- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и принципы государственного управления
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K010090 |
Тема: | Понятие и принципы государственного управления |
Содержание
Государственное казённое образовательное учреждение высшего образования «РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ» Кафедра административного и финансового права Курсовая работа по дисциплине «Административное право» на тему «Понятие и принципы государственного управления» Выполнила: К.В. Радаева, студентка 2-го курса очной формы обучения юридического факультета группа Юб02/1502 Подпись_____________________ Научный руководитель: Сидоров Евгений Иванович подпись______________________ Люберцы 2016г. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3 ГЛАВА 1. 3 1.1. Понятие и сущность государственного управления 3 1.2. Принципы государственного управления 6 1.3. Формы и методы государственного управления 14 ГЛАВА 2. 20 2.1. Органы государственного управления 20 2.2. ФТС как орган государственного управления 24 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35 ВВЕДЕНИЕ. ГЛАВА 1. 1.1. Понятие и сущность государственного управления Административному праву принадлежит особая роль в механизме правового воздействия. Оно тесно связано с государственным управлением и является важным инструментом управления социальными процессами. Действие административного права имеет широкий спектр. Непосредственное административно-правовое воздействие распространяется на три важных сферы общественных отношений: 1) деятельность органов государственной власти и уполномоченных должностных лиц (органов исполнительной власти, государственных и муниципальных служащих) по реализации функций государственного управления и местного самоуправления; 2) обеспечение общественного порядка и безопасности, борьба с правонарушениями, совершенными в сфере, подконтрольной органам исполнительной власти (строительство, статистика, торговля, налогообложение, таможенное дело и т.д.); 3) защита прав и свобод физических и юридических лиц от незаконных действий (бездействия) и решений органов исполнительной власти и местного самоуправления. Дефиниция «государственного управления» имеет разные подходы к определению. Некоторые ученые определяют ее как деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, которая осуществляется вне границ законотворчества и правосудия. Данное определение государственного управления является негативным. В теории административного права существует два подхода к определению государственного управления с учетом вышеизложенных положений: 1. В широком понимании государственное управление — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и иных органов), которое характеризует всю деятельность по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права. В функционировании государственного управления (подбор, расстановка, аттестация кадров, учет и контроль, применение мер принуждения и поощрения, дисциплинарного воздействия, прогнозирование, планирование, финансирование и т.д.) в той или иной мере участвуют многие органы государства: суд, прокуратура, представительные органы публичной власти. Последние (например, областная Дума) контролируют деятельность своих образований, комитетов и комиссий, заслушивают отчет главы администрации, осуществляют подбор кадров для работы в аппарате этих органов. 2. Государственное управление в узком понимании — это деятельность исполнительных органов государственной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов (административная деятельность). В административном праве термин «государственное управление» чаще всего рассматривается в узком понимании. Под государственным управлением в узком смысле понимается практическая деятельность Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам, которые реализуют функции публичного управления, относятся органы местного самоуправления, местная администрация, ее органы и структурные подразделения. При рассмотрении государственного управления в узком смысле необходимо обратить внимание на следующие особенности: 1) государственное управление — особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, т.е. по применению законов и иных (подзаконных) нормативных правовых актов; 2) помимо правоприменения осуществляет административное правотворчество (правоустановление); 3) государственное управление распространяется не только на принадлежащие государству объекты, но и на негосударственные коммерческие и некоммерческие организации; в последнем случае имеет место государственное регулирование посредством управленческих регулятивных и контрольно-надзорных процедур; 4) представляет собой непрерывную, планомерную, постоянную исполнительно-распорядительную деятельность; 5) функционирование обеспечивается специальными органами государственной исполнительной власти. Действуя по поручению и от имени государства и реализуя функции государственного управления, эти органы наделяются полномочиями государственно-властного характера и действуют в пределах компетенции, установленной для них нормативными правовыми актами; 6) законность (правомерность) государственного управления, т.е. деятельность органов исполнительной власти, основывается на положениях и требованиях федеральных законов и законодательных актов субъектов РФ. Управленческая деятельность осуществляется органами только в пределах предоставленных им полномочий и компетенции; 7) базируется на вертикальных (субординационных, иерархичных) и горизонтальных связях и отношениях. В значительной степени распространены вертикальные отношения, т.е. отношения строгого подчинения административной и дисциплинарной власти субъектов управления. Совсем недавно появились новые формы организации — горизонтальные отношения, основанные на равенстве субъектов управления. В этом случае можно говорить о перераспределении полномочий между органами исполнительной власти, заключении публичных (административных) договоров; 8) основывается на принципе организационности, т.е. это проявляется в многообразии организационных форм, совокупность которых обеспечивает целенаправленное, устойчивое функционирование всего управленческого механизма; 9) реализация полномочий юрисдикционного характера, т.е. обеспечение административного (внесудебного) порядка органами исполнительной власти в форме «принуждающего» управления (например, применение административных наказаний, мер предупреждения или пресечения), координации и регулирования процессов, протекающих в отношениях субъекта и объекта управления. На основе всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод: институт государственного управления является неотъемлемым звеном всей правовой системы, который призван обеспечивать осуществление исполнительной власти. С точки зрения организации мы можем рассматривать государственное управление как воздействие властного субъекта в лице государства и его специальных органов или должностных лиц на объекты управления, которыми в свою очередь выступают общество и граждане, с целью регулирования и организации деятельности системы органов государственной исполнительной власти на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах социально-культурного, хозяйственного и административно-политического строительства. 1.2. Принципы государственного управления Цели государственного управления реализуются на основе базисных положений. Для того, чтобы в них разобраться необходимо начать с рассмотрения понятия. Принципами являются исходные, фундаментальные положения, которые выявляются на основе закономерностей. По юридической природе принципы объективны, функциональны, а также необходимо отметить, что они включают в себя три взаимосвязанные аспекта: - онтологический, т.е. раскрытие объективных оснований формирования принципов и их реализации на практике, непосредственное взаимодействие с другими принципами и закономерностями функционирования государства; - гносеологический, т.е. структуризация принципов на основе логики, научная интерпретация; - методологический, т.е. определение места принципов в научно-аналитической и практической государственно-управленческой деятельности. По сравнению с закономерностями, которые действуют независимо от воли и сознания, принципы реализуются в результате сознательно-познавательной и интеллектуально-конструктивной деятельности людей. Они имеют форму законодательно закрепленных положений, в силу чего достаточно серьезно отягощены элементами субъективизма. Но это обстоятельство не дает оснований полагать, что принципы чисто субъективны, так как по содержанию они объективны. Под принципами государственного управления следует понимать научно-обоснованные и законодательно закрепленные положения, на основе которых строится, функционирует и развивается система государственного управления. Эти фундаментальные идеи и положения, во-первых, отражают наиболее существенные, объективно необходимые закономерности взаимосвязи властвования и государственного управления, во-вторых, характеризуют лишь наиболее устойчивые отношения и связи, в-третьих, охватывают преимущественно те отношения и взаимосвязи, которые присуши управлению как целостному социальному явлению, поэтому отличительными свойствами принципов государственного управления является их диалектичность и системность. Принципы существуют с целью отражения закономерностей, объективно присущих государственному управлению. Речь идет о таких принципах, как федерализм; законность; приоритет прав и свобод человека и гражданина; равный доступ граждан к государственной службе; единство правовых и организационных основ государственной службы; взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы; открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективного информирования общества о деятельности государственных служащих; профессионализм и компетентность государственных служащих; защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность1. Последовательность в реализации перечисленных выше принципов - достаточно прочная основа высокоэффективного функционирования государственного аппарата. Они придают управлению необходимую социально-политическую и правовую направленность, обеспечивают оптимальную «конфигурацию» участия служащих в управленческом процессе. Ни для кого не секрет, что каждая национальная система государственного управления действует на основе своих принципов, которые отражают сущность государства, определяются формой государственного устройства, системой правления и политическим режимом, ориентированностью государства на те или иные идеалы и ценности. Так, например, советская система управления была построена на совсем других принципах, отличительных от принципов современной России, но для того периода они были свойственны и характерны. К ним относятся принципы жесткого централизма, партийного руководства, идеологического единообразия, государственной монополии на средства производства и т.д. Необходимо отметить, что в условиях демократии успешное руководство государством можно осуществить только на принципах плюрализма, законности, свободы, социальности и гуманизма. В отечественной и зарубежной науке существуют различные подходы к систематизации принципов государственного управления. Чаще всего предлагается классифицировать принципы на общие, специальные и частные. Первые раскрывают сущностно-содержательную, общецелевую направленность государственного управления, вторые - ее организационно-технологическую сторону, третьи - особенности руководства деятельностью отдельных участников управленческого процесса. К общим принципам относятся следующие принципы: системности, объективности, демократизма, оптимальности, информационной достаточности, стимулирования и др. Данную группу можно разделить на две подгруппы: социально-ценностные (принципы демократизма; законности; федерализма; социальной ориентированности; гуманизма) и социально-функциональные (принципы научной обоснованности; правовой упорядоченности; разделения власти; информационной достаточности). Опыт многих стран мира за последние два столетия показывает, что наибольших успехов в экономическом и социальном развитии достигли страны, избравшие демократический путь развития, так как данный принцип позволяет полнее учитывать интересы граждан, объединять их усилия на достижениях целей государственного управления. Содержание принципа государственного управления составляет: 1) реальная, а не декларативная реализация народовластия, которая проявляется в открытости и гласности государственно-управленческой деятельности. В связи с этим государство в лице управленческих структур обязано обеспечивать информирование о состоянии экономики, социальной сферы; в определенный срок публиковать документы, аналитические отчеты, статистические материалы, результаты социологических исследований; предоставлять гражданам возможность свободного публичного обсуждения целевых программ и законопроектов и контролирования деятельности управляющих органов; 2) политический, идеологический и экономический плюрализм, обосновывающий свободную борьбу мнений между участниками управления при выборе целей, альтернативных проектов и принятии решений, при определении средств и методов их осуществления. Однако, многообразие средств управления нельзя трактовать как противоположность единства. Плюрализм уместен в рамках учета общих национально-государственных интересов и интересов различных социальных групп и классов, административно-территориальных и муниципальных образований, отдельных граждан. Рациональное государственное управление основывается на принципах законности и прочного правопорядка. Принцип законности, в свою очередь, конкретизируется в ряде требований: а) верховенстве закона; б) гарантированности конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина; в) осуществлении государственных властно-управленческих функций исключительно на основе законов и соответствующих подзаконных актов; г) верховенстве Конституции и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами и т.д. Огромное влияние на развитие цивилизации оказало открытие принципа разделения властей. Это принцип гарантирует надежность системы государственного управления, придает необходимую строгость, гибкость и динамизм даже при возникновении кризисных ситуаций. Но при этом, необходимо отметить, что данный принцип реализуется в полной мере, лишь когда подкреплен наличием эффективного механизма «сдержек и противовесов». В настоящее время не меньше значим в практике политического управления принцип федерализма. Его особенность заключается в том, чтобы разграничить предметы ведения между федеральным центром и субъектами федерации, наиболее эффективно использовать региональные возможности. Наиболее ярко этот принцип проявляется в крупных государствах, где составляющие части значительно различаются между собой. Принцип социальности ориентирован на создание путем государственно-управленческой деятельности необходимых и достаточных условий для обеспечения достойного уровня жизни, свободного развития и самореализации творческого потенциала каждой личности. Основными критериями являются: соблюдение прав и свобод человека; проведение активной и сильной социальной политики; адресная поддержка наиболее уязвимых слоев и групп населения, сокращение и ликвидация бедности; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; соблюдение прав и гарантий, признающих и развивающих систему социального партнерства; гарантии создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе решений на всех уровнях власти и управления; бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций; права и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан и, прежде всего, молодежи. Принцип гуманизма в качестве первоосновы ставит признание человека в качестве высшей ценности для государства, защиту достоинства человека и его прав на свободное развитие. Теперь необходимо раскрыть содержание специальных принципов, так как они составляют основу для осуществления конкретной повседневной организационно-распорядительной и административно-управленческой деятельности органов государственной власти. Среди них первостепенными являются принципы иерархичности, оптимального сочетания централизации и децентрализации, единоначалия, сочетания федерального, регионального и местного управления, конкретности, единства распорядительства, делегирования полномочий, персональной ответственности. Принцип иерархичности заключается в ответственности нижестоящих структур вышестоящим. Этот принцип реализуется при работе в государственных органах. Так каждый государственный служащий (должностное лицо) отвечает за конкретную сферу действий, определенных ему в соответствии с регламентами и должностными инструкциями, и работу подчиненных ему лиц. Принцип оптимального сочетания централизма и децентрализма