VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие инвестиционного потенциала региона

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006521
Тема: Понятие инвестиционного потенциала региона
Содержание
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

	1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………………6

	1.1. Понятие инвестиционного климата. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона………………………………...6

	1.2.     Государственная инвестиционная политика. Методы государственного регулирования инвестиционной активности……………………………….…10

	1.3. Понятие инвестиционного потенциала региона.…………………….….17

	1.4.   Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов….…..20

	2. 	ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ И НАДВОИКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ………………………………….………………….……………27

	2.1. Социально – экономическое состояние Республики Карелия и Надвоицкого городского поселения ………..…………….………………….27

	2.2.  Оценка инвестиционной привлекательности Республики Карелия и Надвоицкого городского поселения …………….…………….…………….39

	3.	      РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ НАДВОИЦКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ…………….…………….…………….…………….………….56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………….76

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВ …………………………...78

ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………..……84

ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………………..…….88

ВВЕДЕНИЕ

Высокая неоднородность инвестиционного пространства России является одной из особенностей ее экономики. Поэтому анализ и оценка степени благоприятности инвестиционной привлекательности регионов как одной из составляющих инвестиционного климата в стране представляет огромный научный и практический интерес.

Одним из условий стабильного развития регионов является активизация инвестиционной деятельности, направленная на привлечение финансовых и материальных ресурсов отечественных и зарубежных инвесторов, а также рациональное их использование в наиболее приоритетных отраслях экономики. Объем вовлекаемых в экономику региона инвестиций – один из критериев эффективности его функционирования. Вместе с тем существует огромный разрыв между достигнутым уровнем инвестиций в экономику российских регионов и уровнем, необходимым для обеспечения их устойчивого развития.

Данная дипломная работа посвящена вопросам исследования инвестиционной деятельности на региональном уровне. Дан анализ инвестиционной ситуации, сложившейся в Республике Карелия и в Надвоицком городском поселении в частности. 

Республика Карелия – регион, обладающий уникальными природными ресурсами и высоким потенциалом развития туризма и промышленности. Будучи приграничным регионом, республика занимает выгодное геополитическое положение между другими экономически развитыми регионами России и Европой и играет важную роль в обеспечении и развитии экономического сотрудничества между ними. 

Однако сложившиеся в регионе экономические условия пока еще не содержат реальных предпосылок для самоактивизации инвестицион8ных процессов.  По данным рейтингового агентства «Эксперт РА» по инвестиционному потенциалу республика находится на 60 месте. В основном на снижение инвестиционного потенциала влияют такие его элементы как производственный, финансовый, потребительский и трудовой потенциал.

Проблема повышения инвестиционной привлекательности является чрезвычайно актуальной, а исследование процессов формирования и оптимального использования инновационно-инвестиционного потенциала региона может стать наилучшим способом их решения.

Правительством Республики Карелия поставлена задача по улучшению инвестиционного климата в регионе. Масштабные мероприятия, направленные на развития региона будут рассмотрены в данной дипломной работе.

Практическая значимость данной работы обусловлена тем фактом, что в настоящее время со стороны Правительства РФ созданы многочисленные виды поддержки городам со сложным социально-экономическим положением. В Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства РФ «О перечне монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов)» в настоящий момент насчитывается 319 моногородов (моногород - населенный пункт, экономическая деятельность в котором тесно связана с единственным предприятием или группой тесно интегрированных между собой предприятий).

На примере одного из таких моногородов - Надвоицкого городского поселения, в данной работе будут приведены меры поддержки, оказываемые со стороны Правительства РФ и Правительства Республики Карелия направленные на улучшение социально-экономического положения поселения, диверсификации экономики и привлечения инвесторов в моногород с численностью менее 8 тыс.чел. Также, рассчитан инвестиционный потенциал поселения и его ближайших городов - конкурентов. Рассмотрены мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности моногорода со стороны органов местного самоуправления.

Целью данной дипломной работы является исследование инвестиционного потенциала Республики Карелия и Надвоицкого городского поселения в частности, определение места региона среди основных регионов – конкурентов и рассмотрение методов повышения инвестиционной привлекательности моногорода Надвоицы.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

Исследовать современную инвестиционную ситуацию в Республике Карелия и в Надвоицком городском поселении.

Дать количественную оценку инвестиционного потенциала экономики Надвоицкого городского поселения и его основных городов – конкурентов.

Рассмотрев мероприятия, направленные на развитие инвестиционной привлекательности региона выбрать наиболее эффективные из них.

Разработать рекомендации по повышению инвестиционной привлекательности в Надвоицком городском поселении.

Для написания дипломной работы были изучены нормативно правовые акты, такие как: Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011) «Об инвестиционной  деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»; Постановление Правительства Республики Карелия от 26 ноября 2013 года № 346-П «Об утверждении Порядка проведения конкурсного отбора инвестиционных проектов в целях предоставления инвесторам субсидий из бюджета Республики Карелия на частичное возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, полученным для финансирования инвестиционных проектов»; Закон Республики Карелия от 05.03.2013 № 1687-ЗРК «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Карелия».



ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



 Понятие инвестиционного климата. Факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность региона



Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаимосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организационно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельных стране, регионе, городе.

Следует отметить, что существует достаточно широкий спектр как определений инвестиционного климата, так и методик его исчислений, прежде всего с точки зрения прибыльности на вложенный капитал.

Понятие «инвестиционный климат» применимо преимущественно для рыночной экономики, когда хозяйственная среда не поддается прямому управлению. Оно является наиболее общим критерием для размещения инвестиционных ресурсов.

Инвестиционный климат складывается из совокупности экономических, социальных, политических, правовых и даже культурных условий, обеспечивающих привлекательность вложений в ту или иную область экономики, в конкретные предприятие, город, регион или страну.

Понятие «инвестиционный климат» отражает степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть направлены в страну (регион, отрасль).

Оценка инвестиционного климата основывается на анализе факторов, определяющих инвестиционный климат способствующих экономическому росту.

Обычно для этого применяются выходные параметры инвестиционного климата в стране (приток и отток капитала, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП), а также входные параметры, определяющие значение выходных и характеризующие потенциал по освоению инвестиций и риск их реализации. К ним относятся:

- природные ресурсы и состояние экономики;

          - качество рабочей силы;

- уровень развития и доступность объектов инфраструктуры;

- политическая стабильность и предсказуемость;

- макроэкономическая стабильность;

- качество государственного управления;

- регулирование экономической жизни;

- уровень соблюдения законности и правопорядка;

- защита прав собственности;

- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

- качество банковской системы, доступность кредитования;

- открытость экономики, правила торговли с зарубежными странами;

-административные, технические, информационные и другие барьеры выхода на рынок;

- уровень монополизма в экономике.

Оценки инвестиционного климата колеблются в границах от благоприятного до неблагоприятного.

Благоприятным считается климат, способствующий активной деятельности инвесторов, стимулирующий приток капитала.

Неблагоприятный климат повышает риск для инвесторов, что ведет к утечке капитала и затуханию инвестиционной деятельности.

Среди общих факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов и относящихся к наиболее существенным элементам инвестиционного климата региона, в экономической литературе принято выделять:

- политические факторы (авторитетность местной власти, стабильность законодательных и общественных структур, распределение власти между различными политическими группами и партиями, состояние межнациональных отношений, степень развития законодательной базы, наличие механизмов гарантии и защиты инвестиций, юридические условия инвестирования в те или иные отрасли);

- социальные факторы (социальные условия проживания населения, уровень социальной напряженности, наличие социальных конфликтов, уровень развития социальной сферы);

- экономические факторы (наиболее влиятельные) факторы (структура экономики региона, тенденции экономического развития региона, сложившийся уровень инвестиционной активности, емкость существующего местного рынка, экономическая политика правительства по развитию инвестируемых отраслей, возможность перевода дивидендов за рубеж, уровень инфляции, наличие высокоэффективных инвестиционных объектов);

- финансовые факторы (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий, система налогообложения, состояние платёжного баланса и прибыльность предприятий региона);

- ресурсно-сырьевые факторы (обеспеченность региона природными ресурсами);

- трудовые факторы (наличие трудовых ресурсов и уровень их квалификации, профессионально-образовательный уровень трудовых ресурсов);

- производственные факторы (особенности отраслевой специализации, наличие и размещение необходимых для производства ресурсов);

- инновационные факторы (уровень развития науки, уровень разработки и внедрения достижений НТП в регионе, интеллектуально-образовательный уровень населения);

- инфраструктурные факторы (территориально-географическое положение региона, инфраструктурная освоенность, обустроенность и обеспеченность региона, развитие системы телекоммуникаций, наличие инвестиционной инфраструктуры, степень развития инфраструктуры рыночной экономики);

- экологические факторы (уровень загрязнения окружающей среды, природно-климатические условия в регионе);

- криминальные факторы (коррумпированность структур власти, уровень преступности в регионе).

Как правило, факторы инвестиционного климата классифицируют по возможности воздействия общества на них: объективные и субъективные. Первые факторы весьма многообразны. Вторые связаны с деятельностью человека. При этом можно выделить моменты, положительно и негативно влияющие на инвестиционный климат. К обстоятельствам, способствующим созданию благоприятного инвестиционного климата и повышению инвестиционной активности в стране, относятся:

- высокий потенциал внутреннего рынка;

- высокая норма прибыли;

- низкий уровень конкуренции;

- стабильная налоговая система;

- низкая стоимость ресурсов (сырьевых, трудовых, финансовых);

- эффективная поддержка государства.

К факторам, препятствующим развитию инвестиционных процессов и тем самым ухудшающим инвестиционный климат в стране, относятся:

- политическая нестабильность;

- социальная напряженность (забастовки, войны мафиозных структур, этнические и религиозные распри и т. д.);

- высокий уровень инфляции;

- высокие ставки рефинансирования;

- высокий уровень внешнего и внутреннего долга;

- дефицит бюджета;

- пассивное сальдо платежного баланса;

- неразвитость законодательства, в том числе неисполнение законов, регулирующих инвестиционную сферу;

- высокие трансакционные издержки.

Следовательно, инвестиционный климат можно рассматривать в разрезе совокупности политических, социально-экономических, финансовых, организационно-правовых и географических факторов, привлекающих или отталкивающих потенциальных инвесторов.



Государственная инвестиционная политика. Методы государственного регулирования инвестиционной активности



Государственная инвестиционная политика  - это деятельность уполномоченных органов публичной власти, направленная на социально - экономическое развитие государства и достижение общеполезного эффекта в инвестиционной сфере, включающая в себя прямое участие государства/муниципальных образований в общественно - значимой инвестиционной деятельности, а также стимулирование такой инвестиционной деятельности, осуществляемой частными лицами, как правило, в форме капитальных вложений.   

Государственная инвестиционная политика содержит:

- определяет цели;

- определяет направления;

- определяет формы государственного управления инвестиционной деятельности в Российской Федерации.

Основными целями государственной инвестиционной политики являются:

1)мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности; преодоление спада инвестиционной активности; 

2)реализация государственных целевых комплексных программ строительства; 

3)обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика предполагает наличие цели, задач и механизма их реализации. Цель инвестиционной политики - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, направленного на подъем отечественной экономики и повышение эффективности общественного производства.

Задачи инвестиционной политики зависят от поставленной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стране. К ним можно отнести: выбор и поддержку развития отдельных отраслей хозяйства; обеспечение сбалансированности в развитии отраслей экономики России; обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; поддержку развития экспортных производств; реализацию программы жилищного строительства в стране и др.

Для реализации разработанной инвестиционной политики необходим четкий механизм, который предусматривает:

- создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;

- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;

- определение сроков и выбор органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;

- создание благоприятных условий для привлечения инвестиций.

Главная задача инвестиционной политики – получение наибольшего прироста продукции и национального дохода на каждый рубль затрат. Потеря управляемости инвестиционным комплексом негативно сказывается на структурной перестройке народного хозяйства, развитии промышленности сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности.

Инвестиционная политика на перспективу предусматривает совершенствование государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения инвестиционной, политики.

Федеральным законом «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в Российской  Федерации в форме капитальных вложений», предусмотрено:

- создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;

- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера (данный метод будет рассмотрен подробнее на примере Надвоицкого городского поселения);

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

- расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;

- создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

- принятия мер по прекращению и предупреждению нарушений антимонопольного законодательства Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 26.07.2017 N 205-ФЗ); 

- расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;

- развития финансового лизинга в Российской Федерации;

- проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

- создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

- выработки и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве;

2) прямое участие государства в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

- разработки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета;

- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов;

- вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществляя регулирование инвестиционной деятельности, государство выполняет ряд следующих функций:

- установочную (заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению);

-мобилизующую (заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов);

- стимулирующую (функция нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание оффшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты);

- контролирующую (функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня).

В содержании современной инвестиционной политики следует выделить два вида мероприятий: стратегию и тактику.

Стратегия - долговременный курс государства, направленный на комплексное решение крупномасштабных народнохозяйственных (макроэкономических) задач.

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ является важнейшим документом стратегического планирования на уровне региона, направленным на решение задач устойчивого социально-экономического развития региона и нацеленным на согласование интересов всех заинтересованных сторон. В соответствии с Федеральным законом «О стратегическом планировании в Российской Федерации» каждый субъект РФ обязан иметь стратегию социально-экономического развития собственного региона, взаимоувязанную с федеральными и региональными документами стратегического планирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере стратегического планирования относятся:

1) определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации;

2)установление требований к содержанию документов стратегического планирования, разрабатываемых в субъектах Российской Федерации, порядку их разработки, рассмотрению и утверждению (одобрению) с учетом положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;

3) разработка и утверждение (одобрение) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации;

4) мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования, утвержденных (одобренных) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) обеспечение согласованности и сбалансированности документов стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъектов Российской Федерации;

6)установление порядка осуществления стратегического планирования в субъектах Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами, указанными в статье 2 настоящего Федерального закона;

7)участие в формировании документов стратегического планирования, разрабатываемых на федеральном уровне по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых на территориях субъектов Российской Федерации;

8)иные полномочия в сфере стратегического планирования, отнесенные в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Понятие «тактика» выражает совокупность приемов (методов), инструментов, форм управленческой деятельности, с помощью которых субъекты управления решают стратегические задачи. Тактика отличается от стратегии тремя признаками:

- она предусматривает решение оперативных целей и задач в краткосрочном периоде;

- ориентируется на поиск специфических, наиболее эффективных решений каждой отдельно взятой стратегической задачи;

- использует оперативные средства (инструменты) и формы воздействия на поведение инвесторов.

В общем итоге экономическая тактика государства в области регулирования инвестиций является продолжением и дополнением стратегии, ее логическим завершением.

Ожидаемым эффектом от выполненной работы должно стать ускорение социально-экономического развития региона и повышение его инвестиционной привлекательности, создание необходимых конкурентных преимуществ и фундамента для развития.



1.3 Понятие инвестиционного потенциала региона.



Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования.

Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику, и, в то же самое время, в силу целостности структуры не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой  [17, с. 234].

Проанализируем определение инвестиционного потенциала региона.

Под категорией «инвестиционный потенциал»  понимается совокупная возможность отраслевых непостоянных ресурсов, позволяющих увеличивать капиталовооружённость труда и способность хозяйствующих субъектов, оперирующих запасами этих ресурсов, обеспечивать во времени устойчивый экономический доход. В данном определении непостоянный запас ресурсов, имеющихся в наличии на данный момент времени, позволяющий увеличивать производительность труда, образует производственный фактор «капитал», «экономический доход» - это стоимостное выражение потока предпринимательских услуг, порождённых этими запасами в течение определённого времени [18, с. 286].

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности регионов – это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к выходу из кризиса. Но разовое привлечение инвестиций малоэффективно, после этого инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Спасти положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в постоянные. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности регионов и правильно оценив региональный потенциал.

Инвестиционный потенциал и инвестиционная привлекательность региона определяются, в том числе, и его инновационной составляющей. Российские ученые-экономисты под инновационным потенциалом региона предлагают понимать совокупность научно-технических, производственных, технологических, кадровых, инфраструктурных, финансовых, правовых и иных возможностей хозяйствующих субъектов региона.

Понятие инвестиционного потенциала неразрывно связано с другими общими терминами, относящимися к сфере инвестиционной деятельности, такими как инвестиционный риск и инвестиционный климат.

Инвестиционным (предпринимательским) климатом называется ситуация в стране с точки зрения иностранных предпринимателей, вкладывающих в ее экономику свои капиталы.

Инвестиционный климат складывается из большого числа элементов – факторов риска, которые можно объединить в следующие группы:

1. Социально-политическая ситуация в стране и ее перспективы.

2. Внутриэкономическая ситуация и перспективы ее развития.

3. Внешнеэкономическая деятельность и ее перспективы в стране.

Каждый фактор риска имеет свой удельный вес и оценивается в баллах. Поэтому возможно количественное измерение как отдельных групп факторов риска, так и инвестиционного климата в целом.

Риск – это вероятность потери средств, вложенных потенциальным инвестором.

Вместо термина «фактор риска» может употребляться просто «риск», а вместо социально-политической (внутриэкономической, внешнеэкономической) ситуации в стране и перспектив ее развития можно говорить о социально - политических (внутриэкономических, внешнеэкономических) рисках.

Социально-политический риск оценивается исходя из того, насколько стабильна ситуация в стране с точки зрения социально-политических перемен, которые могут так сильно изменить экономическую политику страны, что это приведет к заметной потере средств действующих в стране иностранных компаний. Аналогично можно определить внутриэкономический и внешнеэкономический риски.

Выделим ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона являются следующие факторы:

- ресурсно – сырьевой (средневзвешенная обеспеченность балансовыми запасами основных видов природных ресурсов);

- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности в регионе);

- потребительский (совокупная покупательная способность населения региона);

- инфраструктурный (экономико- географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность);

- интеллектуальный (образовательный уровень населения);

- институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики);

- инновационный (уровень внедрения достижений научно – технического прогресса в регионе).

Совокупность данных факторов и находят отражение в обобщенном инвестиционном потенциале конкретного региона, на основе которого должна выстраиваться оптимальная инвестиционная стратегия, в наибольшей степени отражающая преимущества и максимально сглаживающая недостатки региона.

При принятии инвестиционных решений необходимо уделять пристальное внимание анализу каждого из них. При этом именно анализ инвестиционного потенциала способен предоставить в распоряжение инвестора ценные сведения о потенциальных возможностях инвестирования.



1.4 Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов



Оценка инвестиционной привлекательности региона необходима  для анализа инвестиционных процессов в регионе, включающих совокупность политических, социально – экономических, финансовых, социально – культурных, организационно – правовых и географических факторов, способных привлечь инвесторов.

Если речь идет о внутригосударственном инвестировании, процесс оценки условий для инвестиций включает три этапа: 

оценка региональных  (местных) условий для инвестиций;

оценка отраслевых условий для инвестиций;

оценка условий инвестирования  в конкретный проект (предприятие).

Для каждого этапа оценки имеются свои методики, инструментарий и система показателей, отражающих специфику задач, решаемых в процессе оценки.

Одной из первых методик рейтинговой оценки инвестиционной привлекательности регионов была методика, предложенная Гарвардской школой бизнеса в 1969 г. Методика включала оценку экспертами таких показателей как: политическая ситуация в стране или регионе, уровень инфляции, состояние национальной валюты, законодательные условия для иностранных и национальных инвесторов и ряд других показателей, характеризующих инвестиционные риски.

Существует несколько методик, каждая из которых использует определенные подходы к формированию структуры факторов и методов оценки. В целом в рамках существующих подходов можно выделить три группы методов, используемых для диагностики условий и факторов, оказывающих влияние на развитие регионов: экономико-математические методы, методы факторного анализа и методы экспертных оценок. К основным математическим моделям относят следующие:

1. Метод суммы мест — предполагает предварительное ранжирование всех регионов по каждому показателю, характеризующему инвестиционный потенциал. При этом первые места присваиваются наилучшим значениям. Вычислив суммы мест по всем рассматриваемым показателям, можно установить ранги регионов по состоянию инвестиционного потенциала. 2.  Метод балльных оценок отличается тем, что регионам, имеющим наилучшие значения показателей, присваиваются наивысшие баллы. Достоинством методики является простота использования, универсальность и наглядность. Методика удобна для исследований на макроэкономическом уровне. Однако применение ее на уровне региона приводит к значительным погрешностям. К недостаткам методики следует отнести и субъективность подхода при расчете тех или иных показателей. Кроме того, главный недостаток первых двух методов состоит в том, что различие между парой соседствующих в ранжированном ряду регионов является постоянной величиной, оцениваемой в один балл, тогда как различие может быть весьма значительным (либо, напротив, номинальным).

 3.  Метод многомерной средней устраняет недостаток двух предыдущих методов. Метод заключается в том, что по каждому показателю, характеризующему потенциал, вычисляется средняя величина по стране, а показатели каждого региона соотносятся с ней. Так, каждый регион получает по каждому показателю свой коэффициент, из которых на заключительном этапе рассчитывается средний. Чем выше средняя оценка, тем выше рейтинг.

 4.  Метод «Паттерн» отличается от многомерной средней тем, что в качестве основания стандартизованных значений индикаторов берутся не средние показатели по стране, а наилучшие значения. Существующие методы сводятся к достаточно примитивным математическим моделям, основное достоинство которых — простота использования. Недостатками моделей являются: необоснованность включения показателей в модель, невозможность определения вклада каждого показателя в итоговую оценку, и наличие экспертных оценок.

Начиная с 1996 г. оценку инвестиционной привлекательности регионов РФ по собственной методике осуществляет российское рейтинговое агентство «Эксперт РА». Методика предполагает оценку инвестиционной привлекательности регионов по двум обобщающим характеристикам: инвестиционному потенциалу и инвестиционному риску.

Еще одним распространенным методом оценки инвестиционного потенциала региона является метод экспертных оценок. Преимущество его заключается в использовании не только информации, основанной на статистических временных показателях, но и нерегулярной информации сугубо качественного характера. Подобная оценка предполагает разносторонний анализ, основанный на установлении количественных характеристик объекта и аргументированных суждениях специалистов. Принцип метода заключается в следующем: субъект сначала анализируется по-факторно, а затем по каждому фактору даётся обоснование базы сравнения (выводят среднюю, наиболее часто встречающиеся, или срединное значение), её принимают за единицу. Остальные значения также переводят в коэффициенты в зависимости от конкретного значения и нормативной величины. Сложность метода заключается в субъективизме установления критериальных нормативных индикаторов и взвешенности весов по факторам. Методики факторного анализа и экспертных оценок позволяют объединять регионы в группы со сходными условиями инвестиционной деятельности (р.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Рекламодателям и партнерам

Баннеры на нашем сайте – это реальный способ повысить объемы Ваших продаж.
Ежедневная аудитория наших общеобразовательных ресурсов составляет более 10000 человек. По вопросам размещения обращайтесь по контактному телефону в городе Москве 8 (495) 642-47-44