VIP STUDY сегодня – это учебный центр, репетиторы которого проводят консультации по написанию самостоятельных работ, таких как:
  • Дипломы
  • Курсовые
  • Рефераты
  • Отчеты по практике
  • Диссертации
Узнать цену

Понятие и особенности адаптации дошкольников в условиях ДОУ

Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: W008209
Тема: Понятие и особенности адаптации дошкольников в условиях ДОУ
Содержание
1



Министерство образования и науки Российской Федерации



Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение 

высшего образования

«Набережночелнинский государственный педагогический университет»

(ФГБОУ ВО «НГПУ»)



Факультет педагогики и психологии

Кафедра педагогики и психологии им. З.Т. Шарафутдинова











ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА



«Педагогические условия адаптации ребёнка раннего возраста к ДОУ»



44.03.01. Педагогическое образование

Профиль «Дошкольное образование»













Заведующий кафедрой

педагогики и психологии

им. З.Т. Шарафутдинова

к.псх.н., доцент                                                                           Федекин, И.Н.



Допускается к защите

«___» ________________2018 г.



Руководитель

к.п.н., доцент                                                                               Садыкова Л.Р.

«___» ______________2018 г.





	Обучающийся                                                                             Фахриева Л.А.

                                                                                                      группа 1313













Набережные Челны, 2018








Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретические основы проблемы адаптации дошкольников к условиям ДОУ.. …………………………………………………………………………………6

1.1 Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………………………………..6

 Понятие и особенности адаптации дошкольников в условиях ДОУ……9

1.3 Психолого-педагогические условия организации успешной адаптации в современном ДОУ………………………………………………………….………18

Глава 2 Исследование процесса адаптации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ………………………………………………………………………26

2.1. Диагностика дошкольников в период адаптации к ДОУ………….………..26

2.2. Экспериментальная работа по организации адаптации детей раннего возраста в детском саду…………………………………………………………....33

2.3. Анализ результатов экспериментального исследования……………………41

Заключение………………………………………………………………………….46

Список используемых источников………………………………………………..48

Приложения




Введение

Сухомлинский В.А. писал, что детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш [39]. 

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для него это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие - соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать.

Общеизвестно, степень адаптации ребенка к детскому саду определяет его психическое и физическое здоровье. Резкое предъявление нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил жизни - это и эмоциональный, и информационный стресс.

Большой вклад в изучение проблем адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ сделан в отечественной литературе. В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах Ш.А. Амонашвили, Г.Ф. Кумарина, А.В. Мудрик, и др. [39].

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др. [39].

Период привыкания детей - неизменно сложная проблема. С ней сразу же столкнулись работники первых яслей, открывшихся еще на заре советской власти. Заботясь о здоровье и самочувствии детей в этот трудный для них период, медицинские работники начали разрабатывать щадящие режимы со свободными часами сна и бодрствования, облегченные варианты меню с обилием фруктов и соков, комплексы профилактических мероприятий. Но все предлагаемое лишь несколько смягчило остроту проблемы. 

Н.М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, не раз возвращалась к вопросу адаптации детей в дошкольном учреждении, неустанно приводила один и тот же пример: садовник, бережно пересаживая молодое деревце, выкапывает его с частью почвы, на которой оно произрастало, и затем любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, оно все равно болеет, листики его вянут. А мы безжалостно отрываем ребенка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем это беспомощное существо в незнакомую обстановку, окружаем чужими людьми, не оставляем ни единой точки соприкосновения с привычной жизнью [46]. 

Теплюк С. проанализировала деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что эта проблема – актуальна. Воспитатели групп не готовы оказывать вновь поступившим детям квалифицированную помощь и психолого-педагогическую поддержку; они часто демонстрируют отсутствие навыков грамотного построения взаимоотношений с родителями новичков [46].

Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста.

Цель исследования теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия организации адаптации детей раннего возраста к ДОУ.

Объект исследования - процесс адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ. 

Предметом исследования являются педагогические условия организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.

Гипотеза: адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению осуществляется наиболее успешно при соблюдении следующих педагогических условий:

 Взаимодействие семьи и ДОУ.

Организация системы психолого-педагогического сопровождения.

Соблюдение индивидуально-дифференцированного подхода воспитателя к каждому ребенку.

Из цели вытекают следующие задачи:

Изучить теоретические аспекты проблемы адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению.

Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей раннего школьного возраста.

Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению.

Методологической основой исследования являлись труды Н.М.Аксариной, Н.Д. Ватутиной, Е.П. Арнаутовой, Н.Н. Андреевой, Т.Н. Дороновой, А.В. Кошелевой, Т.А. Константиновой и др.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, эксперимент, наблюдение, количественный и качественный анализ результатов исследования.

Практическая значимость исследования заключается в разработке и внедрении плана организации успешной адаптации детей к условиям пребывания в ДОУ.

Экспериментальная база: МАДОУ №105 «Дюймовочка» г. Набережные Челны.

Структура выпускной квалификационной работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации дошкольников к условиям ДОУ





1.1. Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Ч. Дарвин установил, что эволюция живых форм осуществляется через эволюцию их приспособлений к среде. С этого времени в биологии утвердилось положение, согласно которому адаптация не есть нечто внутренне присущее и заранее данное организмам, но всегда возникает и развивается под воздействием трех основных факторов органической эволюции - изменчивости, наследственности и естественного отбора [14].

Не только врачам, психологам, педагогам, но и родителям знакомо понятие «адаптация». Бытовое его определение звучит так: «Приспособление организма к изменяющимся условиям существования». Следовательно, изменения в поведении, в настроении, состоянии здоровья детей, объясняются затрудненной адаптацией, т.е. привыканием к сменившимся условиям жизни [28]. 

Интерес к проблеме адаптации (а вместе с ним понимание ее социального значения) возникает в конце 40-х - начале 50-х годов. Впервые на его важность в нашей стране указала Н.М. Аксарина [28].

В основу ранних исследований был положен ряд положений, которые нашли свое отражение в педагогической практике [28].

Многочисленные исследования отечественных ученых (Ватутина, Соловьева, Лисина и др.) доказали, что привыкание малыша к новым для него условиям дошкольного учреждения в основном зависит от того, как взрослые в семье смогли подготовить малыша к этому ответственному периоду в его жизни [47]. 

Профессор Н.М. Аксарина, касаясь этой темы, приводила пример: садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется [56].

Н.Д. Ватутина в своём пособии рассматривает оптимизацию условий для успешной адаптации детей в детском саду, раскрывает особенности поведения детей и соответственно методы педагогического воздействия на них в этот период, требования к подготовке детей в семье к детскому саду [28]. 

Т.В. Костяк рассматривает особенности психологической адаптации детей раннего возраста к детскому саду, а также факторы психологического благополучия ребенка и основные закономерности его психического развития в дошкольном возрасте [56].

В исследованиях выделены степени адаптации ребенка; раскрыты факторы, влияющие на характер и длительность адаптационного периода; разработаны рекомендации для педагогов и родителей по подготовке малышей к поступлению в дошкольное учреждение и организации адаптационного периода в ДОУ (Е.П. Арнаутов, Н.Н. Андреева, Т.Н. Доронова, А.В. Кошелева, Т.А. Константинова и др.) [56].

Ряд авторов рассматривают адаптацию как, во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимся условиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесия между средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе «человек—среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм (И. П. Павлов, И. М. Сеченов, П. К. Анохин, Г. Селье); известный психолог Пиаже подчеркивал, что адаптация может, рассматривается как единство противоположно направленных процессов: аккомодации и ассимиляции.

В работе «Адаптация ребенка в современном мире» Л.И. Петрова отмечает, что именно взрослые в ответе за благополучную адаптацию и выделяет структурные компоненты адаптации – коммуникативный, познавательный, поведенческий, ценностный [39]. 

Коммуникативный компонент, можно рассмотреть в момент, когда ребенок пытается высказать свое отношение к наблюдаемому явлению, он познает мир. С опытом приходят слова, слова увязываются в предложения. 

Подрастая, ребенок овладевает знаниями об окружающем мире. Перед ним стоит трудная задача — выбрать именно те знания, которые впоследствии сформируют его ценностные ориентации. Знания ребенок получает в ходе обучения и воспитания. Современное общество характеризует широкая сеть информационных коммуникаций. Это средства массовой информации, компьютерные технологии. Ребенок получает большой объем неконтролируемых знаний. Так выделяется познавательный компонент [57].

Важнейшим компонентом является поведенческий, он означает деятельность ребенка по усвоению тех или иных норм жизни общества. Принимая требования общества, выраженные  в определенных моральных нормах, ребенок и ходе жизни формирует определенные модели поведения. В ходе приобщения ребенка к жизни общества у него вырабатываются и нравственные образцы поведения в этом обществе — своеобразный «кодекс чести», в котором обозначено, «что такое хорошо и что такое плохо».

В ходе жизнедеятельности ребенок ищет «свои» нравственные ценности. Поиск и предпочтения зависят от потребностей личности. Формирование потребностей — один из важнейших элементов социализации личности. Так выделяется ценностный компонент. Любой человек подходит избирательно к тем ценностям, которые ему предлагает общество. Избирательность обусловлена и жизненным опытом индивида, и его ценностными ориентациями, и мотивами его деятельности. Безусловно, есть общечеловеческие ценности, и каждое общество стремится через педагогические институты сформировать у своих граждан представление о них. Но, кроме общепринятых нравственных законов, есть еще много требований, сформулированных обществом в соответствии со своими установками, обусловленными общественной формацией. Поэтому так важно уже с детства научить ребенка правильно выделять из огромного поля социальных явлений и событий значимые именно для него и соотносить их с требованиями общества, в котором он живет [39].

Таким образом, в процессе социализации ребенок «строит» свою индивидуальную модель жизни в обществе, и, какой из него выйдет гражданин, во многом зависит от того, насколько он правильно «переработает» полученную информацию и переведет ее на язык знаний, эмоций и деятельности. В процессе социализации ребенок адаптируется в социуме, используя индивидуально полученные знания об этом обществе и имея уже определенные модели поведения и эталоны эмоционального отношения к жизненным явлениям и событиям. Об этом писали, как уже говорилось выше многие  педагоги исследователи.





1.2. Понятие и особенности адаптации дошкольников в условиях ДОУ

Под адаптацией (от лат. аdaptatio - приспособление, прилаживание) принято понимать способность организма приспосабливаться к различным условиям внешней среды. Социальная адаптация - приспособление человека к условиям новой социальной среды; один из социально-психологических механизмов социализации личности.

Адаптация в словаре С.И. Ожегова трактуется, как приспособление организма к изменяющимся внешним условиям [35]. 

На характер адаптации влияет уровень здоровья ребёнка: ослабленные, часто болеющие дети значительно тяжелее переносят период привыкания. Характер адаптационного периода зависит также от предшествующего опыта малыша, то есть от наличия или отсутствия тренировки его нервной системы в приспособлении к меняющимся условиям жизни. Дети, которые живут в многодетных семьях, в семьях с многочисленными родственниками, значительно быстрее привыкают к новым условиям, чем дети, жизнь которых протекала в однообразной обстановке, была ограничена небольшим кругом взрослых.

Эффективность процесса адаптации человека в значительной мере определяет успешность его деятельности, а также сохранение физического и психического здоровья. Отсюда то пристальное внимание, которое уделяется разработке, как аспектов адаптации, так и ее видов: [4].

физиологической, 

психической, 

психологической, 

социальной, 

политической, 

географической, 

социально- психологической, 

трудовой (профессиональная). 

Все эти виды взаимосвязаны и взаимозависимы. Поэтому и рассматривать их следует комплексно. Однако для лучшего понимания опишем некоторые виды отдельно. Центральными для детей дошкольного возраста являются физиологическая, психическая, психологическая, социальная адаптация.

1. Физиологическая адаптация проявляется в состоянии здоровья ребенка. Если он хорошо приспособился к обстановке, то редко болеет, все физиологические акты проходят у него без особых проблем.

Если же справляется со всеми требованиями детского сада, но много болеет, считать ребенка полностью адаптированным к ситуации нельзя [4].

2. Психическая (психоэмоциональная) адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды. Адаптированные дети пребывают в хорошем настроении, у них высокий уровень работоспособности, отсутствуют невротические реакции и аффективная возбудимость [4].

3. Психологическая адаптация заключается в приспособлении (психологическом) ребенка к изменившимся условиям среды и в выработке модели поведения, адекватной новым условиям. Дети чувствуют себя комфортно, активно взаимодействуют и со взрослыми, и со сверстниками, включены в совместные игры, дела и образовательную [4]. 

4. Социальная адаптация говорит о приспособлении индивида к социальной среде, предполагающем взаимодействие и постепенное согласование ожиданий обеих сторон. Адаптация к социуму требует подчинения индивидуальных желаний нормам и запретам дошкольного учреждения (детский сад - срез более широкого социума). Важно помнить при этом: полное подчинение индивидуальных потребностей  требованиям социума приводит к нарушению других видов адаптации. Социальная адаптация - это состояние гармонии между индивидом и социальной средой [4].

Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды. Выделяют три стиля, с помощью которых человек может адаптироваться к среде. Наиболее оптимальным является творческий стиль, наименее оптимальным - избегающий [3]. 

На процесс адаптации ребенка влияют следующие факторы:

достигнутый уровень психического и физического развития,

состояние здоровья,

степень закаленности,

сформированность навыков самообслуживания, коммуникативного общения со взрослыми и сверстниками,

личностные особенности самого малыша,

уровень тревожности и личностные особенности родителей [28]. 

Как видно из вышесказанного, главное для ребёнка - это взрослый. От того, как взрослые подойдут к малышу в период адаптации, как смогут организовать его жизнь в группе, зависит многое в его поведении.

Адаптация проявляется, главным образом, на психоэмоциональном уровне у ребенка. Чтобы более детально и как можно объективнее судить об этом уровне, учёными специально разработан и уточнён целый ряд необходимых показателей, достаточно информативно характеризующих особенности поведения и проявление эмоций у ребенка, адаптирующегося к новому организованному коллективу, и создан эмоциональный профиль, или портрет (ЭП) ребенка, впервые поступившего в обычный детский сад. Он включает следующие показатели [28].

1. Отрицательные эмоции - как правило, важнейший компонент ЭП, встречающийся в основном у каждого ребенка, впервые адаптирующегося к новому организованному коллективу. Обычно проявления различны: от еле уловимых до депрессии, напоминающей собою плен. При ней малыш подавлен, угнетен и безучастен ко всему на свете. Он есть, и в то же время его нет. Сидит, как будто окаменелый, весь погруженный сам в себя, похожий на глухонемого или на пришельца с неизвестной нам планеты. Не ест, не пьет, не спит, не отвечает на вопросы. 

Ребенок может,  вырывается из рук  воспитателей и мчится к выходу, со всеми конфликтуя на ходу. Там замирает, а потом, рыдая, зовет маму, захлебываясь в собственных слезах. 

Обычно дольше всех из отрицательных эмоций у ребенка держится так называемое хныканье, которым он стремится выразить протест при расставании с родителями, убегающими на работу [28].

2. Страх - обычный спутник отрицательных эмоций. Навряд ли удастся встретиться с ребенком, который не испытал его хотя бы раз, во время адаптации к детсаду. Ведь малыш, впервые придя в детский коллектив, во всем лишь видит скрытую угрозу для своего существования на свете. Поэтому он многого боится, и страх преследует его буквально по пятам, гнездится в нем самом. Малыш боится неизвестной обстановки и встречи с незнакомыми детьми, малыш боится новых воспитателей, а главное, того, что Вы забудете о нем, уйдя из сада на работу.

Ребенок  боится, что родители предали его, что не придут за ним вечером, чтобы забрать домой. Малыш боится. Очень часто мы невольно сами провоцируем его глобальный страх. И этот страх - источник стресса, а приступы его можно расценивать как пусковые механизмы стрессовых реакций [28].

3. Гнев. Порой на фоне стресса у ребенка вспыхивает гнев, который прорывается наружу, написанный буквально на лице. В такой момент малыш, словно маленький агрессор, пантерой готов прыгнуть на обидчика, отстаивая свою правоту. В период адаптации ребенок похож на «ахиллесову пяту» и оттого раним настолько, что поводом для гнева может служить все. Поэтому гнев и рождаемая им агрессия способны разгореться, даже если нет искры, как будто бы в самом ребенке заложена пороховая бочка [28].

4. Положительные эмоции - противовес всем отрицательным эмоциям и главный выключатель их. Они сравнимы только лишь с рассветом, который возвещает нам о том, что ночь уже давно пошла на убыль и будет светлый, много обещающий всем день. Обычно в первые дни адаптации они не проявляются совсем или немного выражены в те моменты, когда малыш как будто «опьянен» ориентировочной реакцией на «прелесть новизны». Чем легче адаптируется ребенок, тем раньше проявляются они, похожие на первых ласточек, всем возвещающих о завершении у Вашего ребенка адаптационного процесса. Особенно благоприятна радость. Вообще улыбка и веселый смех, пожалуй, - главные «лекарства», вылечивающие большинство из негативных сдвигов адаптационного периода [28].

