VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие рынка труда

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008082
Тема: Понятие рынка труда
Содержание
ВВЕДЕНИЕ

Трудовая деятельность предполагает определенные взаимоотношения между людьми, складывающиеся по поводу и в процессе участия, а также при распределении результата труда. Благодаря этому взаимодействию труд приобретает общественную форму. Изменение характера и содержание труда основано не только на эволюции орудий, предметов и способов труда, но и не в меньшей степени на преобразовании роли и положения работника и отношений между работником, работодателем и государством. 

В настоящее время, если собственник рабочей силы участвует в процессе труда в качестве наемного рабочего или является собственником средств производства и принимает непосредственное участие в трудовой деятельности, то он считается занятым.

Рынок труда, в свою очередь, представляет собой систему общественных отношений по согласованию интересов носителя рабочей силы (занятого или желающего найти работу), работодателей и государства, функционирующих на основе законодательства, действующего в данный период времени и сформированного при участии и с учетом интересов всех субъектов рынка труда. 

Только соблюдение интересов всех сил, участвующих на рынке труда, при формировании мер государственной социально-трудовой политики позволит сочетать приоритеты развития экономики и хозяйствующих субъектов с необходимостью полноценного воспроизводства трудовых ресурсов, совершенствования системы оплаты труда, улучшения условий труда и социальной защиты работников.

Государство на рынке труда в настоящее время может присутствовать в качестве работодателя или инвестора (при финансировании программ в социально-трудовой сфере). Однако главная его функция в условиях рыночной экономики – это сочетание и регулирование интересов работников и работодателей в целях формирования оптимальной занятости и создание условий для развития социально-трудовых отношений на основе социального партнерства субъектов рынка труда.

Роль органов власти в управлении процессом занятости населения все растет, поэтому новые задачи, стоящие перед ними, требуют улучшения и усовершенствования их информационного обеспечения. Основные направления и методы государственного управления занятостью населения свидетельствуют о необходимости постепенной трансформации курса экономического развития на социальные ориентиры. А это означает, что экономика должна функционировать для человека, а не наоборот, что защита социальной среды должен стать приоритетом для государственной политики занятости.

Проблема занятости и безработицы населения является на сегодня одной из центральных проблем в мире.

С переходом России к рыночным отношениям возникновение безработицы обуславливают все новые социально-экономические проблемы. Использование ресурсов рабочей силы не обеспечивает достижения необходимых производственных результатов. Реализация государственной политики занятости населения требует аккумулирования информации о состоянии занятости трудоспособного населения.

Согласно Конституции Российской Федерации (п. 1 ст. 37) занятость связана с реализацией права человека «свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».

Показатель безработицы, по мнению многих современных исследователей, является одним из тех, что характеризуют уровень состояния экономики страны, региона, а также ее эффективность. Поэтому, исследование особенностей формирования и поиск путей взаимосвязанного развития показателей занятости и безработицы на рынке труда имеет особенное актуальное значение на современном этапе развития страны.

Цель работы – исследовать государственное регулирование труда в России.

В соответствии с поставленной целью целесообразно решить следующие задачи:

1.	Изучить понятие рынка труда.

2.	Описать основные характеристики рынка труда.

3.	Рассмотреть понятие безработицы, ее формы и причины.

4.	 Проанализировать механизм государственного регулирования рынка труда.

5.	Исследовать основные направления решения проблем занятости и безработицы в России.

Основными методами, примененными в ходе работы стали как общенаучные, так и частнонаучные: исторический метод, диалектика, сравнительный метод, формально-логический и др.

Структура работы, определенная целями и задачами исследования, включает в себя введение, две главы, включающие пять параграфов, заключение и список использованной литературы.



































ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РЫНКА ТРУДА

Понятие рынка труда.

Понятие «рынок труда» всегда привлекало внимание ученых и практиков в области философии, социологии, психологии, экономики. Исследователи рассматривали и анализировали рынок труда через призму собственных взглядов, убеждений, объектов исследования. Именно этим и объясняется вполне естественное многообразие определений данного понятия, а взгляды многих исследователей этой сферы можно рассматривать как взаимодополняющие, такие, которые не противоречат друг другу.

Рынок труда является той экономической категорией, с помощью которой на основе соотношения спроса и предложения регулируется уровень занятости и средняя заработная плата.

В соответствии с законодательством Российской Федерации, рынок труда определяется как система правовых, социально-трудовых, экономических и организационных отношений, возникающих между особами, которые ищут работу, работниками, профсоюзами, работодателями и их организациями, органами государственной власти в сфере удовлетворения потребности работников в занятости, а работодателей - в найме работников соответствии с законодательством.

Как экономическая категория рынок труда длительный промежуток времени рассматривался явлением характерным только капиталистическому обществу, а безработица считалась обычным социальным явлением, которое порождалось возникновением противоречий между трудом и капиталом. Переход капитализма в монополистическую стадию развития обусловил осложнение экономических отношений и наложил свой отпечаток на развитие современного производства.

Многими экономистами при определении понятия «рынок труда» большое внимание отводится сфере обмена, благодаря которой осуществляется процесс купли-продажи товара. 

Рынок труда - это сфера, в которой формируются и реализуются товарно-денежные и социальные отношения по поводу купли-продажи рабочей силы. 

Считаем нецелесообразным ограничивать рынок труда лишь сферой обмена, ведь при этом социальные и личностные потребности работников становятся второстепенными. К тому же рынок труда способствует воспроизводству рабочей силы, лежит в основе экономической сути рыночных процессов.

В современных условиях хозяйствования наблюдается усиление роли человеческого фактора. В процессе управленческих революций на смену работника как «экономического» человека пришел работник как «био-социальная» личность с четко сформированной позицией относительно общественного строя, коллектива, труда. 

Работник как динамическое единство биологического и социального стал важным субъектом современной общественной жизни. При этом выдвинуты высокие требования к квалификации работников, профессиональному уровню подготовки, высококачественному выполнению работ; активизировалась предпринимательская деятельность в направлении профессиональной подготовки кадров. Такое явление, как безработица, стало регулируемым процессом рыночной экономики благодаря содействию экономических, социальных и политических факторов.

Сейчас рынок труда представляет собой сложную систему экономических, политических, общественных отношений, отражающих современный уровень развития и согласования интересов участников рыночных отношений (государства, предпринимателей, работников) по купле-продаже рабочей силы.

Рабочая сила выступает основным товаром на рынке труда и является неотъемлемой от работника, ведь представлена физическими и духовными способностями, которые человек использует в процессе производственной деятельности. 

Вступая в экономические отношения на рынке труда, продавцы и покупатели не могут приобрести труд, поскольку его не существует. Работодатель может взять в аренду только способность человека к труду при условии справедливой оплаты за определенный период. В таком случае работник продает способность к труду, то есть рабочую силу, а работодатель оценивает результат труда, за который должен осуществить окончательный расчет; тогда потребленный товар «рабочая сила» выступает общественно полезным.

Структурными элементами рынка труда выступают спрос на рабочую силу, предложение, стоимость и цена рабочей силы. Спрос создают работодатели, которые нанимают рабочую силу; он отражает общую структуру потребностей страны со стороны предприятий, учреждений, организаций. Предложение на рынке труда зависит от общественной и демографической ситуации в стране, возраста, пола, образования, квалификации работника. Как и любой товар, рабочая сила имеет свою стоимость и цену.

 Заработная плата наемного работника и является той ценой, по которой он продает свою рабочую силу. Работник определяет заработную плату как трудовой доход, необходимый для создания условий воспроизводства рабочей силы; предприятие рассматривает заработную плату как структурный элемент затрат на производство и определяющий фактор материальной заинтересованности в получении эффекта от деятельности.

Рынок труда целесообразно рассматривать как систему, поскольку он характеризуется совокупностью взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, образующих единое целое, при этом обладающее свойствами, не характерными для отдельно взятых элементов.

Также рынок труда является сложной системой. Докажем это посредством соотнесения рынка труда перечисленным ниже определениям сложности. Рынок труда удовлетворяет условиям определения сложности, согласно которому сложность связана с большими размерами системы. 

Сложная система рынка труда также является социально-экономической, поскольку имеет в своей основе совокупность взаимосвязанных социальных и экономических субъектов и отношений, возникающих в связи с потреблением и распределением материальных и нематериальных ресурсов, производством, распределением, обменом, потреблением товаров и услуг.

Сложная социально-экономическая система рынка труда удовлетворяет важнейшим свойствам сложных социально-экономических систем, среди которых:

массовый характер экономических явлений и процессов (при построении экономических моделей необходимо опираться на массовые наблюдения);

динамичность экономических процессов (структура и параметры социально-экономических систем изменяются под влиянием внешних факторов окружающей среды);

неопределенность и случайность в развитии экономических явлений и процессов, применение которых базируется на теории вероятностей и математической статистике;

невозможность изоляции от окружающей среды процессов, протекающих в социально-экономических системах, для их изучения в «чистом виде»;

эмерджентность (наличие у социально-экономической системы таких свойств, которые не характерны для составляющих систему элементов, взятых в отдельности, т.е. вне системы);

способность социально-экономических систем к 88 активным, иногда непредсказуемым действиям, а также ее активная реакция на появление новых факторов.

Рынок труда в качестве составной части рыночной экономики может выражаться в виде механизма согласования интересов работодателей и наемной рабочей силы. Это социально-экономическая категория, которая включает в себя исторически специфический сложившийся общественный механизм, реализующий заданный комплекс социально-трудовых отношений, вызывающий установление и соблюдение баланса интересов между предпринимателями, государством и трудящимися.

Рынок труда - совокупность социально-трудовых отношений, присутствующих между продавцами и покупателями по поводу использования рабочей силы и условий найма.

Центральным отношением, выражающим суть данной совокупности, выступает определенное отношение относительно обмена активной рабочей силы на средства, то есть на реальную оплату труда (номинальную зарплату, которая учитывает цены на товары, имеющиеся в жизненных средствах).

Создание этого отношения осуществляется на базе действия механизмов спроса и предложения товаров жизненных средств и рабочей силы. В этом процессе принимает участие государство. Оно регулирует минимальную заработную плату, а также величину пособия по безработице, продолжительность рабочего дня и ряд других параметров. Механизм реализации социальных трудовых отношений выступает как государственно-рыночный. При этом достигается баланс интересов трудящихся, государства и работодателей.

С точки зрения воспроизводства рабочей силы выделяют совокупность социально-трудовых отношений относительно условий занятости, условий применения работников в производстве, что представляет собой рынок труда в узком смысле (иначе говоря – внутрифирменный рынок). Он описывает рыночные отношения на предприятии, фирме по поводу стоимости труда и времени использования. 

Понятие «рынок труда» показывает структуру и количественную сторону занятых и является частью целого, то есть понятия «рынок труда» как качественной характеристики, определяющей сущность совокупности отношений рабочей силы.

Таким образом, рынок труда – динамическая система, которая включает комплекс социально-трудовых отношений, касающихся условий найма, применения и обмена на жизненные средства рабочей силы, а также механизм предложения и спроса, механизм его самореализации, функционирующий на базе информации, поступающей в качестве изменений цены труда.





Основные характеристики рынка труда.

Основными составными элементами рынка труда являются совокупный спрос, охватывающий потребность экономики в рабочей силе и совокупное предложение, охватывающее наемную рабочую силу экономически активного населения.

Структура рынка труда в зависимости от поставленных целей анализа может определяться различными признаками.

Отталкиваясь от критерия минимума числа элементов, можно выделить следующие:

1)	Экономические программы, юридические нормы и решения, принятые субъектами (нормы, правила, законодательные акты, регулирующие взаимоотношения между участниками рынка);

2)	Рыночная инфраструктура;

3)	Субъекты рынка труда (работодатели, наемные работники, государство);

4)	Рыночный механизм (предложение, спрос рабочей силы, ее цена, конкуренция);

5)	Социальные выплаты и безработица.

Государство в качестве субъекта рыночных отношений представлено региональными, федеральными органами власти, а также отраслевыми органами управления. Выполняет следующие функции:

законодательные, связанные с созданием основных юридических правил;

социально-экономические, отвечающие за обеспечение полной занятости посредством стимулирования создания во всех направлениях экономики рабочих мест;

регулирования рынка труда рядом косвенных методов;

ролевые (функции работодателя на государственных и муниципальных предприятиях);

защиты прав субъектов рынка труда.

Нормативно-программная регламентация - юридические нормы и экономические программы, социальное партнерство (трипартизм). Рыночный механизм включает в себя элементы: спрос на труд (рабочую силу), предложение труда (рабочей силы), цена труда (рабочей силы). 

Рыночный механизм - это взаимодействие и согласование разнообразных интересов работодателей и трудоспособного населения, желающего работать по найму, на основе информации, получаемой в виде изменений цены труда (функционирующая рабочая сила). Безработица сопровождает рынок труда, происходит постоянное высвобождение рабочей силы. 

Рыночная инфраструктура - совокупность институтов содействия занятости, профессиональной подготовки и переподготовки, профориентации трудоспособного населения (фонды занятости, биржи труда). 

Характеристиками рынка труда выступают предложение рабочей силы, т.е. контингент незанятого населения, ищущего работу, и спрос на рабочую силу или неукомплектованные рабочие места, отражающие неудовлетворенную часть общей потребности работодателей в наемных работниках.

В соответствии с моделью дуального рынка труда (М. Пайор и П. Доринджер) экономика состоит из двух секторов: первичного и вторичного. Мобильность рабочей силы между секторами экономики затруднена, т.к. характеристики рабочих мест в каждом из секторов не соответствуют характеристикам рабочих мест из другого сектора. Работники, попавшие во вторичный сектор, обречены на выполнение низкоквалифицированной работы. 

Рабочие места в первичном секторе предъявляют к работникам некоторые требования (в области производственной дисциплины). Имеет место статистическая дискриминация, когда работнику отказывают в получении места в первичном секторе. 

В развитых странах значительную долю занятых во вторичном секторе составляют представители расовых и национальных меньшинств и эмигранты. Вторичный рынок труда описывается неоклассической моделью равновесного рынка с совершенной конкуренцией, в которой имеет место купля-продажа трудовых услуг однородно низкого качества, число независимых продавцов и покупателей велико.

Английский экономист Г. Стэндинг выделяет пять сегментов рынка труда:

 - рынок специалистов наиболее высокой квалификации; 

- рынок квалифицированных кадров; 

- рынок труда рабочих профессий (темп роста заработной платы отстает от роста цен); 

- рынок труда малоквалифицированных работников (предложение, как правило, всегда превышает спрос); 

- остаточный рынок труда (безработные, женщины, молодежь). 

Рынок труда в России также обладает четкой сегментированностью: 

- административная элита, директора (первый сегмент); 

- работники науки и культуры (второй сегмент); 

- работники в промышленности, строительстве и на транспорте (третий сегмент); 

- посредническая деятельность (четвертый сегмент). 

В результате для рынков труда характерно состояние неравновесия, а различие состоит не в квалификации, а в наличии полноценных рабочих мест. 

На формирование рынка труда оказывают влияние следующие факторы:

а) факторы, воздействующие на спрос рабочей силы:

- состояние экономической конъюнктуры,

- научно-технический прогресс;

б) воздействующие на предложение рабочей силы:

- демографические процессы,

- степень и особенности трудовой экономической активности

социально-демографических и этнических групп населения,

- потребности личности,

- процессы миграции;

в) воздействующие на формирование и функционирование рынка труда:

- развитие инфраструктуры рынка труда,

- деятельность правительства на рынке труда.









ГЛАВА 2. ПОЛИТИКА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ЕЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

2.1 Понятие безработицы, ее формы и причины

Понятие безработицы является одним из ключевых, характеризующих экономическую ситуацию в стране. Оно определяется в процентном соотношении численности официально не трудоустроенных граждан к общему числу трудоспособного населения. Для экономики, по сути, она означает, что есть свободные трудовые ресурсы, не задействованные в производстве. К тому же часть получает пособие по безработице. А для обычных людей это – сложности в трудоустройстве, отсутствие возможности реализовать себя в труде и заработать достойные деньги.

Безработица – социально-экономическое явление, вызванное нестабильностью в макроэкономике. Когда говорится о безработице в стране или городе, имеется в виду, что количество безработных трудоспособных граждан превышает количество вакансий. Для индивида, безработица – невозможность найти подходящую для себя работу.

Вопрос о причинах появления безработицы не приобрел в научном плане однозначной трактовки. Более того, в рамках различных школ глубина анализа данной проблемы оказалась весьма дифференцированной. Наиболее фундаментальный подход к объяснению основ данного явления прослеживается в школе марксистской политической экономии.

Можно выделить следующие виды безработицы:

1. Фрикционная безработица.

Фрикционная безработица имеет определенную продолжительность: началом ее является увольнение с прежней работы, а окончанием – поступление на новую должность. Работник увольняется по собственному желанию или по приказу руководителя, не найдя заранее новую работу по своей специальности. Именно поэтому он оказывается временно безработным.  

К этому виду безработицы относят и период, когда выпускник учебного заведения находится в поиске работы после завершения учебы.

2. Структурная безработица.

Изменяются технологии, появляются новые предложения, товары, услуги, поэтому в обществе периодически возникает потребность в новых профессиях. Работодатели вынуждены увольнять одних работников, чтобы принять других. Выходом из такого рода безработицы является переобучение и приобретение новой профессии.

Когда в производство внедряются новые технологии, способные полностью заменить человека на его рабочем месте, происходит массовое увольнение работников. Иногда специальность «вымирает» полностью. Так как научно-технический прогресс не стоит на месте, структурная безработица – неотъемлемое его последствие.

3. Циклическая безработица.

Циклическая или конъюнктурная безработица обусловлена конкуренцией на рынке товаров и услуг. Когда спрос на определенный товар падает, производитель вынужден сокращать выпуск продукции и увольнять работников.

Так как экономика переживает спады и подъемы постоянно, такой вид безработицы цикличен. В условиях экономического кризиса, многие предприятия вынуждены сокращать производство из-за уменьшения спроса на товары и услуги, отсюда и массовая безработица в этот сложный период жизни общества.

4. Сезонная безработица.

Некоторые виды работ привязаны к определенному периоду, сезону. К примеру, сельскохозяйственные работы, строительство, рыболовство и другие. Сезонный работник несколько месяцев ударно трудится, а потом несколько месяцев является безработным.

5. Частичная безработица

Частичная безработица характеризуется неполной занятостью работника: неполный рабочий день, сокращенная рабочая неделя. С одной стороны, за работником сохраняется рабочее место, а с другой – он вынужден искать еще одну работу или подработку.

Одни люди самостоятельно ищут работу, другие – прибегают к помощи друзей и знакомых, третьи – обращаются за помощью в центр занятости.

Найти подходящую работу, которая бы приносила как материальные, так и моральные блага, бывает очень непросто, но это возможно, главное – целеустремленность.

В экономической теории выделяют пять основных причин безработицы:

- структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы;

- экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых;

- политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда - повышение минимального размера заработной платы снижает спрос на рабочую силу;

- сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики;

- изменение в демографической структуре населения трудоспособного возраста.

Безработицу можно классифицировать в зависимости от ее причин:

- безработица в результате потери работы после увольнения;

- вследствие добровольного отказа от работы;

- связанная с выходом на рынок труда после перерыва;

- безработица в связи с выходом на рынок труда впервые.

По причинам возникновения выделяют циклическую безработицу, связанную с фазами циклов воспроизводства, в частности, с фазами кризиса и депрессии; сезонную безработицу, которая характерна для сельского хозяйства, туристического бизнеса, некоторых промыслов, вызвана природными факторами, легко прогнозируется.

Реальную проблему сезонная безработица представляет только в тех регионах, в которых превалирующими являются указанные виды экономической деятельности.

Классификация безработицы по другим критериям:

- по степени учета - реальная, официально регистрируемая;

- характеру проявления - открытая, скрытая (латентная);

- степени охвата экономики - общая, региональная, отраслевая;

- социально-экономическому составу безработных - половозрастная (среди женщин, молодежи и т. д.), профессиональная, среди социально неустроенных групп населения (инвалиды, бывшие заключенные), этническая.

В развитых странах основу безработицы составляют ее фрикционный и структурный подвиды, для России основная проблема - циклическая безработица с элементами структурной в виде ненужности части рабочей силы для переходной экономики.





2.2 Механизм государственного регулирования рынка труда.

Государственная политика занятости включает следующие задачи:

- развитие трудового рынка;

- обеспечение равных взаимоотношений всем гражданам РФ, независимо от пола, национальности, возраста;

- создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и развитие человека;

- поддержка трудовых и предпринимательских институтов граждан, осуществляемых в рамках законности;

- содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

- обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение социальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды и другие);

- предупреждение массовой безработицы и сокращение ее длительности;

- поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места;

- международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, трудовая деятельность за пределами территории РФ.

Все меры государственной политики занятости могут быть разделены на две группы:

- активные меры нацелены на снижение уровня безработицы и повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рабочее место путем проведения мероприятий, связанных с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников, и сохранения рабочих мест. Это обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости); организация новых рабочих мест через систему общественных работ и др.;

- пассивные меры направлены на сглаживание негативных последствий безработицы, предполагающие ответственность государства за положение субъектов на рынке труда и включающие регистрацию ищущих работу, страхование от безработицы, не денежные формы поддержки безработных и др.

Механизм государственного регулирования рынка труда допускается расценивать как подсистему общего механизма регулирования экономической системы в целом. Это как «механизм равновесия». 

Государство, регулируя трудовые отношения, должно вести все действия прозрачно и открыто. 

Государственное регулирование рынка труда осуществляется по следующим направлениям: 

программы, нацеленные на создание наибольшего количества рабочих мест в государственном секторе; 

программы, позволяющие подготовку и переподготовку рабочей силы; 

программы, помогающие трудоустройству рабочей силы; 

правительственные программы по социальному страхованию от безработицы.

Все методы государственного механизма регулирования рынка труда можно классифицировать: 

1. Административные, содержат меры запрета, разрешения или принуждения (например, регулирование демографических и миграционных процессов, образование рабочих мест). Административные методы – необходимый элемент хозяйственной деятельности. 

2. Экономические, оказывают воздействие на участников рынка труда, стимулируя их экономически. Поэтому получается достигнуть эффективной занятости путем корректировки поведения участников. 

Государство непосредственно влияет на направление развития рынка труда. Делается это следующими инструментами: налогообложение фонда оплаты труда, государственное финансирование мероприятий по трудоустройству, налоговые льготы предприятиям создающим рабочие места, государственные инвестиции, государственные заказы предприятиям и т. д. Пользуясь инструментами денежно-кредитной и фискальной политики, государство способно повысить занятость трудовых ресурсов в экономике страны.

 3. Организационные, используются государством для формирования социально-экономических условий всем участникам рынка труда. В качестве инструментов применяются: прогноз рынка труда, создание территориальных схем развития, организация работы служб занятости населения и т.д. Разработкой и реализацией данных инструментов занимаются органы государственной власти каждого субъекта РФ.

 4. Законодательные, играют существенную роль в государственном механизме регулирования рынка труда. Государственная политика традиционно основывается на законодательстве и имеет нормативно- правовое исполнение. Это потому что для эффективного функционирования рынка требуются законодательные акты, нормы и правила. 

5. Информационные, к их инструментам относятся: база данных о вакансиях, единая информационная система, информационное взаимодействие с другими субъектами. Посмотрев на российское «реформирование», можно убедиться, что безработица и инфляция приобретают не обратную связь, а наоборот прямую. 

Несмотря на рост безработицы цены постоянно растут. Это рушит представления надежности рыночного регулятора. Данное приводит к результату, что российский рынок труда в переходный период развивается со своими специфическими особенностями, они в свою очередь назначают стратегию и тактику его регулирования. 

По критерию развития многоукладности экономики регулирование занятости и безработицы становится все сложнее. За помощь в занятости населения отвечают Федеральная служба занятости и его подразделения в субъектах РФ. Эти службы занимаются следующими видами деятельности: 

? регистрация граждан, находящихся в поиске работы; 

? поиск информации о вакантных рабочих местах; 

? консультация граждан о состоянии рынка труда, о его возможностях в этом регионе; 

? содействие в поиске и подборе подходящей работы; 

? грамотная оценка трудовых качеств безработного; 

? работа направленная на поиск профориентации; 

? отправление безработных на обучение и переподготовку; 

? распределение рабочих мест для слабо защищенных слоев населения; 

? всяческая поддержка в предпринимательской деятельности и самозанятости; 

? выплаты компенсаций с целью сдерживания массовых увольнений; 

? снабжение граждан информацией и другого рода, включая подходящих данному гражданину программах содействия занятости, и прочие виды социальных услуг. 

Проблема региональной занятости, по своей сути, может рассматриваться как процесс становления «гибкого» рынка. Гибкость в конкретном случае будет определяться в способности рыночных структур быстро и адекватно реагировать на изменение цен, спроса и предложения труда, что выражает изменение численности, качества и цены труда. Подобный рынок позволит стимулировать активность в трудовой деятельности населения, а также улаживать территориальные непропорциональности (за счет встречного движения факторов производства: труда, капитала и природных ресурсов).





2.3 Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России.

Проблема занятости, оказывающая существенное влияние на политическую и социально-экономическую ситуацию в стране, в наши дни становится неотъемлемой частью современной жизни российских граждан. Занятость населения представляет собой важнейшее направление социально-экономического развития общества, соединяющее в себе социальные и экономические результаты функционирования всей экономической системы. Помимо этого, занятость является своеобразным индикатором, который позволяет судить о благополучии страны, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения.

К числу основных задач в политике занятости можно отнести:

создание условий для повышения благосостояния граждан (увеличения доходов);

обеспечение рациональной занятости граждан, регулирование баланса спроса и предложения;

повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы (содействие непрерывному образованию – современная тенденция).

Механизм регулирования рынка труда формируется государством в целях реализации им своих функций на рынке труда: создание законодательных основ, посредством которых определяется поведение субъектов рынка труда, и происходит формирование его инфраструктуры. Механизм регулирования рынка труда представляет собой подсистему механизма регулирования социально-экономической сферы в целом. 

Не следует смешивать функции государства на рынке труда и задачи, которые решаются в процессе взаимодействия работников, работодателей и государства, то есть в процессе функционирования механизма рынка труда. 

Эффективность работы механизма функционирования рынка труда определяется тремя составляющими: 

уровнем развития инфраструктуры рынка труда; 

полнотой и прозрачностью законодательства в социально-трудовой сфере; 

типом социально-трудовых отношений.

Поэтому необходимо, чтобы разработанный в государстве механизм регулирования рынка труда был направлен на развитие институтов, обеспечивающих работу и осуществляющих наблюдение и контроль за рынком труда; формирование законодательства, регулирующего и стимулирующего повышение эффективности социально-трудовых отношений и формирующего правильную мотивацию к труду. 

Только адекватный механизм государственного регулирования и реализация конкретных мероприятий на рынке труда способны повлиять на формирование оптимальной занятости и определить направление развития экономики в целом.

В России сложилась специфическая конфигурация институтов рынка труда, которая обеспечивает поддержание высоких уровней занятости и низких - безработицы.

Ее ядро составляют институты, регулирующие и тормозящие количественную адаптацию, и институты, обеспечивающие гибкость заработной платы. В первом случае это нормы трудового законодательства, которые определяют издержки увольнений, во втором - минимальная заработная плата, пособия по безработице и двухъярусное строение заработной платы, которое предполагает наличие значительной переменной части, привязанной к результатам экономической деятельности предприятий или к финансовым ресурсам бюджетов. Эти институты являются комплементарными по отношению друг к другу и помогают хеджировать разнообразные шоки, внешние по отношению к рынку труда. 

В отличие от целого ряда стран с развитой рыночной экономикой профсоюзы и система коллективно-договорного регулирования в России не играют какой-либо существенной роли.

Результаты функционирования рынка труда - высокая занятость и низкая безработица во многом определяются его институциональным устройством. 

Среди институтов рынка труда ключевое значение имеют следующие:

1. Минимальная заработная плата;

2. Пособия по безработице;

3. Трудовое законодательство, регулирующее, в том числе, вопросы найма и увольнения;

4. Правила и процедуры формирования зар.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.