VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и виды смежных прав

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W010837
Тема: Понятие и виды смежных прав
Содержание
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования
«Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

Юридический факультет
Кафедра гражданского права и процесса








СИДИНЕВСКАЯ МАРГАРИТА АНДРЕЕВНА

Понятие и виды смежных прав. Защита и объекты смежных прав

Курсовая работа 
студентки 2 курса специальности
1-24 01 02 «Правоведение»
дневной формы получения образования




Научный руководитель
Долгов Роман Сергеевич,
 старший преподаватель 
кафедры гражданского 
права и процесса












Гродно 2018
РЕЗЮМЕ
Тема курсовой работы 
«Понятие и виды смежных прав. Защита и объекты смежных прав»
     Работа содержит: 26 страниц, 17 использованных источника литературы.
     Ключевые слова: интеллектуальная собственность, смежное право, объекты смежного права, исполнитель, фонограмма, организация вещания.
     Цель курсовой работы – изучение смежного права .
     Объектом исследования является законодательство в сфере интеллектуальной собственности.
         Предметом исследования настоящей работы является смежное право в Республике Беларусь.




























СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...………………………………………………………………....…...4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ….……………………….…………………………………..……..….…….6
1.1. ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………….……..............................6
1.2. ВИДЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ…………………………………………….………............................10

ГЛАВА 2. ЗАЩИТА И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………………………..………………………………12
2.1    ЗАЩИТА СМЕЖНЫХ ПРАВ……………………………..…………………………………..……..12
2.2    ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ     ПРАВ…………………………………………………………..……………19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………..………..25





ВВЕДЕНИЕ 
     Актуальность темы курсовой работы. Всемирная история права интеллектуальной собственности (интеллектуального права) продолжается уже около трех столетий. За это не продолжительное по меркам развития гражданского права время в праве интеллектуальной собственности сформировались три классических института – авторское право, патентное право, право на средства индивидуализации. Эти институты можно назвать «тремя китами интеллектуального права». В последние сто лет сфера охраняемых правом интеллектуальной собственности объектов существенно расширилась. Пожалуй, важнейшим фактором такой динамики стал стремительный технический прогресс. На рубеже XIX и XX вв. были изобретены и в последующем нашли широкое распространение звукозапись, радио, кинематограф, телевидение. Все эти изобретения позволили использовать произведения новыми способами. Соответственно, они стали катализатором проблемы защиты имущественных интересов артистов исполнителей, производителей фонограмм, организаций теле- и радиовещания.
     Первоначально у юристов не было никакого единого мнения относительно того, какими правовыми механизмами следует охранять права в части исполнения артистов, записанных фонограмм и переданных в эфир передач. Однако все обсуждения данной проблемы объединяла одна общая тема – тема авторского права, поскольку, так или иначе, использование всех указанных объектов было связано с охраняемыми авторским правом произведениями. Именно связь с авторским правом и позволила дать название зарождающемуся институту – «смежные права» [10]. 
    Цель курсовой работы ? исследовать смежное право в Республике Беларусь.
    Задачи курсовой работы:
* дать понятие смежного права
* определить виды смежных прав
* проанализировать защиту смежных прав
* охарактеризовать объекты смежного права 
     Нормативную базу исследования составляют: Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г.; Закон Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 17 мая 2011 г.; Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций, подписанная в Риме 26 октября 1961 г.; Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886; Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятый Дипломатической конференцией 20 декабря 1996 г.; 
     Теоретическую основу исследования составили монографии, научные и аналитические статьи и обзоры, а также учебные пособия таких ученых-цивилистов и практикующих профессионалов, как Дыжова, А.А [5], Сергеев А.П [14], Лосев С.С. [4], Судариков С.А [3] и другие.
     Курсовая работа состоит из введения, основного содержания и заключения. Основное содержание включает две главы. Первая глава посвящена понятию и видам смежных прав. Во второй главе проанализирована защита и дана характеристика объектов смежного права.



ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
1.1 ПОНЯТИЕ СМЕЖНЫХ ПРАВ
   Термин «смежные права» первоначально стал использоваться в правовых документах как техническое и временное название зарождающегося института. Однако впоследствии это название приобрело общезначимый характер. Д. Липцик правильно отмечает, что выражение «смежные права» теоретически не обосновано и что его содержание является неопределенным [11, с.305].  Действительно, основная идея или функция соответствующих институтов значительно ярче выражена в таких названиях, как «авторское право», «патентное право», «право на средства индивидуализации», чем в термине «смежные права». Отсутствие явно выраженной идеи в наименовании «смежные права» способствовало или, по крайней мере, сопутствовало тому, что в национальных законодательствах перечни этих прав существенно различаются. При этом общим знаменателем этих перечней является прежде всего право артиста на его исполнение.
    Смежные права, как правило, являются абсолютными имущественными правами на определенные нематериальные объекты, т.е. исключительными правами.  Это означает, что установление этих прав ограничивает общественные интересы в свободном использовании соответствующих объектов.  В настоящее время смежные права являются, пожалуй, самым динамично развивающимся институтом в праве интеллектуальной собственности в том смысле, что экспансия исключительных прав на общественные интересы здесь является наибольшей.  Однако эти процессы удивительным образом сочетаются с недостаточной научной разработкой проблемы обоснования, идеи и круга смежных прав.  В большинстве исследований по проблематике смежных прав затрагиваются вопросы отдельных объектов этого института и сконструированных вокруг этих объектов правовых режимов [10]. 
   Авторское право и смежные права в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства, а также исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания. Все объекты этого института представляют собой нематериальные результаты интеллектуального труда и в зависимости от характера последнего делятся на две большие группы: 
?   объекты непосредственно авторского права (произведения); 
? объекты смежных прав (результаты труда артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания) [5].
    Смежные права как самостоятельная категория прав интеллектуальной собственности имеют менее продолжительную историю, чем авторское право. В первой половине XX века в законодательстве об авторском праве отдельных промышленно развитых государств стали появляться нормы, которые в последующем были выделены в самостоятельный правовой институт. Первыми потребовали специальной правовой охраны артисты-исполнители. Технический прогресс на рубеже XIX – XX веков породил проблему незащищенности интересов этой категории творческих работников. Исполнители не создают новые объекты авторского права, однако их деятельность, связанная с доведением произведений до публики носит, несомненно, творческий характер. Если раньше исполнение могло осуществляться только «в живую», то появление звукозаписи, а затем радио и телевидения позволили фиксировать исполнение на различных носителях, а также тиражировать его. В результате живое исполнение стало менее востребованным, что привело к «технологической» безработице многих профессиональных исполнителей, и они стали требовать ввести правовые нормы, защищающие их интересы. Точно так же развитие технологий звукозаписи привело к тому, что представители звукозаписывающей индустрии стали лоббировать принятие законодательства, которое защищало бы их интересы в борьбе с несанкционированным копированием фонограмм. А поскольку фирмы звукозаписи не всегда могли приобрести у авторов записываемых произведений исключительные авторские права, им необходим был иной, кроме авторского права, правовой инструмент для защиты своих интересов. Третья категория заинтересованных субъектов – организации вещания – требовали охраны своих передач от несанкционированной ретрансляции другими вещательными организациями.   
    26 октября 1961 г. в Риме была подписана Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций [9], которая унифицировала подходы в охране смежных прав. Именно поэтому после принятия Римской конвенции [9] значительное число государств повторили ее нормы об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций в своем национальном законодательстве. В большинстве государств нормы, посвященные смежным правам, объединены в одних законодательных актах с нормами авторского права, что объясняется тесной связью этих правовых институтов, выражающейся в зависимом характере смежных прав по отношению к авторскому праву.    
    Словосочетание «смежные права» является дословным переводом использованного в тексте Римской конвенции термина «neighboring rights» (англ. neighboring – смежный, соседствующий), которым была обозначена особая категория прав, примыкающих к авторскому праву [4]. 
    Смежные с авторскими права возникают у лиц, без участия которых невозможно воплощение и обнародование авторского произведения: симфоническое произведение композитора должен сыграть оркестр. Композитор – это автор, которому принадлежат авторские права на музыкальное произведение, музыканты оркестра и дирижер – исполнители, им принадлежат смежные права на конкретное исполнение.  По сценарию пьесы режиссер-постановщик ставит спектакль с участием актеров: сценаристу принадлежат авторские права на сценарий, режиссеру-постановщику и актерам – смежные права на конкретный спектакль. Осуществление видеосъемки спектакля без разрешения театра – нарушение таких смежных прав. Несколько отлична от спектакля ситуация с художественным фильмом: авторами признаются режиссер, сценарист и композитор. Все остальные участники процесса – исполнители, обладатели смежных прав. В целом смежные права представляют собой то же, что и авторские: право авторства, право на имя и исключительное право, специфику имеет именно объект этих прав – конкретный спектакль, конкретное представление, фонограмма, теле- или радиопередача. исключительное право на эти объекты чаще, чем авторское право, принадлежит работодателю, поскольку исполнители и другие лица, участвующие в создании таких объектов, обычно делают это в рамках трудовых отношений за зарплату. Аналогичными договорами оформляется и передача исключительного права. Смежные права, в основе которых лежит авторское произведение (сценарий, стихи, музыка), не могут появиться без согласия владельца исключительного права на такое произведение: например, пародист не вправе исполнять свои стихи на чужую музыку без согласия композитора или того, кому он передал права на произведение, но в остальном смежные права не связаны с авторским правом и защищаются законом сами по себе, даже если исключительное право на авторское произведение уже утратило силу. Впрочем, смежные права могут появиться и без всяких авторских прав в отношении таких объектов, как звукозапись пения птиц, новостная телепрограмма, информационная база данных [6]. 
    
    
    






1.2 ВИДЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
   Институт смежных прав состоит из норм, обеспечивающих охрану прав трех категорий правообладателей:
- исполнителей; 
- производителей фонограмм; 
- организаций эфирного и кабельного вещания. 
Смежное право исполнителей:
Исполнителю в отношении его исполнения принадлежат следующие права:
* право на имя;
* право на защиту исполнения от всякого искажения или любого иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя (право на защиту репутации);
* право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения.
	Личные неимущественные права исполнителя (право на имя и право на защиту репутации) охраняются бессрочно.
	Имущественные права, предусмотренные настоящим Законом [1] в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.
    Смежное право производителей фонограмм:
	Исключительное право на использование фонограммы означает право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия:
* воспроизводить (прямо или косвенно) фонограмму;
* переделывать или иным способом перерабатывать фонограмму;
* распространять оригинал или экземпляры фонограммы посредством продажи или иной передачи права собственности;
* импортировать экземпляры фонограммы в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения производителя этой фонограммы;
* сдавать в прокат оригинал или экземпляры фонограммы;
* доводить до всеобщего сведения фонограмму по проводам или средствами беспроволочной связи таким образом, чтобы представители публики могли осуществлять к ним доступ из любого места и в любое время по их собственному выбору.
	Имущественные права, предусмотренные Законом [1] в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
    Смежное право организаций вещания:
	Исключительное право организации эфирного вещания давать разрешение на использование ее передачи означает разрешение на осуществление следующих действий:
* передавать в эфир ее передачу другой организацией эфирного вещания;
* сообщать передачу для всеобщего сведения по кабелю;
* записывать передачу;
* воспроизводить запись передачи;
* сообщать передачу для всеобщего сведения в местах с платным входом;
* распространять среди публики записи передачи или экземпляры записи передачи посредством продажи, проката или иной передачи права собственности; это право, за исключением права на прокат, прекращается в отношении записи передачи или экземпляров записи передачи, которые с разрешения организации эфирного вещания были введены на территории Республики Беларусь в гражданский оборот посредством продажи или иной передачи права собственности; право на прокат сохраняется за организацией эфирного вещания независимо от принадлежности права собственности на запись передачи или ее экземпляры.
	Права, предусмотренные Законом в отношении организации эфирного или кабельного вещания, действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи в эфир или по кабелю соответственно [4].
ГЛАВА 2. ЗАЩИТА И ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
2.1    ЗАЩИТА СМЕЖНЫХ ПРАВ
     Действующее гражданское законодательство содержит достаточно широкие возможности для защиты авторских и смежных прав. Поскольку эти права являются по своей природе субъективными гражданскими правами, правообладатели имеют возможность воспользоваться любыми общими способами защиты гражданских прав. Под защитой авторских и смежных прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании. Действующее законодательство содержит достаточно подробную регламентацию видов, форм, средств и способов защиты авторских и смежных прав. Согласно определению, сформулированному А.П. Сергеевым, «под способами защиты авторских и смежных прав понимаются закрепленные законом материально-правовые меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и воздействие на правонарушителя» [14]. Применяемые способы защиты существенным образом различаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено. Способы защиты авторских и смежных прав условно можно разделить на две группы: специфические и неспецифические.
     Специфические способы защиты применяются для защиты лишь в сфере интеллектуальной собственности и учитывают особенности соответствующих нарушений. К специфическим способам относятся: признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признание оспоримой сделки недействительной и применение последствий ее недействительности, применение последствий недействительности ничтожной сделки; возмещение убытков; признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; компенсации морального вреда; публикации решения суда о допущенном нарушении. Признание права может потребоваться не только, когда принадлежность права отрицается, но и когда существуют сомнения в принадлежности права определенному лицу. Необходимость признания права может возникнуть, например, в случае опубликования произведения анонимно или под псевдонимом, поскольку неопределенность принадлежности авторских прав может затруднить использование произведения. Признание права как способ его защиты может быть осуществлено исключительно в рамках юрисдикционной формы защиты. Это вполне объяснимо, так как необходимость в данном способе защиты появляется тогда, когда само право оспаривается или отрицается, либо у управомоченного лица есть основания полагать, что оно может быть оспорено, то есть имеется угроза его оспаривания или отрицания. 
     В данной ситуации управомоченное лицо нуждается в признании своего права не конкретным субъектом, а судом, тем самым абсолютизируя свое право по отношению к неопределенному кругу лиц. Суд официально подтверждает наличие у лица соответствующего смежного права или отказывает ему в признании такового [13, с. 37].
     Как показывает практика, признание права является наиболее распространенным способом защиты смежных прав. Возможно, данное обстоятельство может быть объяснено, в частности, тем, что часто требование о признании права заявляется наряду с другими требованиями (например, о возмещении убытков), и признание судом смежного права является необходимой предпосылкой для признания другого требования (в рассматриваемой ситуации – требования о возмещении убытков) обоснованным.
     Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, в сфере смежных прав используются, когда в результате неправомерных действий смежное право сохраняется и может быть восстановлено путем прекращения правонарушения и устранения его последствий (например, артист может требовать запрета на исполнение произведения третьим лицом в случае, если такое исполнение может нанести ущерб чести и достоинству артиста). Одним из наиболее действенных способов защиты авторских и смежных прав (как и любых гражданских прав) является возмещение убытков. Следует отметить, что по сравнению с иными формами ответственности, например, взысканием неустойки, возмещение убытков занимает особое место, поскольку действует во всех случаях нарушения гражданских прав, если законом или договором не предусмотрено иное, тогда как иные формы гражданско-правовой ответственности применяются лишь в случаях, прямо указанных в законе или договоре для конкретного правонарушения. Отсюда возмещение убытков как форма гражданско-правовой ответственности получило название «общей меры гражданско-правовой ответственности» [15], «универсального способа защиты гражданских прав» [16, с. 32]. Возмещение убытков может сочетаться с другими способами защиты. Что касается возмещения убытков в отношениях, связанных со смежными правами, то здесь необходимо отметить достаточно позитивную тенденцию. Если ранее размер убытков нередко был ограничен фиксированным размером подлежащей к выплате суммы, который устанавливался нормативными актами, и на практике обычно сводился к выплате гонорара, причитавшегося субъекту права при нормальном использовании им своего произведения, то сейчас законом закреплена возможность взыскания с нарушителя убытков в полном объеме. Причем право на возмещение убытков в настоящее время имеют все обладатели смежных прав, в том числе лица, приобретающие их по договорам.
     Обоснование размера причиненных убытков, включая упущенную выгоду, является обязанностью того лица, право которого нарушено. Возможно, именно поэтому участники современного гражданского оборота чаще прибегают к конструкции выплаты компенсации, которая требует от пострадавшего доказать лишь факт нарушения его прав, освобождая его от обязанности обосновывать размер причиненного нарушением ущерба, то есть доказывать факт наличия или отсутствия убытков. При этом и требование о возмещении убытков, и требование о выплате компенсации (как и взыскание незаконно полученного дохода) по сути являются разными способами осуществления одной и той же меры ответственности –взыскания убытков. Однако в связи с тем, что субъектами смежных прав являются преимущественно юридические лица (за исключением исполнителей), этот способ защиты права не имеет широкого распространения в сфере защиты смежных прав (за исключением, как уже отмечалось, защиты прав исполнителей). Говоря о специальных способах защиты смежных прав, отметим, что действующее законодательство предусматривает возможность применения к нарушителям некоторых специальных санкций. Так, субъекты смежных прав вправе по своему выбору требовать от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации в установленном в названной статье размере. При этом компенсация причитается либо за каждый случай неправомерного использования произведений или объектов смежных прав, либо за допущенные правонарушения в целом. 
     Судебная практика исходит из того, что компенсация подлежит взысканию при доказанности факта самого правонарушения, а не связанных с ним убытков [16, с. 32]. Пределы размера компенсации установлены нормами позитивного права [17, с. 10], решение же о присуждении потерпевшему конкретной суммы в каждом случае принимается судом исходя из обстоятельств дела. Иногда стороны сами согласовывают размер компенсации без обращения к судебным органам, и в этом случае говорят о выплате нарушителем добровольной компенсации. Наряду с компенсационными мерами, для защиты смежных прав довольно эффективными являются меры конфискационного характера. Отметим, что последние могут быть отнесены к гражданско-правовым способам защиты, которые, однако, применяются в гражданском законодательстве в исключительном, а не в общем порядке, в отличие от компенсационных мер. Например, в случае незаконного изготовления партии дисков с записью исполнений обладателю смежных прав будет гораздо проще потребовать у правонарушителя контрафактную продукцию и средства ее производства, нежели изымать из оборота все распространенные контрафактные экземпляры. Более того, как показывает практика, суд принимает решение о конфискации контрафактных экземпляров произведений независимо от наличия ходатайства об этом со стороны истца [17, с. 10]. Также следует отметить, что контрафактная продукция подлежит изъятию не только у ее непосредственного производителя, но и у любого третьего лица даже в случае приобретения последним данной продукции на основании договора купли-продажи, то есть лицо, распространяющее экземпляры произведения без разрешения правообладателя, несет ответственность за нарушение прав на это произведение. 
   Все эти способы указаны в статье 11 Гражданского кодекса Республики Беларусь [2], являются общими способами защиты гражданских прав [12]. 
   Принцип автоматической охраны распространяется на объекты смежных прав, если выполнены следующие условия охраноспособности:
* объективность существования объекта;
* правомерность использования иных охраняемых объектов.
   Эти условия охраноспособности объектов смежных прав повторяют условия охраноспособности объектов авторского права, за исключением условия творческого характера, поскольку большинство объектов смежных прав не считаются результатом творческого труда, за исключением исполнений. Однако и для исполнений это условие никак не влияет на охраноспособность, поскольку любое свое действо любой исполнитель считает творчеством.
   Несмотря на то что исполнения имеют очень давнюю историю, творческий характер исполнительской деятельности на международном уровне признан лишь в 1996 г. в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам [8].
  Рассмотрим кратко условия охраноспособности объектов смежных прав:
     1. Условие объективности существования объекта означает действительное существование объекта смежных прав в некоторый момент времени. Эта объективность отличается от объективности объектов авторского права, которые должны быть доступны публике без посредничества автора в любой момент времени. Объекты смежных прав могут существовать в некоторый момент времени в том или ином месте. Например, «живые» исполнения существуют лишь в определенном временном интервале, как и передачи вещательных организаций и базы данных в компьютерных сетях. Однако любые исполнения, вещательные передачи, базы данных могут быть записаны на материальные носители и стать доступными публике в любой момент времени, подобно объектам авторского права.
     2. Условие правомерности использования иных охраняемых объектов имеет такой же смысл, как и для тех объектов авторского права, которые создаются с использованием других произведений. Если для объектов авторского права ? это условие важно лишь для некоторых видов произведений, то для объектов смежных прав — это необходимое условие правоспособности, поскольку в большинстве случаев смежные права являются вторичными, связанными или смежными по отношению к авторскому праву.
     Вторичность и взаимосвязанность смежных прав, невозможность их существования в большинстве случаев без авторского права означает, что смежные права в отношении любых объектов могут возникать и охраняться только при соблюдении авторского права на произведения, которые воплощаются в объектах смежных прав. Более того, если для создания объектов смежных прав используются иные объекты смежных прав, то и в этих случаях должны быть соблюдены права соответствующих субъектов.
   Поскольку возникновение смежных прав в большинстве случаев зависит от соблюдения прав иных лиц, то условия возникновения смежных прав определяются правомерностью использования объектов как авторского права, так и смежных прав. Причем если возникновение смежных прав у исполнителя зависит только от правомерности использования объектов авторского права, то условия возникновения смежных прав производителей фонограмм, организаций вешания, производителей баз данных зависят от правомерности использования как произведений, так и исполнений. Таким образом:
* исполнитель может обладать смежными правами при условии соблюдения исключительного права на исполняемое произведение;
* производитель фонограммы может обладать смежными правами на фонограмму только при получении разрешения авторов и исполнителей для включения в фонограмму исполнений произведений;
* организация вещания обязана получить разрешение авторов, исполнителей, производителей фонограмм, производителей иных объектов (аудиовизуальных, мультимедийных произведений и т. д.) для того, чтобы иметь право включить их в свою передачу;
* производитель инвестиционной базы данных обязан получить разрешения правообладателей любых охраняемых объектов, включаемых в базу данных [3].







2.2    ОБЪЕКТЫ СМЕЖНЫХ ПРАВ
    Объектом охраны смежного права исполнителя является исполнение. Понятие «исполнение» в Законе «Об авторском праве и смежных правах» [1] не определено. Статья 4 Закона [1] определяет понятие «исполнитель», исходя из которого исполнение можно определить как процесс представления произведения литературы, искусства или народного творчества посредством игры, пения, чтения, декламирования, игры на музыкальном инструменте, танца или иным образом [4]. 
   Исполнение может быть обнародовано различными способами:
* непосредственно группе слушателей или зрителей;
* передачей (трансляцией) исполнения средствами организаций вещания для приема и восприятия публикой с помощью технических средств (радиоприемники, телевизоры, тюнеры, декодеры, громкоговорители, плазменные панели, видеопроекторы и т. д.);
* записью исполнения на материальный носитель (кинопленку, магнитные кассеты, компакт-диски) аналоговыми или цифровыми методами (кинокамеры, видеокамеры, магнитофоны и т. д.) для последующего доступа к ним.
   Существует много видов исполнений, в том числе постановки, спектакли, представления (сценические исполнения), музыкальные, драматические и музыкально-драматические исполнения (оперы, оперетты, мюзиклы и проч.), хореографические исполнения (балет, пантомимы, танцы и проч.), кроме того, исполнениями являются лекции, речи, проповеди и т. д.
  Многие исполнения включены в Бернскую конвенцию [7] для их охраны как произведений. После вступления в силу Римской конвенции [9], признавшей охрану исполнений, и внесения изменений в Бернскую конвенцию [7] некоторые исполнения стали охраняться как Бернской [7], так и Римской конвенцией [9]. Например, в Бернской конвенции [7] даже незаписанные музыкальные, драматические и хореографические исполнения считаются произведениями литературы и искусства, а лекции, речи, проповеди — устными произведениями. С другой стороны, записанные аудиовизуальные исполнения считаются аудиовизуальными произведениями. Таким образом, любые записанные исполнения можно было бы считать произведениями литературы и искусства, а незаписанные — исполнениями. Если же следовать содержанию Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам [8], то записанные или незаписанные исполнения считаются исполнениями. Именно поэтому на международном уровне существует тенденция отхода от представлений об аудиовизуальных произведениях, т. е. считать их аудиовизуальными исполнениями как записанными, так и неописанными. Аналогичный подход существует и для иных исполнений, Которые продолжают считать произведениями. В большинстве стран записанные и незаписанные исполнения продолжают считать различными объектами интеллектуальной собственности [3].
    Объектом правовой охраны является сама деятельность по исполнению, которая может быть записана и в последующем воспроизведена, передана в эфир, сообщена для всеобщего сведения по кабелю или использована иными способами, позволяющими довести исполнение до публики, непосредственно не воспринимавшей его.  
    Объектом охраны смежного права производителя фонограммы является фонограмма. Фонограмма определена в Законе «Об авторском праве и смежных правах» [1] как любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо отображений звуков [4]. 
    Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам [8] уточнил определение фонограмм, данное Римской конвенцией [9], но ввел ошибочное представление об «отображениях звуков», создаваемых компьютерными программами и которые могли быть записаны на фонограмму. Эксперты ВОИС не смогли понять, что перед записью синтезированная музыка всегда воспроизводится композитором и только после прослушивания выбирается наилучший вариант, который и записывается на фонограмму. Однако такое «отображение звуков» ничем не отличается от иных звуков, особенно если учесть, что очень часто компьютерная музыка создается на основе так нарываемых образцов звуков (сэмплов), полученных с помощью реальных музыкальных инструментов.
    Простой иллюстрацией, показывающей абсурдность представления об «отображениях звуков», может служить деятельность композитора, создающего произведение в нотной записи, которую с полным правом можно считать «отображением звуков». Однако это отображение звуков можно записать на фонограмму только при исполнении нотной записи, другими словами, на фонограмму всегда записывают только звуки, а не их отображения [3].
    Объектом правовой охраны являются любые фонограммы независимо от того, записано ли на них осуществленное артистом исполнение произведения либо записаны иные естественные или искусственно созданные звуки – пение птиц, шум прибоя, звуковые эффекты, производимые техническими устройствами. Фонограммой не признается запись звуков, включенная в аудиовизуальное произведение; однако в случае использования музыкального сопровождения отдельно от фильма, его запись должна рассматриваться в качестве фонограммы.
    Объектом охраны смежного права вещательной организации является ее передача. Передача определяется в Законе [1] как передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу и за счет ее средств - другой организацией. Объектом смежного права организации вещания являются не распространяемые ими произведения, а содержащая эти произведения передача, то есть, по существу, вся программа вещания, составленная и преобразованная организацией вещания в электромагнитный сигнал, передаваемый в эфир или по кабелю. При этом использование другим лицом любого отрывка передаваемого организацией вещания сигнала будет являться использованием ее передачи, поскольку любой фрагмент программы вещания по своей сути также является передачей. В пользу подобного толкования говорят нормы Римской конвенции [9] об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций, которые для определения объекта правовой охраны используют термин «передача в эфир» [4].


    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Несомненно, в настоящее время смежные права являются самым динамично развивающимся институтом в праве интеллектуальной собственности с точки зрения того, что круг объектов этих прав постоянно расширяется
     Становление международной охраны смежных прав началось раньше, чем национальное признание этих прав в подавляющем большинстве стран мира. И для конвенций в этой сфере интеллектуальной собственности характерно то, что их нормы носят во многом пионерский характер по отношению к национальным законодательствам. В то же время круг смежных прав в международном праве остается неизменным начиная с Римской конвенции 1961г. Он включает в себя так называемые классические смежные права: права исполнителей, производителей фонограмм и права вещательных организаций.
     Несмотря на международные стандарты охраны смежных прав, национальная регламентация последних характеризуется существенным разнообразием. Первую крайне немногочисленную группу национальных правовых систем образуют те, в которых вообще не охраняются права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Вторая группа характеризуется тем, что здесь смежные права как таковые не 
признаются, а интересы соответствующих бенефициаров.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Оформление заказов в любом городе России
Оплата услуг различными способами, в том числе через Сбербанк на расчетный счет Компании
Лучшая цена
Наивысшее качество услуг

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.