VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Изучение государственного финансового контроля в Российской Федерации

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K011488
Тема: Изучение государственного финансового контроля в Российской Федерации
Содержание
4



СОДЕРЖАНИЕ



	Введение	3

	Глава 1. Понятие государственного финансового контроля и его историческое развитие в России	10

	1.1. История развития государственного финансового контроля в  России	10

	1.2. Цели и принципы государственного финансового контроля	18

	Глава 2. Организация государственного финансового контроля в РФ	27

	2.1. Виды и методы государственного финансового контроля в РФ	27

	2.2. Общая характеристика органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в РФ	33

	2.3. Счетная палата Российской Федерации как орган государственного финансового контроля в РФ	45

	Глава 3. Проблемы совершенствования государственного финансового контроля в РФ	53

	Заключение	70

	Список использованной литературы	75




Введение



Актуальность исследования. Вопросы организации контроля за финансами играют важнейшую роль в жизни любого государства, а хорошо отлаженная система контроля является неотъемлемой частью эффективно функционирующего демократического общества. Являясь неотъемлемым элементом системы управления государственными финансами, государственный финансовый контроль сам по себе выступает открытой изменяющейся системой. Действие эффективного государственного финансового контроля, помимо выявления недостатков и нарушений, предполагает решать ряд серьезнейших задач государственного управления, таких как исследование эффективности формирования и управления государственными денежными и материальными ценностями, выявление резервов для дальнейшего улучшения качества жизни населения страны. Проблема повышения эффективности государственного финансового контроля в связи с объективной необходимостью вывода России на траекторию устойчивого роста становится одной из важнейших. От того, каким образом в обществе организован государственный финансовый контроль, во многом зависит то, в каком направлении будет осуществляться его развитие, как государство будет обеспечивать социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое. Этим и объясняется актуальность данной работы, поскольку в последнее время в организации системы государственного финансового контроля происходят изменения, которые касаются всех органов, осуществляющих государственный финансовый контроль.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие вопросы проведения государственного финансового контроля, а также научные труды, посвященные данной теме.

Целью диссертации является всестороннее изучение государственного финансового контроля в Российской Федерации.

Для достижения данной цели при написании работы были поставлены следующие задачи:

изучить историю развития государственного финансового контроля в России;

исследовать цели и принципы государственного финансового контроля;

проанализировать виды и методы государственного финансового контроля;

дать общую характеристику органов, осуществляющих государственный финансовый контроль в РФ;

проанализировать деятельность Счетной палаты РФ, как органа государственного финансового контроля;

выявить основные проблемы и подготовить предложения по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ; Бюджетный кодекс РФ; федеральные законы от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 07.05.2013 № 77-ФЗ «О парламентском контроле»; акты Президента РФ; постановления Правительства РФ; годовые отчеты Счетной Палаты РФ и контрольно-счетных органов субъектов РФ, и другие нормативные правовые акты.

Научная разработанность темы. Социально-экономическая значимость финансового контроля обусловливает неугасаемый интерес к проблематике его осмысления с позиций различных теоретико-методологических подходов. Так, проблемы определения понятия и содержания контроля рассматривались еще Ш.Монтескье и Г.В.Ф. Гегелем.

Сложная природа этого института имеет многообразные проявления и дает возможность анализировать его с самых различных позиций.

История становления финансового контроля в государстве исследовалась в работах: А.Г. Андреева, О.В. Владимировой, И.Б. Лагутина, Д.М. Львова, В. А.Осмининой, A.A. Ялбулганова

Вместе с тем современный этап научного исследования обозначенной проблематики характеризуется наличием значительного количества работ, посвященных исследованию различных аспектов организации финансового контроля как системы, совершенствованию нормативно-правового обеспечения его реализации и методологии осуществления.

Проблемы государственного финансового контроля с позиции общетеоретических подходов на протяжении длительного времени исследовались в работах многих авторов: В.А.Артамонова, P.E. Артюхина, И.А. Белобжецкого, В.В. Бурцева, A.A. Васильева, Э.А. Вознесенского, Ю.М. Воронина, Е.Ю. Грачевой, Ю.А. Данилевского, A.C. Емельянова, A.A. Жданова, А.Н. Козырина, Т.В. Конюховой, С.А. Котляревского, И.И. Кучерова, A.C. Ларионова.

Кроме того, многие аспекты данной проблемы нашли свое отражение в работах А.З. Арсланбековой, Э.Б. Алиевой.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что теоретическая разработка механизмов совершенствования государственного финансового контроля позволяет расширить существующие научные представления о системе государственного финансового контроля и могут служить для дальнейшего теоретического анализа и развития системы государственного финансового контроля.

Практическая значимость исследования определяется актуальностью поставленных задач и необходимостью их разрешения, а также методической и организационной направленностью выводов, сделанных в работе. Методические разработки и рекомендации по совершенствованию системы государственного финансового контроля, взаимоотношений органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, имеют большое значение для развития экономики страны.

Их использование позволяет целенаправленно и последовательно производить совершенствование системы государственного финансового контроля для эффективной его деятельности, применять показатели оценки эффективности работы органов государственного финансового контроля при осуществлении контрольных мероприятий, обеспечить совершенствование методологической базы для развития государственного финансового контроля.

Методологической основой научного исследования явился диалектический метод познания, а также основанная на нем система общенаучных и частно-научных методов: анализа и синтеза, историко-правового, сравнительно-правового, системно-структурного, формально-логического, формально-юридического методов и других.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке и обосновании комплекса мероприятий, призванных способствовать повышению эффективности механизма совершенствования системы государственного финансового контроля.

В работе исследуются правовые и организационные проблемы деятельности органов государственного финансового контроля федерального и регионального уровней, выявлен их генезис, подготовлены предложения, направленные на совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации, сформулированы выводы и рекомендации по дальнейшему совершенствованию законодательства в области государственного финансового контроля, обусловленные изменениями в современной финансовой политике государства.

Положения, выносимь?е на защиту. На защиту выносятся положения, отражающие новизну исследования.

1. Под государственным финансовым контролем следует понимать проверку соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональность и эффективность использования государственных финансовых и материальных ресурсов.

2. Государственный финансовый контроль должен включать в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях.

3. Существующая в Федеральном законе от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате РФ» формулировка не дает четкого ответа на вопрос, о месте Счетной палаты в системе органов государственной власти. Думается, что необходимо закрепить на законодательном уровне статус Счетной палаты как независимого государственного органа, не входящего ни в одну из трех ветвей власти.

4. Несмотря на положительные изменения, вносимые в БК РФ, федеральному законодателю целесообразно закрепить понятие объектов государственного финансового контроля и уточнить их состав, а также уточнить полномочия органов, осуществляющих государственный финансовый контроль. 

5. Необходимо принять Федеральный закон «О государственном финансовом контроле», в котором будет дано определение «государственного финансового контроля», закреплены методы, формы и принципы государственного финансового контроля.

Апробация результатов исследования. Магистерская работа обсуждена на заседаниях кафедры административного, финансового и таможенного права Юридического института Дагестанского государственного университета.

Основные положения и практические выводы, сделанные при написании магистерской диссертации опубликованы автором в научных журналах и сборниках научно-практических конференций различного уровня.

Структура работы. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, поделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.






Глава 1. Понятие государственного финансового контроля и его историческое развитие в России

1.1. История развития государственного финансового контроля в России

Создание единого Древнерусского государства дало толчок к росту торговли и развитию денежного обращения. В это время пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались византийские и западноевропейские монеты. С возникновением государственности на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам.

До создания Древнерусского государства, да и позже, финансовое хозяйство осуществлялось в целях содержания князя, военных предприятий, княжеского управления и суда. Удовлетворение этих потребностей совершалось за счет повинностей и натуральных сборов.

В Древнерусском государстве при реализации финансового хозяйства Законодательство устанавливало в качестве органа, осуществляющего функции денежного контроля, князя. Так, в статьях 35, 36, 37 «Русской Правды» (IX в.) определялся порядок взыскания в пользу князя штрафа, который хранится в казне.

В эту эпоху специальные финансовые учреждения отсутствовали; управление финансов, слабо развитое в то время, сосредоточилось в учреждениях, осуществляющих общее управление государством, а именно в Боярской Думе – постоянном Совете князя, стоявшего во главе управления государством.

В этот период существование государства обеспечивали три вида финансовых органов: 

– органы, собиравшие подати и наблюдавшие за исполнением повинностей (прямые налоги); 

– органы, взимавшие заставные пошлины; 

– органы, взимавшие торговые пошлины. 

Во второй половине XV в. начался новый этап в становлении централизованного Русского государства. В этот период усложняется политическая структура государства: кроме боярской Думы власть начинают осуществлять дьяки, по тому времени высокообразованные администраторы, которым князь приказывал ведать определенными отраслями управления. Да и сама боярская Дума, хоть и сохранила прежнее свое значение, но практически полностью изменила свой состав по сравнению с Думой удельного периода.

Самый главный элемент прежней Думы, состоявший из высших сановников дворцового управления, теперь стал мало заметен. Дворцовые управители уступили свое место в Думе начальникам появившихся новых учреждений – приказов. Приказы занимали среднюю ступень между Думой и местными органами управления.

Практически все приказы имели отношение к финансовому управлению. Одни из них были чисто финансовыми и ведали финансовым управлением (наблюдение за сбором податей, исполнением повинностей и т.д.) на всей или значительной части государства; другие, управляя определенной частью территории России, заведовали в ней также финансовой частью; третьи, имея в полном своем, в том числе финансовом, ведении определенную часть территории, ведали, кроме того, некоторыми отраслями финансового управления и в других частях государства.

В 1654 г. в структуре государственной власти России под кураторством царской Думы учреждается Счетный приказ, или Приказ Счетных дел.

Счетный приказ считал государственные доходы и расходы по книгам других центральных приказов и земельных учреждений; в некотором роде выполнял функции казначейства, куда поступали недоимки прошлых лет и остатки из ассигнованных по разным ведомствам сумм, если они оставались; обращался в другие Приказы с запросами по исполнению ассигновок, данных должностным лицам, послам, полковым воеводам; вызывал к отчету из городов земских целовальников с их приходно-расходными книгами.

Вступление на русский престол Петра I (1682-1725) и его реформы стали важнейшим этапом в истории России. Реформы Петра I, вызвавшие рост производительных сил и увеличение бюджета, образование всероссийского рынка и расширение внешнеторговых связей настоятельно требовали качественного улучшения контрольной работы. Поэтому в ходе реформ Петр I дает основание государственному счетоводству и контролю.

Обязанности государственного контроля возлагаются на учрежденный 22 февраля 1711 г. Правительствующий Сенат, ставший высшим финансовым учреждением в России, при котором в качестве параллельных и отчасти подчиненных органов состояли Ближняя Канцелярия (до 1719 г.) и Ревизион-коллегия (начиная с 1720 г.), проверявшие ведомости о приходе и расходе сумм, поступивших после проверки их Камер- и Штатс-конторами.

Сенат выбирал для присутствия в нем обер-фискала, «человека умного и доброго независимо от чина». Обер-фискал обязан был тайно наблюдать за правильным поступлением государственных доходов.

Позднее, в 1718 г. Петр I в целях укрепления центрального аппарата государственной власти, вводит коллегиальную систему управления. По этой системе все приказы упразднялись и вместо прежнего, негибкого и лишенного структурной ясности приказного управления возникли новые центральные учреждения отраслевого типа.

В числе девяти созданных коллегий три были финансовые:

– Камер-коллегия для сбора доходов;

– Штатс-контор-коллегия для заведования расходами;

– Ревизион-коллегия для контроля за доходами и расходами.

В связи с возложением контроля и ревизии на Ревизион-коллегию Ближняя Канцелярия была упразднена. Таким образом, высшим контрольным учреждением России становится Ревизион-коллегия, начавшая свою деятельность вместе с другими коллегиями в 1720 г. В обязанности Коллегии входило заведование счетами всех государственных доходов и расходов и суд над лицами, изобличенными в злоупотреблениях по части собирания доходов и использования расходов.

В соответствии с Манифестом от 7 ноября 1775 г. «Об учреждениях для управления губерниями» для управления делами в Российской Империи были учреждены Казенные палаты по одной в каждой губернии: «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества». Казенная палата собирала ведомости о численности населения, сведения о приходах и расходах, свидетельствовала счета, управляла соляными и питейными сборами и откупами, наблюдала, чтобы в ее губернии не были собираемы незаконные сборы, чтобы законные сборы поступали своевременно, сохранялись в целостности и доставлялись куда следует, она доставляла, наконец, в Экспедицию по государственным доходам и в Сенат сведения о доходах и расходах ее губернии.

В 1780 г. в ходе проведения административных преобразований, Екатерина II учредила должность Государственного казначея, которому были подчинены все казначеи и казначейства Империи. Однако после смерти Екатерины II, при Павле I (1796–1801), была вновь проведена централизация государственного управления: коллегии и их функции были восстановлены, а обязанности Казенных палат значительно сужены. При них были упразднены все экспедиции и оставлены только отдельные части для местного управления сборами, получившие название «камерных».

Вступление на престол Александра I (1801–1825) было ознаменовано широкими преобразованиями в государственном управлении. Александр I во многом завершил просветительские начинания Екатерины II (1762–1796).

Манифестами от 25 июля 1810 г. и 25 июня 1811 г. управление государственными доходами и расходами было разделено на 3 части, из которых первая была вверена Министру финансов, вторая – Государственному казначею, третья – Государственному контролеру. Государственному контролеру были даны все права министра Российской Империи, и поручено высшее наблюдение за поверкой счетов по всем военным и гражданским департаментам. Обычно Государственный контролер присутствовал на заседаниях Сената. Большое значение имело и то, что Государственный контролер получил право непосредственного доклада императору.

Под руководством Государственного контролера Манифестом от 25 июля 1810 г. было учреждено Главное управление ревизии государственных счетов, состоящее из двух департаментов. Первый департамент был образован для свидетельств счетов и контролировал счета по гражданской части; второй департамент состоял из счетных экспедиций, существовавших при Военной и Адмиралтейской коллегиях, и контролировал счета по военной части.

В 1888 г. была образована Центральная бухгалтерия Государственного контроля для составления отчетности по исполнению государственных росписей.

На этом принципиальный процесс преобразования органов Государственного контроля вплоть до революции 1905 года и созыва первой Государственной Думы завершился.

Высочайшим Манифестом о преобразовании Государственного совета от 20 февраля 1906 г. к компетенции Думы стали относиться государственная роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами министерств и отчет по исполнению росписи. При этом порядок рассмотрения росписи получил официальное оформление в законодательных актах, изданных в марте 1906 г.

Правительство издало Основные законы в области бюджета и одновременно с этим стало создавать финансовый контроль, соответствующий характеру вводимых законов. Так, с образованием в октябре 1905 г. Совета Министров Государственный контролер был включен в его состав.

В 1906–1917 гг. Государственный контроль Российской Империи, проверяя правильность финансовых оборотов, вскрывал и преследовал нарушителей интересов казны, определял взыскания на лиц, виновных в нанесении убытков.

После Октябрьской революции 1917 г. государственному финансовому контролю уделялось видное место в осуществлении экономической политики новой власти. При этом финансовый контроль никогда не отделялся от учета.

Первым шагом в реформировании контроля стало образование в конце октября 1917 г. Коллегии Государственного контроля. В состав Коллегии вошли лица, избранные Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом (ВЦИК).

9 марта 1918 г. Центральная коллегия государственного контроля издала Временное положение о государственном контроле. Это положение сделало некоторый шаг вперед в конкретизации задач и структуры государственного контроля. Одновременно положение внесло изменения и в структуру центрального аппарата Государственного контроля. Оно предусматривало, в частности, создание Организационной коллегии, которой была поручена работа по дальнейшему совершенствованию организации государственного контроля. Положение в значительной степени расширяло сферу деятельности контроля и компетенцию его органов. Впервые устанавливалось их право наблюдать не только за законностью и правильностью поступления средств и исполнения расходов, но и за их целесообразностью. Одновременно органам государственного контроля предоставлялось право самостоятельно вводить предварительную и фактическую ревизию подотчетных учреждений.

Перед государственным контролем декрет поставил задачу эффективной борьбы с «бюрократизмом, косностью, бесхозяйственностью и расхлябанностью». В декрете подчеркивалась необходимость обеспечить «действительный фактический контроль», быстрое, неуклонное и целесообразное осуществление декретов и постановлений. Деятельность контроля, указывалось в декрете, не должна ограничиваться наблюдением за финансовой стороной работы подконтрольных учреждений, а должна распространяться на все области хозяйства.

Фактическая ревизия как форма контрольной работы была введена в практику органов государственного контроля еще в январе 1918 г. Однако порядок и методы осуществления такого рода ревизии получили законодательное оформление лишь в 1918 г. в «Правилах о предварительной и фактической ревизии хозяйственной, финансовой и промышленной деятельности советских и общественных учреждений и предприятий» от 26 ноября 1918 г.

Принятие первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР (1928/29–1932/33) внесло значительные изменения в характер работы органов контроля, более четко определился поворот от финансового контроля в сторону контроля за выполнением планов и к административному контролю.

В 1934 г. создаются Комиссия партийного контроля при ЦК ВКП(б) со своим аппаратом в центре и постоянными представителями в республиках, краях и областях и Комиссия советского контроля при СНК СССР.

В связи с реорганизацией государственного управления в марте 1946 г. было образовано Министерство государственного контроля СССР.

В новом «Положении о Министерстве государственного контроля СССР» были определены требования к деятельности государственного контроля на современном этапе. В соответствии с этим положением Министерство государственного контроля было призвано осуществлять:

– контроль за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций и предприятий; строжайший контроль за состоянием учета, сохранностью и расходованием денежных средств и материальных ценностей, находящихся в ведении этих организаций и предприятий;

– производить проверку выполнения постановлений и распоряжений правительства СССР;

– вносить на рассмотрение правительства СССР отдельные вопросы, имеющие народнохозяйственное значение, вытекающие из материалов ревизий и проверок;

– давать правительству заключения по исполнению государственного бюджета.

В 1952–1955 гг. деятельность государственного финансового контроля была подчинена вопросам проверке исполнения постановлений правительства, контролю за исполнением бюджетных средств, повышению рентабельности производства, вопросам ведомственного контроля.

27 ноября 1962 г. совместным постановлением ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР был образован общесоюзный Комитет партийно-государственного контроля ЦК КПСС и Совета Министров СССР и соответствующие органы на местах.

К 1965 г. система управления была реформирована. В свою очередь это потребовало реформирования органов государственного контроля.

Исходя из новых условий и задач, в декабре 1965 г. было принято решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля, массовым звеном которых становились группы и посты народного контроля. Система органов народного контроля стала определяться Законом СССР от 09.12.1965 № 4224-VI «Об органах народного контроля в СССР».

Комитет народного контроля СССР в качестве союзно-республиканского ведомства организовывал работу и руководил деятельностью всех звеньев системы органов народного контроля, давал им необходимые указания, изучал и обобщал практику контроля, инструктировал руководящие кадры комитетов, служил высшей инстанцией по рассмотрению жалоб на решения, выносимые нижестоящими комитетами народного контроля. Состав Комитета утверждался Советом Министров СССР.

На органы народного контроля возлагался систематический контроль за выполнением государственных планов и заданий, выявление и использование резервов народного хозяйства, вопросы повышения эффективности общественного производства, контроль за экономным расходованием трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, за внедрением в производство нового.

Начиная с 1985 г. в стране активизировалась работа по введению новых форм управления, которая приобрела более интенсивный характер после принятия XXVII съездом КПСС (1986 г.) решения о начале в стране радикальной экономической реформы и перестройке управления народным хозяйством.

В сложившейся обстановке деятельность органов народного контроля, ранее пронизывающая все сферы общества, уже не могла быть достаточно эффективной, она плохо корреспондировалась с теми правовыми и хозяйственными отношениями, которые утверждались в ходе продвижения к рынку. В конечном итоге к началу 1991 г. система государственного контроля была дезориентирована и основательно разрушена.





1.2. Цели и принципы государственного финансового контроля

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках политики, принятой на каждом историческом этапе. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества, сфокусированная с помощью политико-правовых мер в государственном бюджете. Бюджет любой страны обеспечивает выполнение целей государственного управления, поэтому государственное управление, с финансовой точки зрения, и есть выполнение государственного бюджета, из задач которого может быть выведено понятие финансового контроля, осуществляющего проверку правильности исполнения государственного бюджета.

Финансовый контроль – это составная часть или специальная отрасль осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, регулирующая, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов граждан.

Среди учёных нет единства в трактовках понятия «государственный финансовый контроль».

В действующем законодательстве государственному финансовому контролю даётся следующее определение: «государственный финансовый контроль представляет собой контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ».

По мнению Р.А. Козикова государственный финансовый контроль – это одна из важнейших функций государственного управления, которая направлена на вскрытие отклонений от принятых стандартов законности, целесообразности и эффективности управления финансовыми ресурсами и иной государственной собственностью, а при наличии таких отклонений – на своевременное принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер.

Л.Н. Овсянников считает, что «государственный финансовый контроль – это реализация права государства законными путями защищать свои финансовые интересы и финансовые интересы своих граждан через систему законодательных, организационных, административных и правоохранительных мер». Данное определение несёт в себе излишнюю обобщённость, имеет отвлечённый характер и не раскрывает деталей предмета исследования. Также это определение позволяет взглянуть на государственный финансовый контроль лишь с точки зрения права. В проект Федерального закона «О государственном финансовом контроле» дается следующее определение: «государственный финансовый контроль - это проверка соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и физическими лицами финансового законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, рациональности и эффективности использования государственных финансовых и материальных ресурсов. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот, финансовой эффективностью использования государственной собственности, переданной хозяйствующим субъектам в той или иной форме, обращением государственных финансовых средств в кредитно-финансовых организациях».

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закрепленного за государственными учреждениями.

Государственный финансовый контроль в РФ является формой государственного регулирования финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов РФ. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, «государственный финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения проведения в РФ единой финансовой, бюджетной, денежно-кредитной, налоговой, валютной и инвестиционной политики, обеспечения экономической безопасности и защиты финансовых интересов государства, а также его граждан и субъектов хозяйствования».

Цель финансового контроля – это осуществление мероприятий, направленных на обеспечение полноты поступлений средств в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ, бюджеты государственных внебюджетных фондов, законности и правильности их расходования, сохранности и повышение эффективности использования государственной собственности, предотвращение финансовых нарушений в государственном и негосударственном секторах экономики и обеспечение экономической безопасности РФ.

Достижение цели государственного финансового контроля обеспечивается реализацией следующих основных задач:

- контроль за обоснованностью проектов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- контроль за соблюдением законодательства при формировании и исполнении федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджета государственных внебюджетных фондов;

- контроль за полнотой и своевременностью исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов РФ;

- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- контроль за законностью и эффективностью управления, использования и распоряжения государственной собственностью;

- контроль за соблюдением законности осуществления валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций, исполнением международных финансовых обязательств РФ и состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ.

Система финансового контроля состоит из следующих элементов:

– Субъект контроля (кто контролирует);

– Объект контроля (кого контролируют);

– Предмет контроля (что контролируют);

– Метод контроля;

– Принятие решений по результатам контроля;

– Оценка эффективности контроля.

Перечисленные элементы системы финансового контроля составляют в совокупности механизм, который реализуется законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Что касается принципов организации государственного финансового контроля, то основными принципами осуществления государственного финансового контроля являются:

– законность;

– независимость;

– объективность;

– ответственность;

– гласность;

– сбалансированность;

– системность.

Среди всех принципов государственного финансового контроля важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Принцип законности означает точное соблюдение норм и правил, установленных действующим законодательством, всеми органами, осуществляющими финансовый контроль, и их должностными лицами.

Принцип независимости означает, что органы государственного финансового контроля независимы в части осуществления контрольно-ревизионной деятельности от иных органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также от политических и иных общественных объединений. Принцип независимости органов государственного финансового контроля имеет важное государственное значение, так как при реализации этого принципа органы государственного финансового контроля будут иметь возможность успешно осуществлять свою деятельность, достигать свои цели и задачи. Независимость органа государственного финансового контроля определяется его статусом, в том числе функциями и подчинением, в системе государственных органов. При этом сама структура органов государственного финансового контроля может предусматривать их прямое или непрямое подчинение друг другу.

Принцип объективности заключается в том, что государственный финансовый контроль осуществляется квалифицированными специалистами с использованием фактических документальных данных в установленном законодательством порядке, путём применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации. Выводы контролеров, а также их подходы к планированию и проведению проверок должны исключать какую бы то ни было предвзятость или предрасположенность, а также какие-либо особые мотивы (корысть, политический заказ и т.п.). Так, планирование контрольных мероприя.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо большое за помощь. У Вас самые лучшие цены и высокое качество услуг.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.