5. Социальные контакты. Уже в три года малыш обычно любит контактировать с людьми, сам выбирая повод для контакта. Коммуникабельность ребенка - это благо для успешного исхода адаптационного процесса. Однако впервые дни нахождения в дошкольном учреждении у некоторых малышей утрачивается и это свойство. Такие дети замкнуты и нелюдимы, все время проводящие лишь в «гордом одиночестве». На смену этой «гордой бесконтактности» приходит «компромиссная контактность», означающая то, что ребенок вдруг сам стал проявлять инициативу для вступления в контакт со взрослыми людьми. 

Однако эта инициатива мнима. Она нужна ребенку только лишь как выход из сложившегося положения и не направлена на улучшение общения с людьми, особенно со сверстниками. В такой момент ребенок обычно, плача, подбегает к воспитательнице, хватает ее за руку, пытается тянуть к входной двери и молит, чтобы она отвела его домой. Малыш готов пойти на компромисс с заведующей или няней, он даже молит медсестру,  пусть не домой, но только чтобы увели его из группы, чтобы забрали поскорей от этих неумеющих вести себя детей. Нет, он не хочет и не может дружить с ними. Она назойливы, невыносимы и «жалят» посильнее роя пчел. Насколько проще было дома, когда он проводил все дни один.

Как только малыш сумеет, наконец наладить нужные контакты в группе, все сдвиги адаптационного периода пойдут на убыль - и это будет важным шагом к завершению всего процесса адаптации у ребенка [28].

6. Познавательная деятельность - обычно верный «друг» всех положительных эмоций. Как и они, познавательная деятельность, как правило, снижается и угасает на фоне стрессовых реакций. В три года эта деятельность тесно связана с игрой. Поэтому малыш, впервые придя в детский сад, нередко не интересуется игрушками и не желает интересоваться ими. Ему не хочется знакомиться со сверстниками, понять, что происходит рядом с ним. «Почемучка» словно в зимней спячке, и познавательная деятельность его заторможена. Однако как только он проснется или, в конце концов Вы все-таки «разбудите» его, активность стресса станет минимальной и в скором времени исчезнет насовсем [28].

7. Социальные навыки. Под прессом стресса малыш обычно изменяется настолько, что может «растерять» почти все навыки самообслуживания, которые уже давно усвоил и которыми успешно пользовался дома. Все это вызывает частые насмешки у детей и недовольство воспитателей, как правило, считающих, что малыш совсем не подготовлен к саду. Его приходится кормить из ложечки и умывать, как будто бы младенца. Он «не умеет» одеваться, раздеваться и пользоваться носовым платком. Не знает, когда надо говорить спасибо. Ну, словом, маленький дикарь.

Однако же по мере адаптации ребенка к условиям организованного коллектива он «вспоминает» вдруг забытые им навыки, в придачу к ним легко усваивая новые [28].

8. Особенности речи. У некоторых малышей на фоне стресса меняется и речь, не прогрессируя, а в сторону регресса. Словарный запас малыша скудеет, и он на несколько ступенек словно опускается вдруг вниз, при разговоре лишь употребляя младенческие или облегченные слова. Почти совсем нет существительных. Почти совсем нет прилагательных. Встречаются одни глаголы. И предложения из многосложных стали односложными. В ответах на вопросы – «телеграфный стиль». Такая речь - итог тяжелой адаптации. При легкой - она или же не изменяется совсем, или описанные изменения касаются ее чуть-чуть. Однако в это время в любом случае затруднено необходимое для возраста ребенка пополнение его активного словарного запаса [28]. 

9. Двигательная активность. Во время адаптационного процесса довольно редко сохраняется в пределах нормы. Ребенок сильно заторможен или неуправляемо гиперактивен. Однако постарайтесь все-таки не путать его активность, измененную в связи с процессом адаптации, с активностью, присущей темпераменту ребенка [28].

10. Сон. Вначале сон отсутствует совсем, и в тихий час малыш как «ванька-встанька». Его не успеваешь уложить, как он уже сидит, рыдая, на кровати. По мере привыкания к детсаду ребенок начинает засыпать. Но сон, едва ли, можно назвать сном. Он беспокойный, прерывается все время всхлипыванием или внезапным пробуждением. Порою кажется, что малыша преследуют кошмары. Как будто бы он смотрит сон свой в телевизор, где ясно видит, что с ним происходит. Однако фильм имеет только страшное начало, конец малыш боится посмотреть. И чтобы его действительно не видеть, в испуге, плача, прерывает сон. И только лишь когда ребенок адаптируется к саду, он, в самом деле, сможет тихо провести свой тихий час и спать спокойно  [28].

Аппетит. Чем менее благоприятно адаптируется ребенок, тем хуже его аппетит, отсутствующий иногда совсем, как будто бы ребенок объявляет голодовку. Гораздо реже Ваш малыш впадает вдруг в другую крайность и ест не меньше, чем Гаргантюа, пытаясь своим "волчьим" аппетитом хоть как-то удовлетворить свои неудовлетворенные потребности. Нормализация пониженного или же повышенного аппетита, как правило, сигнализирует о том, что отрицательные сдвиги адаптационного процесса не нарастают, а пошли на убыль, и в скором времени нормализуются и все другие показатели описанного нами выше эмоционального портрета. На фоне стресса ребенок может похудеть, но, адаптировавшись, он легко и быстро не только восстановит свой первоначальный вес, но и начнет в дальнейшем поправляться [28].

Педагоги и психологи в свою очередь различают 3 степени адаптации.

Легкая адаптация протекает в период от 8 до 16 дней:

у ребенка на 8 – 16 день нормализуется сон, он нормально начинает есть;

настроение преобладает бодрое, заинтересованное, в сочетании с утренним плачем;

отношения к близким взрослым не нарушается, ребенок поддается ритуалам прощания, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые, отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным;

интерес к окружающему восстанавливается в течение 2 – х недель при участии взрослых;

к концу первого месяца восстанавливается активная речь;

ребенок болеет не более 1 раза, сроком не более 10 дней, без осложнений.

Адаптация средней тяжести, как правило, длится от 17 до 32 дней:

сон и аппетит восстанавливается лишь через 20-40 дней;

настроение не устойчивое в течение месяца, плаксивость в течение всего дня;

отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное (плач, крик при расставании и встрече);

отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным;

речь либо не используется, либо речевая активность замедляется;

заболеваемость от 2-х раз, сроком не более 10 дней, без осложнений;

изменения в вегетативной системе: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щечки, шелушение кожи (диатез) – в течение 1,5 – 2 недель.

Адаптация тяжелой степени длится от 32 и более дней:

ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами;

аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональные нарушения стула, бесконтрольный стул;

настроение безучастное, ребенок много и длительно плачет;

поведенческие реакции нормализуются лишь на 60 день пребывания в ДОУ;

отношение к близким людям: эмоционально – возбужденное,  лишенное практического взаимодействия;

отношение к детям: избегает общения, сторониться или проявляет  агрессию;

речь не использует или имеет место задержки речевого развития на 2-3 периода;

заболеваемость более 3 – х раз в месяц, более 10 дней.

Таким образом, под адаптацией понимают процесс приспособления. Период приспособления имеет важное значение для развития ребёнка. Адаптационный период человека протекает не стихийно, он имеет свои правила, закономерности, стадии, фазы, стили,  виды и степени тяжести. Также для благоприятного периода  адаптации необходимо  учитывать потребность ребёнка в общении.





1.3. Психолого – педагогические условия организации успешной адаптации в современном ДОУ

Для создания благоприятных условий для адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения  необходимо учитывать следующие факторы [43].

Первый фактор - возраст ребенка, с 1 года 8-9- месяцев до 2-х лет и старше (с 2-х до 3-х лет) наиболее благоприятный период для адаптации, хотя степень ее остается разной.

С 1 года 8-9 месяцев до 2-х лет у ребенка появляется потребность в общении не только со взрослыми, но и с детьми, что позволяет ему отвлечься от дома. Но все-таки речь недостаточно развита, и если не понимать ребенка, не выполнять его желаний, то появляется плач, срыв нервной системы. Адаптация может перейти во 2-ю стадию – средней тяжести. 

С 2-х до 3-х лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Адаптация протекает легко, т.к. у ребенка уже есть жизненный опыт, он становиться более любознательным, его можно заинтересовать новый игрушкой, занятиями, он может самостоятельно чем-то заниматься. В этом возрасте сильно развита потребность в общении и ориентировочная реакция на окружающее: его внимание привлекают игрушки и другие объекты, рефлекс «Что такое?» стимулирует общение со взрослым [43].

Второй фактор - состояние здоровья и развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации. Дети с более высоким уровнем развития, с хорошо развитой речью, имеющие навыки самообслуживания, умеющие занять себя действиями с игрушками легче привыкают к новой обстановке. Дети, отягощенный различными патологическими состояниями (патология беременности и родов), много болеют до поступления в ДОУ, ослабленные дети значительно тяжелее переносят адаптационный период [43].

Третий фактор - индивидуальные особенности ВНД. Адаптация зависит от силы и типа ВНД (тип ВНД – индивидуальные свойства личности, которые влияют на процесс формирования знаний, умений, на привыкание, на особенности проявления характера). И.Павлов в своем учении о ВНД выделяет 2 типа (сильный – холерик, сангвиник, флегматик; слабый – меланхолик) с учетом взаимодействия между собой процессов возбуждения и торможения. 

Дети с сильным типом ВНД: холерики (процесс возбуждения преобладает над процессом торможения) и флегматики (оба процесса уравновешены) ведут себя внешне спокойно: закаменело, заторможено, находятся в отдалении, боятся плакать, сдерживают себя, без возражений выполняют требования воспитателя, но взрослых к себе не подпускают, забиваются в угол со слезами на глазах, плачут при приближении взрослых. Это очень сложное состояние, т.к. нервное напряжение очень велико, Эти дети при встрече с родителями начинают плакать навзрыд, поэтому в течение дня их лучше не трогать, пусть сидят в уединении.

Тяжелее всех привыкают дети-меланхолики (со слабым типом ВНД, процессы возбуждения и торможения слабо выражены). Так же, как и флегматики, эти дети очень страдают: они подавлены и тихи сидят в стороне, в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участие в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Поэтому в период приучения детей к ДОУ особое внимание следует уделять страдающим детям: флегматикам и меланхоликам, адаптация которых может иметь 3 степень – патологическую [43].

Четвертым фактором, отрицательно влияющим на течение адаптации, оказывают имеющиеся в семье нарушения режима сна, кормления, неправильная организация бодрствования (беспорядочные, неблагополучные семьи) У детей из таких семей в период адаптации нарушения аппетита и сна становятся более глубокими, вследствие чего резко удлиняется адаптационный период.

Условия семейного воспитания и наличие предшествующего опыта. Малыши, которые до поступления в ДОУ неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.п.), общались со многими взрослыми, с разными детьми, у которых в соответствии с возрастом сформированы личностные качества - умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и сверстниками, положительно относиться к требованиям взрослого (идти спать, кушать, собирать игрушки), самостоятельно обслуживать себя (умение самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться, проситься в туалет), легче привыкают к условиям ДОУ, чем дети, которые общались только с одним взрослым. 

Для таких детей в период адаптации требуется строгое соблюдение режима дня, привычек. Не смотря на наличие предшествующего социального опыта, в первые дни пребывания в ДОУ эмоциональное состояние таких детей неуравновешенное (они тоже настороженны, следят за чужими взрослыми, нервозны в общении с ними, плохо засыпают, в первое время ведут себя якобы спокойно – сами берут за руку взрослого, рассматривают игрушки, охотно самостоятельно влезают на горку, но уже на третий день они отказываются идти в детский сад). Новизна впечатлений держала их только 2 дня. В целом дети из хороших условий семейного воспитания адаптируются за более короткий срок.

Пятым фактором для адаптации дошкольников к условиям детского сада является учет возрастных особенностей детей. 

Так учет социально – эмоционального развития, т.е. играет ли ребенок самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры.

Влияет уровень развития общей моторики и мелкой моторики рук, т.е. учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с нижней ступеньки. Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы. Красит пальцем. Нанизывает бусы.

Влияет уровень развития зрительно-моторной координации, т.е. может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами.

Восприятие и предметн.......................
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену Каталог работ

Похожие работы:

Отзывы

Спасибо, что так быстро и качественно помогли, как всегда протянул до последнего. Очень выручили. Дмитрий.

Далее
Узнать цену Вашем городе
Выбор города
Принимаем к оплате
Информация
Онлайн-оплата услуг

Наша Компания принимает платежи через Сбербанк Онлайн и терминалы моментальной оплаты (Элекснет, ОСМП и любые другие). Пункт меню терминалов «Электронная коммерция» подпункты: Яндекс-Деньги, Киви, WebMoney. Это самый оперативный способ совершения платежей. Срок зачисления платежей от 5 до 15 минут.

Сезон скидок -20%!

Мы рады сообщить, что до конца текущего месяца действует скидка 20% по промокоду Скидка20%