- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и задачи трасологии, трасологические исследования и их значение.
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K016271 |
Тема: | Понятие и задачи трасологии, трасологические исследования и их значение. |
Содержание
Тема:Трасология как наука и ее задача. Введение Глава 1. Понятие и задачи трасологии, трасологические исследования и их значение. §1. Понятие трасологии, ее научные основы и значение трасологии. §2.Трасология как отрасль криминалистической техники. §3. Моделирование в трасологии. §4. Значения трасологиических исследований для раскрытия и расследования преступлений. §5. Использования результатов исследований следов в раскрытиипреступлений. Глава 2. Понятие и классификации следов. §1. Понятие следов и механизм следообразования. §2. Классификация следов. §3. Характеристика отдельных видов следов. Заключение Список использованной литературы Глава 1. Понятие и задачи трасологии, трасологические исследования и их значение. §1. Понятие трасологии, ее научные основы и значение трасологии. Трасология (от франц. trace — след и греч. logos — слово, учение; букв.: учение о следах) — это отрасль криминалистической техники, которая изучает закономерности образования следов-отображений и разрабатывает средства, приемы и методы их обнаружения, фиксации, изъятия и исследования в целях использования для раскрытия и расследования преступлений. Впервые термин “трасология“ употребил М.Н. Гернет в заголовке одного из разделов библиографического указателя, изданного в Минске в 1936 году. С точки зрения криминалистики и общей парадигмы современной науки любое действие оставляет после себя следы. Исследованием материальных следов преступления занимается крим. трасология. Предмет трасологии — это закономерности возникновения, обнаружения, исследования и использования следов-отображений. При разработке научных методов исследования и практических рекомендаций трасология отталкивается от положений теории криминалистической идентификации, теории познания и отражения, от криминалистического учения о признаках объектов. Научную основу трасологии составляют следующие положения: 1. 1) Всякий предмет материального мира индивидуален по своему внешнему строению, имеет совокупность признаков, по которым он отличается от других однородных предметов. Под понятием признаков понимается форма, размеры, отдельные детали предмета, которые появляются в процессе изготовления или в процессе эксплуатации объекта материального мира. 2. 2)Любой объект обладает совокупностью индивидуальных признаков и для того чтобы можно было предмет идентифицировать необходимо выявить группу частных признаков. Признак – это свойство материального объекта. 3. 3)Относительная неизменяемость, устойчивость объектов материального мира. 4. 4)Все объекты материального мира находятся во взаимосвязи, во взаимозависимости. В результате взаимодействия двух объектов материального мира внешнее строение одного объекта отображается на другом объекте. Полнота зависимости зависит от физических свойств объектов, от того в каких условиях и как взаимодействуют объекты. В механизме следообразования всегда присутствуют два и более объекта, один из которых называется следообразующий (подошва обуви, палец, протектор шины), а второй объект, на котором следы образуются, называется следовоспринимающий. Значения следов-отображений 1. По следам-отображениям можно определить механизм следообразования. Например, в результате чего. 2. Можно установить отдельные признаки характеризующие личность преступника. Например, по следам ног можно определить рост человека, мужчина или женщина, ребенок или нет, 3. По следам-отображениям можно определить групповую принадлежность. Например, каким инструментом были оставлены следы взлома, из какого пистолета стрелялась пуля, какой тип автомашины и т.д. 4. С помощью следов можно идентифицировать объекты. Например, не оставлены ли следы взлома ломиком, изъятым у подозреваемого и т.д. В следственной практике трасология используется в целях обнаружения, фиксации и изъятия материальных следов. Понятие следов, изучаемых трасологией, механизм их образования В широком смысле под следами понимают как материальные, так и идеальные изменения окружающей действительности, возникающие в связи с подготовкой, совершением и сокрытием преступления Под следами в узком смысле слова понимают такие материальные последствия, которые представляют собой отображение внешнего строения одного объекта на другом при их контактном взаимодействии (например, след пальца руки, обуви, орудия взлома; след от колеса автомашины и т.д.). В криминалистике эти следы еще называют следами- отображениями. Механизм следообразования - процесс, конечная фаза которого представляет собой образование следа-отображения. Элементами этого процесса являются: объекты следообразования — следообразующий объект, следовоспринимающий объект и вещество следа; результат взаимодействия между ними — следовой контакт; энергия, приложенная к объектам следообразования[1]. Классификация следов-отображений По следообразующему объекту следы человека, животных; предметов; транспортных средств. В зависимости от визуального восприятия Видимые следы хорошо видны невооруженным глазом Маловидимые следы - это следы, которые можно обнаружить при определённых условиях наблюдения (освещение, угол обзора и т.д.). Например, следы пальцев рук рук на твердых и гладких поверхностях, Невидимые - это следы, которые нельзя увидеть ни при каких условиях наблюдения, а обнаружить можно только после специальной обработки. Например, следы пальцев рук на непрозрачной поверхности (бумаге, По размеру Макроследы.и .Микроследы. В зависимости от характера возникающих на следовоспринимающем объекте изменений Объемные следы образуются в результате изменений (деформации), происходящих под воздействием следообразующего объекта в структуре следовоспринимающего. Характерной особенностью данного вида следов является трехмерное отображение(длина, ширина и глубина), а также их зеркальность. Выпуклости, имеющиеся в следообразующем объекте, получают отображение в следовоспринимающем объекте в виде углублений, а углубления — в виде выпуклостей. Поверхностные следы возникают в результате изменений, происходящих на поверхности следовоспринимающего объекта, когда оба объекта,по твердости примерно равны. Поверхностные следы, в свою очередь, подразделяются на следы наслоения и отслоения. Первые образуются в результате перехода частиц, отделившихся от следообразующего объекта на соприкасающемся участке. Следы отслоения возникают тогда, когда на следообразующий объект наслаиваются частицы вещества со следовоспринимающей поверхности. При этом происходит изменение не структуры, а рельефа поверхности следовоспринимающего объекта. В зависимости от локализации изменений Локальные следы образуются в пределах контактного соприкосновения объектов (след пальца на стекле, обуви на земле) и отражают особенности рельефа следообразующего объекта. Периферические следы возникают за границами контактного взаимодействия(например, верх ботинок преступника покрыт дорожной пылью, при ходьбе по чистому полу пыль осыпается, очерчивая контуры подошвы). Такие следы отображают лишь форму (контур) контактной поверхности, поэтому возможности использования их для идентификации весьма ограничены. В зависимости от механизма образования Статические следы (оттиски)образуются, когда следообразующий и следовоспринимающий объекты взаимодействуют в момент возникновения следов приблизительно под углом 90°. В позитивных следах все особенности рельефа следообразующего объекта отражаются в той же форме.В негативных следах отражаются в перевернутой форме. §2.Трасология как отрасль криминалистической техники. Термин «трасология» содержит указание на то, что предметом ее изучения являются следы'. При определении трасологии следует исходить из того, что она является отраслью науки криминалистической техники. Это отделяет трасологию от различных приемов следопытства, хотя и используемых при расследовании, но основанных на житейских наблюдениях, и отличает ее от различной прикладной, вспомогательной техники, которая может быть использована. Как и в других отраслях криминалистической техники, главное в трасологии составляет идентификация. Поэтому положения теории криминалистической идентификации являются основополагающими и для трасологии, хотя и требуют специального приспособления к ее специфическим задачам. Прежде чем их рассматривать, необходимо условиться о содержании самого термина - «идентификация». Как известно, в криминалистической технике существуют два отношения к этому термину. При одном под этим наименованием подразумевается только установление по оставленному следу индивидуально определенного предмета; что касается отнесения предмета к какой-то группе сходных предметов, то этот результат исследования выделяется под названием «установление групповой принадлежности». Второе отношение к указанному термину отличается тем, что под идентификацией понимают установление последу как индивидуально определенного предмета (такую идентификацию называют индивидуальной), так и установление групповой принадлежности (этот вид именуют групповой идентификацией). Мы полагаем, что ограничение в криминалистике термина «идентификация» только узким, индивидуальным его значением, вопреки всеобщему, более широкому его использованию как в общелитературном языке, так и в философии, естественных и технических науках, не имеет оснований. [1. ст. 23] Помимо рассмотренного аспекта отношения к термину «идентификация» имеется в криминалистике и другой. Многие справедливо говорят, что поскольку слово «идентификация» имеет положительный смысл, то использовать его можно только в случаях, когда устанавливается идентичность (так как может быть установлено и ее отсутствие). Поэтому применять его к самому процессу исследования, которое может закончиться и тем и другим результатом, нельзя. Тем не менее, как ни правы утверждающие это, потребность в употреблении слова «идентификация» именно в указанном значении (процесс исследования) порою неизбежна. Имея в виду все сказанное, мы пользуемся термином «идентификация» как общим и различаем частные ее виды: идентификация индивидуальная и идентификация групповая. Также применяется нами и однозначное слово «отождествление». В случаях, когда слово «идентификация», употребленное для обозначения процесса исследования, может быть понято неправильно, только как положительный результат исследования, говорим об исследовании на идентичность. Обращаясь к задачам трасологии, следует сказать, что первостепенной для нее является индивидуальная идентификация. Если говорить о том, что существенно отличает криминалистическую технику вообще от других наук и их отраслей, что придает ей самостоятельное значение, то это именно индивидуальная идентификация. Что касается идентификации групповой, то в различных целях она используется всеми естественными, техническими науками. Тем не менее и в области групповой идентификации предметов по следам трасологией созданы специфические, весьма совершенные приемы исследования. А обусловлено это не столько тем, что такая идентификация полезна следствию сама по себе, как необходимостью в самом процессе исследования на индивидуальную идентичность сначала отделять искомый предмет от других по каким-то групповым признакам. Что касается групповой идентификации самой по себе, то она приобретает значение главным образом в случаях, когда по каким-то причинам не удается идентификация индивидуальная. Естественно, что указание лишь на то, что след оставлен предметом определенной группы, также может быть использовано следствием для его поисков и с тем большим успехом, чем к более узкой группе удается отнести данный предмет. Предметы идентифицируются в трасологии по признакам их внешнего строения, поэтому объектами трасологической идентификации могут быть только те из них, к которым применимо понятие внешнего строения как практически устойчивого их свойства, т. е. твердые тела. Идентификация производится по материальным отображениям внешнего строения предметов в окружающей среде, т. е. по их следам, возникающим в связи с действиями преступника в первую очередь на месте преступления. Разрешая проблемы идентичности предметов только по их материальным отображениям, трасология не исследует вопросы, относящиеся к узнаванию предметов по мысленному их образу, запечатлевшемуся в памяти (потерпевшего, свидетеля), например, по запомнившимся приметам предмета, что относится к области следственной тактики. Те мне менее разрабатываемые на основе ее положений приемы тактики допроса с целью выяснения примет предмета, внешности преступника, как она запечатлелась в памяти видевших их людей, имеет близкое отношение к трасологии, поскольку источником узнавания и здесь является внешнее строение, внешность. В связи с этим общая теория трасологии имеет отношение к «идентификации человека по признакам внешности», где идентификация производится так же, как в трасологии, по материальным отображениям - фотопортретам, хотя наряду с этим используется и мысленный образ: в соответствии с показаниями очевидцев, составляется рискованный (или иной) портрет преступника. В криминалистике высказывается точка зрения, что все виды узнавания «по памяти» не могут охватываться понятием идентификации, в основе которого лежит только материальное отображение [в виде следа, фотоснимка и т. п.). Признать, однако, эту точку зрения бесспорной нельзя. [2. ст. 42] Как уже сказано, трасологическая идентификация основана на свойстве внешнего строения предмета, который является идентифицируемым объектом, а в качестве идентифицирующего объекта выступает предмет, содержащий след, в котором отображается внешнее строение оставившего его предмета. Такой след мы ранее назвали следом - отображением внешнего строения. Иные следы, не содержащие отображения внешнего строения, а отражающие какие-то иные свойства оставившего их объекта, не могут служить источником трасологической идентификации. Более часто следственная практика нуждается в идентификации: человека - по следам рук; обуви - по следам ее подошв; орудий взлома и инструментов - по следам их действия. Реже ставятся задачи на идентификацию: человека - по следам зубов, подошв ступней; транспорта - по следам колес, гусениц, полозьев саней. Но практике следствия может понадобиться трасологическая идентификация и других, порою совершенно неожиданных объектов, при этом по весьма своеобразным отображениям их внешнего строения. Примерами могут служить: идентификация пуансона по его отображениям на металлических пробках бутылок (в связи с расследованием фальсификации жидких продуктов, стеклянная тара которых закупоривалась металлическими пробками с помощью самодельного пуансона); идентификация штампов, с помощью которых подделывались антикварные изделия; идентификация одежды, ткань которой отпечаталась на месте происшествия, и др. Отдельное место в трасологии занимает так называемая идентификация целого по частям. Задача заключается в решении вопроса, не является ли данный предмет частью другого, от которого он был отделен в результате какого-то воздействия, чаще механического: отломан, отрезан, отпилен, оторван. Объектами таких исследований бывают, например, осколки фарного рассеивателя, найденные на месте автомобильной аварии, и остатки стекла рассеивателя, находящиеся в фаре задержанного автомобиля; обрывки бумаги, обнаруженные при осмотре места происшествия или изъятые при обыске (папиросная скрутка, бумажный пыж и т. п.); самодельный ломик и металлическая заготовка, от которой был отделен брусок для его изготовления, и многие другие самые различные объекты. В процессе экспертизы с целью идентификации целого по частям след как объект сравнения отсутствует, но предполагаемые части одного целого сравниваются между собой по их внешнему строению, вследствие чего этот вид исследования относится к трасологическому. При этом сравнению подвергается внешнее строение, возникшее в результате расчленения, на поверхностях, по которым произошло отделение (перелом, разрез и т. п.). Наряду с этим производится сравнение внешнего строения, присущего предмету в целом до его расчленения и сохранившегося на других поверхностях обеих частей. Это, например, рельеф, возникший при обработке изделия, фактура древесины и т. п. Используются и те признаки внутренней структуры, которые обнаруживают себя во внешнем строении поверхностей. К ним относятся, например, определенное слоистое строение материала, обнаружившееся при расчленении, такого же рода посторонние включения, строение волокон древесины, ставшее доступным в результате расчленения, годовые ее кольца и пр. За последнее время в криминалистике разработаны новые способы идентификации целого по частям по иным, внутренним качествам предмета, не имеющим проявлений во внешнем строении (главным образом физическими методами). Основанная на этих внутренних качествах идентификация целого по частям не относится к трасологии. Поэтому, чтобы не смешивать ту и другую, целесообразно говорить о трасологическом методе идентификации целого по частям, чтобы отличить его от других, нетрасологических. Типичным видом трасологической идентификации целого по частям является установление того обстоятельства, что данная часть непосредственно отделена от какой-то другой, с которой она составляла целое. А это означает, что если вновь их соединить, то это целое будет практически восстановлено в прежнем виде. Более трудная задача, когда сравнению подвергаются такие части, которые не являются смежными, хотя ранее и составляли одно целое. Так, предмет может быть последовательно расчленен на отрезки А, Б, В, Г. Но в распоряжении следствия имеются лишь несмежные отрезки А и В или Б и Г, и требуется установить, не относятся ли они к одному целому. [3. ст. 46] Можно использовать только внешнее строение, сохранившееся на других поверхностях отрезков (следы обработки, фактура и пр.), а также признаки внутренней структуры, которые проявляются во внешнем строении (слоистость, посторонние включения и пр.). При полном же отсутствии признаков внешнего строения (обеих групп) задача идентификации целого по частям не может быть решена с использованием методов трасологии. Имея в виду существенное отличие описанных двух видов идентификации целого по частям, было бы целесообразно различать их и по наименованиям. Сохраняя предложенное нами ранее наименование (идентификация целого по частям) как общее, следует различать два ее вида, например, под наименованиями: идентификация целого по смежным частям и идентификация целого по разрозненным частям. Если первый вид идентификации всегда полностью относится к компетенции трасолога, то второй не всегда, и это зависит от того, возможно ли для решения вопроса оперировать признаками внешнего строения и в каком объеме. Неидентификационныетрасологические исследования. Глубокое тщательное изучение следов, отображающих внешнее строение, и повседневное исследование определенных объектов, оставляющих следы, а также являющихся их носителями, дают возможность трасологии решать кроме идентификационных и другие задачи, связанные с образованием таких следов и относящиеся к указанным объектам. В отличие от идентификационных исследований решение этих задач получило в практике название не идентификационных трасологических исследований. Если вопросы идентификации являются в трасологии первичными, то не идентификационные относятся к области вторичных как по значению тех и других, так и по их взаимозависимости. Не идентификационными называются такие не имеющие целью трасологическую идентификацию исследования, которые направлены на выяснение технических явлений и обстоятельств, связанных со свойством внешнего строения объектов, а также с процессами образования следов внешнего строения, и могут быть в основном проведены теми же средствами и приемами, которые используются в процессе трасологической идентификации в той или иной ее стадии. Так, по следам колес идентифицируется автомобиль. Но данные, получаемые при изучении следов с этой целью, дают возможность сделать выводы и о таких обстоятельствах, как направление движения автомобиля, наличие признаков «юза», длина тормозного пути и т. п., что уже относится к области не идентификационных исследований. Такие исследования (наряду с идентификационными) возможны: по следам обуви - шел ли человек медленно, быстро или бежал, в каких местах останавливался; по следам рук - как был взят предмет (какой хваткой, с какой стороны и т. п.), не скользила ли рука, было ли прикосновение легким или произошло при значительном усилии; по следам орудий взлома - каково было положение орудия, с какой стороны преграды производилось воздействие этим орудием; по следам на замке - отпирался ли он отмычкой, подобранным ключом и т. п. Изучение определенных, наиболее частых в практике трасологической идентификации объектов дает возможность решать и другие неидентификационные задачи - по признакам состояния этих объектов. Так, эксперт-трасолог решает вопросы: исправен ли замок, какими средствами и приемами можно его открыть; является ли данное состояние преграды результатом ее вскрытия тем или другим способом; какие признаки могли остаться на преступнике, его одежде, теле в связи с применением, использованием данного предмета как орудия, средства преступления и т. п. Вопросы состояния могут относиться не только к объектам, на которых образуются следы, но и к объектам, оставляющим эти следы. Так, задачей трасологической экспертизы может быть установление: является ли данный дефект орудия результатом применения его при взломе (погнутость, поломка и т. п.), должны ли вообще остаться какие-то признаки на орудии, если им воздействовали на данную преграду, не являются ли наблюдаемые в следе и частично не совпадающие с обувью признаки результатом последующего ремонта ее подошвы и т. п. [3. ст. 31] Как это видно из приведенных примеров, вопросы, которые относятся к неидентификационным, если они и не ставятся перед экспертом, он вынужден предварительно решать и при идентификационных исследованиях, так как без этого невозможно избрать правильную методику и технику сравнения объекта со следом. Например, прежде чем идентифицировать обувь, надо изучить механизм образования следа обуви, а это означает: узнать и то, оставлен ли этот след при ходьбе или беге; прежде чем отыскивать в замке следы отмычки, дающие возможность ее идентификации, надо хорошо изучить состояние замка, а эти предварительные изучения дают возможность решать и другие, не идентификационные, задачи, примерно перечисленные выше. В процессе следствия и судебного разбирательства может возникать множество не идентификационных вопросов, касающихся следов преступления. Но к компетенции трасологии относятся лишь те из них, которые прямо или опосредствованно могут быть решены методами и средствами трасологической идентификации. Неправильное представление о компетенции трасологическойэкспертизы как со стороны экспертов, так и судебно-следственных работников может повлечь за собой вредные последствия. Особую опасность представляют случаи, когда вопросы,, интересующие следователей, судей, будучи в действительности разнородными, связаны единым процессом следообразования или же (что чаще) одним и тем же непосредственно следообразующим объектом, а это приводит к мысли о возможности их решения одним специалистом - трасологом. Примерами ошибок первого вида могут служить такие вопросы, предлагаемые для одновременного решения трасологу, как: оставлен ли след удара при взломе двери данным ломом и мог ли субъект А, будучи левшой, нанести этот удар; оставлены ли следы колесами данного автомобиля и является ли своеобразное расположение следов результатом неисправности механизма управления; оставлены ли следы ног данным человеком и каким заболеванием или состоянием организма объясняется укороченный шаг одной ноги и т. п. В совокупностях приведенного вида первые вопросы с несомненностью относятся к области трасологии, тогда как вторые требуют для своего решения иных специальных познаний. В ошибочных совокупностях второго вида соединяются вопросы, относящиеся к одному и тому же следообразующему объекту, при этом отчетливо идентификационного характера, однако один из вопросов не имеет отношения к идентификации трасологической, например, идентификация обуви по ее поверхностному следу, оставленному частицами грунта, и установление вида, рода грунта как субстрата этого следа; идентификация орудия взлома и установление качественного состава оставленных орудием в следе частиц (металла, краски, смазочных веществ) и т. п. Указанные групповые идентификации грунта, частиц металла и др. не являются компетенцией трасологии; для решения таких вопросов надо привлечь специалистов других (естественных, технических) наук соответственно сущности выясняемых обстоятельств. По мере развития теоретической трасологии случаи неправильного, расширительного толкования трасологии стали встречаться все реже и реже. Одним из современных примеров присвоения ей чуждой компетенции с попыткой обоснования метода исследования как якобы трасологического относится случай решения вопроса о причинах разрыва ремня, который, по мнению трасолога, «мог лопнуть под влиянием кинетической энергии груза, достигшей величины 300 кг». Эксперт-трасолог сталкивается при экспертизах с самыми различными объектами. Природа большей их части в тех свойствах, которые имеют прямое отношение к формированию, развитию и выражению их внешнего строения, трасологией изучена. Примерами могут служить внешнее строение кожи на ладонной стороне кисти человека, подошвах его ступней, строение металла орудий взлома, резиновых покрышек автомобильных шин и др. Но встречаются и другие относительно редкие объекты, выяснение природы которых, а следовательно, и свойств их внешнего строения (в первую очередь с позиций индивидуализации) требует участия в экспертизе другого специалиста, представителя соответствующей науки. Это относится к процессам следообразования специфического характера, например при химических явлениях, вызвавших отображение внешнего строения предмета в следе. В таких случаях производится комплексная экспертиза трасологом и другим специалистом соответственно природе объекта и специфике следообразования, с персональной ответственностью каждого за его часть исследования. Особо надо оговорить случаи идентификации по следам на человеческом теле: колющих, режущих, ударных орудий; частей транспортных средств (при наездах); деталей машин, приспособлений (при несчастных случаях на производстве) и т. п. Поскольку, с одной стороны, закон обязывает производить исследования повреждений человеческого тела на основе судебно-медицинских познаний, а, с другой стороны, идентификация по внешнему строению является областью трасологии, такие экспертизы должны производиться только как комплексные, с участием судебного медика и трасолога при ведущей роли судебного медика в той части, которая относится к механизму и процессам следообразования на тканях, костях тела, и трасолога поставленные эксперту при назначении судебно-трасологической экспертизы, могут быть самого разнообразного.характера и затрагивать различные области науки и техники». Это является очень серьезным заблуждением. Обобщая сказанное о трасологии, ее можно определить как отрасль криминалистической техники, изучающую процессы формирования следов, отображающих внешнее строение предметов живой и мертвой природы, с целью разработки методики и техники идентификации этих предметов по следам, содержащим такие отображения, что составляет ее главную задачу; изучающую процессы отделения от предмета отдельных частей при его расчленении с целью разработки методики и техники идентификации по этим частям ранее составляемого ими целого предмета на основе признаков их внешнего строения, и разрабатывающую методику и технику решения сопутствующих неидентификационных вопросов - о технических явлениях и обстоятельствах, связанных со свойством внешнего строения предметов и процессами образования следов внешнего строения, когда решение этих вопросов возможно средствами и приемами, используемыми в процессе трасологической идентификации того или иного вида. Приведенный проект определения имеет в виду более полную характеристику трасологии. Но наряду с ним могут быть использованы и более краткие определения, содержащие главное - идентификацию предметов по следам, отображающим их внешнее строение. Следует заметить, что в последнее время некоторые судебные медики приобрели совершенные познания в области общей трасологии и применили их к следам на человеческом теле. Естественно, что такие специалисты способны решать все идентификационные трасологические вопросы, связанные с повреждениями на человеческом теле, единолично, без участия криминалиста, но тем не менее на основе положений, разработанных в трасологии. С этим согласны и судебные медики. Так, судебный медик Ю. М. Кубицкий и криминалист М. Тахо-Годи, рассказывая о судебно-медицинском установлении орудия убийства по следам на костях черепа, пишут, что построение выводов такой (судебно-медицинской) экспертизы «подчинено законам трасологического родового, группового и индивидуального отождествления». Теоретические положения трасологии были разработаны советской криминалистикой на основе марксистско-ленинской материалистической диалектики и начальных данных теории криминалистической идентификации, созданной трудами профессора С. М. Потапова. С этого времени трасология стала на подлинно научный путь. В дальнейшем развитие теоретической трасологии способствовало усовершенствованию и самой теории криминалистической идентификации, пополнению ее новыми теоретическими данными, полезными не только для трасологии, но и других.отраслей криминалистической техники. Руководящими принципами в развитии трасологии в советской криминалистике является подлинная научность ее приемов и строгое подчинение их духу и нормам советского уголовного и уголовно-процессуального законодательства. §3. Моделирование в трасологии. Моделирование как метод охватывает приемы и технические средства, служащие для построения и при необходимости и преобразования в модели. Моделью является специально созданный предмет (или математическое описание), фиксирующие признаки вещественных доказательств, образцов и иных объектов экспертизы и способный заменить их в процессе исследования для получения новой доказательственной информации, ее оценки и использования в доказывании. Модели должны сохранять подобие оригинала, отвечать требованиям адекватности (точного воспроизведения признаков) и неизменности (воспроизведенные в них признаки должны сохраняться в течение продолжительного времени). Модели могут выполнять различные функции, в зависимости от поставленных задач: фиксация следов (например, откопирование следов пальцев на дактилопленку); выделение признаков следообразующих рельефов орудий взлома и иных объектов (например, получение следов разруба на дереве, определенным участком топора); иллюстрация и наглядная демонстрация, облегчающая изучение и оценку (например, фотоснимок исследуемого следа и следа экспериментального); исследование моделируемого объекта (микрофотоснимок деталей рельефа). / Процесс моделирования в трасологии подразделяется на ряд этапов: определение цели моделирования, изучение моделируемого объекта, выделение подлежащих моделированию признаков, выбор способа моделирования и, наконец, изготовление модели. Методы моделирования подразделяются на физические и математические. Физические считаются основными при фиксации следов, подверженных быстрым изменениям или следов, которые не могут быть изъяты вместе с воспринимающим объектом (например, потожировые следы папиллярных узоров, следы зубов на сливочном масле, следы ног на почве и т.п.). а) Моделирование плоскостных (двухмерных) изображений признаков. Сюда относится выявление следов рук или ног с помощью порошков и моделирование с помощью специальных пленок; моделирование следов проявленных йодом и перенесенных на специальный слой (ортотоллиерина; др. вещества, способного фиксировать и сохранять модель следа, проявленного йодом). б) Моделирование объемных (трехмерных) отображений признаков. Осуществляется с помощью различных слепочных масс: гипс, паста К, СНТН, «Силан», «Дентол-М». Полимеры позволяют получать очень точную копию признаков рельефа. в) Профилографирование - получение поперечного сечения следа — профилограммы, позволяющей использовать для анализа третье измерение (высоту, глубину) деталей, отобразившихся в следе. Профилограммы могут быть оптические (теневые) и механические (щуповые). Профилирование является особенно ценным, если разработана математическая обработка профилограмм. г) Голографическая модель — зафиксированный волновой фронт, исходящий от моделируемого объекта, освещенным определенным способом. В голограмме может быть отражена полная информация о мельчайших деталях рельефа объекта. Такая модель представляется объемной, «висящей в воздухе», и может быть осмотрена со всех сторон. д) Оптическое моделирование - сопоставление на сравнительном микроскопе или совмещением фотоснимков следа и образца. Существуют специальные приемы, позволяющие трансформировать путем оптического моделирования точечного рельефа, образующего объект в трассы10. Это – физические методы исследования. К ним относятся: микроскопия исследование в невидимой части спектра, выявление следов, основанное на способности прилипания и избирательной адсорбции вещества следа и т.д. Микроскопия - исследование небольших по размеру деталей следа, микрочастиц и иных малых объектов, признаки которых плохо различимых или совсем не различимых невооруженным глазом. Приборами, увеличивающими разрешающую способность глаза являются микроскопы (в простейших случаях - лупы), различных конструкций: сравнительно-криминалистический, бинокулярный стереоскопический, инструментальный, биологический и др. Микроскопические исследования трасологических объектов могут осуществляться как в отраженном, так и в проходящем свете. Для усиления теневого контраста при исследовании неровностей рельефа поверхности следа используют косонаправленное освещение. Для усиления цветового контраста, когда необходимо разграничить цвет поверхности объекта - носителя и цвет следа применяют цветофильтры (например, следы пальцев, окрашенных кровью, оставленные на темной поверхности). Исследование в инфракрасных лучах осуществляют тогда, когда необходимо выявить следы на маскирующей поверхности, исследовать повреждения одежды, залитые кровью, испачканные и т.д. Исследование в ультрафиолетовых лучах служит, главным образом, для выявления следов, невидимых в обычных условиях. Чаще всего прибегают для этого к явлению люминесценции, используя в качестве источника света ртутно-кварцевую лампу или электронно-оптический преобразователь. Для проявления следов используют химические реактивы, в состав которых входят люминофоры. Исследования в рентгеновских лучах проводят для того, чтобы, используя проникающую способность этих лучей, просвечивать вещественные доказательства без нарушения их целостности (замки, пломбы, обувь и т.п.). Это позволяе....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: