерации РФ деятельности по наблюдению, выявлению и предотвращению нарушений, а также злоупотреблений в процессе реализации органами государственной власти или должностными лицами нормативных предписаний. Во-вторых, парламентский контроль как вид государственного финансового контроля рассматривают как деятельность, основанную на демократических принципах, которая осуществляется парламентом или же созданными в установленном порядке органами парламента в целях обеспечения контроля деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.7
     Основы парламентского контроля в Российской Федерации закреплены в Федеральном законе «О парламентском контроле».8
     Основными целями парламентского контроля являются:обеспечение соблюдения Конституции РФ, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов;защита прав и свобод человека и гражданина;укрепление законности и правопорядка;повышение эффективности системы государственного управления и;противодействие коррупции;практики применения законодательства Российской Федерации, выработка рекомендаций по совершенствованию законодательства РФ.
     Парламентский контроль руководствуется в своей деятельности следующими базовыми принципами: законность, соблюдение правопорядка, соблюдение прав и свобод гражданина, принцип разделения властей, гласность и системность.
     Парламентский контроль именно в сфере бюджетных правоотношений состоит из предварительного, текущего последующего парламентского контроля. При предварительном контроле обсуждается проект основных направлений бюджетной политики в РФ, рассматриваются различные предложения и проекты государственных программ в данной сфере, рассматривается федеральный закон о федеральном бюджете. В рамках текущего происходит рассмотрение некоторых вопросов исполнения федеральною бюджета РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания РФ при проведении парламентских слушаний, а также в связи с парламентскими запросами. При последующем контроле осуществляются непосредственно рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
     Часть 5 ст. 101 Конституции РФ устанавливает, что для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счётную палату РФ.9
     Статус, состав и полномочия Счётной палаты РФ закреплены в Федеральном законе «О Счётной палате Российской Федерации».10 Согласно п.1 ст.2 данного закона 1. Счётная палата является постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), образуемым в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, и подотчетным Федеральному Собранию.
     Она регулярно представляет Совету Федерации информацию о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. На основе полученных оперативной информации, проведенного анализа отклонений от показателей федерального бюджета, подготовленных предложений по их ликвидации составляется ежеквартальный оперативный отчёт об исполнении федерального бюджета за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Такой отчет после утверждения Коллегией Счётной палаты РФ направляется палатам Федерального Собрания РФ.
     Осуществляя контрольную деятельность, Счётная палата РФ вправе проводить ревизии и проверки, о результатах которых она должна информировать Совет Федерации и Государственную Думу. При выявлении нарушения закона, влекущего уголовную ответственность, передает соответствующие материалы в правоохранительные органы.
     Совет Федерации является одним из субъектов парламентского контроля. Согласно п.1 ст. 71 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания РФСовет Федерации осуществляет парламентский контроль на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, Федерального закона «О парламентском контроле» и других федеральных законов,  а такженастоящего Регламента.11
     Парламентский финансовый контроль Совета Федерации представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению, выявлению, а также ликвидации нарушений, злоупотреблений в процессе реализации органами власти нормативно-правовых актов в сфере финансовых правоотношений.
    В соответствии с п.9 ст.130 Бюджетного кодекса РФ проекты нормативных правовых актов Правительства РФ, устанавливающих правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, распределение которых между бюджетами субъектов РФ не утверждено федеральным законом о федеральном бюджете направляются в Совет Федерации и Государственную Думу с расчетами распределения межбюджетных трансфертов в соответствии с проектом соответствующих правил.Такие трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, субсидий, субвенций, а также иных трансфертов.
     Контрольные функции в области финансов выполняют также комиссии и комитеты, которые образуются Советом Федерации в рамках своих предметов ведения, согласно ст. 101 Конституции РФ. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации. Он образован Советом Федерации из числа его членов и является постоянно действующим органом палаты. Комитет образуется для разработки базовых, концептуальных предложений по реализации конституционных полномочий Совета Федерации, предварительного рассмотрения принятых Государственной Думой и переданных на рассмотрение Совета Федерации федеральных законов, а также для решения других вопросов, отнесенных к ведению Совета Федерации Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами. К основным полномочиям Комитета относятся: разработка и рассмотрение законопроектов;проведение экспертиз законопроектов; подготовка предложений по проекту федерального бюджета и проектам бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и на соответствующий плановый период; осуществление подготовки заключений по принятым федеральным законам; подготовка материалов к ежегодному докладу Совета Федерации о состоянии законодательства в РФ; рассмотрение федеральные и региональные целевые программы и их исполнение;предварительное рассмотрение кандидатуры для назначения на должности членов Национального банковского совета от Совета Федерации;предлагает представителей Совета Федерации в коллегию Счетной палаты РФ; рассмотрение обращения граждан и юридических лиц; рассмотрение иные вопросы, отнесенные к его ведению Советом Федерации.
     Также Советом Федерации образуются временные комиссии с реальной целью проверки тех или иных фактов расследования конкретной ситуации, изучения вопроса государственной важности. Временные комиссии сосредоточиваются на проверках фактов конкретной ситуации, а постоянные комитеты уделяют больше внимания законопроектной работе.
     Формы осуществления парламентского контроля Совета Федерации регламентированы ст. 71 Постановления «О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания».
     Парламентский финансовый контрольСоветом Федерации осуществляется в проведении непосредственно Советом Федерации, а также его комитетами мероприятий по осуществлению предварительного,текущего и последующего контроля в сфере бюджетных правоотношений. Также одной из форм контроля является направление различных парламентских запросов. Члены Совета Федерации достаточно часто прибегают к данной форме финансового контроля, однако наблюдается частое нарушение сроков рассмотрения таких запросов, и нередко подход к таким вопросам становится чисто формальным явлением. Ответы на парламентские запросы часто составлены некорректно или неполно, или же отправлены от другого лица, не являвшегося его адресатом. Диапазон проблем, затрагивающихся в запросах, разнообразен, но в данном случае мы рассматриваем запросы, затрагивающие указания и предписания должностным лицам, именно в финансовой сфере, что и будет проявление парламентского финансового контроля. Один из парламентских запросов, мы рассмотрим далее на конкретном примере.                                                             
     Заслушивание на заседаниях Совета Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, информации руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов; заслушивание ответов данных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации в рамках "правительственного часа" и заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов также выступает как формой контроля в целом, так и финансового контроля, если эта информация будет непосредственно относиться к финансовым правоотношениям. 
     Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов и осуществление взаимодействия со Счётной палатой входит в контрольные полномочия Совета Федерации.                                                                                        
     Также формами контроля выступают: заслушивание Председателя Центрального банка РФ об основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.
    Согласно пп.4 п.1 ст.4 Федеральногозакона «О парламентском расследовании Федерального Собрания РФ»одним из предметов парламентского расследования являются факты грубого нарушения финансовой дисциплины, выразившиеся в несвоевременном исполнении доходных и (или) расходных статей федерального бюджета либо бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по объему, структуре и целевому назначению, в неэффективности расходов средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, управления и распоряжения федеральной собственностью.12
    При поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования (поддержке предложения о создании комиссии) и принятии решения о возбуждении парламентского расследования палаты Федерального Собрания на паритетных началах формируют комиссию, состоящую из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Комиссию возглавляют обладающие равными права сопредседатели, избираемые палатами Собрания.13 По результатам расследования составляется итоговый доклад комиссии, который направляется в дальнейшем в палаты парламента, где содержатся выводы по расследуемым фактам и обстоятельствам, а также законодательные предложения.
    Проведение парламентских слушаний по вопросам финансового регулирования можно выделить как немаловажную контрольную функцию Совета Федерации. Результатом парламентского слушания является принятие рекомендации по обсуждаемому вопросу, если такое решение одобрено большинством принявших участие в слушаниях.
     Парламентский контроль, осуществляемый Советом Федерацией, можно рассмотреть на конкретных примерах, встречающихся на практике. Для начала рассмотрим один из наиболее распространённых форм парламентского контроля – парламентский запрос. 
     10 февраля 2016 года Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Председателю Центрального банка Российской Федерации Э.С.Набиуллинойбыл направлен парламентский запрос по вопросу регулирования деятельности микрофинансовых организаций.14
     Суть данного обращения состояла в том, что Совет Федерации указал, что поступают многочисленные обращения граждан, оказавшихся в непростой жизненной ситуации в связи с необходимостью погашения займов, полученных в микрофинансовых организациях под высокие процентные ставки. Некоторыми микрофинансовыми организациями, осуществляющими кредитование населения, допускается применение процентной ставки по отдельным потребительским займам в размере до 880 процентов годовых, что соответствует предельным значениям полной стоимости кредитов для микрофинансовых организаций, устанавливаемым ежеквартально Центральным банком РФ. Такие размеры процентных ставок в десятки раз превышают размеры процентных ставок по аналогичным кредитным продуктам. В то же время, сложность получения кредита в банке вынуждает граждан обращаться в микрофинансовые организации для решения своих финансовых проблем. Потребителями указанных финансовых услуг являются преимущественно граждане с небольшими личными доходами и низким уровнем финансовой грамотности.
В результате займы, выдаваемые микрофинансовыми организациями по завышенным процентным ставкам, носят разорительный характер, что приводит к невозможности выполнения обязательств по их погашению.
Члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации считают, что в настоящее время проблемы, связанные с завышенными размерами процентных ставок по займам микрофинансовых организаций, несут угрозу для социальной стабильности в обществе.
В связи с этим Центральному банку РФ целесообразно принять меры по нормализации ситуации, сложившейся с размерами процентных ставок на рынке кредитования. В связи с вышесказанным, Совет Федерации просит Председателя Центрального банка РФ рассмотреть настоящий парламентский запрос и представить в письменном виде предложения по снижению размеров процентных ставок по потребительским займам, выдаваемым микрофинансовыми организациями, по регламентации на законодательном уровне деятельности по взысканию задолженности.
     Как видно из примера, данный парламентский запрос носит рекомендательный характер, и тем самым выполняем контрольную функцию за соблюдением в дальнейшем высказанных рекомендация Председателю Центрального банка РФ.
     Согласно п.3 ст.13 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной форме на заседании палаты Федерального Собрания РФ или по согласованию с палатой в письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса или в иной срок, установленный палатой Федерального Собрания РФ.Палата Федерального Собрания РФ в случае, если ответ на парламентский запрос признан неудовлетворительным, вправе принять решение о повторном направлении парламентского запроса.15
     В Совете Федерации 27 октября 2015 года прошли парламентские слушания комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам. Тема слушаний: «О прогнозе социально-экономического развития РФ до 2018 года и параметрах проекта бюджета на 2016 год». Там были проанализированы такие вопросы, как рассмотрение комитетом федеральных законов, количество проведённых заседаний и слушаний, о предложениях комитета по механизму компенсации бюджетам субъектов, участие комитета в мероприятиях федеральных органов, работа экспертных групп и советов при комитете, работа с обращениями граждан, а также приоритетные направления деятельности комитета по бюджету и финансовым рынкам. 
     Так, одним из главных направлений деятельности Комитета являлась работа над федеральным бюджетом, в частности, осуществлялся мониторинг исполнения бюджета 2015 года, велась работа над проектом федерального бюджета на очередной финансовый год.  На заседании Совета Федерации 8 июля 2015 года было принято постановление Совета Федерации «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».16 Комитетом было подготовлено заключение на проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год»17  и  внесены  соответствующие  поправки. 29 сентября Комитет провел совещание с представителями Правительства РФ и Счётной палаты РФ по вопросам совершенствования бюджетного законодательства, на котором обсуждалась новая редакция Бюджетного кодекса РФ.15 октября Комитет организовал и провел семинар-совещание «Межгосударственные соглашения об избегании двойного налогообложения и их влияние на бюджетную систему Российской Федерации».  16 ноября 2015 года Комитет провел расширенное заседание по вопросу «Обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ в текущей экономической ситуации (на примере Алтайского края)».   7 декабря 2015 года комитет организовал расширенное заседание по вопросу «Совершенствование межбюджетных отношений между субъектом Российской Федерации и муниципальными образованиями на примере Оренбургской области».18
     Парламентский контроль Государственной Думы РФ, как и контроль Совета Федерации состоит из правовых норм, которые регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением деятельности по наблюдению, выявлению, предотвращению нарушений и злоупотреблений приреализации органами власти нормативных правовых актов в сфере финансовых правоотношений.
     У Государственной думы также существуют комитеты, выполняющие функции финансового контроля. 
     Рассмотрим Комитет по бюджету и налогам Государственной Думы РФ. Он является постоянным действующим рабочим органом Государственной Думы.Его основными задачами являются предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой; внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной; подготовка заключений по законопроектам; анализ реализации законодательства по вопросам, относящимся к ведению Комитета; решение вопросов организации своей деятельности, а также бюджетное регулирование и развитие налогового законодательства.
     Помимо этого комитета, существует Комитет Государственной Думы по финансовому рынку.Комитет осуществляет предварительное рассмотрение и подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроектов по вопросам о кредитных организациях, небанковских кредитных организациях; о внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ; о назначении на должность и освобождении от должности членов Совета директоров Банка России по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом РФ; о годовом отчете Банка России и по другим значимым вопросам в финансовой сфере. Также данный комитет участвует в подготовке к рассмотрению Государственной Думой законопроектов по следующим вопросам: бюджетное законодательство; законодательство о налогах и сборах;корпоративное законодательство и иных законопроектов Государственной Думы. Выполняя вышеизложенные функции, Комитет по финансовому рынку Государственной Думы РФ реализует контрольные полномочия в сфере финансов.
     Контроль законодательных органов предусматривает их право на получение от органов исполнительной власти, местных администраций муниципальных образований необходимых материалов при утверждении бюджета; получение от финансовых органов оперативной информации об исполнении соответствующих бюджетов;  утверждение (не утверждение) отчета об исполнении соответствующего бюджета; создание собственных контрольных органов.19В соответствии с данным разъяснением постараемся проанализировать основные формы осуществления парламентского контроля непосредственно Государственной Думой РФ. 
     Государственная Дума,также как и Совет Федерации осуществляет предварительный парламентского контроля, текущий и последующий. Государственная Дума рассматривает годовую финансовою отчетность Центрального банка РФ и принимает по нему решение. В отчётность включается годовой баланс, отчет о финансовых результатах,отчет о формировании и использовании резервов и фондов Банка России, отчет об управлении Банком России ценными бумагами, отчет о расходах на содержание служащих Банка России, отчет об исполнении сметы капитальных вложений, отчет об объеме сделок с ценными бумагами на организованных торгах.Государственная Дума направляет годовой отчет Банка России Президенту РФ, а также в Правительство РФ. Рассмотрение осуществляется до 1 июля года, следующего за отчетным, и принимает решение и публикуется не позднее 15 июля. Также Государственная Дума заслушивает доклады Председателя Центрального банка РФ о его деятельности.
     Согласно ст.5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»20 Государственная Дума, помимо указанный действий,  назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента РФ, членов Совета директоров Банка России;рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики;проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей; заслушивание чрезвычайных вопросов характер Председателя Центрального банка РФ.
    Ещё одной формой парламентского контроля выступает назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов и осуществление взаимодействия с ней. Оно проявляется прежде всего в поручениях Счётной палате провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, рассмотрения ежегодных отчетов о работе Счётной палаты, направления запросов комитетов, комиссий и депутатов Государственной Думы в целях получения информации по вопросам, отнесенным к ведению Счётной палаты, утверждения формы оперативного доклада Счётной палаты о ходе исполнения федерального бюджетаи другие виды взаимодействия, предусмотренные ст.164.1Постановления Государственной Думы «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ».21
    А также немаловажную роль в осуществлении финансового контроля играет направление парламентских запросов. По нему Госдума вправе получать информацию о нарушениях и недостатках, которые допускаются при формировании и расходовании государственных средств.
     Рассмотрим на конкретном примере реализацию такой формы финансового контроля Госдумы, как направление поручений Счётной палате провести контрольные и экспертно-аналитические мероприятия. Так, 15 марта 2016 года на заседании Государственной Думы было принято Постановление Государственной думы Федерального Собрания РФ «О поручении Счётной палате Российской Федерации».22 Рассмотрев предложения Национального финансового совета об осуществлении Счётной палатой РФ проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка РФ Государственная Дума РФ постановила поручить Счётной палате РФ осуществить в период с мая по октябрь 2016 года проверку финансово-хозяйственной деятельности Банка России за 2013-2015 годы в части формирования и использования фондов, создаваемых из его прибыли, исполнения сметы расходов Банка, а также его структурных подразделений и учреждений. 
     На данном примере показано взаимодействие Госдумы с Счётной палатой через направление поручения с конкретным указанием, тем самым проявляется контрольные полномочия палаты парламента в финансовой сфере. Так как Госдума оказывает большое влияние на деятельность Счётной палаты в установленных законодательством рамках, целесообразно рассмотреть ещё один вид их взаимодействия.
     Эффективное взаимодействие Счётной палаты и Госдумы наблюдалось при рассмотрение проекта ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год».23 Ссылаясь на заключение Счётной палаты о существенных рисках, свидетельствующих о возможном некорректном формировании доходной и расходной частей бюджета ФОМС на 2016 год, депутаты на заседании Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам озаботились представленными Фондом данными относительно количества застрахованных граждан и перечисляемых субъектами РФ в данный Фонд взносов за неработающее население. Предварительная оценка Счётной палаты относительного того, что субъекты РФ в 2016 году будут переплачивать от 40 до 43 млрд. рублей в связи с тем, что недостоверно посчитана численность работающих граждан, которые получают доходы, неправильно определена численность неработающих граждан и, в таком случае, нагрузка будет возложена на субъекты РФ, явилась основанием данного Государственной Думой в своём постановлении соответствующего поручения Правительству Российской Федерации и, в первую очередь, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования, для того, чтобы внести изменения в действующее законодательство.24
     Таким образом, парламентский финансовый контроль представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с осуществлением Советом Федерации РФ и Государственной Думой РФ деятельности по наблюдению, выявлению и предотвращению нарушений, а также злоупотреблений в процессе реализации органами государственной власти или должностными лицами нормативных предписаний. Данная деятельность основана на демократических принципах, которая осуществляется в целях обеспечения контроля деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, а также защиты прав и свобод человека и гражданина.
     В связи с тем, что парламентский контроль в Российской Федерациивыступает регулятором системы сдержек и противовесов, в частности, являясь гарантом поддержания стабильности в финансовой сфере государства, то он является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства.
     Что касается конкретных форм парламентского контроля, то, на наш взгляд, полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в сфере контроля достаточно широко представлены, но на практике не все формы контроля достаточно применяются. Так, достаточно редким явлением выступает проведение парламентских расследований в сфере финансовых правонарушений, хотя является достаточно эффективной и независимой формой парламентского контроля. Также, парламентские запросы часто остаются без предоставления по ним ответов государственными органами и должностными лицами, что отрицательно влияет на авторитет парламента в сфере контроля. Но, в то же время, многие формы контроля применяются достаточно эффективно, что оказывает влияние на поддержание устойчивости в сложившейся финансовой сфере государства.

            1Финансовое право : учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. — 5"е изд., перераб. и доп. — М. :Норма : ИНФРА"М, 2012. С.129.
            2"Лимская декларация руководящих принципов контроля" (Принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ))[Электронный ресурс] / Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901935176 (дата обра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44