VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и сущность деловой активности предприятия

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: R000607
Тема: Понятие и сущность деловой активности предприятия
Содержание
      1.1 Понятие и сущность деловой активности предприятия
      Термин "деловая активность" пришел в отечественный экономический лексикон из мировой практики в связи с реформированием экономики и формированием рыночных отношений. В развитых странах, в частности США, деловая активность определяется на макро- и микроуровнях.
      Традиционно деловая активность, и в России и в мире, рассчитывается на уровне отраслей, секторов или экономики в целом (фондовые индексы, а также индексы, разработанные Аналитическим центром при Правительстве РФ и Ассоциацией менеджеров России). В тоже время назрела необходимость изучения деловой активности хозяйствующих субъектов и на микроуровне, что позволит не только решать конкретные задачи в складывающейся рыночной ситуации, но и будет способствовать повышению эффективности управления предприятием в целом. При этом четкой, однозначной идентификации этой категории до сих пор не существует. Не определены параметры, с помощью которых можно количественно измерить деловую активность, не проработаны направления взаимосвязи деловой активности предприятия с такими важными его характеристиками как эффективность и конкурентоспособность, не ясно как корреспондируются деловая активность и результативность во всех сферах деятельности предприятия, насколько деловая активность связана с решением текущих и стратегических задач предприятия, и, наконец, как сказывается деловая активность предприятия на социальномразвитии его трудового коллектива и социальной ответственности бизнеса.
      При всем многообразии определений деловой активности можно выделить два основных подхода. Одни авторы считают, что деловая активность – это комплекс мер, направленных на расширение доли рынка и увеличение объемов продаж. Другие рассматривают деловую активность как оценочный параметр результативности (эффективности) работы предприятия в целом.
      В настоящее время существует достаточно большое количество определений "деловая активность предприятия".
      Для отечественной практики пока характерна противоречивая оценка деловой активности страны на макроуровне, а также отдельного хозяйственного субъекта, на микроуровне. Рассмотренные определения, отражающие как деловую активность человека (предпринимателя), так и деловую активность как категорию, конкретизирующую экономическую деятельность представлены в таблице 1.
Таблица 1Обзор понятия "Деловая активность"
Источник / автор
Определение
        Большой энциклопедический словарь
"Активность деловая – экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов (СНС)"
        Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь.
АКТИВНОСТЬ ДЕЛОВАЯ – 1) свойство человека и реальное проявление этого свойства, заключающееся в мобильности, предприимчивости, инициативе. Подобные качества особенно важны для бизнесменов, деловых людей; 2) характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается специальными индексами, в частности индексом динамики курсов ценных бумаг.
        Ковалев В.В.
"в широком смысле деловая активность означает весь спектр усилий, направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала..., в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия"
        Донцова Л. В., Никифорова Н. А.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств
        Ефимова О. В., Мельник М. В.
Деловая активность иллюстрирует операционный цикл хозяйствующего субъекта
        Юрков Т. И, Юркова С. В.
Показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств хозяйствующего субъекта
        Шеремет А. Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е. В.
По их мнению, она характеризуется только "скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта"
              В литературе существуют различные подходы к понятию деловая активность.
      Авторы большого энциклопедического словаря дали следующее определение деловой активности: "Активность деловая – экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Положена в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства, экономических классификаторов Системы национальных счетов (СНС)". Очевидна упрощенная трактовка, не раскрывающая конечной цели и результата производства или оказания услуг как на макро, так и на микроуровнях.
      Неоднозначно формулируют определение деловой активности Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева – авторы современного экономического словаря: "Активность деловая: характеристика состояния предпринимательской деятельности в отрасли, фирме, стране; оценивается, в частности, индексом динамики курсов ценных бумаг".
      В. В. Ковалев определяет деловую активность в широком смысле как весь спектр усилий направленных на продвижение фирмы на рынках продукции, труда, капитала. В контексте анализа финансово-хозяйственной деятельности этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность компании. При этом деловая активность коммерческой организации проявляется в динамичности ее развития, достижения ею поставленных целей, эффективном использовании экономического потенциала, расширении рынков сбыта своей продукции.
      Л. В. Донцова и Н. А. Никифорова отмечают, что деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.
      Некоторые авторы заменяют сущность деловой активности показателями ее характеризующими. Так, О. В. Ефимова и М. В. Мельник в качестве анализа деловой активности иллюстрируют операционный цикл хозяйствующего субъекта.
      Другие исследователи имеют иную точку зрения. Так, по мнению Т. И. и С. В. Юрковых, показатели деловой активности позволяют определить эффективность использования средств хозяйствующего субъекта. Достоинством этого определения является его краткость. Однако оно не дает наиболее полную характеристику анализируемой категории.
      Еще более узкое понятие деловой активности предприятия дали экономисты-финансисты А. Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин и Е. В. Негашев. По их мнению, она характеризуется только "скоростью оборота оборотных средств хозяйствующего субъекта". Достоинством этого понятия является то, что в нем выделен основной фактор деловой активности предприятия.
      Таким образом, с точки зрения отечественных ученых в области учета и анализа, деловая активность организации есть не что иное, как результативность и эффективность производственно-коммерческой деятельности.
      Мы считаем, что деловая активность – это непосредственно характеристика процесса деятельности предприятия, а эффективность работы предприятия относительно величины авансированных ресурсов или величины их потребления в процессе производства – это уже результат активной деятельности. Между данными понятиями существует причинно-следственная связь, и именно деловая активность является причиной, а следствием выступает эффективность работы предприятия. Деловая активность раскрывает внутренний потенциал предприятия, его внутренние возможности, при этом она во многом зависит от внешних факторов, непосредственного окружения предприятия, а также от макросреды. Деловая можно рассматривать: с точки зрения решения стратегических задач организации и с точки зрения текущей производственно-хозяйственной деятельности. В первом случае деловая активность означает весь комплекс управленческих технологий, направленных на продвижение фирмы на товарных и финансовых рынках. Во втором, этот термин понимается в более узком смысле – как текущая производственная и коммерческая деятельность предприятия, ориентированная на повышение эффективности и конкурентоспособности. Для каждого случая содержание деловой активности будет отличаться, но не противоречить друг другу. Это объясняется необходимостью согласования текущих и стратегических целей предприятия в определенной иерархии их достижения.
      Деловая активность имеет тесную взаимосвязь с другими важнейшими характеристиками предприятия. Прежде всего, речь идет о влиянии деловой активности на инвестиционную привлекательность, финансовую устойчивость, кредитоспособность. Высокая деловая активность хозяйствующего субъекта мотивирует потенциальных инвесторов к осуществлению операций с активами этой компании, вложению средств.
      Являясь важнейшей характеристикой функционирования коммерческой организации, деловая активность может быть оценена с помощью ряда показателей, а, следовательно, является объектом экономического анализа в рамках анализа деловой активности.
      Информационной базой для анализа деловой активности традиционно является бухгалтерская отчетность организации. Для целей внутреннего анализа могут также использоваться данные синтетического и аналитического учета.
      Деловая активность является комплексной и динамичной характеристикой предпринимательской деятельности и эффективности использования ресурсов. Уровни деловой активности конкретной организации отражают этапы ее жизнедеятельности (зарождение, развитие, подъем, спад, кризис, депрессия) и показывают степень адаптации к быстроменяющимся рыночным условиям, качество управления. Деловую активность можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности. Деловая активность выражает эффективность использования материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов по всем бизнес-линиям деятельности и характеризует качество управления, возможности экономического роста и достаточность капитала организации.
      Необходимо отметить, что перечисленные выше определения не учитывают влияние внешней среды на деловую активность хозяйствующего субъекта.
      Основополагающее влияние на деловую активность хозяйствующих субъектов оказывают макроэкономические факторы, под воздействием которых может формироваться либо благоприятный "предпринимательский климат", стимулирующий условия для активного поведения хозяйствующего субъекта, либо наоборот предпосылки к свертыванию и затуханию деловой активности. Достаточно высокую значимость имеют также и факторы внутреннего характера, в принципе подконтрольные руководству организаций: совершенствование договорной работы, улучшения образования в области менеджмента, бизнеса и планирования, расширение возможностей получения информации в области маркетинга и др.
      Анализ деловой активности предприятия можно провести по следующим показателям:
      1) качественные показатели,
      2) количественные показатели.
      Оценка деятельности предприятия на качественном уровне предполагает анализ по так называемым "неформализуемым" критериям. Речь идет о сравнении данного предприятия с другими организациями, ведущими свою деятельность в аналогичной отрасли. Подобную информацию можно получить, изучая результаты маркетинговых исследований, анкетирования, опросов. К качественным показателям относятся:
      1) рынок сбыта, а именно его объемы, ежегодные темпы расширения;
      2) объем продукции, предназначенной для экспорта;
      3) репутация предприятия, в том числе: количество постоянных покупателей, потребителей услуг; уровень известности предприятий-покупателей;
      4) уровень спроса продукции именно этого предприятия на рынке.
      Количественная оценка включает в себя анализ по двум направлениям:
      5) абсолютные показатели,
      6) относительные показатели.
      Абсолютные показатели деловой активности – это такие величины, которые характеризуют соотношение между двумя основными финансовыми показателями деятельности любого предприятия – величиной вкладываемого капитала, активов и объемом реализации готовых товаров или услуг.
      Таким образом, к абсолютным показателям относят:
      1) объем вкладываемого капитала,
      2) объем реализации продукции,
      3) разница между двумя первыми показателями – прибыль.
      Анализ этих показателей лучше всего проводить системно (1 раз в квартал, год) для того, чтобы отслеживать любые изменения в динамике и соотносить их с текущей обстановкой на рынке.
      Оптимальное соотношение между вышеуказанными показателями можно выразить следующей записью:
      Темп прироста чистой прибыли> Темп прироста приходящих денежных средств от реализации продукции> Темп прироста стоимости активов>100%
      Из этой формулы следует, что темпы увеличения прибыли предприятия должны быть выше, чем темпы прироста выручки от реализации и прироста стоимости основного имущества предприятия. Это идеальная теоретическая модель. На практике же ситуация редко укладывается в идеальную формулу. Даже в деятельности самых развитых и стабильных предприятий темп прироста стоимости активов часто превышает темп прироста других показателей. Причинами могут быть:
      1) расширение номенклатурной сетки за счет введения новых видов продукции или предоставляемых услуг;
      2) проведение капитального ремонта, обновление отдельных производственных узлов;
      3) реконструкция и реорганизация всего производства в целом.
      Все эти мероприятия требуют значительных капиталовложений, которые окупаются только в долгосрочной перспективе.
      Относительные показатели деловой активности – это определенные финансовые коэффициенты, которые характеризуют уровень эффективности вложенных активов. Эта эффективность напрямую зависит от скорости оборачиваемости этих активов. Поэтому для относительных показателей деловой активности введено второе название – показатели оборачиваемости.
      Показатели оборачиваемости активов (assetsturnover) и оборачиваемости собственного капитала (equityturnover) характеризуют уровень деловой активности предприятия и рассчитываются как отношение годовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) к среднегодовой стоимости соответственно активов и собственного капитала.
      Эта группа коэффициентов позволяет проанализировать, насколько эффективно предприятие использует свои средства. Показатели деловой активности особенно важно сравнивать со средне отраслевыми значениями, так как их величина может существенно колебаться в зависимости от отрасли.
      Для анализа деловой активности предприятия используют две группы показателей: общие показатели оборачиваемости; показатели управления активами.
      Общие относительные показатели разделяются на две группы:
      1) Коэффициент, характеризующий скорость оборота активов. В общем случае под скоростью подразумевается количество оборотов активов за анализируемый период – квартал или год.
      2) Коэффициент, характеризующий длительность одного оборота. Здесь понимаются сроки, в течение которых возвращаются все денежные средства, вкладываемые в производственные активы (материальные и нематериальные).
      Эти коэффициенты имеют очень важное информативное значение для анализа хода финансовых процессов на предприятии, их регулирования. Они отличаются не только смысловым содержанием, но и оценкой числовых значений. В случае с первым коэффициентом, чем выше числовое значение, тем лучше для финансового состояния производства. Во втором же случае – наоборот: чем ниже числовое значение, тем более эффективным является процесс производства и реализации продукции.
      Так, например, издержки на производство напрямую зависят от скорости оборота денежных средств. Чем быстрее капиталовложения сделают оборот, тем большее количество продукции сможет реализовать предприятие в одну единицу времени. При замедлении оборотного процесса, увеличиваются издержки, требуются дополнительные финансовые вложения и может ухудшиться общее финансовое состояние предприятия.
      Основным эффектом ускорения оборачиваемости является увеличение продаж без дополнительного привлечения финансовых ресурсов. Кроме того, так как после завершения оборота капитал возвращается с приращением в виде прибыли, ускорение оборачиваемости приводит к увеличению прибыли. С другой стороны, чем ниже скорость оборота активов, прежде всего, текущих (оборотных), тем больше потребность в финансировании. Внешнее финансирование является дорогостоящим и имеет определенные ограничительные условия. Собственные источники увеличения капитала ограничены, в первую очередь, возможностью получения необходимой прибыли. Таким образом, управляя оборачиваемостью активов, организация получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников средств и повысить свою ликвидность.
      Кроме того, скорость оборота финансов оказывает прямое воздействие на общегодовой оборот и объем чистой прибыли.
      Если разделить производственный процесс на отдельные стадии, то ускорение оборота, хотя бы, на одной стадии обязательно повлечет за собой ускорение и на других участках производства.
      Длительность нахождения средств в обороте определяется совокупным влиянием ряда разнонаправленных внешних и внутренних факторов. К числу первых следует отнести сферу деятельности предприятия, отраслевую принадлежность, масштабы предприятия и ряд других. Не меньшее воздействие на оборачиваемость активов оказывают экономическая ситуация в стране, сложившаяся система безналичных расчетов и связанные с ней условия хозяйствования предприятий. Так, инфляционные процессы, отсутствие налаженных хозяйственных связей с поставщиками и покупателями приводят к вынужденному накапливанию запасов, значительно замедляющему процесс оборота средств. Однако следует подчеркнуть, что период нахождения средств в обороте в значительной степени определяется внутренними условиями деятельности организации, и в первую очередь эффективностью стратегии управления его активами.
      Оба показателя (коэффициент скорости оборота, коэффициент длительности одного оборота) правильнее сравнивать с показателями, характерными только для данной отрасли. Величина этих показателей может существенно менять свои числовые значения в зависимости от отрасли предприятия.
      Таким образом, деловую активность промышленного предприятия можно охарактеризовать как мотивированный макро- и микроуровнем управления процесс устойчивой хозяйственной деятельности организаций, направленный на обеспечение ее положительной динамики, увеличение трудовой занятости и эффективное использование ресурсов в целях достижения рыночной конкурентоспособности, занятия устойчивого положение на конкурентном рынке. Финансовое благополучие любого предприятия напрямую зависит от того, как быстро вложенные деньги будут приносить чистую прибыль. Показатели деловой активности очень важны для предприятия. Во-первых, от скорости оборота средств зависит размер годового оборота. Во-вторых, с размерами оборота, а, следовательно, и с оборачиваемостью связана относительная величина издержек производства (обращения): чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится издержек. В-третьих, ускорение оборота на той или иной стадии кругооборота средств влечет за собой ускорение оборота и на других стадиях. Финансовое положение организации, ее платежеспособность зависят от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в реальные деньги.
      
      1.2 Методы анализа деловой активности предприятия
      В экономической теории, теории и практике менеджмента, сложилось несколько подходов к определению сущности деловой активности:
      - макроэкономический подход;
      - индивидуалистский или субъектный подход;
      - микроэкономический подход.
      Термин «деловая активность» зарубежные исследователи стали использовать несколько столетий назад (с англ. «businessactivity»). В словаре иностранных слов термин «business» уже трактуется как проявление активности в какой-либо коммерческой сфере деятельности.
      В бизнес-словарях даются следующие определения деловой активности:
      1. Деловая активность- это экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Такой подход положен в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства (InternationalStandardIndustrialClassificationofallEconomicActivities), экономических классификаторов (SystemofNationalAccounts);
      2. Деловая активность компании (businessactivitycompany)- это анализ потенциала компании (англ. analysisofenterprisepotential), анализ возможностей развития и изменения структуры компании. Элементами структуры в данном анализе являются:
      - производимые товары и услуги;
      - перспективные разработки, маркетинговые исследования, источники финансирования, перспективные партнеры. Деловая активность позволяет оценить свои возможности по сравнению с компаниями-конкурентами и просчитать возможные перспективы развития
      3. Деловая активность - это необходимое условие успешной предпринимательской деятельности. Ее можно рассматривать как:
      - экономическую деятельность, заключающуюся в организации и развитии производства или оказании услуг;
      - свойства человеческой личности, заключающиеся в предприимчивости, инициативе, активности, подвижности; 
      4. Деловая активность- это, во-первых, состояние дел коммерческой организации, имеющей растущие экономические показатели, во-вторых, общий подъем экономической жизни государства.
      
      Можно выделить целый спектр определений деловой активности предприятия (рис. 1.1):
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     Рисунок 1.1 - Подходы к микроэкономическому исследованию
     деловой активности
      В финансово-аналитическом подходе под деловой активностью понимается оборачиваемость средств предприятия и их источников, т.е. предполагается, что чем выше скорость оборота средств предприятия, тем выше его деловая активность. Он используется в экономическом анализе деятельности предприятия и финансовом менеджменте. В количественном (динамическом) или результативном подходе деловая активность связывается с конечными результатами деятельности предприятия, характеризуя рост деловой активности предприятия, как увеличение рентабельности, прибыльности, доли и широты его рынков сбыта.
      Особенность факторного подхода к деловой активности предприятия заключается в том, что в нем не делается акцент на определении сущности данной категории, а рассматриваются факторы, влияющие на уровень деловой активности компании. Как и в предыдущем подходе, под деловой активностью понимаются результаты деятельности компании, но основное внимание сосредоточено на определении и анализе факторов, влияющих на уровень деловой активности предприятия. 
      Наибольшее распространение сегодня получил информационный подход к определению сущности деловой активности. Он отражает взгляды, представленные в различных средствах массовой информации: на телевидении, радио, в газетах, журналах и т.д. Здесь термин "деловая активность" и образованные на его основе словосочетания, используются просто как модный семантический аппарат, не вдаваясь в его суть. Его употребляют применительно к людям, предприятиям, отраслям, странам, регионам и т.д. Употребление этой категории носит бессодержательный характер, т.е. не носит научного характера. Чаще всего смысловая нагрузка связана с одним из перечисленных выше подходов.
      Таким образом, анализ рассмотренных выше подходов к «деловой активности» свидетельствует о многообразии научных взглядов на данную категорию. При этом следует отметить достаточно узкое использование этого термина. Основной акцент вышеперечисленных подходов сделан: либо на факторах, определяющих уровень деловой активности предприятия; либо на результатах управления деловой активностью; либо на декомпозиции этого понятия и сведения его только к инвестиционной, финансовой и др. функциональным видам активности. Узкость и односторонность рассмотренных подходов, вызывает необходимость исследования данной категории с позиций системного подхода.
      Вторая составляющая термина- «активность», указывает на то, что предприятие активно ищет постоянных путей самосовершенствования и развития (рис. 1.2). Предприятие не только ищет активные пути приспособления к требованиям деловой среды, но и само активно формирует эту среду. Для этого оно стремится превратить свой внутренний потенциал в конкурентные преимущества.
      На мой взгляд, потенциал организации- совокупность ресурсов и их свойств, обеспечивающих достижение целей и миссии организации. Таким образом, миссия и цели организации могут быть достигнуты при эффективном управлении имеющимся потенциалом в условиях рыночной среды.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     Рисунок - 1.2 Модель активности организации
      Экономический потенциал представляет собой сложное явление, так как он связан с разными функциональными областями деятельности организации. На основе анализа и синтеза всех известных подходов к структурированию потенциала организации, нами предлагается следующая классификация экономического потенциала, который обеспечивает определенные свойства и функции организации (рис. 1.3).
      Предпринимательское развитие предполагает активное приспособление предприятия к внешней среде путем использования всего потенциала предприятия. Приведенная классификация видов потенциала действительна для организаций любого типа и вида. Эти составляющие экономического потенциала характерны для всех типов организаций, но степень их развития будет зависеть от вида деятельности, сфер приложения капитала, масштабов бизнеса и других факторов.
      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Рисунок 1.3 - Составляющие экономического потенциала организации
      Такое четкое разделение самих возможностей и их материальных условий делает, на наш взгляд, концепцию экономического потенциала не только более наглядной и последовательной, но и более адекватной реальным условиям хозяйствования. К тому же, при этом сохраняется преемственность с уже существующими концепциями и подходами со стороны ресурсов производства.
      Степень вхождения организации в рыночную среду необходимо оценивать уровнем деловой активности, отражающим потенциал конкурентоспособности фирмы. Деловая активность, на наш взгляд представляет собой действия, осуществляя которые организация сможет мобилизовать свой потенциал для повышения своей конкурентоспособности и экономического роста.
      Следовательно, стремление менеджмента максимально мобилизовать и использовать все имеющиеся ресурсы, весь потенциал предприятия мы будем характеризовать понятием деловой активности. В условиях интернационализации, глобализации и усиления конкуренции, выживание и развитие организации будет происходить путем повышения ее деловой активности.
      Деловая активность является своеобразным механизмом трансформации потенциала предприятия в его конкурентные преимущества. В связи с тем, что объектом трансформации является экономический потенциал предприятия, структуру деловой активности, на наш взгляд, необходимо рассматривать с позиции выделения элементов потенциала предприятия. Тем самым будет обеспечиваться комплексность использования и активизации каждого элемента и всего экономического потенциала предприятия в целом.
      Таким образом, системное направление к рассмотрению деловой активности предприятия, основываясь на принципах структурно-функционального подхода, можно представить следующим образом. Деловая активность предприятия как система представляет собой совокупность следующих взаимосвязанных составляющих: маркетинговой, производственной, инновационной, инвестиционной, социально-психологической, управленческой (структурный, информационный, и управленческий потенциал) и финансовой активности, направленных на поиск, формирование и эффективное использование экономического потенциала предприятия и активного приспособления к факторам внешней среды.
      В целом, на мой взгляд, можно выделить две важнейшие сущностные характеристики деловой активности фирмы:
      - деловая активность - это процесс, направленный на формирование и эффективное использование экономического потенциала организации;
      - деловая активность - это такая характеристика деятельности фирмы, которая должна показать связь между намеченными целями и ее результатами. Эта связь объясняется поведением фирмы при реализации планируемых действий. Действительно, с одной стороны, разработан план определенных действий по выявлению и использованию потенциала предприятия для улучшения конкурентных позиций. С другой стороны, после совершения этих действий можно получить либо положительный, либо отрицательный результат. При одних и тех же целях, планах, стратегиях, потенциале разные руководители различных фирм достигают разных результатов, что связано с их разной активностью. Именно различия в деловой активности объясняют неоднозначные итоговые результаты при одинаковых исходных посылках. На основе вышеизложенного, спектр современных научных взглядов на деловую активность можно представить на рис. 1.4.
      Деловая активность, во-первых, должна носить стратегический характер (поскольку резко возросла нестабильность внешней среды); во-вторых, должна быть рационально определена как по последовательности действий, так и по их своевременности, что обеспечит требуемую по ситуации динамичность предприятия. Следовательно, деловой активностью необходимо управлять, иначе такая деятельность может быть просто ненужной и иметь негативные последствия (неэффективно исчерпаны резервы времени и ресурсов).
      Управление деловой активностью предприятия - это совокупность действий менеджмента, направленных на мобилизацию и превращение экономического потенциала предприятия в его конкурентные преимущества. Оно представляет собой механизм увязки рыночных целей предприятия с его возможностями.
      Системный подход к аналитическим исследованиям параметров деловой активности предприятий до сих пор отсутствует. Используемые для ее оценки показатели не являются достаточными характеристиками для отражения действительного уровня деловой активности предприятия. Отсутствует также общий критерий, относительно которого можно осуществлять подобные оценки деловой активности в целом, так и в части ее отдельных составляющих. Используемые показатели не позволяют оценить влияние управления деловой активностью хозяйствующих субъектов на их экономическое состояние. Результат такого подхода очевиден - управление деловой активностью есть, а результата в виде позитивного инновационного экономического развития- нет.
      Таким образом, управление деловой активностью направлено, с одной стороны, на адаптацию, приспособление предприятия к требованиям внешней среды, а с другой стороны, на активное воздействие, формирование благоприятной для предприятия внешней среды. Целью управления деловой активностью является повышение конкурентоспособности и эффективности функционирования предприятия, а средством достижения этой цели является повышение деловой активности предприятия, посредством использования его экономического потенциала.
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Рисунок 1.5- Научные взгляды на деловую активность предприятия.
      Принимая во внимание, что фирме нужна не просто активность, а полезная активность, роль деловой активности как инструмента встраивания предприятия в рыночную среду, должна состоять в следующем:
      - временной фактор деловой активности влияет на своевременность реакции фирмы на внешние сигналы, длительность жизненного цикла деловой активности, своевременность удовлетворения спроса;
      - мобилизационный фактор, проявляется в способности к мобилизации требуемых ресурсов и потенциала, к поиску и привлечению скрытых потенциальных возможностей.
      
      Каждое предприятие может находиться по отношению к деловой активности в одном из четырех типовых состояний (стадий): 1) "нет и не надо"; 2) "надо, но не знаем как"; 3) "знаем и пытаемся что-то делать сами"; 4) "стараемся знать больше и действуем как активная деловая компания". Сегодня не существует единых рецептов обеспечения деловой активности для всех предприятий, нет и автоматизма при переходе к "активной" компании, как и единой формулы успеха. Однако можно утверждать, что переход от одной стадии к другой - это путь повышения деловой активности фирмы и ее конкурентоспособности, а следовательно, и эффективности отечественного производства.
      Таким образом, проведенное исследование позволило:
      - систематизировать научные взгляды на деловую активность путем выделения макро-, микро- и индивидуалистского подходов;
      - выявит следующие сложившиеся методологические подходы к пониманию и оценке деловой активности предприятия: финансово- аналитический, факторный, результативный, информационный и структурно- функциональный;
      - обосновать собственную позицию на понимание деловой активности предприятия и ее роль в управлении предприятием, заключающуюся в трансформации его экономического потенциала в конкурентные преимущества.
      Слово "система" встречается в научно-технической литературе очень часто. Сегодня существует более сорока определений этого термина, каждое из которых ориентировано на ту или иную область знаний. Один из основателей общей теории систем Л.Берталанфи дал весьма краткое определение: "Система есть комплекс взаимодействующих элементов", из которого следуют два главных признака системы: 1) система состоит из дробных частей (элементов); 2) эти элементы представляют собой не случайную совокупность, соседство, а каким-то образом между собой взаимодействуют, т.е. между ними существуют определенные связи. Таким образом, система - это упорядоченное определенном образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Важным дополнением к этому определению является замечание, что любая система представляет собой элемент системы более высокого порядка (надсистемы), а ее элементы, в свою очередь, обычно выступают в роли систем более низкого порядка (подсистем).
      Деловая активность, как любая система характеризуется составом элементов, структурой и выполняет определенные функции. Первым шагом системного анализа является представление изучаемого объекта в виде системы. Если говорить об искусственных системах, то этот шаг сводится к выявлению и определению следующих понятий: а) надсистема и подсистемы объекта; б) главная полезная функция объекта; в) структура системы.
      В нашем исследовании, надсистемой для деловой активности является система управления предприятием. В предыдущем параграфе было отмечено, что деловая активность представляет собой сложную систему состоящую из следующих подс.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Очень удобно то, что делают все "под ключ". Это лучшие репетиторы, которые помогут во всех учебных вопросах.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.