VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность коррупции в системе органов государственной гражданской службы

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008614
Тема: Понятие и сущность коррупции в системе органов государственной гражданской службы
Содержание
Содержание

Введение

3

1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

10

1.1. Понятие и сущность коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации

10

1.2. Международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции 

20

1.3. Оценка коррупционных рисков в системе государственной гражданской службы Российской Федерации. Конфликт интересов на государственной службе 

35

1.4. Организация представления государственными служащими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера

50

2. Меры борьбы с коррупцией в системе государственной гражданской службы Российской Федерации

61

2.1. Основания и порядок проведения антикоррупционных проверок

61

2.2. Ведомственные нормативные акты по вопросам противодействия коррупции и проведение их антикоррупционной экспертизы

72

2.3. Ответственность за совершение коррупционных правонарушений. Совершенствование методов борьбы с коррупцией в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации 

83

Заключение

94

Список источников и литературы

101




Введение



Актуальность темы исследования. В современных сложных политических и экономических условиях коррупция создает реальную угрозу национальной безопасности России. Коррупция обостряет и другие негативные тенденции в жизни российского общества, является катализатором множества деструктивных процессов. Поскольку группой риска в сфере коррупции являются в первую очередь представители аппарата управления государственными структурами, представляет интерес противодействие коррупции именно в системе государственной гражданской службы Российской Федерации, поскольку там работает большая часть чиновников.

Коррупция разрушает и подрывает не только экономику страны и тормозит работу государственного аппарата. В конечном итоге это приводит к обесцениванию самой идеи государственной власти. Государство как таковое теряет авторитет в глазах своих граждан и начинает ассоциироваться исключительно с коррумпированными чиновниками. 

В целях ужесточения борьбы с коррупцией необходимо разработать правовые рекомендации, учитывая при этом исторические традиции российского государства и реалии сложившейся на данный момент в Российской Федерации правовой системы. Кроме того, необходимо выявить условия, способствующие развитию коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.

Коррупция в системе государственной гражданской службы Российской Федерации разрушает нравственные устои нашего государства, способствует многократному увеличению разрыва между бедными и обеспеченными слоями российского общества, нарушает течение экономической и политической жизни страны. Все вышеуказанные проблемы обусловили актуальность данного исследования.

Цель исследования состоит в рассмотрении мер по противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.

Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации.

2. Рассмотреть международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции.

3. Проанализировать процесс оценки коррупционных рисков в системе государственной гражданской службы Российской Федерации и рассмотреть конфликт интересов на государственной службе.

4. Рассмотреть организацию представления государственными служащими сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

5. Исследовать основания и порядок проведения антикоррупционных проверок.

6. Проанализировать ведомственные нормативные акты по вопросам противодействия коррупции и рассмотреть особенности проведения их антикоррупционной экспертизы.

7. Рассмотреть ответственность за совершение коррупционных правонарушений.

8. Сформулировать предложения по совершенствованию методов борьбы с коррупцией в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникшие в сфере противодействия коррупции.

Предмет исследования составляет правовое регулирование в сфере противодействия коррупции.

Научная новизна исследования определяется прежде всего самой темой диссертации, которая является одной из первых в научной литературе, специально посвященной проблеме противодействия коррупционным проявлениям в государственной гражданской службе России и представляющей собой многоаспектное исследование данного негативного социально-правового явления, включающая анализ федерального и регионального законодательства, отечественной и мировой практики и теории противодействия коррупции в их неразрывной связи.

Методологическую основу исследования образуют используемые в современной юридической науке принципы анализа социальной действительности: системность, комплексность, объективность. Данные принципы дают возможность изучать рассматриваемую нами проблему в процессе ее развития. В ходе исследования использовались как общенаучные философские методы познания, так и специальные, применяющиеся в области теории права. К общенаучным методам относятся логические методы – анализ и синтез, индукция и дедукция, исторический и системный методы. К специальным методам познания относятся сравнительно-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный методы.

Характеристика современного состояния изучаемой проблемы: Коррупция в Российской Федерации в целом и в системе государственной гражданской службы в частности достигла в настоящее время высокого уровня, поэтому борьба с ней является одним из приоритетов государственной политики. Это включено в основополагающие директивные программные документы Российской Федерации.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года содержит данные о том, что структурные ограничения социально-экономического развития РФ отягощаются повышенными рисками ведения предпринимательской деятельности в России. Повышенные риски напрямую связаны с наличием коррупции. В этой же Концепции определены принципы перехода к инновационному социально ориентированному развитию государства в отношениях с субъектами предпринимательской деятельности. Данные принципы – снижение административных барьеров в области экономической деятельности, снижение уровня коррупции в государственных структурах.

Степень изученности темы: 

Изучением вопросов коррупции в России занимались в основном юристы и криминологи, поскольку коррупция как явление относится в первую очередь к политико-правовой сфере. Однако нельзя забывать и о социальной обусловленности феномена коррупции. В работах В.В. Астанина, С.И. Вейберта, Л.Д. Гаухмана, А.И. Долговой, О.Г. Карповича, С.Н. Шишкарева и др. предлагаются формулировки определения коррупции. 

В.В. Астанин исследует особенности предупреждения коррупционных рисков в деятельности государственных служащих. 

С.И. Вейберт рассматривает опыт других государств относительно выстраивания системного противостояния коррупционным проявлениям. 

П.Н. Кобец исследует возможности использования международного опыта профилактики и пресечения коррупции в государственном аппарате в законодательной практике Российской Федерации.

С.Н. Шишкарёв предлагает рассматривать коррупцию как теоретико-правовую категорию, которая выражается в правовой связи между коррупционными отношениями и интересами личности, общества и государства. 

Исследователи В.Е. Эминов и С.В. Максимов предлагают концепцию борьбы с организованной и коррупционной преступностью в России.

По вопросам коррупции проводятся социологические и политологические исследования. Так, в мае-июле 2013 г. учеными Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) было проведено исследование состояния, факторов и механизмов противодействия коррупции. Исследование призвано было выяснить причины слабой эффективности существующих механизмов противодействия коррупции в системе государственной службы и определить направление внесения необходимых корректив. Ученые выявили отражение коррупции в системе государственной службы в массовом сознании граждан РФ. 

Нормативная база исследования: 

Антикоррупционное законодательство, действующее в Российской Федерации, подразделяется на несколько групп источников:

– международные правовые акты; 

– федеральные законы; 

– Национальная стратегия противодействия коррупции; 

– указы Президента и правовые акты органов государственной власти; 

– законодательство субъектов Российской Федерации.

На международном уровне в области противодействия коррупции приняты и в дальнейшем ратифицированы Российской Федерацией следующие основополагающие документы: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию (Страсбург, 27.01.1999); Хартия европейской безопасности (Стамбул, 19.11.1999); Конвенция против транснациональной организованной преступности (Нью-Йорк, 15.11.2000); Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) против коррупции (Нью-Йорк, 31.10.2003).

В Указе Президента РФ от 4 апреля 1992 года «О борьбе с коррупцией» предотвращение и пресечение коррупционных явлений объявлялись приоритетными в сфере деятельности государственной власти. В Указании Генерального прокурора РФ от 12 августа 1996 г № 49/7 «О мерах по усилению борьбы с коррупцией прокурорского надзора за исполнением законодательства о государственной и муниципальной службе» отмечено, что коррупция тесно связана с организованной преступностью.

В мае 2008 года Д.А. Медведев подписал Указ «О мерах противодействия коррупции». В декабре 2008 года Государственная Дума Российской Федерации утвердила пакет законодательных антикоррупционных актов. При этом были внесены изменения в двадцать пять федеральных законов. 

Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

С 1 января 2010 года вступил в действие Федеральный закон от 9 февраля 2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В декабре 2012 года был принят Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». 21 сентября 2012 года была подписана Антикоррупционная хартия российского бизнеса. Внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в области противодействия коррупции в сторону ужесточения мер наказания и увеличения ответственности лиц, замешанных в коррупционных правонарушениях.

В связи с необходимостью внедрения механизма ротации в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» была введена статья 60.1. Согласно данной статье осуществляется ротация государственных служащих и утверждается перечень должностей, предусматривающих данную меру противодействия коррупции.

Закон Курганской области от 3 марта 2009 года № 439 «О противодействии коррупции в Курганской области» регламентирует систему мер по противодействию коррупции в данном регионе.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Коррупция не сводится исключительно к получению материальных объектов (денежных средств, подарков) коррумпированными служащими государственных и муниципальных органов. Данное явление может выступать в виде предоставления необоснованных льгот и преимуществ, демонстрации лояльности государственных служащих относительно различных политических партий, коммерческих структур и отдельных физических лиц.

2. Для искоренения коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации необходимо активно привлекать институты гражданского общества и подключать их к постоянному участию в антикоррупционных мероприятиях.

Структура исследования определена его целью и задачами. Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, восьми параграфов, заключения, списка источников и литературы.






1. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции

1.1. Понятие и сущность коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации



Коррупция – это социально-юридическое явление, при этом представляющее собой экономическую проблему. Масштабы коррупции и интенсивность коррупционных действий становятся опасными для большинства государств в мире, в том числе и для Российской Федерации.

Понятие коррупции не представляется возможным свести к конкретному составу преступления. Данное понятие не выражается одним уголовно-правовым определением. Сущность коррупции заключается в использовании должностным лицом в личных либо узко корпоративных интересах служебных полномочий, а также в использовании в личных или узко корпоративных целях связанных со служебным положением авторитета и возможностей. Распространение коррупции указывает на то, что это – разновидность отношений в социуме.

Исследователи выделяют два подхода к пониманию сущности такого явления, как коррупция. При первом подходе внимание сосредотачивается на социальных явлениях, которые возникают вследствие наличия противоречий в социуме, государстве, властных государственных структурах. Второй подход рассматривает коррупцию в качестве противоправного деяния в сфере власти и управления. Данный подход предполагает, что коррупция напрямую связана с непорядочностью государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей.

На уровень коррупции в системе органов государственной гражданской службы влияют различные факторы. Это в первую очередь наличие полномочий, которые относятся к распределению значительных финансовых средств и материальных ресурсов. Кроме того, коррупции способствует высокая степень свободы действия в принятии управленческих решений в рамках имеющихся у государственных служащих полномочий, сопровождающаяся интенсивностью и частотой контактов с гражданами и организациями.

Масштабы и специфика осуществления коррупционных действий, как и интенсивность распространения данного феномена напрямую зависит от общего политического, экономического и социального состояния государства. 

Коррупция возникает и развивается на территории Российской Федерации по причинам, которые характерны и для других стран. Основные феномены, способствующие возникновению и развитию такого явления, как коррупция – это взяточничество, протекционизм, лоббирование интересов коммерческих структур, неправомерное занижение размера налогов, пошлин, и прочих обязательных платежей. Кроме того, коррупцию усиливают недочеты в области деятельности правоохранительных органов.

Этимологически слово «коррупция» происходит от латинского «corruption», то есть подкуп, порча, совращение. Толковый словарь русского языка дает коррупции следующее определение – это как моральное разложение должностных лиц и политиков, которое выражается в их незаконном обогащении, взяточничестве, хищениях и срастании представителей государственных структур с мафиозными структурами.

С научной точки зрения коррупция трактуется более узко – как социальное явление, представляющее собой нечестность государственных чиновников, должностных лиц, общественных и политических деятелей. Более широкая трактовка понятия «коррупция» предполагает, что в основе данного феномена лежит должностное злоупотребление.

Документы международного права содержат широкое определение понятия «коррупция». Кроме того, там перечисляются субъекты правонарушений, которые относятся к области коррупции. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г. предлагает следующее определение: «коррупция» – это просьба, предложение, дача или принятие, прямым или опосредованным образом, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания. Данные ненадлежащие преимущества нарушают процесс выполнения обязанностей или поведение получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания подобного преимущества.

Во время первой сессии Многодисциплинарной Группы Совета Европы по проблемам коррупции, проходившей в Страсбурге в 1995 году, коррупция была определена в первую очередь как подкуп (взятка). Однако, кроме того, коррупция определялась как и любое другое поведение по отношению к лицам, имеющим полномочия в государственном или частном секторе, нарушающее обязанности, которые по своему статусу обязано выполнять данное должностное лицо. Коррупция всегда направлена на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для себя или других лиц.

Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает базовые принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В данном законе под коррупцией понимается: 

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Соответственно, сущность понятия «коррупция» определяется по следующим направлениям:

– определение субъектов коррупции;

– совершение действий (бездействия), противоречащих служебным интересам и обязанностям;

– наличие личной заинтересованности.

Коррупция – в первую очередь социально-правовой феномен. Это явление, возникающее в социуме и государстве в условиях экономической нестабильности. Коррупции способствует низкий уровень жизни граждан, отсутствие моральных ориентиров в социуме, бездействие или отсутствие сформировавшегося гражданского общества, невнимание государственных структур к деятельности должностных лиц и государственных служащих. 

Развитию коррупции также содействует низкий уровень правовой культуры населения, отсутствие четких правовых предписаний. Это дает возможность отдельным государственным служащим осуществлять коррупционную деятельность.

Коррупция в первую очередь связана с системой органов государственной гражданской службы. Государственные служащие имеют соответствующие полномочия в сфере управления. Чаще всего государственные служащие отклоняются от установленных правил, поскольку преследуют цели приобретения различных выгод, благ и преимуществ. Обычно данные выгоды носят материальный характер. Коррупционные проявления – это действия должностных лиц или других лиц посредством злоупотребления своим служебным положением.

Содержание коррупции выражается в формах ее существования. Коррупция проявляется в разнообразных формах злоупотребления властью, наблюдается на всех уровнях. Это предоставление различных преимуществ так называемым приближенным предпринимателям, получение ими внеправовых преимуществ в процессе оказания им государственных услуг.

Формы коррупции в системе органов государственной гражданской службы – это устройство на работу в подчиненные или косвенно контролируемые организации друзей, родственников и знакомых, субсидирование политических кампаний, вознаграждение за получение выгодных контрактов. Кроме того, к формам коррупции относится служебное мошенничество. Это может быть требование оплаты услуг, предоставление которых является служебной обязанностью чиновника. К служебному мошенничеству относится также получение чиновниками «комиссионных» за размещение государственных заказов в какой-либо организации, патронат чиновников над какими-либо государственными контрактами, который осуществляется через подставные фирмы или непосредственно в виде так называемого «консультирования» и др.

Отечественные исследователи (С.В. Максимов, В.Е. Эминов, А.И. Долгова, Г.А.Сатаров, Л.Д. Гаухман, А.И. Гуров) пишут, что в настоящее время, в условиях рыночной экономики и свободной торговли, в демократических государствах коррупция уже не ограничивается взяточничеством. В область коррупции входят такие социальные явления, как лоббизм, фаворитизм, протекционизм.

А.И. Гуров считает, что коррупция выступает одним из наиболее показательных признаков наличия в государстве организованной преступности. Можно выделить три основные формы коррупции. Во-первых, это так называемая политическая коррупция. В этом случае чиновники аппарата власти совершают правонарушения в основном в силу существования сложившихся клановых отношений. Здесь наблюдаются пронизывающие аппарат государственной гражданской службы родственные связи, кумовство и т.д. Подобные формы коррупции господствуют в государствах, где до сих пор значимы родоплеменные отношения и нормы обычного права соблюдаются в форме традиций.

Во-вторых, это форма коррупции, напрямую связанная с криминальной деятельностью. В данном случае коррупция представляет собой подкуп должностных лиц. Данные лица оказывают преступникам определенные услуги, получая за это вознаграждение. В этом случае обе стороны руководствуются получением материальной выгоды.

В-третьих, это целенаправленное приобщение к криминальной деятельности должностных лиц с целью решения с их помощью определенных проблем. Данная разновидность коррупции относится к области организованной преступности. Здесь используется не только подкуп, но также провокации и угрозы в адрес государственных служащих. 

Формы проявления коррупции в системе органов государственной гражданской службы – это разнообразные нарушения конституционных, административных, уголовных и других норм права, которые относятся к сфере исполнения должностных полномочий государственными служащими.

Правонарушения, которые относятся к области коррупции – это прямое или скрытое совмещение государственной службы с деятельностью в коммерческих организациях, оказание государственными служащими прямых или косвенных услуг негосударственным коммерческим организациям. Кроме того, сюда относится предоставление льгот и преимуществ тем коммерческим структурам, с которыми связан коррумпированный государственный служащий. Использование государственными служащими личного влияния и неформальных связей также относится к области коррупции.

Это может быть использование официально не опубликованных сведений, которые поступили в распоряжение государственного служащего в силу его должностных обязанностей. Кроме того, это может быть использование служебного положения в целях личного трудоустройства в негосударственной сфере деятельности. К проявлениям коррупции также относится принятие государственными служащими решений, на которые повлияли перспективы или открытые обещания подобного трудоустройства. Одно из ярких проявлений такого феномена, как коррупция – учреждение коммерческих структур на основе использования средств государственных предприятий, участие государственных служащих в управлении данными коммерческими структурами, наделение данных коммерческих структур привилегиями.

Коррупция проявляется и при использовании преимуществ, которые дает служебное положение государственных служащих в ходе приватизации государственной и муниципальной собственности. Государственные служащие, используя свои должностные полномочия в целях личного обогащения, приобретают различные объекты в собственность. В случаях акционирования служебное положение может быть использовано в целях завладения контрольным пакетом акций. Иногда государственные служащие передают в распоряжение коммерческих структур финансы и кредиты, которые изначально предназначались для государственных целей.

Рассмотрим правонарушения, которые создают предпосылки для проявления разнообразных форм коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации. Это:

– неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций, учреждений, коммерческих и некоммерческих структур;

– использование государственным служащим служебных полномочий при решении разнообразных вопросов личного характера, касающихся удовлетворения материальных потребностей государственного служащего или лиц, находящихся с ним в родственных отношениях;

– предоставление преимуществ, которые не предусматриваются законом в процессе поступления и продвижения какого-либо лица по государственной службе;

– неправомерное предпочтение физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в процессе предоставления им государственных услуг и в ходе осуществления данными лицами предпринимательской деятельности;

– использование в личных или групповых интересах информации, которая получена государственным служащим в силу его служебного положения (при учете того факта, что данная информация не должна официально распространяться);

– необоснованный отказ в предоставлении информации физическим и юридическим лицам (при учете того факта, что предоставление данной информации предусматривается законом); предоставление неполной или заведомо недостоверной информации;

– требование от физических и юридических лиц информации, которую они согласно нормам закона не обязаны предоставлять;

– нарушение порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц, который регламентирован нормами закона;

– дарение подарков и оказание услуг, не относящихся к государственной гражданской службе, вышестоящим должностным лицам (кроме символических знаков внимания и протокольных мероприятий).

Следует отметить, что противодействие коррупции в целом и противодействие коррупции в системе органов государственной гражданской службы Российской Федерации в частности – одно из приоритетных направлений национальной политики РФ. Приняты Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Определены центральные органы Российской Федерации, ответственные за реализацию положений Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 года, касающихся взаимной правовой помощи. Пакеты нормативных правовых актов приняты федеральными органами государственной власти, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями. 

Рассматривая противодействие коррупции в системе органов государственной гражданской службы в Курганской области, необходимо отметить, что 26 августа 2008 года был впервые принят «План мероприятий Курганской областной Думы по противодействию коррупции». Данный план подразумевал дальнейшую активную работу над внедрением правовых актов, направленных на борьбу с коррупционными проявлениями, мониторинг законодательства и обеспечение свободного доступа граждан к информации о работе законодательного органа государственной власти.

Закон Курганской области от 3 марта 2009 года №439 «О противодействии коррупции в Курганской области» раскрывает правовое регулирование отношений в сфере противодействия коррупции и полномочия органов государственной власти, ставшие основой организации антикоррупционной деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

В 2010 году Курганская областная Дума впервые утвердила «План мероприятий по реализации Национальной стратегии противодействия коррупции». В настоящее время данный правовой акт принимается каждый год.

Комплекс мер, нацеленных на противодействие коррупции, органы государственной власти в Курганской области применяют согласно государственной программе «Противодействие коррупции в Курганской области в 2014-2018 годах». Данная программа была утверждена постановлением Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года № 486.

Тем не менее, следует отметить, что реализация международно-правовых стандартов в области криминализации незаконного обогащения в антикоррупционном законодательстве России в целом и Курганской области в частности недостаточно эффективна. 

Таким образом, можно прийти к выводу, что в проявления такого социального феномена, как коррупция, входит получение денег или иного вознаграждения за предоставление контрактов, нарушение процедур в интересах взяткодателя, оказание взяткодателю нормотворческой поддержки. Сюда же относится использование государственных ресурсов в личных или корпоративных интересах. При этом необходимо учитывать, что коррупция не всегда сводится к получению денежных средств и материальных объектов коррумпированным государственным служащим. Коррупция может проявляться также в предоставлении необоснованных льгот и преимуществ, в демонстрации лояльности государственных служащих по отношению к политическим партиям, коммерческим структурам и отдельным физическим лицам.



1.2. Международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции



Международные стандарты государственного управления в области противодействия коррупции определяются рядом конвенций. Это Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 года; Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года; Конвенция Совета Европы «об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» от 8 ноября 1990 года; Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности; Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию; Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая организацией американских государств; Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающей должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского Союза, принятая Советом Европейского Союза; Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при проведении международных деловых операций, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития; Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза. 

Первые четыре конвенции ратифицированы Российской Федерацией. Положения остальных конвенций учитываются в качестве рекомендаций, могущих принести пользу в процессе формирования эффективного антикоррупционного законодательства. 

Международные конвенции содержат следующие стандарты государственного управления в области противодействия коррупции: 

– последовательная государственная антикоррупционная политика;

– приоритет мер, направленных на предупреждение коррупции; 

– комплексный подход к противодействию коррупции, предусматривающий использование антикоррупционного потенциала различных отраслей права;

– формирование четкого и развернутого понятийного аппарата;

– признание предметом взятки (подкупа) преимуществ не только материального, но и нематериального характера (льготы, услуги и пр.); 

– введение ответственности за участие в коррупционных действиях иностранных должностных лиц или международных гражданских служащих; 

– равенство всех граждан без исключения перед законом;

– оптимизация кадровой работы;

– постоянный контроль за деятельностью лиц, занимающих публичные должности; 

– поощрение сообщений о коррупционных действиях;

– криминализация отмывания доходов от преступлений и правонарушений, связанных с коррупцией; 

– установление уголовной ответственности юридических лиц;

– разработка и применение этических кодексов или стандартов поведения государственных служащих;

– создание публичного перечня юридических и физических лиц, участвующих в учреждении юридических лиц, управлении ими и их финансировании; введение национального реестра лиц, которые не имеют права занимать должности руководителей юридических лиц;

– совершение публичных закупок и управления публичными финансами на основе принципов прозрачности и конкуренции; 

– содействие активному участию отдельных лиц и общественных организаций в профилактике коррупционных действий и борьбе с ними;

– создание эффективного правового противодействия «отмыванию» денежных средств; 

– использование института конфискации в борьбе с коррупционными действиями;

– нейтрализация последствий коррупционной деятельности и компенсация ущерба;

– формирование органов, занимающихся исключительно противодействием коррупции посредством правоохранительных мер. 

– признание недействительными сделок, которые связаны с коррупционными преступлениями;

– активное международное сотрудничество в сфере борьбы с коррупцией, взаимная правовая помощь;

– совершенствование законодательства по противодействию коррупции в контексте мер по борьбе с организованной преступностью. 

В Сингапуре ведется едва ли не наиболее активная антикоррупционная деятельность в мире. Сингапур является современным индустриальным государством, поэтому его опыт важен для Российской Федерации. Правительство Сингапура смогло достичь значительных результатов в процессе борьбы с коррупцией. В настоящее время Сингапур – одно из наиболее безопасных в отношении коррупционных рисков государств. В Сингапуре действует детально разработанное антикоррупционное законодательство, высок авторитет власти в целом и государственной гражданской службы в частности. На территории страны активно действует Бюро по расследованию случаев коррупции, то есть агентство по борьбе с коррупцией. Данное Бюро призвано расследовать и пресекать любые проявления коррупции. Бюро действует как в государственной сфере, так и в частном секторе экономики. В обязанности данной организации входит проверка поступающей информации о коррупции в среде чиновников. Бюро также разрабатывает наиболее действенные способы идентификации зон коррупционного риска и оценки коррупциогенности существующей системы управления. Бюро подчиняется напрямую правительству страны. Это гарантирует его самостоятельность и независимость в принятии решений и способность успешно противостоять любому давлению и влиянию со стороны.

Антикоррупционная стратегия Сингапура преследует следующие основные цели: максимальное упрощение бюрократических процедур; жесткая регламентация полномочий должностных лиц; пристальный контроль за соблюдением стандартов в области этики. Принципы противодействия коррупции – это ответственность, возлагающаяся на обоих участников коррупционных отношений; жесткое разграничение государственного и частного интереса; равенство всех без исключения перед законом и судом. Кроме того, акцент делается на борьбу с бюрократизмом. Например, документационный оборот в Сингапуре сводится к необходимому минимуму. Руководитель своим поведением должен подавать подчиненным личный пример скромности, неподкупности, отсутствия алчности. Карьерный .......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44