VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятийный аппарат и нормативная база системы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W003602
Тема: Понятийный аппарат и нормативная база системы
Содержание
     ВВЕДЕНИЕ

     Система высшего образования России представляет собой важнейший потенциал инновационного развития экономики и повышения ее конкурентоспособности в мире. Одним из инструментов такого развития является социальная ответственность. В соответствии с содержанием Болонского процесса, основой конкурентоспособности образования является его качество. Причем механизм управления учебным заведением должен обеспечивать планирование, обеспечение и улучшение качества образовательной деятельности. 
     Современная эффективная система управления должна обеспечивать взаимодействие государства, общества и конкретных учреждений в интересах высокого качества образования, направленности на удовлетворение запросов личности и общества.
     В настоящее время в научных социологических, экономических источниках широко обсуждается вопрос о развитии систем управления качеством образования, включая социальную ответственность. 
     Одним из направлений повышения качества образования и повышения конкурентоспособности вуза является внедрение международных стандартов социальной ответственности, наиболее применимым из которых является стандарт SA 8000 «Социальная ответственность». 
     Исходя из вышесказанного, актуальным является создание в УрФУ системы качества и социальной ответственности, нацеленной не только на выполнение социальных гарантий, но и повышение уровня удовлетворенности персонала условиями труда, конкурентоспособности, а также эффективное взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами. Но в современной научной литературе теоретические и практические основы разработки данной системы недостаточно раскрыты, поэтому актуальность и практическая значимость данного исследования очевидна. 
     Вопросы создания систем качества рассматриваются в научных работах многих отечественных ученых: Ю.П. Адлера, В.Я. Белобрагина, М.Г. Круглова, М.З. Свиткина, Е.М. Карлика, В.Е. Швеца, В.А. Лапидуса, Б.И. Герасимова, В.В. Окрепилова, Б.В. Бойцова, А.В. Гличева, В.Н. Войтоловского, Н.Д. Ильенковой, И.Г. Окрепиловой, О.А. Горленко и других. 
     Вопросы корпоративной социальной ответственности предприятия рассматривались в трудах В.Я. Белобрагина, Ж. Креймера, Н.В. Михайлова, И.Ю. Цыганова, Ю.А Гусакова, Ю.Е. Благова, Е.Н.Скляра, И.О Зверковича, Н.Гуняева, и других.
     Обеспечению систем качества образовательных учреждений посвящены труды В.П. Соловьева, Т.А. Салимовой, B.C. Соболева, В.И. Круглова, Н.А. Бонюшко, С.Н. Исаева, И.Т. Заики, Е.А. Горбашко, Е.Б. Гаффоровой, Л.Р. Ягудиной, T. Полховской и других. 
     Вопросам управления социальной ответственностью в образовательном учреждении посвящены работы российских авторов: Л.В. Путилло, М.В Ниязовой, И.Н.Шапкина, А.В. Калачинского и других. 
     Целью исследования является систематизация опыта по созданию и реализации системы социальной ответственности в УрФУ. 
     Объектом исследования является процесс социального развития УрФУ.
     Предметом исследования выступает система социальной ответственности УрФУ.
     Теоретической и методологической основой исследования послужили теоретические и прикладные исследования зарубежных и отечественных исследователей в области менеджмента качества и социальной ответственности, теории управления образовательными системами; а также законодательные и нормативно-правовые документы в данной области. 
     Методы исследования:
     1. Общетеоретические – анализ философской и научно-методической литературы, изучение нормативных и программно-методических документов в области социальной ответственности;
      2. Эмпирические – анкетирование, сравнение, анализ.
     Научная новизна исследования заключается в следующем: 
     – проведен анализ понятийного аппарата в области обеспечения качества и социальной ответственности;
      - уточнено понятие «социальная ответственность вуза;
     – проанализирована нормативная база в области социальной ответственности; 
     – сформированы рекомендации к информированию заинтересованных сторон в области социальной ответственности.
