- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие института референдума
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W001014 |
Тема: | Понятие института референдума |
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» Институт правоохранительной деятельности Кафедра конституционного и международного права Учебная дисциплина – конституционное право Российской Федерации Курсовая работа РЕФЕРЕНДУМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Выполнила: студентка 215 группы 2 курса направления подготовки 40.03.01- Юриспруденция Емельянова М.С. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Заметина Т.В. Саратов – 2016 Оглавление: Введение………………………………………………………………...…….3-4 Глава 1. Понятие института референдума 1.1 Историческое развитие института референдума………………….5-7 1.2 Сравнительная характеристика референдума и плебисцита……..7-9 1.3 Виды референдума………………………………………………...9-12 1.4 Значение референдума…………………………………………........12 Глава 2. Реализация института референдума в РФ 2.1 Нормативно-правовая основа референдума……………………13-14 2.2 Общие принципы проведения референдума…………………..14-15 2.3 Порядок проведения референдума в РФ……………………….15-24 Заключение………………………………………………………………...25-26 Список использованной литературы и источников…………………......27-29 Приложения………………………………………………………………..30-35 Введение Политико-правовые реформы, проводимые в Российской Федерации, оказывают существенное влияние как на существование и развитие всего государства, так и на отдельные сферы, которые его составляют: на политику, экономику и, самое важное, на социальную сферу, т.е. на население страны, собственно для благополучной жизнедеятельности которого создаются и реализуются результаты нормотворческой деятельности. Поэтому, при подготовке к претворению нововведений в жизнь необходимо опираться на мнение населения. Институты прямого народовластия играют важную роль в современном государстве, которое относительно недавно стало развиваться как демократическое и правовое. В этих условиях исследование форм непосредственного народовластия является одной из актуальных проблем российской науки конституционного права. Изучение и реализация различных форм народовластия, в том числе референдума, необходимо для повышения эффективности управления современным Российским государством. Объектом исследования являются конституционно-правовые основы народовластия в Российской Федерации, политико-правовые отношения, возникающие в процессе реализации власти народом. Предметом исследования является институт референдума, его место и роль в реализации народовластия в современной России, а также законодательство Российской Федерации и её субъектов, регулирующее механизм подготовки и проведения референдума. Цель курсовой работы является определение содержания института референдума в современных условиях. Задачи, необходимые для достижения цели: рассмотреть сущность народовластия и его форм; определить понятие референдума; изучить особенности различных видов референдума, критерии их классификации; выявить этапы референдумного процесса; выделить стадии реализации и механизм осуществления гражданами их права на участие в референдуме; определить систему гарантий осуществления гражданами конституционного права на участие в референдуме. Данной проблемой занимались многие ученые – правоведы: С.А. Авакьян, М.В. Баглай, О.Е. Кутафин, В.Е Чиркин, В.Т. Кабышев, В.В. Комарова и др. Но, несмотря на то, что институт референдума получил широкое освещение в работах этих и других ученых, данная проблема не перестает быть актуальной и на сегодняшний день и является предметом исследования начинающих и уже состоявшихся деятелей гуманитарных наук. Практическая значимость курсовой работы: содержание курсовой работы может быть полезным для дальнейших исследований форм прямого народовластия и института референдума. Глава 1. Понятие института референдума 1.5 Историческое развитие института референдума Историческое развитие референдума можно проследить в различных источниках. В особенности, изучить процесс развития данной формы выражения непосредственной демократии можно опираясь на труды историков и юристов, занимающихся данной проблематикой. Так, Комарова Валентина Викторовна, доктор юридических наук, профессор, в своей работе, посвященной механизму непосредственной демократии современной России, содержательно освятила данный вопрос.1 По её мнению, историю развития референдума в российском государстве можно условно разделить на четыре периода: Первый – дореволюционный период, который содержит вечевые голосования и некоторые теоретические разработки российских ученых о народных голосованиях. Вече — народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси, собиравшееся для решения важнейших вопросов, касающихся политической, экономической и общественной жизни Новгорода. Анализ нормативных источников и трудов историков позволяют определить, что вече является прародителем референдума, так как он содержит с ним общие черты: решение вопросов голосованием, принятием решения большинством, императивность решения. Второй – советский период, охватывающий промежуток времени с 1917 по 1990 годы, разделен на две части, что вызвано, по мнению В.В. Комаровой, во-первых, практикой проведения всенародных голосований, во-вторых – нормативным закреплением. Так, первая часть – с 1917 по 1936 г. – характеризуется использованием института народных обсуждений, голосований при отсутствии законодательного закрепления института референдума. Необходимо отметить, что в Конституции РСФСР 1918 г. закреплялась возможность проводить на селе собрания, которые решали вопросы управления. Проводились обсуждения проектов законов в республиках: кодексов о браке, семье и опеке, об общих началах землепользования и землеустройства. Тем не менее, они носили характер скорее всенародных обсуждений, но несмотря на это подчеркивалась роль населения при реализации власти на местах. Вторая часть - с 1936 по 1990 гг.- характеризуется нормативным закреплением института в нормативных правовых актах. Впервые референдум был упомянут в Конституции СССР 1936 г., где Президиум Верховного Совета СССР имел право проводить всенародный опрос, референдум, по собственной инициативе или по требованию одной из союзных республик (ст. 49). Ст. 5 Конституции СССР 1977 г. 2предусматривала две формы непосредственного народовластия: всенародное обсуждение и всенародное голосование (референдум). Такое же положение содержалось в ст. 5 Конституции РСФСР 1978 года. Третий период – постсоветский, с 1990 по декабрь 1993 года. Первый закон «О референдуме РСФСР »3 был принят 16 октября 1990 года и определял референдум как всенародное голосование по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни Республики. Решения, принятые на референдуме, обладали высшей юридической силой и были обязательны для применения на всей территории РСФСР. В законе ограничиваются вопросы, которые могут быть вынесены на референдум, определяются круг инициаторов проведения референдума. Первый референдум РСФСР был проведен 17 марта 1991 и вопрос, вынесенный на референдум, формулировался следующим образом: «Считаете ли Вы необходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенародным голосованием?». Референдум состоялся и вопрос, вынесенный на него, был решен положительно. Четвертый – современный период: с декабря 1993 г. по настоящее время. В указанный период была отмечена активность населения в проявлении инициативы провести референдум, но не все соответствовали требованию законодательства о референдуме. Позднее, в связи с политическими изменениями в нашей стране, 28 июня 2004 года был принят ФКЗ «О референдуме в РФ»4. 1.6 Сравнительная характеристика референдума и плебисцита В Конституции РФ в ст.3 указывается, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.5 В соответствии с п. 2 ст. 3, «народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». В зависимости от формы волеизъявления народа различают представительную и непосредственную демократию. «Представительная демократия – осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Непосредственная демократия – форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения».6 В соответствии с п.3 ст. 3 Конституции РФ «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Существует множество определений понятию референдума (от лат. "referendum"- то, что должно быть сообщено). Так, Марат Викторович Баглай, советский и российский юрист, председатель Конституционного суда Российской Федерации с 1997 по 2003 год, считает, что референдум — это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо документа или решения, согласие (или несогласие) с теми или иными действиями парламента, главы государства или правительства.7 Доктор юридических наук, профессор Сергей Иванович Носов определяет референдум как «голосование избирателей, посредством которого принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение».8 Комкова Галина Николаевна, доктор юридических наук, профессор определяет, что «референдум - это голосование избирателей, посредством которого принимается государственное или самоуправленческое решение».9 Комарова Валентина Викторовна придерживается мнения о том, что референдум - это высшая императивная форма непосредственной демократии, содержанием которой является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу, кроме тех, которые не могут по закону быть вынесены на референдум, – обязательное для исполнения.10 В Федеральном конституционном законе «О референдуме Российской Федерации» содержится общепринятое понятие референдума – «всенародное голосование граждан России по вопросам государственного значения».11 В государственно-правовой теории кроме понятия референдума существует термин «плебисцит», и соотношение этих понятий неоднозначно среди мнений правоведов-юристов. Под плебисцитом понимается (лат. plebiscitum, от лат. plebs – плебс (простой народ) и лат. scitum – решение, постановление) опрос граждан, как правило, с целью определения судьбы соответствующей территории или других вопросов локального характера. Один из видов народного голосования. Плебисцитом иногда называют референдум по вопросам, имеющим для страны или региона, о государственной принадлежности спорной территории, о форме правления, о дальнейшем существовании правящего режима, о доверии лидеру страны и т.п. Понятия референдум и плебисцит близкие по значению, так как выступают формами непосредственного народовластия и демократии в ее классическом понимании.12 1.7 Виды референдума В современной научной литературе существует несколько оснований классификации референдумов: 1) По обязательности решения, принятого на референдуме; 2) По способу проведения; 3) По содержанию; 4) По времени проведения; 5) В зависимости от территории, на которой проводится референдум; 6) По инициатору, по субъекту назначения; 13 Итак, необходимо подробнее разобрать виды референдума в современной России. По обязательности решения, референдумы классифицируются на консультативный и императивный. Консультативный референдум позволяет выявить общественное мнение по конкретному вопросу. В отличие от консультативного, императивный референдум имеет окончательный характер и его решения обязательны для исполнения. (См. Приложение 1) По способу проведения референдумы подразделяются на обязательные и факультативные. Обязательным является референдум, проводимый в соответствии с установленными законом условиями, несоблюдение которых означает принятие нелегитимного решения. Условия назначения обязательного референдума предусмотрено Конституцией или специальным законом. И.П. Трайнин дал точное определение понятию факультативный референдум: «Референдум бывает факультативным, когда народное голосование проводится по требованию определенного количества избирателей…части депутатов парламента или от главы государства ». 14 (См. Приложение 2) По содержанию референдумы делятся на нормативные, результатом которых является нормативный правовой акт, административно-территориальные и иные. Эти виды референдумов отличаются как по уровню использования, кругу субъектов инициативы проведения, так и по процедуре проведения. По времени проведения референдумы могут быть дозаконодательными и послезаконодательными. Данное деление основывается на этапе проведения голосования - до или после рассмотрения парламентом законопроекта. Голосование до рассмотрения нужно для того, чтобы дать возможность населению самостоятельно принять решение о необходимости того или иного законодательного акта. Голосование после проводится с целью определения поддержки народом закона, в результате чего закон, одобренный таким путем, отменяется или изменяется только референдумом. В зависимости от территории, на которой проводится референдум, он подразделяется на общероссийский, региональный, референдум субъекта и местный референдум.(См. Приложение 3) Общероссийский референдум проводится, например, для принятия новой Конституции. На региональный референдум выносится вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта. Местный референдум осуществляется в соответствии с п.2 ст. 130 Конституции РФ, а также ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".15 Возможна классификация по субъекту назначения: 1) федеральный референдум назначает Президент РФ (ст.23 ФКЗ «О референдуме в РФ»)16; 2) референдум субъекта РФ - представительный орган (п.4 ст. 15 ФЗ от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации")17; 3) местный референдум – представительный орган ( п.3 ст. 22 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации")18. Таким образом, многообразие оснований классификации и видов референдумов в современной России позволяет говорить о появлении системы референдумов. 1.8 Значение референдума Конституция РФ 1993 года была принята на всероссийском референдуме 12 декабря 1993 года, где 58,4% избирателей поддержали эту законодательную инициативу. Это событие повысило актуальность изучения проблем непосредственной демократии в России. В соответствии с Конституцией референдумы и выборы занимают особое место в системе народовластия, являясь высшим непосредственным выражением воли народа в управлении делами государства. Участие в референдуме позволяет гражданам выступать в качестве непосредственных субъектов права. Значимость референдумов проявляется также в том, что они не только отражают интересы и волю народа, но и способствуют развитию самоуправления в жизни общества. Одновременно данная форма непосредственной демократии имеет важный мировоззренческий характер, позволяя каждому человеку выразить своё мнение. Посредством референдума происходит понимание населением своей значимости и роли в решении вопросов различных сфер жизнедеятельности общества. В ходе референдума народ представляется носителем суверенитета, а принятые решения, выраженные в правовых нормах, получают легитимность. Это придает правовым нормам определенный авторитет. 19 Глава 2. Реализация института референдума в РФ 2.4 Нормативно-правовая основа референдума Первым документом, закрепившим право на непосредственную демократию как форму волеизъявления народа, является Всеобщая декларация прав человека20, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. Ч.1 ст. 21 гласит: «Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей». 16 декабря 1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят "Международный пакт о гражданских и политических правах"21, ст. 25 которого констатировала, что «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации, упоминаемой в статье 2, и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей». Конституция РФ как основной закон нашей страны в ч.3 ст.3 устанавливает: « Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы». Кроме того, в ст. 32 закрепляется политическое право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. В ч.2 настоящей статьи гражданам РФ предоставляется право участвовать в референдуме. ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» закрепляет основные положения, касающиеся института референдума в РФ. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяет основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (ч. 1 ст.1). Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 22 закрепляет основные положения, касающиеся местного референдума в РФ. 2.2. Общие принципы проведения референдума в РФ Принципы проведения референдума – это основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе института референдума, выражающие его сущность и определяющие его функционирование. Ссылаясь на ст. 2 ФКЗ « О референдуме в РФ» можно выделить следующие принципы22: 1) Принцип всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан Российской Федерации при тайном голосовании; 2) Принцип равного права граждан участвовать в референдуме: под запретом любые основания дискриминации (по полу, расе, национальности, языку, происхождению, имущественному и должностному положению, месту жительства, отношению к религии, убеждениям, принадлежности к общественным объединениям и др); 3) Принцип равного положения участников референдума (один участник референдума - один голос); 4) Принцип голосования «за» или «против» вопроса, вынесенного на референдум; 5) Принцип добровольного и свободного участия в референдуме; 6) Принцип конфиденциальности при голосовании; 2.5 Порядок проведения референдума в РФ Прежде чем выяснить, что представляет собой порядок проведения референдума, необходимо определить, кто имеет право участвовать в референдуме, какие вопросы могут быть вынесены на референдум, какие обстоятельства исключают назначение и проведение референдума23. Правом на участие в референдуме обладают совершеннолетние граждане РФ, в т.ч. граждане, проживающие или находящиеся за пределами РФ. Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными, содержащиеся в местах лишения свободы. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции Российской Федерации. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации, а также иные вопросы государственного значения. На референдум не могут выноситься вопросы: 1) об изменении статуса субъекта (субъектов) Российской Федерации; 2) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также о проведении досрочных выборов указанных органов либо о перенесении сроков проведения таких выборов 3) об избрании, о назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации; 4) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения и др. вопросы, предусмотренные законом. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ и чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. В соответствии со ст. 7 ФКЗ «О референдуме РФ», инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и проводиться в условиях военного или чрезвычайного положения. Референдум не назначается, а проведение назначенного референдума откладывается в случае введения в отдельных местностях Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а референдум, проведение которого было отложено, проводится по истечении трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного положения. Референдум не проводится в последний год полномочий Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также в период избирательной кампании, проводимой одновременно на всей территории Российской Федерации на основании решения уполномоченного федерального органа. (Исключением является вынесение Конституционным Собранием проекта новой Конституции на референдум или проекта нормативного акта или вопроса, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено международным договором Российской Федерации). Не допускается выдвижение инициативы проведения референдума в период между официальным опубликованием решения о назначении референдума и официальным опубликованием (обнародованием) его результатов. Проведение повторного референдума не допускается в течение двух лет со дня официального опубликования (обнародования) его результатов. При подготовке и проведении референдума, а также при опубликовании его результатов используется русский язык, как государственный язык Российской Федерации, а также государственные языки республик РФ и языки народов РФ на территориях их компактного проживания, в случаях, предусмотренных законом. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением референдума, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Инициативная группа по проведению референдума обязана создать собственный фонд референдума финансирования своей деятельности по реализации инициативы проведения референдума. Подготовка и проведение референдума, обеспечение и защита права на участие в референдуме, а также контроль за его соблюдением возлагается на комиссии референдума в пределах их компетенции. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума. При подготовке и проведении референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы"24. Референдум как процесс представляет собой последовательно расположенные юридические действия, направленные на реализацию права граждан на волеизъявление. Содержание референдумного процесса составляют несколько стадий25: 1) инициатива проведения референдума; 2) назначение референдума; 3) подготовка проведения референдума; 4) проведение референдума; 5) подведение итогов референдума; 6) реализация решений, принятых на референдуме; 7) ответственность за неисполнение решений референдума. Инициатива проведения референдума26 Инициатива проведения референдума принадлежит не менее чем двум миллионам граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме; Конституционному Собранию и федеральным органам государственной власти. Назначение референдума Референдум назначает Президент РФ, который не позднее чем через 10 дней со дня поступления документов, на основании которых назначается референдум, направляет их в Конституционный Суд РФ с запросом о соответствии Конституции РФ инициативы проведения референдума по предложенному вопросу. Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает данное обращение, принимает по нему решение и направляет это решение Президенту РФ. Решение Конституционного Суда РФ подлежит незамедлительному опубликованию. Если Конституционный Суд Российской Федерации признал инициативу проведения референдума соответствующей Конституции РФ, Президент РФ не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае, если указанная инициатива признана не соответствующей основному закону, процедуры по ее реализации прекращаются с момента вступления в силу решения Конституционного Суда РФ. Днем голосования по вопросу референдума может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. Голосование не может быть назначено на предпраздничный и нерабочий праздничный день, день, следующий за нерабочим праздничным днем, а также на воскресенье, которое в установленном порядке объявлено рабочим днем. Решение о назначении референдума подлежит официальному опубликованию не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если в период реализации инициативы проведения референдума, выдвинутой одной инициативной группой, другая инициативная группа выдвинула инициативу проведения референдума по иному вопросу, голосование по вопросам референдума, инициированного указанными группами, может быть назначено на один день. Не допускается совмещение дня голосования на референдуме с днем голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, проводимых одновременно на всей территории Российской Федерации. Подготовка проведения референдума27 Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализации и защиты права на участие в референдуме осуществляют избирательные комиссии, созданные и действующие на постоянной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума. Наблюдателей на референдум вправе назначить инициативная группа по проведению референдума, политические партии, иные общероссийские общественные объединения, зарегистрированные в соответствии с федеральным законом, а также инициативные агитационные группы. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, обладающий правом на участие в референдуме. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, а также судьи, прокуроры. Наблюдатель имеет право: знакомиться со списком участников референдума; находиться в помещении для голосования соответствующего участка референдума в день голосования; наблюдать за выдачей бюллетеней участникам референдума; присутствовать при голосовании вне помещения для голосования и осуществлять другие права, определенные ч.6. ст.36 ФКЗ «О референдуме РФ». Наблюдатель не вправе: выдавать участникам референдума бюллетени, расписываться за участника референдума в получении бюллетеня и заполнять его, в том числе по его просьбе, бюллетень; совершать действия, нарушающие тайну голосования, а также совершать иные действия, указанные в ч. 7 ст. 36 ФКЗ «О референдуме РФ». Деятельность иностранных наблюдателей регулируется ФКЗ «О референдуме РФ», федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения референдума, вправе: присутствовать на заседаниях комиссий референдума; знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования; присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; находиться в помещении для голосования в день голосования, а также в дни досрочного голосования. Представителям средств массовой информации запрещается участвовать в освещении референдума в случае, если они являются членами или уполномоченными представителями инициативной группы по проведению референдума, инициативной агитационной группы. Для проведения голосования и подсчета голосов участников референдума образуются участки референдума на основании данных о числе участников референдума, зарегистрированных на территориях муниципальных образований. При образовании участков референдума на территории каждого участка референдума должно быть зарегистрировано не более 3000 участников референдума В местах временного пребывания участников референдума, в труднодоступных или отдаленных местностях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях участки референдума могут образовываться в срок, не позднее чем за 50 дней до дня голосования (в искл. случаях – не позднее 5 дней до дня голосования) Военнослужащие голосуют на общих участках референдума. На территориях воинских частей участки референдума могут образовываться по решению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации командирами воинских частей в срок, установленный частью 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня голосования. Участки референдума для проведения голосования и подсчета голосов граждан РФ, находящихся за пределами территории Российской Федерации, образуются не позднее чем за 50 дней до дня голосования руководителями дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации на территории страны пребывания граждан. Списки участников референдума составляются соответствующими комиссиями отдельно по каждому участку референдума по форме, установленной ЦИК РФ. Порядок включения в список участников референдума и исключения из списка участников референдума граждан Российской Федерации определен ст. 43 ФКЗ «О референдуме РФ». Расходы, связанные с подготовкой и проведением референдума, обеспечением полномочий комиссий референдума, осуществляются за счет средств федерального бюджета. Главным распорядителем средств, является ЦИК РФ. Законом предусматриваются добровольные пожертвования на подготовку и проведение референдума от граждан РФ и юридических лиц. Информирование участников референдума осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии референдума, СМИ, физические и юридические лица. Информационные материалы должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство прав участников референдума. Агитация по вопросам референдума может проводиться28: посредством проведения массовых мероприятий; посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях и иными не запрещенными законодательством РФ методами. Запрещается проводить агитацию по вопросам референдума: органам государственной власти, органам местного самоуправления; государственным и муниципальным служащим с использованием преимуществ должностного или служебного положения; воинским частям и др. (ч.5 ст. 60 ФКЗ «О референдуме РФ». Проведение референдума29 Голосование по вопросу, вынесенному на референдум, производится с 8 до 20 часов по местному времени в помещениях участковых комиссий по проведению референдума. Каждый гражданин голосует лично. Заполненный бюллетень для голосования гражданин опускает в ящик для голосования. По истечении времени голосования участковая комиссия осуществляет подсчет голосов на участке, о чем составляется соответствующий протокол. Протокол направляется участковой комиссией в территориальную комиссию по проведению референдума РФ. Территориальные комиссии направляют протоколы об итогах голосования на соответствующей территории в комиссии субъектов РФ, а те, в свою очередь, в ЦИК РФ. На основании протоколов об итогах голосования комиссий субъектов РФ, протоколов участковых комиссий, образованных за пределами РФ, ЦИК РФ путем суммирования содержащихся в них данных не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума РФ. Подведение итогов референдума Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает решение принятым на референдуме, если за вопрос референдума проголосовало более половины участников референдума, принявших участие в голосовании. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недействительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем 25 процентов от общего числа участников референдума. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторное голосование на референдуме. Повторное голосование на референдуме проводится не позднее чем через 30 дней со дня вступления в силу решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о признании результатов референдума недействительными. Официальное опубликование результатов референдума осуществляется Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в течение трех дней со дня подписания ею протокола о результатах референдума. Реализация решений, принятых на референдуме30 Решение, принятое на референдуме: 1) вступает в силу со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации результатов референдума; 2) является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении; 3) действует на всей территории Российской Федерации. 4) может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или изменения такого решения. Заключение Цель курсовой работы - определить содержание института референдума - была достигнута путем решения ряда задач: была освящена сущность народовластия и его форм; определено понятие референдума; изучены особенности различных видов референдума, критерии их классификации; выявлены этапы референдумного процесса; выделены стадии реализации и механизм осуществления гражданами их права на участие в референдуме; определена система гарантий осуществления гражданами конституционного права на участие в референдуме. Референдум - всенародно....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: