VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Теоретические аспекты анализа развития человеческого потенциала как стратегическая задача безопасного развития региона.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016390
Тема: Теоретические аспекты анализа развития человеческого потенциала как стратегическая задача безопасного развития региона.
Содержание
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КАК СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА БЕЗОПАСНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА 
1.1 Сущность и особенности понятия «человеческий потенциал»
     Человеческий капитал целесообразно трактовать согласно физическому лицу, как носителю знаний, умений и опыта профессиональной деятельности и агенту на трудовом рынке; к государству, как институту, который призван предоставить безопасное и достойное существование будущего и нынешнего поколений; к фирме-работодателю, для которой человеческий капитал является важным условием эффективного производства в конкурентной борьбе[1,c.464].
     Человеческий капитал, относимый к фирме-работодателю анализируется как часть другого понятия – интеллектуального капитала, присутствие которого трактует случаи неоднократного превышения рыночной стоимости бизнеса фирм, которые функционируют в высокотехнологичных областях, над рыночной, и, помимо того, – балансовой стоимостью их совокупных активов.
     Особая заинтересованность к разряду интеллектуального капитала в комбинации с проблематичностью его недвусмысленной практической оценки детерминирует множества путей к распознаванию интеллектуального капитала и его элементов.
     Состав интеллектуального капитала, как правило, делят на три составляющих[2,c.401-409]:
     - человеческий капитал;
     - структурный капитал (организационный, капитал фирмы);
     - рыночный капитал (потребительский, брендовый,  клиентский).
     Иначе, интеллектуальный капитал содержит в своем составе некоторые составляющие нематериального характера, которые обеспечивают результативное применение как человеческого капитала, так и прочих видов капитала, факторов и резервов производства[3,c.54-62].
     Так, понятия «интеллектуальный капитал» и «человеческий капитал» определяют место и роль человека в экономике, и, как следствие, имеют много общих черт. В то же время исторически они применяются в исследованиях многих граней участия человека в экономических отношениях. Когда мы говорим о человеке как о носителе определенных умений и навыков, а также об общих знаниях нации в целом, выступающих источником социально-экономического развития, то чаще применяется понятие «человеческий капитал».
      Накопление человеческого капитала (по Г. Беккеру) состоит из определённых затрат человека (семьи, предприятия, государства) направленных:
     - на поддержание здоровья, рождение и воспитание детей;
     - на получение общего и профессионального образования;
     - на профессиональную подготовку и переподготовку на производстве;
     - на поиск работы, в том числе затраты на поиск информации о условиях работы и заработках;
     - на миграцию по зависящим и независящим от человека причинам[1,c.464].
     Инвестиции в капитал здоровья непосредственно являются базой для человеческого капитала, так как они способны продлевать трудоспособность жизни человека и, таким образом, замедляют физическую изнашиваемость человеческого капитала. Здоровье для общества это не только фактор экономического развития государства, но и фактор национальной безопасности экономики.
     Инвестиции в капитал образования формируют квалифицированные и более производительные трудовые ресурсы.
     Инвестиции в капитал культуры имеют, в первую очередь, социальный эффект: способны повышать склонность человека к коммуникациям, создают предпосылки для более успешной профессиональной подготовки, способствуют передаче культурного достояния общества из поколения в поколение. Вместе с тем, в сфере культуры, безусловно, возможна реализация коммерчески эффективных проектов[1,c.464].
     Опыт развитых стран, осуществляющих масштабные инвестиции в человеческий капитал, показывает, что он является важнейшим фактором экономического роста. С экономической точки зрения, инвестиции в человеческий капитал – это затраты, произведенные в социальной сфере в целях будущего увеличения производительности труда и способствующие росту будущих доходов как отдельных носителей капитала, так и общества в целом.
     Доллар, вложенный в интеллект человека, часто приносит больший прирост национального дохода, чем доллар, вложенный в железные дороги, плотины, машины и другие капитальные блага. Образование становится высокопроизводительной формой капитальных вложений. Всемирный банк, базируясь на результатах обследования 192 стран, пришел к заключению, что только 16% экономического роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом, 20% – природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом .
     Теория человеческого капитала оказала революционное влияние на исследования в области предложения труда. К ее ключевым постулатам можно отнести:
     - признание человеческих знаний, способностей и времени ключевым производственным ресурсом;
     - инвестиционную мотивацию поведения агентов на рынке труда;
     - необходимость перехода от текущих показателей к показателям, охватывающим весь жизненный цикл работников (пожизненные заработки)[4,c.363-367].
     Учитывая, что инвестиции в социальную сферу по своей сути есть инвестиции в наращивание человеческого капитала, представляется целесообразным более подробно рассмотреть основные положения указанной теории.
     
1.2 Особенности стратегии развития региона: методика анализа и принципы оценки
      Стратегия экономического развития регионов — это система мероприятий, направленных на реализацию долгосрочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития[5,c.464].
      Стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и политической ориентации государства на конкретном этапе развития[6,c.256-259].
      Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики.
      В долгосрочной перспективе объем производства в масштабах государства обусловливается производственными возможностями экономики, то есть другими словами, зависит от факторов производства, таких как труд и капитал, а также используемой технологии. Субъекты государственного регулирования, используя многочисленные способы, имеющиеся в их арсенале, могут повлиять на производственный потенциал экономики, повысить его. В числе таких способов можно назвать[2,c.401-409]:
      - увеличение запаса капитала, чего можно добиться посредством стимулирования частных и государственных сбережений;
      - повышение профессионализма рабочей силы;
      - стимулирование внедрения достижений научно-технического прогресса и передовой технологии, что приведет к более эффективному использованию труда и капитала;
      - структурная политика, в ходе которой идет формирование отраслевой структуры экономики в соответствии с экономическими потребностями и возможностями научно-технического прогресса[5,c.464].
      Рассмотрим детально последний из обозначенных способов. Термин «структурная политика» употребляется довольно часто, однако, существует множество его определений и единого мнения на этот счет до сих пор не сложилось. Рассмотрим три в наибольшей степени распространенных варианта.
      Первая трактовка гласит, что структурная политика есть не что иное, как влияние субъектов власти на все типы структуры экономики. При таком варианте истолкования термина «структурная политика», в рамках структурной политики будут выделяться такие виды политик, как промышленная, инновационная, инвестиционная и другие, а их цели и задачи целиком и полностью будут зависеть от целей и задач структурной трансформации экономики[5,c.464].
      Второй вариант определения рассматриваемого термина предполагает выделение отдельных аспектов экономики, например, отраслей. Этот подход к осмыслению структурной политики был претворен в жизнь в отраслевых концепциях, а именно, в программах реструктуризации машиностроения, пищевой, угольной, металлургической отраслей и др. В этом случае структурная политика являет собой составную часть промышленной политики[3,c.54-62].
      Третий вариант толкования термина «структурная политика» основан на отождествлении структурной политики с инновационной или инвестиционной политикой. При таком подходе структурная политика, ее цели и задачи, сводятся к расчету показателей в рамках названных ранее видов политик.
      Резюмируя вышесказанное, можно говорить о том, что разное представление и понимание термина «структурная политика» представляет собой сложность, т.к. влечет за собой выбор альтернативных методов ее формирования и реализации, используемых альтернативных ресурсов, а также определения конечных результатов[7,c.4-17].
      В данной статье авторами будет применен первый вариант интерпретации термина «структурная политика», что дает нам возможность судить о ряде задач, при решении которых структурная политика ключевую роль. К таким задачам можно отнести, например:
      - обеспечение воспроизводства и капитализации различных видов ресурсов территории;
      - создание условий для развития отраслей, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей населения и т.д.[6,c.256-259].
      Зарубежный опыт, а также многочисленные отечественные исследования по государственному управлению региональным развитием показывают, насколько целесообразно выделить структурную политику в качестве приоритетного направления региональной политики. Ведь это позволит согласовать цели, методы и интересы различных субъектов управления (федеральные, региональные и местные органы власти, бизнес, общество) в рамках структурной диверсификации экономики не только региона, но и страны в целом[7,c.4-17].
      Важно отметить, прежде всего, что региональная структурная политика – это не что иное, как система социально-экономических целей, инициируемых органами региональной власти. Причем эти цели взаимоувязаны и взаимосогласованы между федеральными органами власти, местным самоуправлением, межрегиональными ассоциациями, бизнесом, то есть, другими словами, между субъектами управления региональным развитием, в рамках структурной диверсификации экономики региона.
      По нашему мнению, из множества целей структурной трансформации экономики в качестве первостепенных можно обозначить следующие:
      1. Повышение инновационной активности и опережающее развитие высокотехнологичного наукоемкого сектора экономики. Высокотехнологичными  видами  экономической  деятельности на сегодняшний день являются: производство летательных аппаратов, фармацевтической продукции, медицинских изделий, средств измерений и контроля, а также электронная и радиоэлектронная промышленность, производство офисного оборудования и вычислительной техники. А вот категории наукоемких видов экономической деятельности принадлежат те, среди которых на формирование новой экономики, основанной на знаниях, в наибольшей степени оказывают влияние: образование, здравоохранение, научные исследования и разработки .
      2. Способствование экономическому росту и повышению эффективности производства на микроуровне посредством поддержки формирующихся цепочек импортозамещения, экспортных контрактов и использования других косвенных инструментов[5,c.464].
      3. Реструктуризация неэффективного сектора экономики, а именно прекращение прямого и косвенного субсидирования непродуктивных предприятий, оперативная селекция дееспособных предприятий, повышение эффективности и результативности института банкротств. Кстати заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков в одном из своих интервью для экономических журналов подчеркнул, что «самый неэффективный сектор, который не дает расти экономике быстрее, – государственный». По мнению депутата, для устранения сложившейся негативной ситуации нужно предпринять комплекс мер, в числе которых: налоговые (в частности, реанимация инвестиционной льготы), бюджетные (концентрация государственных инвестиционных средств, государственный заказ и стимулирование инвестиций частного бизнеса на основе разделения рисков), активное вовлечение в инвестиционный процесс государственных банков, рефинансирование коммерческих банков для кредитования реального сектора, механизмы стимулирования трансформации сбережений в инвестиции (в том числе средств населения)[6,c.256-259].
      4. Активация процессов реструктуризации и реформирования предприятий в направлении повышения их работоспособности, при этом возможно применение таких инструментов, как всемерное содействие процессам интеграции и создания крупных эффективных и конкурентоспособных компаний, не забывая, однако, и о максимальной поддержке развития малого и среднего бизнеса.
      5. Урезание государственного сектора, всемерное способствование его оптимизации при росте эффективности управления государственным имуществом.
      6. Разработка и реализация целевых программ, направленных на развитие инфраструктуры транспорта, связи и телекоммуникаций, формирование конкурентной среды, создание равных и предсказуемых условий экономической деятельности в России как в масштабе всей экономики, так и на конкретных отраслевых рынках.
      7. Перестройка сложившихся отраслевых пропорций.
      8. Техническое совершенствование и обновление производства.
      9. Обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции.
      10. Формирование новой размерной структуры экономики.
      11. Рационализация системы хозяйственных связей.
      Достижению перечисленных выше целей могут способствовать следующие мероприятия:
      - увеличение доли государственного финансирования капитальных вложений, что возможно осуществить в форме прямых субсидий, льготных кредитов и др. льгот;
      - активация формирования сбережений основными экономическими субъектами и их преобразование в инвестиции, направляемые в развитие реального сектора;
      - мотивация приватизированных предприятий реального сектора к инвестициям.
      Таким образом, мы считаем, что политика регионального развития, разработанная с учетом предложенных направлений, позволит обеспечить решение социально-экономических проблем и повысить инвестиционную привлекательность региона[1,c.464].
      В развитых странах в ситуации, когда географические социально-экономические диспропорции становятся избыточными и грозят негативными последствиями, наступает пора государственного вмешательства, однако, отметим, что оно носит избирательный и целенаправленный характер  Другими словами, речь идет о селективной региональной политике. К сожалению, до сих пор не разработана универсальная методика определения объектов селективной региональной политики[7,c.4-17]. Она целиком и полностью зависит от целей структурной перестройки. Соответственно, государство само решает по какому сценарию пойдет структурная трансформация: будет ли применена поляризованная модель (когда выделенные регионы получают наибольший поток инвестиций, т.е. получают мощный импульс и выполняют роль «локомотива» для ускоренного роста всей экономики) или же выравнивающая модель (поддержка направляется в проблемные регионы, чтобы выровнять уровни экономического развития и инвестиционные потенциалы регионов)[5,c.464]. В Татарсьане функции «ведущего звена» просматриваются в таких секторах как, транспортная инфраструктура, агропромышленный комплекс, санаторно-курортный и туристский комплекс. На наш взгляд, нужно активировать новые «точки роста» в лесопромышленном секторе, а также секторе инновационной деятельности.
      Еще одним механизмом активной структурной политики является система закупок продукции для государственных нужд. Система государственных закупок представляет собой огромный «живой организм» с множественными жизненными процессами, проходящими внутри него, эту систему можно сравнить разве что с кровеносной системой человека, где каждый капилляр – это отдельный заказчик мелкого звена, а крупные артерии – это заказчики федерального уровня. Акцентируем внимание на том, что система госзакупок нацелена на непосредственное удовлетворение потребностей населения[7,c.4-17]. Дороги и страхование автомобилей, больницы, приобретение медицинских препаратов и оборудования, госучреждения и ремонт помещений – всё это и многое другое, без чего не может обойтись человек, обеспечивает государство, реализуя чётко отлаженную и регламентированную систему госзакупок  Сфокусированная государственная политика размещения заказов на заранее отобранную номенклатуру продукции дает возможность формировать новые кооперативные технико-производственные и экономические связи между предприятиями, выпускающими готовую продукцию, субпоставщиками и субподрядчиками, не говоря уже об удовлетворении общегосударственных потребностей в тех или иных товарах и услугах. Это может предопределить образование крупных межотраслевых технико-производственных или региональных комплексов[2,c.401-409].
      Чтобы повлиять на структуру национального богатства, необходимо оптимально сочетать механизмы экономической и социальной государственных политик. Во-первых, в области экономической политики необходимо создать эффективную структуру, отвечающую установленным целям и приоритетам. Такая структура должна предоставлять возможность создавать продукцию и услуги высокой добавленной стоимости, затрачивая при этом минимальный объем ресурсов. Во-вторых, в области социальной политики нужно сформировать новую социальную структуру, в которой увеличится доля домашнего имущества (например, простимулировав кредитование для жилищного строительства), путем снижения уровня дифференциации доходов населения (предлагается использовать прогрессивную шкалу налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности[5,c.464].
      Кроме того стоит отметить, что реализация целостной государственной структурной политики должна быть максимально предусмотрительной и взвешенной, поскольку, несмотря на то, что государственная поддержка, на первый взгляд, направлена на отдельные предприятия и производства, все-таки в ней сохраняется принцип отраслевого отбора, который в свою очередь может привести к неизгладимым негативным последствиям в виде разрыва между условиями функционирования приоритетных и неприоритетных производств, сфер хозяйственной деятельности и входящих в них предприятий[4,c.363-367].
      В России за годы реформирования в структуре ВВП резко выросла доля услуг, что отражает быстрое развитие в этот период торговли, банков и других финансовых институтов. Однако в этот же период отмечается существенное снижение объема производства в отраслях, ориентировавшихся на государственный спрос (ВПК) или бюджетную поддержку (угольная промышленность, сельское хозяйство)[6,c.256-259].
      Таким образом, мы полагаем, что структурная политика государства грядущего десятилетия должна стремиться к содействию в повышении конкурентоспособности производства отечественных товаров и услуг на внутреннем и мировых рынках, обеспечению структурного маневра в сторону повышения доли отраслей, производящих продукцию с высокой степенью переработки, и отраслей сферы услуг.
Базисом для устойчивого развития регионов является его экономическая стабильность или экономическая устойчивость. В общем термин экономической устойчивости может быть сформулирован следующим образом:
1) это прочное, постоянное положение системы, которое обеспечивается существующей системой управления;
2) это внутренняя и внешняя составляющая системы экономической безопасности .
В свою очередь, экономическая устойчивость региона возможна только в том случае, если регион постоянно уделяет внимание своему технологическому, социальному и экономическому развитию. Под термином устойчивое развитие следует понимать процесс позитивных изменений, которые направлены на сбалансированное долгосрочное развитие каждой сферы жизни общества с целью обеспечить воспроизводимость необходимых для качественной жизни настоящего и будущих поколений ресурсов[7,c.4-17].
Из этого следует, что социально-экономическое устойчивое развитие региона – это:
- динамический процесс, характеризующийся монотонным, плавным изменением региональных показателей или их изменением в рамках нормальных рыночных циклов, динамика значений которых достаточно хорошо прогнозируема в краткосрочной, а нередко в среднесрочной перспективе;
- управляемый процесс расширенного инновационного воспроизводства факторов производства и материальных благ за счет сбалансированного развития систем-образующих элементов социально-экономической системы региона, обеспечивающий его социальный прогресс.
Целью регулирования регионального развития можно считать приближение благосостояния населения региона к уровню благосостояния населения развитых стран.
В настоящее время, существует большое количество методологий по оценке устойчивого развития регионов. 
Для единого подхода в анализе экономического развития регионов необходимо разработать единую методологию оценки регионов, учитывающей и территориальное их расположение, и показатели по экологии, уровню инновационного развития, уровень жизни, экономические, демографические показатели и т. д. В качестве математического инструментария может быть использован метод собственных состояний , который показал свою эффективность при анализе взаимозависимых большого количества факторов социо-экономических систем, в котором анализируются скрытые взаимосвязи используемых для анализа показателей. Итак, основой для построения модели является региональный процесс, в котором экономика, экология, уровень инновационного развития региона, уровень жизни демография и другие показатели образуют органическое единство.
По итогам проделанного анализа разработана методика расчета и анализа социально-экономического развития регионов, которая позволяет учитывать следующие требования:
-  учет максимального количества экологических, экономических, социологических и иных показателей функционирования региона;
- учет и анализ взаимовлияния экологических, экономических, социологических и иных показателей;
-  достоверность;
-  комплексность;
-  сопоставимость результатов;
-  автоматизация обработки исходных данных;
-  максимальная информативность результатов[6,c.256-259].
Устойчивое развитие региона – это, прежде всего, процесс позитивных изменений, которые необходимо добиться для развития каждой сферы жизни общества для настоящих и будущих поколений.


1.3Роль человеческого потенциала в стратегической задаче безопасного развития региона
      В настоящее время в России стремительно развиваются общественно- экономические отношения, формируется стабильность социально- политической жизни общества. Одним из основных показателей уровня жизни, долголетия, образования и грамотности можно выделить индекс развития человеческого потенциала.
      По Республике Татарстан индекс продолжительности жизни городского населения вырос с 68,9 до 70,2 лет – мужского с 62,6 до 64, женского с 75 до 76 лет, что немного выше среднего индекса продолжительности жизни по России. Индекс степени образования составляет 0,870, и является ниже общероссийского, равного 0,919. Процент грамотности населения равен 98,5% выше по сравнению с общероссийским – 99,3%. Индекс ВВП (ВРП) составляет 0,646, данный индекс сравнительно низкий, общероссийский составляет – 0,716. Это говорит о том, что в Республике Татарстан невысокое экономическое развитие.
      В Республике Татарстан активно осуществляется реализация областных целевых и других областных программ, инвестиционных проектов, утвержденных постановлением Правительства Республике Татарстан  «Стратегии социально-экономического развития Республике Татарстан до 2030 года», существенная часть которых сосредоточена на повышении человеческого потенциала региона.
      Часть принятых инвестиционных и целевых проектов приходится на Заинский муниципальный район.
      Очевидно, что укрепить позиции Заинского  муниципального района в регионе и в России, обеспечить его конкурентоспособность,  повысить качество жизни граждан возможно только при эффективном использовании потенциала развития. На муниципальном  уровне  необходимо создать условия для реализации проектов по повышению человеческого потенциала, и стимулировать молодое население для участия в общественных процессах.
      В Заинском районе очень много неосвоенных территорий, которые представляют колоссальный потенциал развития экономики за счёт  сельского хозяйства, и вместе с этим, открывается перспектива развития человеческого потенциала на основе современных технологий и желания трудиться на земле, что так естественно для русского человека.
      На 2015 год населения района составляет 300,7 тыс. человек, городских жителей из которых 83,6%. В возрастной структуре, населения моложе трудоспособного возраста составляет около 15,5%, а в трудоспособном возрасте находится 60,6% населения. Средний возраст жителей района - 38 лет.
      Экономика района диверсифицирована, нет  сформулированной отрасли - монополиста, это помогает предотвратить значительную зависимость экономики и доходов бюджета от состояния одной из отраслей и ситуации на внешнем и внутреннем рынке. Приоритетной и стратегически важной выступает промышленность района, которая стремительно развивается и насчитывает свыше 40 крупных и средних предприятий которые специализируются в разных отраслях: машиностроение, пищевая и химическая промышленность, металлообработка, легкая и деревообрабатывающая промышленность, строительная индустрия. Приблизительно 70% продукции изготовленной в Заинском районе экспортируется в регионы, 13% - реализуется в страны Ближнего и Дальнего Зарубежья. Удельный вес промышленного производства (около 74%) занимает тяжелая промышленность.
      Агропромышленный комплекс насчитывает 31 действующее сельскохозяйственное предприятие, 62 предприятия специализируются на перерабатывающей промышленности, около 20 тысяч частных, подсобных хозяйств и 134 фермерских хозяйства. Наибольшая часть хозяйств, независимо от правовой организационной формы имеют частную собственность совместной и в долевой модификации. В агропромышленном комплексе на рабочих местах трудятся более 6 тыс. человек.
      Застройка территории Энгельса производится комплексно, это позволяет достаточно эффективно решать вопросы по развитию инженерной инфраструктуры. В Энгельсе расположена часть строительно-монтажных организаций разнообразного профиля, реализовывающих жилищное и промышленное строительство, строительство мостов, дорожное строительство и т.д.
      Одну из значительных ролей в экономике района играет малое и среднее предпринимательство. В этой сфере занято 44,0 тыс. населения. В Заинском муниципальном районе 11,4 тыс. единиц субъектов малого и среднего предпринимательства. Анализ отраслевой структуры малого предпринимательства подтверждает о преимуществе его развития в сфере оптовой и розничной торговли.
      Для того чтобы обеспечить стабильное развитие территорий, выделить элементы планировочной структуры, установить границы земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границы земельных участков, которые предназначены для строительства и размещения линейных объектов, внесены изменения в восемь проектов планировки и проектов межевания, подготовленных с целью размещения линейных объектов на территории Заинского муниципального района.
      В 2015 году валовое производство продукции сельского хозяйства составило 10,2 млрд. рублей при индексе физических объемов 100,2%.
      Заинские предприятия агропромышленного комплекса - участники специализированных ярмарок, конкурсов на районном, областном и межрегиональном уровнях, выставок.
      Является одним из лидирующих в Республике Татарстан, а также мощным социально-экономическим центром развития, размещенным в непосредственной близости от областного центра, на левом берегу Волги. Соседство с крупным региональным центром позволяет району значительно увеличить потенциал инфраструктуры, линии сотрудничества,  уровень жизни граждан. Отталкиваясь от анализируемых данных, можно сделать вывод о том, что скачок к росту всех сфер деятельности возможен, заложенный потенциал развития раскрыт не полностью и есть над чем работать, свободные мощности есть и их необходимо использовать. 
      В современной экономике все шире признается, что человеческий потенциал является доминирующим фактором экономического роста и социального развития, определяющим темпы и уровень развития национальной экономики. В настоящее время человеческий потенциал является основным богатством и наиболее ценным ресурсом любого общества, а главным критерием социально-экономического прогресса являются достижения в области развития человека и удовлетворение его потребностей.
      Развитие человеческого потенциала становится непосредствен стратегическим приоритетом. Уровень человеческого развития определяет степень развития страны. Поэтому проблема формирования, сохранения и развития человеческого потенциала входит в категорию приоритетных задач государственной социально-экономической политики и заключается в разработке программ управления процессом становления профессионала и гражданина, развития и реализации их потенциала в социально приемлемых формах.
      Качество человеческого потенциала и уровень промышленной культуры в нашей стране непосредственно сопоставимы с развитыми странами, а не с развивающимися странами; в последних до 60% занятых сосредоточены в неформальном и традиционном секторах экономики. Существенным потенциальным преимуществом России является относительно высокий уровень образования. В то же время, резкое снижение социальной защищенности населения, ухудшение качества труда и существующей системы финансирования социальных секторов оказывают разрушительное влияние на человеческий потенциал и создают угрозу национальной безопасности.
      Наиболее тревожными тенденциями в этом отношении являются деградация промышленного и научного потенциала, накопленного в советский период, отток квалифицированных кадров из национальных анклавов высоких технологий (за рубежом и в отраслях, обеспечивающих возможность выживания внутри России), обострение бедности, социальная изоляция и деградация территорий[3, С. 54-62].
      Исследования международных и российских аналитиков привели к пессимистическому выводу: Россия стремительно теряет человеческий капитал. Этому способствуют миграционные и демографические процессы, снижение уровня и качества образования, культуры и систем здравоохранения, а также низкие темпы модернизации производства. В качестве общего негативного фактора отмечались потеря стратегических целей у населения, депрессивный психологический фон и повышенные стресс-нагрузки .
      Ведущими факторами, создающими угрозу человеческому потенциалу, являются:
       - плохое состояние и негативные тенденции в ожидаемой продолжительности жизни и смертности;
      - снижение физического и психического здоровья под влиянием социально-экологических факторов окружающей среды;
      - ухудшение положения детей, семей и молодежи как наиболее важных компонентов человеческого потенциала будущих поколений;;
      - некоторые тенденции, связанные с практическим использованием научно-технических достижений;
       новое состояние культурно-образовательного пространства для развития молодого поколения.
      Отчасти эти факторы риска связаны с общим ходом цивилизационного процесса, характерного для современной постиндустриальной эпохи, отчасти-с условиями стремительных социально-экономических изменений в нашей стране.
      Частично эти факторы риска связаны с общим ходом цивилизационного процесса, характерного для современной постиндустриальной эпохи, частично они специфичны для условий быстрых социально-экономических перемен в нашей стране.
      Стратегия развития Татарстана на период до 2030 года определяет восстановление человеческого капитала как одну из главных целей реформ. Сегодня качество национального человеческого капитала не только лежит в основе социально-экономического развития государства, но и выступает в качестве важнейшего фактора национальной безопасности.
      Развитие человеческого потенциала включает системные преобразования двух типов:
      направленные на повышение конкурентоспособности кадрового потенциала, рабочей силы и социальных секторов экономики;
      улучшающие качество социальной среды и условий жизни людей.
      Таким образом, основными направлениями развития человеческого потенциала должны стать :
      Демографическая политика и политика народосбережения.
      Развитие здравоохранения.
      Развитие физической культуры и спорта.
      Д. Медведев, участвуя в круглом столе, проводимом журналом «Эксперт» на тему «Человеческий капитал в стратегии национального развития» , отметил, что рост человеческого капитала в стране должен быть целью и программой действий правительства. Необходимо применение современных методов изучения реального состояния человеческого потенциала (здоровье, жизнеспособность, обучаемость). Необходим региональный мониторинг состояния человеческого потенциала, в том числе применительно к задачам научно-технической и инновационной политики. Необходимы исследования по реформированию социальных отраслей. В этой области необходим пересмотр методологии школьного и профессионального образования, усиление мотивации людей к развитию собственного «человеческого капитала» и ответственности за его состояние.
      В современном мире человеческий потенциал выступает как наиглавнейший фактор экономического роста, поскольку именно от его состояния зависит использование всех прочих ресурсов развития. Среди всех составляющих национального богатства любого государства именно человеческий потенциал играет ведущую роль. По данным Всемирного банка, в развитых странах человеческий капитал, как экономическое выражение человеческого потенциала страны, составляет от 68% до 76% всего национального богатства. То есть, главная доля национального богатства заключается в людях.
     Человеческий потенциал в современном мире является одним из основных видов экономического потенциала, служащего для оценки и анализа человеческого процесса. Кроме того, человеческий потенциал обладает особыми качественными характеристиками. Необходимая для подсчета индекса развития человеческого потенциала численность населения отличается некоторыми качественными показателями, к примеру, профессиональной и квалификационной структурой, и к тому же необходима как ресурс, при отсутствии которого невозможно как развитие национальной экономики, так и устойчивое функционирование ее регионов.
     Человеческий потенциал предполагает числовую оценку, которая выражается индексом развития человеческого потенциала. В 90-х годах ХХ века Программа Развития ООН (ПРООН) ввела в публичное обращение понятие индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). В индексе развития челове.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44