VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и виды договора транспортного средства

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W006486
Тема: Понятие и виды договора транспортного средства
Содержание
МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА



Факультет «Экономики, права и информационных технологий»



Кафедра «Уголовно-правовых дисциплин»

 







КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине «Гражданское Право»



Студент   Калинин Иван Андреевич





На тему: Аренда транспортных средств

Автор работы:



Калинин И.А.								________________________

(Подпись)



Научный руководитель:



________________________

(Подпись)



Дата сдачи:

«____»______________200__г.



Дата защиты:

«____»_____________200__г.



Оценка: __________________



Москва 2017





Содержание



Содержание	2

Введение	3

Глава 1 Общая характеристика договора транспортного средства	5

1.1 Понятие и виды договора транспортного средства	5

1.2 Консенсуальность договора аренды транспортных средств	11

Глава 2 Проблемы совершенствования института аренды в Российской Федерации	17

2.1 Проблемы правового регулирования аренды отдельных видов транспортных средств	17

2.2 Соотношение договора аренды транспортных средств с экипажем со смежными договорами	20

Заключение	26

Список литературы	28













































Введение





Аренда (от лат. arrendare – отдавать внаем) – предоставление одним лицом другому права пользования своим имуществом, так традиционно формулируется это понятие. В Гражданском Кодексе Российской Федерации (ГК РФ) аренда представлена договором, в котором арендодатель обязывается передает арендатору имущество за определенную плату на временное пользование.

Актуальность темы исследования обусловлена предъявленными современными требованиями, расширением судебной практики по рассмотрению споров, которые связаны с использованием гражданами и юридическими лицами правовых норм в сфере владения, пользования и распоряжения недвижимым (движимым) имуществом.

Вопросы, связанные с данной темой, в настоящее время занимают ключевое место в гражданско-правовой науке и хозяйственном обороте, т.к. разнообразие форм сдачи помещений в аренду являются мощным рычагом регулирования рыночных отношений. Вообще, трудно представить себе экономику и гражданское законодательство современного государства, в котором управление недвижимостью не занимало бы одно из главенствующих мест.

Объектом являются правоотношения, возникающие между арендатором и арендодателем транспортного средства. 

Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие область правоотношений, правоприменительная практика. 

Целью работы состоит в изучении литературы, законодательства, судебной практики, связанной с вопросами характеристики арендных правоотношений.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие договора аренды;

- изучить консенсуальность договора аренды;

- исследовать проблемы правового регулирования аренды отдельных видов транспортных средств;

- изучить соотношение договора аренды транспортных средств с экипажем со смежными договорами.

Методологическая основа представлена частно-научными методами: сравнительно-правовым и формально-логическим, а также методом научного анализа и методом системного подхода.

Для написания работы были использованы нормативно-правовые акты, судебная практика, специализированная литература, освещающая данный вопрос, периодические издания и научные статьи.



























































Глава 1 Общая характеристика договора транспортного средства

1.1 Понятие и виды договора транспортного средства



Договор аренды транспортного средства – это один из видов договоров аренды. Транспортное средство – это предмет данного договора, использующейся исключительно во время квалифицированного управления им и при его соответствующей технической эксплуатации посредством профессионально подготовленной команды. Другие случаи использования транспортных средств свидетельствуют о предмете договора обычной аренды или договора проката (арендодатель выступает в качестве специализированной прокатной организацией).

Транспортные средства представлены техническими устройствами, предназначенными для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов, при этом они перемещаются в пространстве сразу с грузом либо буксируемым объектом. Понятие транспортного средства и виды транспортных средств, которые могут быть объектом аренды транспортных средств регулируются нормами договора аренды, закрепленных в гл. 34 ГК РФ в том случае, если переданное в аренду имущество является транспортным средством. Соответственно, при заключении договора стороны должны выяснить, относится ли предполагаемый объект аренды к категории транспортных средств. Само понятие «транспортное средство» в ГК РФ не содержится, но его можно найти в ряде других федеральных законов и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспорта. Приведем некоторые примеры:

1. Согласно ст. 1 Федерального закона РФ от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» транспортными средствами являются воздушные суда, а также суда, применяемые с целью торгового мореплавания или судоходства, железнодорожный подвижной состав, подвижной состав автомобильного и электрического городского наземного пассажирского транспорта в значениях, устанавливаемых транспортными кодексами и уставами.

2. Ст. 2 Федерального закона РФ от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст. 1 Федерального закона РФ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и п. 1.2 Правил дорожного движения (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090) предусматривают иное понятие транспортного средства, а именно – это устройство, используемое для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, которое установлено на нем. 

3. Согласно «Введение к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94» (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) транспортное средство представлено средством передвижения, необходимое для перемещения людей и грузов.

Этими же определениями руководствуются суды при отнесении имущества к транспортным средствам. С учетом приведенных определений объектами аренды по договору аренды транспортных средств с экипажем могут быть:

1) воздушные суда - самолеты, вертолеты и иные летательные аппараты (ст. 32 Воздушного кодекса РФ, раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, код 15 3531020, 15 3532000);

2) суда, предназначенные для торгового мореплавания;

3) суда, предназначенные для судоходства (ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ, раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, код);

4) железнодорожный подвижной состав, в который включают: локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также другой определённый железнодорожный подвижной состав, необходимый для осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры (ст. 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте», раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, код 15 3520000);

5) подвижной состав автомобильного транспорта - автобусы, трамваи, троллейбусы, легковые и грузовые автомобили (ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», п. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ 2Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, код 15 3410000).

К автомобильному транспорту также относятся специализированные транспортные средства, предназначенные для перевозки определенных видов грузов, например, цементовозы, бензовозы, молоковозы и т.п. (раздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720));

6) специальные транспортные средства, предназначенные для выполнения особых функций, для которых требуется специальное оборудование, например, автокраны, автоэвакуаторы, пожарные автомобили и т.п. (п. 5 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 10.09.2009 N 720)). Данное имущество суды относят к транспортным средствам и к отношениям по его аренде применяют нормы гл. 34 ГК РФ. Однако данное имущество не предназначено для перевозки людей и грузов и в связи с этим не включено в подраздел «Средства транспортные» Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94. Некоторые из транспортных средств этого вида - например автокраны, пожарные автомобили - отнесены к машинам и оборудованию (подраздел указанного классификатора «Машины и оборудование», код 14 2915242, 14 3410330).

В следствии этого аренда трубопроводного транспорта, используемая для перевозки грузов в пространстве, представляет собой аренду сооружения, а именно недвижимого имущества, относящегося к земельному участку, или трубопроводный транспорт исполняет все свои функции без каких-либо перемещений в пространстве. При соотнесении норм ст. 640 и 648 ГК РФ, которые регламентируют ответственность за вред, принесенный арендуемым транспортным средством вместе с экипажем или без экипажа, возможно заметить, что принципы, указанные в нормах, идентичны принципам, касающихся ответственности за вред, который был причинен источником повышенной опасности (ст. 1079 ГК РФ). Например, в судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 08 часов 56 минут на 38 км. 5 пк железнодорожной станции <данные изъяты>» под управлением машиниста ФИО был смертельно травмирован ФИО, ДД.ММ.ГГГГ. рождения, от полученных травм скончался. В ходе проведения проверки Северным следственным отделом на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ было установлено, что смертельное травмирование ФИО произошло из-за пренебрежительного отношения ФИО к личной безопасности и грубого нарушения правил поведения на объектах железнодорожного транспорта. В связи с чем, в действиях локомотивной бригады электропоезда № нарушений правил безопасности движения и эксплуатации поезда не установлено. Кроме того, в ходе проведенной проверки не получено данных о действиях посторонних лиц, направленных на доведение ФИО до самоубийства, через угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства последнего.

Постановлением следователя Северного следственного отдела на транспорте Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ. в возбуждении уголовного дела в отношении машиниста электропоезда ФИО и помощника машиниста по сообщению о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, повлекшего смертельное травмирование ФИО на основании <данные изъяты>, т.е. за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного <данные изъяты> и в возбуждении уголовного дела по факту доведения до самоубийства ФИО на основании <данные изъяты> отсутствием события преступления, предусмотренного ст.<данные изъяты> было отказано. (л.д.33).

Из материалов, представленных в дело следует, что ОАО «Центральная ППК» в соответствии с лицензией серии ППБ № осуществляет перевозку пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Для осуществления указанной деятельности по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ответчиком был заключен с ОАО «РЖД» договор аренды железнодорожного подвижного состава с экипажем №/ЦДМВ от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный электропоезд принадлежит на праве собственности ответчику ОАО «РЖД». В соответствии с пунктом 1.2 договора аренды ОАО «РЖД» оказывает ОАО «Центральная ППК» услуги по управлению и эксплуатации арендованного транспорта по железнодорожным путям общего пользования в соответствии с запросом арендатора локомотивными бригадами арендодателя.

Согласно положениям статьи 632 Гражданского кодекса РФ по договору аренды транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

В силу статьи 640 гражданского кодекса РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам, арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса. Арендодатель вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

В соответствии с положениями статьи 1068 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Таким образом, принимая во внимание, что ОАО «ЦППК» не является собственником электропоезда №, локомотивная бригада, управлявшая данным электропоездом, не состояла в трудовых отношения с ответчиком ОАО «ЦППК», а состояла в трудовых отношениях с ОАО «РЖД», ответственность за вред, причиненный в результате гибели ФИО надлежит возложить на ОАО «РЖД», в иске истцов к ОАО «ЦППК» надлежит отказать. 

Исходя из этого, аренду конной повозки должны относить к обычной аренде движимых вещей, а не к аренде транспортных средств. По той же причине нельзя признать, например, велосипед как предмет договора аренды транспортного средства. Вследствие этого предмет договора аренды транспортных средств выступает через технические средства, которые:

а) можно использовать только при квалифицированном их управлении и при их соответствующей технической эксплуатации профессионально подготовленным экипажем;

б) предназначены для перевозки грузов, пассажиров, багажа или буксировки объектов и способны к перемещению в пространстве вместе с ними;

в) обладают свойствами источника повышенной опасности.

К ним относятся: железнодорожный подвижной состав; воздушные судна; суда, предназначенные для внутренних вод; морские суда; большие грузовые автомобили, автомобили-тягачи с полуприцепами, экскаваторы и другие технические устройства на автомобильной и электрической тяге, управление и эксплуатация которых требуют специальных квалификационных навыков.

Законом регламентировано два вида договора аренды транспортных средств:

1) договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) – договор, предусматривающий аренду транспортного средства для оказания услуг по управлению и технической эксплуатации;

2) договор аренды транспортного средства без экипажа – договор, предусматривающий аренду транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации.

К указанным подвидам договоров аренды применяются общие нормы об аренде в такой мере, в какой иное не установлено нормами § 3 гл. 34 ГК РФ. Особенности аренды транспортных средств предусматриваются транспортными уставами и кодексами. Данные специальные нормы содержатся в КТМ (о договоре фрахтования суд на время (таймчартер) и о договоре фрахтования судна без экипажа (бербоутчартер) и в КВВТ.



1.2 Консенсуальность договора аренды транспортных средств



Интересным положением в юридической литературе и правоприменительной практике является вопрос о консенсуальной и реальной направленности договора аренды. Между тем, признание договора аренды самостоятельной разновидностью консенсуальных сделок произошло еще в глубокой древности, и на протяжении столетий указанный договор неизменно устанавливался как единый (без каких-либо особых модификаций) договор «locationconduction».

Однако нынешняя типология договора аренды, закрепленная в ГК РФ, позволяет сделать вывод о наличии разностороннего подхода к вопросу консенсуальности указанной сделки. Отличный подход к разрешению указанного вопроса приводит к неоднозначному восприятию момента возникновения обязательственной связи между сторонами договора аренды, что приводит к возникновению споров относительно заключенности арендного соглашения. При таких обстоятельствах описанная проблематика является актуальной для целей исследования вопроса о моменте возникновения обязательственной связи между субъектами арендных отношений.

Как известно, консенсуальный договор, название которого происходит от латинского слова consensus (согласие), порождает права и обязанности с момента, когда стороны заключают соглашение по всем основным условиям договора в специализированной для этого форме (п. 1 ст. 433 ГК РФ). В то время как латинское слово res (вещь) породило понятие реального договора, по которому возникновение прав и обязанностей связывается с активными действиями хотя бы одной из сторон сделки, а именно действиями по передаче другой стороне причитающегося ей имущества (п. 2 ст. 433 ГК РФ).

Часть II ГК РФ в общих положениях о договоре аренды, а также в статьях о прокате, аренде здания и сооружения, предприятия, финансовой аренды (лизинга) содержит признаки консенсуальной сделки, где обязательства у сторон возникают с момента заключения соответствующего соглашения или признания такого соглашения заключенным. Одним из признаков консенсуальности договора аренды являются следующие формулировки: «обязуется предоставить» (ст. ст. 606, 626, 656 ГК РФ), «обязуется передать» (ст. 650 ГК РФ), «обязуется приобрести» (ст. 665 ГК РФ), следовательно, полагаем разумным сделать вывод, что права и обязанности у сторон таких соглашений возникают с момента его заключения.

Между тем, определения договора аренды транспортных средств с/без экипажа дают возможность полагать, что указанные соглашения относятся к типу реальных договоров.

Такой вывод можно сделать из следующей формулировки «арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование» (ст. ст. 632, 642 ГК РФ). В подтверждение сказанного можно привести судебную практику. Так, в одном из дел суд указал следующее: «Из определения этого вида договора аренды следует, что такой договор является реальным, поскольку им предусмотрено предоставление транспортного средства, а не обязанность по его предоставлению, установленная в общих положениях об аренде. Статья 642 ГК РФ является специальной нормой по отношению к общей ст. 606 ГК РФ, характеризующей договор аренды как консенсуальный. Таким образом, для заключения договора аренды транспортного средства, являющегося реальным договором, кроме соглашения сторон необходима еще и передача имущества» (п. 2 ст. 433 ГК РФ).

Такой системный подход к толкованию отдельных норм института договора аренды основан на буквальном прочтении закона. Кроме того, он соотносится с подходом ряда ученых, которые определяют характерные черты консенсуальных и реальных сделок. Так, например, Шевченко Е.Е. описывает, что свидетельство о реальности договора часто реализовывается с благодаря использованию в определении договора понятия «передает», когда говорится об имуществе – предмете договора. Словосочетание «обязуется передать», напротив, обозначает, что заключение договора не объединяется с совершением данного действия.

Несмотря на описанный системный подход, в ряде случаев суды неоднозначно толкуют нормы материального права применительно к договору аренды в целом.

Пример из судебной практики.

Федеральный арбитражный суд Московской области рассматривал спор о взыскании муниципалитетом с индивидуального предпринимателя арендной платы за использование подвального помещения, при этом отменив решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции о частичном (по сумме) удовлетворении заявленных требований, указав на то, что «правило п. 2 ст. 433 ГК РФ распространяется на договор аренды, относящийся к категории реальных договоров». Дело направили на новое рассмотрение в суд первой инстанции по причине того, что суды сделали вывод о том, что отсутствует между сторонами спор по факту заключения договоров и не сделана правовая оценка подлинным документам, которые подтверждают факт передачи недвижимого имущества в аренду.

Кроме того, суды распространяют указанную позицию в отношении нетипичного имущества гражданского оборота. В частности, данная ситуация возникает при разрешении спора о выдаче разрешения на право организации рынка. В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2006 N 271ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" для выдачи разрешения на право организации рынка необходима удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок. Так, в одном из дел суд, отказывая в иске об отмене решения органа местного самоуправления, признал договор аренды торгового павильона, на территории которого планировалось открытие розничного рынка, незаключенным в связи с отсутствием доказательства наличия двусторонне подписанного акта приема-передачи. При этом суд апеллировал понятием, указанным в п. 2 ст. 433 ГК РФ, указывая, что договор, из которого следует передача вещи, считается заключенным с момента передачи соответствующего имущества.

Однако указанная логика вызывает определенные сомнения, которые дают право полагать о неверном толковании и применении норм права, что неизбежно создает поле для злоупотребления своими правами недобросовестным контрагентом по сделке. Противоречивость описанного подхода судов и указание на реальную природу арендных отношений опровергается следующим: в соответствии с положениями статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. Таким образом, договор, как внешнее выражение воли сторон, является первичным элементом рассматриваемых правоотношений и предшествует фактической передаче имущества. Между тем, при отсутствии данных, позволяющих идентифицировать имущество, передаваемое в аренду, соответствующий договор не считается заключенным.

Более того, если следовать логике признания договора аренды заключенным с момента фактической передачи имущества арендатору, то тогда необходимо констатировать, что до момента такой передачи договорная связь между сторонами соглашения отсутствует и взаимные права, и обязанности не возникли. Однако именно вследствие неисполнения такой обязанности арендодателем, как передача имущества арендатору, у последнего возникает право требования расторжения договора аренды в судебном порядке (п. 1 ст. 620 ГК РФ). Обязанность как таковая не может возникнуть из ниоткуда, у нее должно быть основание, которым является договор. Именно он способствует и стимулирует контрагентов к добросовестному поведению под страхом применения санкций.

Таким образом, фактическая передача имущества не может рассматриваться как факт признания договора заключенным, такого рода действия должны расцениваться как исполнение арендодателем своей обязанности, исходящей из письменного соглашения или устной договоренности сторон. Аналогичный вывод можно сделать из статьи 611 ГК РФ, которая указывает на первостепенную роль соглашения, так, например, арендодатель обязан предоставить арендатору имущество в состоянии, соответствующем условиям договора аренды. Следовательно, все доводы о том, что договор аренды считается заключенным с момента фактической передачи имущества арендатору, должны признаваться ложными и несоответствующими реальной действительности. Представляется, что именно в этой связи в специальном законодательстве содержатся положения, указывающие на консенсуальность договора аренды отдельных видов транспортных средств (ст. ст. 198, 211 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (КМТ)). Полагаем, что высказывание Кияшко В.А. о том, что никто не вправе своим волеизъявлением изменить консенсуальную природу договора, является весьма справедливым в данном контексте.

На основании изложенного полагаем возможным сделать следующий вывод: договор аренды является консенсуальной сделкой и считается заключенным с момента достижения согласия сторонами такого соглашения по всем его существенным условиям. Между тем, все доводы о реальной правовой природе арендных отношений являются безосновательными и базируются лишь на неверном применении правовых норм, в частности на пренебрежении в использовании принципа "lex speciales degorate lex generales" ("специальный закон отменяет общий").



















18.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44