VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие системы права

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W000590
Тема: Понятие системы права
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СОЧИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО 
АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ»








КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Теория государства и права»

На тему: «Понятие системы права»






Выполнил(а) студент(ка):
1 курса
Направления «Юриспруденция»
группы Ю ОЗО-15
№ зачетной книжки: 3332150321
Стадник Л.А.

Проверил(а):
Старший преподаватель
Камкия Э.Б.








Сочи
2016

Оглавление
Оглавление

Введение	3
Глава 1. Понятие системы права и её значение.	6
1.1. Взаимосвязи в системе права.	7
1.2. Отрасли права	8
1.3. Институт права	13
1.4. Норма права.	14
Глава 2. Соотношение системы права, правовой системы и системы законодательства	16
2.1. Система законодательства и её соотношение с системой права	18
2.2. Теории права	23
2.3. Основные теории права	24
Заключение	33
Список используемой литературы	36


 
Введение
    Данная работа посвящена рассмотрению и анализу объективного характера формирования системы права и её отличие от системы законодательства и правовой системы. Раскрывается содержание системы права, состоящей из норм, институтов и отраслей права. Показывается её несовпадение с правовой системой и правовой жизнью общества.
    Одним из основных вопросов, которые обязаны быть установлены в контексте верного понимания состояния и новых веяний правовой системы России, формирования и функционирования правовой системы субъектов Российской Федерации считается доктринальное понимание правовой системы в общем как своеобразного правового явления. 
    На наш взгляд, вопрос понимания правовой системы является одним из наиболее дискуссионных в правовой науке. Говоря о понятии правовой системы, очевидным следует считать мнение, что правовая система - это комплексная правовая категория отражающая правовую сторону организации общества, целостную правовую действительность.1 Назначение правовой системы заключается в отображении ведущих правовых явлений, имеющих место быть в определённом административно-территориальном или же национально-государственном образовании, их обоюдных связей и отношений с главным, ключевым компонентом представленной системы - правом в его нормативном закреплении. Вправду правовая система, это групповая категория, которая обрисовывает как право соответствующего государства, так и иные правовые явления. Между тем в структурное ядро правовой системы всякий раз закладывают те формализованные критерии поведения (нормы права), благодаря существованию которого имеют все шансы существовать и другие правовые явления.
    В ходе анализа понятия системы права мы также рассмотрим особенности её структуры и содержания. Понятие правовой системы имеет существенное значение для выявления особенностей юридической жизни конкретного государства и поэтому достаточно активно используется в сравнительном правоведении, в анализе развития правовых норм и отдельных правовых явлений.
    Термин «система» является универсальным, используемым в самых различных отраслях человеческих знаний. В философском аспекте этой категорией охватывается специфически выделенное из окружающей среды целостное множество элементов, объединённых между собой совокупностью внутренних связей или отношений.
    Следовательно, вопрос о системе права – это вопрос о составных элементах права, их взаимосвязи между собой, способе организации в процессе развития. Другими словами, исследовать систему права – значит выявить её структурную организацию, указать принципы строения и развития.
    Передовую правовую реальность стало непросто отображать с поддержкой давних взоров. Потребуются наиболее широкие, позволяющие производить соответственно и более гибкие и адекватные научные операции, достигать высоких значений обобщения. Одна из этих категорий - правовая система, которая даёт вероятность анализировать и расценивать всю правовую действительность в целостном облике, а не отдельные её составляющие.
    Правовая система есть сложное структурное, многоуровневое воспитание, состоящее из совокупности составляющих и подсистем, имеющее собственную ситуацию, социально-экономические, политические, национальные и культурные причины и предпосылки становления.
    Благодаря своим системным и государственно-властным качествам, правовая система обеспечивает организованность и стабильность внутрисистемных общественных связей, охраняет целостность социального организма, нейтрализует, вытесняет негативные явления из общественной жизни. 
    Правовая система - это не застывшая, статичная область  общества. Она каждый день меняется, собственно что приводит к трудным сочетаниям всевозможных её составляющих, обусловленных беспристрастными закономерностями становления социума.
    Актуальность курсовой работы состоит в том, что на сегодняшнем этапе правовая политика Российского государства и многих других государств находится в стадии становления и оформления. Впрочем, точно так же претерпевает существенные изменения и сама правовая надстройка. Это обусловлено не только изменениями, происходящими в экономике, политике, но и новым отношением к сущности и значению права.
    Объектом исследования нашей работы будет выступать правовая система общества, а предметом исследования - понятие правовых систем общества и их особенности. Исходя из вышесказанного определим цель исследования является - изучение основных понятий, значений и сущность правовой системы общества. Достижение цели осуществляется решением следующих задач: рассмотреть понятие правовой системы и её элементов; изучить функции правовой системы; рассмотреть виды правовых систем; определить основные черты правовой системы в Российской Федерации; рассмотреть правовые системы субъектов Российской Федерации и их современное состояние и развитие.
    Методологическую основу исследования составляют научные труды в области права. В работе использованы общие и частные методы исследования, в том числе, историко-юридический, системно-правовой и другие и их синтез.
    Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Глава 1. Понятие системы права и ее значение.
    Для юристов своего рода теоремой считается состояние о том, собственно что право по собственному содержанию надлежит не только лишь природе социально-экономического строя, быть воплощением государственной и вселенской культуры и вида жизни народа, но и играть универсальным регулятором поведения и работы людей. Оно по собственной форме надлежит следующим образом быть скооперировано, морально устроено и согласовано, дабы не отрицать себя в силу внутренних противоречий. Право с данной точки зрения надлежит представлять специфично юридическую регулятивную систему, или, собственно что то же самое, владеть свойством системности. Для выражения сего свойства права в юридической науке применяется категория «система права». Термин «система» в переводе с греческого (systema) значит единое, составленное из частей».
    Понятие «система права» значит, собственно что право даёт  собой некоторое целостное воспитание, состоящее из большого количества составляющих, оказавшихся меж собой в конкретной связи (соподчинении, координации, активной зависимости и т.д.). Потому как содержанием права считаются его общепризнанные мерки, то, значит, и систему права предполагают конкретным образом структурированные и взаимосвязанные друг с другом общепризнанные мерки. Эти нормы соединяются в более общее нормативно-юридическое образование — институты права, а те, в собственную очередь, — в подотрасли и ветви права, которые в собственном единстве и есть система права.
    Единство системы права — специфичное свойство права, обусловленное единством целей и задач правового регулирования, единством правовых принципов, определяющих суть права, в конце концов, единством системы регулируемых отношений. Будучи морально единственным и целостным нормативным образованием (системой нормативного регулирования), право совместно с тем подразделяется на конкретные части — ветви и институты, любая из коих делает самостоятельную роль в механизме влияния права на поведение и жизнедеятельность людей-индивидов и их организаций. Исходя из сказанного, выделим признаки системы права:
* четкая иерархия структурных элементов, а именно: норма права, институт, подотрасль, отрасль и внутренняя упорядоченность;
* целостность и единство элементов;
* объективно обусловленный характер.
    Система права - это внутренняя конструкция права, состоящая из взаимосогласованных и взаимосвязанных общепризнанных норм, институтов, подотраслей и секторов экономики права.
1.1. Взаимосвязи в системе права.
    Выделяются пять уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы; институты; подотрасли, отрасли и вся система права. Эти связи возможно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскости. В горизонтальной плоскости исполняется координация в границах 1-го значения: связь меж общепризнанными нормами, институтами, подотраслями, ветвями. Вертикальная плоскость гарантирует сплетение взаимосвязей обозначенных компонентов в поочерёдном самоподчинении: система, отрасль (подотрасль), институт, норма.
    Норма права - де-юре конкретное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и нацеленное на урегулирование обычных социальных отношений.
    Институт права - обособленная изнутри отрасли группа правовых общепризнанных норм, регулирующая однородные публичные дела (например, институт гражданства, институт избирательного права и др.).
    Подотрасль права - синтез правовых норм родственных институтов определённой отрасли права.
    Отрасль права - синтез правовых норм, институтов и подотраслей права, регулирующая однородные публичные дела.
    Это разделение разъясняется большущим обилием социальных отношений, любой картина коих регулируется строго конкретной группой юридических общепризнанных норм, отображающих их своеобразные особенности и определённую социальную направленность. Этим образом, системность самих социальных отношений присваивает системные качества праву.
1.2. Отрасли права
    Отрасль права — это ключевое подразделение системы права, которое являет собой совокупность юридических общепризнанных норм, институтов, подотраслей, регулирующих достаточно важный круг однородных социальных отношений, соединённых общностью предмета и метода. Для разделения общепризнанных норм права на отрасли используют два аспекта: предмет и метод правового регулирования. (рис.1) 











    
    
     рис.1.
    
    Предметом правового регулирования считаются те публичные дела, которые подвергаются правовой регламентации. Другими словами, любая отрасль права держит под контролем личный определённый участок социальной жизни, полный комплекс однородных социальных отношений, оригинальность которых разрешает отличать одну отрасль от другой.
    Способ правовой регулировки представляет собой совокупность всевозможных приёмов и методик правового влияния (регулирования) отрасли права на общественные отношения, являющиеся предметом её регулирования. Способ правового регулирования определённой ветви права формируется из комбинации пяти методик влияния на общественные отношения: обязываний, запретов, дозволений, поощрений и назначений. Их сплетение и формирует два ведущих (императивный и диспозитивный) и два добавочных (поощрительный и рекомендательный) метода влияния на поведение субъекта (точка зрения профессора В.К. Бабаева)2. К дозволениям тяготеет гражданское право, к запрещениям - уголовное, к обязываниям - административное право.
    Императивный (властно-побудительный) метод - способ властно-категоричных предписаний, не предполагающих отклонений в регулируемом поведении от предписаний нормы права, базирующийся  на запретах, обязательствах, санкциях. Он присущ конституционному (государственному), административному, уголовному праву и ряду иных секторов и характеризуется отношениями власти - подчинения меж субъектами права. Юридическим моментом при появлении правоотношений тут выступает властное предписание (приказ начальника предприятия, учреждения, распоряжение о возбуждении уголовного дела, вердикт суда и т.д.). В базе лежит обязывание - возложение на субъекта обязанности конкретного поведения, совершения тех или же других поступков.
    Диспозитивный (автономный) - способ, допускающий свободу выбора поведения, равноправность сторон, базирующийся на дозволениях. Дозволение - представление лицу права на совершение тех или же других поступков, незапрещенных законодательством. Данный метод допускает важную самостоятельность субъектов правоотношений, даёт им вероятность в границах законных средств урегулировать дела по собственному усмотрению. Данный способ свойственен для отраслей частного права - гражданского, трудового и др. В большей степени он присущ гражданскому праву и характеризуется независимым (неподчиненным) положением членов правоотношений и контрактом, как источником появления данных отношений. Диспозитивные нормы как правило содержат следующий текст: "в случае если другое не учтено законом", "в случае если другое не учтено соглашением сторон". К примеру, ч. 4 ст. 421 ГК РФ говорит, собственно что условия договора определяются по усмотрению сторон, не считая случаев, когда содержание соответственного обстоятельства указано законодательством или же другими правовыми актами.
    Поощрительный метод стимулирует желательное для личности и общества правомерное, социально-активное поведение разными способами поощрений. Данный метод свойственен для трудового права и ряда иных отраслей.
    Рекомендательный метод предлагает субъектам более приемлемый с точки зрения страны вариант поведения (трудовое право).
    Использование такого или же другого способа правового регулирования находится в зависимости от содержания общественных отношений, усмотрения законодателя, образовавшейся правоприменительной практики, уровня правовой культуры населения. Способы имеют все шансы использоваться как самостоятельно, так и в совокупности, во взаимодействии.
    В теории права различают 2 противоположных способа правового регулирования: метод автономии и авторитарный метод.
    Авторитарный способ основывается на использовании властных юридических предписаний, которые не допускают отступлений от четко установленных правил поведения. Другими словами, субъекты правоотношений вправе исполнять лишь только те действия, которые им разрешены ("запрещается всё, кроме прямо дозволенного"), к примеру, право выбирать и быть избранным в представительные органы власти.
    Метод автономии даёт вероятность самим участникам правоотношений самостоятельно предопределять своё поведение в рамках правовых предписаний. При этом стороны выступают в качестве равных субъектов, по собственной воле, принимают на себя обязательства по отношению друг к другу. На базе предмета и метода правового регулирования в системе права выделяют классификацию отраслей права: конституционное, трудовое, уголовное право и иные отрасли. (рис. 2)
    











рис. 2.
    
    Система права состоит из двух больших групп отраслей: частного и публичного права. Разделение на частное (jus privatum) и публичное (jus publicum) право ведёт нас корнями к римскому праву. Объективный характер такого разделения связан с натуральным различием личных интересов и интересов общества, страны.
    Частное право — это право, защищающее интересы лица в его отношениях с другими лицами. Другое состояние свойственно для русской правовой системы, которая долговременно не знала разделения права на частное и публичное. Предпосылки этого заключались не в особенностях юридической системы, а основным образом в недоступности института частной собственности.
    Российская официальная юридическая теория отрицательно относилась к идее разделения права на частное и публичное, полагая его происхождение искусственным и призванным завуалировать суть буржуазного строя. Это было выгодно партийному аппарату, находящемуся у власти. В публично-правовых отношениях страны стороны выступают как юридически неравноправные. Одной из этих сторон всякий раз выступают правительство или его орган (должностное лицо), наделенный властными полномочиями. В сфере публичного права отношения регулируются исключительно из единого центра, каковым является государственная власть.
    С учетом изложенного публично-правовая и частно-правовая системы имеют все шансы быть представлены следующим образом. Публичное право - это совокупность отраслей права, нормы которых обеспечивают интересы публичного характера (конституционное, уголовное, административное, государственное, экономическое, денежное, экологическое, международное публичное право и др.). Международное публичное право является в национальной системе права не всей совокупностью международно-правовых норм, а только той их частью, которая выступает источником русского права (п. 4 ст. 115 Конституции РФ).
    Частное право синтезирует отрасли, которые содержат нормы, регулирующие сферу собственных интересов и потребностей (гражданское, семейное, трудовое, земельное, авторское, предпринимательское, международное частное право).
    Безоговорочной публично-правовой или же частноправовой отрасли не существует. Грани меж частным и публичным правом исторически неустойчивы и изменчивы. Публично-правовые составляющие существуют в отраслях частного права, точно также как и напротив. К примеру, в семейном праве к публично-правовым элементам относятся судебный порядок расторжения брака, лишения родительских прав, взыскания алиментов. Применительно к определённой отрасли права имеет место комбинирование данных юридических приёмов.
    Социально-политическая и правовая раскрепощённость, высвобождение от множества тоталитарных догм сделали обстоятельства  для становления права в регионах Российской Федерации. Были замечены правовые причины для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления, которые отличаются своеобразием, устремлением считаться с местные условиями и конкретной социально-политической обстановкой. К более важным актам аналогичного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации и местного самоуправления. Исходя из перечисленного, в системе права возможно отметить подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права). Принимая во внимание присутствие в структуре Федерации 7 округов, возможно символически отметить и данный региональный уровень.
    Например же, как и во всей системе права, её подсистемы имеют частично отрасли права, а ещё правовые институты и нормы, принимаемые на данном уровне правового регулирования.
1.3. Институт права
    В свою очередь, ветвь права разделяется на отдельные взаимосвязанные основополагающие, коими числятся институты права.
    Институт права — это составляющая системы права, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих однородную группу социальных отношений. Отличие института от отрасли заключается в том, что он регулирует только отдельные стороны общественных отношений, к примеру, лишь только алиментные отношения.
    По своему содержанию институты права складываются простые и сложные. Банальный институт включает в себя юридические нормы одной ветви права. К примеру, институт прекращения брака в семейном праве, институт залога в гражданском праве и др.
    Трудный, или же комплексный институт права представляет даёт собой совокупность норм, входящих в состав всевозможных секторов права, но регулирующих взаимосвязанные схожие отношения. Обычным случаем считается институт собственности, который является предметом регулирования конституционного, гражданского, семейного, административного и кое-каких других отраслей права. В рамках сложного института отличаются так называемые субинституты.
    Не считая уже названных, принято выделять материальные и процессуальные институты, охранительные и регулятивные.
    В одном ряду с институтами, действующими в границах отрасли права, есть, хотя и малочисленные, институты, вбирающие в себя нормы нескольких секторов права. В научной и учебной юридической литературе их именуют перемешанными институтами.
    Создадим изначальный вывод, собственно что правовой институт — это обособленный комплекс юридических норм, которые считаются своеобразным элементом отрасли права и регулируют не слишком заметный круг однородных общественных отношений.
1.4. Норма права.
    Нормы права являются почвой, базисом всякой системы права. Это как строительный материал, из которого формируются все отрасли и институты права. Нормы права являются первичными элементами системы права. Они исходят, издаются или же санкционируются государственными органами от государства и предполагают собой общеобязательные критерии поведения. Нормами права регулируются не все, а только более значимые для жизнедеятельности всего общества и граждан отношений. Собственно что же касается других общественных отношений, то они регулируются неправовыми нормами.
    Присутствие всех данных компонентов, конкретным образом находящихся и взаимосвязанных меж собой, формирует эффективную юридическую систему: укрепление в Конституции РФ права на информацию, в федеральном законодательстве — корреспондируемых ему обязательств и наказаний, обеспечивающих их выполнение, — это значит и  юридическую гарантированность и реализуемость конституционного права людей.
    Связанность норм, институтов и секторов права в единый нормативно-юридический комплекс выделяет слаженный системный эффект. Право, этим образом, оказывает воздействие на регулируемые отношения всей совокупностью юридических средств, добиваясь этим самым необходимого юридического итога, достижения целей и задач правового регулирования. Чем согласованнее меж собой составляющие системы права, тем ощутимее оказывается общественная отдача права.
    Принимая законодательный акт, законотворческий орган должен вписать его в действующую систему права, не нарушая её единства и гармонии. Не принятый системой права закон не только лишь бездействует, но и зачастую показывает активность в режиме «эффекта бумеранга».
    Системное возведение права говорит законодателю о тех актах, которые присутствуют в противоречии с его системной организацией, даёт представление об отсутствующих компонентах, разрешает выявить пробелы в законодательстве.
    В правоприменительной работе системный принцип права разрешает верно объяснить и использовать норму права. Без сомнения смысл системной организации права для систематизации законодательства, приведения его в упорядоченную и слаженную систему.

Глава 2. Соотношение системы права, правовой системы и системы законодательства
    Систему права не корректно смешивать с иным, ближайшим, но не схожим ей явлениям и понятиям - правовой системой. Рассматривая понятие "система права" необходимо отличать его от, казалось бы, похожего, понятия "правовая система". Правовая система — более обширное понятие, чем система права. Она представляет собой общую совокупную связей права, правовой идеологии и юридической практики. Правовая система - это объединение взаимосвязанных, слаженных и взаимодействующих правовых средств, регулирующие общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития того или иного государства. Правовая система определяет оригинальность права того или иного конкретного государства. В зависимости от того, какой из составляющих правовой системы играет решающую роль, выделяют семьи правовых систем:
* романо-германскую, где главенствующую роль в качестве источника права играет нормативно-правовой акт;
* англо-саксонскую - здесь доминирующее значение имеет юридическая практика, прецедент;
* мусульманскую, где определяющее место занимает мусульманская религия.
    Правовую систему можно определить как взятые в единстве основные правовые явления конкретной страны:
    1) собственно право и выражающее его законодательство;
    2) правовая идеология;
    3) юридическая практика в её широком смысле (правоотношения, учреждения, акты реализации и т.д.). 
    Эти структурные элементы правовой системы позволяют совместить нормативный (законодательный), идеологический (духовный) и "фактический" (конкретно-практический) аспекты правовой действительности в их главных, конститутивных (основополагающих) для данной правовой общности измерениях.
    Под "правовой идеологией" теория права осознаёт систематизированное научное выражение правовых взоров, представлений, правовых притязаний конкретных классов общества. Правовая идеология считается составной частью правосознания. 2-я доля данного явления - правовая психология.
    В правовую идеологию входят появление духовного, мировоззренческого характера - юридическая наука, правовые мнения, правовые основы, правовая цивилизация, правовая политика и т.д.
    Юридическая практика является важным элементом правовой системы. Она связана с деятельностью и накопленным при этом опытом компетентных органов, должностных лиц и граждан по изданию и реализации этих юридических норм. Юридическая практика является определенным результатом правотворческой или правоприменительной деятельности. Каков этот итог, такова и степень надёжности и эффективности правовой системы. Правовая система формируется для обычного человеческого бытия, и юридическая практика как завершающий её элемент наглядно демонстрирует, собственно что предполагают собой юридические нормы в действительности и как они используются.
    Юридическая практика в свою очередь воздействует  на иные составляющие правовой системы. В соответствии с потребностями юридической практики корректируется законодательство, улучшается правоприменительная работа. В то время, как  всякая юридическая практика и не все её правоположения считаются прогрессивными, верными и применяются для улучшения законодательства.
    В современном мире, как правило различают следующие правовые массивы: Национальная правовая система - это конкретно-историческая совокупность права, юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Национальные правовые системы могут быть синтезированы в правовую семью. В понятии национальной правовой системы, в одним ряду с собственно правом, весомую роль могут играть либо судебная юридическая практика, либо правовая идеология.
    Правовая семья - это совокупность национальных правовых систем. Эта совокупность определяется общностью источников, структуры права и исторического пути его формирования. Основными правовыми семьями на нашей планете являются:
* семья нормативно-законодательных систем континентальной Европы - романо-германское право - в этих системах на первом месте стоит закон. Романо-германская правовая семья охватывает большинство стран Европы (Италия, Франция, Германия и т.д.). К этой семье примыкает латиноамериканское право, правовая система Японии, скандинавское право;
* семья нормативно-субъективных, англо-саксонских правовых систем - прецедентное право Великобритании, США и ряда других стран - в этих системах доминирующее значение имеет судебная, юридическая практика, прецедент, который выполняет служебную роль нормы права;
* семья религиозно-традиционных систем - мусульманское право, индусское право, обычное право стран Африки, дальневосточное право - эта семья охватывает 4/5 планеты.

    2.1. Система законодательства и ее соотношение с системой права
    Понятие и элементы системы законодательства. Система права со своими отраслями, объединяющими нормы права, выступает как внутреннее содержание, а система законодательства - внешняя форма, в которую облекаются нормы права.
    Система права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотраслей и отраслей права.
    Система законодательства это внутренняя структура законодательства, состоящая из взаимосвязанных нормативно-правовых актов в той или иной области общественной жизни.
    В философском плане система права и система законодательства соотносятся между собой как содержание и форма. Система законодательства является внешним выражением системы права. Она формируется путем издания и систематизации правовых актов.
    Выделяют следующие системы законодательства:
* горизонтальная система законодательства обусловлена предметом правового регулирования - конкретными общественными отношениями. Выделяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (например, трудовое законодательство - трудовое право, гражданское процессуальное законодательство гражданское процессуальное право);
* вертикальная система законодательства отражает иерархию государственной власти и нормативно-правовых актов по их юридической силе. Во главе системы находится Конституция, затем идут законы, декреты президента, указы президента, постановления правительства, нормативные акты местных органов власти, локальные нормативные акты;
* комплексная система законодательства складывается в зависимости от объекта правового регулирования (например, природоохранительное законодательство, экологическое законодательство).
    Между системой права и системой законодательства, несмотря на их взаимосвязанный характер имеются различия:
    Во-первых, система права и система законодательства не совпадают по кругу источников, в которых они выражены
    - система законодательства воплощена в законодательстве, иных нормативно-правовых актах;
    - система права находит воплощение не только в позитивном праве, но и отображена в обычном праве, неписаных принципах права и аксиомах, международно-правовых актах, имеющих рекомендательный характер, договорах нормативного содержания, судебных прецедентах и даже в правосознании.
    Во-вторых, первичным элементом системы права является норма, а первичным элементом системы законодательства - статья нормативного акта.
    В-третьих, система права выступает в качестве содержания, а система законодательства - в качестве формы.
    В-четвертых, система права служит исходной базой для системы законодательства.
    В-пятых, система права имеет только горизонтальное, то есть отраслевое строение, а система законодательства еще и вертикальное.
    В-шестых, система законодательства не охватывает всего разнообразия нормативности, а право помимо законодательства оформляется в юридических обычаях, нормативных договорах, юридических прецедентах. Законодательство кроме формулировок норм включает и иные элементы - преамбулы, названия разделов, глав, статей и т. д.
    В-седьмых, каждая отрасль в системе права имеет свой предмет и метод правового регулирования. Отрасли законодательства такими объединяющими началами не обладают.
    Анализ законодательства, а прежде всего ст. 71, 72 Конституции РФ позволяет выделить три группы отраслей законодательства:
    1. одноимённых с отраслями права (уголовное, гражданское, земельное и др.); 
    2. комплексные отрасли законодательства — отрасли, состоящие из норм различных отраслей права: административного, гражданского, уголовного. 
    К комплексным отраслям следует отнести хозяйственное право, аграрное или сельскохозяйственное и некоторые другие;
    3. отрасли законодательства, то есть привязанные к соответствующим сферам государственного управления и сферам государственной деятельности - законодательство о водном, воздушном, железнодорожном транспорте, об образовании и т.д.
    Отсюда количество отраслей законодательства значительно превышает число отраслей права. Общеправовым классификатором отраслей российского законодательства, утвержденным Указом Президента РФ, охватывается 48 таких отраслей.
    В свою очередь, система права явление объективного порядка. Она складывается как результат адаптации созданного отраслевого законодательства к объективно существующей системе общественных отношений и определяется в своем существовании закономерностями их развития. Законодатель участвует в формировании отрасли права, но решающее значение в процессе ее становления принадлежит внутренним закономерностям исторически сложившихся общественных отношений, их дифференциации по степени социальной значимости. Поэтому, как отмечается в научной литературе, возможны различные варианты соотношения отраслей законодательства с отраслями права:
    а) отрасль права получает выражение в соответствующей отрасли законодательства (например, уголовное право и уголовное законодательство; уголовно-процессуальное право и уголовно-процессуальное законодательство);
    б) часть норм отрасли права выражена в одной или нескольких отраслях законодательства, а другая – в одной или нескольких комплексных отраслях законодательства (например, соотношение норм гражданского и административного права в структуре земельного, банковского, предпринимательского права);
    в) отрасль законодательства состоит из комплексных (межотраслевых) правовых институтов (например, хозяйственное, экологическое законодательство)3 [11, с. 339; 1, с. 304].
    Система законодательства в широком смысле выглядит как совокупность законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Система же права включает в себя кроме законодательства также источники права, санкционированные государством. Такое значение имеют правовые обычаи, договоры с нормативным содержанием, нормативные акты общественных объединений, религиозные догматы, правовая доктрина, нормы и принципы международного права и т. д. Все это существенно расширяет содержание системы права, а также свидетельствует в пользу ее объективно формируемого характера.
    С учетом всего изложенного можно предложить следующее определение системы права. Она есть объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение права, выражающееся в объединении и расположении нормативного материала по институтам и отраслям права.
    Представление относительно объективного характера системы права, складывающейся в результате отражения в праве господствующих в обществе экономических отношений, сложилось в отечественной науке в 40-х гг. прошлого столетия и просуществовало практически до конца XX века. Однако опыт проведения кодификационных работ, как в советский период, так и в постперестроечной России, а также ряд очередных дискуссий по этой проблеме (1956–1958, 1982 гг.) позволяют несколько по-иному взглянуть на систему права. Основной вывод в этом вопросе состоит в том, что не следует излишне принижать роль законодателя в формировании системы права и, следовательно, противопоставлять или резко отрывать понятия системы права от системы законодательства, поскольку это достаточно близкие и тесно связанные между собой явления правовой жизни и категории юридической науки. Но вряд ли целесообразно и отождествлять их, как это предлагал Р.З. Лившиц4.
    Практически такое отождествление допускает Ф.М. Раянов,5 утверждая, что различие между системой права и системой законодательства состоит в том, что первая показывает целостное строение норм права, а вторая – строение источников права, что «отрасл.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Экспресс-оплата услуг

Если у Вас недостаточно времени для личного визита, то Вы можете оформить заказ через форму Бланк заявки, а оплатить наши услуги в салонах связи Евросеть, Связной и др., через любого кассира в любом городе РФ. Время зачисления платежа 5 минут! Также возможна онлайн оплата.

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44