- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W006981 |
Тема: | Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина |
Содержание
Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова» Кафедра теории и истории государства и права Миронова Оксана Сергевна (фамилия, имя, отчество студента) Институт ВШЭУиП курс 1 группа 391601 40.03.01 Юриспруденция КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Конституционное право На тему Личные права и свободы человека и гражданина, (наименование темы) механизмы их реализации Работа допущена к защите ____________________________________________ (подпись руководителя) (дата) Признать, что работа выполнена и защищена с оценкой (дата) Руководитель А.А.Плотников (должность) (подпись) (инициалы, фамилия) (дата) Архангельск 2017 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 3 1 Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие 5 История развития представлений о личных правах и свободах человека и гражданина 5 1.2 Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина 9 2 Виды и общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина 11 2.1 Классификация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 11 2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина 17 Заключение 25 Список использованных источников 27 ВВЕДЕНИЕ Современная политическая жизнь России характеризуется формированием новой системы взаимоотношений между гражданином и государством. Основными функциями правового демократического государства являются обеспечение и защита личных прав и свобод человека и гражданина, его чести и достоинства, а также создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан. Изменение характера взаимоотношений между государством и гражданином, провозглашение приоритета общечеловеческих ценностей требуют тщательного исследования основных прав и свобод человека и гражданина в условиях их реализации. Объектом исследования являются правоотношения, характеризующие содержание регулирования и защиты личных прав и свобод человека и гражданина в Конституции и федеральных законах Российской Федерации. Предметом исследования выступают международные акты, правовые нормы, регулирующие отношения в области личных прав человека, а также практика их применения. Цель исследования заключается в актуализации проблем защиты личных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и разработке предложений по совершенствованию ее законодательных основ. Поставленная цель обусловила необходимость решения следующих задач: - раскрыть понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина; - выявить место и роль личных прав и свобод человека и гражданина в правовой системе Российской Федерации; - рассмотреть содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина. В ходе работы были использованы труды видных отечественных теоретиков государства и права: С.С. Алексеева, Н.В. Витрука, Д.А. Керимова, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, B.C. Нерсесянца, Ю.А. Тихомирова, Т.Я. Хабриевой и др. Для решения поставленных задач в процессе отбора, классификации и анализа фактического материала в качестве методологической основы использовался системный анализ, а также методы исследования, принятые в правовой науке и отдельных ее отраслях - исторический, формально - юридический, сравнительно - правовой. Нормативно - правовую основу работы составляют основные международные акты о правах человека, Конституция Российской Федерации, Кодекс об административных правонарушениях, Трудовой Кодекс, Уголовный Кодекс и другие федеральные законы, и иные нормативные правовые акты РФ. 1 Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие 1.1 История развития представлений о личных правах и свободах человека и гражданина Прежде, чем приступить к исследованию современного права, необходимо обратиться к его истории, чтобы выяснить, как зарождалось понятие личных прав и свобод человека и гражданина. Само понятие личных прав традиционно связывают с правом римским. Гай писал: «Все право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам (объектам), или к искам». Лица, т.е. люди, традиционно делились римскими юристами на свободных и рабов. Однако уже в классический период римского права юриспруденция приходит к мысли, что подобное разделение - дело рук человеческих, а от природы все люди равны: «Рабство есть установление права народов, в силу которого лицо подчинено чужому владычеству вопреки природе». Флорентин по поводу возможности защиты права человека пишет: «…так как природа установила между нами некое родство, следовательно, является преступлением, когда один человек строит козни другому». В связи с подобными взглядами римские юристы, помимо осознания естественного равенства всех людей в духе космополитизма стоической философии, разрабатывают и учение о т.