VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и правовая сущность налоговых платежей.

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: K016468
Тема: Понятие и правовая сущность налоговых платежей.
Содержание
     1Понятие и правовая сущность налоговых платежей
1.1 Понятие и признаки налоговых платежей
     В Налоговом кодексе нет определения к налоговым платежам. Но исходя из самого названия, мы понимаем пол ним как какое-либо движение денежных средств от налогоплательщика в бюджет государства или органом местной власти, для обеспечения внутренних и внешних целей. Такое определение несет в себе не только смысл уплаты налогов, но и  исполнение иных платежей, предусмотренных законодательством, например - сбор или государственная пошлина.
     Налоговый кодекс предоставляет точное понятие налогу в 8 статье1, в соответствии с которым это - обязательный платёж , взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     Сущность налога заключается в отчуждении денежных средств, принадлежащих частным лицам, в пользу государства. В одностороннем порядке государство изымает определенную часть ВВП в централизованные фонды, для обеспечения публичных задач и функций.
     Как и любой другой объект налогообложения,  налог имеет свои определенные признаки, позволяющие отличить его от иных сборов. Такие признаки всегда вытекают из определения.
     1. Обязательный характер налога - уплата налога это вовсе не благотворительный взнос. Уплата налога носит конституционно-правовую обязанность. Налогообложение всегда характеризуется своей безвозвратностью.  За исключением переплаты, неправомерного взыскания недоимки предусматривается возврат денежных средств. Также налог не является мерой наказания либо ответственности.
     Установление налога происходит всегда в форме закона и устанавливается в одностороннем порядке. 
     2. Индивидуальная безвозмездность налога. Уплата налога не несёт встречной обязанности государства оказать налогоплательщику публичные услуги или совершить в его интересах конкретные действия. Поэтому прямая выгода (заинтересованность) платить налоги для налогоплательщика отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает дополнительных субъективных прав, не может требовать от государства встречного удовлетворения. Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
     3. Форма уплаты - денежная. Налоговый кодекс определяет налог как денежный платеж, какие-либо натуральные формы законодательство не предусматривает.
     4. Цели налогообложения - публичные. Налоги уплачиваются в целях финансового обеспечения деятельности государства либо муниципальных образований. Денежные средства идут на обеспечение внутренней и внешней политики, в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества.
     Сбор,  в соответствии со статьей 8 НК РФ, является обязательным взносом, который взимается с организаций и физических лиц, его уплата - один из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами, должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешения (лицензии). Под юридически значимыми действиями понимаются те юридические факты, которые вытекают из гипотез правовых норм и выражаются в конкретных жизненных обстоятельствах, наступления которых несет правовое последствие в виде изменения, прекращения, восстановления правоотношений. Разграничить понятие сбора и налога предоставляет сложность, так как наименование обязательного платежа не всегда говорит о его действительной проавовой природы. В Пленуме Верховного Арбитражного суда (ВАС) РФ указано, что при решении таких вопросов как о правомерности применения налоговыми органами статьи 122 НК РФ, при неуплате либо частичной уплаты сбора, судам надо исходить из природы каждого конкретного обязательного платежа, имеющий название как «сбор»2. Например, при уплате ранее целевых сборов с граждан либо организаций на содержание правоохранительных органов, на нужды образования и другие сборы.
     Вопрос разграничения налогов и сборов довольно частая тема для обсуждения. Её изучали многие опытные специалисты. Так, например, И.И. Янжул отмечал, что : «Различие между ними весьма существенно и касается: 
     1) самого основания этих сборов: в налогах контрибуэнт не получает от государства никакого эквивалента, кроме общих выгод и удобств жизни в государственном союзе; наоборот, вслед за уплатой пошлины следует непременно какое-нибудь одолжение плательщику со стороны государства; 
     2) организация их: вытекая из общей податной обязанности, налоги сообразуются с податной способностью каждого; напротив, пошлины, платимые лишь в случае нужды в услугах государства, несутся не всеми гражданами по одинаковому масштабу, а соразмеряются со степенью пользования государственными учреждениями; 
     3) роли государства при взимании тех и других: взимая налог, государство не имеет в виду прямой выгоды плательщика; взимая же пошлину, государство тем самым обязывается произвести известные для плательщика действия3».
     По нашему мнению, основные и самые главные отличия налогов от сборов:
     1. Индивидуальная возмездность - Налоги они носят индивидуально беззвозмездый характер, уплачиваются каждым и не могут быть возвращены, за исключением, например, переплаты. Сборы же уплачиваются при оказании плательщику каких-либо услуг, в пример можно привести получение лицензии. Уплатив сбор, последний вправе требовать от государства совершения в свою пользу юридически значимых действий, обжаловать отказ от их совершения, в том числе и в судебном порядке. 
     2. Свобода выбора -  Плательщик, при уплате сборов, основывается на своём усмотрении, мотивах и целях, стремлении вступить в публично-правовые отношения с государством. Рассматривая правовую природу патентных пошлин, КС РФ указал: «В данном случае уплата пошлины связана со свободой выбора, автор изобретения, полезной модели, промышленного образца, владелец товара может подать заявку на выдачу патента (свидетельства на товарный знак) и тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента и иных документов, обеспечивающих охрану промышленной собственности4». 
     3. Сбор - это взнос, а не платёж.  В отличие от налога сбор может быть внесен различными способами, а именно как денежными средствами, так и иными формами.
     4. Компенсационный характер. Целевое назначение сбора - это компенсирование дополнительных издержек государства на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера. Достаточно верно замечает П. Кирхофф, «принцип правового государства отвергает коммерциализацию государственного управления и ограничивает расходы, связанные с оказанием услуг государством в ответ на платежеспособный спрос5». 
     Компенсационность сборов в различных ситуациях оценивается судами по-разному. Так, относя к сборам платежи за загрязнение окружающей природной среды, Конституционный Суд РФ сформулировал следующую позицию: эти платежи взимаются с хозяйствующего субъекта во исполнение им финансово-правовых обязательств (обязанностей), возникающих из осуществления такой деятельности, которая оказывает негативное (вредное) воздействие на окружающую среду, и представляют собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия, производимого в пределах установленных нормативов, под контролем государства; по сути они носят компенсационный характер и должны устанавливаться на основе принципа эквивалентности, исходя из вида и объема негативного воздействия на окружающую среду (в пределах допустимых нормативов), право на осуществление которого получает субъект платежа. 
     5. Ограниченный состав элементов - Налог будет признаваться установленным лишь тогда, когда определены плательщики и все элементы налогообложения (объект налогообложения, сроки и порядок уплаты, налоговая база и так далее). При сборах плательщики и элементы определяются к конкретным сборам.
     6. Нерегулярный характер - Систематичность, регулярность, периодичность - вот, главные и ведущие слова отнесенные к налогу. Сборы носят разовый характер и уплачиваются  в определенных случаях.
     7. Предварительный характер уплаты - Объект налога, как юридический факт, проявляется у налогоплательщика до исполнения его налоговой обязанности, а объект сбора - после уплаты.
     8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без применения какого-либо рода санкций.  Центральным налоговым правонарушением является «Неуплата или неполная уплата сумм налога» (ст. 122 НК РФ). Неуплата или неполная уплата сбора не может повлечь применение ответственности, предусмотренной указанной статьей НК. Исключение составляет ситуация, когда суд установит, что на самом деле речь идет об обязательном, индивидуально безвозмездном платеже, поименованном как «сбор», но подпадающем под определение налога, сделанное в ст. 8 НК РФ. Неуплата такого сбора при наличии указанных в ст. 122 НК РФ обстоятельств действительно влечет применение налоговой ответственности6.
     Государственная пошлина - сбор, взимаемый с частных ли при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. Выдача документов приравнивается к юридически значимым действиям. Плательщика являются как физические лица, так и организации.
     Уплата государственной пошлины, Налоговый кодекс предусматривает в:
     1. При обращении в суды, а именно в Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям для подачи заявлений, исковых заявлений, жалобах.
