- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Понятие и особенности административного правового регулирования
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000990 |
Тема: | Понятие и особенности административного правового регулирования |
Содержание
Содержание: Введение…………………………………………………………………………...2 Глава 1: Понятие и особенности административного правового регулирования……………………………………………………………………4 1.1 Понятие административно–правового регулирования…………………….4 1.2 Особенности административно–правового регулирования……………….8 1.3 Система административно-правового регулирования……………………11 Глава 2. Методы административно–правового регулирования…………….13 2.1 Понятие методов административно–правового регулирования……….13 2.2 Сущность административно - правовых методов………………………..17 2.3 Виды методов административно–правового регулирования……………21 Заключение………………………………………………………………………25 Список литературы……………………………………………………………..27 Введение Правовое регулирование в сфере общественных отношений - это неотъемлемая функция права, которая осуществляется с определенными юридическими и социальными целями. Сама природа рыночных отношений в наше время ставит необходимость вмешательства государства в экономические процессы. Административно-правовое регулирование - это один из видов правового регулирования, который заключается в определенном воздействии на общественные отношения с целью их упорядочения при помощи различных правовых средств, составляющих механизм правового регулирования.1 Административно-правовое регулирование - это совокупность различных форм и средств юридического воздействия государства на поведение участников общественных отношений, осуществляемого в интересах всего общества или определенного коллектива с целью подчинить поведение отдельных субъектов установленному в обществе правопорядку. Каждый элемент механизма административно-правового регулирования выполняет специфическую роль в регулировании поведения людей и возникающих на его основе общественных отношений. Основным свойством административно-правового регулирования является то, что оно возникает, изменяется и прекращается в сфере государственного управления. 2 Методы административно-правового регулирования, как правовые средства достижения целей, решения задач и выполнения функций, представляют собой сложное явление в теории административного права.3 Актуальность темы данной работы заключается в том, что на сегодняшний день одной из насущных задач науки административного права является актуализация учения о методах административно-правового воздействия и его особенностях. Современные общественные отношения стремительно шагают вперед, однако как отмечают ученые, уровень теоретического осмысления административно-правовых вопросов не всегда соответствует основным тенденциям, присущим отношениям между публичной администрацией и гражданами. Со сменой характера указанных отношений меняется и система методов административно-правового воздействия на общественные процессы. Цель работы: изучить административно-правовое регулирование, его особенности и методы. Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: ? дать определение понятию административно–правового регулирования; ? выявить особенности административно–правового регулирования; ? рассказать о системе административно-правового регулирования; ? изучить понятие методов административно–правового регулирования; ? раскрыть сущность административно - правовых методов; ? описать виды методов административно–правового регулирования. В соответствии с поставленными задачами выстроена структура данной работы. Предметом исследования курсовой работы является административно-правовое регулирование как способ функционирования социальных систем, его сущность и процессуальные формы реализации. Объектом исследования данной работы выступают общественные отношения в области формирования, реализации и развития административно-правового регулирования. Методологической основой исследования является совокупность общенаучных, частнонаучных и специальных методов познания социально-правовых явлений. Глава 1: Понятие и особенности административного правового регулирования 1.1 Понятие административно–правового регулирования Правовое регулирование предполагает «целостность социологического, нормативного и практического аспектов». Она начинается тогда когда в целях, содержании, условиях закона «схватывается» назревшая социальная необходимость в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем конкретным образом и в конкретном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого – либо органа власти, а непосредственно то, что в сознании массы людей сложилось как что-то необходимое, нужное, очень важное для их дальнейшего существования. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, однако сама норма будет применяться в перспективе, которая неизвестна. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и демонстрирует, что люди могут создавать свою будущую жизнедеятельность. Базой правового регулирования является нормативный аспект, т.е. разработка и юридическое закрепление (установление) общепризнанных правил поведения людей. Подобные нормы (правила) понимаются по-разному, что зависит от их целей и содержания; иногда они ограничивают свободу, очерчивая ее пределы, однако в большинстве являются рекомендацией, поддержкой людям в упорядочивании их взаимоотношений. Нормы ряда отраслей права, к примеру трудового, семейного, жилищного и т.д., практически не знают серьезных ограничений и санкций, а предоставляют людям опыт, образец поведения в жизни.4 В нормативно – правовом акте, который устанавливается государственной властью различают три компонента. Гипотеза – часть нормы, которая указывает условия, обстоятельства, в которых она действует. Диспозиция – часть нормы, раскрывающая содержание, сущность, самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, которые возникают у субъекта поступка или действия. Санкция – часть нормы, которая характеризует меры, которые могут быть предприняты государственной властью в случае несоблюдения диспозиции и гипотезы соответствующей нормы. По этой причине качество нормативного аспекта правового регулирования во многом зависит от того, как уполномоченные на то государственные органы формулируют юридические нормы - правила поведения. Следует отметить, что каждая юридическая норма является «пустым сотрясением воздуха» в случае,если ее реализация не опирается на соответствующие организационно – государственные структуры и не обеспечивается их возможностями. Так как не все нормы и не всеми воспринимаются положительно, с желанием их исполнить, многие, в особенности, требующие от человека перемены его поступков и действий, стимулируют неприятие и противодействие.5 В результате можно установить, что правовое регулирование - это действия государства (уполномоченных им органов) по изданию юридических норм (правил) поведения людей, обязательных в исполнении, которое обеспечивается возможностями общественного мнения государственного аппарата. То есть правовое регулирование это – требование государства, нужное для упорядочивания общественной жизни. Поэтому данные требования обязаны быть социально обусловлены, системно организованы и практически реализованы. Правовое регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке. Свою особенность несет и правовое регулирование в сфере административного права. Термин «государственное управление» массово применяется в российской и иностранной литературе. Однако основной закон Российской Федерации 1993 года замещает данный термин иным – исполнительная власть. Чаще всего органы государственного управления рассматриваются в качестве исполнительного аппарата государственной власти или государственной администрации, являющейся основным звеном практической осуществления законодательства и других правовых актов органов государственной власти. Государственное управление – синоним государственно – управленческой деятельности в широком смысле и форма практической реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.6 Государственно – управленческая деятельность – это есть функционирование субъектов исполнительной власти и иных звеньев государственного управления по реализации их задач и функций.7 Сейчас происходят процессы, свидетельствующие об известном уменьшении веса государственного управления в некоторых областях жизни, в первую очередь это наблюдается в экономике. И исполнительная власть в ее государственно-управленческом понимании в некоторых позициях отказывается от функции непосредственного управления. На данной основе появляется совершенно другая функция – функция государственного регулирования, что особенно заметно в экономике. Если государственное управление есть постоянное, непосредственное вмешательство органов управления в жизнь объектов, то сейчас основным направлением является предоставление относительной самостоятельности (в известных пределах). Однако между государственным управлением и государственным регулированием нет принципиальных различий по целевому назначению. По своей сути регулирование непременный элемент государственно – управленческой деятельности, одна из ее функций. В данном случае речь идет о различном, большем или меньшем участии государства в экономических и иных процессах. Тем не менее, все это является условным так как «управляя, государство регулирует, а, регулируя, – управляет». По существу государственное управление - понятие более широкое по сравнению с государственным регулированием. Но в то – же время, государственное регулирование в значительной мере связано с использованием косвенных средств управляющего воздействия, т.е. налоговых, льготных и т.п., так называемых «экономических методов управления».8 Основные направления развития административно – правового регулирования на современном этапе: ? разработка и реализация политики, выражающейся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (приватизации, демонополизации, инвестиционная, жилищная, энергетическая); ? установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (государственное стимулирование предпринимательства, обеспечение равноправия всех форм собственности, защита прав собственника, охрана прав потребителя, пресечение монополизма и не добросовестной конкуренции); ? управление предприятиями и учреждениями государственного сектора; ? регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора; ? координация функционирования национализированного и денационализированного секторов хозяйственного социально – культурного и административно – политического строительства; ? обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления; ? осуществление государственного контроля и надзора за работой управляемой и регулируемой сфер. 1.2 Особенности административно–правового регулирования При помощи метода правового регулирования производится ограничение круга отношений, охватываемых административным правом, от отношений, подчиняющихся другим отраслям права. Особенности административно-правового регулирования вытекают из особенностей предмета административного права и сущности государственно-управленческой деятельности.9 Можно выделить особенности административно-правового метода регулирования общественных отношений, вытекающие из сущности государственно-управленческой деятельности и предмета административного права: ? для механизма административно-правового регулирования наиболее характерны правовые средства распорядительного типа, т.е. предписания (включая запреты); ? административно-правовое регулирование и его механизм - это форма юридического опосредования отношений, в рамках которой одна сторона выступает в роли управляющего (субъект управления), а другая - управляемого (объект управления); ? метод административно-правового регулирования предполагает односторонность волеизъявления одного из участников отношения; ? в конкретных управленческих отношениях, регулируемых административным правом, наиболее типичное выражение находит следующая взаимосвязь между управляющими и управляемыми: либо у управляющей стороны есть такие юридически властные полномочия, каковыми не обладает управляемая сторона (например, гражданин), либо объем таких полномочий у управляющей стороны больше, чем у управляемой (например у нижестоящего органа исполнительной власти); ? возможные отношения равенства участников регулируемых управленческих отношений также предписываются административно-правовыми нормами (например, в виде административного договора, соглашения, взаимодействия между органами исполнительной власти, находящихся на одном иерархическом уровне).10 Возникают административные взаимоотношения чаще всего не по обоюдному желанию сторон, а по волеизъявлению одной стороны. Такими действиями являются, например, приказ, предписание, жалоба, решение о выдаче лицензии, наложение штрафа и т.п.11 Споры между различными сторонами административных отношений в основном решаются также в административном порядке - субъектом управления, который представляет более высокостоящую фигуру в административных правоотношениях (при одних и тех же обстоятельствах одни субъекты исполнительной власти наделены правом решать, а другие - правом обжаловать решения вышестоящих органов (должностных лиц). Существующие интересы и права субъектов административного права могут защищаться и в судебном порядке, но это не правило, а, скорее, исключение из него.12 Таким образом, административное право исключает юридическое равенство участников правоотношений. Можно заключить, что главными признаками метода административного правового регулирования являются: а) определение юридического положения сторон; б) определение оснований возникновения, изменения и прекращения правоотношений; в) определение прав и обязанностей субъектов административных правоотношений; г) способы защиты субъектов правоотношений.13 Еще одной особенностью метода административно-правового регулирования в последнее время становится внедрение в систему администрирования демократических начал. Субъекты и объекты административных правоотношений имеют строго определенные права и обязанности: властвующий не имеет возможности делать все, что ему захочется, ссылаясь при этом на государственное благо; подчиненному в свою очередь не требуется - в силу имеющихся у него прав - беспрекословно подчиняться любому приказу начальника.14 Закрепляя демократические начала формирования административной власти и контролируя ее деятельность, рационально организуя управленческую структуру, закрепляя права граждан, механизмы решения конфликтов, четкие процедуры деятельности и т.п., административное право придает управленческим отношениям цивилизованный характер, способствует развитию в них начал законности, справедливости и демократии. Однако, вместе с тем оно не лишает управленческие отношения характера отношений власти - властеотношений.15 1.3 Система административно-правового регулирования Система элементов механизма административно-правового регулирования представляет собой совокупность элементов и правовых средств, взаимосвязанных и взаимозависимых и образуемых в информационно-правовое единство в целях упорядочивающего воздействия и устойчивого развития управленческих отношений в сфере деятельности органов исполнительной власти, государственного управления, администраций органов МСУ, уполномоченных должностных лиц и иных, регулируемых административными правовыми нормами управленческих отношений, возникающих в государстве и обществе.16 В систему административно-правового регулирования входят следующие элементы: 1. Административно-правовые нормы как первичные элементы административного регулирующего воздействия на общественные отношения. Нормы административного права содержатся в федеральных законах, законах субъектов РФ, указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, постановлениях, приказах и инструкциях федеральных органов исполнительной власти и многих других актах. В системе административного правового регулирования правовым нормам отводится центральное место, поскольку их отсутствие непременно приведет к безжизненности всей системы функционирования административного права. 2. Применение норм административного права субъектами права. Это также весьма важное звено, поскольку от качественности и правильности правоприменения зависит конечный результат административно-правового воздействия. Правоприменитель должен обладать высокой управленческой культурой, необходимыми знаниями в сфере права и других отраслей научного знания. В процессе применения норм административного права возникают сложности, неясности, коллизии, а следовательно, необходимость их толкования в случае разногласий между субъектами правоприменения, сомнения в правильности действий или в конституционности самой административно-правовой нормы. В последнем случае на помощь приходит Конституционный Суд РФ, рассматривающий подобные споры в установленном федеральным конституционным законом порядке. В результате применения норм административного права и их толкования управомоченные субъекты принимают соответствующие решения (правоприменительные акты, судебные решения и т. д.). 3. Административно-правовые отношения, которые создаются в результате действия и применения норм административного права. Правоотношения завершают формирование этой системы, а установление законных управленческих (административных) отношений и является, по сути, главной целью процесса административно-правового регулирования. Этому служат как созданные правовые нормы, так и их применение на практике применительно к конкретным отношениям. Административно-правовые отношения содержат в себе соответствующие права, обязанности, ответственность участников правоотношений.17 Глава 2. Методы административно–правового регулирования 2.1 Понятие методов административно–правового регулирования Метод правового регулирования – это способ воздействия на общественные отношения. Общая теория права выделяет в качестве методов правового регулирования: а) дозволение; б) предписание; в) запрет.18 Дозволение сводится к разрешению действовать или воздержаться от действий в условиях, предусмотренных правовой нормой. Предписание предполагает возложение обязанности действовать или воздержаться от действия в соответствии с требованиями правовой нормы. Запрет означает обязанность не совершать определенные нормой права деяния (действие или бездействие) под угрозой применения соответствующих санкций. Все указанные методы правового регулирования являются атрибутами первичного элемента правовой материи – нормы права. Каждый из них находит свое проявление во всех отраслях права. Административное право, разумеется, не является исключением. Так, метод дозволения в административном праве используется в рамках института усмотрения. Например, должностному лицу, рассматривающее дело об административном правонарушении, дозволено применять любой размер наказания в пределах между минимальным и максимальными его параметрами, установленными законом. Предписание является наиболее распространенным методом регулирования административно-правовых отношений. В этом методе проявляется властная природа отношений, регулируемых нормами административного права. Например, гражданам предписывается регистрироваться по месту жительства и месту пребывания.19 Запрет как метод правового регулирования в одних случаях имеет прямое закрепление в нормах права. Например, запрет на получение государственными служащими подарков и вознаграждений от физических и юридических лиц за исполнение своих функциональных обязанностей, многочисленные запреты для участников дорожного движения и др. В других случаях такой запрет непосредственно в норме права не сформулирован, однако его наличие предполагается. Это наиболее характерно для правовых норм, устанавливающих ответственность за административные правонарушения. Так, статьей 20.1. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за мелкое хулиганство. Это означает, что за действия, перечисленные в этой статье, установлено административное наказание, следовательно, совершать их нельзя.20 На основе обстоятельных теоретических изысканий некоторые авторы рассмотривают дозволение, предписание и запрет в единстве. Указанные методы правового регулирования не могут действовать изолированно друг от друга. Одновременное использование дозволения, предписания и запрета в различных ситуациях, когда один из компонентов исполняет роль непосредственно воздействующего фактора, а два других обеспечивают («подстраховывают») это воздействие, является необходимым условием эффективного правового метода.21 Рассуждая подобным образом, автор приходит к выводу о возможном выделении типов единого метода правового регулирования. В основу выделения таких типов им положен признак доминанты. Первый тип – гражданско-правовой. В этом типе единого метода правового регулирования в «триаде» способов воздействия доминирует дозволение. Второй тип – административно-правовой, в котором преобладает предписание. Третий тип – уголовно-правовой, где наиболее широко представлен запрет.22 Типологизация триединого метода правового регулирования для осуществления идентификации отраслей права, представляет как научный, так и практический интерес. Однако предложенный подход не обеспечивает однозначного решения поставленной задачи, оставляя массу вопросов. Так, доминирование запрета в едином методе правового регулирования наряду с уголовно-правовым типом может рассматриваться также в качестве типа административно-правового, если иметь в виду, например, административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ и соответствующими законами субъектов Российской Федерации. Подобная смена доминанты, как свидетельствует анализ, возможна в любой отрасли права.23 Однако в большей степени она характерна для права административного, где признаком, который адаптирует тот или иной тип единого метода правового регулирования к конкретной ситуации является объект правового регулирования. В административном праве объектом регулирования выступают публичные отношениях, в рамках которых осуществляется реализация властной природы ее участников. При этом речь может идти как о властной природе субъектов, представляющих публичную администрацию или судебную власть, так и о властной природе народа России, являющегося в соответствии с Конституцией РФ единственным источником власти в Российской Федерации.24 Таким образом, для административного права характерны все возможные методы правового регулирования: дозволения, предписания и запреты. Наиболее востребованными в административном праве методами регулирования являются предписания и запреты. В совокупности оба указанных метода образуют так называемый императивный метод правового регулирования. Но в административном праве представлен и метод дозволения, который лежит в основе диспозитивного метода правового регулирования. При изучении каждого из указанных методов регулирования необходимо учитывать особенности объекта правового регулирования.25 2.2 Сущность административно - правовых методов Методам управления присущи следующие наиболее характерные черты: ? органическая связь целевым подчинением этого вида государственной деятельности как особого варианта практической реализации единой государственной власти; ? выражение управляющего воздействия субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты; ? непосредственное выражение в связях между субъектами и объектами государственного управления как формы практической реализации единой исполнительной власти; ? использование субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закреплённой за ними компетенции; ? метод управления всегда имеет своим адресатом соответствующий объект; ? с учётом многообразия приёмов и способов реализации управленческой компетенции метод управления есть определённая возможность решения управленческих задач, стоящих перед субъектом исполнительной власти; ? в методах управления в соответствующем объёме находит своё выражение государственный интерес, управляющая воля государства; ? непосредственное выражение в методе управления принадлежащих и его исполнительному аппарату полномочий юридически властного характера; ? для методов управления характерна правовая форма их непосредственного практического выражения; ? выбор конкретных методов управления и воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей субъектов исполнительной власти, но прежде всего - от особенностей управления.26 Итак, по своим показателям метод управления есть средство целенаправленного управляющего воздействия. Такой подход к его пониманию сближает его с методом правового регулирования управленческих общественных отношений. Общее для них - и тот и другой являются регулирующими средствами, т.е. выступают в роли "носителей" административно-правовых дозволений, запретов, предписаний. Однако акценты при этом различны: либо речь идёт о механизме правового регулирования, в принципе едином для всех отраслей права, либо об управленческом инструменте, используемом конкретными исполнительными органами для решения стоящих перед ними повседневных задач.27 Главный критерий, необходимый для разграничения названных вариантов в методологическом смысле следующий: ? метод правового регулирования - функция административного права; ? метод управления - функция субъекта административного права, причем не всякого, а лишь того, который одновременно является субъектом исполнительной власти (государственного управления).28 Важность иных средств, используемых в работе органов управления, несомненна, но связываются они с решением задач иного порядка. Так для принятия решения в виде правового акта субъект исполнительной власти, предварительно проводит значительную работу, используя при этом различные средства-социологические, математические, графические, выполняемую до принятия решения в целях выработки его наиболее эффективного варианта. Но самого управляющего воздействия еще нет; оно найдет свое выражение в будущем управленческом решении.29 Несомненно, что налицо определенные приемы или способы управленческой работы, но если нет управляющего воздействия, нет и собственно методов управления. Вот почему не следует выделять в качестве самостоятельных методов управления математические, графические, социологические, исследовательские, воспитательные и прочие средства. Подобного рода действия можно отнести к так называемым организационным мероприятиям, находящим свое выражение, как правило в неправовых формах государственно-управленческой деятельности и не вызывающих прямых юридических последствий внешнего характера, т.е. не оказывающих влияния на объект управления.30 Таким образом, следует различать: а) методы управленческого воздействия, они всегда имеют внешнее юридически-властное значение и выражение и выявляются собственно методами управления; б) методы организации работы аппарата управления; имеют чисто внутри-аппаратное значение; в) методы совершенствования отдельных управленческих действий; это методы процедурного характера.31 Первые из них - административно-правовые методы. В них проявляются все основные качества, присущие государственно-управленческой деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. С помощью ряда методов, имеющихся в том или ином наборе в распоряжении каждого субъекта исполнительной власти, управляющее воздействие на объект практически осуществляется путем использования административно-правовых форм и методов. Практически тот или иной метод управления находит свое выражение в нормативных либо индивидуальных правовых актах управления.32 Иная точка зрения на понятие применения методов государственного управления заключается в том, что в каждом конкретном случае субъект управления должен найти наиболее целесообразные и прогрессивные методы, пути, средства решения задачи. Можно назвать их наиболее существенные черты: ? это способы воздействия одного человека на другого, одного коллектива на другой, одного человека на коллектив или коллектива на человека. Во всех случаях метод управления выступает как особые связи людей; ? это способы обеспечения преобладания, подчинения воли; ? это способы организации, упорядочения происходящих в системе процессов, приемы осуществления общих функций, возникающих в процессе совместной деятельности; ? это средства достижения цели.33 Методы при правильном применении образуют единую систему способов воздействия, связанных друг с другом.34 2.3 Виды методов административно–правового регулирования Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общетеоретических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются их конкретизацией с учетом особенностей сферы применения методов.35 С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности — убеждения и принуждения. Это — два взаимосвязанных "полюса" единого целого, то есть механизма обеспечения должного поведения и правопорядка. Они взаимно дополняют друг друга. С помощью средств убеждения прежде всего стимулируется должное поведение участников управленческих общественных отношений путем проведения воспитательных (включая правовое воспитание), разъяснительных, рекомендательных, поощрительных и иных мер преимущественно морального воздействия. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение. Специальный подход к проблематике видовой классификации административно-правовых методов исходит, прежде всего, из характера (содержания) управляющего воздействия. Из множества классификационных вариантов, как правило, наиболее распространенным является выделение двух групп методов, а именно — административных и экономических. Акцент именно на этих вариантах порождает до сегодняшнего дня немало противоречивых суждений, разночтении, а потому проблема методов управления нуждается в детальном освещении.36 Средства реализации управленческих задач и функций разнообразны, что дает основу для их классификации. Подобный подход к проблеме административно-правовых методов допустим как с общеюридических, так и специальных позиций; последние основываются на первых и являются конкретизацией особенностей сферы применения методов. С общетеоретических позиций проявляется действие универсальных методов любой деятельности убеждение и принуждение.37 Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления, независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов. Прямой их характер означает, что субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение (правовой акт управления), юридически-обязательное для объекта управления, то есть адресата. Налицо — прямое предписание ("команда"), ибо управляющее воздействие предполагает императивный (директивный) вариант волеизъявления субъекта управления. Такой характер управляющего воздействия вытекает непосредственно из властной природы управления, являющегося одним из существенных каналов практической реализации государственной власти. Подразумевается реализация исполнительной власти.38 Внеэкономический характер данных методов означает, что реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых (будь то гражданин или предприятие и т. п.). Должное поведение в сфере государственного управления обеспечивается через волю и сознание управляемых ("соподчинение воль"). При этом используются в необходимой мере средства убеждения и принуждения. Допускается возможность юридического принуждения к должному поведению, что, однако, не дает оснований для отождествления прямого управляющего воздействия с принуждением.39 С учетом названных качеств административных методов очевидно, что без их использования невозможно достижение целей упорядочивающего воздействия на поведение различных участников управленческих общественных отношений. Кто-то должен решать повседневно возникающие в этой сфере вопросы, для чего и необходимы соответствующие рычаги юридического властвования. И они находятся в руках субъектов государственно-управленческой деятельности, которые осуществляют администрирование, то есть управление. На этой базе и возникло наименование наиболее характерных для этих субъектов методов — административные.40 Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств экономического или косвенного воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Главное при этом заключается в том, что с их помощью субъект управления добивается должного поведения управляемых путем воздействия на их материальные интересы, то есть опосредованно, в отличие от способов прямого властного воздействия.41 Последние здесь отсутствуют. Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием директивных предписаний субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот и т. п.). Тем самым стимулируется экономическая (материальная) заинтересованность объекта в выполнении поставленных перед ним задач. Управляющее воздействие осуществляется ....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: