VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и структура государственного бюджета

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K009780
Тема: Понятие и структура государственного бюджета
Содержание
    Введение
    
     В данной курсовой работе 
    
1 Теоретические аспекты понятия «государственный бюджет»
    
    1.1 Понятие и структура государственного бюджета

     Значимость государственного бюджета для экономики государства и общественного сектора огромна: государственный бюджет – это основной механизм государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет дает возможность распределять ресурсы во всем народном хозяйстве таким образом, чтобы это распределение было соотнесено представлениям о правильности и эффективности проводимой в государстве на данный момент экономической политике. Бюджетные средства могут стимулировать развитие производительных сил страны и содействовать промышленному прогрессу, что усилит экономические возможности государства. Финансирование, осуществляемое из фондов государственного бюджета, может использоваться для любых положительных процессов на самых разнообразных аренах экономической деятельности государства. Это является исключительной чертой, присущей только государственному бюджету, а потенциальный размах воздействия и широта возможностей по рекомбинации денежных ресурсов в экономике во многом превосходят возможности каких-либо иных регулирующих инструментов. Все это делает бюджет одним из важнейших инструментов проведения как структурных реформ в экономике страны, так и активизирования неизменного роста.
     Бюджет составляет фундамент финансовой деятельности государства и позволяет контролировать поступление доходов в форме налоговых и неналоговых платежей и займов, а также процесс использования бюджетных ресурсов согласно бюджетной росписи. Величина налогов и займов определяется законами воспроизводства и зависит от количественных и качественных параметров общего дохода общества. Все это устанавливает интенсивную взаимосвязь между производством, бюджетной и фискальной политикой государства. Составные части бюджета – это его доходы и расходы.
     Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством государства в директиву органов государственной власти. Состав доходов непостоянен и зависит от реальных экономических условий развития страны, рыночного состава и проводимой в государстве экономической политики. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества перечисляют большую часть доходов. Доходы бюджетов формируются из налоговых и неналоговых видов доходов. К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
     1)	федеральные налоги и сборы;
     2)	штрафы и пени по федеральным налогам и сборам.
     Структура неналоговых доходов федерального бюджета:
     1)	доходы от использования собственности, пребывающего в государственной либо муниципальной собственности;
     2)	доходы от коммерческих услуг; средства, приобретенные в следствии использования мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности.
     Расходы государственного бюджета – это экономические взаимоотношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств страны и его применении согласно целевому, отраслевому, и территориальному назначениям. В Бюджетном кодексе бюджетные расходы – это денежные средства, предусмотренные в бюджете соответствующего уровня с целью финансирования задач и функций организаци государственной власти и местного самоуправления.
     Расходы бюджета предполагают расходы, образующиеся в связи с выполнением государством собственных функций. Данные расходы выражают экономические взаимоотношения, на базе которых происходит процесс использования централизованного фонда денежных средств страны согласно различным тенденциям. Расходная часть содержит всю экономику, так как государство предусматривает финансовый круг интересов общества. На величину и структуру расходов федерального бюджета воздействуют большое число условий – государственное строение, внешняя и внутренняя стратегия государства, единый уровень экономики, степень благополучия жителей, масштаб государственного сектора в экономике и многие другие.
     Категория расходов бюджета выражается посредством определенных разновидностей затрат. Тип затрат может быть описан с качественной стороны, что дает возможность определять экономическую сущность и предназначение отдельного вида расходов бюджета, а качественная сторона определяет их величину.
     Организации производственной и непроизводственной сферы, то есть бюджетополучатели которые являются бенефициарами или распорядителями средств из бюджета финансируются посредством бюджетных расходов. Государственный бюджет определяет только величину бюджетных расходов по статьям затрат, однако используют эти средства только их получатели. Что наиболее важно, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через субвенции, дотации, бюджетные ссуды и субсидии. Расходы бюджета имеют в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные ссуды и кредиты. Организация государственных расходов базируется на следующих принципах:
     1)	целевое использование средств;
     2)	соблюдение режима экономии;
     3)	безвозвратность государственных расходов.
     Благодаря государственному бюджету государство имеет эффективную политическую и экономическую власть. Кроме того, бюджет который разрабатывается одной ветвью власти и утверждается другой, закрепляет избранный государством способ политики осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является вторичным продуктом, он полностью зависит от избранной политики. С помощью бюджета, показывающего размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяется налоговая обстановка страны. Именно бюджет, фиксирующий конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение внутреннего валового продукта и национального дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, благодаря ему повышается эффективность производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории: налоги, государственный кредит, государственные расходы и являясь главным звеном финансовой системы различных государств, играет важную экономическую и политическую роль в любом современном обществе.
     
    1.2 Сбалансированность государственного бюджета. Концептуальные модели  бюджетной политики.
     
     Равенство доходов и расходов бюджета означает сбалансированность политики. Сбалансированный бюджет – это основной показатель экономического и общественного благосостояния государства, который формируется из равенства доходов и расходов.
     Сбалансированность бюджета достигается разными способами. Одни из них используются при формировании бюджета, другие способы необходимы при его исполнении. Основными способами сбалансирования бюджета считаются:
     1)	установление лимитов бюджетных расходов во взаимосвязи с экономическим потенциалом государства;
     2)	усовершенствование механизма распределения затрат между бюджетами различных уровней;
     3)	составление плановых назначений расходных бюджетов, оказывающих большое влияние на рост доходной части;
     4)	строгая экономия расходов, в результате изъятия из их состава излишних затрат;
     5)	применение наиболее продуктивных конфигураций бюджетных заимствований, предоставляющие реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
     Благодаря исполнению бюджета равновесие достигается с помощью:
     1)	введения процедуры санкционирования бюджетных расходов;
     2)	соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, которые осваиваются на поступающие доходы;
     3)	применение способов сокращения и блокировки расходов бюджета;
     4)	мобилизации главных резервов увеличения доходов бюджета;
     5)	применения бюджетных резервов.
     Важно отметить, что весь комплекс принимаемых и исполняемых органами власти решений, сравнительно основных направлений развития бюджетных отношений и формировании определенных путей их применения в интересах общества, граждан и государства в целом обретает отображение в понятии бюджетной политики. Бюджетная политика государства обязана соответствовать финансовым направлениям и реалиям. Интегрированная в рыночную систему, она формируется с учетом рыночных цен, уровня доходности, финансового и налогового потенциала субъектов рыночного хозяйства
     Можно установить главные функции бюджетной политики государства:
     1)	фискальная функция, благодаря которой в рамках функционирования бюджетной системы страны создается финансовая база функционирования всего государства;
     2)	функция финансового регулирования, в которой государство применяет налоги (основной источник доходов государственного бюджета) с целью проведения своей экономической политики;
     3)	социальная функция, поскольку бюджет страны используется для перераспределения национального дохода.
     При этом задача государства состоит в осуществлении перераспределения общественных доходов между различными секторами экономики и категориями граждан посредством предоставления бюджетных средств, в том числе для исполнения принятых перед населением общественных обязательств.
     Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции бюджетной политики:
     1)	идея ежегодно сбалансированного бюджета;
     2)	идея бюджета, уравновешенного по фазам экономического цикла (на циклической основе);
     3)	идея сбалансированности не бюджета, а экономики;
     Концепция ежегодно сбалансированного бюджета заключается в том, что вне зависимости от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны его доходам. На практике это означает, что, например, в промежуток спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, правительство с целью обеспечения сбалансированности бюджета обязано понижать расходы государства.
     Таким образом, реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета приводит к усилению повторяющихся колебаний экономики и ликвидирует вероятность проведения правительством политики по стабилизации экономики.
     Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, состоит в том, что иметь сбалансированный бюджет каждый год необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период значительного уровня деловой активности, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии (минимальной деловой активности), когда доходы бюджета резко сокращаются. При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.
     Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы высокой деловой активности и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла.
     Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.
     Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы, и наоборот. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Бюджет должен выступать инструментом достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя в первую очередь инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета, и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория получила название политики «дефицитного финансирования».
     Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета, ведь оно ориентировано на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год. достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов
     Если имеет место превышение доходов над расходами, то говорят о наличии профицита бюджета.
     Причины возникновения профицита:
     1)	если бюджет составлялся сбалансированным или дефицитным, однако доходы, фактически полученные в процессе исполнения бюджета, превысили запланированную законом о бюджете сумму доходов или сумму доходов и поступлений из источников финансирования дефицита;
     2)	если запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы удовлетворяют потребностям социально- экономического развития страны;
     3)	если в процессе исполнения бюджета возникает экономия по расходам;
     4)	если в целях получения профицита запланированная сумма доходов изначально превышает сумму расходов, притом что расходы занижены относительно потенциально возможного уровня финансирования и не удовлетворяют потребностям социально-экономического развития страны.
     Первый и третий случаи либо возникают эпизодически в результате проведения каких-либо разовых мероприятий, явлений, не носящих систематического характера, либо могут наблюдаться в течение ряда лет по причине некачественного планирования бюджетных показателей.
     Второй случай может иметь место в ситуации с неоправданно высоким налоговым бременем.
     Четвертый случай – это в большинстве случаев искусственно созданный профицит.
     Если излишек доходов временный и получается от случайных обстоятельств, то он может использоваться на удовлетворение чрезвычайных потребностей, на образование резервного фонда для незначительных непредвиденных случаев. Если же излишек предвидится постоянным, то лучше всего понизить налоги и облегчить налоговое бремя, так как получение регулярных избытков противоречит сущности и целям государственного финансового хозяйства. Его использование в виде стабилизационного фонда позволяет снизить зависимость экономики от внешних факторов. В таком виде профицит может быть использован как экономический стабилизатор. В кризисные периоды времени могут быть задействованы средства, накопленные ранее.
     Дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами (отрицательное сальдо бюджета). Это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкиваются все государства. Бесспорно, бюджетный дефицит – нежелательное для государства явление, тем не менее, его нельзя относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, так как различными могут быть качество, природа дефицита.
     Дефицит является проявлением следующего:
     1)	он может быть вызван необходимостью осуществления крупных государственных программ развития экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее, становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства;
     2)	дефицит может возникнуть в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов. В таких случаях это, естественно, нежелательное, но неизбежное явление;
     3)	дефицит может быть следствием экономического кризиса, развала экономики, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. Это наиболее опасная и тревожная форма бюджетного дефицита;
     Следовательно, сам по себе дефицит не является проблемой, а является, скорее, неким отражением процессов, происходящих в экономике.
     Существует три основных способа покрытия отрицательного сальдо государственного бюджета: эмиссия новых денег, налоговый механизм и государственные займы. 
     Эмиссия новых денег является стимулирующим способом финансирования дефицита, способствуя одновременно увеличению государственных расходов и совокупного спроса в экономике. Денежная эмиссия имеет один основной недостаток – она негативно сказывается на показателе инфляции, что для российской экономики является весьма актуальным. Следовательно, покрывать дефицит бюджета путем «печатания» необходимых денег, без угрозы для функционирования экономики страны, можно лишь в весьма ограниченном масштабе.
     Покрытие бюджетного дефицита с помощью налогового механизма предпринимает введение дополнительных налогов и увеличение ставок существующих налогов в краткосрочной перспективе. Это позволяет наполнить бюджет. Однако такая мера в дальнейшем может привести к невыгодности инвестиций и предпринимательской активности, а следовательно к сокращению производства и переходу части экономики в теневой сектор. Таким образом, налоговое покрытие бюджетного дефицита даёт лишь краткий эффект, в последующем уменьшая доходы бюджета в связи уменьшением налогооблагаемой базы.
     Государственные займы, в отличие от налогов, финансируют дополнительные потребности государства сверх имеющихся в его распоряжении доходов. Государственные займы обслуживают денежные отношения, носящие перераспределительный характер, направленные на формирование и использование общегосударственных денежных фондов, являются дополнительным источником финансирования бюджета посредством привлечения временно свободных денежных средств финансово-кредитного сектора, предприятий, населения и других государств на принципах кредита.
     В условиях экономической рецессии многие страны прибегают к долговому методу финансирования своих расходов и покрытия дефицита бюджета. В отличие от эмиссии и роста налогов использования инструмента государственных долговых обязательств для финансирования государственного долга имеет явные преимущества, поскольку наличие достаточно длительного срока между займом и его последствиями (погашением) предоставляет большую свободу маневра. Именно это и обуславливает важную роль государственных займов в системе финансирования государственного долга. Особый научный интерес к проблемам долговых обязательств в системе финансирования государственного долга обусловлен необходимостью поиска перспективных механизмов воздействия на экономику, более эффективных источников покрытия дефицита бюджета, а также разработки новых моделей оптимизации и реструктуризации государственного долга.
     И поскольку государственные займы имеют гораздо меньшие негативные последствия по сравнению с дополнительной эмиссией, или увеличением налогового бремени, их следует рассматривать как наиболее эффективный механизм мобилизации дополнительных ресурсов и увеличения финансовых возможностей государства, что послужило причиной их широкого распространения в большинстве стран мира.
     По этой причине существование государственных займов определяется наличием как минимум двух условий: существованием самого государства и наличием рыночных отношений в обществе.
     
2 Государственный долг: теоретические основы
    
    2.1 Сущность и причины возникновения государственного долга
     
     Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. При этом наличие государственного долга не является исключением в экономике, скорее правилом. Рассмотрим различные понятия государственного долга.
     С экономической точки зрения: «Государственный долг – это система денежно-кредитных отношений, в результате которых происходит перераспределение временно свободных денежных средств резидентов и нерезидентов, иностранных государств и международных финансовых организаций в процессе которых образуется долговые обязательства для удовлетворения государственных потребностей». В понятии А.Э. Дж. Долана, К.Д. Кэмпбелла и Р.Дж. Кэмпбелла особо отмечен фактор возникновения государственного долга, согласно которой государственный долг – это аккумулированная сумма бюджетных дефицитов предыдущих лет [2, С. 402]. В 97 статье Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что «К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией, и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов Российской Федерации об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до введения в действие настоящего Кодекса». Раскрывая сущность понятия государственного долга, следует выделить характерные черты его статуса, которые выделяют его из других долговых отношений: 
     1)	независимый заемщик, кем выступает государство, практически никогда не предоставляет кредитное обеспечение, в отличие, например, от банковского кредита, когда необходимо предоставление задатка;
     2)	разрешение споров в суде, где оказывается влияние на государство, отрекшееся от собственных обязательств, ведет за собой трудности, так как в большинстве случаев эти обвинения расцениваются как несоблюдение суверенитета.
     Необходимо отметить главные признаки государственного долга:
     1)	государственно-властный характер, заключающийся в том, что в качестве обязательного субъекта долговых отношений выступает государство;
     2)	императивность, проявляющаяся в том, что главным способом регулирования взаимоотношений в сфере государственного долга является властный метод, указывающий на установление правил поведения в области долговых отношений по принципу властных предписаний;
     3)	возвратность, так как источником погашения долга являются ресурсы в сфере финансов государственного бюджета;
     4)	гарантия погашения долга всем полным имуществом государства, который составляет государственную казну.
     Основные причины возникновения и увеличения государственного долга:
     1) 	чрезвычайные обстоятельства (войны, большие стихийные бедствия);
     2)	низкая эффективность общественного произ- водства;
     3) Высокий потенциальный вес убыточных предприятий в общем их количестве;
     4)	рациональная структура бюджетных расходов;
     5)	несовершенство налоговой системы;
     6)	некомпетентность руководства государства, его неспособность держать под контролем финансовую ситуацию в стране;
     7)	большие расходы на содержание силовых структур;
     8)	предоставление бесплатной помощи другим государствам;
     9)	невозможность возврата долгов от других государств;
     10)	переход от административно-командной экономики к рыночной;
     11)	неудовлетворительная работа государственных служб, в компетенцию которых входят сбор налогов и других отчислений;
     12)	кража средств госбюджета;
     13)	необходимость осуществления в особенно больших размерах государственных вложений (инвестиций) в экономику;
     14)	кризис политической системы государству;
     15)	низкая покупательная способность населения.
     
    2.2 Виды государственного долга, его основные функции
     
     Виды государственного долга различаются в зависимости от сферы размещения, по уровню власти, срокам погашения и по степени охвата (масштабу).
     В зависимости от сферы размещения государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
     Государственный внутренний долг представляет собой совокупность кредитно-финансовых отношений, возникающих с перемещением капиталов из национального частного сектора в государственный бюджет на основе их заимствования.
     Так как, внутренний государственный долг – это финансовые обязательства государства, возникающие в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств негосударственных организаций и населения, следовательно, увеличение внутреннего долга является менее опасным для экономики страны по сравнению с ростом внешних заимствований. Кроме того, при погашении внутреннего долга не происходит утечки товаров и услуг, что, безусловно, является положительным фактором.
     Внутренний государственный долг возникает в результате размещения на внутреннем рынке государственных займов.
     Роль внешнего долга состоит в том, что у государства появляется возможность финансировать свои расходы при дефиците собственных средств, также для правительства внешние заимствования позволяют стимулировать рост экономики. При этом внешний долг для государства представляет существенные проблемы, поскольку для его погашения необходимо тратить значительные средства из бюджета. Иногда собственных источников для погашения долга становится недостаточно, при этом возможность его рефинансирования на внутреннем и внешнем рынках может отсутствовать. Обслуживание внешних заимствований предполагает как выплату процентов (текущее обслуживание долга), так и погашение основной суммы долга. Основной целью внешнего долга является привлечение финансовых ресурсов в экономику государства для решения задач экономики.
      По срокам погашения могут быть:
     1)	краткосрочными (до 1 года);
     2)	среднесрочными (от 1 года до 5 лет);
     3)	долгосрочными (от 5 до 30 лет).
     По степени охвата (масштабу). По данному признаку государственный долг можно разделить на следующие виды:
     1)	капитальный;
     2)	текущий;
     3)	основной.
     Капитальный долг представляет собой всю сумму выпущенных и непогашенных государством долговых обязательств и гарантированных им обязательств других лиц, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам по состоянию на определенную дату.
     Текущий долг составляют предстоящие расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам, принятым на себя государством, и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил. Иначе говоря, это платежи по обязательствам, которые заемщик обязан погасить в отчетном периоде.
     Основной долг – это номинальная стоимость всех долговых обязательств государства и гарантированных им заимствований.
     Необходимо выделить следующие основные функции государственного долга:
     1)	фискальная;
     2)	распределительная;
     3)	регулирующая;
     4)	контрольная;
     5)	стимулирующая.
     Сущность фискальной функции государственного долга заключается в том, что государство, выступая в качестве заемщика, обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В большинстве зарубежных стран, а также в Российской Федерации государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные посредством государственных займов, становятся вторым после на- логов методом финансирования расходов бюджета. Положительное воздействие фискальной функции государственного долга заключается в том, что налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования привлеченных средств. В случае производительного вложения капиталов созданные объекты после вступления в действие начинают приносить прибыль, за счет которой может произойти погашение долга. Соответственно, усиление налогового бремени не происходит, а в случае непроизводительного использования привлекаемых государством средств осуществляется перенос налогового бремени на другие поколения.
     Фискальная функция тесно взаимосвязана с распределительной функцией государственного долга, которая заключается в том, что позволяет перераспределить денежные ресурсы в соответствии с потребностями экономики в целом и необходимостью поддержки или развития какого-либо направления социально-экономической деятельности. С помощью данной функции происходит формирование централизованных денежных фондов государства и их использование на принципах срочности, возвратности и возмездности.
     Регулирующая функция государственного долга связана с тем, что государство, являясь субъектом долговых отношений, воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство, выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для иных субъектов кредитных отношений. Увеличение стоимости заемных средств сокращает инвестиции в сферу производства, но в то же время стимулирует накопления в виде приобретения государственных ценных бумаг. Кроме того, государственный долг в форме долговых финансовых инструментов является самостоятельным механизмом проведения денежной политики, так как посредством купли-продажи данных долговых обязательств государство может увеличивать, или уменьшать денежную массу в экономке. Таким образом, используя государственный долг в качестве инструмента регулирования экономики, государство получает возможность проводить ту или иную финансовую политику.
     Специфика контрольной функции государственного долга проявляется в том, что государство осуществляет контроль над целевым использованием средств, сроками их возврата и своевременностью уплаты процентов, а так- же выбирает наиболее оптимальный метод управления государственным долгом, способствующий своевременным выплатам процентов или погашению долговых обязательств.
     Стимулирующая функция государственного долга характеризуется тем, что возможна экономическая стабилизация в процессе стимулирования экономики. Наличие государственного долга может способствовать увеличению темпов развития экономики для более быстрого погашения долговых обязательств. В случае эффективного использования привлеченных денежных средств происходит активное стимулирование финансируемых производственных сфер, позволяющее вернуть заимствованные средства в установленный срок, а в итоге и вообще отказаться от привлекаемых денежных средств.
     
    2.3 Последствия государственного долга 
     
      Государственный долг может иметь как положительное значение для страны, так и отрицательное. Положительное значение государственных заимствований состоит в том, что:
     1)	эмитируя долговые обязательства, государство воздействует на процессы сбережения, накопления населения и хозяйствующих субъектов, и тем самым, с одной стороны, позволяет иметь инвесторам ликвидный и доходный инструмент в активах, а с другой способствует нормализации денежного обращения в стране, уменьшая денежную массу в процессе выпуска очередного транша и увеличивая ее в периоды погашения;
     2)	предоставляя государственные гарантии по кредитам перспективным предприятиям и малому и среднему бизнесу решаются проблемы стимулирования производства, строительства, в результате чего снижается уровень безработицы, а значит, ускоряются процессы социально-экономического развития страны;
     3)	государственные заимствования не увеличивают совокупный спрос, а только меняют его структуру, то есть государственные заимствования относятся к неифляционным источникам финансирования дефицита бюджетов;
     4)	долговые заимствования относятся к неналоговым методам финансового регулирования экономики, и если заимствования направляются не на погашение дефицита бюджета, а на реализацию каких либо инвестиционных проектов в строительстве, промышленности долгосрочного характера, приносящие доход в последующем, то они позволяют исполнительным органам власти перераспределять налоговое бремя во времени между поколениями населения страны, в отличии от бюждетного финансирования за счет налоговых поступлений;
     5)	межправительственные займы и иные заимствования у международных финансовых организаций являются фактором укрепления международного сотрудничества. 
     Однако государственный долг имеет и отрицательное влияния на социально-экономические процессы, которое проявляются в том, что:
     1)	в случае, если значительную часть государственного долга составляют внешние заимствования, то при ухудшении состояния отечественной экономики и проведении девальвации национальной денежной единицы государственный долг, выраженный в национальной валюте, возрастает;
     2)	увеличение государственной задолженности темпами превышающими рост валового внутреннего продукта, приводит к ухудшению показателей характеризующих страну как заемщика, и суверенный кредитный рейтинг страны может быть снижен, что в свою очередь является фактором на который ориентируются инвесторы при размещении средств в ценные бумаги государства;
     3)	значительное увеличение внешнего долга, превалирование его над внутренним долгом, делает страну зависимой не только от отечественной экономики, но от состояния мировой экономики и доступности для нее международных рынков капитала;
     4)	часто получение ресурсов на международных рынках, у международных финансово-кредитных организаций таких как Международно-валютный фонд, Всемирный Банк связано с выполнением ряда условий, что делает страну и ее правительство экономически зависимыми от других стран и организаций, иногда такая зависимость ведет и к потере политической независимости;
     5)	государственные долговые обязательства считаются самыми низко рискованными, и инвесторы предпочитают вложения в государственные ценные бумаги, в результате чего при чрезмерном увеличении государственного долга ограничиваются инвестиционные возможности в реальные сектора экономики, эти негат.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Выражаю благодарность репетиторам Vip-study. С вашей помощью удалось решить все открытые вопросы.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Нет времени для личного визита?

Оформляйте заявки через форму Бланк заказа и оплачивайте наши услуги через терминалы в салонах связи «Связной» и др. Платежи зачисляются мгновенно. Теперь возможна онлайн оплата! Сэкономьте Ваше время!

По вопросам сотрудничества

По вопросам сотрудничества размещения баннеров на сайте обращайтесь по контактному телефону в г. Москве 8 (495) 642-47-44