     Практическая значимость заключается в предложенных рекомендациях по выполнению вузом социальных обязательств. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ
     СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
     
     
     1.1 Понятийный аппарат и нормативная база системы 
     социальной ответственности 
     
     Основные черты, какими обладает социальная ответственность как явление, раскрыты в научной литературе в значительной мере. Очень важно знать, для разрешения конкретных практических вопросов по повышению социальной ответственности, особенности формирования социальной ответственности, как возникает социальная ответственность как явление, этапы становления, каким образом на социальную ответственность влияют внешние и внутренние факторы и т.д. В данной главе предпринимается попытка проанализировать с социологической позиции процесс возникновения ответственности как социального явления.
     Изучение и изложение сущности проблем, формирования системы социальной ответственности в вузе предполагают конкретизацию основных используемых понятий и определение внутренней взаимосвязи изучаемых явлений. Это возможно при условии проработанности используемого понятийного аппарата и поэтому прежде чем перейти к рассмотрению непосредственно понятия «социальная ответственность вуза» принципиально важно дать определение таким понятиям как «социальная ответственность» и «корпоративная социальная ответственность». 
     Ответственность в наиболее распространенном значении выражает необходимость давать отчет в своих поступках, отвечать за их последствия, наделенность определенными правами и обязанностями в осуществлении какой-либо деятельности, проникновенность чувством долга и добросовестность в выполнении своих обязанностей.
     Говоря о социальной ответственности, в энциклопедии отмечается, что она представляет собой «элемент взаимодействия между индивидами, индивидом и коллективом, индивидом и обществом, между организациями и т.д.». В более широком смысле, социальная ответственность является определенными ожиданиями окружающей социальной среды по отношению к индивидам, общественным организациям, с одной стороны, и осознание ими своего долга перед обществом, коллективом, личностью – с другой. Можно сказать, что ответственности является свойством личности, ее внутренним качеством, которое выражает понимание, осознание ответственности перед собой. 
     Обратимся к определению термина «социальная ответственность». В Словаре экономики и финансов социальная ответственность определяется как сознательное отношение субъекта социальной деятельности к требованиям социальной необходимости, гражданского долга, социальных задач, норм и ценностей, понимание последствий осуществляемой деятельности для определенных социальных групп и личностей, для социального прогресса общества. 
     Данный источник также дает определение «социальная ответственность организации - уровень добровольного отклика организации на социальные проблемы общества, лежащие вне определяемых законом или регулирующими органами требований» [46, с.35]. 
     В настоящее время теоретические исследования социальной ответственности много внимания уделяют позициям, которые может занимать организация, принимая во внимание ее обязательства перед обществом. За основу берется общая социальная ответственность организации, которая определяется в соответствии с четырьмя критериями: экономической, юридической, этической и принятой на себя ответственностью (улучшение благосостояния общества и качества жизни), положение которых в общей пирамиде определяется их относительной важностью и частотой, с которой ответственные лица сталкиваются в каждой группе показано на рисунке 1.1
     Первый уровень (нижний, базовый) - обязательная составляющая социальной ответственности – это соблюдение законов (налоговое законодательство, трудовой и гражданский кодексы). Если законодательство не соблюдается, то ни о какой социальной ответственности речи быть не может – таким образом, компания нарушает обязательства, установленные для ее деятельности изначально.  
     
     Рисунок 1.1 - Модель социальной ответственности
        Второй уровень представляет собой реализацию социально ответственного поведения ради экономической выгоды. Экономической выгодой может быть улучшение имиджа организации для потребителей её продукции и для её сотрудников, повышение инвестиционной привлекательности, создание более благоприятных условий для существования и развития компании со стороны власти или общества.  
        Третий уровень охватывает те виды социально ответственного поведения, которые не имеют своей целью получение экономических выгод. Это более высокий уровень осознания положения и роли компании в обществе. Разумеется, подобные действия могут приносить экономическую прибыль, но это не является их целью. Помощь социально незащищенным слоям населения, перечисление средств на благотворительность часто оказываются замалчиваемыми действиями, поскольку средства массовой информации не могут бесплатно размещать информацию о подобных акциях (по закону о скрытой рекламе), да и по законодательству не всегда потраченные деньги освобождаются от начисления налогов.
       Второй и третий уровни – относятся к добровольной составляющей социальной ответственности. Эти две ступени отличаются мотивами реализации социально ответственного поведения.
     Известная в России с конца 90-х годов XX в., корпоративная социальная ответственность (далее – КСО) заимствована из теории и практики западного бизнеса и основывается на учениях А. Смита и Д. Рикардо, в трудах которых определена проблема согласования частного и общественного интересов. Теоретический базис концепции составили работы Ф. Берли, Г. Минза, А. Мюллера-Армака, Л. Эрхарда и других. 
     Корпоративная социальная ответственность -  это концепция, в соответствии с которой представители бизнеса учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на потребителей, поставщиков, сотрудников, акционеров, местные сообщества и другие заинтересованные стороны общественной сферы. Такое обязательство должно выходить за рамки установленных законом правил и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни сотрудников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом. Социальная ответственность бизнеса - это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.   
     Первые основательные труды на тему социальной ответственности появились в 1940-1950-х годах в работах П. Друкера и X. Боуэна. Боуэн в своей книге «Социальная ответственность бизнесмена» (1953 г.), рассмотрел социальную ответственность как «осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу» [21, с.23]. К. Девис и Р. Бломстром определили направленность КСО как «обязанность лиц, принимающих решения, предпринимать такие действия, которые будут направлены не только на удовлетворение их собственных интересов, но также на защиту и приумножение общественного богатства» [23, с.35]. 
     Проблема содержания КСО была уточнена Дж. МакГуиром, указавшим, что «корпорация имеет не только экономические и правовые обязательства, но несет и некую ответственность перед обществом, выходящую за их пределы». С. Сети в свою очередь конкретизировал содержание КСО, указав, что оно «предполагает выведение корпоративного поведения на уровень, соответствующий превалирующим социальным нормам, ценностям и ожиданиям». А. Керолл определяет КСО как «соответствие экономическим, правовым, этическим и дискреционным ожиданиям, предъявляемым обществом организации в данный период».  Данный подход получил наибольшее распространение и стал во многом определять рамки современных исследований в области КСО [53]. 
     К настоящему моменту времени в мире сложились несколько устоявшихся моделей КСО, каждая из которых отражает тот уклад, который исторически сложился в той или иной стране. Сейчас в мировой практике наиболее используются следующие модели: американская, европейская, британская и российская. Анализ моделей показал, что участие бизнеса в жизни общества может либо жестко регулироваться действующим коммерческим, налоговым, трудовым и экологическим законодательством, либо осуществляться самостоятельно под воздействием специально созданных стимулов и льгот. 
     Российская модель КСО по источникам регулирования и практике представляет собой смесь моделей: британской (добровольное инициирование бизнесом) и Континентальной Европы (желание предприятий получить от государства четкие законодательные рамки КСО) [47, 31]. 
     Откликаясь на потребность в регламентации социальной ответственности, ряд общественных, промышленных и других организаций и фирм, а также служб управления США и Европы создали на основе консенсуса первый международный стандарт «Социальная ответственность 8000» (SA 8000) [1]. Этот стандарт определяет этические критерии в производстве товаров или услуг. Стандарт устанавливает требования по социальной защищенности, которые касаются запрета на детский и принудительный труд, аспектов техники безопасности, деятельности профсоюзов и т.д.
     В настоящее время существует достаточно развитая нормативная база в области социальной ответственности. В основе многих стандартов, которые определяют нормативные требования и политику социальной ответственности организаций, лежат конвенции Международной организации труда (МОТ), Декларации ООН по правам ребенка и Всеобщей декларации по правам человека: Глобальный пакт ООН; Конвенции МОТ; Руководящие указания Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР) для транснациональных корпораций; стандарты ИСО серии 14000. Также стандарты отчетности серии АА 1000 (Account Ability 1000), Глобальная инициатива отчетности (The Global Reporting Initiative - GRI (G3)), стандарт социальной ответственности SA 8000 (Social Accountability 8000), которые получили наибольшее распространение. Отметим, что в данном случае мы говорим об истории и общем понимании социальной ответственности. Более подробно нормативная документация в сфере социальной ответственности высшего образования будут рассмотрена в соответствующей главе.
     Организации, внедрившие у себя стандарт SA 8000 «Социальная ответственность», имеют конкурентное преимущество, которое заключается в высокой мотивации сотрудников, а также наличии сертификата соответствия. Именно поэтому организации стремятся использовать в своей социальной деятельности международный стандарт SA 8000. 
     Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны, из более, чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон:
     1. потребители;
     2. государства;
     3. промышленность;
     4. трудящиеся;
     5. неправительственные организации (НПО);
     6. а также организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и другие. 
     Развивая свою социальную ответственность, организации следует понимать три взаимосвязи:
          
       Рисунок 1.2 -  Взаимосвязи социальной ответственности
     Организация – это единица или группа людей и объектов с соответствующей системой обязанности, полномочий и отношений, также с определенными целями.
     Заинтересованная сторона – это лицо или группа, заинтересованные в каких-либо решениях или деятельности организации. 
     Первая взаимосвязь -  между организацией и обществом. Организации следует понимать, как ее решения и деятельность влияют на общество. Организации также следует понимать ожидания относительно ответственного поведения, предъявляемые обществом и касающиеся этого влияния. 
     Вторая взаимосвязь - между организацией и ее заинтересованными сторонами. Организации следует знать о своих различных заинтересованных сторонах. Решения и деятельность организации могут оказывать потенциальное и реальное воздействие на этих частных лиц и организации. Это потенциальное и реальное воздействие является основой «интереса», который заставляет рассматривать организации или частных лиц как заинтересованные стороны.
     Третья взаимосвязь - между заинтересованными сторонами и обществом. Организации следует понимать взаимосвязь между интересами заинтересованных сторон, на которые оказывает влияние организация, с одной стороны, и ожиданиями общества с другой. Хотя заинтересованные стороны являются частью общества, они могут иметь интересы, которые не соответствуют ожиданиям общества. Заинтересованные стороны имеют уникальные по отношению к организации интересы, которые могут отличаться от ожиданий общества относительно социально ответственного поведения по каждому из вопросов. 
     Международный стандарт ISO 26000:2010 предназначен для того, чтобы помочь организациям внести вклад в устойчивое развитие, чтобы обеспечить взаимопонимание в области социальной ответственности и дополнить другие инструменты и инициативы в области социальной ответственности, а не для того, чтобы заменить их. 
     При применении данного Международного стандарта организации рекомендуется учитывать социальное, экологическое, юридическое, культурное, политическое и организационное разнообразие, а также различия в экономических условиях, согласованно при этом с международными нормами поведения.
     В стандарте ISO 26000:2010 описываются возможные действия организации с целью устранения различных проблем и реализации политики социальной ответственности. Именно поэтому данный стандарт хорош для разработки и внедрения системы менеджмента социальной ответственности. В практической части на основе этого стандарта нами была разработана анкета для сотрудников УрФУ. Также предлагается интегрировать систему социальной ответственности в соответствии с требованиями международного стандарта SA 8000 в систему качества соответствующую рекомендациям Типовой модели СК ОУ, что является оптимальным для формирования социально- ответственной системы качества вуза.
     Процессы, происходящие в современном мире и в российском обществе, объективно ведут к необходимости осознания степени значимости социальной ответственности различными субъектами общественно ­ исторической и социально ­ политической деятельности. Сегодня многие ученые, специалисты ­ практики говорят о возросшей актуальности проблемы и роли социальной ответственности современных социальных институтов. 
     Социальная ответственность относится к действиям организации, направленным на поддержку устойчивого развития общества и окружающей среды, а также сохранение длительного существования организации путем минимизации отрицательных и максимизации положительных воздействий на общество и окружающую среду. Это можно сделать через инициативное взаимодействие и обмен информацией с заинтересованными сторонами во всех сферах деятельности организации. Социальная ответственность начинается с выполнения законодательных норм и правил, далее организация берет на себя расширенные обязательства, что идет на пользу всем заинтересованным сторонам и способствует развитию общества в целом.     
     Целесообразно отметить, что организация получает принятие обществом, только соблюдая национальные законы и применимые международные соглашения и отвечая постоянно трансформирующимся требованиям и потребностям общества, имеющего непрерывно изменяющиеся ожидания.
     Таким образом, проведенный нами анализ показал, что для того чтобы соответствовать все возрастающим требованиям к социальной и рабочей сфере, а также построения системы социальной ответственности образовательному учреждению высшего профессионального образования наиболее целесообразно использовать международный стандарт SA 8000.  
     В ракурсе изучения теоретик ­ методологических основ социальной ответственности и ее принципов необходимо акцентировать внимание на том, что проблема социальной ответственности вузов сегодня еще недостаточно изучена. Так же, на наш взгляд, само содержание социальной ответственности в вузе недостаточно операционализированна, т.е. наполнено конкретными действиями и стало частью корпоративного поведения администрации вуза, профессорско-преподавательского состава и студентов. В узком контексте социальной ответственности основным направлением работы университетов является подготовка выпускников и развитие науки, что способствует социально ­ экономическому развитию общества.  В широком контексте социальную ответственность рассматривается в качестве социальной функции вуза, подчеркивая, таким образом, основное в деятельности университетов: ориентированность на потребности общества в целом и отдельных граждан в частности, в том числе проживающих на отдельных территориях или объединенных в отдельные сообщества; активную социальную позицию университетов в отношении своего региона.     
     В статье Перфильевой О.В. [37] раскрыты особенности возникновения ответственности как социального явления. Обосновывается, что объективной предпосылкой ее возникновения является взаимодействие людей, в процессе которого происходит взаимопроникновение совершаемых ими действий. Осознание участниками значимости своих действий, а также их последствий для себя, других участников взаимодействия (коллективного единства) приводит к формированию ответственности как социального явления.
     Требования стандарта могут распространяться на любые географические регионы, отрасли промышленности и организации (независимо от их размера). Организации должны соблюдать эти требования, разрабатывать и проводить в жизнь политику, процедуры и методы, обеспечивающие управление указанными выше проблемами, демонстрировать заинтересованным сторонам их соответствие требованиям стандарта.
     Таким образом, стандарт SA 8000 дает гораздо более широкое поле для развития менеджмента организации. Практически это принципиально новый подход в менеджменте, позволяющий служить базой для интеграции любых систем менеджмента, включая менеджмент знаний, информационный менеджмент, и т.д.
     SA 8000 представляет лишь одну из возможных методологий управления социальной ответственностью. Как ISO 9000 и ISO 14000, стандарт по Системам управления качеством и окружающей средой, SA 8000 основан на принципе постоянного совершенствования: «Планировать – Делать – Проверять –Действовать».
     Для того чтобы следовать ему, существуют четыре этапа:
     Этап I: Планировать / Подготовка.
     Этап II: Делать / Внедрение.
     Этап III: Проверять / Аудиты.
     Этап IV: Действовать / Постоянное совершенствование.
     Однако SA 8000 существенно отличается от ISO 9000 и ISO 14000 по
     базовым значениям применяемых оценочных показателей.
     SA 8000 устанавливает определенные базовые критерии, если они выполняются, то организация может быть признана соответствующей данному стандарту. Одна из особенностей, отличающих аудиты социальной ответственности, состоит в том, что помимо традиционной проверки ситуации в организации осуществляется опрос и изучаются мнения большого круга заинтересованных лиц (не только сотрудников организации, но и представителей общественности). Для этого проводятся интервью с целевыми группами. Субъективная информация, полученная в ходе опросов (например, относительно дискриминации при найме на работу), анализируется и используется для составления объективных отчетов. Если аудит не дал положительного результата, необходимого для выдачи сертификата соответствия требованиям SA 8000, эксперты должны подготовить рекомендации, которые помогли бы организации улучшить ситуацию и в дальнейшем соответствовать стандарту. Стандарт становится, таким образом, не только средством оценки реального соблюдения социально-этических норм, но и дает возможности для улучшения деятельности организации.
     Соблюдение требований стандарта SA 8000 дает вузу преимущество над конкурентами и мощное средство для привлечения абитуриентов, партнеров и других заинтересованных лиц. Стандарт SA 8000 – по-настоящему универсальный стандарт, являющийся сегодня наиболее доступным инструментом, способствующим улучшению качества жизни сотрудников и процветанию вуза.
     Социальная ответственность университета способствует устойчивому развитию в долгосрочной перспективе в условиях адаптации целей, взглядов и ценностей в соответствии с современными требованиями к образовательным учреждениям.
     Стандарты ISO 9000 разработаны для того, чтобы внедрять эффективные системы менеджмента качества и обеспечивать функционирование этих систем. Данная серия стандартов была создана комитетом Международной Организации по Стандартизации - ISO, в настоящее время существуют национальные аналоги, в частности, в России это стандарты ГОСТ Р. Стандарт ISO 9000 определяет основные положения систем менеджмента качества, а также восемь принципов менеджмента качества, которые образуют основу для стандартов на системы менеджмента качества, входящих в серию стандартов ISO 9000. Стандарт ISO 9001 (ИСО 9001) содержит набор требований, предъявляемых к системам менеджмента качества организаций. Более миллиона организаций по всему миру имеют сертифицированные системы менеджмента качества, применяя стандарт ISO 9001 как один из наиболее распространенных инструментов построения эффективной системы управления. Стандарт ISO 9001 определяет требования к системам менеджмента качества, которые организация должна выполнить, чтобы продемонстрировать свою способность предоставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и применимым обязательным требованиям. Организации, которые стремятся к признанию их системы менеджмента качества, могут использовать данный стандарт для сертификации и для выполнения контрактных обязательств. Международный стандарт ISO 9001, требования которого являются общими и универсальными, может быть применим к любому бизнесу.
     В стандартах ISO серии 9000 обобщен мировой опыт организации работ по созданию эффективной системы менеджмента качества. Данная серия состоит из стандартов и руководящих указаний, описывающих модель системы менеджмента качества. Стандарт ISO 9001, новая версия которого была выпущена в 2008 году, устанавливает требования к системе менеджмента качества, которые применимы ко всем организациям вне зависимости от вида деятельности, размера, географического расположения, принадлежности к государственному сектору. Стандарт ISO 9001 - единственный в серии стандарт, на соответствие требованиям которого система менеджмента качества организации может быть сертифицирована. Несмотря на добровольность сертификации системы менеджмента качества, такая сертификация обеспечивает независимую оценку системы менеджмента качества. 
Стандарты ISO серии 9000 помогают организациям повысить удовлетворенность потребителей, а также постоянно совершенствовать систему менеджмента качества путем проведения внутренних аудитов, анализа системы со стороны руководства. Стандарты ISO серии 9000 состоят из: 
• Стандарт ISO 9000 – Основные положения и словарь. Стандарт предназначен для установления единого понимания терминов и понятий, используемых в стандартах ISOсерии9000. 
• Стандарт ISO 9001 – Требования. Стандарт определяет требования, которым системы менеджмента качества организаций должны соответствовать. 
• Стандарт ISO 9004 – Рекомендации по улучшению деятельности. Стандарт содержит базирующиеся на восьми принципов менеджмента качества рекомендации, которые были разработаны для менеджеров для улучшения деятельности организации и удовлетворения требований всех заинтересованных сторон. 
Международный стандарт ISO 9001 подходит для всех организаций вне зависимости от сферы деятельности. Он был разработан таким образом, чтобы внедрение системы менеджмента качества ISO 9001 осуществлялось в рамках всей организации, а не для отдельных видов деятельности в рамках отдела или подразделения. 
     Стандарт IQNet SR10. Система менеджмента социальной ответственности. Требования был разработан Международной ассоциацией по сертификации IQNet на основе Руководства по социальной ответственности ISO 26000 и признанного, зарекомендовавшего себя в практике множества организаций по всему миру стандарта на систему менеджмента качества ISO 9001. Стандарт IQNet SR10 включает основное понятие корпоративной социальной ответственности, принципы КСО и основные требования в отношении заинтересованных сторон, сформулированные в ISO 26000.  IQNet SR10 позволяет соединить уровень корпоративной политики и долгосрочных целей в области КСО и устойчивого развития с уровнем конкретных практик:
      - Устанавливая процедуры обратной связи с заинтересованными сторонами, СМСО обеспечивает сборку сигналов и оценку нефинансовых рисков компании 
     - Распределяется ответственность за результативность взаимодействия со стейкхолдерами и ответственность за сбор показателей для нефинансового отчета (сокращаются сроки подготовки НФО)
     - Внешний аудит и оценка соответствия служит инструментом независимого контроля, признаваемым международным сообществом и отдельными национальными системами оценки. 
     
1.2 Типовые элементы системы социальной ответственности в вузе

     Вуз - это важный социальный институт, в котором создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой - с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.). В вузе осуществляется комплекс совместных с органами власти долгосрочных программ по развитию социальной инфраструктуры, сохранению региональной социокультурной идентичности и т.д., во многом определяющих социально-экономическое устройство регионального общества и страны в целом. Таким образом, вуз обладает следующими свойствами социального института:
     · устойчивостью формы организации совместной деятельности людей;
     · способностью интегрироваться с социально-политической, идеологической и ценностной структурой региона;
     · направленностью образовательных услуг вуза на развитие потенциала индивида;
     · наличием материальных средств и условий, обеспечивающим успешное осуществление социальных функций;
     · осуществлением социального контроля над генерируемыми нормами поведения.
     Вуз, как социальный институт, служит для удовлетворения общественных потребностей в знаниях. Функционирование вуза как социального института проявляется в «организационном поведении» на трех уровнях: индивидуального поведения работников; коллективного поведения формальных и неформальных групп в рамках вуза; стратегии поведения вуза в обществе. Стратегия поведения вуза в соответствии с его предназначением как социального института должна носить социально-ответственный характер.
     В современном мире все более усиливается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества как экономики, так и общества в целом. Образование как явление общественной жизни выступает в трёх основных, ипостасях: социальный, институт, образовательная система и образовательная услуга [29,35,55]. Сегодня образовательной услугой можно считать знания, предоставленные в процессе обучения, направленные на удовлетворение конкретных потребностей человека, общества, государства [33]. Рынок образовательных услуг имеет характерные отраслевые отличия от других секторов рынка, проявляющиеся в особенностях содержания, технологий и условий реализации образовательных услуг, профессиональных компетенций сотрудников учреждений сферы образования, составе заинтересованных сторон рынка образовательных услуг. Однако, несмотря на то, что по содержанию образовательная услуга является единством обучения и воспитания, она не перестает быть объектом рыночной заинтересованности различных экономических субъектов и предметом конкурентного взаимодействия этих субъектов [24, 38]. 
     В рейтингах QS анализируются вопросы научно-исследовательской деятельности вузов, официальные интернет-сайты, студенческая и академическая мобильность, но при этом, в качестве базовой категории не рассматривается собственно качество образования, что не позволяет российским вузам занимать лидирующие позиции. Конечно, мировые рейтинги являются «упрощенными исследовательскими моделями» и не дают полной оценки деятельности российских вузов, но при этом они являются инструментом для решения определенного набора задач, которые позволят нашей стране выйти на мировую образовательную арену. 
     Реализация социальной ответственности в образовательном учреждении осуществляется через корпоративную этику; реализуемые принципы и подходы в отношении своих студентов, которых руководство учреждения рассматривает как главное действующее лицо; заботу о персонале; вклад в развитие гражданского общества через партнерские программы и проекты по совершенствованию социальной политики государства и политики в сфере окружающей среды [7]. Однако, осознание российскими учреждениями высшего профессионального образования своей социальной ответственности и общественной значимости находится на начальном этапе, несмотря на тот факт, что социальная направленность в деятельности вузов является значимой составляющей в процессе формирования социально ориентированной экономики региона. 
     Согласно Болонской декларации, «качество высшего образования является основой для установления единого образовательного европейского пространства». Страны - участницы Болонского процесса всячески стремятся развивать качество образования на уровне учебного заведения, на национальном и европейском уровнях [8, 43]. «Краткий терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования» понятие «качество образования», определяет, как «соответствие деятельности образовательных учреждений установленным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам)» [22]. Например, исследователь Н.А. Селезнева дает следующие характеристики качеству высшего образования: «Качество высшего образования (в широком смысле): сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам (стандартам); системная совокупность иерархически организованных, социально значимых сущностных свойств (характеристик, параметров) высшего образования (как результата, процесса, образовательной системы)» [46, с.48]. 
     Раскрывая понятие качества образования в вузе, С. И. Плаксий пишет: «Качество образования — это взаим.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44