VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Рынок труда. Особенности рынка труда в РФ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K000481
Тема: Рынок труда. Особенности рынка труда в РФ
Содержание
«Рынок труда. Особенности рынка труда в РФ»













































Содержание

Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы рынка труда………………….............…5
1.1  Структура и сущность рынка труда…………………………..5
1.2  Виды рынков труда и их сегментация………………………...8
Глава 2.Особенности формирования рынка труда в РФ……………......12
          2.1Анализ рынка труда в России………………………………..…12
          2.2 Развитие рынка труда в РФ в период с 2003г. по 2005г…..…14
Глава 3. Мероприятия по улучшению рынка труда в РФ…………..…..17
          3.2Основные направления действий на рынке труда в РФ.……...17
3.3 Перспективы развития Российского рынка труда……….….....21
Заключение…………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………..…..35






















Введение

     Гибкий эффективно функционирующий рынок труда является важнейшей составляющей инновационной экономики. Вместе с тем современное развитие экономики невозможно без продуктивной занятости, являющейся производной от эффективно функционирующего гибкого рынка труда, позволяющего оперативно реагировать на экономические вызовы.
     В системе рыночных отношений важное место занимает рынок труда. Область труда – значительная и многоплановая отрасль экономической и социальной жизни общества. Она включает как рынок рабочей силы, так и использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда присуждается оценка стоимость рабочей силы, определяются требования ее найма, также величина заработной платы, условия труда, допустимость получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. 
     Рынок труда отражает главные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, в общественном распределении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Отношения, сформировавшиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают потребности большинства населения страны.  Рынок труда - наиболее сложный элемент рыночной экономики. Здесь не только переплетаются интересы работника и работодателя при определении цены труда и условия его функционирования, но и отражаются практически все социально-экономические изменения в обществе. В общем виде под рынком труда понимают систему общественных отношений, связанных с наймом и предложением рабочей силы или ее куплей-продажей. 
     В статье 37 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый гражданин имеет право на защиту от безработицы. Статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается, в том числе, защита от безработицы и содействие в трудоустройстве. Нормативным актом, определяющим правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы, является Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» [1].
     Целью курсовой работы является анализ рынка труда, а также выявление проблем и путей их решения.
     Объектом исследования является Россия (российский рынок труда).
     Предметом исследования являются показатели, характеризующие состояние рынка труда.
     






















Глава 1. Теоретические основы рынка труда


1.1  Структура и сущность рынка труда

          Рынок труда как система экономических механизмов, норм и институтов, обеспечивающих воспроизводство рабочей силы и ее использование, является неотъемлемой составной частью рыночной системы.
Согласно определению Международной организации труда (МОТ), рынок труда – это сфера, где  предприниматели и трудящиеся совместно ведут переговоры, коллективные или индивидуальные, относительно заработной платы и условий труда[6.,c.36].
         Рынок труда – это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и государством) по поводу найма, использования работника в общественном производстве.     
         Функционально - организационная структура рынка труда включает в себя в условиях развитой рыночной экономики следующие элементы: принципы государственной политики в области занятости и безработицы; систему подготовки кадров; систему найма, контрактную систему; фонд поддержки безработных; систему переподготовки и переквалификации; биржи труда; правовое регулирование занятости.
     На рынке труда встречаются продавец и покупатель, как при любой сделке купли - продажи. Продавцы - это работники, предлагающие свою рабочую силу (способность к труду), а покупатели - это трудовые коллективы или отдельные предприниматели, которые могут самостоятельно решать, сколько и каких работников им требуется.
     На рынке труда действует закон спроса и предложения на рабочую силу, который влияет на заработную плату. Закон спроса и предложения на рабочую силу отражает несоответствие свободных рабочих мест составу приходящих на рынок труда работников по количественным и качественным параметрам. 
     На рынке труда происходит жестокий, беспощадный отбор наиболее способных, предприимчивых. Слабых и неспособных рынок не щадит. Но вместе с тем он стимулирует высококвалифицированный труд, способствует созданию жесткой взаимосвязи между вкладом каждого и полученным конкретным результатом.
     Существовавшая ранее в нашей стране административно - командная система управления, при которой государство как собственник основных средств производства централизованно планировало необходимое для полной занятости число рабочих мест, распределяло и перераспределяло трудовые ресурсы, полностью разрушило мотивацию к труду.
     Международный опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарное общество даже теоретически исключает возможность существования такого рынка, ибо не считает человека равноправным, юридически и экономически независимым от государства субъектом. Такому государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и согласно с личными интересами человека или нет. Для него значимо другое - иметь человека в полном и безоговорочном подчинении для любых нужд, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека. Это обеспечивает хотя и малоэффективную, но почти полную управляемость людскими массами. Свободный рынок труда в таких условиях просто не нужен, более того, он был бы серьезной помехой, хотя его антипод - распределение рабочей силы, обслуживающее дефицитную по своей природе, принадлежащую государству экономику тоже называется рынком труда[6.,c.41].
     Национальный рынок труда охватывает все общественное производство - через него каждая отрасль получает необходимые ей кадры не только заданного профессионально - квалификационного состава, но и определенных культурных и этико-трудовых достоинств, адекватных требованиям экономики.
     На рынке труда реализуется возможность:
     - свободного выбора профессии, отрасли и места деятельности, поощряемого приоритетными предложениями (уровень оплаты труда, возможности реализации творческих замыслов и т. д.);
     - найма и увольнения при соблюдении норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;
     - независимой и вместе с тем экономически поощряемой миграции трудовых ресурсов между регионами, отраслями и профессионально - квалификационными группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров культурных и духовных ценностей;
     - свободного движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты, обеспечивающего прожиточный минимум, и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему, основанную на прогрессивной шкале.
     В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально - технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры, творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.
     Рабочая сила представляет собой товар особого рода, производственные созидательные качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.
     Рабочая сила - товар особого рода еще и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности[6.,c. 89]. 
     Преобладающая общность интересов “товара” рабочей силы и ее потребителей - экономики и государства - является важнейшей социально - экономической чертой рыночной экономики, создающей прочную гуманистическую основу развития народного хозяйства и всего общества. Несомненно, что организованный, во многом управляемый государством и поддерживаемый предприятиями товарной экономики, постоянно совершенствуемый по мере развития народного хозяйства рынок рабочей силы является одним из ключевых, жизненно важных звеньев социально - экономической системы любой страны.
     Конечной целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально-трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и т.п.


1.2  Виды рынков труда и их сегментация

                  В современных условиях текущий рынок труда в России представляет собой весьма сложную структуру, образуемую двумя взаимосвязанными сферами, которые несут различную функциональную нагрузку, отличаются друг от друга способами и формами аккумуляции резервов рабочей силы, ее организации и регулирования, а также характером влияния на эффективность производства. По вышеотмеченным признакам рынок труда в России можно подразделить на открытый и скрытый[6.,c.90].  Открытый рынок труда - это все трудоспособное население, фактически ищущее работу и нуждающееся в профориентации, подготовке и переподготовке. Скрытый рынок труда - это работники, сохраняющие статус занятых, но для которых вероятность потерять работу очень велика, отдельные исследователи называют это явление потенциальным» рынком труда или же «потенциальной» безработицей. Речь идет о тех работниках, которые работают не полную рабочую неделю или же рабочий день, отправляются предприятиями в вынужденные долгосрочные (зачастую, не оплачиваемые) отпуска и т.д. Измерить масштабы скрытого рынка труда весьма затруднительно. Его величина зависит от множества факторов, среди которых важное значение имеют отраслевая и региональная специфика функционирования производственных комплексов. Однако, вне зависимости от данной специфики, скрытая безработица, по мнению ряд исследователей, превышает открытую в 4-5 раз. В свою очередь, открытый рынок труда целесообразно подразделить на официальную (или же организованную) и неофициальную (стихийную) части. Официальная часть открытого рынка - это неработающие лица, которые ищут себе работу через официальные центры и службы занятости. Неофициальная часть открытого рынка представлена неработающими лицами, которые ищут себе работу самостоятельно, минуя официальные государственные учреждения, занимающиеся вопросами трудоустройства безработных. В настоящее время вторая часть (неофициальная) открытого рынка труда в 3-4 раза превышает первую, что косвенным образом говорит о недостаточно высокой степени эффективности функционирования ныне действующих служб занятости. В связи с сегментированием возникла теория двойственности рынка труда, в которой предлагается деление его на первичный и вторичный рынки. При этом разные экономисты по-разному трактуют эти понятия. Одни считают, что первичный рынок содержит стабильные, хорошо оплачиваемые работы, работы е возможностями служебного роста, работы, связанные с высококвалифицированным трудом, и др. На вторичном рынке, напротив представлены низкооплачиваемые и нестабильные работы, низок уровень заработной платы, отсутствует возможность продвижения по службе и т.д.    Сегментация рынка труда предусматривает также его деление на внутренний и внешний рынки. Внутренний рынок труда - это система социально-трудовых отношений, ограниченных рамками одного предприятия, внутри которого назначены цены рабочей силы и размещение последней определяются административными правилами и процедурами[6., c.93].
                 Данный рынок характеризуется наличием и составом работников на предприятии, их движением внутри него, причинами перемещения, уровнем занятости, степенью использования оборудования, наличием свободных, вновь создаваемых и ликвидируемых рабочих мест. Внутренний рынок труда обеспечивает уже занятым.в производстве работникам определенную степень защиты от прямой конкуренции на внешнем рынке труда. Однако на внутреннем рынке труда проявляется присущая ему конкуренция в должностном продвижении, получении более выгодных работ, занятии освободившихся вакансий. Внешний рынок труда - это система социально-трудовых отношений между работодателями и наемными работниками в масштабе страны, региона, отрасли. Он предполагает первичное распределение работников по сферам приложения труда и их движение между предприятиями. Внешний рынок труда в значительной степени реализуется через текучесть кадров. Механизм взаимодействия элементов внутреннего и внешнего рынков труда представлен на рисунке (рис.1)
     
     
      Рисунок 1. Механизм взаимодействия элементов внутреннего и внешнего рынков труда
      
     Кроме сегментированности, важной характеристикой рынка труда является его гибкость, которая, наоборот, увеличивает мобильность на нем. Гибкость может быть разных видов:
     1) количественной, выражающейся в изменении количества занятых, уровня заработной платы в ответ на изменение отдельных факторов. Этот вид гибкости всегда присущ рынку труда;
     2) функциональной, предполагающей гибкие режимы труда и занятости, изменение в системах оплаты труда.
     Знание указанных характеристик рынка труда позволяет анализировать его изучение во всем многообразии и на этой основе проводить целенаправленную политику занятости.

Глава 2. Особенности формирования рынка труда в России

2.1 Анализ рынка труда в России
            
             В становлении российского рынка труда выделяют два этапа:
      Первый (1991-1998г.г.) стал отражением глубокой трансформационной рецессии, растянувшейся почти на целое десятилетие и обусловившей сокращение занятости, рост открытой безработицы, снижение продолжительности рабочего времени, резкое падение реальной зарплаты.
      Второй (с 1999.г.) связан с энергичным постранформационным подъемом, сопровождавшимся положительной динамикой базовых индикаторов рынка труда [5.,c. 126].
      Несмотря на глубокий трансформационный кризис, российской экономике удалось избежать масштабного сокращения рабочей силы и занятости, которое наблюдалось во многих странах ЦВЕ (наиболее яркий пример –  Венгрия).
      1. Первоначальное падение уровня занятости с 67 до 53% сменилось последующим его восстановлением до 60%. Такая «нечувствительность» занятости была отчасти следствием распространения ее нестандартных форм, таких, как
      - непостоянная (временная) занятость;
      - неполная занятость;
      - недозанятость;
      -сверхзанятость;
      -самостоятельная занятость;
      -неформальная занятость;
      -занятость в домашних хозяйствах населения
      2. В различных сегментах экономический процесс общего сокращения занятости протекал крайне неравномерно. В период реформ «ядро» и «периферия» демонстрировали совершенно разную динамику.
      3. Кардинальные изменения произошли в отраслевой структуре российской занятости. В период реформ доля работающих в сфере услуг достигла 60% общей  численности занятых (один из самых высоких показателей среди всех стран с переходной экономикой).
      4. Своеобразная черта российского опыта – резкое сокращение рабочего времени в период реформ.
      5. «Визитной» карточкой российского рынка труда стали разнообразные «античные» способы адаптации – работа в режиме неполного рабочего времени и вынужденные административные отпуска, вторичная занятость и занятость в неформальном секторе, задержки зарплаты и теневая оплата труда, натуральная оплата и производство товаров и услуг в домашних хозяйствах населения.
      Несвоевременная и скрытая оплата труда, неполная и вторичная занятость обусловливали персонализацию отношений между работниками и работодателями, вследствие чего явные трудовые контракты уступали место неявным.
      6. На протяжении большей части переходного периода российский рынок труда регулировался законодательством, унаследованным от советских времен. Вплоть до конца 2001 года в стране действовал Кодекс законов о труде (КЗоТ), принятый еще в 1971 году. Таким образом, на  наибольшем  тяжелом, начальном этапе реформирования российской экономики сохранялось законодательство, соответствовавшее  особенностям планового хозяйства.
      С точки зрения регулирования форм занятости КЗоТ существенно ограничивал выход за рамки стандартного трудового договора. Создать условия для эффективного функционирования рынка труда в новой рыночной среде был призван Трудовой кодекс (ТК), одобренный в конце 2001г. (вступил в действие в феврале 2002г.)
      Новое законодательство о труде стало итогом компромисса между различными политическими силами.
      Резюмируя сказанное, можно констатировать, что российский рынок труда характеризовался относительно небольшими потерями в занятости, гибкостью рабочего времени и сверхгибкостью зарплаты, повсеместным распространением «атипичных» трудовых отношений, наконец, высокой формальной зарегулированностью и низкой эффективностью механизмов инфорсмента. В результате он оказался хорошо приспособленным к тому, чтобы амортизировать многочисленные негативные шоки, сопровождающие процесс системной трансформации.

2.2 Развитие рынка труда в РФ в период с 2003г. по 2005г.
     
     Развитие рынка труда в 2003-2005 складывалось следующим образом:
      1. Увеличение в 2003-2005 годах численности населения трудоспособного возраста (на 0,8 миллиона человек, или на 0,9 процента), что обусловлено вступлением в трудоспособный возраст значительной части граждан, родившихся в 80-е годы. В 2003 году отмечается максимальный за последние годы прирост населения трудоспособного возраста – на 674 тысячи человек, после чего он будет постоянно снижаться: в 2004 году составит 542 тыс. человек, в 2005 году – 258 тысяч человек, а после 2006 года начнется абсолютное сокращение численности населения трудоспособного возраста[14]. 
     2. Сохранение тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом. Реформирование экономики, в том числе реструктуризация и модернизация угольной промышленности, черной металлургии, электроэнергетики, железнодорожного транспорта и других отраслей, а также участие России в процессах глобализации мирового хозяйства в связи со вступлением во Всемирную торговую организацию активизируют  высвобождение  работников, которое не в полной мере будет компенсироваться спросом на рабочую силу с учетом новых рабочих мест в перспективных отраслях экономики. 
     3. Профессиональный уровень значительной части  работников  российских организаций не соответствует требованиям международных стандартов, что отрицательно влияет на их конкурентоспособность на международном рынке труда. Кроме того, сохраняется тенденция к старению и сокращению кадрового состава высококвалифицированных рабочих, а  также сокращению  объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве. 
     4. Недостаточный спрос на рабочую силу при ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения, низкой трудовой мобильности населения, проблема прогноза потребности рынка труда в специалистах определенных профессий и квалификации и связанных с ним программ подготовки специалистов в системе профессионального образования. 
     5. Сохранение высокого уровня неэффективной занятости. 
     6. Недостаточный уровень развития сферы малого бизнеса. 
     7. Рост напряженности на рынке труда в сельской местности, обусловленный ростом  численности  трудоспособного  населения  и  ростом  общей  и регистрируемой безработицы, недостаточные темпы  развития  малых  форм хозяйствования на селе, сдерживающие рост новых рабочих мест в аграрном секторе экономики. 
     8. Сохранение значительной дифференциации в сфере занятости и напряженной ситуации на рынке труда в субъектах Российской Федерации и на отдельных территориях.
     9. Наличие нелегальной миграции, создающей неконтролируемую ситуацию на внутреннем рынке труда и осложняющей ситуацию в области занятости населения в ряде приграничных районов Сибири и Дальнего Востока.
     10. Сохранение  негативных  процессов  внутренней  трудовой  миграции, характеризующейся оттоком населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Востока, богатых сырьевыми ресурсами. 
     11. Сохранение низкой конкурентоспособности на рынке труда  отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы, женщин, имеющих малолетних детей, инвалидов, беженцев, вынужденных переселенцев и др.), обусловленной ужесточением требований работодателей[7.,c.16].
     На сегодняшний день ситуация на рынке труда России координально меняется. 
      
      
       



















Глава 3. Мероприятия по улучшению рынка труда в РФ

3.1 Основные направления действий на рынке труда в Российской Федерации
      
      Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду, на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии; обеспечение реализации права граждан на защиту от безработицы; обеспечение соблюдения прав в области охраны и оплаты труда, предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе принудительного труда, дискриминации; содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации[7.,c.13]. 
      Решение задач содействия занятости населения и обеспечения экономики квалифицированными трудовыми ресурсами может быть обеспечено путем повышения эффективности функционирования рынка труда, что предполагает, с одной стороны, повышение гибкости рынка труда, а с другой стороны –  обеспечение соблюдения социально трудовых прав и гарантий. Для этого необходима модернизация механизмов реализации государственной политики на рынке труда, внедрение инновационных методов государственного регулирования в области занятости населения. 
      Основными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются: 
1. совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения; 
2. совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда; 
3. обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу; 
4. повышение территориальной мобильности рабочей силы; развитие кадрового потенциала; 
5. оптимизация привлечения иностранной рабочей силы; стимулирование экономической активности населения; повышение качества рабочих мест. 
      Совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости населения будет осуществлено по следующим приоритетным направлениям: 
1. гармонизация трудового законодательства и законодательства о занятости населения с международными нормами; 
2. совершенствование законодательства в целях повышения гибкости российского рынка труда, включая законодательное регулирование "заемного труда" и других возникающих новых форм трудовых отношений;
3. совершенствование разграничения полномочий в сфере регулирования рынка труда между федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления; совершенствование механизма реализации госгарантий по трудоустройству инвалидов; 
4. нормативно-правовое обеспечение внедрения профессиональных стандартов; реформирование системы государственной социальной поддержки безработных граждан с целью стимулирования их к активному поиску работы. 
      В России с 2007г. осуществляется мониторинг ситуации на рынке труда. Мониторинг предполагает определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в рабочей силе; определение величины и профессионально-квалификационной структуры дополнительной потребности работодателей в рабочей силе в связи с реализацией приоритетных национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ, государственных инвестиционных проектов и др; прогнозирование величины и профессионально-квалификационной структуры предложения рабочей силы на рынке труда с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования; формирование федерального регистра получателей государственных услуг по содействию занятости населения, включающего сведения о гражданах и работодателях, обратившихся в органы службы занятости населения. 
      В целях повышения гибкости рынка труда государство будет способствовать развитию конкуренции в области оказания услуг по содействию занятости населения. Необходимо обеспечить координацию деятельности государственных органов службы занятости и негосударственных организаций, оказывающих услуги по содействию занятости населения, содействовать формированию единого информационного пространства в области занятости населения, утверждение стандартов качества оказания услуг по содействию занятости населения. 
      В числе приоритетных направлений взаимодействия органов исполнительной власти всех уровней с работодателями в целях развития кадрового потенциала рассматриваются привлечение молодежи к освоению рабочих профессий; предотвращение потерь квалифицированных кадров; содействие инициативе по сохранению и развитию кадрового потенциала предприятий. 
      Особая задача государства – содействие интеграции в рынок труда и эффективной занятости безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. 
      Назрела необходимость пересмотра системы социальной поддержки безработных граждан, имея в виду прекращение выполнения пособием по безработице функции государственной социальной помощи и переход на новые принципы, стимулирующие безработных к активному поиску работы. 
      Задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами такого взаимодействия являются отраслевые /межотраслевые/ соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве. 
      Еще одной перспективной задачей государства, решение которой будет способствовать росту заработной платы, в том числе в бюджетном секторе, является обеспечение перехода к отраслевым системам оплаты труда. Отраслевые системы оплаты труда предполагают объединение профессий рабочих и должностей служащих в профессионально-квалификационные группы в зависимости от требований к уровню образования и вида деятельности. Для каждой профессионально-квалификационной группы будет установлен гарантированный уровень оплаты труда. 
      С 2007г. осуществляется ряд федеральных полномочий по оказанию государственных услуг по содействию занятости населения делегируется на региональный уровень. Средства на осуществление передаваемых полномочий будут предусматриваться в федеральном бюджете в виде субвенций региональным бюджетам. Помимо средств федерального бюджета, органы государственной власти субъектов РФ могут направлять на финансирование мероприятий по содействию занятости населения собственные средства[13]. 
      На федеральном уровне будет осуществляться нормативно-правовое регулирование, стратегическое планирование, контроль и надзор за осуществлением органами исполнительной власти субъектов РФ переданных полномочий. 
      Как ожидается, реализация мероприятий, предусмотренных концепцией, позволит существенно улучшить ситуацию на рынке труда в России, и снизить уровень общей безработицы до 6-7% экономически активного населения. Повышение гибкости рынка труда будет способствовать расширению возможностей для реализации прав граждан на достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии. С другой стороны, развитие межтерриториальной и межотраслевой мобильности рабочей силы станет важнейшим фактором обеспечения работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации. Развитие механизмов социального партнерства, внедрение отраслевых систем оплаты труда в среднесрочной перспективе будет способствовать росту уровня заработной платы, в том числе и в бюджетном секторе.


3.2  Перспективы развития Российского рынка труда

            Перспективы развития российского рынка труда до 2020 г., изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», разработанной Минэкономразвития России. По мнению специалистов указанного Министерства, развитие рынка труда в долгосрочной перспективе будет формироваться под воздействием сокращения совокупного предложения на рынке труда из-за снижения численности населения в трудоспособном возрасте за период 2007-2020 гг. более чем на 10 %. Серьезное значение в рамках развития интеграции российской экономики в мировое хозяйство будет иметь конкуренция за работников, прежде всего наиболее квалифицированных, со стороны стран - экономических лидеров. Такая конкуренция будет приводить как к повышению требований данной части работников к рабочим местам в российской экономике, так и к обострению проблемы сокращения совокупного предложения на рынке труда.  Одновременно, высокие темпы роста экономики будут устойчиво способствовать росту спроса на труд, и, следовательно, увеличению стоимости труда. Свой вклад в развитие данной тенденции вносит также высокий уровень квалификации российских работников. Удорожание трудовых ресурсов и конкуренция за их наиболее квалифицированную часть предъявляют новые требования к поиску механизмов поддержки конкурентоспособности как отдельных предприятий и отраслей, так и российской экономики в целом. В то же время инновационная экономика невозможна без внятных и прозрачных правил функционирования рынка труда, за исполнением которых должна быть налажена действенная система контроля и надзора. В этих условиях основными источниками компенсации сокращения предложения труда будут выступать повышение трудовой мобильности населения, повышение уровня производительности труда (на 6,7 % в год в 2011-2015 годах и на 7,5 % в 2016-2020 годах), а также привлечение иностранной рабочей силы в соответствии с потребностями экономики. 
     Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для эффективного использования квалифицированного труда, развитие эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда.
     Выявлению положительных и отрицательных сторон отдельных составляющих рынка труда на долгосрочную перспективу, повышению обоснованности выбора наиболее эффективных мер, будет способствовать внедрение прогнозирования ситуации на рынке труда, в том числе величины и профессионально-квалификационной структуры предложения трудовых ресурсов с учетом изменения демографической ситуации и сложившейся структуры профессионального образования, а также определение профессионально-квалификационной структуры перспективной потребности работодателей в кадрах.
     Достижение поставленных целей будет осуществляться посредством решения следующих задач.
     Первая - повышение гибкости рынка труда и стимулирования легальной трудовой деятельности:
     - поиск и внедрение инструментов, направленных на достижение баланса между увеличением стоимости труда, прежде всего в секторах с быстро меняющейся структурой производства товаров и услуг, мерами социальной защиты работников и необходимостью обеспечения конкурентоспособности и динамичного развития организаций;
     - стимулирование активного использования современных форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
     - предоставление более широких возможностей для трудоустройства молодежи, внедрение практики стажировок молодых специалистов;
     - эффективное использование трудового потенциала пожилых людей, желающих продолжить трудовую деятельность;
     - стимулирование занятости женщин, имеющих детей, в том числе на основе использования гибких форм занятости, не требующих постоянного присутствия на рабочем месте;
     - создание условий для интеграции в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями и инвалидов;
     - повышение уровня легальной занятости мигрантов с 26 % в 2006 году до 90 % в 2020 году;
     - обеспечение дифференцированного подхода к привлечению иностранной рабочей силы с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров.
         Вторая - ра.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.