позволяет избежать крайностей, так как, с одной стороны, он нормативно закрепляет определенные пределы «самодеятельности», что особенно актуально, например, в период формирования федеративных отношений, когда власти субъектов федерации нередко и не всегда обдуманно стремятся овладеть несвойственными им полномочиями, с другой стороны, он создает благоприятные условия для творчества и развития здоровой конкуренции на местах, гарантирует защиту законных прав нижестоящих структур. Принцип сочетания федерального, регионального государственного управления и местного самоуправления специфичен для каждой страны (не обязательно федерации) и является как бы оборотной стороной принципа федерализма и разграничения предметов ведения, обеспечивая единство управления при его децентрализации. Принцип сочетания единоначалия с коллегиальностью обеспечивает делегирование полномочий, позволяющих разгрузить вышестоящие инстанции от решения рутинных вопросов, которые легко могут решаться на нижестоящих ступенях управленческой иерархии. Тем самым повышается уровень ответственности должностных лиц, что обеспечивает эффективное привлечение к выработке управленческих решений работников разного уровня. Принцип персональной ответственности включает в себя все виды личной ответственности (юридической, морально-нравственной, политической) и реализуется с помощью соответствующих мер принуждения, а в случае необходимости - наказания за неисполнение или некачественное исполнение принятого решения. Частные принципы используются в различных подсистемах государственного управления (политике, сфере регулирования рыночных отношений, системе государственной службы, дипломатии и др.). Для примера возьмем принципы гражданской службы Российской Федерации: 1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации; 3) равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего; 4) профессионализм и компетентность гражданских служащих; 5) стабильность гражданской службы; 6) доступность информации о гражданской службе; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8) защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность2. Во внешнеполитической и дипломатической деятельности российского государства нашли отражения свои специфические принципы, главными из которых являются невмешательство во внутренние дела других государств; мирное разрешение международных конфликтов; запрет организации, пропагандистского поощрения и материальной помощи в подрывной и террористической деятельности, направленной на изменение общественно-политического строя другого государства; равноправие и самоопределение народов; строгое соблюдение прав человека и основных свобод; законность; гуманизм; честное служение Отечеству. Таким образом, можно сделать вывод о том, что сущность государственного управления, его цели и принципы органически взаимосвязаны между собой, тем самым образуют систему. Цели определяют направление развития, вектор движения, необходимый для дальнейшего продвижения и функционирования системы государственного управления. Принципы закладывают базис, то, на чем строится эффективное управление. Они являются обязательным элементом, так как отождествляют идеи построения механизма управления, придают конкретность и определенность в управленческой деятельности. 1.3. Формы и методы государственного управления Исследованию форм и методов государственного управления в науке административного права уделено серьезное внимание. Деятельность исполнительной власти, управленческие действия играют большую роль в жизни государства в связи с чем этому вопросу уделяется особое внимание как в науке, так и в практике. При этом авторами почти единодушно принята система форм и методов государственного управления, разработанная в середине ХХ века и довольно единообразно рассматриваемая в научных и учебных трудах по административному праву. Формы управления – это внешнее выражение управляющего воздействия. Методы управления – способы и приемы выполнения управленческих функций. Для начала рассмотрим основные подходы к определению системы форм и методов государственного управления, сложившиеся за последние несколько десятков лет. В 1977 году вышла работа «Методы и формы государственного управления» под редакцией профессора А.Е. Лунева, где впервые подробно рассматривались проблемы форм и методов государственного управления. Эта работа явилась существенным вкладом, оказавшим значительное влияние на науку советского административного права. Форма управленческой деятельности в ней определялась как ее практическое выражение в конкретных действиях органов и других субъектов управления. Под методами понимались способы и средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач в сфере государственного управления3. Формы делились на правовые (установление норм права и применение норм права) и неправовые (осуществление организационных действий и выполнение материально-технических операций). Основные методы, по мнению профессора А. Е. Лунева, составляют убеждение и административное принуждение. Но помимо основных в этой работе рассматривались и другие методы: организации и деятельности; общие и специальные; прямого и косвенного воздействия. Также в качестве методов выделяются регулирование, общее руководство и непосредственное управление4. В 80–90 годах прошлого века не произошло существенного изменения к определению системы форм и методов государственного управления. Профессор Ю.М. Козлов также определял правовые и неправовые формы государственного управления, уточняя, что исполнительная власть реализуется только правовыми формами – административно-правовыми актами и административно-правовыми договорами, а государственное управление может выражаться обеих формах. По мнению профессора Ю. М. Козлова применение мер административного принуждения необходимо исключить из системы правовых мер, так как они оформляются правоприменительным актом или совершаются на основе юридически значимого действия, что и будет являться формой, а меры административного принуждения относятся к методам государственного управления5. По характеру управляющего воздействия он классифицирует методы на административные и экономические, а среди к универсальным методам относит убеждение и административное принуждение. Д. М. Овсянко описывает в своих научных трудах аналогичную систему форм и методов государственного управления, выделяя правовые и неправовые формы и в качестве методов рассматривая убеждение и административное принуждение6. Профессор Д.Н. Бахрах также выделяет правовые формы (принятие правовых решений, заключение договоров, совершение юридически значимых действий) и неправовые формы (организационные действия и материально-технические операции)7. Убеждение, поощрение и правовое принуждение (с точки зрения теории права) он относит к системе методов деятельности исполнительной власти. Принуждение по административному праву рассматривается отдельно в двух видах: административное и дисциплинарное. Важно отметить, что метод поощрения выделяется автором как отдельный метод государственного управления, так как данный метод имеет свое определение, отличительные признаки и самостоятельную классификацию. В.М. Манохин, Ю.С. Адушкин и З.А. Багишаев говорят о формах и методах реализации компетенции субъекта административного права, при этом они выделяют форму как часть деятельности субъекта административного права. Таким образом, при принятии решения органом государственного управления используются правовые и неправовые формы, возможно, в зависимости от стадии управленческого процесса8. Определив основные подходы и точки зрения научных деятелей на разных этапах исторического развития к понятию форм и методов государственного управления, мы нашли как сходства, так и некоторые отличительные черты в их систематизации. Тем не менее, можно подвести общую черту в следующем выводе: формы управления делятся на правовые (установление норм права и применение норм права) и неправовые (осуществление организационных действий и выполнение материально-технических операций). К системе основных методов управления все авторы относят убеждение, поощрение и административное принуждение. Профессор Ю.Н. Старилов в свою же очередь отмечает, что форма первична по отношению к методу. Форма управления отражает, как управленческие действия оформляются, а методы управления определяют характер взаимоотношений между субъектом и объектом управления. Методы управления вторичны по отношению к форме управления. Если бы не было формы, методы потеряли бы всякий смысл, так как управляющее воздействие осталось бы только идеей и было бы лишено формального содержания9. Нельзя не согласиться с данной мыслью, ведь при отсутствии метода, форму невозможно было бы реализовать. В теоретическом и практическом смысле большое значение имеют соотношение форм и методов государственного управления, их непосредственное взаимодействие. На основе вышесказанного, можно сделать вывод, что наиболее четким критерием классификации методов управления является способ воздействия. Таким образом, можно выделять следующие методы государственного управления. 1. Убеждение в государственном управлении (административное убеждение) – средства и способы, направляющие сознание и поведение людей на добровольное подчинение правовым и организационным требованиям в сфере государственного управления. 2. Поощрение в государственном управлении (административное поощрение) – средства и способы признания и оценка заслуг, т.е. волевых действий, превосходящих уровень требований правомерного поведения. 3. Принуждение в государственном управлении (принуждение по административному праву) – средства и способы обеспечения служебной дисциплины и правопорядка в государственном управлении. На основе данного метода необходимо выделять административное принуждение и дисциплинарное принуждение по административному праву. 4. Регулирование в государственном управлении (административное регулирование) – средства и способы реализации повседневных оперативных функций в сфере государственного управления, связанных с правомерным поведением субъектов административного права. Под регулированием в данном случае понимается система способов осуществления функций положительного характера, повседневно практикуемых органами государственного управления. Также Ю.Н. Старилов выделяет специфическую функцию государственного управления – осуществление государственного принуждения, и специальную функцию – специальный государственный надзор10. Из этого следует, что данные функции осуществляются посредством метода принуждения в государственном управлении: дисциплинарного или административного. Таким образом, можно сделать следующий вывод: функции и методы государственного управления могут совпадать по названию идентично отражать содержание государственного управления, но относиться к разным правовым категориям. Функция определяет общее направление деятельности, предписание государственно-властным органам для нормального функционирования и деятельности (например, осуществление государственного принуждения в целях поддержания правопорядка), а метод является способом выражения какой-либо функции в конкретном правоотношении (например, применение конкретной меры административного пресечения – задержания гражданина за нарушение общественного порядка). Метод государственного управления характеризуется как «позитивное» управление в сфере правомерного поведения, которое не отклоняется от заданных параметров. В связи с этим мы понимаем под административным регулированием – систему средств, приемов, способов реализации повседневных оперативных функций управления, которые связаны с разрешением спорных вопросов в сфере правомерной деятельности субъектов и объектов государственного управления (субъектов административного права). ГЛАВА 2. 2.1. Органы государственного управления Органы государственного управления являются частью государственного аппарата, поэтому им присущи основные черты, свойственные всем другим государственным органам. У любого органа есть определенные направления деятельности, конкретная сфера, на совершенствования которой направлены действия. В этом заключается особенность и специфика каждого конкретно-взятого органа государственной власти. Специфику в работе они реализуют в своих полномочиях, которые проявляются в юридических актах от имени государства, являющиеся обязательными для тех, кому они адресованы. Именно наделение данными полномочиями является особенность органов государственного управления. Основные черты в реализации их функций производны от признаков разделения властей, а сущность этого понятия раскрывается свойствами исполнительной власти. Неотъемлемым существенным признаком органа государственной власти является также то, что он наделен государственной властью, так как является политической организацией. Из этого следует тот факт, что в его распоряжении содержатся полномочия государственно-властного характера, которое состоит прежде всего в издании нормативных актов от имени государства. Такие предписания обязательны для исполнения тем субъектам, кому они адресованы. Необходимо также отметить, что государственные органы управления вправе применять меры воспитания, убеждения и поощрения при издании нормативных актов и осуществлять надзор за исполнением требований. При осуществлении государственно-властных полномочий органы государственного управления могут применять меры принуждения, если какой-либо субъект административных правоотношений не выполняет возложенные на него обязанности. Данная мера применяется с целью защиты изданных правовых актов от правонарушений. Таким образом можно выделить следующие признаки органов государственного управления 1) орган государственного управления – это звено, часть государственного аппарата11; [68, с. 61] 2) орган государственного управления – организация, ячейка общества, коллектив, определенным образом организованный; [123, с. 130 – 134] 3) для органа государственного управления характерно то, что он является организацией политической (наделенной государственной властью); 4) осуществляет от имени государства его задачи и функции; 5) обладает государственно-властными полномочиями; 6) имеет свою организованную структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию; 7) образуется в порядке, установленном законом, осуществляет возложенные на него задачи посредством одного из видов государственной деятельности; 8) несет ответственность перед государством за свою деятельность. [35, с. 116 – 117] Органы государственного управления отличаются от органов других ветвей власти (законодательных и судебных) по своему назначению, по содержанию и характеру деятельности. Необходимым элементом, неотъемлемой частью каждого органа государственного управления является его организационная структура, т.е. система устройства внутреннего (рабочего) аппарата, определяемая задачами органа, при помощи которой устанавливаются и реализуются предметы ведения и полномочия. Образование, порядок деятельности и структура органов государственного управления регламентируются нормами права. В науке административного права имеются различные подходы к определению органа исполнительной власти. Б.Н. Габричидз и Б.П. Елисеев определяют его как составную часть механизма (системы) исполнительной власти; действующую в сфере исполнительной власти; которая выступает по поручению и от имени государства, осуществляет деятельность исполнительного и распорядительного характера, обладает собственной компетенцией, имеет свою структуру, применяет присущие ему формы и методы деятельности. [33, с. 49] А.Н Крамник: «…орган государственного управления – это государственный орган (организация), призванный осуществлять исполнительную и распорядительную деятельность (исполнительную власть) посредством повседневной и практической организации исполнения Конституции, законов и иных нормативных правовых актов». [74, с. 253] Из вышеперечисленных суждений можно сделать вывод о том, что орган государственного управления – это часть механизма исполнительной власти. Он имеет признаки схожие с другими государственными органами. К таковым относятся, например, то, что он выступает от имени государства либо по его поручению и обладает собственной компетенцией. Необходимо отметить, что орган государственного управления осуществляет полномочия в порядке исполнительно-распорядительной деятельности, по непосредственному руководству объектами хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. Наряду с общими признаками орган государственного управления имеет специфические черты, отличающие его от иных видов государственных органов. Специфика данных признаков заключается в их направленности по задачам, методам и характеру государственной деятельности: 1) по содержанию и методам....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: