VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие конфликта и его виды

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009735
Тема: Понятие конфликта и его виды
Содержание
Содержание
ВВЕДЕНИЕ	3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.	5
1.1. Понятие конфликта и его виды.	5
1.2. Причины возникновения конфликтов.	11
1.3. Предотвращение конфликтов.	23
1.4. Разрешение конфликтов	43
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ	73
2.1. Факторы, вызывающие конфликт	75
2.2. Способы выхода из конфликта	80
  2.3 Ситуация 1………………………………………………………………….76
  2.3 Ситуация 2………………………………………………………………….81
  2.3 Ситуация 3………………………………………………………………….86
  2.3 Ситуация 4………………………………………………………………….91
  2.3 Ситуация 5………………………………………………………………….97
  2.3 Ситуация 6…………………………………………………………………104

ЗАКЛЮЧЕНИЕ	108
Список использованной литературы	113
Приложение 1,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,116
Приложение 2,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,….117











ВВЕДЕНИЕ
     Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.
     Работающие в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны.
     Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.
     Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших  функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для  большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.
     В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой. Организация может "распадаться на глазах".
     Конструктивная сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.
     В зависимости от того, насколько эффективным будет управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.
     

I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

1.1. ПОНЯТИЕ КОНФЛИКТА И ЕГО ВИДЫ.
     Конфликт – это весьма сложное и психологическое явление, успешность изучения которого во многом зависит от качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов.
     Наиболее распространены два подхода к пониманию конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе. Понятие "конфликт" и "противоречие" фактически становятся сопоставимыми по объему. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности). Здесь предполагается, что субъектом взаимодействия может быть либо отдельный человек, либо люди и группы людей.
     Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют конфликты на деструктивные и конструктивные. Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управление конфликтом", "управление конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.
     Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого общества, хотя и имеющих деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады. Подобный подход характерен для современной социологии конфликта, социальной психологии, теории организационного развития, общей теории конфликта. При таком подходе все перечисленные дисциплины вполне корректируют между собой, что позволяет выводы в одних применять для теоретических построений в других, сохраняя научную строгость, полноту и непротиворечивость.
      Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, в других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и далее конструктивность политической и административной манипуляции в начальных фазах конфликта, но основывается на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу. Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу, при некотором сохранении ориентации на психологическую манипуляцию, психологическое смягчение деструктивных проявлений конфликта базовым в данном выборе становится то, что первый подход строится на субъект – объектном, а второй строится на субъект –  субъектном. Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им, как следствие первого выбора, форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях.
     Современная точка зрения заключается в том, что далее в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Но в некоторых случаях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большое количество альтернатив и проблем. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а так же дает возможность людям выразить свои мысли и соображения и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это так же может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения проходит до их фактического исполнения. Таким образом, под конфликтом понимается наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.
     Если субъекты конфликта противодействуют, но не переживают при этом негативных эмоций (например, в процессе дискуссии спортивного единоборства), или, наоборот, переживают негативные эмоции, но внешне не проявляют их, не противодействуют друг другу, то такие ситуации являются предконфликтными. Противодействие субъектов конфликта может разворачиваться в трех сферах: общении, поведении, деятельности.
     На сегодняшний день представляется необходимым связать в систему все те практически не связанные между собой исследования конфликта, которые ведутся в рамках военных наук, искусствоведения, истории, математике, педагогике, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономике и других наук. Такая система не будет искусственным образованием. Ее создание возможно, поскольку в основе любого конфликта лежит противоречие, которое играет системообразующую роль, как для различных видов конфликта, так и для различных уровней их изучения. Ее создание необходимо, поскольку люди, органы управления имеют дело с целостными реальными конфликтами, а не с отдельными их психологическими, правовыми, философскими, социологическими, экономическими и другими аспектами.
     Эти соображения обосновывают необходимость выделения самостоятельной науки – конфликтологии. Объектом ее комплексного изучения являются конфликты в целом, а предметом – общая закономерность их возникновения, развития и завершения. 
     В социальной психологии существует многовариантная классификация конфликтов в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу.
     Конфликт бывает внутриличностным. Он может принимать различные формы. Одна из самых распространенных форм – ролевой конфликт, когда к одному человеку предъявляются противоречивые требования по поводу того, каким должен быть результат его работы. Внутриличностный конфликт может возникнуть в результате того, что производственные требования не согласуются с личными потребностями или ценностями.
     Конфликт может быть межличностным. Этот вид конфликта считается самым распространенным. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, использования оборудования, вакантную должность. Может так же проявляется как столкновение личностей. Люди с различными чертами характера, взглядами и ценностями иногда просто не в состоянии ладить друг с другом. Различают так же конфликт между личностью и группой. Он проявляется как противоречие ожиданиями или требованиями отдельной личности и, сложившихся в группе, нормами поведения и труда. Этот конфликт возникает из-за неадекватности стиля руководства, уровня зрелости коллектива, из-за несоответствия компетентности руководителя и компетентности специалистов коллектива, из-за неприятия группой нравственного облика и характера руководителя.
     Межгрупповые конфликты возникают внутри формальных групп коллектива, внутри неформальных групп коллектива, между формальной и неформальной группами.
     Конфликты подразделяются на конфликты между равными по рангу участниками (горизонтальный конфликт); между нижестоящими и вышестоящими на социальной лестнице субъектами (вертикальный конфликт) и смешанные, в которых представлены и те и другие. Наиболее распространенны конфликты вертикальные и смешанные. В зависимости от количества причин выделяются однофакторные, когда в основе конфликта лежит одна причина; многофакторные конфликты, возникающие в силу двух и более причин, а так же кумулятивные конфликты, когда несколько причин накладываются одна на другую, и это приводит к резкому усилению интенсивности конфликта. 
     Исходя из временных параметров, конфликты делятся на кратковременные (чаще всего являются следствием взаимного непонимания или ошибок, которые быстро осознаются); затяжные (связаны с глубокими нравственно-психологическими травмами, или с объективными трудностями).
     Длительность конфликта зависит от предмета противоречия и от черт характера столкнувшихся людей. Длительные конфликты очень опасны, в них конфликтующие стороны закрепляют свое негативное состояние. 
     Конфликты различают и по их значению для организации, а так же по способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Любой конфликт конструктивен по своей природе как инструмент развития. Бывают конфликты, проходящие без кризисов, но, правда, очень редко и, как правило, характерны они для организаций с очень высоким уровнем интеллектуальной и коммуникативной культуры (как корпоративной, так и каждого сотрудника, прежде всего администрации), и само общество должно быть на столь же высоком уровне развития. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, ведет к улучшению условий труда, технологий, управленческих отношений. Положительная роль конфликта заключается в росте самосознания участников конфликта. Конструктивный конфликт во многих случаях формирует и утверждает определенные ценности, объединяет единомышленников, играет роль предохранительного клапана для безопасного и конструктивного выхода эмоций. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что резко снижает эффективность работы группы или организации, создают напряженные отношения в коллективе, тяжело сказываются на нервно-психологическом состоянии сотрудников. 

1.2. ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТОВ.
     Проблема выявления причин возникновения конфликтов занимает ключевое место в поиске путей их предупреждения и разрешения. Без знания движущих сил развития конфликтов трудно оказывать на них эффективное регулирующее воздействие. На основе только описательных моделей конфликта нецелесообразно решительно вмешиваться в его естественное развитие. Такое вмешательство оправдано тогда, когда мы не только знаем, что происходит во время конфликта, но и можем ответить на вопрос, почему события развиваются именно так, а не иначе. Построение объяснительных моделей является результатом системно-генетического анализа конфликтов. Он позволяет определить причины возникновения конфликта, вскрыть движущие силы их развития.
     Возникновение конфликтов обусловлено действием 4 групп причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных. Первые две группы носят объективный характер, а последние субъективных.
     Понимание объективно-субъективных причин конфликтов окажется весьма полезным в дальнейшем при определении способов предупреждения межличностных конфликтов. К числу объективных причин конфликтов можно отнести те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок и т.п. Объективные причины приводят к созданию предконфликтной обстановки – объективного компонента предконфликтной ситуации.
     Субъективные причины конфликтов в основном связаны с теми индивидуальными психологическими особенностями оппонентов, которые приводят к тому, что они выбирают именно конфликтный, а не какой-либо другой способ разрешения создавшегося объективного противоречия. Человек не идет на компромиссное решения проблемы, не уступает, не избегает конфликта, не пытается обсудить и совместно с оппонентом обоюдовыгодно разрешить возникшее противоречие. Практически в любой предконфликтной ситуации есть возможность выбора конфликтного или одного из неконфликтных способов ее разрешения. Причины, в силу действия которых человек выбирает конфликт, носят главным образом субъективный характер. При кратком рассмотрении характера взаимосвязей между субъективными и объективными причинами конфликтов можно отменить следующее. Во-первых, жесткое разделение объективных и субъективных причин конфликтов, а тем более их противопоставление неравномерно. Любая объективная причина играет роль в возникновении конкретной ситуации, в том числе по причине действия субъективных факторов.
     Во-вторых, нет ни одного конфликта, который в той или иной степени не был бы обусловлен помимо субъективных и объективными причинами. В тоже время трудно найти предконфликтную ситуацию, возникшую в силу объективных обстоятельств, которую нельзя было бы разрешить неконфликтным способом. В любом межличностном конфликте всегда ту или иную роль играет субъективный фактор. Если человек субъективно не примет решение о начале конфликтного противодействия, конфликта не будет. Поэтому практически у любого конфликта существует комплекс объективно-субъективных причин. Проведенный авторами анализ более 2000 межличностных конфликтов во взаимоотношениях людей показывают, что существует много объективных причин, вызывающих конфликты. Они очень разнообразны и пока не поддаются строгой квалификации. К числу наиболее часто встречающихся, можно отнести следующие:
     1. Естественное столкновение значимых материальных и духовных интересов людей в процессе их жизнедеятельности. Сотрудники, работающие в одном коллективе, тесно взаимодействуют, совместно решая многочисленные задачи. Часто взаимодействие сотрудников продолжается и в свободное от работы время. В процессе постоянного взаимодействия интересы людей могут время от времени сталкиваться. Это столкновение интересов, мало зависящее от их воли и желания, и создает объективную основу для возможных конфликтных ситуаций.
     2. Слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения социальных противоречий, возникающих в процессе взаимодействия людей.
     Например, если начальник оскорбил подчиненного, то последний часто вынужден для защиты достоинства прибегать к конфликтному поведению. В нашем обществе пока не разработаны эффективные, стандартные способы защиты интересов подчиненных от произвола начальников. В большинстве предконфликтных ситуаций подчиненный предпочитает либо уступить, либо пойти на конфликт.
     3. Недостаток значимых для нормальной жизнедеятельности людей материальных и духовных благ.
     То, что мы живем в обществе всевозможных дефицитов, заметно сказывается на жизни людей, на количестве и характере конфликтов между ними. Основным дефицитом сегодня стали деньги. Если в организации появляется возможность получить хорошо оплачиваемую работу для ограниченного числа сотрудников, то возникают естественные конфликты между теми, кто получает эту работу, и остальными работниками.
     4. Образ жизни многих россиян. 
     Это объективная причина части межличностных конфликтов, связанных с материально-бытовой неустроенностью, недостаточностью финансовых средств для удовлетворения элементарных потребностей семьи, деятельностью, в которой человек не всегда может реализовать свои способности, создающей ограничения для творчества и саморазвития. Очевидно, что бедный, неустроенный, не реализовавший свой потенциал человек более конфликтен с человеком, у которого перечисленные проблемы успешно решены.
     Кроме названных, существуют еще ряд объективных причин, влияние которых на конфликтность человека не изучено. К ним можно отнести заметные отклонения от экологических нормативов в среде обитания людей, особенно в городах (химически загрязненные вода, воздух, пища), отклонения в характеристиках электромагнитных полей, вызванные солнечной активностью или техническими устройствами, и т.п.
     Вторая группа причин носит организационно-управленческий характер. Эти причины конфликтов связанны с созданием и функционированием организаций, коллективов и групп. Организационно-управленческие причины конфликтов делятся на: структурно-организационные, функционально-организационные, личностно-функциональные и ситуативно-управленческие (рисунок 1).
Рисунок 1.
       
     
     
     
     
     
     
     
     Структурно-организационные причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается. Структура организации должна определятся задачами, которые эта организация будет решать или решает, структура создается под задачи. Однако добиться идеального соответствия структуры организации решаемым  заданием практически невозможно.
     Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах. 
     Несоответствие структуры организации решаемым задачам возникает по двум причинам: 
     – допускаются ошибки при проектировании структуры организации. Трудно точно прогнозировать все задачи, которые будет решать создаваемая организация. Трудно создать структуру, которая до деталей отражала бы требования будущей деятельности;
     – задачи и деятельность организации непрерывно изменяются. Поскольку структура организации не может меняется каждую неделю, возникает ее несоответствие деятельности. Чем менее гибко руководство организации приспосабливает ее структуру к изменяющимся требованиям деятельности, тем больше в организации возникает конфликтов.
     Функционально-организационные причины конфликтов вызваны не оптимальностью функциональных связей организации с внешней средой; между структурными элементами организации; между отдельными работниками. Внешние функциональные связи организации должны максимально соответствовать решаемым задачам и обеспечивать их выполнение. Любая организация является элементом системы более высокого порядка. Эффективная работа организации невозможна без отлаженных функциональных связей с внешней средой. Нарушение этих связей приводит к конфликтам. Функциональные связи между структурными подразделениями организации должны соответствовать требованиям деятельности и объективным законам функционирования самой организации. Этим же требованиям должны соответствовать функциональные взаимосвязи между отдельными работниками коллектива.
     Личностно-функциональные причины конфликтов связаны с неполным соответствием работника по профессиональным, нравственным и другим качествам требованиям занимаемой должности. Любая работа требует определенных профессиональных знаний и опыта, иногда весьма значительных. Существенные требования к личностным качествам работника предъявляют деятельность и необходимость взаимодействия с окружающими. Если человек не соответствует этим требованиям, то возможны конфликты между ним и руководителями, подчиненными, сослуживцами. Они будут вызваны тем, что ошибки, допускаемые этим работником, затрагивает интересы всех, кто с ним взаимодействует. Ситуативно-управленческие причины конфликтов обусловлены ошибками, допускаемыми руководителями и подчиненными в процессе решения управленческих и других задач. Принятие ошибочного управленческого решения создает возможность конфликта между авторами решения и его исполнителями. Невыполнение работниками задач, поставленных руководством, так же вызывает опасность конфликта по этому поводу.
     Качество правильных решений должно оцениваться не только по их предметной компетентности, но и потому конфликтному потенциалу, который они содержат. Чем более масштабен характер решений, тем более тщательную конфликтологическую экспертизу они должны проходить.
     К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы. Изучение конфликтов позволяет выявить несколько причин, носящих социально-психологический характер.
     Одной из таких причин является возможные значимые потери и искажение информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации. Человек в принципе не может в процессе общения передать без не редко существенных искажений всю информацию, которая содержится в его психике и касается проблемы, обсуждаемой с партнером. Значительная часть информации содержится на уровне бессознательного, и словами вообще не выражается. Часть информации теряется из-за ограниченности словарного запаса конкретного человека. Из-за недостатка времени не высказывается многое из того, что могло быть сказано. Часть информации утаивается говорящим, если ему сообщать эту информацию не выгодно. Из того, что сказано, многое не усваивается собеседником в силу невнимательности или трудностей быстрого понимания. Услышанное человек обычно не воспринимает на веру, а оценивает, делая выводы, отличающиеся от того, что сказал собеседник. Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов, либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.
     Второй социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию. Каждый человек в процессе взаимодействия с окружающими играет более десятка ролей. Это роли – начальника, подчиненного, сослуживца, отца, мужа, сына, брата, пассажира, покупателя, знакомого и т.п. Эти роли мы не всегда играем одинаково успешно. В отношении опасности возникновения межличностного конфликта наиболее значимы роли, которые обобщенно можно назвать ролью старшего по психологическому статусу партнера по взаимодействию, ролью равного партнера и ролью младшего. Когда руководитель общается, например, с подчиненным или с собственным сыном, то обычно в такой ситуации он считает себя старшим, а подчиненного или сына младшим. Если подчиненный так же оценивает распределение ролей в данной ситуации, т.е. считает себя младшим, а общающегося с ним руководителя – старшим, то такое взаимодействие с точки зрения сбалансированности ролей будет длиться бесконфликтно сколько угодно (рисунок 2). 
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 2.
     
     
     
     
       
     
     
     
     
     
     
Партнер А
         Партнер Б
         Партнер А
             Партнер Б




С – старший
Р – равный
М – младший




          а) Ролевое взаимодействие 
сбалансировано. 
          б) Ролевое взаимодействие 
разбалансировано
     М?ожет сложиться ситуация, при которой партнер А будет считать себя старшим, а партнер Б? – младшим. П?артнер Б?, в свою очередь, будет считать старшим себя, а партнер А? – младшим. П?ри таком разбалансе ролей возможен ролевой конфликт.
     
     В?заимодействие начальника с подчиненным осложня?ется? тем, что оно осуществля?ется? на двух ролевых уровня?х: как старшего с младшим при решении служебных вопросов и как равного с равным, поскольку подчиненный и начальник как граждане равны между собой.
     С?ледующей социально психологической причиной я?вля?ется? непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы особенно сложной, несовпадение конфликтов ч?асто может быть вызвано не действительном расхождением во взгля?дах на одно и тоже, а подходом к проблеме с различ?ных сторон. Н?о с различ?ных сторон одна и та же проблема может выгля?деть с?овершенно по-разному.
     П?роблемы, которые обс?уждают люди, как правило, с?ложны, имеют много с?торон и оттенков. П?артнеры по взаимодейс?твию нередко подходя?т к проблеме с? разных с?торон. О?бладая? различ?ным жизненным опытом и знанием проблемы, они по-разному дополня?ют с?вою однос?тороннюю оценку до целос?тной. П?о-разному относ?я?с?ь к проблеме, они даже один и тот же ее ас?пект могут оценивать далеко не одинаково. В? принципе ес?ли подходить к оценке мнений с?трого, то при обс?уждении с?ложной проблемы будет с?только мнений, с?колько людей уч?ас?твует в ее обс?уждении. Р?азнообразие мнений ес?тес?твенно. Н?о мы иногда болезненно относ?имс?я? к точ?кам зрения?, которые отлич?ны от нашей, к критике нашей позиции, ч?то нередко я?вля?етс?я? прич?иной межлич?нос?тных конфликтов.
     С?ледующей с?оциально-пс?ихологич?ес?кой прич?иной возникновения? конфликтов во взаимодейс?твии людей я?вля?етс?я? выбор ими различ?ных с?пос?обов оценки результатов дея?тельнос?ти и лич?нос?ти друг друга. В? ос?нове любой оценки лежит с?равнение. С?ущес?твуют пя?ть ос?новных с?пос?обов оценки. Э?то с?равнение с? возм?ожным? идеальным? положением? дел; требования?м?и к данной дея?тельнос?ти норм?ативных докум?ентов; с?тепенью дос?тижения? цели дея?тельнос?ти; результатам?и, дос?тигнутым?и другим?и людьм?и, выполня?вшие аналогич?ную работу; положением? дел в нач?але дея?тельнос?ти.
     А?нализ конфликтов показал, ч?то, оцени?вая? други?х людей, ч?еловек за ос?нову оценки? ч?ас?то берет то, ч?то и?м? не удалос?ь с?делать по с?равнени?ю с? и?деалом?, норм?ой, целью дея?тельнос?ти? и? други?м?и? людьм?и?, выполни?вши?е аналоги?ч?ную работу отли?ч?но. С?ам? же работни?к обыч?но оцени?вает с?вои? результаты по с?деланном?у, то ес?ть с?равни?вая? и?х с? нач?алом? дея?тельнос?ти? и? други?м?и? людьм?и?, выполни?вши?м?и? аналоги?ч?ную работу похуже. В? и?тоге одна и? та же работа в зави?с?и?м?ос?ти? от с?пос?обов оценки? м?ожет быть оценена не только по-разном?у, но даже проти?воположно. Э?то при?води?т к конфли?кту.
     С?ущес?твует еще ря?д с?оци?ально-пс?и?хологи?ч?ес?ки?х при?ч?и?н возни?кновени?я? м?ежли?ч?нос?тных и? м?ежгрупповых конфли?ктов. К? ни?м? относ?я?тс?я?: внутри?групповой фавори?ти?зм?, т.е. предпоч?тени?е ч?ленов с?воей группы предс?тави?теля?м? други?х с?оци?альных групп; при?с?ущи?й ч?еловеку конкурентный характер взаи?м?одейс?тви?я? с? други?м?и? людьм?и? и? группам?и?; ограни?ч?енные с?пос?обнос?ти? ч?еловека к децентраци?и?, т.е. и?зм?енени?ю с?обс?твенной пози?ци?и? в результате с?опос?тавлени?я? ее с? пози?ци?я?м?и? други?х людей; нередко с?войс?твенное ч?еловеку ос?ознанное и?ли? неос?ознанное желани?е получ?ать от окружающи?х больше, ч?ем? отдавать и?м?; с?трем?лени?е к влас?ти?; и?с?точ?ни?ком? конфли?ктов и?ногда выс?тупает пс?и?хологи?ч?ес?кая? нес?овм?ес?ти?м?ос?ть людей.
     Л?и?ч?нос?тные при?ч?и?ны возни?кновени?я? конфли?ктов с?вя?занны, прежде вс?его, с? и?нди?ви?дуально-пс?и?хологи?ч?ес?ки?м?и? ос?обеннос?т?я?м?и? его уч?ас?т?ни?ков. О?ни? обус?ловлены с?пеци?фи?кой процес?с?ов, прои?с?ходя?щи?х в пс?и?хи?ке ч?еловека в ходе его взаи?м?одейс?т?ви?я? с? други?м?и? людьм?и? и? окружающей с?редой. В? процес?с?е с?оци?ального взаи?м?одейс?т?ви?я? у ч?еловека с?ущес?т?вует? определенный ди?апазон вари?ант?ов ожи?даем?ого поведени?я?, общени?я?, дея?т?ельнос?т?и? с?о с?т?ороны другого ч?еловека, я?вля?ющегос?я? парт?нером? по взаи?м?одейс?т?ви?ю. В?ари?ант?ы ожи?даем?ого поведени?я? м?огут? быт?ь желат?ельным?и?, допус?т?и?м?ым?и?, нежелат?ельным?и? и? недопус?т?и?м?ым?и?. Х?аракт?ер поведени?я? зави?с?и?т? от? и?нди?ви?дуально-пс?и?хологи?ч?ес?ки?х ос?обеннос?т?ей ч?еловека, его пс?и?хи?ч?ес?кого с?ос?т?оя?ни?я?, от?ношени?я? к конкрет?ном?у парт?неру по взаи?м?одейс?т?ви?ю, ос?обеннос?т?ей акт?уальной с?и?т?уаци?и? взаи?м?одейс?т?ви?я?. Е?с?ли? реальное поведени?е парт?нера укладывает?с?я? в рам?ки? желат?ельного и?ли? допус?т?и?м?ого, т?о взаи?м?одейс?т?ви?е продолжает?с?я? бес?конфли?кт?но. Н?ежелат?ельное поведени?е м?ожет? при?вес?т?и? к с?оздани?ю предконфли?кт?ной с?и?т?уаци?и?, а недопус?т?и?м?ое к конфли?кт?у.
     Н?екот?орые конфли?кт?ы прои?с?ходя?т? в с?и?лу т?ого, ч?т?о рам?ки? допус?т?и?м?ого поведени?я? с?о с?т?ороны парт?нера у ч?еловека заужены в резуль?т?ат?е эгои?с?т?и?ч?ес?кой ори?ент?аци?и?, с?клоннос?т?и? к ли?дерс?т?ву и? т?.п. Р?ам?ки? допус?т?и?м?ого поведени?я? бывают? разли?ч?ным?и? по от?ношени?ю к разли?ч?ным? парт?нерам?. Т?о, ч?т?о позволя?ют? одном?у, м?огут? не позволи?т?ь? другом?у. Н?аконец, эт?и? рам?ки? зави?с?я?т? от? акт?уаль?ного пс?и?хи?ч?ес?кого с?ос?т?оя?ни?я? ч?еловека. Е?с?ли? он раздражен, т?о он м?ожет? пос?ч?и?т?ат?ь? об?ыч?ную шут?ку в с?вой адрес?. Н?а с?одержани?е каждого и?з ч?ет?ырех ви?дов поведени?я? вли?я?ют? ус?т?ойч?и?вые и? с?и?т?уат?и?вные факт?оры. В? конкрет?ной с?и?т?уаци?и? ч?еловек должен пони?м?ат?ь? и?ли? ч?увс?т?воват?ь?, какое поведени?е с? его с?т?ороны парт?нер м?ожет? пос?ч?и?т?ат?ь? недопус?т?и?м?ым?, и? уч?и?т?ыват?ь? эт?о на входе взаи?м?одейс?т?ви?я?.
     К?онфли?кт?ная? с?и?т?уаци?я? – эт?о т?рудная? для? ч?еловека с?и?т?уаци?я? с?оци?аль?ного взаи?м?одейс?т?ви?я?. К? конфли?кт?у при?води?т? с?ам?а непод?гот?овленнос?т?ь? ч?еловека к э?ффект?и?вным? д?ейс?т?ви?я?м? в под?об?ных с?и?т?уаци?я?х. О?н м?ож?ет? не знат?ь? о т?ом?, ч?т?о с?ущес?т?вует? нес?коль?ко с?пос?об?ов и? д?ес?я?т?ки? при?ем?ов б?ес?конфли?кт?ного выход?а и?з пред?конфли?кт?ных с?и?т?уаци?й б?ез ущерб?а д?ля? с?об?с?т?венных и?нт?ерес?ов. Ч?еловек м?ож?ет? и?м?ет?ь? пред?с?т?авлени?е об? э?т?и?х при?ем?ах и? с?пос?об?ах, но не и?м?еет? навыков и? ум?ени?й и?х при?м?енени?я? на практ?и?ке. К?ром?е т?ого, он м?ож?ет? не об?лад?ат?ь? д?ос?т?ат?оч?ной пс?и?хол?оги?ч?ес?кой ус?т?ойч?и?вос?т?ь?ю? к от?ри?цат?ел?ь?ном?у возд?ейс?т?ви?ю? на пс?и?хи?ку с?т?рес?с?овых факт?оров с?оци?ал?ь?ного взаи?м?од?ейс?т?ви?я?. П?оэ?т?ом?у важ?нейши?м? направл?ени?ем? разрешени?я? м?еж?л?и?ч?нос?т?ных конфл?и?кт?ов я?вл?я?ет?с?я? с?од?ерж?ат?ел?ь?ная? и? пс?и?хол?оги?ч?ес?кая? под?гот?овка л?ю?д?ей к опт?и?м?ал?ь?ным? д?ейс?т?ви?я?м? в пред?конфл?и?кт?ных и? конфл?и?кт?ных с?и?т?уаци?я?х.
     П?ом?и?м?о ни?зкой конфл?и?кт?оус?т?ойч?и?вос?т?и?, т?и?пи?ч?ной л?и?ч?нос?т?ной при?ч?и?ной возни?кновени?я? конфл?и?кт?ов выс?т?упает? пл?охо разви?т?ая? у ч?ел?овека с?пос?об?нос?т?ь? к ни?пат?и?и?, т?.е. по?ни?м?ани?ю? э?м?о?ци?о?нал?ь?но?го? с?о?с?т?о?я?ни?я? д?руго?го? ч?ел?о?века, с?о?переж?и?вани?ю? и? с?о?ч?увс?т?во?вани?ю? ем?у. Н?ед?о?с?т?ат?о?ч?но?с?т?ь? ни?пат?и?йных л?и?ч?но?с?т?ных кач?ес?т?в при?во?д?и?т? к т?о?м?у, ч?т?о? ч?ел?о?век вед?ет? с?еб?я? неад?екват?но? в с?и?т?уаци?и? с?о?ци?ал?ь?но?го? взаи?м?о?д?ейс?т?ви?я?, по?с?т?упает? не т?ак, как э?т?о?го? о?ж?и?д?аю?т? парт?неры по? о?б?щени?ю?. О?ценка по?вед?ени?я? ч?ел?о?века, ко?т?о?рый не по?ни?м?ает? э?м?о?ци?й и? ч?увс?т?в парт?нера по? взаи?м?о?д?ейс?т?ви?ю?, как неж?ел?ат?ел?ь?но?го? и?л?и? нед?о?пус?т?и?м?о?го? м?о?ж?ет? вызват?ь? ко?нфл?и?кт?ную? реакци?ю?. 
     З?авышенный и?л?и? зани?ж?енный уро?вень? при?т?я?зани?й т?о?ж?е с?по?с?о?б?с?т?вует? во?зни?кно?вени?ю? м?еж?л?и?ч?но?с?т?ных и? внут?ри?л?и?ч?но?с?т?ных ко?нфл?и?кт?о?в. У?ро?вень? при?т?я?зани?й характ?ери?зует?, во?-первых, уро?вень.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.