VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие, содержание и признаки государственно-правового режима

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W004963
Тема: Понятие, содержание и признаки государственно-правового режима
Содержание
Содержание 

	Введение	3

	Глава 1. Общая характеристика государственно-правового режима	5

	1.1. Возникновение учения о государственно-правовом режиме как элемента формы государства	5

	1.2. Понятие, содержание и признаки государственно-правового режима	8

	Глава 2. Виды государственно-правовых режимов	13

	2.1. Демократический режим	13

	2.2. Антидемократический режим	20

	Заключение	30

	Список литературы	32


Введение

Государственно-правовой режим является исторически обусловленным. С самого первого государственного образования необходимо было определить тип государственного режима с целью правильной организации власти, распределения функций и стабильности в стране. Ведь любое государство является единым по сути, содержанию и форме. Чтобы оно могло активно функционировать, чтобы качественно и полезно действовал его механизм, нужна четкая организация государственной власти, которая обеспечивает целостность и безопасность общества, защиту прав и свобод граждан, их благосостояние, осуществляет руководство обществом в интересах доминирующей части населения, не забывая о меньшинствах, а также управляет обще - общественными делами. Сегодня невозможно представить современную, хорошо развитую страну без четко определенной формы государственного режима. Эти формы различны и каждая страна имеет свой определенный режим. Это может быть как демократический, так и антидемократический режимы. Каждый имеет свои преимущества и недостатки, которые я постараюсь определить в ходе этой работы.

В настоящее время с развитием науки, техники, развивается и правовые науки. На сегодняшнее время известно около 150 видов государственного режима. Все они имеют как общие, так и отличительные признаки. Обычно они отличаются по одному или нескольким критериям. Эта тема актуальна и сегодня. Ведь с помощью государственно-правового режима определяются методы, средства и способы, с помощью которых реализуется государственная власть, регулируются отношения между людьми и взаимодействие с обществом и гражданами. Государственно-правовой режим включает в себя не только методы и средства государственного правления, но и политическую жизнь, как государства, так и общества. Актуальность темы курсовой работы обусловлена проблемами усовершенствования государственно-правового режима в разных странах, исключение не представляет и Россия.

В направлении изучения и исследования государственных и правовых режимов работало много ученых, как современных, так и древнегреческих. Выдающимися древнегреческими философами, работавшими в этом направлении, были Аристотель и Платон. 

Объектом курсовой работы является собственно государственно-правовой режим, как совокупность приемов, методов и способов организации и осуществления государственной власти в обществе.

Цель курсовой работы - исследование, закрепление и проверка пройденного материала по данной теме, обобщение и систематизация знаний, научиться высказывать их в логической последовательности, работать с большим количеством литературы и отбирать из нее главное.

Задача курсовой работы - закрепить основную часть материала, исследовать, ознакомиться и досконально разобраться с правовой литературой и научными работами по данной теме и всем курсом изучения предмета, научиться четко излагать мысли и материал в логической последовательности, а также использование эти знания в будущем.

Для написания курсовой были использованы различные методы научного исследования: литературный метод (обрабатывались периодические издания, специализированная литература и пособия), хронологический метод (исследование вопроса во времени), методы анализа и синтеза, обобщения.



















Глава 1. Общая характеристика государственно-правового режима

1.1. Возникновение учения о государственно-правовом режиме как элемента формы государства

Одним из первых исследовавших проблему государственно-правового режима был Аристотель - древнегреческий философ, который работал во многих научных сферах. Он имел свои взгляды на вопросы, связанные с формами государства. Он выделял 2 критерия:

- Количественный подход: количество людей, которые участвуют в правлении, где правление одного – это тирания, правление немногих –представляет собой олигархию, правление большинства – демократию, а власть большинства Аристотель характеризовал как политику и правление большинства - представителей среднего слоя.

- Правильные и неправильные формы; та, которая стремится к общей пользе, правильная (монархия, аристократическая форма), если стремиться  на удовлетворение своих интересов  - неправильная, сюда можно отнести олигархию, тиранию, демократию. 

По мнению Аристотеля, лучшей формой является  смешанная форма – демократии и олигархии, то есть полития. При подобном государственно-правовом режиме богатые и благородного происхождения граждане могут поделиться своим богатством. Также Аристотель предлагал свой вариант разделения властей, который можно наблюдать на примере многих стран:

1ая власть - законосовещательная

2ая власть - управления

3я власть - судебная.

Тогда, когда это будет, по мнению Аристотеля, богатые и бедные перестанут существовать. Вместе с  тем данная демократия должна обеспечиваться имущественным цензом. В демократиях, где власть отдается законам, - власть принадлежит демагогам.

Традиционно теория государства и права выделяет три метода осуществления государственной власти: убеждение, стимулирование и государственное принуждение (правовой и не правовой).

  В зависимости от того, какой метод доминирует, все государственные режимы можно разделить на:

- Либертарные (доминируют методы убеждения);

- Консервативные (доминирует правовое государственное принуждение);

- Бихевиористические (доминируют методы стимулирования);

- Террористические (доминирует неправовое государственное принуждение, то есть государственный произвол).

Либертаризм предполагает невмешательство государства в гражданские дела (прежде всего, в экономику) и единственным методом ее влияния на общество может быть только убеждение.

Бихевиористический  режим предполагает определенное вмешательство государства в дела общества посредством стимулирующих методов. 

Бихевиоризм - это направление в американской психологии и социологии, предлагает не интересоваться внутренним состоянием человека, а исследовать внешние стимулы и обратные реакции. Такая постановка вопроса должна была помочь социальным наукам преодолеть свою "гуманитарную ограниченность" и стать более точной.

Консервативный режим опирается на традиции и для их обеспечения очень часто использует государственное принуждение. Однако в его условиях уважение к традициям определенным образом становится уважением к закону, а потому доминирует правовое государственное принуждение.

Террористический режим предполагает определенный отказ от традиций и права. Характерной чертой для такого режима является борьба с противниками методами государственного террора.

По государственно-политическим режимом все государства делятся на:

- Цивилистические;

- Социалистические;

- Этатистские.

Цивилистический режим предусматривает наличие развитого гражданского общества. В условиях цивилизма гражданское общество доминирует над государством, а последнее (вместе с обществом) служит интересам гражданина. Примерами цивилистических политических режимов являются современные социальные государства: ФРГ, Швеция и др.

Социалистический режим предусматривает служения государства и гражданским интересам как общества в целом, так и его отдельным социальным слоям. Примерами социалистических режимов является как разного рода традиционные общества (допетровская Московия, Речь Посполитая), так и более современные государства (национал-социалистическая Германия, которая обеспечивала господство «арийской»расы или СССР во времена диктатуры пролетариата и т.п.).

Этатистский режим, наоборот, позволяет доминировать государству над гражданином и обществом. Примерами таких режимов является фашистская Италия (она определила целью развития цивилизации именно государство).

Теория государства и права как наука выделяет несколько видов классификаций политического режима. Самой распространенной из них является идеологическая классификация, предусматривающая раздел политических режимов на демократические и недемократические. Ранее к  недемократическим режимам принадлежали тиранические, которые были основаны на единоличном правлении. При этом власть тирана часто устанавливалась насильственным путем, через захват власти и устранение законной власти с помощью государственного переворота. 

Сейчас на смену тираническому режиму пришли другие разновидности недемократических режимов: авторитарный и тоталитарный. В условиях авторитарного режима государство декларирует, что регулирует все отношения в стране, но какая-то часть остается урегулированной правом. В условиях тоталитарного режима государство регулирует экономику, политику и идеологию (Германия в период власти Гитлера). Лучшей представляется классификация всех политических режимов в зависимости от типа правового регулирования на демократические, либеральные, авторитарные и тоталитарные.





1.2. Понятие, содержание и признаки государственно-правового режима 

В юридической литературе в  отличие от понятий «форма правления» и «форма государственного устройства», которые относятся к организационной стороне формы государства, термин «государственный режим» характеризует ее функциональную сторону - формы и методы осуществления государственной власти. Изучение не только формы государственного правления или устройства, но и методов и способов, с помощью которых государство осуществляет свою власть, совокупность которых образует политический режим, становится объективно необходимым для комплексного понимания формы государства. При различных формах правления и устройства может существовать один и тот же государственный режим. Например, по форме государственного правления, Франция - республика, Великобритания - монархия, а по форме государственного режима эти государства являются демократическими.

Основными компонентами государственно-правовых режимов являются:

- Форма и роль государства;

- Система партий;

- Способ голосования;

- Структура политических институтов;

- Принцип легитимности;

- Наличие или отсутствие правовой государственности;

- Ограниченность или неограниченность государственной власти;

- Одно- или многопартийная система.

Все эти компоненты определяют тип политического режима

Таким образом, государственно-правовой режим - это совокупность приемов, методов и средств, с помощью которых осуществляется государственная власть, а государство регулирует отношения между людьми и взаимодействует с обществом и гражданином. 

Государственно-правовой режим характеризует:

- Возможность участия граждан в реализации государственно-властных полномочий, обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина в процессе осуществления государственно-властных полномочий органами государственной власти;

- Соотношение правовых и неправовых средств осуществления государственной власти;

- Отношения между властью и народом;

- Состояние законности и правопорядка в государстве.

Все элементы формы государства связаны между собой: любое изменение государственного режима приводит к изменению формы государства и, наоборот, изменение формы государственного устройства и правления государства влечет изменения государственного (политического) режима.

На протяжении всей истории человечества с момента возникновения государства существовало множество различных режимов. Основой для квалификации государственных (политических) режимов служит: степень развитости политической демократии; реальный политико-правовой статус человека.

 С учетом этих критериев современные государственно-правовые режимы делятся на 2 основных вида: демократические и антидемократические (недемократические).

Разновидности демократического режима:

- Демократически либеральный;

- Демократически консервативный;

- Демократически радикальный.

      Антидемократический режим существует в следующих формах:

- Тоталитаризм;

- Деспотия;

- Авторитаризм.

  При антидемократическом режиме происходит ущемление прав и свобод человека, подавление оппозиции, не исключается отмены представительного высшего органа (парламента) или превращение его в марионеточное учреждение, формирование правительства армией, захватившей власть, запрещается деятельность оппозиционных партий и организаций. Применяются политические репрессии. Сужаются или нарушаются политические права граждан и меньшинств. Реальная власть сосредоточивается в руках группы лиц или одного человека, неконтролируемых народом. Признаки политически государственного режима очень редко прямо указывается в конституциях государств (кроме распространенных указаний на демократический характер государства), однако почти всегда самым непосредственным образом отражается на их содержании. Особенности социально-экономического, политического развития стран мира определяют разнообразие государственных режимов, в чистом виде встречаются очень редко.

Основными признаками государственного режима как отдельного типа формы государства являются:

- Способ формирования органов власти;

- Установленная правовая система, ее особенности и характер;

- Порядок функционирования правоохранительных и иных органов;

- Положение и роль политических партий и общественных организаций;

- Правовой статус лица;

- Уровень экономико-хозяйственного развития;

- Уровень политического сознания общества;

- Соотношение между ветвями власти.

Государственно-правовой режим состоит как минимум из трех компонентов, которые сохраняют определенную самостоятельность, автономность. Первый компонент составляет содержание понятия «государственно-правовой режим», то есть способ взаимодействия государства, общества и гражданина. Именно государственно-правовой режим определяет права и свободы личности, предпочтительный тип ее политико-правовой культуры, поведения, сознания и менталитета. Сущность государственно-правового режима определяется тем, что в государстве приоритетно: права государства, права общества или права гражданина, из перечня прав, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека. Второй компонент содержания государственно-правового режима - это правовой режим. Он имеет несколько измерений, обусловленных уровнем и качеством  соблюдения законов, правового развития общества, соблюдение принципа разделения властей, правовые способы формирования органов государственной власти, развитость партийной системы, политической оппозиции, армии, полиции, церкви. Третий компонент государственно-правового режима - это государственный режим, т.е. методы осуществления государственной власти, способы урегулирования и решения социальных, политических и правовых конфликтов.

Государственно-правовой  режим можно точнее понять, исходя из его определения как совокупности приемов и способов, с помощью которых осуществляется государственная власть. В данном случае под этими приемами и способами понимаются методы осуществления государственной власти.

































Глава 2. Виды государственно-правовых режимов

2.1. Демократический режим

Суть демократического государственно-правового режима заключается в том, что главным носителем государственной власти является народ. Именно поэтому  в статье 3 Конституции России сказано: «Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ».

Демократия - такая форма организации и осуществления принадлежащей народу политической власти, основанная на равноправном участии граждан в формировании органов государства и контроле над их деятельностью. Вместе с тем в теории государства и прав нет единого подхода к определению понятия «демократия». Если рассматривать этимологию термина «демократия», то она включает в себя два греческих слов: demos - народ и cratia - властвование, следовательно, это «власть народа». При этом характеристика демократии, как власти «для народа» представляет собой не просто вербальное определение, так как указывается перспектива, в которой, по мнению Б.  Гуггенбергера,  демократия понимается как цель государства, достижимая с помощью политического и социального следования. В ранние исторические периоды (от Древней Греции и до Французской революции) «демократия» сводилась к учению о формах государства. Для Геродота (у него это понятие встречается впервые), так же как и для Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки и других классических авторов демократия означала не какое-то определенное состояние общества, а особую форму организации государственной власти - ею владеют не одно лицо (как при монархии и ее вариациях, скажем, тирании) или группа людей (например, при аристократии и ее разновидностях, вроде олигархии или плутократии), а все. Аристотель первым в своей типологии трех «лучших» форм государства (тирания, олигархия, демократия или охлократия), наряду с количественным критерием распределения («кто господствует?»), указывает также на критерии качественные (средства господства) причем его отношение к демократии скорее немилостливое, как к одной из форм вырождения государственной жизни. После столь строгого вердикта Аристотеля, в течение следующих двух тысячелетий демократия оказалась в числе закрытых, запретных понятий.

Таким образом, Демократический режим - это режим, который основан на признании принципа свободы и равенства всех людей, принципа народного суверенитета, свободного и равного участия народа в формировании государственного аппарата, в управлении государством.

Рабинович П.М. указывает, что для демократического режима характерен ряд признаков:

1. Население страны принимает участие в формировании и осуществлении государственной власти путем прямой (референдум и выборы) и представительной демократии (через избираемые органы, например парламент). Прямой признается демократия, в условиях которой население непосредственно принимает решение по тому или иному поводу. 

2. Решение принимается большинством с учетом интересов меньшинства. Ранее считалось, что демократия - это власть большинства. Однако следует иметь в виду, что большинство - это достаточно консервативная среда. Поэтому в условиях демократии хотя большинство и принимает решение по своей воле, но оно учитывает интересы неконсервативного меньшинства.

3. Существование гражданского общества с его развитой структурой. В условиях демократии все больше появляется сфер, в которые государство не вмешивается. Это экономические отношения, которые, будучи формально урегулированы национальным законодательством, сохраняют автономию от государственного вмешательства непосредственно в сферу предпринимательства и бизнеса.

4. Наличие правового государства. Демократия возможна в условиях существования правового государства, то есть деятельность государства должна осуществляться в правовых целях, на основе права и правовыми средствами.

5. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям. В демократическом государстве всегда центральные и местные органы избирались народом. Подотчетности  избирателям выражается в  депутатских отчетах и других формах контроля избирателей.

6. Гласность. Свобода средств массовой информации от цензуры. В условиях демократии нет цензуры, которая бы контролировала средства массовой информации. Это позволяет утверждать, что демократический режим предполагает существование так называемой "четвертой власти" - власти СМИ.

7. Легитимность государственной власти. Демократический режим предполагает народную поддержку государственной власти.

8. Деятельность силовых структур (полиция, органы безопасности, армия и т.д.) регламентируется законом, находится под демократическим контролем общества и используется только по прямому назначению. Полиция занимается охраной правопорядка, органы безопасности охраняют безопасность государства, а армия защищает Родину от внешних врагов. Все остальные функции возлагать на "силовые" структуры строго запрещены.

9. Доминируют методы компромисса, убеждения, согласования, а методы принуждения и насилия крайне сужены. 

10. В важнейших сферах общественной жизни господствует закон. Хотя гражданское общество и функционирует в соответствии с нормами права, последние непосредственно не вмешиваются в деятельность его членов, хотя полностью контролирует государство. Отношения между людьми и государством контролируются законом.

11. Реальное действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В условиях демократического режима государственная власть разделена на законодательную (орган народного представительства), исполнительную (президент и правительство) и судебной (осуществляет функцию правосудия, надзора и контроля), которые действуют независимо друг от друга.

12. Относительно хозяйственных субъектов и граждан действует принцип - разрешено все, что прямо не запрещено законом. 

13. Политический плюрализм. В условиях демократического режима существует многопартийность, соревнуются политические партии, на законных основаниях существует политическая оппозиция в парламенте и вне него.

14. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Права и свободы человека и гражданина реально обеспечиваются за счет создания экономических, политических, идеологических и государственно-правовых предпосылок демократии. Именно при наличии этих предпосылок в обществе и в государстве может появиться демократия.

Демократический режим существует в следующих формах:

- Либерально-демократический, основанный на системе гуманистических принципов осуществления государственной власти, признании свободы человека, его деятельности, обеспечении равенства всех перед законом;

- Консервативно-демократический, построенный на преимущественном применении таких принципов государственного управления, которые сложились исторически, получили закрепление в сознании общества, характерны именно для этого государства, не желаеющего перейти к новым формам и методам государственного управления;

- Радикально-демократический. Осуществляется путем постоянного введения новых форм реализации государственной власти, использования решительных мер по повышению эффективности государственного управления.

Алексис де Токвиль по этому поводу считал, что все страны, которые свергли феодальный строй являются демократическими, ведь в них рухнули сословные преграды. Но при этом одни из них пошли по пути демократической свободы - рыночной и другой состязательности людей, а другие - по пути демократии равенства - ограничение свободной состязательности и помещения неравных по природе людей в абсолютно равные условия.

Для социал-демократического режима характерны:

- Не только политическое равноправие граждан, но и равенство их социально-экономических прав;

- Социальное равенство людей обеспечивает им примерно одинаковые фактические возможности участия в политике, реальное использование своих прав;

- Обеспечение каждому материального достатка, который необходим для участия в управлении, образовании и досуге, доступ к информации и тому подобное.

Черты социал-демократического государства можно найти в режиме таких государств, как ФРГ и Швеция. 

Демократический политический режим тесно связан с республиканской формой правления, поскольку довольно часто они находятся во взаимосвязи. Именно для республики характерно выборность главы государства и представительного органа путем выборов.

Одной из форм демократического политического режима является президентское республиканское правление, где президент наделен широкими полномочиями. Глава государства возглавляет исполнительную власть - правительство, имеет право доминирующей участия в отборе главы правительства и его членов, имеет право законодательной инициативы, является главнокомандующим вооруженными силами страны, имеет особые полномочия на случай чрезвычайных обстоятельств, но однозначно подчинен конституции, законам. При президентском республиканском правлении, согласно конституции, верховная власть принадлежит президенту, который избирается на определенный срок и который не может быть отозван или переизбран досрочно без наличия обстоятельств, предусмотренных конституцией.

Другой демократической формой политического режима является парламентское республиканское правление. Здесь верховная власть принадлежит парламенту - выборному законодательному органу, который формирует правительство, выбирает премьер-министра, как правило, и президента; он имеет право и отозвать их. В условиях парламентской формы правления исполнительная власть разделена так: представительные государственные функции выполняет преимущественно президент, а исполнительная власть принадлежит премьер-министру (канцлеру). Правительство имеет возможность законодательной инициативы и право вето на издание законов.

Третьей формой демократического политического режима является смешанная, сочетающая черты, функции парламентского и президентского правления. Президент при этом может быть избран на прямых выборах, влиять на распределение ключевых постов в правительстве, иметь большинство сторонников своей политики в парламенте. Правительство зависит как от президента, так и от парламента, но формируется только последним.

Демократия делится на:

- Прямую. При прямой демократии все граждане сами непосредственно участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений. Такая система может иметь практическое значение только при относительно небольшом количестве людей, например, в местных советах или в местных органах профсоюзов, где все члены могут собраться в одном помещении для обсуждения вопросов и принятия решения путем консенсуса или большинством голосов;

- Плебисцитарную. При плебисцитарной демократии возможности политического влияния граждан сравнительно ограничены, например, референдумом. Гражданам посредством голосования предоставляется право одобрить или отвергнуть тот или иной проект закона или решения, которые обычно готовятся президентом, правительством, партией или инициативной группой. Возможности участия основной массы населения в подготовке таких проектов очень невелики;

- Представительную. Эта форма является наиболее распространенной. Ее суть заключается в том, что граждане избирают в органы власти своих представителей, которые призваны выражать их интересы в принятии политических решений, принятии законов и претворения в жизнь социальных и других программ. Процедуры выборов могут быть самыми разнообразными, выборные лица в представительной демократии занимают свои посты от имени народа и подотчетны народу во всех своих действиях.



2.2. Антидемократический режим

Антидемократический режим - это вид государственно-правового режима, характеризующий такой порядок (состояние) государственно-политической жизни общества,  в котором не реализуется принцип разделения властей, в определенной степени (полностью или частично) нарушаются права граждан, запрещается деятельность политических партий, а также других объединений граждан, существует возможность политических репрессий.

Для антидемократического режима характерны:

- Ущемление прав личности, препятствие ее свободному развитию;

- Полный контроль государства над всеми сферами общественной жизни;  

- Концентрация власти в руках одного лица или группы лиц;

- Фактическое огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных и т.п.);

 - Игнорирование интересов национальных меньшинств, религиозных взглядов населения и тому подобное.

Антидемократический режим существует в следующих формах:

- Тоталитаризм (лат. Totus - весь, целый) - это режим, характеризующийся отсутствием реальных прав и свобод граждан, всеохватывающим репрессивным принуждением граждан к выполнению властной воли, которая опирается не на закон, а на общую идею, в которой реализуется контроль всех сферы общественной жизни; строгий контроль государства всех сфер общественных отношений; навязывание единой официальной государственной идеологии; отсутствием принципа разделения властей; игнорированием интересов национальных меньшинств; осуществлением диктатуры одной партии и запретом оппозиции; монополии государства в сфере экономики, милитаризация общественной жизни;

- Деспотия (от гр. Despoteia - неограниченная власть) - форма режима, характеризующаяся сосредоточением в руках одного лица (всей полноты власти с одновременной ее централизацией, отсутствием политических свобод и жестокими методами ущемления прав и свобод человека и гражданина. Деспотия присуща абсолютным монархиям периода рабовладения (например, Древний Вавилон, Древний Китай и т.д.).

Впервые тоталитаризм стал анализироваться в ХХ веке как противовес демократии.

Термин "тоталитарный" происходит от лат. Total - целостность, целое. Понятие "тоталитаризм" появилось в философско-политической лексике XX в. из трудов Джованни Дженгиле - идеолога фашистской Италии.

С тех пор это понятие используется в следующих трех аспектах:

- Эмоционально-оценочном - свою негативную окраску термин получил в 20ые годы, когда были репрессированы оппозиционные политические партии Италии, а диктаторские методы всеобъемлющего государственного контроля стали повседневной нормой; позитивно этот термин воспринимался итальянскими и нацистскими идеологами фашизма;

- Политико-идеологическом - в политический лексикон термин ввел в 1925 Бенито Муссолини, который провозгласил своей целью создание тоталитарного государства; после Второй мировой войны его использовали некоторые политические деятели для обоснования своего политического курса.

Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми сферами общественной жизни, а также абсолютной покорностью человека политической власти и господствующей идеологии.

Идеология тоталитарных режимов как правило является революционной (или псевдореволюционной).

Признаки тоталитарного политического режима:

- Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Это достигается путем абсолютной концентрации власти путем соединения законодательной и исполнительной власти в одном лице при фактическом отсутствии независимой судебной власти;

- Общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ведь оно составляет массовую социальную базу режима в качестве общественно-политического движения. Общество добровольно и охотно поддерживает тоталитарный режим;

- Монопольный государственный контроль над религией, культурой, средствами массовой информации, экономикой и т.п. При этом государство стремится к контролю над личной жизнью людей, над мотивами их поступков;

- Абсолютная законодательная регламентация общественных отношений, основанная на принципе "запрещено все, что прямо не разрешено властями". Это означает, что можно делать только то, что прямо разрешено властями;

- Государственная власть формируется бюрократическим способом, через закрытые для общества каналы, окружена тайным ореолом и недоступна для контроля со стороны народа. Можно сказать, что государственная власть формирует сама себя: высшие должностные лица назначают низших, а низшие, в свою очередь, выбирают высших. Так действовал так называемый принцип демократического централизма;

- Доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, репрессии и террор, основанный на тотальном и перманентном насилии. Террор выступает как логическое продолжение тоталитарной пропаганды и, в отличие от авторитарного террора, направленного, как правило, против противников режима, тоталитарные репрессии угрожают всему населению.

- Власть принадлежит одной партии (однопартийная система) или религиозной организации. Господство одной партии или религиозной организации, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиции.

- Контроль над обществом достигается как с помощью контроля над информацией, так и за счет единой официальной идеологии, фактического устранения плюрализма. Также наблюдается нетерпимость к критике.

- Принцип вождизма.

- Государственная власть осуществляется по своему усмотрению, без учета мнения большинства. Она противоречит демократическим механизмам, институтам и нормам.

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм разделяют на фашизм,  коммунизм и национал-социализм.

Коммунизм (социализм) в большей степени, чем другие разновидности тоталитаризма, выражает основные черты этого строя, поскольку предполагает абсолютную власть государства, полное устранение частной собственности и, следовательно, всякой автономии личности. Несмотря на преимущественно тоталитарные формы политической организации социалистической системе присущи и гуманные политические цели. Так, например, в СССР резко повысился демографический уровень, гражданам стали доступны достижения науки и культуры, была обеспечена социальная защищенность населения, развивалась экономика, космическая и военная промышленность и т.д., резко сократился уровень преступности, к тому же на протяжении десятилетий система почти не прибегала к массовым репрессиям.

Фашизм - правоэкстремистское политическое движение, возникшее в обстановке революционных процессов, охвативших страны Западной Европы после первой мировой войны и победы революции в России. Впервые он был утвержден в Италии в 1922. Фашизм претендует на восстановление или очищение «народной души», обеспечение коллективной идентичности на культурной или этнической почве. К концу 30-х годов фашистские режимы распространились в Италии, Германии, Португалии, Испании и ряде стран Восточной и Центральной Европы. При всех своих национальных особенностях фашизм везде был одинаков: он выражал интересы наиболее реакционных кругов общества, оказывавших фашистским движениям финансовую и политическую поддержку, стремящихся использовать их для подавления революционных выступлений трудящихся масс, сохранения существующего строя и осуществления своих захватнических амбиций на международной арене. Отличие фашизма от нацизма в том, что он разделяет людей на касты и сорта. Итак, для нациста есть высшая раса (народ), союзные его расе братские народы (например, для Гитлера это британцы, скандинавы, фламандцы и носители языков с древнегерманскими корнями, романские народы плюс кельты, иранцы, индусы и финны) и есть низшие расы(в случае Гитлера - это негры, евреи-семиты, славяне кроме онемеченные чехов и хорватов и др.).

В зависимости от тоталитарной идеи тоталитарные государственно-политические режимы классифицируются на:

- Социально-классовый тоталитаризм (опирается на социально-классовую идеологию).

- Национально-расовый тоталитаризм (опирается на национально-расовую идеологию).

- Религиозный тоталитаризм (опирается на религиозную идеологию). 

Следовательно, можно понять, что в.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.