     Сроки уплаты государственной пошли предусмотрены законодательством и различаются между собой, так:
     1. Физические лица должны уплатить в течении десяти дней после вынесения судебного решения.
     2. При обращении к нотариальным действиям, до их совершения.
     3. При обращении за выдачей, тоже до их выдач и так далее.
     Плательщики сами уплачивают государственную пошлину. Если несколько плательщик то в равных долях. 
     В Налоговом кодексе также зафиксированы размеры уплаты государственной пошлины:
     1. Твердая сумма (при подаче искового заявления в арбитражный суд по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в размере 2 000 рублей); 
     2. в процентном выражении (например, при подаче искового заявления имущественного характера в арбитражный суд при цене иска до 50 000 рублей государственная пошлина взимается в размере 4 % цены иска, но не менее 500 рублей);  
     3. в комбинированной форме (например, при подаче искового заявления имущественного характера в арбитражный суд при цене иска от 50 001 рубля до 100 000 рублей размер государственной пошлины составляет       2 000 рублей плюс 3 % суммы, превышающей 50 000 рублей)7.
     
     1.2 Функции налоговых платежей
     Функции налогообложения  - это главное проявление его сущности и свойств. В налогах обязательно реализуется социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
     На практике налогообложение выполняет несколько функций, в каждой реализуется то или иное назначение налогов.  Функии налога не могут существовать раздельно друг от друга. Они взаимосвязаны между собой и не имеют четкой границы разграничения, ведь функции представляют собой единое целое.  Рассмотрим основные функции налога.
     1.  Фискальная - такая функция состоит в том, чтобы обеспечить государство денежными средствами. Благодаря такой функции реализуется главное назначение налогов - формирование государственных финансовых ресурсов. 
     Средства, собранные с помощью налога используются и расходуются на содержание безопасности, реализацию внутренней и внешней политики, выплату государственного долга, на социальную сферу и так далее. Отсюда вытекает следующая, наиболее тесно связана с предыдущей функцией:
     2.  Регулирующая, или распределительная, функция. Такая функция выражает экономическую сущность налога как особого централизованного фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Идея этой функции заключается в том, что с её помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления по их установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.
     В некоторых изданиях по налогам можно встретить упоминание о такой функции налогов, как социальная, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. 
     3. Социальная функция. 
     На наш взгляд, в этом случае правомерно говорить все же о регулирующей функции налогов. В России также традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют не сами налоги, а налоговые органы.
     Сбор, как упоминалось раньше, это обязательный взнос, уплата которого является одним из условия совершения юридически значимых действий. Имеет следующие функции:
     1. Регулирующая , которая подразделяется на :
     а) Побудительную, т.е. побуждает плательщика совершить им действие, или же наоборот, отказаться от их совершения.
     б) Стимулирующую, т.е. стимулирует плательщика к более ответственному и серьезному отношению к органам уполномоченных субъектов.
     Теперь рассмотри функции государственной пошлины.
     Государственная пошлина - безвозмездный платёж. Государство оказывает услуги бесплатно, но условием их реализации является уплата денежных средств. Государственная пошлина уплачивается не за услугу, а в связи с услугой.
     Выполняет следующие функции:
     1. Дисциплинарная - самая основная и главная функция, т.к. она дисциплинирует участников правоотношений и ведет их к достижению определенной цели.
     2. Фискальная - это уже более второстепенная функция. То есть государственная пошлина помогает в обеспечении формирования доходов государства.
     
     
     1.3 история становления и развития законодательства о налогах и сборах
     Еще с самого момента возникновения государства налоги являлись главным звеном в экономических отношениях общества.  Изменение и развитие государственного устройства всегда происходило с преобразованием налоговой системой. В настоящее время налоги - это самая основная форма получения дохода государством, так как их появление связано с первыми общественными потребностями.
     Когда были первые формы жертвоприношений, в том числе и религиозного толкования, в литературе упоминалась десятина, то есть одна из зародышевых форм налогообложения. 
     Когда князь Владимир построил в Киеве, после крещения Руси, церковь Святой Богородицы, дал ей десятину от всех доходов. 
     После крещения Руси князь Владимир возвел в Киеве церковь Святой Богородицы и дал ей десятину от всех доходов, а именно от всего княжеского суда, торга, домов.
     В те времена первоначальной ставкой от всех полученных доходов было 10%.
     Уже более полноценно финансовая система начала складываться после объединения Древней Руси, то есть с конца IX в.. Тогда источником основных доходов была княжеская дань, которая изначально была нерегулярной, но со временем стала более систематичной и можно считать , что появился прямой налог. После утверждения в Киева князя Олега, им было установлено сборы даней с подвластных ему племеней. А население Новгорода обязывалось платить каждый год князю по 300 гривен. В то время гривнем считался слиток серебра, который мог быть совершенно различной формой и служим самым крупным меновым знаком на Руси до XIV в. Это, конечно же, был целенаправленный сбор на содержание наемной дружины для обороны северных границ.
     Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров  через заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» — за право иметь склады, «торговая» — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было достаточно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — штраф за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен. Например, за убийство чужого холопа без вины убийца платил господину цену убитого в возмещение убытков, а князю — пошлину 12 гривен. Если убийца скрылся, то виру платили жители округа, верви (общины), где было совершено убийство. Обязанность верви схватить убийцу или платить за него виру способствовала раскрытию преступлений, предотвращению вражды, ссор и драк. Общественную виру не платили в случае убийства при разбойном нападении. Возникнув и просуществовав несколько веков как обычай, эти порядки были узаконены в Русской Правде князя Ярослава Мудрого8 (ок. 978—1054).
     При татаро монгольского нашествия на Русь, в те времена, основным налогом стал так называемый «выход» , который взимался баскаками - уполномоченными на то ханами, а после, когда произошло освобождение от ханских чиновников, налог стал выплачиваться с каждого человека мужского пола и всего скота.
     Далее история налогообложения сложилась так, что главным источником внутренних доходов стали пошлины. Особенно крупными источниками дохода являлись торговые сборы. Они существенно возросли при князе Иване Калите (1296—1340) за счет присоединения к Московскому княжеству новых земель.
     Осьменик, так назывался сборщик пошлин в XII в. в Киеве - именно он собирал осмничее, то есть проводил сбор за право торговли. Уже со следующего века на Русь приходит новое понятие «таможник». Им имелся помощник, именовавшийся мытником.
      Во временя правления Ивана III (1440-1505) уплата «выхода" была прекращена, чему последовало создание новой финансовой системы Руси. Уже тут главным прямым налоговом стали являться деньги с крестьян и посадских людей. Множество налогов тогда были введены, а именно ямские налоги, пищальные - для производства пушек,  сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство «засек» - укреплений на южных границах Московского государства. 
     Во времена правления Ивана III существовала переписная окладная с наиболее полным и подробным описанием всех существовавших погостов. В каждом погосте описывается прежде всего церковь с ее землей и дворами церковнослужителей, потом оброчные волости, села и деревни великого князя, далее — земли каждого помещика, куппа, владыки новгородского; количество высеваемого хлеба, скашиваемых копен сена; доход в пользу землевладельца; «корм», шедший наместнику, и т.д. 
     На Руси во времена татаро-монгольского владычества образовалась и получила развитие посошная подать, которая включала поземельный налог. Именно поэтому описание земель имеет важную роль. Поземельный налог определялся не только количеством имеющейся земли, но и ее качество. Земля разделялась на десятины, чети и выти. В выти было хорошей земли 12 четей, 1 четь — около 0,5 десятины, средней — 14, худой — 16. Размер налога определяло «сошное письмо». Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные податные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. Соха измерялась в четях, ее размер в различных местах был неодинаков, он зависел от области, качества почвы и принадлежности земель. 
     Через систему пошлин и откупов (главные из которых были таможенные и винные) взимались косвенные налоги.
     В годы правления Ивана Грозного (1530-1548) был значительно умножен государственных доход. Правитель использовал немного другие способы собирания налогов. Были созданы особые книги, где записывались количества сельскохозяйственных продуктов и денежных средств земледельцев.
     Можно сделать вывод, что при взимании прямых налогов объектом, с которого брался налог, являлась земля. Всё это фиксировалось в писцовых книгах, которые описывали количество, качество земель, их урожайность и населенность. Эти книги время от времени проверялись.
     Что касается косвенных налогов, то из них оставались только торговые пошлины, которые брались за любое передвижение либо при продаже товаров; таможенные пошлины и судебные пошлины. Для их порядка были созданы окладные книги.
     Рассмотрим налоговую систему при правлении Романовых.
     Начиная с царствования Алексея Михайловича (1629 - 1676) была создана так называемая полоняничная подать, собиравшаяся время от времени по особому распоряжению. Со временем она стала постоянной и собиралась ежегодно. Также, например, если при Иване Грозном стрелецкая подать была незначительным налогом, то при Алексее Михайловиче она стала одним из основных прямых налогов. Уплачивалась как натурой, так и деньгами. Начинали в то время развиваться пошлины с различных частных сделок. 
     При правлении Алексея Михайловича очень часто прибегали к экстренным сборам. Изначально взимали двадцатую, десятую и только позже начали брать пятую деньгу. Прямые налоги поднялись до 20%. Увеличение этих налогов было довольно сложно, поэтому было предпринято поднятие прямого налога при помощи косвенных. Например, в 1646 был повышен акциз на соль с 5 до 20 копеек на пуд. Был сделан акцент на то, что соль потребляют все слои населения и налог должен был лечь на всех равномерно. Но на самом деле всё оказалось довольно сложно, более бедное население тяжело пострадало. Такое население кормилось в основном рыбой. Такая рыба солилась дешевой солью. Но после введения указанного акциза солить рыбу стало невыгодно и вследствие чего возник недостаток основного пищевого продукта. К тому же у людей, занятых тяжелым физическим трудом, солевой обмен наиболее интенсивен, и соли им требуется больше, чем в среднем для человека.  После соляного бунта в 1648 г. соляной налог пришлось отменить. Такая ситуация привела к работе по упорядочению финансов на более разумных основаниях.
     Была введена таможенная система вместо случайных таможенных пошлин и льгот. В 1653 г. был издан Торговый устав. В целом для иностранцев таможенная пошлина составляла 12— 13 %, для русских 4 — 5%. Таким образом, Торговый устав имел протекционистский характер.
      В 1667 г. ставки были уточнены Новоторговым уставом. Сохранилась пошлина в 8 и 10 денег с рубля для русских и 12 денег с рубля для иностранных купцов. Но добавилось положение, что при проезде в глубь страны иностранцы должны платить еще по гривне с рубля или дополнительно 10%. 
     Активное распространение получил введенный налог на имущество. Он взимался в размере 3 коп. с четверти переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с наследников по прямой линии. 
     В царствование Петра 1 (1672—1725) преобразовательные реформы в сочетании с непрерывными войнами требовали крупных финансовых ресурсов. В этот период, помимо стрелецкой подати, вводятся военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Царь учредил особую должность — прибыльщиков, обязанность которых — «сидеть и чинить государю прибыли». Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков — десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже иноверцы за другие церковные верования. Например, раскольники были обязаны платить двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. 
     В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно: переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была соха, устанавливаемая сошным письмом. С 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения вместо двора стала «мужская душа». 
     В конце XVII — начале XVIII в. начинает создаваться наука о налогообложении как важнейшая часть экономической науки и вообще наук о природе и обществе. В России идеи Адама Смита и других западных экономистов развивал Николай Иванович Тургенев (1789— 1871) в книге «Опыт теории налогов», где особо выделены пять основных правил взимания налогов.
     В практическом налогообложении в России крупные преобразования происходили в период царствования Екатерины II (1729 — 1796). Прежде всего она внесла кардинальные изменения в налогообложение купечества. Были отменены промысловые налоги и подушная подать с купцов и установлен гильдейский сбор. Купцы были распределены в зависимости от имущественного положения по трем гильдиям. Для того чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал более 500 руб. Имевшие меньший капитал считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1 тыс. до 10 тыс. руб. купец входил во вторую гильдию, а с большим капиталом — в первую. Объявлял о своем капитале каждый купец сам, «по совести». Проверки имущества не производились, доносы на его утайку не принимались. Первоначально налог взимался в размере 1 % от объявленного капитала. Через 10 лет было утверждено «Городовое положение», которое повысило размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную гильдию. Ставка осталась прежней. Однако в дальнейшем она росла и в конце царствования Александра I составляла 2,5% для купцов третьей гильдии и 4% для купцов первой и второй гильдий. 
     Подушный налог на основное население России при Екатерине II сохранился, но это был не совсем тот налог, который ввел Петр I. По Указу от 3 мая 1783 г. «подати с мещан и крестьян по числу душ полагаются единственно для удобности в общем государственном счете». Такой счет не должен стеснять плательщиков «в способах, ими полагаемых удобнейшему и соразмерному платежу податей». Община могла разверстать положенный ей подушный налог между своими членами так, как считала необходимым. Дело в том, что Петр I в своих указах не разъяснил порядок разверстки нового налога. Подушная подать была понята в буквальном смысле: ее просто рассчитывали в податных росписях, но и при самом сборе раскладывали прямо по ревизским душам, не учитывая, сколько в семье фактически работников. С 1797 г. российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного значения и для каждого класса были назначены отдельные подушные оклады.
      В это время в России прямые налоги в бюджете уже играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб., или 34,4 % всех доходов, а в 1796 г. — 24721 тыс. руб., или 36% доходов. В свою очередь косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43 % — в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги. 
     На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались государственные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Количество плательщиков определялось по ревизским переписям.
      Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого назначения, например: надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений, временные надбавки для ускорения уплаты государственных долгов (действовали с 1812 по 1820 г.). 
     Существовали специальные государственные сборы. Таков, например, введенный в 1834 г. сбор с проезда по дороге, соединяющей Санкт-Петербург и Москву. К 1863 г. сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, а также сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В то время ими облагались только лица, не имеющие прямого права наследования. Имелись паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались налогом полисы по страхованию от пожара. 
     Кроме государственных налогов, взимались и местные. 
     В 1863 г. в налоговой системе России произошли изменения, связанные с экономическими реформами Александра II. С мещан вместо подушной подати стал взиматься налог с городской недвижимости. Им облагались жилые дома, заводы, фабрики, бани, складские помещения, сады, огороды, оранжереи, другие строения, пустующие земли. Окончательная отмена подушной подати произошла лишь в 1882 г. и связана с именем министра финансов Н.Х. Бунге (1823—1895). Чтобы осуществить это, пришлось увеличить налог на городскую недвижимость, поземельный налог, гербовый сбор, установить налог с наследств и налог на доходы от денежных капиталов. Через четыре года оброчная подать с крестьян была преобразована в выкупные платежи. Предполагалось, что крестьяне будут выкупать землю в течение 44 лет. До 1882 г. налог с наследств составлял 6%, но взимался он по узаконению 1801 г. только с лиц, не имеющих права на законное наследование. Он был введен со всех наследств, а его ставка устанавливалась в зависимости от степени родства пропорционально оценочной стоимости наследуемого имущества. 
     По «Городовому положению» 1870 г. органы городского управления получили право взимать государственный квартирный налог. Однако разработка его надолго затянулась. Он вступил в действие только в 1894 г. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры. Облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся он собственником или арендатором. 
     От квартирного налога освобождались: духовенство христианского вероисповедания, дипломатические представители, члены императорского дома. Не облагались налогом также жильцы при промышленных предприятиях.
      Налог вносился в местное казначейство и контролировался местными Казенными палатами, но целиком шел в государственный бюджет. Поступления от него росли достаточно высокими темпами. В 1885 г. получено квартирного налога 2,8 млн руб., в 1900 г. — 3,9 млн руб., в 1908 г. — более 6 млн руб. Идея о передаче этого налога в бюджеты городов не нашла воплощения. Лишь в бюджет Санкт-Петербурга уже в XX в. передавалась некоторая часть от него. 
     Наиболее крупными из местных налогов, взимаемых в городах, был налог с недвижимых имуществ. Ставка налога определялась городской Думой в процентах с чистого дохода, получаемого от данных имуществ. При невозможности оценки чистого дохода за основу обложения бралась стоимость имущества. Ставка налога по «Городовому положению» (ст. 129) не могла превышать 10% от чистого дохода или 1 % от стоимости имущества. 
     Перед началом Первой мировой войны финансовое положение России было довольно устойчивым. По бюджетной росписи на 1914 г. доходы государства были определены в сумме 3522 млн руб., расходы — 3303 млн руб. В общегосударственных доходах одной из наиболее крупных статей был доход от казенной винной монополии — 935,8 млн руб. Казенные имущества и капиталы приносили 805 млн руб., среди них наибольшие доходы обеспечивали железная дорога и леса. 
     Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги — 264,5 млн руб., косвенные налоги — около 710 млн руб. и пошлина — более 230 млн руб. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог — 145,8 млн руб., который возрос к 1913 г. на 12,2 млн руб., или на 9,1 %, что говорит о развитии промышленности в России. Поземельный налог, имущественный налог и подати вместе должны были принести казне 83 млн руб. 
     Из косвенных налогов почти половину — 351,9 млн руб. — составляли таможенные сборы, 150 млн руб. — акциз на сахар, 98,4 млн руб. — акциз на табачные изделия и спички. 
     В результате войны с Германией финансовые источники почти иссякли, нарастали темпы инфляции. Хозяйство страны разваливалось, и выдержать бремя новых налогов вряд ли кто был в состоянии. Эмиссия бумажных денег полностью разладила финансовую систему страны. 
     После Февральской революции 1917 г. положение дел еще более ухудшилось. Временное правительство не сумело справиться с экономическими и финансовыми трудностями. 
     Несколько наладилась эта система после провозглашения новой экономической политики, когда были сняты запреты на торговлю, местный кустарный промысел. Появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы. 
     В период нэпа существовали различные формы собственности, действовали экономические законы, что являлось одним из главных условий функционирования налоговой системы. Опыт 1920-х гг. показал, что нормальное налогообложение возможно лишь при определенном построении отношений собственности, которые обеспечивали бы правовую обособленность предприятий от государственного аппарата управления. Это обособление необходимо для создания не только правильного налогообложения, но И нормального механизма перелива капитала между отраслями и предприятиями, для формирования рынка капиталов. 
     В это время делались попытки организовать национализированные предприятия, например акционерные общества, работающие на основе государственного капитала, но успехом они не увенчались. 
     Финансовая система во время нэпа хотя и имела много специфических особенностей, но тем не менее отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России как от исходного пункта И воспроизводила ряд ее черт. Складывающаяся система налогообложения имела слабо налаженный податной аппарат и характеризовалась почти полным отсутствием данных для определения финансового положения различных категорий налогоплательщиков, что предопределяло весьма примитивные способы обложения. 
     Существовали следующие виды налогов:
     прямые налоги — сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-поимущественный, рентные налоги с земель, изъятых из сельскохозяйственного оборота, гербовый сбор, наследственные пошлины; 
     косвенные налоги — акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий и некоторых других потребительских товаров. 
     Прямые налоги являлись орудием финансовой политики — рычагом перераспределения накапливаемых в процессе хозяйствования капитало.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Незаменимая организация для занятых людей. Спасибо за помощь. Желаю процветания и всего хорошего Вам. Антон К.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Наши преимущества:

Экспресс сроки (возможен экспресс-заказ за 1 сутки)
Учет всех пожеланий и требований каждого клиента
Онлай работа по всей России

Сотрудничество с компаниями-партнерами

Предлагаем сотрудничество агентствам.
Если Вы не справляетесь с потоком заявок, предлагаем часть из них передавать на аутсорсинг по оптовым ценам. Оперативность, качество и индивидуальный подход гарантируются.