н. «личных исках» - actiones in personam, противостоящих искам личным. Гай указывает, что «…личным будет тот иск, который мы возбуждаем против того, кто ответствует или по договору, или из преступления». Тем самым он вводит понятие «личный иск» применительно к посягательству на права самой личности, правда, прежде всего имущественные. Понятие личных прав в том виде, в котором оно знакомо нам, остаётся римскому праву неизвестным. Что же до развития современной концепции личных прав, то она неразрывно связана с правами человека как таковыми. Зарождаться эта идея начинает, находя своё отражение в документах, в XIII в. в Англии. Одним из первых документов, говорящих о личных правах, стала Magna Carta (действующая по сей день). В статье 39 она провозглашает, что «…ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен стоящим вне закона, или изгнан, или каким-либо (иным) способом обездолен, и мы не пойдем на него и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных его (его пэров) и по закону страны». Несмотря на её откровенно феодальный характер, Хартия не только декларирует права свободных, но и устанавливает, как запрет их нарушения со стороны короны, так и правовые гарантии на случай несоблюдения положений Хартии. Этот документ впервые в истории Европы напрямую ограничивает государственную (монаршею) власть, полагая ей правовые границы. Впрочем, идея личных прав, носителем которых является любой человек без ограничений (связанных со статусом и проч.) Хартии ещё чужда. В Средневековой Европе также постепенно, но на основе христианского вероучения, появляются мысли о наличии у всех людей некоего объёма прав, дарованных им богом. В ходе Крестьянской войны в Германии восставшие в 1525 г. выдвигают знаменитые «Двенадцать статей», содержащие, в числе прочего, в статье 3 такое положение: «…до сих пор было в обычае считать нас «собственными» людьми, что жалости подобно, принимая во внимание, что Христос пролитием своей драгоценной крови освободил и искупил нас всех как пастуха, так и самого высокого, не исключая никого. Поэтому соответствует писанию, чтобы мы были и хотим быть свободными». Это требование отражает новую для того времени мысль о личной свободе каждого человека. Именно личная свобода ложится в основу личных прав и зачастую даже в наши дни может стоять выше права на жизнь. Впоследствии произойдёт развитие аналогичных положений в теории, а затем практической правовой жизни государств Европы. Однако крестьяне в своих статьях не ставили вопроса об обеспечении исполнения этих положений со стороны государства, указав лишь, что мнение их основано на Евангелии. Т.е. требования их были обеспечены лишь сакральными санкциями, механизмы защиты провозглашённых прав так и не сформировались. В XVII в. мнение о необходимости гарантий определённых личных прав каждому человеку находит своё выражение в Билле о правах 1689 г., установившем ряд свобод для подданных и существенно ограничившем права монарха. В числе важных для нашего исследования нововведений стоит отметить предоставленное этим актом право на петиции, свободу слова и свободу от произвола властей. Указанные свободы признавались за каждым подданным и, хотя сам акт не предусматривает создания особенного механизма судебной защиты обозначенных прав, они защищались королевскими судами как права, проистекающие из любого другого статута. Более детально личные права охарактеризованы в Конституции США и первых 10 поправках в неё (известных под именем Билля о правах). Билль о правах прямо называет некоторые личные права. Так, статья 4 его провозглашает: «Право народа на неприкосновенность личности, жилища, бумаг и имущества не может нарушаться необоснованными обысками или арестами, и ордера на обыск или арест не будут выдаваться без достаточных оснований, подтвержденных присягой или торжественным заявлением. Такие ордера должны содержать подробное описание места обыска, а также подлежащих аресту лиц или имущества». Этот же акт раскрывает основополагающие начала судебной защиты личных прав, признавая за каждым право требовать скорого и беспристрастного суда, предоставления адвоката (защиты), принудительного допроса свидетелей (в случае их отказа давать показания) и т.д. Положения этого акта легли в основу судебной защиты личных прав в современных государствах. В том же году во Франции принимается «Декларация прав человека и гражданина». И если в части провозглашения основных прав человека, в т.ч. и личных, она схожа с Биллем о правах 1789 г., то статья 12 Декларации содержит принципиальнейшее положение, ставшее обязательным для всех правовых государств и отражённое также в Конституции РФ: «Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена». Именно отсюда начинается история судебной защиты личных прав человека и гражданина и именно с этого момента можно говорить о зарождении современного подхода к их защите. Позднее, уже в ХХ веке, права человека на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, а также неприкосновенность жизни (личной и семейной), право на защиту чести, достоинства, репутации, право на свободу передвижения и выбор места жительства провозглашаются сперва во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Наконец, Конституция РФ строится на тех же началах, что и названные международные акты. По этой причине последующее изучение механизмов судебной защиты личных прав логично строить на основе названных в предыдущем абзаце трёх документов. 1.2 Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина Личные права (права человека в узком смысле) в любом демократическом государстве всегда занимают главенствующее положение, поскольку обеспечивают само существование человека и его защиту от государственного произвола. В отсутствие личных прав существование человеческого существа невозможно. Среди личных прав на первом месте стоит важнейшее право, принадлежащее каждому человеку – право на жизнь. За ним следуют право на свободу и личную неприкосновенность, а также достаточно тесно связанное с ним право на честь и достоинство. В эту же группу включается право на гражданство, вытекающее из него право на равенство перед законом и судом. Конституция РФ гарантирует также свободу совести, свободу слова, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и иных сообщений и др. личные права. Зашита этих прав может осуществляться по двум направлениям. Первое - это защита от правонарушений, т.е. нарушающих закон посягательствах на эти права со стороны других лиц. Второе - защита от неправомерных действий субъектов власти (государственной или местной). В правовом государстве самым эффективным способом защиты прав, их восстановления, является судебная защита. Ввиду особой значимости личных прав именно этому способу защиты отдаётся предпочтение в правовом государстве. Личные (гражданские) права и свободы открывают в Конституции Российской Федерации 1993 г. главу о правах и свободах человека и гражданина. Они зафиксированы в статьях 20-28 и 47-54 Конституции и конкретизируются в нормах уголовного, гражданского, семейного права и др. В Конституции Российской Федерации выделены три принципиальных положения касательно прав человека, и, прежде всего, личных. Первое. В соответствии со ст. 2, расположенной в главе I Конституции РФ «Основы конституционного строя» права и свободы человека являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанность государства. Таким образом, правам и свободам человека принадлежит особое место в правовой системе России. Их приоритет является одной из основ конституционного строя РФ, его нельзя отменить без смены самой Конституции. Второе. Согласно ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием, т.е. являются одним из основных направлений деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Третье. Конституцией Российской Федерации гарантируются общепризнанные права и свободы (хотя не уточняется, какие права под ними понимать), в ней нашло отражение большинство прав и свобод человека, закрепленных в международных актах. Тем не менее, разработка и реализация единой законодательной программы по правам человека крайне необходима. Среди ученых существуют различные точки зрения относительно понятия и признаков личных прав и их конституционного закрепления. Личные права и свободы человека и гражданина являются конституционно закрепленными правами и свободами человека и гражданина, составляющими относительно небольшую часть всех прав и свобод. В этой связи личные права могут трактоваться как основные права и свободы человека и гражданина. Личные права и свободы человека и гражданина распространяются на всех без исключения лиц, независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания и др., действуют вне зависимости от территории нахождения человека, являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому человеку от рождения. Таким образом, можно констатировать, что под личными правами и свободами понимаются наиболее важные права и свободы человека и гражданина, раскрывающие естественное состояние свободы и имеющие высшую юридическую силу. 2 Виды и общая характеристика личных прав и свобод человека и гражданина 2.1 Классификация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации Права человека и гражданина можно классифицировать по различным основаниям. В теории конституционного права в зависимости от субъекта права традиционно делятся на права человека и права гражданина, хотя они и упоминаются, как правило, совместно. Правами человека каждый обладает от рождения в силу своего существования как биологического индивида, находящегося в социальной среде, т. е. эти права производны от естественного права и не зависят от принадлежности к тому или иному государству. Поэтому государство не имеет возможности наделять указанными правами, отнимать или изменять их. Закрепление этих прав в Конституции страны является лишь признанием со стороны государства их наличия и приданием им формально - юридического статуса. Правами гражданина, учитывая особенности этого явления, человека наделяет уже государство, и в силу этого государство вольно отнимать и изменять такие права по своему усмотрению, разумеется, на основании Конституции и в соответствии с ней и другими законами государства. В зависимости от порядка реализации конституционные права подразделяют на: индивидуальные и групповые (коллективные). Большинство прав и свобод носит индивидуальный характер, но некоторые можно осуществить только, объединившись с другими носителями этих прав: это право на объединение (ст. 30 Конституции РФ); право на свободу публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ); право на забастовку (ч. 4 ст. 37 Конституции РФ). По генезису права можно классифицировать на: естественные (прирожденные) - право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, достоинство и доброе имя, право на жилище; и производные от них, сформированные в ходе развития человеческого общества: право на тайну переписки, право на участие в делах государства. По степени обобщения выделяют основные (общеконституционные) права и свободы и конкретизирующие содержание первых. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ «каждый имеет право на образование». В последующих частях этой статьи право конкретизируется: «гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»; «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии». По степени неотъемлемости права человека и гражданина принято делить на: абсолютные и относительные. Абсолютные права, в отличие от относительных, не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. Сюда относятся право на жизнь, право на свободу мысли и вероисповедания и ряд других. В зависимости от роли государства в их реализации выделяют негативные права, когда государство должно воздерживаться от каких - либо действий по отношению к индивиду, и позитивные права, когда государство должно обеспечить реализацию права либо содействовать в его защите. В зависимости от степени обобщенности выделяют общие права, присущие всем гражданам, и специальные - зависящие от социального и служебного положения, пола, возраста лица (права потребителей, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, студентов, ветеранов, беженцев и пр.). Наибольшее распространение в теории конституционного права получила классификация прав и свобод по их содержанию. В соответствии с этим критерием права и свободы делятся на три группы: - личные права часто открывают перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, формируют основу правового статуса субъекта. В соответствии с Конституцией РФ к этой группе относятся права и свободы, закрепленные в ст.ст. 20–27. Отличительной чертой данной группы прав выступает то, что они являются по своей сути неотчуждаемыми, естественными правами человека и не связаны напрямую с принадлежностью к определенному государству; - политические права связаны с наличием у субъекта особого политико - правового статуса, именуемого «гражданством», или «подданством». Политические права могут принадлежать только лицам, обладающим указанным статусом. Реализация этой группы прав выражается в участии в политической жизни общества и в управлении делами государства. В совокупности граждане являются носителями власти в государстве, образуя понятие «народ». Гражданин как индивид участвует в осуществлении государственной политической власти. В отличие от личных прав, возникающих у человека от рождения, политические права в полном объеме приобретаются с определенного возраста. Основные политические права граждан содержатся в ст.ст. 30–33 Конституции РФ; - блок социально - экономических прав и свобод составляет основу существования индивида в обществе (ст.ст. 34–43 Конституции РФ). Они служат обеспечению материальных, физических, духовных и других социально значимых потребностей и интересов личности. К числу таких прав относятся права, связанные с отношениями собственности (ст.ст. 35, 36), трудовыми отношениями и отдыхом (ст. 37), здоровьем (ст. 41), образованием (ст. 43), социальным обеспечением (ст. 39). Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие; - еще одну важную группу прав и свобод составляют духовно - культурные права. Они призваны обеспечить потребности человека в его духовно - культурном развитии. Сюда можно отнести права, закрепленные ст.ст. 28, 29, 44 Конституции РФ. В ходе развития общественных отношений, усложнения связей между гражданином и государством появляются все новые и новые права в сферах политической, социальной, экономической жизни социума. Их признание со стороны государства является одной из главных задач общества. Возникновение и становление различных групп прав происходило хронологически неоднородно, соответствовало различным периодам развития человеческой цивилизации, исторической обстановке, особенностям социальных и политических отношений в различных государствах. Длительное историческое становление прав человека обеспечило определенную преемственность их развития. Каждая последующая группа прав вытекала из предыдущей, развивала и обеспечивала ее. Классификацию прав человека в соответствии с этапами их становления, взаимосвязанностью между собой в современной теории конституционного права принято называть поколением прав. Впервые этот термин был предложен в конце 70-х гг. XX в. чешским ученым Карелом Васаком в работе «Права человека: Тридцать лет борьбы». Со временем этот термин укоренился и в отечественной науке. Выделяется несколько поколений конституционных прав и свобод человека и гражданина. К первому поколению принято относить личные и политические права, оформившиеся в конституциях европейских стран в ходе буржуазных революций XVII – XVIII вв., произошедших в Европе и Америке. В их основе лежат идеи естественного права и либеральные ценности, провозглашенные в научных трудах видных мыслителей Нового времени – Т. Гоббса, Ж. Ж. Руссо, Дж. Локка. Эти права на законодательном уровне утверждали статус человека и гражданина как самостоятельного субъекта отношений с государством, олицетворяли его индивидуализм, низводили роль государства до функций «ночного сторожа», обеспечивающего данные права. Первому поколению прав вменялась обязанность государства воздерживаться от посягательств на индивидуальность и создавать условия полноценного участия граждан в политической жизни. Лаконично эту мысль высказал Н. М. Коркунов: «Для того чтобы исторически вырабатываемая общественная культура не утратила своей жизненности, чтобы она не замерла в неподвижном застое, необходимо, чтобы цивилизация включала в себя и право, обособляющее и оберегающее индивидуальное». Личные (гражданские) и политические права первого поколения интерпретируются международными и национальными документами как неотчуждаемые и не подлежащие ограничению, каким - либо образом и по каким - либо основаниям. На международном уровне эти права закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах от 19 декабря 1966 г. Многие ученые полагают, что именно эти права следует рассматривать в качестве непосредственных прав человека, поскольку права последующих поколений являются лишь притязаниями на социальные блага, предоставляемыми и перераспределяемыми государством в интересах социально незащищенных групп населения. Второе поколение прав человека возникло и закрепилось в XIX – XX вв. в процессе острейшей борьбы классов в капиталистических государствах за улучшение своего экономического положения. Результатом этой борьбы стало появление идей социального равенства в обществе, которые формировались учениями, призывающими государство обеспечить достойное существование граждан в условиях рыночной экономики. Основу прав второго поколения составляют социальные, экономические и культурные права. Заметную роль в становлении этих прав сыграло социалистическое учение, появившееся в XIX в., поэтому дальнейшее развитие второе поколение прав получило после Октябрьской революции и Второй мировой войны вследствие формирования двуполярного мира и развязывания «холодной войны». Активную роль в становлении прав второго поколения сыграл Советский Союз. Признание второго поколения прав человека подразумевало существенные изменения в понимании их сущности касательно взаимосвязи человека и государства. В основе этих прав лежит их «позитивное» понимание, т.е. понимание, зависящее от реальных возможностей государства в их реализации. Обладание правами второго поколения означает не только их формальное закрепление в законодательстве государства, но и наличие у государства определенных возможностей, прежде всего материальных ресурсов. В противном случае человек не сможет воспользоваться своим правом. Третье поколение зародилось в 70–80-х гг. XX в. Права третьего поколения предполагают защиту интересов отдельного человека, включенного не просто в социальную общность отдельного государства, а в человеческую общность в целом. При этом незыблемым остается принцип: права общности не должны ущемлять права отдельного ее индивида. Однако природа прав третьего поколения на настоящий момент остается спорной. К числу прав третьего поколения относятся общечеловеческие права: право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, возникшие в результате научно - технического прогресса, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий. Становление прав четвертого поколения происходит в настоящее время и связано с дальнейшим технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самого индивида. Прежде всего, речь идет о правах в сфере биомедицинских технологий и генетических исследований: клонирование, трансплантация, эвтаназия. Как полагает Ф. М. Рудинский, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии. Следуя тенденции глобализации при переходе от поколения к поколению прав человека, А. Б. Венгеров называет права четвертого поколения правами человечества. К ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др. О. Ю. Малинова предсказывает появление следующих поколений прав. Вместе с тем она отмечает, что этот процесс нельзя оценивать однозначно. Тенденция к расширению круга признаваемых прав будет прослеживаться и далее, направленность на усиление правовой защищенности личности будет сохранена. Но каждое следующее поколение прав приносит с собой расширение меры свободы человека, тем самым ограничивая свободу другого. Каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться. 2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина Для того чтобы человек мог реализовать свои интересы в различных сферах общественной жизни, государство предоставляет ему большое разнообразие прав. Вопрос установления и реализации политических прав граждан рассматривается учеными - конституционалистами в свете проблематики конституционно - правового статуса личности в Российской Федерации. Политические права и свободы как элемент правового статуса личности представляют собой группу прав, предоставляющих гражданину возможность участия в общественной и политической жизни страны. Между тем этот перечень в науке конституционного права не является общепризнанным. Так, Ю. В. Герасименко, М. Б. Смоленский, М. В. Баглай, О. Е. Кутафин предлагают относить к политическим правам и свободам изложенные в ст.ст. 29–33 Конституции Российской Федерации права и свободы, а именно: - свободу мысли и слова; - право на объединение; - право собираться мирно, без оружия; - право управления делами государства; - право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Определить, относится то или иное право к разряду политических, возможно лишь через характеристику его признаков. Ведь в противном случае возможно отнесение свободы вероисповедания к политическим правам в случаях, когда религия начинает играть в государстве важную роль. Исходя из содержания политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, можно сделать несколько выводов относительно содержания политических прав. Выделяя их характерные черты, отметим, прежде всего, следующие моменты: - граждане, реализующие свои политические права, взаимодействуют с государством и его органами непосредственно. Воспользовавшись правом на обращение, они посылают свои предложения, заявления, жалобы в органы власти различного уровня; реализуя право собираться мирно, проходят процедуру уведомления и ответственны перед государством за представленную информацию и те действия, которые не были оговорены в ней; реализуя право на участие в управлении делами государства, избирают высшие властные органы, которые, в свою очередь, формируют всю систему власти в стране. Из этой позиции следует, что свобода мысли и слова в полной мере не относится к политическим правам, так как включает в себя совокупность отношений, которые могут и не носить политического характера. Аналогичная ситуация с правом на объединение: не все объединения ставят своей целью участие в политической жизни страны. Из узкого, легального понимания следует, что к категории политических объединений относится политическая партия. Остальные формирования, будь то движения, организации, учреждения и иные, могут иметь политические предпочтения, но это не всегда цель их существования. - предметом отношений становится реализация власти. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Из этого следует, что нормы, закрепляющие политические права, являются своего рода конституционным инструментарием для реализации народом своего статуса. Это подтверждает и тот факт, что ст. 32 Конституции РФ (однозначно относимая к виду политических прав) по содержанию схожа с чч. 2, 3 вышеуказанной статьи. Используя политические права, граждане выражают свое мнение относительно происходящих в государстве событий, влияют на их развитие. Чем больше это мнение расходится с мнением правящей верхушки, тем более актуальными становятся данные права. И наоборот, чем больше государственные органы не прислушиваются к таким действиям граждан, тем выше вероятность того, что власть сменится в самое ближайшее время. Более того, политические права наряду с гражданскими являются основополагающими для всех остальных, так как посредством их использования, возможно, обратить внимание на невыполнение или недостаточное обеспечение других прав. Примером может явиться проведение митинга по проблеме бесплатности медицинского обслуживания. Говоря о политических правах, необходимо отметить, что гражданское общество является еще одним важнейшим элементом, являющимся неотъемлемым для большинства демократических государств мира. Институт, возникший одновременно с рядом других (система разделения властей, частная собственность, правовое государство и, конечно, Конституция) в России развивается достаточно медленно. Причинами тому являются долгий период всевластия одной партии, особый менталитет, особенности характера русского человека, правовой нигилизм и правовой инфантилизм граждан. Немаловажной причиной такого положения дел является мысль русского человека о предрешенности конечного результата. Даже принятие Конституции 1993 г., ознаменовавшее собой смену эпох государственного развития, произошло при участии немногим более половины из возможного числа участников референдума. Между тем данный институт недаром появляется одновременно с возникновением частной собственности. Граждане государства получили возможность иметь частную собственность, а значит, защищать ее. Это и повлекло за собой колоссальные сдвиги в понимании права как такового, переход от монархической к республиканской форме правления, установление обществом границ возможного вмешательства государства в жизнь граждан. При рассмотрении практики реализации политических прав граждан на примере европейских стран становится понятной сущность гражданского общества, способного реагировать на происходящие в стране события и отстаивать свои права; гражданского общества, способного перевернуть ход самых очевидных выборов. Между тем гражданская активность по стране в целом нуждается в реанимации. Исходя из практики происходивших в стране событий, можно сделать вывод о том, что граждан больше волнует национальный вопрос, нежели вопросы политического характера. Так, мы не раз становились свидетелями конфликтов на национальной почве, влекших за собой волну гражданских возмущений и требований ужесточения законов, совершения жестких действий органов власти. И только в декабре 2011 г. стали свидетелями первой волны возмущения, касающейся непосредственно политических вопросов, а именно недовольства граждан итогами проведенных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Очевидно, что обеспечение политических прав граждан становится «ахиллесовой пятой» государства, так как любые нарушения законодательства в этой сфере будут влечь еще большую волну возмущения простых граждан. Отсюда вытекает ряд свойств политических прав. Во - первых, поскольку они напрямую связаны с осуществлением народовластия, принимать участие в реализации подавляющего большинства из них могут только граждане нашей страны. Во - вторых, поскольку существование государства напрямую зависит от легитимности реализованных политических прав, государство в данной сфере устанавливает четкие правила, по которым такие действия должны совершаться. Примерами тут могут служить и четкое установление сроков выборов, и органы, их назначающие, и порядок работы с обращениями граждан, и установление ответственности за нарушение законодательства (например, о публичных мероприятиях). Итак, говоря о принадлежности прав к виду политических, можно предположить таковыми считать право собираться мирно, без оружия, участвовать в управлении делами государства и подавать обращения в органы государственной власти и местного самоуправления. Право на объеди....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: